Введение. Антиохия и антиохийская школа Антиохия на Оронте, при Дафне, блестящая столица Востока, основанная Селевком Никатором и с течением времени совместившая в себе все преимущества великих центров древнего мира, была столь же многочисленна по своему населению, сколько славна науками и искусствами. Одно из видных средоточий язычества, Антиохия еще при жизни апостолов сделалась христианской и, по разноплеменности обитателей, стала удобным пунктом для распространения новой религии, так что может считаться матерью Церквей из язычников 1 . Обагренная кровью святых мучеников, она сияла именами своих епископов и учителей, которые горели немерцающим светом не только святости жизни, но и выдающейся учености. Здесь жил и действовал одушевленный любовью ко Христу и верующим ученик апостола Иоанна св. Игнатий Богоносец , уста которого говорили от избытка его богатого ума и благородного сердца. Здесь выступил против эллинов и гностиков св. Феофил, епископ и философ. Здесь во второй половине III в. получила определенное направление и прочное существование Антиохийская школа, во главе которой стоял знаменитый Лукиан, этот, по удачному выражению А.Гарнака, «признанный святой и непризнанный учитель” 2 . Антиохийская школа – это член в цепи христианских школ, которые, как звенья [одной цепи], примыкают друг к другу и, по общей цели и по сходной организации, образуют одно целое. В истории христианского просвещения она славна всесторонней образованностью своих учителей, ревностной защитой православного учения и громадной продуктивностью в области исследования Священного Писания . Богословствующая мысль Антиохийской школы за все время существования последней шла в направлении, совершенно отличном от господствовавшего в то время направления в Александрии. [Правда, необходимо отметить, что], подобно александрийцам, антиохийцы [также] стремились к более глубокому познанию внутренней связи истин веры и к изложению Откровенного учения при помощи науки. Но все их богословие носило совершенно иной характер, [чем богословие александрийцев], и средства достижения цели были совершенно иные. Антиохийские богословы, как и александрийские, стояли на почве Слова Божия и церковной веры; исходный же пункт их различия составляло [несколько иное] понимание Священного Писания , а отличительным признаком был историко-грамматический метод антиохийцев в противоположность аллегорическому методу александрийцев. Последние почти всюду стремились находить в Писании таинственный смысл. Встречая в нем описание обыденных сторон человеческой жизни и не считая их достойными чести занимать место в Слове Божием, они склонны были думать, что под буквой Библии здесь скрывается какой-нибудь другой, более глубокий смысл, и старались отыскать его, жертвуя общей связью целого (контекстом). В результате получался ряд фрагментарных объяснений, связать которые в единство их основной идеи часто было невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Древне-церковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV-V вв.): ее главнейшие направления и характерные особенности Речь на годичном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17-го Февраля 1910-го года Содержание I. Общая характеристика церковно-богословской жизни в IV–V веках. Церковная Богословская наука в до-Никейскую эпоху. Богословская деятельность апологетов II века. Малоазийское Богословие святого Иринея. Научно-богословское движение в разных частях Христианского Мира и развитие потребности в решении внутрицерковных проблем. Ориген – характеристика его богословской деятельности и направления Александрийской школы. Течения в Александрийской школе после Оригена. Малоазийское Богословие к началу IV века: святой Мефодий Олимпийский. Антиохийская школа II. Влияние новых условий церковной жизни на взаимоотношение богословских направлений. Ново-Александрийская школа: характер Богословия святого Александра, святого Афанасия, Дидима, Каппадокийских отцов, Амфилохия, Аполлинария, святого Кирилла Александрийского, Евсевия Кесарийского. Видоизменения в методе Александрийской экзегетики. Антиохийская школа: периоды в ее истории и характеристика богословской деятельности ее представителей. Малоазийское Богословие в IV веке. Святой Кирилл Иерусалимский. Маркелл Анкирский. Святой Епифаний Кипрский III. Отличительные особенности Богословской науки IV–V веков в использовании источников и научных средств: отношение к Священному Писанию, Церковному Преданию и современной философии; живость религиозного сознания, свобода исследования. Заключительные выводы в отношении к условиям нормального развития Богословской науки в настоящее время      В истории Вселенской Церкви IV век и первая половина V представляют чрезвычайный по своему значению период. Радикальная перемена во внешнем положении Христианства в Греко-Римской Империи имела самые благоприятные последствия для внутренней жизни Церкви, предоставив Ее членам полную возможность все силы духа сосредоточить на разрешении внутрицерковных задач. Не отвлекаемая внешней борьбой за самое существование, Церковь начала жить полной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Епархии Антиохийской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Юрий Максимов Епархии Антиохийской Православной Церкви Патриаршая кафедра: Дамаск (Сирия). Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока Игнатий IV . Адрес: Greek Orthodox Patriarchate of Antioch, PO Box 0009 Damascus, Syria Тел.: (963) 11 542 4400 Факс: (963) 11 542 4404 URL: http://www.antiochpat.org Митрополия Веррийская Кафедра: Алеппо (Сирия). Юрисдикция этой епархии распространяется на три области Сирии: Алеппо, Идлеб и Ракка, а также на область Александретта в Турции. В епархии есть известная Алеппская иконописная школа. Действует скаутское объединение в честь святого Илии Пророка, воскресная школа, издательство «Аль-Хекма», выходит в свет еженедельный бюллетень. Правящий архиерей: митрополит Веррийский и Александреттский Павел, экзарх Первой Сирии. Адрес: Greek Orthodox Archdiocese Of Aleppo, P.O. Box : 6976 Aleppo - Syria Тел.: (963-21) 4660670, (963-94) 476211 Факс: (963-21) 3631420 URL: http://www.alepporthodox.org E-mail: secretary@alepporthodox.org Митрополия Басрская Кафедра: Сведа (Сирия). Правящий архиерей: митрополит Басрский Савва, экзарх всей Каменной Аравии Тел.: (963) 161-21659 Митрополия Эмесская Кафедра: Хомс (Сирия). Правящий архиерей: митрополит Эмесский Георгий, экзарх Ливанской Финикии Тел.: (963) 312-21139 URL: http://www.himsorthodoxy.org E-mail: info@himsorthodoxy.org Митрополия Эпифанийская Кафедра: Хама (Сирия) Правящий архиерей: митрополит Эпифанийский, экзарх Северной Сирии Митрополия Лаодикийская Кафедра: Латакия (Сирия) Правящий архиерей: митрополит Лаодикийский Иоанн, экзарх всей Феодориады Адрес: P.O. Box 27 - Lattakia - Syria Тел.: (963) 414-68341 Факс: (963) 414-60330 Митрополия Бейрутская Кафедра: Бейрут (Ливан). Юрисдикция этой епархии распространяется на столицу Ливана Берут с прилегающей областью и на город Сук эль Гарб. Епархия включает одиннадцать приходов и две женских монашеских общины, содержит свою больницу, дом престарелых, семь школ, открытых для всех ливанцев, независимо от национальности и религии. Епархия издаёт свой журнал – «Аль Нашра», а также различные духовные книги на арабском языке. Правящий архиерей: митрополит Бейрутский Илия, экзарх всего Финикийского Побережья Адрес: Orthodox Archdiocese of Beirut, P.O.Box: 186 Beirut - Lebanon Тел.: (961-1) 200612, (961-1) 200613, (961-1) 217612 Факс: (961-1) 200611 URL: http://www.quartos.org.lb E-mail: metbey@quartos.org.lb

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Беседа 14. Социальные проблемы – дело рук вампиров-богачей. Нищета как свидетельство святости. Конь бледный: гнев Божий. О «зверях земных». Падение «звезд» и «смокв» Сегодня мы продолжаем наше занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова. И мы начинаем наше чтение с 6 стиха 6 главы. Здесь сказано следующее: «И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий» ( Откр.6:6 ). Голод – это серьезная проблема. По данным ООН, только 1/3 населения земного шара получает достаточное в количественном и качественном отношении питание, тогда как 1/3 недоедает и еще 1/3 голодает. По данным Всемирной организации здравоохранения, «каждый год в течение первого года жизни умирает 12 миллионов». Сегодня голод принял совершенно новый размах… не менее 400 миллионов живет изо дня в день на грани голодной смерти. По статистике, на земле за один час умирает от голода более 200 человек. Начиная с 1993 года в России и Украине стали регистрироваться случаи голодной смерти. За XX век умерло от голода людей в тысячи раз больше, чем за предыдущую историю человечества. И это несмотря на то, что уровень науки и техники возрос в такое же количество раз. Святой Андрей Кесарийский так истолковывает рассматриваемый текст: «Хиникс – мера пшеницы за динарий, может быть, означает чувственный голод, который тогда будет, как указано далее. И это весьма достоверно. В переносном же смысле мера пшеницы, оцениваемая в динарий, означает всех законно подвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий». Как вы видите, Андрей Кесарийский предлагает два истолкования. Одно – фактическое, другое – духовное истолкование. В православном христианстве существовали две доминирующие в богословии школы – это Александрийская богословская школа и Антиохийская. Антиохийская придерживалась буквального или исторического восприятия любого текста Писания. А вот Александрийская школа использовала аллегорический, или духовный способ истолкования Библейских текстов. И тот и другой подход верный, потому что Писание – оно многогранно. Древние говорили, что Закон Божий имеет семьдесят ликов. То есть, имеется семьдесят разных способов истолкования, прочтения одного и того же текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

X. Значение халхидонского собора Противообскурантное решение вопроса об отношении веры и знания, – утверждение вселенского авторитета за символом константинопольским, – важность вероопределения халкидонского для времени, близкого к эпохе халкидонской и отдаленного от нее; – благоприятное отношение к унии и влияние этого факта на объединение направления александрийского и антиохийского в общецерковное Исполнишася радости уста наша и язык наш веселия. Благодать осуществила это пророчество на нас, которыми утверждена основа благочестия. Скорби наши кончились и воссияла благодать всякого блага. Отцы Собора. Халкидонский вселенский собор имеет высокое церковно-историческое значение. I. В IV и V веке шел неумолкаемый спор между христианскими школами – александрийскою и антиохийскою о том, в каком отноштнии разум человеческий должен стоять касательно исследование истин веры, догматов церкви. Школа александрийская высказывалась на этот счет слишком осторожно; она опасалась исследований в области религии. Религиозную область она ставила неизмеримо выше тех условий, при которых способен действовать разум человеческий. Иначе смотрела на дело школа антиохийская. Она не устранялась от исследований и изысканий, пытливости в вопросах веры. Разуму она доверяла великую миссию изъяснять истины веры для мышления человеческого. В этих стремлениях, как мы знаем, она заходила подчас слишком далеко. Это различие в воззрениях на отношение разума к вере находило себе отголоски в членах предыдущих вселенских соборов IV и V века. В деятельности их, в определениях их слышится или веяние школы александрийской, или школы антиохийской. Спорный вопрос решен был с полною определенностью лишь нашим собором, собором Халкидонским. На какой точке зрение стояли представители собора Халкидонского при рассматривании этого вопроса, ясно видно из следующего заявления известного Евсевия Дорилейского, которое сделано было им на первом заседании собора. Когда перечитывалось здесь Евти- хиево исповедание веры, представленное этим еретиком собору разбойничему, и когда при этом чтении дошла очередь до того места в исповедании, где говорилось: „св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Несториане Несториане – исторически христиане Малой Азии и Сирии, отказавшиеся принять осуждение Нестора и его учений Эфесским Собором (431 г.). В современности – Церковь Востока, которая на Западе именуется Ассирийской или Несторианской. Большинство ее членов – возможная численность 100 000 – живут в Ираке, Сирии и Иране. Около 3 000 – в Соединенных Штатах. Католикос-патриарх – Мар Ишая Шимун 21 (р. 1909 г.), изгнанный из Ирака в 1940 году, проживает в Сан-Франциско. Язык богослужения – сирийский. Есть разнообразные обряды. В причащении используются три анафоры – Аддая и Марии, Феодора Мопсуестийского и Нестора. Происхождение и первый период истории Осуждение Нестора и его учения Вселенским Собором в Эфесе вызвало серьезное недовольство церквей Малой Азии и Сирии. В конечном счете, эти церкви признали решение собора, за исключением довольно значительного меньшинства. Центром сопротивления стала известная богословская школа в Эдессе в восточной Сирии (ныне Урфа в Турции), которая строго придерживалась антиохийской традиции, представленной Нестором. Феодор Мопсуестийский – «Толкователь» – считался там главным авторитетом в вопросах веры. Еще в 457 году некоторые учителя были вынуждены покинуть школу и перебраться через границу в Персию. Школа в Эдессе была закрыта императорским указом в 489 году и небольшой, но активный несторианский остаток переселился в Персию. Христианская церковь в Персии к тому времени была сравнительно большим организмом, но сравнительно слабо связанным с западными церквями в пределах Римской империи, хотя и участвовал в 1 Вселенском Соборе (Никея, 325 г.). Полная независимость церкви в Персии была официально провозглашена поместными соборами в Селевкии (410 г.) и Маркабте (424 г.). Епископ Селевкии и Ктесифона (столицы Сасанидского царства) был признан верховным главой церкви в государстве – «великий митрополит и глава всех епископов». Основная причина такой декларации о независимости, по-видимому, была политической – ввиду натянутых и неприязненных отношений между Персией и Римской империей административные связи с зарубежными церквями могли вызвать подозрения правительства. Кроме того, был и национальный мотив – церковь в Персии говорила на сирийском языке и была очень слабо связана с греческой культурой. Между тем в теологическом отношении она опиралась на Эдесскую школу, которую часто называли «школой персов». Под давлением Барсаумы (Барсумы) – беженца из Эдессы и епископа Нисибиса (Нисибина) – Собор Персидской Церкви в Бет Лапате (или Джундишапуре) в 484 году признал Феодора Мопсуестийского защитником правильной веры. После внутренней борьбы, которая длилась несколько лет, верность Феодору была вновь подтверждена при Патриархе Бабае (497–502). С тех пор христианская церковь в Персии стала несторианской. Конечно, это название никогда не употребляется официально – это было уничижительное клеймо, придуманное противниками (вероятно, монофизитами). Официальным наименованием по-прежнему остается «Церковь Востока».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Периодизация истории святоотеческой письменности I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Содержание и учение Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, епископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

протоиерей Василий Мезенцев Для 2–4 курса НСМПБИ Содержание Понятие о науке патрология Предмет, задачи, методы и значение Понятие о святых отцах Церкви и авторитете их творений История изучения святоотеческих творений Издания и переводы на русский язык творений св. отцов Курсы патрологии Период доникейский Отдел I. Мужи апостольские Св. Климент епископ Римский Св. Игнатий Богоносец епископ Антиохихийский Св. Поликарп епископ Смирнский Учение двенадцати апостолов («Дидахи»). Послание Варнавы «Пастырь» Ерма Папий, епископ Иерапольский Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Отдел II апологеты Апология Аристида Афинагор Мелитон, епископ Сардийский Св. Мученик Иустин Философ Татиан Св. Феофил епископ Антиохийский Ермий Философ Минуций Феликс Послание к Диогнету Общие замечания о рассмотренных сочинениях Отдел III Борьба Церкви с гностицизмом Св. Ириней епископ Лионский Св. Ипполит, епископ Римский Отдел IV. Возникновение научного Богословия Тертуллиан Св. Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь и сочинения Христианская наука (III bek) Введение. Возникновение христианской науки 1. Александрийская Богословская школа 2. Антиохийская Богословская школа Пантен Климент Александрийский Ориген Св. Григорий Неокесарийский (Чудотворец) Св. Мефодий Олимпийский Развитие святоотеческой мысли в первые три века Раздел первый Период второй (с 251–320гг.) Введение. История зарождения православного монашества на востоке 1. Преподобный Антоний Великий (251–356гг.) 2. Преп. Пахомий Великий (294–348гг.) 3. Преподобный Ефрем Сирин (-372 гг.) 4. Житие преподобного Макария великого (300 – 390гг.) Раздел второй 3. Посленикейский период патристической литературы. 4. Святой Афанасий Александрийский. 5. Святой Кирилл Иерусалимский 6. Святой Василий Великий 7. Святой Григорий Богослов 8. Святой Григорий Нисский     При составлении курса использованы конспекты лекций Проф. Протоиерея П. Гнедича Проф. С. Епифановича Проф. П. Попова и других. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ПАТРОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Разделы портала «Азбука веры» Богословские школы — 1) Относительно самостоятельные направления или течения в богословии, характеризуемые своеобразием методов, подходов, приёмов исследования, интерпретации и изложения богословского знания. 2) Православно-образовательные учреждения различных форм и уровней (воскресные школы; катехизаторские курсы; духовные училища, семинарии, академии, университеты). Самыми известными богословскими школами Древней Церкви были Антиохийская и Александрийская. Их появление было обусловлено нуждами миссионерской деятельности. Когда историческая ситуация изменилась, гонения на Церковь прекратились и христианство было легализовано, острая необходимость в том, чтобы эти школы продолжали существовать постепенно потеряло свою актуальность. Различие подходов, источников и традиций вовсе не означает, что школы находились в противостоянии друг другу, их противоположность не носила абсолютного характера. Александрийская школа – это, прежде всего, образовательное учреждение и в меньшей степени – богословское направление. По преданию, основанная самим апостолом Марком, она изначально представляла собой «катехизическую школу», предназначенную для наставления язычников и оглашенных в основах христианской веры. Постепенно школа превратилась, можно сказать, в богословскую Академию. Среди учителей Александрийской школы были известные христианские деятели и святые, такие как миссионер Пантен (кон. II в.), пресвитер Климент Александрийский (ок. 200–202/03), Ориген (203–231), свт. Иракл Александрийский (231–232) и свт. Дионисий Великий (232–264/65), Феогност (265–280), Пиерий (ок. 280 – нач. IV в.), сщмч. Петр Александрийский (311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (ок. 345–398) и Родон (ок. 398–405). Наивысший расцвет школы произошел при Оригене, привлекшем к себе множество учеников. Об Александрийской школе как направлении в богословии говорить сложнее. Представители этой школы нередко существенно расходились между собой во взглядах и поэтому некорректно говорить о некоем монолитном богословском миросозерцании. Однако можно говорить о трех характерных чертах данного направления: 1) достаточно активное усвоение понятийного аппарата некоторых элементов античной философии (главным образом, платонизма); 2) аллегорический метод толкования Священного Писания ; 3) специфические акценты в христологии .

http://azbyka.ru/bogoslovskie-shkoly

Св. Иоанн Златоуст А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) На фоне этой даже государственно колеблющейся почвы и перманентной смуты появилась, не по своей воле, специфически одаренная талантами эллинского красноречия, и к тому же еще аскетически святая личность Иоанна Златоуста. Златоуст цринадлежал к тому слою, который обрабатывал земельные участки солидных размеров, a в городах вел промышленность и торговлю. По-нынешнему, это класс буржуазный. Жизненные интересы побуждали эти семьи давать своим детям наилучшее образование, т.е. платить большие деньги немногим частным учителям. Школа была делом частным, a не государственным. Иначе говоря, люди книжные и просвещенные древней церкви, так называемые отцы, учители и писатели древней церкви, были главным образом детьми зажиточных и культурных семей больших городов, принадлежали к наследственной интеллигенции того времени. Такими их «дворянскими гнездами» были города в центре Малой Азии и в районе Антиохии, около Ливанских гор. Отсюда вышли и «Великие Каппадокийцы,» и вся школа антиохийского богословия: Мелетий Антиохийский, Диодор Тарсский, Феодор Мопсуестийский, Флавиан Константинопольский. За ними — Иоанн Златоуст. Он принадлежал к зажиточной семье. Учился y знаменитого тогда профессора риторики Ливания, который кроме Антиохии вызвался читать лекции и в Константинополе. Кажется, вслед за Ливанием и Златоуст в студенческие годы ездил в столицу для прохождения науки именно y Ливания. Последний не мог не оценить особых ораторских способностей Златоуста и предлагал ему стать его преемником по профессуре красноречия. Но Иоанн отдал свое сердце христианству, церкви и принял крещение от Мелетия. Св. Мелетий тогда еще стоял на позиции компромиссного учения ο божестве Сына Божия. Вскоре Мелетий резко порвал с господствующими омиусианами и перешел к чистому никейскому омоусианству. Пока за это Мелетий был в отрыве от своей кафедры, и Златоуст жил со своей овдовевшей матерью. A после скорой смерти ее молодой еще Иоанн проявил влечение к аскезе и убежал жить к сирийским пустынникам.

http://sedmitza.ru/lib/text/435125/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010