П., память к-рого совершается в дни Рождественского поста, помещено неск. стихир предпразднства Рождества Христова, не указываемых в памятниках студийской традиции. Иерусалимские Минеи содержат также 2-й канон А. П. и канон Божией Матери 1-го гласа, анонимные, без акростиха. В Типиконе Великой ц., студийских и иерусалимских Типиконах, следующих к-польской системе литургийных чтений, на литургии, как и в наст. время, указаны прокимен , апостольское чтение, аллилуиарий и причастен общие апостолу, евангельское чтение - особое, о призвании А. П. Господом (Ин 1. 35-51); Типикон Великой ц. указывает чтение из Мф 4. 18-23. Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Согласно Иерусалимскому Канонарю VII в. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 54, 111, 121, 124, 136) память А. П. совершалась 5 раз в год: 2 окт. (вместе с апостолами Петром, Павлом, Филиппом, Фомой), 5 марта, 29 апр. и 22 июля (положение мощей), а также 18 авг. (вместе с пресв. Савином). Под 29 апр. указываются чтения А. П.: 1 Кор 12. 7-11 (?) и Ин 1. 29-42. Из рукописей христ. Востока XI-XIV вв. известны 4 канона, не вошедших в печатную Минею, гимнографов Германа, Георгия, Андрея и анонимный (Ταμεον. Ν 297-300. Σ. 110-111). В серб. служебной Минее (Афон, Зографский мон-рь, 53 (88), 1-я пол. XIII в.) помещен канон А. П. 4-го гласа, написанный св. Наумом Охридским († 910), с акростихом: «            » ( Кожухаров С. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. София, 1984. 12. С. 3-19). Тропарь А. П. 3-го гласа, обозначенный в Типиконе Великой ц. «Τς νοητς θαλσσης τος νθρωποβρους χθας σαγνευσας» ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 116) и переведенный на слав. язык в составе Пролога 1-й редакции - «              » (РНБ. Соф. 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.),- не вошел в печатные богослужебные книги. В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист А. П. ( Пономарев С. И. Акафисты: (Библиогр. заметки). СПб., 1890. С. 11; Акафистник. М., 1994. Т. 1. С. 117-125). В гимнографических текстах (Минея (СТ). Ноябрь. Л. 282-294 об.) А. П. называется сродником ап. Петра, учеником св. Иоанна Предтечи, впосл. сделавшимся учеником Господа Иисуса Христа. Обыгрывается значение имени Андрей (греч.- мужественный): «        » (кондак). Описывается призвание А. П. Петра: «                          » (тропарь 4-й песни 2-го канона), апостольская проповедь А. П., особенно среди язычников. Описывается смерть А. П. на кресте: «              » (тропарь 8-й песни 2-го канона А. П.), отмечаемая и в эпиграмме на апостолов Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.). Упоминаются исцеления по молитве А. П. и чудеса от его честных мощей. А. П. назван небесным покровителем г. Патры: «                » (4-я стихира на Хвалитех).

http://pravenc.ru/text/115300.html

27 . Отрывок из путешествия в Метеорские монастыри в Фессалии в 1859 г. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 4, стр. 477–496 (и отдельно). 28 . Восток христианский. Абиссиния. Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 3, стр. 305–344, 4, стр. 556–604, 5, стр. 3–82, 6, стр. 142–167 (и отдельно). 29 . Участие России в судьбе Абиссинии. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 8, стр. 415–440 (и отдельно). 30 . Успехи и неудачи немецких миссионеров во внутренней Африке. Труды киевск. дух. акад. 1866 г. 10 стр. 289–304 (и отдельно). 31 . Послания иерусалимских патриархов в Грузию. Извлечены из делового кодекса, хранящегося в библиотеке свято-гробского подворья в Константинополе, переведены с новогреческого языка на русский. Труды киевск. дух. акад. 1866, 2, стр. 157–173 (и отдельно). 32 . Суждение о названии «вселенский», которое дается константинопольскому патриарху. Труды киевск. дух. акад. 1866, 2, стр. 157–173 (и отдельно). 1867 33 . Сказания о внешнем виде св. мужей и жен и о возрасте их. Извлечение из разн. рукописей, подробно поименованных. Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 1, стр. 3–47 (и отдельно). 34 . Восток христианский. Сборник рукописей, содержащих наставления в живописном искусстве и описания внешнего вида Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых обоего пола. Переведено с эллино-греческого. Рукописи собраны арх. Порфирием Успенским . Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 2, стр. 263–273 (и отдельно). 35 . Ерминия, или наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 г. Первая иерусалимская рукопись 17 века. Перевод с новогреческого. Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 7, стр. 139–192 (и отдельно). 36 . Письма о пресловутом живописце Панселине арх. Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе арх. Антонину. Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 10,стр. 120–164; стр. 266–293 (и отдельно). 37 . Книга о живописном искусстве Даниила священника 1674 г., вторая иерусалимская рукопись. Перевод с новогреческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 12, стр. 463–508 (и отдельно). 1868 38 . Ерминия, или наставление в живописном искусстве, со-ставленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701–1733 гг. Перевод с греческого. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 2, стр. 269–315, 3, стр. 529–570, 6, стр. 494=563, 12, стр. 355–445 (и отдельно). 39 . Египет. Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 5, стр. 197–248; 10, стр. 34–77; 11, стр. 153–188. 40 . Путешествие арх. Порфирия Успенского в Нитрийские монастыри, в Ливии, в 1845 г. Труды киевск. дух. акад. 1863 г. 8, стр. 189–234; 1869 г. 1, стр. 52–97; 2, стр. 161–194 (и отдельно). 1869 41 . Восток христианский. Богослужение абиссинов. I. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 3 стр. 334–372. 42 . – II. Апостольская литургия александрийской церкви, сохранившаяся у эфиопов в апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 4, стр. 14–51. 43 . Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец первый: Бытие. Труды киевск. дух. акад. 1869, 2, стр. 1–36. Образец второй: Псалтирь. Там же, 4, стр. 37–40. Образец третий: Притчи. Там же, 5, стр. 71–101. Образец четвертый: Песнь песней. Там же, 6, стр. 103–119. Образец пятый: Прообразования и пророчества, читаемые в церкви накануне господских и богородичных праздников и других священных дней. Там же, 7–10, стр. 119–214. 1871 44 . Восток христианский. 1. Просопография церковная, 2. Живопись церковная. Перевел с новогреческого. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 4, стр. 105–112 (и отдельно). 45 . История Афона. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 6, стр. 573–686; стр. 333–429, 9, стр. 445–483, 11, стр. 162–274, 1872 г. 6, стр. 393–451, 1873 г. 1, стр. 3–56, 2, стр. 155–213, 4, стр. 443–492, 6, стр. 1–56, – и отдельно: Восток христианский. История. Ч. 1-я. Афон языческий. Киев 1874; ч. II. Афон христианский, мирской. Киев. 1871; ч. III. Афон монашеский (до 1860 г.). Киев. 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Местечко Варковичи упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Феодора Мышки с Варкович», а затем в том же акте приводится жалоба мещан Кременецких на побор новых, необычных пошлин; в ней сказано, между прочим, что «в Варковичах Богдан Мышка от воза по грошу берет» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 80, 84, 111:226). Ещё оно – как имение пана Михаила Мышки – упоминается в акте от 1565 года 6 октября в жалобе Мышки Барковского о выкочении боярина, арендовавшего корчму и мыто в его имении м. Варковичах, Дубенским урядником князя Острожского, паном Гневошем Вороневичем (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 30, п. 7). Ещё оно упоминается в акте от 1566 года 29 апреля в жалобе королевского ротмистра Михаила Мышки о том, что урядники Киевского воеводы князя Константина Острожского тайно перевезли, «выкотили», из его села Варковичей несколько крестьянских семей (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 11, п. 31). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 17 мая в жалобе Мозырского подстаросты Михаила Мышки о невозврате ему Киевским воеводою князем Константином Острожским крестьян, перезванных у него последним из села Варковичей (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 12, п. 10). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 31 марта в жалобе зенянки Марины Лабунской на жестокое обращение с нею мужа, вследствие чего она уехала от него в имение пана Михаила Мышки, своего дяди, село Варковичи (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 9, п. 12). Ещё оно упоминается в акте от 1564 года 19 сентября в жалобе Мозырского подстаросты Михаила Мышки-Варковского о грабеже лошадей, проса и гречки в сёлах – Молодовском и Варковичах Погорелецкими и Дубенскими крестьянами и мещанами Киевского воеводы князя Василия (Острожского? фамилия не обозначена), о неудовлетворении за это жалобщика Дубенским урядником воеводы и нанесении оскорбления господарскому дворянину и вижу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 28, п. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Михаил С. Кулик (с 1880 г. доныне). Эрекция от 1783 г. – послана была для утверждения к экзарху Киевск. Митрополии епископу Киприану Стецкому с просьбою, чтобы Мизочские священники всегда оставались унии. В церкви есть Евангелие Львовского издания от 1743 г. В селе есть кам. домовый у помещика костёл, приписанный к Острожскому приходу. 365 Село Мирогоща упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в находящейся в этой описи грамоте Казимира, короля Польского и вел. князя Литовского, где сказано, между прочим, что «в Мирогоще не надобно» давать мыто; ниже в том же акте, в описи Кременецкого замка, в приведённой в этой описи жалобе мещан Кременецких на побор новых необычайных пошлин, где сказано, между прочим, что «в Мирогоще Гневош Елолицкий от воза по грошу берет» – в качестве мыта (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 126 и 226). Ещё о нём упоминается в акте от 1569 года 25 мая в универсале Сигизмунда Августа, короля Польского, о присоединении земли Волынской к короне польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится «Дмитр Яловицкий з Мирогощи» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 10). Ещё оно упоминается в акте от 1562 года 28 мая в жалобе Княгининского боярина каштеляна Троцкого Гр. Ходкевича, – Якова Поликовского, о нападении в дороге жида-корчмаря из села Мирогоща на жену жалобщика, побоях и отнятии у неё опаячи, а также об отказе владелицы села Мирогоща пани Яловицкой рассудить жалобщика с жидом по означенному делу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 19, п. 52). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 22 апреля в жалобе боярина Кондрата Нараевского о нанесении тяжких побоев его сыну и укрывательстве его беглой дворовой женщины с краденными последнею у него вещами пани Евдокии Яловицкой в селе Мирогощ (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 10, п. 17). 366 Село Малодава упоминается в акте от 1702 года 22 сентября в универсале Волынского кастеляна и вождя Волынского воеводства Франциска на Ледохове и Крупой Ледуховского, созывающем дворян Волынского воеводства на поголовное ополчение против казаков, и данном в Молодаве (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 460). Ещё оно– под именем села Молодовского – упоминается в акте от 1561 года 19 сентября в жалобе Мозырского подстаросты Михаила Мышки-Варковского о грабеже лошадей, проса и гречки в с. Молодовском и Варковичах Погорелецкими и Дубенскими крестьянами и мещанами Киевского воеводы, князя Василия (вероятно, Острожского) о неудовлетворении за это жалобщика Дубенским урядником воеводы и нанесении оскорбления господарскому дворянину и вижу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 28, п. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Хотелов Василий Никитич. В 1788 г. обучался в школе поэзии, 1789 г. из риторики – свящ. в с, Алексино, Ковр. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., 76). Хотелов Пётр Петр. 1778 г. из синтаксимы в с. Воскресенское дьячком (Арх. Суз. кон. 1778 г., _________________________ Цареконстантиновский Козьма. 1777 г поступил в семинарию. 1782 г. из синтаксимы – диаконом Предтеченской Суздальской церкви (Арх. Суз. кон- 1782 г., 320). Цветков Антон Андреевич. Был информатором Суздальской дух. семинарии. См. выше, стр. 70. Цветков Семён Андреевич. Поступил в семинарию 1768 г. 1775 г. из риторики – диаконом в с. Конроно (Арх. Суз. кон. 1775 г., 103). Цыбевский Ефим Никитич. Поступил в семинарию 1766 г. 1775 г. – пономарём в с. Цибеево, Опольской десятины (Арх. Суз. кон. 1775 г., _________________________ Челышев Григорий. В 1764 г. обучался в школе инфимы (характеризован «может исправиться») и вскоре вышел из семинарии. Чепилев Иван Вас. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью» («вовсе неспособен») (Арх. Суз. кон. 1764 г., 225). Черемухин Егор. 1764 г. обучался в школе аналогии и вскоре вышел из семинарии. Черепнин Пётр. В 1788 г. обучался в инфиме. Черняев Козьма Серг. 1763 г. поступил в семинарию. 1764 г. исключён «за неспособностью» («вовсе безнадёжен»). Арх. Суз. кон. 1764 г., 225. Черняев Никита Фед. 1771 г. из аналогии – пономарём в с. Богословское, Юр. окр. (утверждено место). Арх. Суз. кон. 1771 г., Андрей. 1764 г. обучался в философии. В ведомости о нем замечено: «capacitates plus quam diligentiae habet, nullo am enorimi vitio suam polluit vitam»1765 г. поступил в ревизионной коллегии контору (Арх. Суз. кон. 1765 159). Иван. Поступил в семинарию 1771 г. 1779 г. из риторики – во Владимирское наместническое правление, (Арх. Суз. кон. 1779 г., 280). Иван Ив. 1788 г. из синтаксимы – дьячком в с. Огренево, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1788 г., 120). Михаил. В 1788 г. обучался в школе информатории. 1793 г. утверждено дьячковское место в пог. Благовещенском (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп. 2, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Косаткин Иван Ив. 1766 г. обучался в инфиме и скоро вышел из семинарии. Косаткин Серги. 1788 г. обучался в информатории. Костаревский Стефан. 1771 г. обучался в школе аналогии. Котурницкий Иван Вас. В 1764 г. обучался в философии. В ведомости этого года префект Н. Субботинск ий о нем заметил: «capacitias mediocris; in vita autem ipsius non invendi, quod maxime sit cuppandum» По выходе из семинарии был диаконом Холуйской слободы, а 1768 г.определен свящ. с.Бородина, Опельской десятины (Арх. Суз. кон. 1768 г., 50), Котурницкий Филипп. 1778 г. из синтаксимы – во Владимирское наместническое правление (Арх, Суз, кон. 1778 г., 435). Крапивин Лев Фед. Взят в семинарию 1763 г. 1775 г. исключенъ изъ риторики «за неспособностью». 1776 г. – свящ. с. Ромоданова (Арх. Суз. кон. 1775 г., 481 и 1776 г., 244). Красенский Егор. В 1788 г. обучался в аналогии. В 1800 г. из философии – диаконом в с. Полиносово (Арх. Влад. кон. 1800 г., 373). Красенский Иван Ильич. Взят в семинарию 1787 г. 1793 г. из синтаксимы –дьячкомъ в Спасское Городище (Арх. Суз. кон. 1793 г. Оп.2 Красногорский Николай. 1782 г. из инфимы – диаконом в с. Красное, Гор. окр. (утверждено место). (Арх. Суз. кон. 1782 г., 123). Красносельский Леонтий. 1771 г. из аналогии – в пог. Николопенский дьячком (Арх, Суз. кон. 1771 г., 95). Красовский Александр. 1779 г. из синтаксимы – пономарем Похвалынской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1779 г., 333). Красовский Василий Никит. Взят в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в риторике. Красовский (Красенский) Иван. 1786 г. взят в семинарию.1792 г. из риторики поступил в Московскую монетную экспедицию (Арх. Суз. кон. 1792 г., 225). Красовский Иванъ Никит. Взят в семинарию 1763 г. 1771 г. из философии – свящ. в с. Васильевское (Арх. Суз. кон. 1771 г., 48 и 174), Красовский Петр Яким. 1787 г. из философии – свящ. с. Краснаго (Арх. Суз. кон. 1787 г. Оп., Красовский Тимофей. ъ 1788 г. обучался в школе информатории. Красовский Тихон Ильич. В 1788 г. обучался в грамматике. 1789 г. из синтаксимы – диакономъ в с Пупки (Арх. Суз. кон. 1789 г.,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

846 Потамионами назывались иноцветные, набранные мозаикой или мрамором в полу св. Софии полосы, шедшие параллельно солее, рядами, в известном расстоянии одна от другой, от северной стены храма к южной. Они между прочим обозначали места остановок тех или иных из священнослужащих лиц, направлялись ли последние процессией в алтарь от западных дверей, как в данном случае, или обратно – из алтаря через средину храма в его притворы и двор. Голубцов А., Из христианской иконографии, стр. 56; проф. И. Д. Мансветова , Церковный устав, стр. 247–248. 849 Симеона Солунск. De sacra precat. у Миня, t. 155 col. 553–556, 643; русск. пер. в Писаниях, т. II стрр. 403–405, 496. 852 В Чиновнике Холмогорского Преображенского собора говорится (стр. 89), что на утрени „в пятую неделю поста” читалось два евангелия: по степеине праздничное и воскресное по великом славословии, потому что на этот день пал праздник Благовещения в 1682 году. 853 Чиновник Новгородск. Софийск. соб., стрр. 159,179. Полн. собр. русск. летопи. т. VI, стр. 295. Архим. Макария Археологич. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I стрр. 17, 28, 36, 88, 98, 117. Нашему теперешнему выражению: „Ходят с иконами” равносильно древнерусское: „Ходят со кресты, на похрестья”, откуда и сам термин: Крестный ход. 854 Одинцов, Порядок обществ. и частн. богослуж., стр. 193; Дмитриевский, Чин пещного действа, стрр. 10–11, 47. 855 Ср. Дополн. Акт. Истор. т. V стр. 106; Р. И. Б. III, 123–124; сн. современную практику Ростовского Успенского собора. 876 Ак. эксп. т. 1, 306, т. II, 14 и 17. Ак. ист. т. IV, 24. Ак. эксп. т. IV, стр. 261 и др. 878 Неправильность такого отношения правительства к общецерковному делу и тогда ясно сознавалось более передовыми лицами среди духовенства. Так известные протопоп Иоанн Неронов в челобитной к государю, указывает ему на тот единственно-правильный путь, каким надлежит следовать, чтобы вывести тогдашние запутавшиеся церковные дела на их настоящую дорогу. Он приглашает государя созвать для решения церковных дел собор „истинный“, „а не сонмище иудейское“. На этом истинном соборе должны присутствовать не одни архиереи, но и архимандриты, игумены, протопопы, священно-иноки. иереи, диаконы – хорошо знающие божественное писание, а также и мирские всякого чина люди, известные своей добродетельной жизнью, и наконец пустынники, сподобившиеся особых дарований от Бога. Таким образом у нас ещё в XVII веке истинным настоящим церковным собором признавался только тот, на котором присутствовали, кроме архиереев и монахов, протопопы, иереи, диаконы и мирские люди, – только такого состава собор обладал полной компетенцией в общецерковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010