Таинство священства англикане не только не считают богоустановленным, но не считают его таким таинством, без которого Церковь не может существовать. Поэтому в «Ординале» священство нигде не называется таинством, а лишь «поставлением» (ordination) и «посвящением» (consecration). О таком отношении к таинству священства мы можем найти немало свидетельств как со стороны отдельных влиятельных лиц Англиканской Церкви, так и целых церковных организаций. Известный в России ревнитель соединения Англиканской Церкви с Русской Биркбен, из англокатолической группы, в 1903 г. в своей беседе с нашим Экзархом Грузии вступил в спор с ним по вопросу: нужны ли для спасения все семь таинств, и заявлял, что таинство священства для него совсем не необходимо. Выдающийся англиканский богослов д-р Хедлам, в бытность свою каноником Церкви и профессором богословия в Оксфордском университете, в своих лекциях, изданных в 1920 г., отвергал необходимость апостольской преемственности. Он даже заявлял, что эту теорию не любит большинство людей и не верит ей, и она не признается даже значительной частью высокоцерковной группы (англо-каголиков) Англиканской Церкви. Он оправдывает отказ от епископства некоторых сект и признает неепископальные служения действительными. По мнению этого богослова, епископы в древне-христианской Церкви и являются преемниками апостолов не потому, что они «получили благодать, переданную от апостолов, а потому, что были назначены Церковью исполнять те обязанности, которые исполняли Апостолы» 158 . Несмотря на такое отрицательное отношение к вопросу об апостольской преемственности и на чисто протестантский взгляд на церковное служение, д-р Хедлам вскоре после напечатания указанных его лекций был рукоположен в сан епископа. Еще более отрицательные взгляды англиканских епископов на таинство священства выявились в их переговорах с представителями «свободных», т. е. неепископальных церквей протестантского типа по вопросам о соединении с ними Англиканской Церкви. Для этого в 1922 г. образовалась Соединенная комиссия из 13 английских епископов с обоими Архиепископами – Кентерберийским и Йоркским – во главе, и из представителей церквей. Переговоры продолжались до 1925 г. Точкой отправления в этих переговорах было Ламбетское воззвание от 1920 г., коим признавалась «духовная действительность» неепископальных служений, которые будто «были благословенны и признаны Св. Духом, как действительные средства благодати». В меморандуме английских епископов от 6 июля 1923 г., врученном представителям свободных церквей, говорится: «Мы готовы сказать, что служения пасторов, которые… имеют искреннее намерение проповедывать Слово Христа и преподавать таинства, как Христос повелел, и которым власть это делать торжественно дана подлежащею церковью, суть действительные служения Христова Слова и таинств во Вселенской Церкви» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-х, исходя из учения о той же материи таинства священства, в доказательство недействительности англиканской иерархии ссылаются на то, что при англо-американских посвящениях отсутствует вручение посвящаемым лицам орудий. И, наконец, в 3-х, исходя из учения о форме таинства священства, в доказательство недействительности англо-американской иерархии указывают на то, что англо-американский ритуал выражает без достаточной ясности специфический характер отдельных степеней церковной иерархии. Все эти возражения против действительности англо-американской иерархии, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, не могут быть признаны состоятельными. Что касается первого возражения, то оно опровергается целым рядом документов, в которых достоверность посвящения Паркера подтверждается самым решительным образом. Отсутствуют, по сознанию Стона, официальные документы, удостоверяющие действительность хиротонии Барлоу, но факт этот, по его мнению, не может иметь существенного значения в решении данного вопроса, потому что в основе его лежит случайное обстоятельство: небрежность в ведении регистров посвящений и потому отсутствие официальных документов наблюдается по отношению к хиротонии и других лиц, живших в рассматриваемое время, в действительности посвящения коих однако же нет и не может быть сомнений. Указанное отсутствие официальных известий относительно хиротонии Барлоу, по мнению Стона, тем менее говорит против действительности посвящения Паркера, что в хиротонии этого последнего принимали участие помимо Барлоу и другие епископы, действительность хиротонии коих несомненна. Опровергая второе возражение против действительности англо-американских посвящений, основывающееся на отсутствии при англо-американских посвящениях орудий, Стон указывает на то, что это отсутствие орудий характеризует вообще древние посвящения христианской церкви, в частности и римской. Что касается третьего возражения против действительности рассматриваемой нами иерархии, опирающегося на том факте, что в англо-американском ритуале и вообще в англо-американском вероучении без достаточной ясности выражается специфический характер трех степеней церковной иерархии, то оно, по взгляду Стона, опровергается Предисловием к англо-американскому ритуалу и вероисповедными книгами англо-американской церкви, в которых эта церковь с достаточной ясностью якобы исповедует учение о трех степенях церковной иерархии и об апостольском преемстве иерархического служения 428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Постановления собора должны были унифицировать церковную жизнь англо-саксов в соответствии с нормами римской церкви. Нормативные предписания, принятые в Хертфорде духовными иерархами, фактически утверждали единство церковной организации у англо-саксов. Часть статей разграничивала полномочия епископов. Отдельные практики, идущие от кельтской церкви, например, высокий статус монастырей (гл. 3), закреплялись официально. Но их большая часть, включавшая «неверную» дату празднования Пасхи, или обычай, в соответствии с которым монахи могли по своей воле покидать свои монастыри ради странствий, подлежала осуждению. Архиепископ Теодор определил сеть диоцезов, назначив или утвердив епископов Нортумбрии, Уэссекса, Мерсии. Усилиями Теодора церковь в Британии приобрела административную структуру, в соответствии с замыслом, изложенном Григорием I. Это устройство просуществовало почти без изменений вплоть до Реформации. Постепенно, благодаря регулярности проведения соборов, формулировке задач и унификации правил, у англо-саксов складывалась организация, строившаяся поверх границ отдельных королевств. Но еще до того, как этот процесс был завершен, в сочинениях англо-саксонских церковных писателей появился образ единой англо-саксонской церкви, напрямую связанной с Римом. Век Беды Время, в которое жил Беда Достопочтенный , в историографии нередко называют «золотым веком» христианской культуры англо-саксов (вторая половина VII – первая треть VIII вв.). Об этом явлении исследователями написано немало; на протяжении XX столетия в работах то и дело высказывается удивление по поводу того, что неожиданный расцвет христианской духовной и интеллектуальной жизни был возможен на «варварском севере» вдали от «цивилизации Средиземноморья» 144 . Время, когда Теодор был архиепископом Кентербери, совпало с периодом юности Беды. В его понимании, это были наиболее благоприятные годы для англо-саксонской церкви, с тех пор как христианство появилось в Британии. На короткий срок в королевствах утихли войны. «Никогда еще с самого времени прихода в Британию англы не знали столь счастливых времен, ибо с такими сильными христианскими королями они наводили страх на все варварские народы, и желания всех были устремлены к радостям Небесного Царства, о котором они лишь недавно услышали» 145 . Для тех же, «кто желал учиться... рядом были наставники, которые учили...» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В 619 году умер Лаврентий, ему наследовали на Кентерберийской кафедре Меллит, Юст, Гонорий, Деусдат, – последний был первым епископом из англо-саксонской расы. С 609 до 634 года мы не видим каких-либо столкновений англо-саксонской церкви с древнебританской. Но, кажется, успехи обращения Нортумберландцев к христианству ирландо-шотландскими миссионерами, также уважение к древнебританскому духовенству в Мерции, про6уждение британский национальности во время Цеадуллы, напавшего в 633 году на англо-саксонского короля Эдвина, разбившего его, овладевшего его королевством и изгнавшего оттуда всех римских духовных, снова возбудили зависть со стороны Англо-Саксов к древнебританской церкви. Мы уже говорили выше, как Айдан, Финан, Цедда действовали успешно в обращении Нортумберландцев, а также и об апостольских трудах Ирландца Фурзея в Мерции. Нортумберландия вся была наполнена ирландо-шотландскими духовными и монахами, особенно из монастыря Гийского. Сам Беда, при всем своем пристрастии к Риму и недоброжелательстве к древнебританской церкви, сознается, что монахи ирландо-шотландские внесли в Нортумберландию истинный дух христианства, просвещение, благочестие 123 . Образовавшееся в Нортумберландии епископство Линдисфорнское было чисто ирландо-шотландское. В Мерции Ирландец Диума с четырьмя епископами просвещает эту страну (655 г.). Целлах, Трумгери продолжают их дело. В Нортумберландии и Мерции являются монастыри: Линдисфорн, Гартлепооль, Маильрос, Риппон. Могла ли англо-саксонская церковь оставаться равнодушной зрительницей таких успехов древнебританской церкви среди самих Англо-Саксов? Могла ли она снести такое поношение, что ее епископ Павлин изгоняется из Нортумберландии, а Айдан ирландский принимается там с почтением? Даже в Вессексе воспитанник ирландских монастырей, родом Франк, Агильберт делается епископом. Пущены были в ход все интриги со стороны римских епископов, чтобы, во-первых, не дать окрепнуть пробудившейся британской национальности в лице Цеадуллы, а во-вторых, изгнать из англо-саксонских государств древнебританских духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из семи королевств, основанных Англо-Саксами, прежде всех сделалось христианским королевство Кент. Юный и воинственный король Кентский Этельберт победил всех других англо-саксонских королей Англии, и чтобы найти себе опору против соперников, вступил в брак с франкской принцессой Бертой. Берта была христианка; дядя Берты, выдавая ее замуж за Этельберта, положил непременным условием, чтоб ей позволено было беспрепятственно отправлять свое богослужение. Новая королева привезла с собой галльского епископа и многих священников; старая христианская церковь в Кентербери, оставленная Британцами, бежавшими оттуда вследствие неистовств Англо-Саксов, теперь была возобновлена и отдана королеве. Берта стала располагать и мужа своего к принятию христианства. Между тем брак Англо-саксонского короля с принцессой из рода Франков, которые давно уже сделались самыми верными и послушными сынами римской церкви, а может быть, и надежды, возбужденные самой королевой на успех христианства среди подчиненного ее мужу народа в уме папы римского, которым тогда был человек с великими замыслами и стремлениями, возбудили в нем сильную ревность к распространению христианства между Англо-Саксами. Но папа Григорий Двоеслов думал, что он и среди англо-саксонских королей найдет себе таких же послушных сынов, каких нашел среди франкских. План задуман был Григорием весьма искусно. Григорий тем более надеялся на исполнение его, что недавно поборол национальную церковь в галльской Британии и совершенно подчинил ее, посредством Франков, своему владычеству. Как можно предполагать, Григорий сначала хотел образовать миссию в Англии, таким образом, чтоб она состояла из миссионеров англо-саксонского племени, из юношей лет 17-ти или 18-ти; для этой цели он покупал везде, а особенно на рынках, продаваемых пленников из саксонской расы; особенное агенты, по поручению его, занимались этим делом и обращали купленных ими мальчиков в христианство, а потом делали их монахами, научали их истинам веры христианской в духе римском, так чтоб они могли проповедовать эти истины своим единоплеменникам на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этому суждено было совершиться в Шотландии в эпоху господства Датчан в Британии. Главными проводниками римских обычаев и в Шотландии опять явились королевы. Известно, что Датчане, завоевавшие Британский остров, приняли в X веке христианство от англо-саксонской церкви и сделались в последствие усердными сынами Рима. Канут Великий путешествовал в Рим и одарил римскую церковь самыми щедрыми дарами. Известно также, что с Канута (в 1036 году) Шотландия сделалась ленным владением датских королей. Шотландские короли, для снискания благоволения своих сюзеренов, женились на их дочерях или внуках их. Так, Малькольм III женился на Маргарите, внучке Эдмунда Железный Бок. Но эти дочери и внуки датских королей были напитаны духом и направлением англо-саксонской церкви. Они приводили с собой ко двору шотландскому духовных отцов из Англо-Саксов, и в то же время склоняли своих мужей к принятию обычаев своей церкви, покровительствовали своим духовникам и давали им доступ к занятию высших мест в шотландской иерархии. Так, Маргарита, приведенного с собой духовника, приора Дюпельменского Тюрго сделала первым иерархом шотландскими, то есть, епископом Сент-Андрюсским 132 . Вероятно, по ее же настоянию вся Шотландия разделена была, по обычаю англо-саксонскому, на шесть епархий, именно: Андрюсскую, Гласговскую, Галловейскую, Муртлакскую, Муррайскую и Катнесскую 133 . Тюрго был посвящен во епископа Йоркским епископом 134 ; но преемник его Кадмер принял посвящение в 1115 году от Кентерберийского архиепископа, по примеру всех англо-саксонских епископов, и это было уже торжественным актом признания зависимости шотландской церкви от англо-саксонской, и следовательно, от Рима. Тот же шотландский король Александр I писал письмо к Кентерберийскому архиепископу Радульфу и просил его, чтоб он позволил архиепископу Йорκскому Фоме посвятить Кадмера, но Радульф отказал ему в этом, говоря, что епископы Андрюсские всегда принимали и принимают посвящение или непосредственно от папы или от Кентерберийского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В результате диспута верными и единственно допустимыми в церкви были признаны римские порядки. Часть кельтского духовенства, отказываясь принять подобное новшество, возвратилась в Ирландию; другие признали решение синода и остались в Нортумбрии. Несмотря на поражение на совете многие англо-саксонские монахи и священники, получившие образование в Ирландии, продолжали свои труды в таких монастырях как Уитби, Мелроз, Линдисфарн, Рипон. Выбор, сделанный на совете в Уитби, был важен для определения облика англо-саксонского христианства. Король Освиу в то время был верховным правителем среди других англо-саксонских королей, и его решение в пользу Кентербери, а не Ионы косвенно предполагало дальнейшее включение англо-саксонской церкви в христианский мир с центром в Риме 139 . Споры о церковном календаре и обрядах продолжались еще достаточно долго. В середине VII положение христианства в англосаксонских королевствах было непрочным. Так, например, в 664 г. под влиянием ужаса от эпидемии, которая унесла много жизней и опустошила британские монастыри, жители Эссекса стали возвращаться к прежним верованиям 140 . Единая англо-саксонская церковь существовала лишь номинально. Эта картина стала меняться, когда в 668 г. в Британию прибыл новый архиепископ Кентербери. Короли Кента и Нортумбрии отправили в Рим священника по имени Вигхерд, для того, чтобы папа посвятил его в сан «архиепископа англов», так как кафедра оказалась незанятой из-за эпидемии. Но, прибыв в Рим, Вигхерд и его спутники скончались от чумы, и папе Виталиану пришлось поставить на это место нового человека. В результате достаточно сложных поисков Виталиан посвятил в сан Теодора, шестидесятишестилетнего монаха, грека по происхождению. Теодор был уроженцем Тарса, родины апостола Павла. В 660 г. этот город был захвачен арабами; многие монахи и священники были вынуждены переселиться на Запад, и Теодор оказался в одном из монастырей Рима. Беда, описывая назначение Теодора в Британию, упоминал любопытную деталь: поскольку он изначально принадлежал греческой церкви, форма его тонзуры напоминала ту, что носили ирландские христиане, поэтому ему пришлось ожидать четыре месяца, пока у него не отрасли волосы, чтобы принять римскую тонзуру в форме короны. Папа Виталиан, чтобы помешать распространению у англо-саксов «каких-либо греческих обычаев, противных истинной вере», дал ему в спутники неаполитанского священника Адриана, «мужа из народа афров, искушенного в Святом Писании и изучившего церковные и монашеские правила, равно как и греческий и латинский языки» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Ко второй половине VIII в. в англо-саксонской церкви обозначились черты упадка. После относительно спокойных времен, возобновились войны между англо-саксонскими королевствами. Из церкви стал уходить дух «первого христианства»; отчасти об этом можно судить по распространявшейся практике основания «ложных» монашеских общин для освобождения от военной службы, превращения монастырей в передаваемые по наследству крупные земельные владения 3 . Снизился общий уровень образованности; сочинения Беды были практически последними учеными трудами, созданными в Англии до правления короля Альфреда. К концу IX в. грамотность в Британии была почти полностью забыта. В конце VIII в. начались нападения викингов на британские земли: в числе первых был разрушен Веармут-Ярроу – монастырь Беды. Попытаемся рассмотреть историю становления христианской церкви у англо-саксов в соответствии с содержанием таких произведений Беды, как «Церковная история англов«(731 г.) 4 и «История аббатов»(после 716 г.) 5 . Для Беды Достопочтенного прекрасное, но уходящее время подвижничества, аскетизма, чистого и благочестивого служения Богу ассоциировалось с поколением его учителей. Образ этого мира был создан им в исторических сочинениях. Эти труды столетия спустя снискали Беде славу «отца английской истории». Современные представления о прошлом Британии со времен англо-саксонского завоевания вплоть до первой трети VIII в. большей частью строятся на сведениях, почерпнутых из «Церковной истории англов». С этим связана определенная методологическая сложность описания раннесредневекового прошлого Британии. В гуманитарном знании XIX-XX вв. присутствие Беды ощущается практически в каждом тексте, реконструирующем историю англо-саксов. Этому автору принадлежит первый в англо-саксонской историографии отбор сведений, достойных записи, первое упорядочивание событий, выстраивание разрозненных дат, фактов, документальных свидетельств в связанную последовательность, исторический нарратив. Опираясь на текст Беды как на достоверное свидетельство, используя приводимые им сведения для воссоздания облика прошлого, историки разводят концепцию истории Беды и факты, содержащиеся в тексте. Факты наделяются новыми смыслами, в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь. Однако, отбор сведений, включенных Бедой в нарратив, осуществлялся в связи с его пониманием истории. Сконструированное англосаксонским автором единство фактов несет в себе отпечаток его видения истории, которое позволило осмыслить их как целостность.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Часть ирландского духовенства, отказываясь принять подобное «нововведение», возвратилась в Ирландию; другие признали решение синода и остались в Нортумбрии. Несмотря на поражение на совете, многие монахи и священники, получившие образование в Ирландии, продолжали свою деятельность в таких монастырях как Уитби, Мелроз, Линдисфарн, Рипон. При прочтении «Церковной истории англов» складывается впечатление, что первые священники и аббаты англо-саксонского происхождения, способные общаться со своей паствой на ее родном языке, учились преимущественно у ирландских наставников. В тексте нет упоминаний об основанных последователями Августина школах, где англо-саксы могли бы получать образование в соответствие с установлениями римской церкви. Для Беды представлялся важным вопрос о языке проповеди . Общение с учителями из Ирландии облегчалось тем, что многим знатным людям был известен кельтский язык. Описывая деяния Св. Айдана в Нортумбрии Беда отмечал: «Всегда было приятно видеть, как проповедовал епископ, который плохо знал язык англов... Сам король был переводчиком небесного Слова своим олдерменам и танам, ибо из-за долгого своего изгнания он прекрасно выучился понимать язык скоттов» 47 . Первые римские миссионеры общались с англо-саксами с помощью духовных лиц из Галлии. Однако, если незнание ирландцами языка англов для Беды не выглядело предосудительным, то неумение епископов римской церкви в Британии сделать понятной свою проповедь порицалось автором, так как препятствовало становлению церкви. Так, по словам Беды, епископ Агильберт, выходец из Галлии, был изгнан королем Уэссекса, «знавшим только язык саксов, которому опротивела чужая речь» 48 . Первая школа для англо-саксонского духовенства, основанная учителями из римской церкви, возникла в Кентербери благодаря архиепископу Теодору. В 668 г. монах шестидесяти шести лет, грек по происхождению, Теодор из Тарса был послан в Британию папой Виталианом в качестве архиепископа Кентерберийского 49 . Его деятельность оказалась необычайно плодотворной. К моменту его прибытия в Британию церковь англо-саксов переживала тяжелые времена: споры между сторонниками римских и ирландских обрядов еще не ушли в прошлое, церковной организации недоставало центральной власти и упорядоченности структуры. Кроме того эпидемия 664 г. унесла много жизней и опустошила англо-саксонские монастыри. Под влиянием ужаса эпидемии часть населения вернулась к язычеству, как это случилось в королевстве Эссекс 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Конец V в начало VI веков ознаменованы в истории Европы страшным брожением всех элементов и необыкновенным движением народов. В истории галльских Кельтов этот век замечателен явлением Франков на галльской территории, и Англо-Саксов между Кельтами, населяющими остров Британию. В политической и религиозной жизни галльских народов, как континента, так и островов, то и другое германские племена произвели самые радикальные перемены. Появление Франков-язычников в Галлии возбудило всю энергию и апостольскую ревность в римском первосвященнике и открыло обширное поприще для миссионерской деятельности Рима в этой стране, а вместе с тем и для распространения его духовного владычества над галльской церковью. Франки, наконец, были обращены в христианство, и Рим сделал их послушным оружием в своих руках и лучшими союзниками своей политики. Почти одновременно с нашествием Франков на Галлию явились Англо-Саксы в Британии. Сначала они действовали как союзники и друзья Бриттов и помогали им в войнах против Скоттов и Пиктов, а потом сделались их врагами и завоевателями. Поселившись на маленьком острове Танете, Англо-Саксы соединились с Пиктами против Бриттов, вторглись во внутренность Британии, завладели Лондоном, и наконец, дали даже свое имя целой стране. Из семи англо-саксонских колоний образовались семь королевств, которые впоследствии соединились под властью одного короля. Англо-Саксы были язычники, опустошали христианские храмы и гнали христиан, из которых одна часть бежала в Камбрию, а другая удалилась на материк Европы – в северную Галлию и дала занятой ею стране название Бретани или малой Британии. Легкость, с какой Рим восторжествовал духовно над франками Галлии, а главным образом – завистливое соперничество с древнебританской церковью, которую он считал непокорной и еретической, возбудили в нем всю ревность к обращению Англо-Саксов в христианство, а вместе с тем предначертан был план подчинить и самую британскую церковь папе. Один современник Феликса, епископа Нантского, так писал к нему: «Тщательно бодрствуй над Саксонцами, коварный Британец простирает им сети свои» 66 . С VI века началась борьба между двумя церквами, борьба самая ожесточенная, обнаружившая всю вероисповедную их разность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010