Вышел в свет 20-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 26 июня 2009 г. 17:23 В 20-м томе закончена публикация статей на букву «З», начатая в 19-м томе энциклопедии, и положено публикации материалов на букву «И», которые, как ожидается, будут весьма многочисленными. Открывает том статья священника Александра Берташа, посвященная Зверину Покровскому монастырю — одной из древнейших обителей Великого Новгорода, богатой памятниками церковной старины. Монастырскую тему продолжает статья о другом выдающемся памятнике древнерусского церковного зодчества — Зеленецком Троицком монастыре Санкт-Петербургской епархии, также подготовленная отцом Александром Берташем в соавторстве с иеродиаконом Антонием (Козиным). В 20-м томе читатель также найдет статьи, посвященные таким известным монастырям Русской Православной Церкви, как основанная старцем Зосимой (Верховским) Зосимова женская пустынь (Наро-Фоминский р-н Московской области), Ивановский Введенский женский и Ивановский Успенский мужской монастыри. Еще об одной обители Ивановской епархии — Золотниковской Успенской пустыни — можно узнать из отдельной публикации 20-го тома «Православной энциклопедии». В нем также размещены материалы о Злоцком Георгиевском монастыре (Молдавия) и двух Знаменских женских обителях — в Днепропетровской и Корсунской епархиях (один из монастырей расположен на территории Украины, другой — во Франции). Ряд статей 20-го тома рассказывает о монастырях других Поместных Православных Церквей. Так, например, в томе присутствуют публикации, посвященные древним грузинским монастырям Зеда-Вардзиа и Зедазени, болгарскому Земенскому монастырю св. Иоанна Богослова, обители Зербица (Элладская Православная Церковь). Обширная статья рассказывает о знаменитом болгарском монастыре Зограф на Святой Горе Афон и его многочисленных святынях и художественных памятниках (автор — Л.К. Масиель Санчес). Отдельная статья посвящена преподобномученикам Зографским — афонским болгарским монахам, пострадавшим за отказ принять унию с Римом во 2-й половине XIII в.

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Лит.: С. Una Poenitentium: Mapuja Египатска у српской уметности XIV в.//Зб. Народног мyзeja. 1964. Т. 4. С. 255-265; Kaftal G. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Florence, 1965. N 252. Col. 764. Fig. 896; Niero A. La basilica di Torcello e Santa Fosca. Venezia, 1968. P. 38; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490; Менолог. 1973. С. 191, 336, 371; Stylianou A. The Communion of St. Mary of Egypt and Her Death in the Painted Churches of Cyprus//CIEB, 14. Actes. 1976. Vol. 3. P. 435-441; LCI. Bd. 8. Sp. 643; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл., коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 436-463; Nicolaid è s A. L " église de la Panagia Arakiotissa à Lagoudéra, Chypre: Etude iconographique des fresques de 1192//DOP. 1996. Vol. 50. P. 122-123; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 19972. P. 117-121; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129; Сарабьянов В. Д. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003. С. 57. Ил. 56; он же. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря//Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763, 765; Рус. искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009; Татарченко С. Н. «Причащение Марии Египетской» в визант. монументальной живописи//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 1(7). С. 71-83; Юхименко Е. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 20122. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/2562136.html

184 Дуйчев И. Русский Пантелеймоновский монастырь на Афоне как центр русско-болгарских связей в период средневековья//Античная древность и средние века. Свердловск, 1973. Вып. 10. С. 95. 185 Сергий Веснин, иеросхим. Письма святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. СПб., 1850. С. 166–167. 187 Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь на Афоне//Православная энциклопедия. 2009. Т. 20. С. 301–313. 188 Там же; Также см.: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. С. 288, 295, 299. 189 Библиотека Болгарского монастыря Зограф на Афоне. 77. Руски Зографски Поменик, 1639. 116 л.; Старый шифр: 11.б.16. 190 Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи... С. 63. Табл. 77–78; Снегаров И. Културни и политически връзки между Болгария и Русия през XVI-XVIII в. София, 1953. С. 34–35; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313. 191 Снегаров И. Културни и политически връзки. С. 30–31; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313; Мердзимекис Н. Связи Афонского монастыря Зографа с царской Россией. С. 251. 192 Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82–83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 год. М., 1964. С. 371; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь... С. 301–313; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ. соч. С. 387–389. 193 Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи... С. 78–80; Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313. 198 Колосова В. П. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович//Федоровские чтения, 1979. М., 1982. С. 24–34; Ее же. Новые данные к биографии Павла Домжив-Лютковича//Федоровские чтения, 1982. М., 1987. С. 24; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ.соч. С. 387–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

короля. Атауальпа бросил Библию на землю. Началось сражение, в результате к-рого Сапа Инка был пленен. Несмотря на то что испанцы получили за него огромный выкуп, Атауальпа остался в заложниках у испанцев и в июле 1533 г. был казнен. По преданию, перед смертью он принял крещение, с тем чтобы избежать сожжения. Новым правителем, назначенным Писарро, стал сын Уайны Капака - Тупак Уальпа, неожиданно умерший от болезни в окт. 1533 г. Следующим Верховным инкой испанцы провозгласили еще одного сына Уайны Капака - Манко Инку Юпанки (1515 - ок. 1544). 14 нояб. 1533 г. испанцы вошли в г. Куско в качестве союзников Манко Инки и посланников верховного бога Виракочи, призванных помочь законной династии утвердиться у власти. Т. к. среди прибывших были священники, уже на следующий день в городе была отслужена 1-я месса. В марте 1534 г. Куско стал офиц. столицей Нов. Кастилии, включившей территорию Тауантинсуйу. При объявлении Куско испан. городом присутствовали доминиканцы, францисканцы и мерседарии. В 1535 г. испанцы основали г. Лима. В том же году Манко Инка был арестован по обвинению в подготовке антииспан. восстания и провел под стражей более полугода. Ему удалось покинуть Куско, и в апр. 1536 г., собрав войско, он осадил столицу. Длившаяся 10 месяцев осада не дала желаемых результатов, и войско индейцев отошло в горный регион Вилькабамба, где Манко Инка основал т. н. Новоинкское царство (с центром в одноименном г. Вилькабамбе) и продолжил вооруженную борьбу с испанцами. После его убийства в 1544/45 г. в Новоинкском царстве правили Сайри Тупак (до 1561), Титу Куси Юпанки (1561-1570) и Тупак Амару (1570-1572). В июне 1572 г. испанцы взяли Вилькабамбу, а в сент. того же года поймали и казнили Тупака Амару. После этого инки прекратили организованное вооруженное сопротивление испанцам. Церковь Общества Иисуса в Куско. 1668 г. Фото: Л. К. Масиель Санчес Церковь Общества Иисуса в Куско. 1668 г. Фото: Л. К. Масиель Санчес В 1536 г. папа Павел III учредил еп-ство Куско, к-рое вошло в юрисдикцию архиеп-ства Севилья (Испания).

http://pravenc.ru/text/2580058.html

В Др. Руси к прославленным спискам-репликам к-польской «О.» (из ныне известных по истории почитания и реконструируемых по особенностям иконографии) относится Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ( Щенникова. Визант. иконы. 2017). Еще один чтимый рус. список-реплика, с иным расположением свитка в руке Христа - надвратная Смоленская икона «Одигитрия» из Успенского собора Смоленска (кон. XVI - нач. XVII в.; см. в ст.: Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ), к-рая была особенно почитаема в XVIII-XIX вв. Ист.: Ducae M. Historia byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288, 292. (CSHB; 18); Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг./Под ред. И. И. Срезневского. СПб., 1881. С. 82-84; Книга Паломник. С. I-III, XX-XXI, XIV-XXV, XLIX, LI, XC-XCIV, 21, 55-56, 82; Scriptores minores historiae Danicae medii aevi/Ed. M. C. Gertz. Kbh., 1918/1920. Vol. 2. P. 490-491; Tafur P. Travels and adventures: 1435-1439/Transl., ed., introd. M. Letts. L., 1926. P. 141-142; Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.//ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 216-167; Продолжатель Феофана. Жизнеописания визант. царей. СПб., 1992. С. 88; Книга хожений; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотв. икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 436-463; Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон/Пер., предисл. и коммент.: А. М. Крюков//Там же. С. 464-475; Таррагонский аноним: «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Реликвии в искусстве и культуре восточнохрист. мира: Тез. докл. и мат-лы междунар. симпозиума/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 155-170. Лит.: Казанский П. С. Лука Евангелист, как иконописец//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. С. 46-51; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1; Успенский А. И. О худож. деятельности евангелиста Луки. М., 1901; Dobsch ü tz E., von.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Церковь св. Иоанна Крестителя в Уаро. XVI в. Фото: Л. К. Масиель Санчес Церковь св. Иоанна Крестителя в Уаро. XVI в. Фото: Л. К. Масиель Санчес В сент. 1513 г. испан. конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа (ок. 1475-1519) пересек Панамский перешеек и узнал от местных индейцев о существовании процветающей, богатой золотом страны в юж. части Тихого океана. В 1522 г. испанец Паскуаль де Андагойя (1495-1548) принял участие в походе в П., однако при попытке вторжения в гос-во инков потерпел поражение. В 1524 г. Франсиско Писарро (ок. 1478-1541) совместно с военным Диего де Альмагро (1475-1538) и со свящ. Эрнандо де Луке († ок. 1533) организовал т. н. Левантийскую компанию по исследованию тихоокеанского побережья к югу от Панамы. В том же году они предприняли 1-е плавание в П., но достигли лишь дельты р. Сан-Хуан. Во время 2-й экспедиции, в 1526-1528 гг., Писарро достиг г. Тумбес, находившегося в составе инкского гос-ва. С целью получения финансирования 3-й военной экспедиции Писарро отправился в Испанию, где добился аудиенции у Карла V . В 1529 г. была подписана «Толедская капитуляция» - королевский декрет, согласно которому Писарро был назначен пожизненным губернатором, генерал-капитаном и главным альгвасилом пров. Перу. Ему были пожалованы дворянский герб и звание рыцаря военно-религ. ордена Сантьяго. Согласно этому же декрету, де Альмагро был посвящен в рыцари и назначен командующим г. Тумбес, а де Луке был объявлен епископом Тумбеса. В 1531 г. Писарро во главе небольшого испан. отряда (ок. 180 чел.) отправился в 3-ю экспедицию в страну инков и в мае 1532 г. достиг г. Тумбес. В том же году конкистадоры основали 1-й колониальный город на перуанской земле - Сан-Мигель-де-Пьюра. 15 нояб. 1532 г. испанцы вступили в оставленный жителями г. Кахамарка и пригласили на переговоры Атауальпу. На следующий день Сапа Инка прибыл в город. На центральной площади один из участвовавших в походе доминиканцев , Винсенте де Вальверде (ок. 1498-1541), протянул ему Библию и призвал признать власть испан.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Иркутск, 1979; она же. Живая старина Приангарья. М., 1990; Проскурякова Т. С. Особенности «сибирского барокко»//Архит. наследство. 1979. Вып. 27. С. 147-160; она же. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в.//Там же. 1986. Вып. 34. С. 113-124; она же. Черты своеобразия архитектуры Сибири XVIII в.//Там же. 1996. Вып. 40. С. 70-74; Описание Иркутского наместничества 1792 г./Под ред. Р. С. Васильевского. Новосиб., 1988; Каменева В. А. История формирования и проблема развития архит. облика центра Иркутска//Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосиб., 1989. С. 107-119; Беседина О. Н. Памятники истории и архитектуры Иркутска: Культовое зодчество. Новосиб., 1990; она же. Ист. застройка Нижнеудинска//Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосиб., 1991. С. 29-45; она же. Памятники архитектуры г. Иркутска (XVIII - нач. XX в.)//Там же. С. 67-97; Крючкова Т. А. Из истории строительства и реставрации Иркутского Богоявленского собора//Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С. 202-226; Баландин С. Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в.: [Учеб. пособие]. Новосиб., 1994; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. XX в. М., 2000; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД. М., 2004; он же. Правосл. каменные храмы Зап. Забайкалья XVIII - 1-й пол. XIX вв.: История региональной традиции//ПРАМИ. 2005. Вып. 7. С. 178-207; он же. Иркутские каменные храмы сер. XVIII в.//Архит. наследство. 2008. Вып. 49. С. 127-144. Л. К. Масиель Санчес Иконопись Сохранившиеся памятники иконописи Иркутска и Восточно-Сибирского региона позволяют выделить 3 периода, каждый из которых имеет свои стилистические особенности, определяемые конкретной исторической ситуацией. Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. (ИркОХМ) Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. (ИркОХМ) Первый период приходится на время от основания Иркутска в 60-х гг. XVII в. до организации Иркутской и Нерчинской епархии в 1727 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

— Сретенский монастырь или подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве просто утопают в цветах, — приводит пример Андрей Анисимов. — Входишь, и запах другой. Незнающие люди говорят: «Вот монахи на наши деньги устроились, рыбки у них плавают в центре Москвы, розы…» Но это сделано не просто для какой-то красоты, этот ухоженный дворик — образ райского сада. Идея того, что во время богослужения освящается все вокруг, выражалась архитектурными средствами. — В византийском храме внешнее и внутреннее пространства взаимопроникаемы, — говорит Лев Масиель-Санчес, — между ними нет жесткой границы. Храм — создание римского, то есть южного архитектурного мира, вокруг него были открытые портики, подходы во дворах. Византией ощущение храма было унаследовано из античности, где храмом была вся гигантская площадь в священной ограде (жесткая граница между сакральным и профанным), а здание было крошечным святилищем, куда люди даже не заходили. Раннехристианский храм был еще более «разомкнут», поскольку пришествие в мир, смерть и воскресение Христа освятили весь мир. В поздневизантийское время, в X — XI веках, когда гражданские тенденции в Церкви вытесняются монашеским мышлением, пространство церкви и пространство мира противопоставляются друг другу: храмы становятся небольшими, исчезают большие дворы, выделяется пространство притвора. Земное и небесное Пройдя по территории храма, мы подходим к паперти. — Словари дают разные определения этому слову, — говорит Лев Масиель-Санчес. — Одни утверждают, что это площадка перед дверями храма, другие — что крытая галерея. Чаще всего открытое пространство снаружи называют папертью, следующее за ним маленькое пространство — притвором, а расширенный притвор, в котором могут быть придельные храмы, — трапезной. В разные эпохи, в разных архитектурных стилях паперть и лестницу выполняли по-разному. Например, поражает своим взлетом ввысь крытая лестница храма Вознесения Господня в Коломенском, а в храме Покрова на Нерли лишь небольшая ступенечка. — Ступени, ведущие к дверям храма, — это древний, еще дохристианский обычай, — поясняет Александр Ткаченко. — В Иерусалимском храме священники и левиты для совершения жертвоприношения поднимались по ступеням. Символика лестницы очевидная — наше приближение к горнему миру, она означает связь земного и небесного. В Средние века, когда приходское богослужение сосредоточилось в самом храме, не стало торжественного входа верующих во главе с епископом, значимость приобрели те ступеньки, которые ведут к алтарной части.

http://pravmir.ru/dver-v-inoj-mir/

— В русской традиции притворы маленькие, они служат для регуляции теплообмена, помогают в холодное время не выстужать основную часть храма, — говорит Александр Ткаченко. Постепенно западная часть русского храма расширялась. — В XVII веке в связи с иноземными влияниями в России постепенно возникают разные пространства к западу от храма, — рассказывает Лев Масиель-Санчес, — притвор расширяется галереями с боковыми приделами, возникает привычная нам схема, когда из притвора мы входим в трапезную с правым и левым приделами. Это было удобно: зимой служили в приделах, а большой храм не отапливали. В Румынии делают двойные притворы: внешний и внутренний. Один из этих притворов называется «гропница», поскольку его обширное пространство заполнено захоронениями. В Румынии и Сербии это становится обязательным элементом века с двенадцатого-тринадцатого. В Византии такого никогда не было, только на Афоне. Возможно, оттуда эта традиция пришла в Сербию, а потом в Румынию. Небольшой притвор может иметь эстетическое значение. — В храме блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих озерах мы сделали низкий притвор, и получилось очень хорошо, — рассказывает Андрей Анисимов. — Вы входите сначала в маленькое, тесное помещение, а потом попадаете в сам храм, с летящим вверх шатром. Люди обычно удивленно спрашивают: «Как этот объем мог поместиться в таком маленьком храме?» Храм не очень большой, если смотреть снаружи. Я сам не знаю, в чем дело, вероятно, пока мы проходим через низкий притвор, у нас немного меняется восприятие. Узкий, но торжественный — В идеале входы сориентированы на три стороны, — считает Андрей Анисимов. — Восток — это Христос, со всех сторон к Нему приходят люди и выходят, чтобы во все стороны нести Благую весть. Правда, градостроительная ситуация не всегда позволяет так делать. Главный вход в храм всегда украшался очень богато. В ярославских храмах XVII века он очень интересно выполнен. Там делали гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, а входы — расписные, многоцветные, с красивыми кокошниками, с перспективными порталами. Толщина стены и так немалая, а за счет уходящих вглубь пилястрочек и полуколоночек она кажется еще больше, это выглядит очень торжественно. Сами двери тоже декорируются очень богато. В Историческом музее хранятся двери XV века из Суздаля. На них на черном фоне золотом с помощью литья, чеканки, резьбы изображены евангельские и житийные сюжеты. Интересно, что в древней традиции, несмотря на торжественность, двери низкие и довольно узкие. Исключение царские храмы: София в Константинополе, Успенский собор в Кремле.

http://pravmir.ru/dver-v-inoj-mir/

на месте разрушенного был возведен новый кафедральный собор в честь Вознесения Марии (архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи по проекту А. Буффалини, 1671-1689, окончен к 1713), в формах рим. барокко с элементами венецианского. Первоначальный собор был воздвигнут по повелению англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце, потерпевшего кораблекрушение у Д. при возвращении из 3-го крестового похода. Полиптих в главном алтаре собора приписывается кисти Тициана и его учеников. Иезуитский мон-рь с ц. св. Игнатия (1699-1725, проект А. дель Поццо, фрески Г. Гарсии, 1738) - типичное произведение иезуитского барокко; в комплекс площади перед ней входят лестница (архит. П. Пассалаква, 1738, по образцу испан. лестницы в Риме) и здание иезуитской коллегии (Collegium Ragusinum, 1738). Церковь св. Влаха (1707-1715, архит. М. Гропелли) построена в традициях венецианского барокко на месте старой церкви XIV-XV вв. В ней хранится позолоченная скульптура св. Власия (XV в.) - уникальное произведение ювелиров Д. Лит.: Д. П. Св. Гора и Дубровник//NKJUФ. 1957. 23. Св. 1/2. С. 82-91; Комелова Г., Уханова И. Сплит, Дубровник. Л., 1976; Foreti V. Povijest Dubrovnika do 1808. g. Zagreb, 1980; Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354-1804. Seattle, 1983; Miti I. Dubrovaka drava u meunarodnoj zajednici. Zagreb, 1988; Fiskovi I. Srednjovjekovna preureenja ranokršanskih svetišta u dubrovakom kraju. Zagreb, 1988; Фрейденберг М. М. Дубровник и Османская империя. М., 19892; Трифунович Л. Югославия: Памятники искусства: От древности до наших дней. Београд, 1989. С. 113-123; Eterovich A. S. Croatia in the New World: Columbus, The Republic of Ragusa (Dubrovnik) and St. Vlaho (Blaise), Patron Saint of Dubrovnik. San Carlos, 1992; Rheubottom D. Age, Marriage, and Politics in 15th-Cent. Ragusa. Oxf., 2000; Фрейдзон В. И. История Хорватии. СПб., 2001; u i V. Posljednja kriza Dubrovake republike. Zagreb; Dubrovnik, 2003; Mijovi V. Dubrovaka diplomacija u Istambulu. Zagreb; Dubrovnik, 2003; И. Српска православна црква у Дубровнику до почетна ХХ. в. Дубровник; Београд, 2007. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180532.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010