Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРЬИНА Нина Борисовна (род. 30.08.1961, Ленинград), музыковед, исследователь рус. церковного пения. В 1984 г. закончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1987-1994 гг. работала в ГПБ (ныне РНБ) в С.-Петербурге, в отделе нотных изданий и звукозаписей, с 1995 г.- в С.-Петербургском гос. музее театрального и муз. искусства (ведущий научный сотрудник, хранитель фонда нотных изданий и рукописей). В 1992 г. защитила канд. дис. «Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного роспева» (под рук. А. Н. Кручининой). В 1993-1994 гг. в сотрудничестве с хором «Нево» (руководитель И. В. Панков) вела циклы хоровых концертов, где звучали расшифрованные ею древнерус. песнопения. В 1996-2008 гг. работала в С.-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на кафедре древнерус. певч. искусства, в 2001-2005 гг. занималась организацией научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (в консерватории, РНБ, Музее музыки в Шереметевском дворце). В 2007 г. защитила докт. дис. «Русские певческие книги: Типология, пути эволюции», в к-рой были выявлены основные типы певч. книг, бытовавших с кон. XI по нач. XX в. и проанализированы принципы их организации. В сферу научных интересов З. входят также история книги и инструментоведение. Библиогр.: Список работ Захарьиной до 1999 г. опубл.: Рус. церковное пение XI-XX вв.: Исслед., публ. 1917-1999: Библиогр. указ./Сост.: И. Е. Лозовая и др.; науч. ред.: мон. Елена (Хиловская). М., 2001. C. 7, 79, 80, 93, 109, 110, 154, 155, 178. Соч.: Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003; Некоторые наблюдения над структурой рус. певч. книг//Музыковедение. М., 2004. 1. С. 2-5; Песнопения в честь Успения Богородицы в рус. певч. рукописях эпохи Иерусалимского устава//ЕжБК. 2007. Т. 2. С. 256-261; Строки из песнопений Успению Богородицы в древнерусских музыкально-теоретических руководствах//Греко-рус. певч. параллели: К 100-летию афонской экспедиции С. В. Смоленского: Сб. науч. тр. по мат-лам Бражниковских чтений. М.; СПб., 2008. С. 221-231; Песнопения в честь Успения Богородицы в древнерус. рукописях достудийской и студийской эпох//Древнерус. духовное наследие в Сибири: Науч. изучение памятников традиц. рус. книжности на востоке России/Отв. ред.: Е. И. Дергачева-Скоп, В. Н. Алексеев. Новосиб. (в печати). Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор

http://pravenc.ru/text/182719.html

Более многочисленны в 20-м томе статьи по библеистике. Среди материалов этого профиля следует отметить, прежде всего, обширные публикации, посвященные Посланию св. апостола Иакова и т.н. Протоевангелию Иакова, одному из раннехристианских апокрифов. В том также вошли статьи о ветхозаветном патриархе — св. праотце Иакове (Израиле) и одном из вождей еврейского народа — Зоровавеле. Также здесь присутствует статья «Земля Обетованная». Теме православного богослужения посвящен ряд статей 20-го тома, из которых наиболее крупной является публикация «Знаки праздников месяцеслова» (автор — А.А. Лукашевич). Тема церковного пения представлена в новом томе энциклопедии несколькими важными материалами, касающимися знаменного распева и знаменной нотации (автор — И.Е. Лозовая). Отдельная статья посвящена знаменному многоголосию. В том также вошла публикация о священнике Василии Зиновьеве, крупном русском церковном композиторе и регенте конца XIX — начала ХХ в. Обширный материал посвящен истории формирования и особенностям традиции церковного звона, его подготовил А.Б. Никаноров. Этому же автору принадлежит статья «Звонарь». 20-й том «Православной энциклопедии» содержит значительный по объему комплекс статей, отражающих тему церковного искусства. Здесь можно ознакомиться с материалами, посвященными творчеству выдающегося русского зодчего 1-й половины XVIII в. Михаила Земцова и одному из наиболее древних церковных зданий на территории современной России — Зругскому храму XI в. (Северная Осетия). Отдельная статья рассказывает о выдающемся памятнике византийского церковного искусства — монастыре Иакинфа в Никее и его Успенскому храму, знаменитому своими мозаиками, которые, к сожалению, были уничтожены турками в 1920-е гг. В томе также содержатся статьи, повествующие о жизни и творчестве знаменитых русских иконописцев XVII в. Георгия Зиновьева, Карпа Золотарева, Федора Зубова и его сыновей Ивана и Алексея. Из статьи об архимандрите Зиноне (Теодоре) можно получить представление о творчестве этого крупного представителя современной русской иконописи. Статья «Александр Иванов» посвящена знаменитому русскому художнику XIX в., автору одного из самых известных произведений отечественной религиозной живописи — картины «Явление Христа народу».

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Много позже мне захотелось понять, что же там говорится. Я стала размышлять над словами. Первое движение можно выразить так: «Это значит не то, что я думаю». «Внуши моление мое» — явно не то, что я думаю, то есть здесь не русское значение «внушить». А какое же? Окончательной проверкой стало, в конце концов, сопоставление с греческим оригиналом. Но именно проверкой — потому что догадывалась я каким-то другим образом. Это как бы биографическая предыстория словаря. Была еще и лингвистическая. Меня в языке больше всего интересовала семантика и ее история. Как меняется значение слова, как одни его смыслы отступают и выходят вперед другие. В университете я искала такой предмет: историческая семантика. Оказалось, что такого предмета не существует. — Как проходили ваши занятия по церковнославянскому? Много людей приходило? — Сначала было много: мы собирались где-то в мастерских у художников. Но в то время все кухонные и чердачные разговоры велись на «последние темы» — о жизни, о смерти… И когда люди поняли, что придется просто учить спряжения и склонения, почти все разбежались. Думаю, что первые два года наших занятий в этих мастерских не принесли особого результата. Разве что я училась преподавать. А когда стали собираться у меня дома, это было уже более серьезно. Участники этого семинара знали, зачем им это изучение, и готовы были заниматься. Среди них был Александр Корноухов, художник, автор многих храмовых мозаик. Приходила Ирина Лозовая, наш лучший знаток древнего церковного пения. Они тоже просвещали нас: Ирина Лозовая рассказывала о донотных записях пения, Александр Корноухов — о византийской архитектуре, которую он прекрасно знал. Были среди нас два чтеца (кстати, в качестве одного из названий словаря предлагалось «Друг чтеца и певчих»). Был будущий батюшка. — По каким книгам вы занимались? Учебную программу я писала на ходу. Мне удалось найти дореволюционные учебники для гимназий, но я поняла, что они нам не помогут, потому что они написаны с расчетом на участие квалифицированного преподавателя. Там давались грамматические парадигмы (склонения, спряжения) и тексты почти без комментариев. Ведь церковнославянский обычно преподавал священник, он эти тексты объяснял и комментировал. В нашем же случае нужен был бы учебник, построенный как самоучитель, приближенный к практическому чтению текстов. Разбор синтаксических построений, значения падежей и т. п.

http://pravmir.ru/trudnye-slova-iz-bogos...

Пушкин, конечно, повлиял на культуру Харькова, города имперского, русского. В конце XIX - начале XX в. хорошим подарком ребенку считался томик произведений поэта. Среди харьковчан тексты и стихи Пушкина зачастую ходили и в рукописях. В Национальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского числятся 104 листа стихотворного романа «Евгений Онегин», переписанные от руки неизвестным поклонником из г. Лозовая Харьковской губернии. Харьковчанка Христина Алчевская, основательница первой воскресной школы для женщин-анальфабеток (то есть не умеющих читать), особо выделяла сказки Пушкина и рекомендовала их для чтения в народных школах. Впоследствии имя Пушкина было внесено в ее рекомендательное библиографическое пособие «Что читать народу». Столетие со дня рождения поэта в Харькове отмечали серьезно: вторую центральную улицу города - Немецкую - переименовали в Пушкинскую. К этой дате городская Дума приняла решение об установлении на народные средства памятника Пушкину. Однако деньги сразу собрать не удалось, поэтому памятник появился только в 1904 г. Заказ получил известный одесский скульптор Б.В. Эдуардс. Установить памятник планировалось на Сергиевский площади (ныне Пролетарская), но из Санкт-Петербурга отдали распоряжение: установить только в самом центре города. Так памятник получил место в начале Театральной площади, напротив драматического театра. Его открыли на 105-летие со дня рождения поэта, который по старому стилю отмечался 26 мая. Отметим, что именно памятник Пушкину, «солнцу русской поэзии», символу русского языка и русской культуры, стал первым памятником в истории Харькова. Открытие памятника Пушкину 26 мая 1904 г. Однако в том же году, ночью 31 октября, несмотря на день святого Луки (который, по народным приметам, выводит из людей гниль), памятник Пушкину был подорван. В окрестных домах из окон мощной взрывной волной выбило стекла, но человеческих жертв, к счастью, не случилось. Памятник остался почти без повреждений, лишь откололся кусок от постамента. На месте акта вандализма были обнаружены листовки с националистическим содержанием. Автор текста и организатор взрыва был без труда определен - им оказался украинский националист и революционер адвокат Мыкола Михновский. Михновский был основателем и главарем Украинской народной партии, которая вела активную агитацию среди студентов и интеллигенции за революционную борьбу. О том, что это был за человек, говорят его высказывания: «Украинская нация должна уничтожить правление над собой чужеземцев, поскольку они выжигают душу самой нации. Должна нация добыть себе свободу, даже если зашатается от этого целая Россия! Должна нация добыть себе свободу из рабства национального и политического, даже если прольются реки крови!» Увы, мы живем в такие времена, когда мерзавцу и человеконенавистнику, русофобу Михновскому открыта памятная доска на первом здании Харьковского университета.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

С июня 1992 г. Н. являлся постоянным членом Синода УПЦ. Под рук. Н. с кон. 80-х гг. велась работа по сбору сведений о подвигах новомучеников, пострадавших на Харьковщине во время большевистских гонений на веру. На основании собранных материалов 22 июня 1993 г. решением Синода УПЦ был прославлен 31 местночтимый святой, их имена вошли в Собор новомучеников Слободского края. Н. составил сборник служб и акафистов новопрославленным святым (издан в 1996). С 27 дек. 1994 г. являлся председателем Комиссии УПЦ по канонизации святых (до 22 нояб. 2006). За время управления Н. Харьковской епархией количество приходов увеличилось в 5 раз: к нач. 2011 г. в епархии было уже 313 действующих храмов. Активно велись работы по строительству новых храмов, возвращению закрытых в годы советской власти церквей, их ремонту и реставрации. Особо важное значение имело восстановление под рук. Н. уникального архитектурного комплекса харьковского Покровского мон-ря. К 2003 г. была завершена реставрация монастырских Покровского собора и Озерянской ц. В Харьковской епархии появились и новые монашеские обители. В 1997 г. на основе сложившейся при отреставрированном храме святых Бориса и Глеба в с. Водяном Змиёвского р-на Харьковской обл. жен. монашеской общины по благословению Н. был учрежден Борисоглебский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь (с 2012 в Изюмской епархии). В том же 1997 г. был возрожден как Архангело-Михайловский жен. мон-рь в г. Лозовая Харьковской обл. После ремонтно-восстановительных работ 22 марта 1998 г. Н. освятил монастырский храм во имя арх. Михаила. Позднее был организован скит на месте первоначального расположения мон-ря в с. Светловщина, в 5 км от Лозовой. В 1993 г. в Харькове начало работу 2-годичное духовное уч-ще, преобразованное в 1996 г. в семинарию с 4-летним сроком обучения. В дальнейшем при семинарии были открыты богословско-педагогические курсы, иконописная школа. Н. являлся ректором возрожденной Харьковской ДС в 1996-2011 гг. Также он был редактором начавших выходить с 1994 г. ежемесячных «Харьковских епархиальных ведомостей», а в 2000 г. под его редакцией началось издание философско-религиозного ж. «Вера и разум». На протяжении неск. лет Н. вел передачи о вере на местном телевидении. Н.- автор почти 8 тыс. проповедей, служб и акафистов, статей на различные темы церковной жизни, прозаических и стихотворных произведений, автобиографических книг. Он был удостоен званий почетного профессора Харьковского гос. ин-та культуры и Харьковского ин-та искусств им. И. П. Котляревского, почетного д-ра богословия КДА, Варшавской христианской богословской академии, Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина, почетного члена Союзов писателей России и Украины.

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

247), и нельзя не сделать несколько замечаний по поводу этой публикации. Рукопись РГАДА, Ф. 381, 48 - это не Октоих, как называет ее Василик, а Часослов с добавлениями и Шестоднев ( Каталог, 166 ; для литературоведа-текстолога это не ошибка, но для литургиста...). Автор датирует рукопись XIV-XV вв.: с таким широким разбросом можно было бы и вообще её не датировать. На самом деле рукопись по совокупности признаков можно датировать второй половиной XIV века. Ещё одно замечание редакционного характера: при первоначальной публикации славянских текстов в научной литературе существуют общепринятые правила, которые не соблюдены автором (при раскрытии титл буквы вносятся в строку в скобках, то же самое и с надстрочными буквами; сейчас современные шрифты позволяют сохранять частично ударения и иные надстрочные знаки). Впрочем, в книге это единственная публикация, все остальные исследуемые тексты были опубликованы ранее и перепечатываются автором с имеющихся публикаций. Эти мелкие замечания скорее носят характер придирок и нисколько не умаляют достоинств книги. Автор блистает всесторонней эрудицией, знанием древних языков (в том числе грузинского, армянского, сирийского). Работа написана на стыке многих дисциплин: истории, филологии, богословия, литургики и даже музыковедения. Василик полноценно использует опыт предшественников, для него не существует языкового барьера и он прорабатывает книги и исследования на многих языках. Кроме того, автор обладает даром понятно и увлекательно излагать сухие научные факты, что делает книгу интересной не только для узкого круга исследователей, но и для широкого читателя, для всех, интересующихся историей богослужения. Главным «недостатком» является малый тираж (700 экз.) - в Москве его уже не купить. Остается Впрочем, учитывая достоинства монографии, можно смело предположить, что она переживет не одно издание. В заключение пожелаем, чтобы автор не останавливался на достигнутом и продолжил работу в данном направлении.   Литература Асмус - Асмус Валентин, прот. Как не следует издавать книги протопресвитера Иоанна Мейендорфа//ЖМП, 2002 г., 11. Каталог - Каталог славяно-русских рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М., 1988. Квирикашвили I - Квирикашвили Л. С. Вопрос о второй песне гимнографического канона//Известия Академии Наук Грузинской ССР. Серия языка и литературы. Тбилиси. 1977. Стр. 69-77. Квирикашвили II - Квирикашвили Л. С. Композиция гимнографического канона. Тбилиси, 1983. (автореферат дисс. докт. филологич. наук). Лозовая - Лозовая И. Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси.//Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций. Российская Академия Музыки им. Гнесиных. М., 1994. Мансветов - Мансветов И. Д. " Как правились Типик и Минеи. Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. " М., 1884. Момина - Момина М. А. Греческие разночтения в славянских гимнографических текстах//ВВ, М., 1983. Т. 44. Стр. 126-134.

http://bogoslov.ru/article/290325

Между 1910 и 1912 гг. здесь был построен и освящен храм в честь Преображения Господня. В 1875 г., при настоятеле иером. Мефодии (Насонове), завершилось строительство железной дороги Харьков-Лозовая-Севастополь, прошедшей по территории киновии, что облегчило доступ к прославленной древней обители паломникам и путешественникам, для к-рых в 1896 г. у подножия скалы была сооружена 2-этажная 24-местная гостиница. У Монастырской скалы к 1895 г. построен и освящен полупещерный храм во имя вмч. Пантелеимона в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе; алтарная апсида была высечена в скале, квадратный в плане наос наземный; иконостас работы Фартусова; на фронтоне надпись: «На память спасения Августейшей семьи у ст. Борки 17 октября 1888 г.». Храм построен в скромных формах классицизма, увенчан невысоким куполом без барабана, боковые фасады украшены фронтонами, западный - портиком; апсида устроена в скале. Настоятельский корпус с Троицким храмом. 1863-1867 гг. Фотография. 2007 г. Настоятельский корпус с Троицким храмом. 1863-1867 гг. Фотография. 2007 г. В нач. XX в. насельники И. м. стали фактическими хозяевами территории крепости Каламита. С 1902-1903 гг., при настоятеле игум. Иакове (Рыкове), здесь на средства ростовского купца М. Рогожина возводили соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца и 2 жилых корпуса. Возможный автор проекта - Г. П. Долин, архит. Севастопольского градоначальства ( Гавришева. 2004. С. 65-66). Никольский собор - одноглавый, близкий к кубу, но с выраженными в верхней зоне ветвями подкупольного креста - был построен в визант. стиле. Архитектурными образцами для него послужили местные храмы - соборы св. кн. Владимира в Херсонесе (архит. Д. И. Гримм, проект 1859, построен в 1861-1879) и Севастополе (архит. А. А. Авдеев, проект 1862, построен в 1873-1888). Строительство Никольского собора было завершено в 1905 г. к 50-летнему юбилею обороны Севастополя. В 1900-1907 гг. на крепостном плато монахи построили еще один храм и 2 жилых корпуса.

http://pravenc.ru/text/389605.html

N. Y., 1977. P. 220-230; Кручинина А. Н. Попевка в рус. муз. теории XVII в.: Канд. дис./ЛГК. Л., 1979; Фролов С. В. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации//Проблемы истории и теории древнерус. музыки. Л., 1979. С. 124-147; Гусейнова З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв.//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 27-49; она же. Руководства по теории знаменного пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность.: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; 4); она же. Фитник Федора Крестьянина: Исслед. СПб., 2001; она же. «Авторская» работа в рус. муз.-теорет. руководствах XV-XVIII вв.//Манрусум: Вопросы истории, теории и эстетики духовной музыки: Междунар. музыковедческий ежегодник. Ереван, 2005. Т. 2. С. 87-95; Школьник М. Г. К проблеме интерпретации певч. знамени в столповом роспеве XVII в.//Муз. культура Средневековья: Сб. науч. тр. М., 1990. С. 109-132; она же. Проблемы реконструкции знаменного роспева XII-XVII вв. (на мат-ле визант. и древнерус. Ирмология): Канд. дис./МГК. М., 1996; Герцман Е. Г. Петербургский теоретикон. Од., 1994; Troelsg å rd Ch. The Development of a Didactic Poem: Some Remarks on the Ισον, λϒον, ξεα by Ioannes Glykys//Byzantine Chant: Tradition and Reform: Act of a Meeting held at the Danish Institute at Athens, 1993. Athens, 1997. P. 69-85; Лозовая И. Е. Византийские прототипы древнерус. певч. терминологии//Келдышевский сб.: Муз.-ист. чт. памяти Ю. В. Келдыша, 1997. М., 1999. С. 62-72; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Др. Руси. Краснодар, 2003; Загребин В. М. Экфонетические знаки в Куприяновских (Новгородских) листках X-XI вв. и Остромировом Евангелии 1057 г. и их отношение к соответствующим системам знаков в греч. рукописях того же периода// Он же. Исслед. памятников южнослав. и древнерус. письменности. М.; СПб., 2006. С. 101-182. И. Е. Лозовая Рубрики: Ключевые слова: БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор

http://pravenc.ru/text/199933.html

ЛЮДМИЛА . 1 декабря 2014 г . 2014/11/28, 16:52:38 Здравствуйте,Святые Отцы и Братья Святой горы Афон! Помогите мне пожалуйста,не откажите. Я много лет уже не могу забеременеть. Мы с будущем мужем очень хотим ребеночка,но к сожалению мы уже год пытаемся и ничего не получается,и лечение не помогает. Помогите нам пожалуйста обрести счастья. Прошу Вас выслать нам пояски.Очень ждем ответа. Наш адрес : 143009 Московская область, г. Одинцово, ул.Садовая 22а, кв.190 Боднарчук Алина 2014/11/27, 15:25:52 Добрый день,дорогие Отцы и Братия Ватопедского монастыря! Молю Вас о помощи и прошу выслать пояски Пресвятой Богородицы. Меня зовут Оксана, мужа - Артем Вот уже 12!!!! лет не можем зачать ребенка. У мужа год назад была онкология, у меня неудачное ЭКО!!! Я очень верю, что пояски обязательно нам помогут! Прошу Вас выслать 2 пояса - мне с мужем! Заранее благодарны! очень надеемся на Ваше снизхождение Украина, 64600, Харьковская облость, г. Лозовая, микр-н 4, дом 22 кв. 6 Оксана kksunya85@mail.ru Оксана 2014/11/27, 15:25:03 Добрый день,дорогие Отцы и Братия Ватопедского монастыря! Молю Вас о помощи и прошу выслать пояски Пресвятой Богородицы. Меня зовут Оксана, мужа - Артем Вот уже 12!!!! лет не можем зачать ребенка. У мужа год назад была онкология, у меня неудачное ЭКО!!! Я очень верю, что пояски обязательно нам помогут! Прошу Вас выслать 2 пояса - мне с мужем! Заранее благодарны! очень надеемся на Ваше снизхождение Украина, 64600, Харьковская облость, г. Лозовая, микр-н 4, дом 22 кв. 6 Оксана Оксана 2014/11/27, 15:10:44 Здравствуйте,дорогие Отцы и Братия Ватопедского монастыря! Молю о помощи и прошу выслать пояски Пресвятой Богородицы. Меня зовут Оксана, мужа - Артем Вот уже 12!!!! лет не можем зачать ребенка. У мужа год назад была онкология, у меня неудачное ЭКО!!! Я очень верю, что пояски обязательно нам помогут! и Прошу Вас выслать 2 пояса - мне с мужем! Мы очень в это верим. Храни всех бог! Украина, 64600, Харьковская облость, г. Лозовая, микр-н 4, дом 22 кв. 6 Оксана Оксана

http://isihazm.ru/?id=1710&c_pid=10

По переписи 1662 г. в с. Тишках 70 черкасов. Указом 21 июня 1672 г. постановлено состоять боярским детям на службе в двух местах Харьковского полка: в Харькове – 87 человек, в Салтове – 129 человек (Собр. зак. Т. 1. 522). Но при ревизии 1724 г. оказалось в Харьковском полку однодворцев: а) служащих наравне с черкасами, в казаках и подпомощниках 890 человек (в том числе в Черкасских Тишках – 39 человек, в Русских Тишках – 82 человека, в Борщевой – 87, в Колупаевке – 123 человека); б) платящих подушный оклад 892 человека (в Русских Тишках – 263 человека, в Борщевой – 184 человека, в Колупаевке – 130 человек). Последних в 1732 г. назначено было перевести в состав Ландмилицкого корпуса. Мо было ли это исполнено? Ме видно. С том, что боярские дети, жившие в Тишках, Борщевом, отправляли службу в Харькове, говорят акты, например, межевая выписка в 1697 г.; «Харьковцу солдату Кузме Мелехову – села Тишков поступное поместье – от устья р. Мурома вверх по Мурому. – Ст Грачевой Яруги на Долгий курган, на большой высокий курган... С того по­местья он Кузма солдатскую службу служит». Другой акт: «с. Борщеваго боярский сын Мина Сбернихин Харьковец» в 1672 г. продал харьковцу Санину «Государево жалованье 40 четв. пашни и двор в с. Борщевом». РУССКАЯ И ЧЕРКАССКАЯ ЛОЗОВАЯ Первая при вершине р. Лозовой, в 20 верстах от Харькова, вторая на той же реке в 15 верстах. В межевой книге 1663 г. говорится: «А рус­ские помещики поселились на Лозовом колодезе и там живут и землею и сенными покосы и всякими угодьи владеют»; по делу 1757 г. с. Русская Лозовая, как и Проходы, Коренского стана Белогородского уезда и в ней при Николаевском храме священник Антоний. Метрики сего храма начинаются с 1759 г. Известен и антиминс, выданный в 1761 г. в Николаевский храм Русской Лозовой. Черкасская Лозовая с именем села упоминается в делах 1684 г., и, вероятно, что первый храм основался здесь не позже 1663 г. Священник Иоанн Калинин в своем прошении 1737 г. пи­сал, что он посвящен к Крестовоздвиженской церкви с. Лозового в 1717 г., а по делам 1725 г. видим в Лозовой двух священников. Иконы нынешнего Крестного храма, построенного в 1791 г., украшены серебряными ризами – это дары усердия гг. Квиток, которых предок полковой судья Семен Афанасьевич получил царскую грамоту на землю в Лозовой и на по­селение на ней 50 вольных черкасов. БОЛЬШИЕ ПРОХОДЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010