Читаем в пост: «Мое милое детство» Совет от писателя Дмитрия Емца 10 марта, 2017 Совет от писателя Дмитрия Емца Кроме обязательного постного чтения – Священного Писания, творений святых отцов, у каждого есть любимые художественные книги, которые способствуют духовному развитию. Книгу для чтения постом рекомендует писатель Дмитрий Емец. «Мое милое детство» Клавдии Лукашевич – замечательная добрая книга: умная, мягкая, хорошо подходит для семейного чтения. Тем более в пост, когда многие дети сами или по настоянию родителей ограничены в просмотре мультфильмов и художественных фильмов. Освободившееся время хорошо бы заполнить, и так, чтобы было интересно. Причем и детям, и родителям. Когда-то эту книгу посоветовала мне однокурсница. Я тогда не был воцерковлен, но все же автобиографическая повесть, написанная в 1914 году, привлекла меня. Она оказалась очень простой, абсолютно незатейливой, но искренней. Что-то в ней было такое, особенное. Внутренний свет растворенный. Помнится, это меня удивило. И потом еще несколько раз я перечитывал «Мое милое детство» в разные моменты жизни и всегда это отмечал. Видимо, это тот самый момент, когда правда жизни и искренность умножаются, и получается нечто такое, чего даже и сам автор не ожидает. Такое возможно только в фокусе правды, чувства вины, воспоминаний детства и близких любимых людей.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2016 25 января, 2017 1 февраля, 2017 11 января, 2024 9 декабря, 2023 7 ноября, 2023 16 сентября, 2023 3 сентября, 2023 6 июня, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/chitaem-v-post-moe-mil...

Новости РФ призвала ОБСЕ оценить законы Косова на предмет этноконфессионального равенства 16.02.2018 12:40 Косово и Метохия. Серб посещает разрушенную деревню Бело Поле под городом Печ. Фото с сайта " Википедия " . Проект " Корни души " , автор: Дарко Дозет Вена, 16 февраля. Россия ожидает от ОБСЕ доклада об обеспечении прав неалбанского меньшинства в самопровозглашенной республике Косово. Об этом заявил в четверг постоянный представитель РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич, передает ТАСС . " Необходим системный подход ОБСЕ к обеспечению прав неалбанского меньшинства в крае, в том числе тщательный анализ законодательства Косово на предмет соответствия целям создания в крае подлинного этноконфессионального равенства. Ждем от миссии соответствующей информации, - сказал Лукашевич на заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене. - Миссия ОБСЕ подтверждает тревожное падение показателей возвращения внутренне перемещенных лиц, особенно подвергшихся массовому изгнанию сербов " . По его словам, за два десятилетия в Косово вернулись лишь 148 человек из более чем 200 тысяч. " Причина - в системных проблемах с безопасностью неалбанского населения, продолжающихся нападениях на дома и имущество косовских сербов, поджогах, случаях вандализма " , - сказал российский дипломат. Вместе с тем Лукашевич отметил усилия миссии ОБСЕ по содействию межэтническому примирению и взаимному уважению в Косово, созданию в крае жизнеспособного многонационального общества, в котором права всех граждан уважаются в полной и равной мере. " Ценим инициативную помощь в решении проблем тех, кто рискнул вернуться в свои дома, целенаправленную работу по обеспечению языковых прав неалбанского населения, посредническое участие в защите объектов сербского культурного и религиозного наследия " , - добавил постпред. Постоянный представитель РФ при ОБСЕ подчеркнул, что " российская позиция по Косово остается неизменной и опирается на международно-правовые рамки, зафиксированные резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН " . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Более многочисленны в 20-м томе статьи по библеистике. Среди материалов этого профиля следует отметить, прежде всего, обширные публикации, посвященные Посланию св. апостола Иакова и т.н. Протоевангелию Иакова, одному из раннехристианских апокрифов. В том также вошли статьи о ветхозаветном патриархе — св. праотце Иакове (Израиле) и одном из вождей еврейского народа — Зоровавеле. Также здесь присутствует статья «Земля Обетованная». Теме православного богослужения посвящен ряд статей 20-го тома, из которых наиболее крупной является публикация «Знаки праздников месяцеслова» (автор — А.А. Лукашевич). Тема церковного пения представлена в новом томе энциклопедии несколькими важными материалами, касающимися знаменного распева и знаменной нотации (автор — И.Е. Лозовая). Отдельная статья посвящена знаменному многоголосию. В том также вошла публикация о священнике Василии Зиновьеве, крупном русском церковном композиторе и регенте конца XIX — начала ХХ в. Обширный материал посвящен истории формирования и особенностям традиции церковного звона, его подготовил А.Б. Никаноров. Этому же автору принадлежит статья «Звонарь». 20-й том «Православной энциклопедии» содержит значительный по объему комплекс статей, отражающих тему церковного искусства. Здесь можно ознакомиться с материалами, посвященными творчеству выдающегося русского зодчего 1-й половины XVIII в. Михаила Земцова и одному из наиболее древних церковных зданий на территории современной России — Зругскому храму XI в. (Северная Осетия). Отдельная статья рассказывает о выдающемся памятнике византийского церковного искусства — монастыре Иакинфа в Никее и его Успенскому храму, знаменитому своими мозаиками, которые, к сожалению, были уничтожены турками в 1920-е гг. В томе также содержатся статьи, повествующие о жизни и творчестве знаменитых русских иконописцев XVII в. Георгия Зиновьева, Карпа Золотарева, Федора Зубова и его сыновей Ивана и Алексея. Из статьи об архимандрите Зиноне (Теодоре) можно получить представление о творчестве этого крупного представителя современной русской иконописи. Статья «Александр Иванов» посвящена знаменитому русскому художнику XIX в., автору одного из самых известных произведений отечественной религиозной живописи — картины «Явление Христа народу».

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

Успенская церковь преобразила облик городецкого холма. Его выразительность первой оценила уже знакомая нам Олимпиада Шишкина. В заметках от 30 мая 1845 г. путешественница, ошибочно называя Успенскую церковь каменной, пишет: «Положение двух церквей Городецких, деревянной и каменной, на высоком, отдельном холме так необыкновенно, что мы решились взойти на него по крутой лестнице и в награду за труд полюбовались живописными окрестными видами… В каменной (Успенской. – А.Н., О.Н .) церкви… для входа трое дверей. Двенадцать столбов, по три вместе соединенные, поддерживают купол. Действительно, эта церковь гораздо лучше Лугского собора (Екатеринского. – А.Н., О.Н .), и очень приятно видеть в селе такое доказательство ревности прихожан». Вид Городецкого холма, каким его вполне могла видеть автор только что приведенных строк, запечатлен на рисунке 1927 г. археолога Н.Н. Чернягина. Слева по верху холма хорошо выделяется скромная Георгиевская церковь. Силуэт Успенской церкви заметен в окружении древесных крон. Сегодня на древнем городище находится действующее кладбище. Здесь сохранилось значительное число исторических надгробий, в том числе и на могиле инженер-генерал-майора М.П. Сакера, у южной стены Успенской церкви. Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района/О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015. В 160 км к югу от Петербурга и 20 от Луги, прямо на шоссе, ведущем во Псков и Киев, на высокой горе возвышается среди деревьев и зелени Успенская церковь села Городец. Древний погост, по летописным свидетельствам, был в древности монастырем, где в XVI веке был настоятелем архимандрит Трифон, по преданию около 1592 г. погибший за веру при нашествии литовцев. При Екатерине II, в 1764 г. Георгиевский Городецкий монастырь был упразднен, а старинный Георгиевский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы обращен в приходской. В 1838-1844 годах усердием священника Иоанна Шитова и местного помещика генерал-майора М. П. Сакера был построен отдельный храм Успения Божией Матери, существующий поныне. Здание церкви сооружено по проекту архитектора П. Лукашевича. Храм был освящен 5 марта 1844 года. Храм имел колокольню, звон его колоколов был слышан за 12 верст в с. Заплюсье. В советское время все они были сброшены, остались 3-4, и те были возвращены на колокольню в годы войны.

http://sobory.ru/article/?object=00847

Спасибо Вам огромное! Дайте Вас еще раз обнять!». Тут и я не отказал себе в удовольствие прикоснуться к красно-потной щеке Апельсинова, но она была холодна и колюча. Слов, кроме междометий, светило атеистической науки не произнесло, но надеюсь, что притчей во языцах, хотя бы на некоторое время, среди своих коллег он стал. Вот такая маленькая месть состоялась. Но вот когда я теперь вспоминаю эту историю, то прошу Бога об одном – чтобы никому из нас, преподающих в духовной школе или преподающим детям в школе Основы православной культуры, никогда не пришлось встретиться с бывшим учеником, который стал бы благодарить за уроки, препроводившие его к безбожию. Потому что об этой ответственности в наше время мы должны особенно помнить. В первой половине 80-х годов, когда мы с о.Артемием учились в МГУ, на историческом факультете преподавал и заведовал кафедрой древних языков блистательный профессор и один из лучших университетских просветителей, христианских, той поры Андрей Вячеславович Казаржевский. Он помнится, конечно, и как блестящий знаток древних языков, и как автор учебника по древнегреческому языку, которым пользуется поколение студентов, как автор курса по языку Нового Завета (невозможно представить, как такое могло состояться в советское время), который он читал филологам, классикам и некоторым другим студентам, но главным образом, как выдающийся просветитель. Его лекции, посвященные русской культуре, архитектуре, которые он сопровождал показами даипозитивов, они собирали всегда полные аудитории. Андрей Вячеславович, никогда не занимаясь тем лобовым миссионерством, через сам рассказ об этих удивительных памятниках как о смысле иконы, о храмах, о нашей истории, подводил своих слушателей к ограде церковной. Мне кажется, методология этих лекций в значительной мере и сегодня сохраняет свою актуальность. При этом сам он был церковным человеком от юности своея, духовным сыном расстрелянного в 1937 году о.Виталия Лукашевича, в самые страшные годы - прихожанином Обыденского храма, человеком, который никогда не отходил от Церкви.

http://radonezh.ru/text/protoierey-maksi...

Со 2-й пол. XVI в. в братии З. было значительное число иноков западнорус. происхождения, о чем в сер. 40-х гг. XVIII в. сообщал Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 2004. С. 254, 262-268). Наиболее известен среди них укр. писатель-полемист и борец с унией иером. Иоанн (Вишенский) , проживавший в З. с 1596 г. и с краткими перерывами до кончины между 1621 и 1633 гг. ( Мицько I. З. Острозька слов " яно-греко-лат. akaдeмiя. К., 1990. С. 85-86). Вероятно, с ним связано появление в монастырской б-ке каллиграфического Евангелия-тетр 1550 г., переписанного его земляком и, возможно, родственником Лукой, протопопом вишненским (см.: Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 78-80. 38; Турилов А. А. Критерии определения слав.-молдав. рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165). Укр. и белорус. монахи в кон. XVI - нач. XVII в. переписывали в З. церковно-учительную лит-ру для отправки на родину. Известен укр. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор., 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича, 88), присланный в 10-х гг. XVII в. с Афона тем же иером. Иоанном (см.: Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82-83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963. М., 1964. С. 371). Устойчивыми связями З. с Украиной и Белоруссией объясняется присутствие в помяннике монастыря имен западнорус. иерархов (напр., архиеп. Полоцкого Каллиста), укр. гетманов Ивана Самойловича (вложившего в мон-рь Евангелие, «зело много на себе сребра имущое, с позлащением и художеством удивителним» - см.: Григорович-Барский. 2004. С. 254-255) и Ивана Мазепы со сродниками. В XVIII-XIX вв. З. стал одним из центров болг. возрождения. В 60-х гг. XVIII в. здесь работали родоначальники болг. историографии: анонимный автор т. н. Зографской истории, мон. Спиридон из Габрова, автор «Истории во кратце о болгаро-словенском народе» (1792), и архим. Паисий Хиландарский , к-рый благодаря богатой монастырской б-ке завершил «Историю славяно-болгарскую». Позже здесь жили деятели болг. возрождения иером. Неофит (Бозвели) , Иларион , еп. Макариопольский, и др.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Прот. Александр Ветелев (1892–1976), профессор, доктор богословия. В 1946 г. принял священнический сан. Подробнее о нем см. некролог в ЖМП, 1976, 10. 60 Патриарх Пимен (Извеков) (1910–1990), предстоятель РПЦ с 1970 по 1990 г. С 1959 по 1962 г. архиеп. Пимену поручалось временное управление Луганской, Смоленской, Костромской и Тамбовской епархиями. 61 Подробнее об этом см. на стр. 175. 62 Журнал «Stimme der Orthodoxie» («Голос православия»), издание ЗападноЕвропейского экзархата Московской Патриархии в Берлине. 63 Речь идет об архим. Феодоре (Бухареве), в миру Александре Матвеевиче (1822–1871), православном богослове, экзегете и публицисте. 64 Александр Иванович Введенский (1888–1946), идеолог и лидер обновленчества. 65 Анатолий Эммануилович Краснов–Левитин (1915–1991), участник обновленческого движения, провел в концлагерях 7 лет при Сталине, 3 года при Брежневе, был вынужден уехать за границу в сентябре 1974 г. Автор (вместе с В. Шавровым) истории обновленческого движения: «История русской смуты». М., 1996. Подробнее о нем см. на стр. 120, о В. Шаврове — прим. на стр. 122. 66 Лев Львович Регельсон (р. 1939), физик по образованию, автор книги «Трагедия Русской Церкви 1917–1945 гг.». Париж, 1977; М., 1996 67 Патриарх Алексий I (Симанский) (1877–1970), предстоятель РПЦ с 1945 по 1970 г. 68 Прот. Игорь Малюшинский, обновленческий священник, в 1934 г. арестован по одному делу с А. Э. Красновым–Левитиным. 69 Архиеп. Ермоген (Голубев) (1896–1978). С 1953 г. епископ Ташкентский и Средне–Азиатский. В начале 1957 г.выстроил в Ташкенте большой храм. В 1963–1965 гг. архиепископ Калужский и Боровский. О его выступлении против постановлений 1961 г. летом 1965 г. и предшествующей «диссидентской» деятельности см.: Н.Костенко, Г. Кузовкин, С. Лукашевский. «Трудное житие архиепископа Ермогена». — В журн. «Христианство в истории», 1995, 6 (IV). 70 На самом деле десять. 71 Архиеп. Павел (Голышев) (1914–1979). В 1919 г. был увезен родителями в Бельгию, окончил Православный Богословский институт в Париже, в 1947 г. вернулся в Россию, с 1964 г. был архиеп. Новосибирским и Барнаульским, осенью 1975 г. вернулся в Бельгию, где жил до своей кончины. 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

107 Перевод выполнен с латинского перевода М. Тархнишвили (с учетом грузинского текста) по изданию: Tarchnischvili М. Le Grande Lectionnaire de I’Eglise de Jerusalem (V-VIII siecle). T. 1–2. Louvain, 1959–60, & app. I 162–167. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 188–189, 204–205. Scriptores Iberici;9–10, 13–14). 111 В рукописях Лекционария наблюдаются серьезные разночтения относительно состава этих песнопений. поэтому здесь приводится текст только первого из них. 112 Перевод выполнен по изданию: Sancti Adamnani abbatis Hiiensis De locis sanctis ex relatione Arculfi episcopi Galli libri tres//PL. 88. col. 809–810. Другой русский перевод опубликован в книге: Аркульф, епископ Галльский. Рассказ о Св. Местах в изложении Адамнана//ППС. Т. 17. вып. 1. СПб.. 1898. Пользуясь случаем, автор благодарит своею друга и коллегу А. Ю. Виноградова за помощь в работе с этим и предшествующим текстами. 115 Адамнан (или сам Аркульф) связывает время совершения поклонения Кресту с началом года. Это можно объяснить как использованием ими мартовского летосчисления, так и ошибкой рассказчика или Адамнана. Если принять вторую точку зрения, то. возможно, речь здесь идет о поклонении Кресту на праздник Воздвижения Креста 10–14 сентября, т. е. вскоре после византийского новолетия, тем более что это описание весьма напоминает византийские описания Воздвиженского поклонения Кресту (см.: Желтов М. , диак., Лукашевич А. А. Воздвижение Креста Господня//Православная Энциклопедия. Т. 9. М., 2005, с. 160–170). Увязывание же этапов поклонения с днями Страстной седмицы в тексте может быть смешением константинопольской практики с иерусиимской и римской практиками (где поклонение Кресту составляет важную часть богослужения Великой пятницы). Впрочем, определенного ответа поставленный здесь вопрос не имеет. 117 Мужчины. Такой порядок поклонения Кресту, когда в первый день к нему приступают мужчины, а во второй – женщины, указывается и в послеиконоборческих константинопольских описаниях чина поклонения Кресту на крестопоклонной седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

145 Еще: Симеон слышал, что Артемий во Пскове «говорил недобро» (А. А. Э., т. I, стр. 249); царь, после доклада Симеона и Сильвестра, «нача примечати учения слабостная» у Артемия (там же, стр. 247). 148 Ив. Соколов: «Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв.», М. 1880 г. И. Чистович : «Очерк истории западно-русской церкви», СПБ, ч. I, 1882 г.; ч. II, 1884 г. Н. Н. Любович: «История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии», Варш., 1883 г. Его же: «К истории иезуитов в лит.-русских землях в XVI в.», В., 1888 г. Его же: «Начало католической реакции и упадок реформации в Польше», Варш., 1890 г. См., кроме того, еще статьи Емельянова, Малышевского, А. Никольского (в Тр. Киев. Д. Акад.), Кареева («Очерк ист. реформ. движ. и катол. реакции в Польше», М, 1886 г.), Левицкого (Киев. Стар., 1882 г.), Лукашевича, Папкова («Братства»), Харламповича и мн. друг. 149 А. А. Папков : «Братства», стр. XIV–XV. За время до соединения Литвы с Польшей насчитывается 16 литовских князей, принявших православие. XIII век дает ряд имен князей, принадлежащих к православию: Войшелг, сын Миндовга, Довмонт-Тимофей Псковский, Ромунд-Лавр Тройденович и др. (Там же; см. еще Чистович, т. I, стр. 16–18). Проникновение православия в Литву и распространение его там объясняется, конечно, постоянными сношениями двух соседних государств: торговыми и военными соприкосновениями, родственными связями литовских и русских князей. (Собр. др. гр. и актов г. Вильно и друг., ч. I, стр. XI). Преосв. Макарий приводит перечень имен православных литовских бояр: князья Острожские, Друцкие, Соколинские, Горские, Четвертинские, Любецкие, Подбереские, Заславские, Стародубские, Сангушки, Слуцкие, Бельские, Сапеги, Мстиславские, Забражские, Пинские, Корецкие, Подубенские и мн. друг. (Ист. Р. Ц., т. IX, стр. 2). 151 Хотя и есть известия, что при введения католичества Ягеллом в Вильне оставалась половина всех жителей православными (Л–сь Даниловича, стр. 204: Собр. гр. Вильно, т. I, стр. XXXVII) и хотя Бельский, польский летописец, говорят, что при Ядвиге окрещено было только 30.000 человек, кроме тех, которые были окрещены в русскую веру (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впоследствии выделяется группа унитариев, которая, все же отрицая божественность И. Христа, признала однако, что Он, получив бытие с рождением от Девы Марии, стад Сыном Божиим и Богом навеки, почему и должно почитать его Богом и призывать в молитвах; Дух же Святый, по их мнению, не Лицо Триединого Бога, а сила Божия. Другая группа отрицала вообще божественность Христа, полагая однако, что Он был возвеличен до Божеской чести; кроме того, эта группа поддерживала идею о долженствующем наступить тысячелетнем царстве Мессии. По сходству их с иудеями в пунктах отрицания догмата Троичности, божества И. Христа, догматов воплощения и искупления, они получили название полужидовствующих. Наконец, были и другие фракции социнианства – двубожники, требожники и др., но менее значительные. Секта полужидовствующих особенно широко распространилась именно в Литве. 160 Н. Н. Любович: «Начало катол. реакции и упадок реформации в Польше». На первых страницах этого труда собрана масса фактов, подтверждающих крайнюю безнравственность и распущенность католического духовенства в это время. 161 С заслуженной гордостью обращался в 1579 г. иезуит Скарга к памяти вызвавшего иезуитов бискупа Валериана Протасовича, спрашивая: «поведай нам, Валериане, какова была Литва в то время, когда католическому священнику едва можно было показаться на улице и когда католик был такою редкостью во всем княжестве литовском, особенно между панами» (Макарий т. IX, стр. 368). 162 Так, Мотовиле он поручил написать опровержение на книгу Скарги, а другому, неизвестному по имени, «преложити на польщизну лепшаго ради вырозумения» беседу Иоанна Златоуста о вере, надежде и любви. (Макарий. т. IX., стр. 373–374). 166 Андрей Венгерский (Adr. Regenvolscius): «Systema historico-chronologicum ecclesiarum Slavonicarum per provincias varias, conminens historiam ecclesiasticam a Christo et apostolorum tempore ad annum MDCL (1650)». Trajecti ad Rhenum. 1652, pag. 262–263. Русский перевод (не вполне впрочем полный) заимствую из перевода книги Лукашевича в Чт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010