Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

Если что-то наболело, лучше идти в храм Продолжение разговора с пианистом Константином Лифшицем Пианист Константин Лившиц - Кто-то из великих сказал, что Господь хотел создать красоту и для этого создал материю. Имеется в виду, что красота – это место соединения материи и духовного мира, потому что красота – это наивысшее выражение материи… - С другой стороны, по другой версии, вся материальная красота – это тоже прелесть, это тоже нечто такое, что нас способно соблазнить. - В этой связи можно сказать, что и музыка – это в свою очередь звуковое соприкосновение материального мира и мира духовного? - Она, как уже было сказано, наименее материально воплощена из всех известных нам видов искусств, поэтому традиционно считается, что она обладает особой силой воздействия на человеческое сознание. Ведь почему музыка привлекается для богослужения в храме? В храме присутствуют и все другие виды художественного творчества; поэзия, изобразительное искусство, само убранство храма, и архитектурная красота тоже здесь имеют большое значение. Это не моя мысль, но я ее повторю: если рассматривать храм как некое подобие человека, во времена средневековья была такая концепция, то в таком храме музыке принадлежит свое определенное место. В западной церкви в этом месте расположен орган, инструменты, певцы а в православной церкви - хор, без инструментов. И это место музыки – сердце храма. Это его душа. Музыка вдыхает одухотворенность в богослужение, потому что существует столько же, сколько существует само богослужение, будь то христианское или дохристианское. - Древнее богослужение не всегда опиралось на музыку – тогда просто все читалось нараспев… - Чтение нараспев – это ведь тоже музыка, читалось-то все с определенной мелодической интонацией. Грегорианское песнопение, знаменный распев, византийские распевы, которые пришли в Киев, затем собственно русские распевы  - пусть даже это было достаточно монотонно, не было современного нам многоголосья, но такова была эта музыка тогда.  - У музыкантов обостренное восприятие музыкальной стороны богослужения. Что для Вас ближе – композиторская, авторская  музыка или обиход? Я имею в виду не ту музыку, для которой свойственна итальянская традиция, а музыку более простую по форме, тяготеющую к более древним канонам.

http://pravoslavie.ru/4621.html

Закрыть В Санкт-Петербурге состоялся концерт Дивны Любоевич 15.04.2024 43 Время на чтение 3 минуты Фото: mitropolia.spb.ru Сербская исполнительница духовной музыки Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» выступили 14 апреля в Большом зале Филармонии в рамках Великопостных концертов, организованных «Обществом возрождения художественной Руси 1915», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. К слушателям обратилась заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова. Она напомнила, что традиция Великопостных концертов зародилась в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, они проходили в Императорской придворной певческой капелле, а также в зале Дворянского собрания, в котором сегодня располагается Большой зал Филармонии. Современные Великопостные концерты возрождены в 2010 году после забвения в советское время. На сцене БЗФ выступили более 50 выдающихся коллективов, слушатели смогли познакомиться с лучшими образцами духовной музыки. Перед началом от лица исполнителей прозвучали слова соболезнования в связи с недавней трагедией в Красногорске. В послании было отмечено, что «музыка, будучи единственной универсальной силой, с помощью которой мы понимаем друг друга, сможет выразить поддержку братскому русскому народу». Выступление было условно разделено на три части, каждая предварялась текстовым вступлением, написанным издателем интернет-журнала «Авант-Арт» Сузаной Спасич. Они помогали слушателю проникнуться смыслами звучавших песнопений В первой части было воссоздано последование Божественной литургии преждеосвященных Даров в музыкальном воплощении, сложившемся во Введенском монастыре Белграда. Прозвучали песнопения Стевана Мокраняца, Николая Кедрова-отца, Ивана Дворецкого, Ильи Овчинникова на сербские и русские монастырские распевы в авторской обработке Дивны Любоевич. Они чередовались с ектениями, музыку к которым написала Дивна на распев Введенского монастыря. Ансамбль «Мелоди» исполнил также редкий распев причастного стиха «Вкусите и видите» сербского церковного композитора XV века Кира Стефана Сербина.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

муз. варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певч. книгах именами мастеров (Крестьянинов, Лукошков, Логинов, Баскаков и т. д.). Одновременно существовали также распевы, обозначенные по принадлежности к певч. школе или месту зарождения (московский, новгородский, усольский и др.- см. Местные распевы ), названию мон-ря (соловецкий, кирилловский, опекаловский, тихвинский, троицкий и т. д.- см. Монастырские распевы ), традиции, восходящей к пению др. правосл. стран ( греческий распев , болгарский распев , антиохийский распев и др.). Расцвет авторского церковномуз. творчества в России приходится на XVI-XVII вв. Различие местных и индивидуальных традиций распевания, происходившее вследствие специфики древней системы муз. письма (оставлявшего часть информации на долю устной традиции), порой приводило к спорам и ссорам на клиросе: «Аз есмь Шайдуров ученик, а ин хвалит Лукошково ученье, а ин же - Баскаков перевод, а ин - Крестьянинов, а прочии - прочих» («Сказание о различных ересех» инока Евфросина , XVII в.). Еще в сер. XVI в. автор «Беседы валаамских чудотворцев» призывал царя Иоанна Грозного «пение скрепити один перевод, а не мнози» ( Моисеева Г. Н. «Валаамская беседа» - памятник русской публицистики середины XVI века. М.; Л., 1958. С. 176). Постепенно авторское творчество наиболее видных мастеров заслуживало признание в России, а их «роспевы» переписывались и распространялись в многочисленных сборниках. Авторство в распевах может выражаться в собственном «розводе» распевщиком сложных «тайнозамкненных» формул, муз. содержание к-рых ранее передавалось изустно или письменно, а также в изложении этих разводов в виде дробных знамен ; в полной замене мастером той или иной мелодической формулы в песнопении; в частичном преобразовании формул; в творческом переосмыслении принципа «пения на подобен», что заключалось в оригинальном преломлении формульно-структурных особенностей образца-модели. Эти особенности отмечаются в распевах, созданных на основе древнейшего архетипа. Высшим проявлением авторского творчества является создание мастерами собственных формульных композиций, не имеющих аналогов в более ранний период, хотя это и не было творчеством в совр. понимании. Оно основывалось на уже сложившихся определенных формульных структурах, в ряде случаев подчиненных еще и гласовой принадлежности (см. Осмогласие ).

http://pravenc.ru/text/82453.html

Ансамбль Сирин: Христос рождается, славите! Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 9 января, 2014 Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 16. Ирмос, тропарь и кондак празднику в народном роспеве Архангельской области Аудиоплеер 18. Я умом ходила, Фольклорный духовный стих украинского происхождения 19-го века Аудиоплеер Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» создан в октябре 1989 года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Ансамбль назван именем райской певчей птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения 15 – 18 веков: одноголосные распевы, раннее русское многоголосие, партесные концерты. Особое место в репертуаре ансамбля занимают духовные стихи. В разные годы в ансамбле были созданы программы: «Христос рождается, славите!» ( Богослужебные песнопения Рождественской службы 16 -17 веков, духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»), «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»), «Весна покаяния» (Песнопения Великого Поста 15 -18 веков, монастырские покаянные песнопения, духовные стихи) и другие. В 2010 году в Польше состоялась мировая премьера реконструкции древнего богослужебного чина «Пещное действо». «Сирин» сочетает активную концертную деятельность и участие в престижных международных фестивалях с исследовательской работой, театральными проектами, педагогикой, плодотворно сотрудничает с современными композиторами и режиссерами. Специально для него написаны сочинения: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и другие.

http://pravmir.ru/ansambl-sirin-xristos-...

Календарь Материалы 9 ноября 2004 г. [Пресса] Анна Гальперина Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1 – 8 ноября. - Казанская икона Богородицы. – Конец Смутного времени. – Очернение Великой Отечественной. – Свобода ненавидеть Родину. – «Культурненькое» кощунство. – Истерика как жанр журналистского пророчества.- Толерантный предмет. – Семеро по лавкам. - Сомневающиеся кришнаиты. – Памяти пастырей. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Скажите, пожалуйста, что случается с живым человеком, помянутым за упокой? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Здравствуйте. Прошу вас разрешить мои сомнения касающиеся гибели Святого благоверного царевича Димитрия. В книге " Борис Годунов " одного советского историка, со ссылкой на изданные в 1913-м году " Материалы угличского дела " , с цитатами из записей следственной комиссии Шуйского, утверждается, что по меньшей мере трое взрослых свидетелей и дети, игравшие с царевичем, видели, как царевич в припадке " падучей болезни " поранил себя ножиком в горло. В опубликованном на сайте www.days.ru житии Святого благоверного царевича Димитрия утверждается, что " В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича " . Пожалуйста, разрешите мои сомнения. Мы с женой, обсуждая эту тему, пришли к выводу, что единственным доказательством того, что царевич был убит, является его прославление как святого Православной Церковью, что было бы, вероятно, исключено в случае нечаянного! самоубийства царевича. Может быть после смерти Святой благоверный царевич Димитрий явился кому-нибудь и рассказал правду о своей гибели? Заранее признателен за ответ. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Почему православная Церковь против теории эволюции? Здравствуйте. Я тут прочитал некоторые вопросы по эволюции и ответы священников сводились к утверждению, что мол эволюция это ложная философия, а не какая не наука. Однако сильно интересуясь этим вопросом я пришёл к выводу что эволюция это наука. Более того, я знаю что католическая церковь признала эволюцию. Как православная церковь к этому относиться? [Гость сайта] Ольга Кирьянова Наша позиция такова - надо избегать любых перекосов. На семинарах мы обраща­емся и к древней церковной музыке, и к современной, отыскивая критерии для выработки понятия не древнее или новое пение, а пение церковное. У этого вопроса есть еще и такой аспект: многие профессиональные хоры, определяя свой репертуар, зачастую ограничивают его, увы, не лучшей авторской музыкой XIX века, оттесняющей как обиход и церковные распевы, так и сочинения более современных нам авторов. Новости 9 ноября 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/041109

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗСТРОЧЕН [Бесстрочен, церковнослав.    ], в древнерус. певч. искусстве разновидность самоподобна , служащая моделью для распевания гимнографических текстов с различным количеством строк. Появление термина относится к 3-й четв. XVI в., когда в Подобниках при моделях появились указания на количество строк. Обычно как Б. обозначались самоподобны «      » 2-го гласа и «      » 5-го гласа, иногда к ним добавлялись «      » (в совр. редакции - «  ») 6-го гласа и «          » 8-го гласа. Непосредственным предшественником термина «Б.» можно считать примечание «на колико хощеши» из «Указовподобникам», распространенных в певч. сборниках кон. XV-XVI в. (напр., ркп. РНБ. Сол. 534/553, Сол. 531/550; РГБ. Ф. 228. 34). «Указы», видимо, отражают переходный период от старой традиции записи моделей к новой, с обозначением числа строк в образце. Об этом свидетельствует как непостоянное число самоподобнов с пометой «на колико хощеши» (от 3 до 7), так и часто встречающееся указание на возможность альтернативного использования образца: «                    ». Такого рода примечания иногда встречаются и в Подобниках более позднего времени. Главной особенностью Б. является их структура - чередование 3-4 повторяющихся строк, завершающееся каденционной строкой (напр., «      » по ркп. РНБ. Погод. 380, схема: АВАСВАСВАК). Это позволяет использовать такую модель для распева стихиры любой величины и структуры, поскольку в каждую строку включен участок речитации произвольной длины. Б. как разновидность самоподобна отличается от визант. образцов, в к-рых преобладает точное повторение структуры модели. Гибкость Б. способствовала его широкому применению. Принцип, заложенный в Б., используется в совр. церковной практике при пении «на глас» и «на подобен». Лит.: Владышевская Т. Ф. Система подобнов в древнерусском певческом искусстве (по мат-лам старообрядческой традиции)//Musica Antiqua. VII: Acta scientifica. Bydgoszcz, 1985. P. 739-749; Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII вв.: Канд. дис. М., 1998. Ю. Р. Шлихтина Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/77818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860, Новгородская губ.- после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик. Муз. образование получил в Придворной певческой капелле в С.-Петербурге. В 1884-1897 гг. преподаватель церковного пения в Подольской ДС в г. Каменец-Подольске, руководитель хоров (архиерейского, семинарского, жен. уч-ща). Возглавлял класс пения на педагогических курсах. Записал волынские и подольские церковные напевы, а также образцы церковного чтения, услышанного им в храмах Новгородской, Владимирской, С.-Петербургской, Киевской, Волынской епархий. Исследовал принципы распевного чтения и вслед за Д. Н. Соловьёвым дифференцировал его виды (рассказный и псалмодический речитатив), дал детальную характеристику особенностей чтения церковно- и священнослужителями различных богослужебных текстов - псалмов, молитв, тропарей, кондаков, стихир, канона, паремий, ектений, Апостола, Евангелия, возгласов, акафистов. Автор хоровых аранжировок подольских и волынских напевов. Одним из учеников Б. был Н. Д. Леонтович , изучавший под его руководством теорию и историю музыки, гармонию, певч. искусство. В 1897 г. Б. передал Леонтовичу руководство семинарским хором. Соч.: Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычнаго древне-церковнаго чтения.../При содействии и участии свящ. И. Лебедева. М., 1891; Сб. церк. напевов, издревле употребляемых в Подольской, а частью Волынской епархиях. Вильно, 1894; По поводу предполагаемого издания «Певца-лирника» (Южнорусского)//Подольские ЕВ. 1894. 17 дек.; Об устройстве певческих хоров при церквях Подольской епархии//Там же. 1895. 30 сент. Лит.: Ibahob В. Ф. Богданов Ю. О.//Мистецтво Украïни: Ehцukлoneдiя. К., 1995. Т. 1. С. 218. Е. Ю. Шевчук, В. Ф. Иванов Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций

http://pravenc.ru/text/149453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРШНИК исполнитель партии верха в строчном или демественном многоголосии. В певч. рукописях термин встречается единственный раз в Демественнике нач. XVII в., состав к-рого образуют 4-голосные демественные песнопения в поголосной форме изложения, и где указаны как партии многоголосия, так и их исполнители: «демественник» , «В.» (ГЦММК. Ф. 283. 15. Л. 62, 140 об.). Неоднократно термин встречается в расходных книгах, содержащих сведения о государевых и патриарших певчих дьяках от нач. XVII в. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2; Ф. 235, 236). Исходя из данных послужных списков, можно заключить, что с этого времени в репертуаре хоров дьяков господствующим было пение многоголосное, поскольку в каждой из 6 станиц хора присутствовали нижник , путник , В., демественник. Овладение сложной многоголосной стилистикой происходило в течение служебного роста певчих дьяков и могло продолжаться от 8 до 20 лет, при этом каждый специализировался на пении одной строки многоголосия. Так, государев певчий дьяк Иван Никифоров с 1617 г. обучался в младших станицах, через 8 лет назначен В. 2-й станицы, а с 1644 г.- 1-й ( Парфентьев. С. 302-303). Кроме него в расходных книгах как В. упоминаются Константинов Федор, Кипелов Богдан Дмитриев, Семёнов Иван и др. (Там же. С. 247-250, 361-362). Ограниченный объем обиходного звукоряда позволял певцу исполнять любую партию многоголосия. Так, вологодский певчий дьяк Лука Иванов умел петь «обедню в три строки: низ, верх, путь» ( Белоненко. С. 322). Но перемена специализации певчих дьяков происходила крайне редко и сопровождалась переводом дьяка в более высокие по назначению станицы. Так, государев певчий дьяк Иван Гаврилов в 1631-1632 гг. значился нижником 6-й станицы; в 1648 г. переведен в состав 2-й станицы, где до 1653 г. занимал должность В. (Там же. С. 173). Лит.: Протопопов В. В. Нотная б-ка царя Федора Алексеевича//ПКНО, 1976. М., 1977. С. 119-133; Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в.//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII вв. Челябинск, 1991. М. В. Богомолова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/158216.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИМОВ (Дьяконов Василий; † 1725?), государев певчий дьяк с нояб. 1683 г., уставщик в 1718-1723 гг., автор партесных гармонизаций. В хоре царя Петра I Алексеевича с 1689 г. Документы о продвижении по службе и о росте оклада Е., о его награждениях в честь церковных праздников собраны Н. П. Парфентьевым . Е. сопровождал царя вместе с группой государевых певчих дьяков в морском походе к Азову (1699), «в походе на Воронеж» (1701), в Астрахань (1722), а также в заграничном «походе», проехав от «Гданциха» (Данцига) до «Мекленбургской земли» весной 1716 г. Указом от 2 мая 1722 г. Е. как уставщику государевых певчих дьяков было поручено экзаменовать («апробировать») певчих «соборной церкви» (бывш. хора патриарших певчих дьяков) и письменно свидетельствовать «о надлежащем пения знании», отправляя доношения Святейшему Синоду (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 1. С. 60, 94). 14 дек. 1722 г. «надворный уставщик» Е. «объявил в Синоде указ Его Императорского Величества, чтобы сделать вновь и напечатать службы для викторий 27 июня, 30 августа, 28 сентября и на тезоименитство Ея Императорского Величества 24 ноября - мученице Екатерине, стихиры, литии и стиховны, тропари и кондаки, синаксари с литиями и величания» (см.: ОДДС). Рукописи этих служб (4-голосные партесные гармонизации знаменного и греч. распевов) хранятся в РГАДА (Ф. 380. Оружейная палата. Оп. 2. Ч. 7), нек-рые из них (на 30 авг.) принадлежат государеву певчему дьяку И. М. Протопопову , прочие не имеют указаний об авторстве. Возможно, Протопопов стал уставщиком после смерти Е. (см.: Плотникова. 2004). Лит.: ОДДС. 1878. Т. 2. Ч. 2: (1722 г.). С. 603-605; Музыка на Полтавскую победу/Сост., публ., исслед. и коммент.: В. Протопопов. М., 1973. (ПРМИ; 2); Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 197; Муз. Петербург: Энцикл. слов. СПб., 1999. Т. 1: XVIII в. Кн. 3. С. 97; Металлов В. М. Патриаршие, бывшие синодальные певчие//РДМДМ. Т. 2. Кн. 1. С. 60, 94; Плотникова Н. Ю. Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА//ЕжБК, 2003. С. 485-493; она же. Государев певчий дьяк И. М. Протопопов и его партесные гармонизации//Музыка России: от ср. веков до современности: Сб. ст./Ред.-сост.: М. Г. Арановский. М., 2004. Вып. 2. С. 30-50. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/187059.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010