Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Создание поместной Церкви не может быть инициировано светской властью Митрополит Волоколамский Иларион озвучил позицию Русской Православной Церкви по вопросу о требованиях украинских властей признать «единую поместную церковь» 19.04.2018 543 19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины поддержала инициативу президента Украины П.А.Порошенко об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о признании независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. По просьбе портала «Интерфакс-Религия» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион озвучил позицию Русской Православной Церкви по этому поводу, сообщает Патриархия.ru. Создание автокефальной Церкви — это процесс, который не может быть инициирован светской властью, потому что, как известно, Церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать Церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях. Вся концепция создания единой поместной Церкви на Украине, отделенной от Русской Православной Церкви, базируется на тезисе о том, что в независимом государстве должна быть независимая Церковь. Если бы мы действовали по этому принципу, тогда бы, например, Александрийскую Церковь надо было бы поделить на пятьдесят с лишним частей, поскольку она обнимает собой всю Африку, а в Африке более пятидесяти государств, Антиохийскую Церковь надо было бы поделить на несколько частей, Иерусалимскую — тоже на несколько, и так далее. Такие планы и такие идеи выгодны только врагам Церкви. Раскол на Украине возник по той причине, что бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко решил свою собственную, личную проблему решить при помощи церковного раскола. Проблема эта заключалась в том, что он был одним из кандидатов на Московский Патриарший престол, но Поместный Собор Русской Православной Церкви выбрал на эту должность другого человека — покойного приснопамятного Патриарха Алексия II. Филарет Денисенко затаил обиду: вернувшись на Украину, он стал работать на создание независимой Церкви. Затем был Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором он пообещал уйти с поста Киевского митрополита. Но, вернувшись на Украину, он передумал, огласил другое решение, тем самым нарушив данное архиереям Русской Церкви обещание, и инициировал создание церковного раскола.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/19/so...

Наша Церковь осуществляет свое спасение в непростых исторических условиях. Политика и идеология раскололи страну фактически надвое. Украинское Православие также расколото. Около тысячи приходов находятся в составе неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви. Еще около четырех тысяч приходов входят в состав лишенного апостольского преемства и, соответственно, иерархическойструктуры «Киевского Патриархата». В этой ситуации некоторые эксперты и клирики нашей Церкви полагают, что выходом из сложившейся ситуации является совершенствования канонического статуса УПЦ. Каково мое личное отношение к такому варианту решения проблемы? Мне кажется, что вопрос о статусе Украинской Церкви должен рассматриваться исключительно в ключе богословского дискурса. Современное «автокефальное движение» очень сильно политизировано. Понятие «автокефалия» понимается преимущественно в политическом контексте, как один из атрибутов национально-государственной независимости. Как можно относиться к такой, понимаемой как синоним «независимости от Москвы», автокефалии? Не сомневаюсь, что любой имеющий базовое богословское образование человек искуситься подобной идеей не может. Автокефалия как средство разделения — это однозначное зло в церковной жизни. И не только на Украине, но и вообще в жизни современной Православной Церкви. Как написал один современный французский богослов, «замкнутая на себе автокефалия принесла немало вреда Православной Церкви». Возможно, в будущем, когда в обществе и Церкви утихнут споры, связанные с этой проблемой, к вопросу о каноническом статусе Украинской Церкви можно будет вернуться. Причем вернуться исключительно в контексте уврачевания существующего на Украине церковного раскола. В принципе, именно такой позиции и придерживается Святейший Патриарх Алексий II, который еще в 1993 году в своем письме на имя Предстоятеля УПЦ проинформировал, что вопрос о статусе нашей Церкви будет вынесен на повестку дня будущего Поместного собора Русской Православной Церкви. Естественно, если к этому времени актуальность вопроса еще сохранится, и его рассмотрение будет инициировано епископатом Украинской Православной Церкви. Лично я по вопросу статуса Украинской Церкви не имею своего особого мнения, отличного от полноты епископата нашей Церкви. Меня больше интересуют другие проблемы церковной жизни, а именно: усиление миссионерской деятельности, развитие православного книгоиздания, проблемы христианского образования и культуры. Ведь главный нерв церковной жизни, ее средоточие, — это не канонический статус, а евхаристическая и молитвенная жизнь, живое свидетельство перед обществом о Христе Воскресшем. Первоочередная задача Украинской Православной Церкви  не статус, а уврачевание раскола и восстановление канонического единства православных.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_perey...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О ситуации в Черногории Священный Синод Русской Православной Церкви обеспокоен ухудшением положения Сербской Церкви, страдающей от т. н. «Черногорской православной церкви» 10.07.2019 555 Время на чтение 3 минуты Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата на территории Черногории, где на протяжении нескольких лет единство Православия страдает от раскольнической деятельности так называемой «Черногорской православной церкви», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В Черногории наметилась тревожная тенденция усиления давления властей на каноническое духовенство и верующих. Состоявшийся 9-18 мая 2019 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви констатировал, что в современной Черногории имеют место «попытки насильственного изъятия святынь в пользу канонически и реально не существующей " Черногорской православной церкви " , а также звучат угрозы разрушения отдельных мест молитвенного поклонения». Президент Черногории М. Джуканович на партийном митинге в Никшиче 8 июня 2019 года выразил намерение осуществить «восстановление Черногорской автокефальной Церкви». «Особую тревогу вызывает опубликованный Правительством Черногории в мае 2019 года проект Закона о свободе религии и верований и правовом положении религиозных организаций, содержащий ряд дискриминационных мер, среди которых - изъятие в собственность государства части имущества Сербского Патриархата, включая здания храмов и монастырей. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви характеризует законопроект как " антиевропейский и антицивилизационный " , направленный на дискриминацию епархий Сербского Патриархата на территории Черногории и представляющий собой " прямое вмешательство во внутренние дела Церкви " », - говорится в заявлении Синода Русской Церкви. Серьёзные замечания в связи с отдельными положениями законопроекта высказала Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/10/o_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > А вы, апостол Петр, зарегистрировали свое товарищество в нашем Минюсте? Власти Латвии хотят отделить Латвийскую православную церковь от Московского патриархата 07.09.2022 1816 Время на чтение 7 минут Фото: pravlife.org Президент Латвии  Эгилс Левитс и министр юстиции Янис Борданс подали 5 сентября на рассмотрение в  Сейм  поправки к Закону о Латвийской православной церкви. Изменения предусматривают, что у Латвийской православной церкви будет автокефальный статус. Латвийский парламент планирует принять поправки в течение нескольких дней. В настоящее время Латвийская православная церковь является самоуправляемой в рамках Московского патриархата. Этот статус она получила в августе 1992 г. от Священного Синода Русской православной церкви после выхода Латвийской ССР из состава СССР. Статус самоуправляемой церкви предполагает, что ее Предстоятель назначается Патриархом Московским и всея Руси. Для самоуправляемой церкви обязательны решения Поместного и Архиерейского Соборов, Священного Синода, Высшего общецерковного суда и суда Архиерейского Собора Русской православной церкви Московской Патриархии. Устав самоуправляемой церкви утверждается Московским Патриархом. Собор и Синод самоуправляемой церкви действуют в границах, определенных Уставом Московской Патриархии. Самоуправляемая церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, Латвийская православная церковь никаким законным способом не может изменить свой правой статус в рамках Русской православной церкви Московского патриархата. Не предусматривает права вмешательства в дела латвийских православных верующих и действующее в ЛР законодательство. Так, Конституция ЛР, в ст. 99 гласит: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религиозных убеждений. Церковь отделена от государства». Любая церковь, в том числе и православная, отделена от государства, действует в соответствии с решением верующих. Чего же добиваются помощник юриста по образованию Эгил Левитс и юрист – выпускник советского университета им. Петра Стучки (первого советского министра юстиции) Янис Борданс? Предоставления Латвийской православной церкви статуса автокефальной, обеспечения ее независимости от Русской православной церкви Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/a_...

Сортировать по Исключить новости Белорусская Церковь: Решения Константинополя по Украине – агрессивное и антиканоническое вмешательство 13 сентября, 2018. Новостная служба Синод БПЦ считает, что деяния Константинопольского Патриархата направлены «на подрыв основ межправославного мира и единства» 13 сентября. ПРАВМИР. Белорусская Церковь выступила с обращением «в связи с проявленным антиканоническим вмешательством Патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела Русской Православной Церкви». Синод БПЦ постановил «выразить протест против деяния Константинопольского Патриархата, поскольку оно представляет собой агрессивное вмешательство одной Поместной Церкви во внутренние дела другой Поместной Церкви, направленное на подрыв основ межправославного мира и единства». Кроме того Белорусская Церковь «единогласно и единодушно» поддержала позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с назначением двух иерархов Константинопольского Патриархата — архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона — «экзархами» Константинопольского Патриархата в город Киев. БПЦ призвала свое духовенство и верующих «возносить сугубые молитвы ко Господу о скорейшем уврачевании и преодолении сложившейся ситуации, о вразумлении и покаянии тех, кто провоцирует церковные нестроения и расколы, а также о благостоянии Украинской Православной Церкви и утверждении мира на земле Украины». Священнослужители Церкви выразили «всестороннюю поддержку» Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, как каноническому Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Синод Белорусской Церкви выразил «надежду на помощь Божию в мирном урегулировании сложившейся непростой ситуации, дабы сохранилось единство мирового Православия».   В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине. Обращение главы государства было поддержано Верховной Радой Украины, а также иерархами непризнанных «Украинской Православной Церкви Киевского патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви». 22 апреля обращение было официально принято к рассмотрению Священным Синодом Вселенского Патриархата.

http://pravmir.ru/belorusskaya-tserkov-r...

Сортировать по Исключить новости УПЦ: Автокефалия – это угроза безопасности государства и будущего единства Церкви на Украине 25 мая, 2018. Новостная служба «Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда» 25 мая. ПРАВМИР. УПЦ видит в возможности «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви на Украине» угрозу безопасности страны и единству Церкви. Обращенное к епископату, духовенству, монашеству и мирянам заявление об этой угрозе сделал Священный Синод Украинской Православной Церкви. В нем говорится, что автокефальный статус имеет «сугубо технический церковный характер, который заключается в содействии проповеди Евангелия на территории отдельного государства и не может быть инструментом в геополитической борьбе». «Вместе с тем, автокефальный статус предоставляется всей Церкви в рамках определенной территории. В связи с этим необходимо осознавать, что появление другой параллельной юрисдикции в Украине может породить новые противостояния внутри нашего народа, что не только будет угрожать безопасности государства, но и поставит под вопрос возможность будущего единства Церкви в Украине. Наш народ может быть разделен надолго, если не навсегда», – отмечается в заявлении, подписанном митрополитом Киевским Онуфрием. Избежать такой ситуации возможно в случае «восстановления церковного единства в Украине, а не в закреплении церковного разделения путем установления параллельной церковной юрисдикции», считают члены Синода. Синод УПЦ отмечает, что дискуссия о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине длится уже почти 100 последних лет, но «за все это время всем инициативам в этом направлении не хватало духа соборности и соблюдения церковных правил», а это привело к самовольному образованию неканонических структур: «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». «Исторический опыт указывает на то, что отсутствие канонического сознания и послушания Церкви, отсутствие соборного обсуждения важных церковных вопросов, нехватка терпения и взаимопонимания, гордость, а также вмешательство политических факторов в церковные вопросы – все это ведет не к церковному единству, а лишь к расколам. А потому, это ложный путь, которым не должна идти Церковь Христова», – говорится в заявлении.

http://pravmir.ru/upts-avtokefaliya-eto-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТОМОС ОБ АВТОКЕФАЛИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru АЛЕКСИЯ, МИЛОСТИЮ БОЖИЕЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ На протяжении ряда лет Русская Православная Церковь с материнской любовью и заботой следила за развитием насажденной ею Православной Церкви на Американском континенте и со скорбью взирала на печальное возникновение там в последние десятилетия юрисдикционного церковного плюрализма, явления временного и никоим образом не являющегося нормой постоянного канонического устройства Православной Церкви в Америке , противоречащего природе канонического православного церковного единства. Святая Русская Православная Церковь, ревнуя о благе церковном, направляла свои усилия на нормализацию отношений между разными церковными юрисдикциями в Америке, в частности, вела переговоры с Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке о возможности дарования последней Автокефалии в надежде, что это послужит благу Православной Церкви в Америке и славе Божией . В своем стремлении к миру Христову , имеющему всестороннее значение для человеческой жизни, желая устроить мирное и созидательное течение церковной жизни и утолить соблазны церковных разделений, надеясь, что это будет к пользе Святой Христовой Кафолической Православной Церкви и даст возможность развивать между поместными частями Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви отношения, основанные на прочных узах единой православной веры и завещанной Господом Иисусом Христом любви , имея в виду, что это послужит во благо и многостороннему взаимному сотрудничеству, принимая во внимание ходатайство Архиерейского Собора Русской Православной Греко-Кафолической Североамериканской Митрополии, выражающее мнение и желание всех ее верных чад, и признавая за благо для Православия в Америке независимое самостоятельное бытие этой Митрополии, которая ныне представляет собой зрелый церковный организм и имеет всё необходимое для своего успешного дальнейшего роста, Наша Мерность купно со Священным Синодом и всеми Преосвященными Архиереями Русской Православной Церкви, засвидетельствовавшими своими грамотами свое согласие, рассмотрев это ходатайство, с искренней любовью дарует Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке Автокефалию , т. е. права полного самостоятельного устроения церковной жизни, согласно божественным и священным канонам и унаследованной от отцов церковной практике и обычаям Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви , о чем составлен для направления Блаженнейшему Иринею , Архиепископу Нью-Йоркскому, Предстоятелю Автокефальной Православной Церкви в Америке, Митрополиту всея Америки и Канады, настоящий наш Патриарший и Синодальный Томос , которым мы заявляем:

http://drevo-info.ru/articles/20749.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Месогейский Николай выступил с заявлением по вопросу об автокефалии Православной Церкви на Украине Заявление иерарха Элладской Православной Церкви опубликовало агентство «Ромфея» АФИНЫ. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай ( Хадзиниколау), иерарх Элладской Православной Церкви, выступил со специальным заявлением по вопросу об автокефалии Православной Церкви на Украине и юрисдикционном конфликте между Константинопольским и Московским Патриархатами. Обращение митрополита Николая опубликовано информационным агентством «Ромфея». Приводим его текст в русском переводе: «В последние месяцы мы стали свидетелями очень опасного и, как представляется, неоправданного кризиса, который вспыхнул в нашей Церкви. Его причина – неизбежное предоставление автокефалии Украинской Церкви или, скорее, создание автокефальной Церкви на Украине. Кажется, что межправославные отношения в настоящее время представляют собой большую проблему: в то время как они стремятся к единству с инославными, православные исповедуют, безусловно, любовь, которая их объединяет, но они пренебрегают ею в своем собственном опыте; они декларируют общение через причастие, которое их объединяет, но при этом демонстрируют прямо противоположное. Верующие люди, со своей стороны, видят, как их лидеры спорят с использованием правовых аргументов; вместо того, чтобы объединять верующих, они создают лагеря адептов и группы приверженцев. Какая жалость! Во всем этом споре есть повод и причина. Повод — необходимость автокефалии Украинской Церкви. И причина — это право наделять ею. К кому обращаться за этим, кто этим правом обладает? То, что подразумевают Церкви, — это исторические привилегии, права и каноны. Но, к сожалению, то, чего мы при этом не слышим, — это Евангелие. Первый вопрос, который приходит на ум, таков: нужна ли такая автокефалия? И если да, то нельзя ли с ней повременить еще немного?

http://sedmitza.ru/text/8469438.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие 29.10.2021 1155 Фото: из личного архива автора Единственная (помимо приходов Русской Православной Церкви в российских воинских частях) каноническая православная церковная структура в Абхазии, возглавляемая протоиереем Виссарионом Аплиа, выступила с обращением к Московскому и Грузинскому Патриархатам с просьбой о возрождении Абхазской Православной Церкви, древнего Пицундского Католикосата. В обращении не уточняется, будет ли Абхазская Церковь автокефальной или автономной, эта разумная и гибкая позиция важна в расчёте на долгие переговоры, авторы обращения понимают, что эта проблема не решится скоро, но главное – обозначить принципиальную и строго православную, каноническую позицию. Авторы обращения указывают на тот факт, что мерило Православия – святой Патриарх Тихон считал Абхазию канонической территорией Русской Православной Церкви, а самопровозглашение автокефалии Грузинской Церкви после падения православной монархической власти России – расколом. Грузинская Церковь получила законную автокефалию от Русской Церкви в 1943 году, и Абхазия считается ее канонической территорией по умолчанию, а не некоему историческому соборному акту, так как решения абхазского духовенства и Русской Церкви о принадлежности Абхазии к Московскому Патриархату никто не отменял. Принципиально важно то, что авторы обращения обращают внимание на факт канонической ничтожности «Томоса» Константинопольского Патриархата 1992 года об автокефалии Грузинской Православной Церкви, который включил в нее Абхазию. Поэтому цель данного обращения канонической структуры о. Виссариона Аплиа – напомнить историю Православия в Абхазии, позицию святого Патриарха Тихона, деструктивную позицию ересиарха Варфоломея. Обращение не направлено против Грузинской Церкви и Патриарха Илии, которые сейчас находятся «в одной лодке» с Русской Православной Церковью, они подвергаются жёсткому давлению со стороны США и Константинопольского Патриархата за нежелание признавать ПЦУ и считать Константинопольский Патриархат «Матерью-Церковью», ведь «родителями» и Грузинской Церкви, и Православия в Абхазии являются Антиохийская и Русская Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/29/ne...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Охридская Архиепископия СПЦ войдёт в состав Македонской Церкви Отрабатываются механизмы, которые, возможно, будут использоваться для преодоления и других расколов 27.04.2023 963 Время на чтение 4 минуты Как уже сообщалось, Синод Македонской Церкви решит вопрос объединения с Охридской Архиепископией Сербской Православной Церкви. По данным СМИ, македонцы достигли принципиального соглашения с сербской стороной относительно того, как должны быть интегрированы иерархи архиепископии в МПЦ и какие епархии им будут переданы. Завершением этого процесса станут прекращение существования Охридской Архиепископии СПЦ и её полноценное вхождение в состав Македонской Церкви. Тем самым будет снято последнее препятствие на пути полного признания МПЦ как автокефальной Церкви. Мы обратились к нашим постоянным авторам из Сербии за разъяснением ситуации. Ранко Гойкович: Трудно дать нормальный комментарий к событиям, связанным с признанием Македонской Православной Церкви. В какой-то степени это похоже на то, как если бы РПЦ дала полную автокефалию ПЦУ (раскольнической структуре) на Украине. Мне просто непонятно: как в прошлом году Сербская православная церковь могла так легко придать автокефалию структуре, созданной Иосипом Броз Тито для сокрушения сербского национального корпуса и Сербской Православной Церкви. Сербской православной церкви всё время удавалось противостоять давлению Тито и не признавать раскольническую структуру, а теперь она так легко призналась. В некотором смысле это также предательство этих мучеников из Охридской архиепископии, которые гнили в тюрьмах, подвергались преследованиям, а теперь просто вынуждены плюнуть на вечную верность Сербской Православной Церкви и стать клириками МПЦ. Просто это не укладывается в моей голове. Павел Тихомиров: Но ведь при Патриархе Павле – насколько я помню – отношения между СПЦ и МПЦ были если не вполне приязненными, то, во всяком случае не враждебными. С ситуацией на Украине я бы не стал сравнивать. Македонский раскол понимался просто в контексте политики. На уровне простых верующих отчуждения не было. Я общался в 2000 году в Белграде с ребятами, которые были кумовьями с верующими МПЦ. Евхаристического единства не было, но не было вражды.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/27/oh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010