Православная Восточная Церковь Православная Восточная Церковь – общее наименование группы Церквей, главным образом на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Эти Церкви самостоятельны в административном отношении (автокефальные, то есть с собственным управлением), но объединены верой, формами богослужения, духовностью и общим образцом организации. Некоторые восходят к раннему христианству (как Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская и Александрийская). А другие установились входе византийского миссионерского освоения (как в Болгарии, России и др.). В 5 веке вся церковь в Римской империи (еще не разделенная по существу, но не всегда на практике) была разделена на пять патриарших областей: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим, а Кипрская Церковь получила автономное положение. Растущие претензии Рима на мировое главенство и надзор наряду с ростом культурного и политического отчуждения между Востоком и Западом в конечном счете привели к разрыву церковного единства. Официальная дата – 1054 год. Сначала была некоторая надежда на примирение и преодоление раскола. Но постепенно разделение стало непреодолимым, особенно когда во время Крестовых походов была сделана попытка установить на Востоке латинский устав и обряд в связи с латинским завоеванием Константинополя и прочих восточных областей. Позднее восточные области вместе с Константинополем (1453 г.) были завоеваны мусульманами. Старинные Церкви в Средиземноморье и на Балканах частично прекратили существование или утратили свободу и влияние. Россия же продолжала расти и превратилась в одну из великих европейских держав. А Православная Церковь заняла важное место в России. С освобождением народов Балкан и Ближнего Востока от турецкого ига за два последних столетия, которое завершилось после Первой мировой войны, восстановилось прежнее положение Церквей в этих странах. В то же время коммунистическая революция в России трагически подорвала положение Русской Церкви, во всяком случае, на значительное время. Современные Православные Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Раздел II. Деятельность Русской Православной Церкви II.12. Межправославные отношения II. 12.1. Общие принципы межправославного сотрудничества Об укреплении сотрудничества Поместных Православных Церквей (принято Архиерейского Собора 2004 г., «Определение о вопросах внешней деятельности Церкви», 3 абзац) В области межправославных отношений Русская Православная Церковь , твердо следуя данной Господом заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремиться укреплять связи с автокефальными Православными Церквами в духе братолюбия и соборности. Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество Поместных Православных Церквей в разрешении стоящих перед мировым Православием проблем, в частности, в вопросе противостояния расколам. Собор выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях. Отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви, Собор призывает Поместные Православные Церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный. О развитии братских отношений с Поместными Православными Церквами (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 28,29) 28. Сознавая важность единого православного свидетельства перед лицом современного мира, Русская Православная Церковь заявляет о решимости неустанно заботиться о развитии братских отношений со всеми Поместными Православными Церквами. Архиерейский Собор поддерживает усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на укрепление всеправославного единства. . 29. Собор вынужден признать нынешний уровень общеправославного взаимодействия несоответствующим потребностям времени. Серьезную угрозу представляет отступление от незыблемых устоев межцерковных отношений, определенных священными канонами, что неминуемо приводит к опасным последствиям для единства Православия. Русская Православная Церковь подтверждает свою готовность терпеливо, в духе христианской любви разрешать возникающие проблемы и призывает всех к неуклонному следованию по пути канонической правды. Об основах Взаимоотношений между Поместными Православными Церквами

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Том II. Пленарное заседание 10 июля Доклад проф.-прот. И. Комана «Экуменическое движение и Православная Церковь» Блаженнейший Митрополит Стефан: Слово для чтения доклада от Румынской Церкви проф. Бухарестского университета прот. И. Коман на тему «Экуменическое движение и Православная Церковь » предоставляется протопресвитеру Η. Φ. Колчицкому. Протопресвитер Η. Φ. Колчицкий ( читает доклад, представленный в письменном виде). Вступление Экуменическое движение в своей основе исходит из широкой инициативы сближения и единения Христианских Церквей. Оно является в летописях христианства беспримерным событием как по своему существу, так и по целям, поставленным им. Оно насчитывает более двух Десятилетий постоянной и многообразной работы, в его современной сложной форме, и более ста лет со дня его возникновения. Оно является своего рода рекордом и наивысшим успехом и для самого христианства. Вселенский идеал первоначального христианства, столь прекрасно проводимый в жизнь тогдашней Церковью и засвидетельствованный на неизгладимых страницах святоотческих писаний, постепенно стал тускнеть в церковном сознании вследствие тех огромных и печальных ошибок, каковыми были схизма 1054 года и протестантство XVI в. Эти ошибки, постепенно усугубляемые другими ошибками, привели к разрыву христианского единства, чем не только ослабили силу Церкви в деле обращения нехристиан, но, что всего печальнее, вызвали взаимное недоверие, подозрительность и даже братоубийственную ненависть среди христиан. Таковы отрицательные итоги, раздирающие завесу церковную. Конечно, Церковь Христова продолжает быть единой и неделимой, даже при существующих видимых разделениях. Но то зрелище, которое представляет христианский мир, из-за вековых распрей и взаимного отчуждения, является крайне прискорбным и даже кощунственным фактом не только для самих христиан, но и для неверующих. Христианство не есть совокупность сект или каких-то отдельных групп, но полное и цельное Откровение Божественной Истины в истории. Эта Божественная Истина есть сам Бог, единый, неделимый и неразделяемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Episcopul de Ba Irinei: Nimeni nu are dreptul s se joace cu ordinea canonic multisecular a Bisericii Ortodoxe 5 ianuarie 2021 19:27 В конце декабря 2020 года иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней дал интервью газете «Печат» (Сербия), в котором коснулся, в частности, таких тем, как последствия действий Константинопольского Патриарха на Украине для единства всего Православия и опасность, которую представляют для соборности в Церкви антиканонические решения Константинополя. Вниманию читателей предлагается перевод этих фрагментов интервью на русский язык. — Положение Сербской Православной Церкви исторически всегда было сложным и предполагало преодоление трудностей и испытаний — как земных, так и духовных. Теми, кто уже давно испытывает озабоченность будущим Православия, часто говорится о введении неопапизма, за которым стоят Константинопольский Патриархат и Патриарх Варфоломей. В том, что касается раскола на Украине, Сербская Православная Церковь заняла позицию, основанную на каноническом Предании. В этой связи Русская Православная Церковь высоко оценила принципиальность Сербской Православной Церкви и блаженнопочившего Патриарха Иринея. Тем не менее, грекоязычные Поместные Церкви (хотя и не все), включая с недавних пор и Кипрскую, разделили позицию Патриарха Константинопольского Варфоломея, которая, по меньшей мере, проблематична. Как Вам видится перспектива развития событий, вызвавших сильнейшее потрясение в православном мире? — Проблема «неопапизма», о которой Вы упомянули, к сожалению, в самом деле существует. Произошла следующая эволюция: Константинопольский Патриархат — Церковь-Мать для Сербской Православной Церкви, что является фактом, который не имеем права забыть и который никогда не забываем, — совершила противоканоническое вторжение в юрисдикцию Русской Православной Церкви, «реабилитировав» раскольнические общины на Украине, но, к сожалению, не положила конец расколу на Украине и не смягчила его, но, напротив, углубила и продолжила. Расколы, существовавшие до недавних пор на территории Украины, перекинулись оттуда на весь православный мир. Было разорвано каноническое и литургическое общение Московского Патриархата с Константинопольским Патриархатом, а также с теми Предстоятелями и епископами отдельных Церквей, которые признают нераскаянного раскольника Епифания — точнее, гражданина Думенко — легитимным митрополитом Киевским и автокефальным (!) Предстоятелем Церкви на Украине, где, тем не менее, живет и действует авторитетный и признанный Поместными Православными Церквами митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , с которым — свыше сотни канонических епископов с более чем пятнадцатью тысячами священников и десятками миллионов верующих. Несоборное одностороннее признание раскольнических групп, между тем, вызвало не только раскол между Церквами, но также разделения и трения внутри Церквей, о чем свидетельствуют споры между епископами и богословами в Греции и на Кипре.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5746381...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поместные церкви и высшее управление в них. (канонические основания; исторический очерк) Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Образование поместных Церквей. Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы своего единства, наделенные административной властью, возвышающейся над властью отдельных епископов. Посредством своих органов высшего управления поместная Церковь поддерживает постоянные отношения с другими автокефальными Церквами, иными словами, высшая церковная власть представляет собой орган общения поместной Церкви со Вселенским Православием. Самой ранней в истории формой объединения нескольких епископий в одну поместную Церковь были Церкви отдельных провинций Римской империи, таких, как Вифиния, Ликия, Египет, Понт. Епископы главных городов этих провинций именуются в 34-м Апостольском правиле «первыми епископами.» В эпоху гонений христианство распространялось по провинциям из их центров, где христианские общины часто были устроены самими апостолами или мужами апостольскими, подобно Церквам Антиохии, Рима, Коринфа, Ефеса. Христианские общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из апостольских Церквей провинциальных столиц - митрополий (по-гречески - «μητροπολις» - «город-мать»), чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет, а в известном смысле и юрисдикцию предстоятелей материнских церковных общин. Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые автокефальными первыми епископами. «Первый епископ» на языке 34-го Апостольского правила (и в 9-м правиле Антиохийского Собора, близком, если не прямо тождественном ему по содержанию), именуется уже митрополитом. В канонических памятниках впервые этот титул встречается в правилах I Никейского Собора (прав. 4, 6, 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/432407/

     В связи с волнениями вокруг вопроса о предоставлении автокефалии, по просьбе редакции «Православная жизнь», Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал о реальном положении дел. – Владыко, в церковной среде не прекращаются споры, пересуды и рассуждения вслух по поводу категоричных заявлений руководства страны относительно возможного создания т.н. «украинской церкви». Большинство верующих гадает на кофейной гуще, строит необоснованные предположения, не обладая необходимыми знаниями и информацией по этой теме. Мы бы хотели с Вашей помощью развеять сомнения и предоставить правдивую информацию из первых рук, во избежание домыслов и кривотолков, для сохранения спокойствия среди православных верующих. Расскажите, пожалуйста, какова процедура предоставления автокефалии? Так ли это просто? - Начнем с того, что в Православной Церкви пока нет общепринятого документа, который бы прописывал процедуру предоставления автокефалии. Точнее сказать, проект такого документа подготовлен и согласован, но пока еще не утвержден всеми Поместными Православными Церквами. Главным принципом решения этого важнейшего вопроса является консенсус всех автокефальных Церквей. Что это значит? Это означает, что сегодня никакой Патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви. Православная Церковь – едина, а значит все наиболее важные вопросы, в том числе и предоставление статуса автокефалии, решаются всеми Поместными Церквами совместно. То есть, Архиерейский Собор Автономной Церкви или Экзархата принимает соответствующее решение о желании автокефального устройства и затем обращается с этой просьбой к Церкви-Матери, то есть, к той Церкви, в юрисдикции которой в настоящее время церковная структура, желающая автокефалии, пребывает. Затем, после получения согласия Церкви-Матери и всех Поместных Православных Церквей, провозглашается автокефальный статус такой Церкви. Такой порядок был выработан в связи с проблемами, которые возникали в истории с предоставлением предыдущих автокефалий.

http://pravoslavie.ru/112953.html

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Золотов Современная Византия в украинской церковной политике Источник:  Риа-Новости Патриархи уехали по домам, киевская полиция доложила, что никто не пострадал, а рабочие разобрали помосты, на которых происходили драматические празднования 1020-летия Крещения Руси в минувшие выходные. В каком же состоянии оставили они российско-украинские церковные и политические отношения, восприятие украинским правительством своего суверенитета, будущее Православия на Украине и в мире? Празднование 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Национальная Украинская Православная Церковь, полностью отделенная от Москвы – это идея фикс украинских " строителей нации " с самого момента распада Советского Союза. Для них это недостающая опора в здании украинского суверенитета. Основываясь на более ранних попытках отколоть Церковь на Украине сначала в период Гражданской войны, а потом под немецкой оккупацией, такие группы снова возникли в начале 90-х годов при поддержке националистических движений и первого президента Украины Леонида Кравчука. По крайней мере две такие деноминации – самопровозглашенный Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь – насчитывают сегодня около 5000 приходов вместе взятые, но остаются непризнанными всемирной семьей Православных Церквей, считающих их раскольническими. Однако большинство украинских православных сохранили верность Московскому Патриархату, который предоставил беспрецедентную степень самоуправления Украинской Православной Церкви под омофором патриарха Московского. Эта церковь насчитывает сегодня около 11000 приходов. Но именно ее символическая связь с Москвой, с одной стороны, привлекает к ней многих людей, а с другой стороны вызывает неприятие в разделенном украинском обществе. Этот раскол в украинской Церкви и обществе проявился во время выборов 2004 года, окончившихся " Оранжевой революцией " и снова выплыл на поверхность в минувшие выходные. Странная годовщина 1020-летия Крещения Руси (ну кто бы праздновал, например, 102-ю годовщину чего бы то ни было?) воспринималась в Киеве как " поправка " к чересчур московскому празднованию 1000-летия 20 лет назад. И она породила поистине византийскую интригу. Президент Виктор Ющенко, похоже, так отчаянно желает объединить украинских православных в суверенную Церковь, что он едва не создал еще один раскол не только в Церкви Украины, но и во вселенском православии. Чтобы оттеснить патриарха Московского из центра торжеств, он пригласил и по-царски принял патриарха Константинопольского Варфоломея – преемника византийских патриархов Нового Рима, которые крестили Киев в 988 году, и патриархов Оттоманской империи, которые стояли над киевским престолом, когда современная Украина находилась под польским владычеством с 14-го по 17-й век. Он носит титул Вселенского патриарха и является " первым среди равных " в не очень организованном братстве глав православных Церквей, где границы его полномочий вызывают споры.

http://religare.ru/2_56463.html

Документы Послание Святого и Великого собора Православной Церкви православным людям и каждому человеку доброй воли 26.06.2016 15:03 Мы восхваляем и славим Бога «милости и всякого утешения», что сподобил нас собраться в неделю Пятидесятницы (18-26 июня 2016 года) на острове Крит, где апостол Павел и ученик его Тит проповедовали Евангелие в первые годы жизни Церкви. Мы благодарим Бога в Троице, что благоволил нам завершить в единодушии работу Святого и Великого Православного Собора, созванного Вселенским Патриархом Киром Варфоломеем в единомыслии с Предстоятелями Поместных Православных Автокефальных Церквей. Верно следуя примеру Апостолов и Богоносных отцов, мы снова углубились в Евангелие свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Основой наших богословских обсуждений  была уверенность в том, что Церковь не живёт для себя. Она несёт свидетельство Евангелия благодати и истины, и предлагает всему миру дары Божии: любовь, мир, справедливость, примирение, силу Креста и Воскресения и чаяние вечности. 1. Главным приоритетом Святого и Великого Собора было провозглашение единства Православной Церкви. Опирающееся на Божественную Евхаристию и апостольское преемство Епископов, существующее единство должно укрепляться и приносить новые плоды. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь является Божественно-человеческим обществом, предвкушением и переживанием последних реалий в Божественной Евхаристии. Как непреходящая Пятидесятница она есть неумолчный пророческий голос, присутствие и свидетельство Царства Божией любви. Верная последовательной апостольской традиции и таинственному опыту, Православная Церковь является подлинным преемником Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковая исповедуется в Символе веры и подтверждается в учении Отцов Церкви. Наша Церковь переживает тайну Божественной икономии в таинственной жизни, сосредоточенной на Евхаристии. Православная Церковь выражает своё единство и соборность в Соборе. Соборность определяет организацию, принятие решения и выбор своего пути. Православные Поместные Церкви являются не конфедерацией Церквей, но Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Каждая Поместная церковь, где совершается Евхаристия, являет собой присутствие в данном месте и выражение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В православной диаспоре в различных странах мира было решено продолжить работу Епископских собраний до тех пор, когда станет возможным применение канонической акривии. Эти собрания состоят из канонических Епископов, назначаемых каждой автокефальной Церковью и пребывающих в подчинении ей. Скоординированное  функционирование Епископских Собраний гарантирует соблюдение принципа православной соборности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместные Православные Церкви: единство в многообразии. К вопросу о церковной автокефалии 06.12.2010 689 Время на чтение 15 минут Одним из препятствий для беспристрастного отношения к актуальным и сложнейшим церковным вопросам современности является неразработанность в православном богословии принципа исторического развития догматики. О проблемах, связанных с вопросом об автокефалии, поставленном на повестку дня предстоящего Всеправославного Собора, рассуждает кандидат исторических наук Вадим Юрьевич Венедиктов. За два столетия число Поместных Православных Церквей, признанных независимыми (автокефальными), увеличилось втрое. Со второй половины XIX столетия и до наших дней вопрос о получении автокефалии остается дискуссионным и, пожалуй, самым острым в церковно-административных кругах той или иной Поместной Церкви. В то же время для простого, «рядового» христианина, строящего свой образ жизни в соответствии с Заповедями Христовыми, регулярно исповедующегося и причащающегося, не интересующегося, быть может, чисто церковно-правовыми и политическими вопросами, а более сосредоточенного на своей личной духовной жизни - этот вопрос не имеет столь острого актуального значения. Скорее, вопросы церковной автокефалии больше волнуют сегодня историков, канонистов и богословов. В этой связи известная формула современной системы Поместных Православных Церквей - «единство в многообразии» - представляется наиболее удачной из всех возможных историко-канонических объяснительных трактовок этого уникального в христианском мире феномена. Принцип пентархии и современные национальные Церкви Обычно церковные историки выделяют несколько периодов развития Православной Церкви. Особо выделяется период раннехристианской истории Церкви, связанный с непосредственной деятельностью Христа и его первых учеников, святых апостолов. Период гонений, следовавший в течение второго и третьего столетия, также является особым хронометражем. Историю Православной Церкви в IV - VIII вв. связывают со Вселенскими соборами и т. п.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протопресвитер Феодор Зисис: «Украина - каноническая территория Русской Церкви» 16.10.2018 673 Время на чтение 10 минут Киево-Печерская лавра Киев стоял у истоков Русской Церкви и до сих пор составляет ее часть В эпицентре церковных процессов, противоречий, противостояний, а также геополитических претензий уже давно находится вопрос об автокефальном статусе Украинской Церкви, которая не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви на протяжении веков, но и является началом церковной истории русского народа, купелью, породившей Русскую Церковь в день крещения русского князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году. Празднования 1000-летия русского христианства в 1988 году, которые прошли по инициативе Русской Церкви с эпицентром торжеств в Киеве, были признаны всей полнотой Церкви и всем научным сообществом. Это стало доказательством всеобщего признания того, что Украина является частью русского Православия. Разве тогда Константинополь заявил о своих претензиях на церковную юрисдикцию над Киевом? В подобном случае разве не логично было бы требовать, чтобы Патриарх Московский и другие Предстоятели Поместных Церквей получали у Константинополя разрешение на посещение праздничных торжеств в Киеве? Любая церковная энциклопедия, равно как и Диптихи Поместных Церквей, свидетельствуют, что Украина является канонической территорией Русской Церкви. Разве кем-то признано и где-то записано, что Украина принадлежит Вселенскому Патриархату? В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год, который я без труда отыскал в своей библиотеке, во втором томе («Церковное управление») в разделе «Другие Поместные Церкви» первой указана Русская Церковь, а среди ее митрополитов первое место принадлежит предшественнику нынешнего каноничного Митрополита Киевского Онуфрия - Владимиру, «Митрополиту Киевскому и всея Украины, постоянному члену Священного Синода» Русской Церкви. К Русской Церкви относятся и все остальные митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева и Одессы, знаменитые Печерская и Почаевская Лавры, множество других учреждений и святынь. Такая же ситуация наблюдается и в Диптихах Элладской Церкви 2018 года: все украинские епархии отнесены к юрисдикции Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/16/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010