Пленарное заседание совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии русской православной церкви 9 июля 1948 г. Святейший Патриарх Алексий: Пленарное заседание Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей объявляю открытым. Слово предоставляется Митрополиту Николаю. Выступление Митрополита Николая по вопросу о порядке работы Совещания Митрополит Николай: Предсъездная комиссия Русской Православной Церкви предлагает настоящему Высокому Собранию следующее: 1 . В Президиум пленарных заседаний Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей избрать всех присутствующих на Совещании Глав и заместителей Глав Православных Автокефальных Церквей. Возражений нет? Принято. Президиум состоит из сидящих за столом Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. 2 . Так как все труды настоящего Совещания будут издаваться на русском и французском языках, необходимо избрать технический секретариат для этой цели. Предсъездная комиссия Русской Православной Церкви предлагает в секретариат следующих лиц: профессора С. В. Троицкого , секретаря Патриархии Л. Н. Парийского и доцента Московской Духовной Академии Н. П. Доктусова, под общим руководством Управляющего делами Московской Патриархии Протопресвитера Η. Φ. Колчицкого. Нет возражений? Принято. Прошу избранный секретариат занять места. 3 . Предлагается установить следующий порядок нашей работы: 9 и 10 июля с. г., т. е. сегодня и завтра, провести два пленарных заседания для заслушания основных докладов, выдвинутых Русской и братскими Церквами, причем прения по этим докладам на пленарных заседаниях не открывать. Возражения будут? Голоса с мест: Нет. Четыре дня с 13 по 16 июля отвести для заседаний комиссий по обсуждению докладов и выработке согласованных резолюций по этим докладам и один день, 17 июля, отвести на заключительное пленарное заседание для принятия разолюций, которые будут после принятия подписаны Главами Автокефальных Церквей или их заместителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10-17 октября 2015), одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/avtonomiya-i-sposob-ee...

Пленарное заседание совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 17 июля 1948 г. Выступление Митрополита Николая по вопросу повестки дня Председательствует Святейший Патриарх Алексий. Председатель: Заключительное пленарное заседание объявляю открытым. Слово предоставляется Высокопреосвященному Митрополиту Николаю. Митрополит Николай: С благословения Его Святейшества, имею честь объявить повестку дня заключительного заседания. Во всех четырех Комиссиях, утвержденных на Совещании 10 июля, закончена работа по выработке согласованных резолюций, каковые подписаны единодушно всеми членами Комиссий, розданы вчера всем делегациям для ознакомления и сейчас подлежат оглашению и подписанию. В 4-й Комиссии, кроме резолюции по вопросу о церковном календаре, принята резолюция о славянском монашестве на Афоне. Русская Церковь в лице Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода вносит по поводу этой резолюции следующие предложения: «Ввиду того, что Русская Церковь в своей повестке дня этой темы не выдвинула,– ее поставили братские Славянские Церкви,– и не дала своего доклада, она, всецело принимая принятую комиссией резолюцию и разделяя ее всей душой, полагала бы дать ей немедленное осуществление сразу после того, как она, Русская Церковь , дополнит ее соображениями, вытекающими из чисто русских церковных интересов на Афоне». Ввиду того, что резолюция составлена на основании докладов только двух Автокефальных Славянских Церквей и будет иметь немедленные дополнения от лица Русской Церкви, предлагается ее не читать сейчас, на пленарном заседании Представителей всех Автокефальных Православных Церквей и не подписывать. Она имеется в делах Русской Церкви для ее осуществления. В этой же 4-й Комиссии, по вопросу, выдвинутому Сербскою Церковью: «О различиях в служении и обрядах в разных Автокефальных Церквах» принято пожелание, чтобы Православные Церкви представили свои соображения по этому вопросу в ближайшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опубликован проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор 28 января ПРАВМИР. В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года публикуется документ «Автономия и способ ее провозглашения». Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения»,  рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Песков: Россия не поддерживает действия, направленные на раскол Церкви Верховная Рада Украины поддержала обращение П.Порошенко о создании «единой поместной церкви» 19.04.2018 520 Верховная Рада Украины поддержала обращение президента страны Петра Порошенко к Константинопольскому Патриархату о создании в стране «единой поместной автокефальной церкви», такое решение на заседании парламента в четверг поддержали 268 парламентариев при необходимом минимуме в 226 голосов, сообщает РИА Новости. Во вторник Порошенко заявил, что намерен обратиться к Константинопольскому Патриархату о предоставлении Киеву разрешения на создание «единой поместной автокефальной церкви». По его словам, решение Синода об этом может быть принято до 28 июля. Президент попросил Верховную Раду поддержать его обращение. По словам Порошенко, если будет поддержка в Раде, он передаст обращение Константинопольскому Патриарху. «Поддерживая важность предоставления томоса (разрешения — РНЛ ) об автокефалии православной церкви на Украине, на основе которого она сможет занять достойное место в семье Поместных Православных Церквей, Верховная рада Украины постановляет: поддержать обращение президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии православной церкви на Украине», — говорится в постановлении. Создание «автокефальной поместной церкви» на Украине вряд ли найдет поддержку в Москве , поскольку данные действия направлены на раскол Церкви, заявил в четверг пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков . «Вы знаете позицию Русской Православной Церкви, Патриарха Московского и всея Руси по этому вопросу. И конечно, скажем так, какие-то действия, направленные на раскол Церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться», — заявил Песков журналистам, отвечая на вопрос о возможности создания на Украине «независимой поместной православной церкви». Патриарх Константинопольский не поддержит создание на Украине «единой поместной автокефальной церкви», считает депутат фракции «Оппозиционного блока» в Верховной Раде Украины Вадим Новинский.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/19/dm...

Закрыть itemscope itemtype="" > С раскольником Филаретом переговоры вести не будем В Киеве идет борьба за единую Поместную Украинскую Православную Церковь 10.04.2002 130 Время на чтение 5 минут В июле этого года Вселенский Патриарх Варфоломей заявил, что он будет содействовать объединению украинс кого православия и предоставления ему канонического статуса автокефальной независимой Церкви, равной среди 14 других Православных Церквей мира. Как сообщают украинские информационные агентства, 20 августа в швейцарском городке Шамбези, возможно, состоится встреча представителей Константинопольского, Киевского, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Украинской Автокефальной Церкви при участии патриарха Варфоломея I, а также представителей правительства Украины. Целью встречи является принятие окончательного решения о независимости Украинской Православной Церкви и объединения православных Церквей Украины. Объединение православных Церквей на Украине - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и создание единой Украинской поместной Православной Церкви - стратегическая цель украинской партии власти. Президент Леонид Кучма, выступая в этом году на торжествах, посвященных 2000-летию Рождества Христова, призвал всех православных Украины объединиться и " создать Украинскую Поместную Православную Церковь " . Вице-премьер Николай Жулинский, курирующий гуманитарные вопросы в украинском правительстве, считает, что, " заботясь о единой Православной Церкви, мы тем самым пестуем общую идею единства народа, единство Церкви - это существенная составляющая мифологемы единства нации " . УПЦ МП также считает, что необходимо положить конец конфликтной ситуации, которая сложилась в украинском православии. 28 июля в Киеве состоялось заседание Архиерейского Собора УПЦ МП, где сформулирована позиция ее иерархов. По словам главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), " вряд ли найдутся сегодня противники объединения среди православных верующих " . Но объединение, как считает митрополит, - " это не такая простая вещь " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Антиохийский Патриархат: Если согласие между Церквами не может быть достигнуто до начала Собора, его следует перенести 7 июня, 2016. Новостная служба Полный текст заявления Секретариата Священного Антиохийского Синода 7 июня. ПРАВМИР. Секретариат Священного Антиохийского Синода выступил с заявлением, в котором изложил свою позицию в связи с проведением Всеправославного Собора. Публикуем полный текст заявления. Заявление Секретариата Священного Антиохийского Синода Священный Синод Антиохийской Православной Церкви провел 6 июня 2016 года заседание под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна X и изучил позиции автокефальных Православных Церквей, относящиеся к Святому и Великому Всеправославному Собору (далее упоминается как «Великий Собор»), и занял соответствующую позицию, принимая во внимание решение Священного Синода Вселенского Патриархата 31 мая 2016 о «создании комитета из представителей обеих Патриархатов – Антиохийского и Иерусалимского, – координируемого Вселенским Патриархатом после Святого и Великого Собора». После рассмотрения позиций автокефальных Православных Церквей отцы Антиохийского Синода убедились: 1. что позиции ряда Церквей по большинству из вопросов, перечисленных в повестке Великого Собора, до сих пор расходятся, и что ряд Церквей отвергает некоторые документы, которые представлены на Великий Собор в их нынешней форме; они отметили это ясно и четко в решениях, принимаемых их Священными Синодами; 2. что ряд Церквей имеет существенные оговорки в отношении организационных аспектов Великого Собора, а также его финансовых затрат, и способа применения тех соглашений, которые были достигнуты Предстоятелями Православных Церквей в Шамбези в 2016 году; 3. что Болгарская Церковь приняла 1 июня 2016 года синодальное решение, в котором перечислила свои возражения и попросила его Всесвятейшество Вселенского Патриарха отложить созыв Великого Собора, пока подготовительные работы к нему активно продолжаются, в противном случае она воздерживается от участия в нем;

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-patriarha...

Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2)  назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3)  призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям , где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://pravoslavie.ru/90129.html

Пн Регламент та роботи Святого Великого Собору Церкви 28 2016 р. 21:09 Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2) назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3) призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей  всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям , где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4361371...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010