Сортировать по Исключить новости Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10-17 октября 2015), одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/avtonomiya-i-sposob-ee...

Опубликован проект документа «Автономия и способ ее провозглашения» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор 28 января ПРАВМИР. В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года публикуется документ «Автономия и способ ее провозглашения». Тема была утверждена для вынесения на Всеправославный Собор. Пятое Всеправославное предсоборное совещание, проведя работу на основе согласованного и принятого на заседании Межправославной подготовительной комиссии 9-17 декабря 2009 года в Шамбези текста «Автономия и способ ее провозглашения»,  рассмотрело экклезиологические, канонические и пастырские аспекты института автономии и изыскало единогласную формулировку всеправославной позиции по данному вопросу. Вопросы, которыми занималось Пятое Всеправославное предсоборное совещание и которые вытекают из темы текста вышеуказанной Межправославной подготовительной комиссии, относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь просит автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашенной  автономной Церкви как с Автокефальной Церковью, к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > С раскольником Филаретом переговоры вести не будем В Киеве идет борьба за единую Поместную Украинскую Православную Церковь 10.04.2002 130 Время на чтение 5 минут В июле этого года Вселенский Патриарх Варфоломей заявил, что он будет содействовать объединению украинс кого православия и предоставления ему канонического статуса автокефальной независимой Церкви, равной среди 14 других Православных Церквей мира. Как сообщают украинские информационные агентства, 20 августа в швейцарском городке Шамбези, возможно, состоится встреча представителей Константинопольского, Киевского, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Украинской Автокефальной Церкви при участии патриарха Варфоломея I, а также представителей правительства Украины. Целью встречи является принятие окончательного решения о независимости Украинской Православной Церкви и объединения православных Церквей Украины. Объединение православных Церквей на Украине - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и создание единой Украинской поместной Православной Церкви - стратегическая цель украинской партии власти. Президент Леонид Кучма, выступая в этом году на торжествах, посвященных 2000-летию Рождества Христова, призвал всех православных Украины объединиться и " создать Украинскую Поместную Православную Церковь " . Вице-премьер Николай Жулинский, курирующий гуманитарные вопросы в украинском правительстве, считает, что, " заботясь о единой Православной Церкви, мы тем самым пестуем общую идею единства народа, единство Церкви - это существенная составляющая мифологемы единства нации " . УПЦ МП также считает, что необходимо положить конец конфликтной ситуации, которая сложилась в украинском православии. 28 июля в Киеве состоялось заседание Архиерейского Собора УПЦ МП, где сформулирована позиция ее иерархов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

Антиохийский Патриархат: Если согласие между Церквами не может быть достигнуто до начала Собора, его следует перенести 7 июня, 2016. Новостная служба Полный текст заявления Секретариата Священного Антиохийского Синода 7 июня. ПРАВМИР. Секретариат Священного Антиохийского Синода выступил с заявлением, в котором изложил свою позицию в связи с проведением Всеправославного Собора. Публикуем полный текст заявления. Заявление Секретариата Священного Антиохийского Синода Священный Синод Антиохийской Православной Церкви провел 6 июня 2016 года заседание под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна X и изучил позиции автокефальных Православных Церквей, относящиеся к Святому и Великому Всеправославному Собору (далее упоминается как «Великий Собор»), и занял соответствующую позицию, принимая во внимание решение Священного Синода Вселенского Патриархата 31 мая 2016 о «создании комитета из представителей обеих Патриархатов – Антиохийского и Иерусалимского, – координируемого Вселенским Патриархатом после Святого и Великого Собора». После рассмотрения позиций автокефальных Православных Церквей отцы Антиохийского Синода убедились: 1. что позиции ряда Церквей по большинству из вопросов, перечисленных в повестке Великого Собора, до сих пор расходятся, и что ряд Церквей отвергает некоторые документы, которые представлены на Великий Собор в их нынешней форме; они отметили это ясно и четко в решениях, принимаемых их Священными Синодами; 2. что ряд Церквей имеет существенные оговорки в отношении организационных аспектов Великого Собора, а также его финансовых затрат, и способа применения тех соглашений, которые были достигнуты Предстоятелями Православных Церквей в Шамбези в 2016 году; 3. что Болгарская Церковь приняла 1 июня 2016 года синодальное решение, в котором перечислила свои возражения и попросила его Всесвятейшество Вселенского Патриарха отложить созыв Великого Собора, пока подготовительные работы к нему активно продолжаются, в противном случае она воздерживается от участия в нем;

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-patriarha...

поиск:   разделы   рассылка Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2) назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3) призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям, где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://religare.ru/2_108325.html

Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2)  назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3)  призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям , где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://pravoslavie.ru/90129.html

Arhiva Regulamentul de organizare i de lucru al Sfântului i Marelui Sobor al Bisericii Ortodoxe 28 ianuarie 2016 21:09 Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2) назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3) призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей  всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям , где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://patriarchia.ru/md/db/text/4361373...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Практика созыва Поместных и Архиерейских Соборов в современных славянских Православных Автокефальных Церквах 21.01.2009 421 Время на чтение 16 минут Сегодня, когда Русская Православная Церковь активно готовится к проведению Поместного Собора, в нашем церковном обществе ведется оживленная дискуссия о возможном порядке созыва подобных Соборов, регламенте их работы и круге вопросов, относящихся к их компетенции. Размышляя над этими вопросами, уместно обратиться к опыту других Поместных Церквей. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей обзор существующих в современных славянских Православных Церквах уставных положений, регулирующих порядок созыва и работы Поместных Соборов. Вселенское Православие являет собой подлинное единство в многообразии. Все Поместные Церкви совершают свое спасительное служение на основе Священного Писания и догматического и канонического предания Церкви, выраженного в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях отцов Церкви. При этом каждая из Церквей, реализуя общие канонические принципы в конкретных исторических условиях, выработала свое особое внутренне устройство, особые формы высшего и местного церковного управления. В православном мире никогда не существовало жесткой унификации канонического устройства отдельных Поместных Церквей. Потому и сегодня в действующих Уставах различных Поместных Церквей мы находим разные подходы к организации и порядку функционирования Соборных органов. В настоящем очерке нам хотелось бы обратить внимание на уставные положения, посвященные составу, порядку созыва и регламенту работы Соборов, существующие в славянских Православных Церквах (Сербской, Болгарской, Польской и Чешских земель и Словакии). В зависимости от исторической традиции, территориального церковного деления, количественного состава Церкви, характера ее взаимоотношений с государственной властью и ряда других факторов в указанных Церквах сложились разные практики созыва и работы Соборов. Анализ этих факторов мог бы стать предметом отдельного исследования. Здесь же мы постараемся лишь кратко описать действующие положения Уставов указанных Церквей, посвященные Церковным Соборам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР подготавливаемый правосл. сообществом Собор всех правосл. Церквей. Общий Собор правосл. Церквей не проводился со времени VII Вселенского Собора 787 г., хотя известны Соборы с участием представителей неск. или даже всех Поместных Церквей, напр. Ясский (1642), Московский (1666-1667), Иерусалимский (1672), К-польский (1691) и др. Особенно представительным был К-польский Собор в храме Св. Софии (879), в к-ром участвовали Предстоятели 5 Церквей, в т. ч. Римской. Однако эти Соборы не имели статуса всеправославных. В XX в. также предпринимались попытки собрать представителей всех правосл. Церквей. Так, в 1923 г. в К-поле состоялся «Всеправославный конгресс» , однако название этого совещания всеправославным не может быть принято, т. к. в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей. К-польский Патриархат предложил созвать в 1925 г. в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора Вселенский Собор «для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым». Поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных правосл. Церквей. По этому предложению 8-23 июня 1930 г. на Афоне, в Ватопедском мон-ре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, к-рая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 г. в том же Ватопедском мон-ре (не состоялся). В работе комиссии приняли участие Предстоятели К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрскую Церковь представляла К-польская Церковь, Элладской и Польской Православных Церквей. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, к-рый был впосл. использован на I Всеправославном совещании. 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в РПЦ. Представители РПЦ в работе Межправославной подготовительной комиссии участия не принимали: К-польский Патриарх Фотий II направил 6 мая 1930 г. письмо 844) одновременно на имя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы «Живой церкви» «митр. Московского» Вениамина (Муратовского) . Приглашение на совещание обновленцев сделало невозможным участие в работе комиссии представителей иерархии канонической РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155530.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010