Интернет стал для нас параллельной реальностью, более того, абсолютно рукотворной и более гибкой к воплощению человеческих фантазий. Информационная война – это совокупность обрывков фактов, домыслов, идеологических векторов, новостной пулей летящей в голову обывателя. Жертвой инфовойн всё чаще становится Церковь, возникают целые сообщества людей, разочаровавшихся в спасительной миссии Божественного корабля или открыто ненавидящие всё, что с ним связано. Про расцерковление и уходящих из Православной Церкви мирян и даже священников по-серьезному я начал получать весточки от знакомых ближе к концу первой половины года. Непоминающие, разочаровавшиеся, борцы за справедливость, охладевшие, жертвы епархиальных репрессий… В этом клубке обязательно есть и далекие от веры люди, влекомые маниакальной страстью осудить, очернить, представить в самом неприглядном свете христиан. Если открыть какую-нибудь историю с «каминг-аутом», публичной исповедью, неизбежно почти с первых строк обдает тьмой и запахом тлена. Удивительно, но в неживых, казалось бы, строках, явственно встает дух автора. Внутреннее ощущение чего-то нездорового ты ловишь не сразу, характеризуя эмоции от прочитанного как состояние шока, чувство сострадания к «несчастному», негодование и пробирающееся внутрь уныние. Неужели всё действительно так? Мне довелось плотно пообщаться с несколькими людьми, попавшими в жернова беса церковной критики. С помощью полученного из долгих бесед опыта можно разобрать грустный феномен антицерковной истерии, отвращения людей от Церкви и ухода из нее тех, от кого этого можно было ожидать меньше всего. Причина всех причин всегда находится внутри человека. В Церковь мы однажды пришли, чтобы встретиться с Богом, даже если это было покрыто вуалью стремления к решению житейских вопросов или горькой скорбью. Мы искали помощи и утешения в последней инстанции. Дальше всё могло складываться по-разному. Кто-то так и держался рядом с церковной оградой, зная, что «если вдруг чего – надо зайти, помогает», а кому-то захотелось погрузиться в настоящую жизнь, возможную только с Богом. Самая трудная задача для любого человека – суметь изменить себя. Входя в Церковь, это нужно четко понимать. Мы приходим и играем по новым, духовным правилам, которые требуют от нас не потребительского отношения, а серьезных усилий. Проблема в том, что каждый из нас, в большинстве своем выросших в нецерковных семьях, по разным причинам оброс целым набором из убеждений, опций, установок, житейского опыта и сформировавшихся комплексов. Понимание Бога, веры в Него, Церкви Христовой и какой она должна быть, у каждого человека глубоко внутри может быть очень субъективным. И вот здесь, в области внутренних убеждений, начинается первая битва. Когда нам сообщают какую-то новость, мы пропускаем ее через фильтр собственных, личных ценностей и оценок. На одну и ту же ситуацию два разных человека могут реагировать абсолютно по-разному.

http://pravoslavie.ru/116807.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дух – статус – личность: что первично? О феномене демократической церковной общественности 19.01.2022 765 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Главная тема данной статьи – попытка показать совершенно новый феномен. Родилась абсолютно новая проблема. Которая требует нахождения и нового термина, её выражающего. Какового, тоже нет. Для начала воспользуемся всем известным словосочетанием поведенческая проблема. Насколько мне известно, в церковном языке такой прямо заявленной проблемы нет. В чём её суть? Несокрушимая церковная Иерархия оказалась наглухо закрытой, заслонённой, совершенно особой, новоявленной Церковной Демократией. И митрополит Волоколамский Иларион, и сам Святейший Патриарх Кирилл оказались лишены права принимать и исполнять собственные РЕШЕНИЯ! Решения отныне принимает самоутвердившаяся Церковная ОБЩЕСТВЕННОСТЬ(!). Но таковой никогда не было в неизменной Церкви. Никогда не было – и вот теперь она ЕСТЬ! Она есть, и это победное знамя чудовищного Постхристианского Мира. Интернет стал всеохватным феноменом. И это привело к тому, что чтущий иерархию Церковный народ стал демократической церковной общественностью. Причина этой трансформации очевидна. Всё началось давно. Все единодушно согласились с тем, что Церковь отделена от Государства. Согласились, как с аксиомой. Согласились легко, согласились тупо. Все единодушно согласились, что Христианского Мира больше нет. Оказывается, мы все живём в Мире, переросшем Христианство! В Мире, который «перешагнул» через Христианство. Удивительно! Остаётся только выяснить, кто это решил? Кто утвердил мнение, что абсолютно все современные христианские страны есть бывшие христианские страны?! Интернет переполнен этой фигурой речи. Потому что мы все с ней согласились. То есть, мы все бывшие христиане! Точно также мы согласились с тем, что, оказывается, это именно Церковь отделила себя от Государства. Ко всеобщему благу, как это молчаливо все поняли. Разве не Государства, изгнавшие из себя Церковь, с упоением называют себя СВЕТСКИМИ?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/19/du...

Критика софиологической концепции образа в работе о. Сергия Булгакова “Икона и иконопочитание” Протоиерей Сергий Булгаков Заявивший о себе в конце XIX века пафос некоторых наших соотечественников в стремлении “ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления”, тем самым, говоря словами Вл. Соловьева, “организовать всю область истинного знания в полную систему свободной и научной теософии” , окрасил собой и подход к исследованию онтологических предпосылок феномена иконы, вошедшей в это же время в качестве особого предмета размышлений в религиозно-философскую мысль. “Умозрение в красках” незаметно стало служить целям русского всеединства, на почве которого, в достаточной мере вспаханного “Чтениями о Богочеловечестве” (1877-1881) Вл. Соловьева, произросло пышное теоретическое древо “Премудрости”. Иконоборческий спор и догмат об иконопочитании в этой связи, как правило, приобретали характерное для данной системы мысли истолкование, свидетельствующее о генеральной тенденции – представлять отношение образа и первообраза, мира и Бога в рамках отношения между сущностью и явлением. Во избежание повторения гегелевского тезиса о развивающемся абсолюте идеологами всеединства было введено второе абсолютное, являющееся субъектом исторического процесса, который в единодушном согласии отождествлялся с Софией. Тем не менее, это второе абсолютное все-таки было существенно связано с первым, являясь его предвечным образом – Богочеловечеством. Все эти положения создавали весьма своеобразное для общей линии богословия иконопочитателей предпосылки для толкования связи между видимым и невидимым, трансцендентным и имманентным, что непременно отразилось на софиологическом понимании сущности иконоборческого спора. Говоря кратко, смысл стоящий за проблемой иконоборчества, создававший столь длительную и мучительную ситуацию в византийской истории Церкви, оказался непонятым. Например, по словам Вл. Соловьева, иконоборчество — последняя в ряду ересей, отрицающих возможность проникновения плоти или материи вообще божественным началом, наперекор Откровению, по его словам, учащему, что и материя, и дух предназначены к извечному просветленному существованию внутри Божества как Всеединого. К слову сказать, христианское Откровение никогда и не предполагало такого в себе содержания. Тем не менее, этот тезис находится в абсолютном согласии с софиологическим принципом Богочеловечества.

http://pravoslavie.ru/242.html

Журнал " Фома " продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке рассказывается о мессианский текстах пророка Исаии. Пророк Исаия. Икона XVI века В священном Писании Ветхого Завета появляется важное слово - “спаситель”. Первоначально так называют народных вождей, которые, по воле Божией, избавляют народ от врагов и притеснителей. Но постепенно это слово наполняется другим смыслом - подлинный Спаситель, Спаситель в абсолютном смысле - Бог. Именно Он спасает народ, именно благодаря Ему сыны Израилевы не исчезли с лица земли. Со временем углубляется и понятие " спасения " - это не просто избавление от конкретной беды, нашествия иноплеменных или еще чего-нибудь подобного. Это спасение от зла и греха вообще, явление того Царства, где правит сам Бог. Это спасение охватит не только Израиль, но, через него, и все народы земли. Библейские пророки - особенно Исайя - по вдохновению Святого Духа прозревают грядущее Царство - Царство бесконечного мира, любви и радости. Вся Библия - и, благодаря ей, вся христианская цивилизация - пронизана этой надеждой. Даже светские, даже антихристианские идеологии, искавшие " светлого будущего " брали это ожидание из пророческих книг Библии. Пророк связывают наступление этого Царства с таинственной фигурой Мессии - буквально " помазанника " . Помазание священным елеем - обряд, который через который человек поставлялся на какое-то очень важное служение - царя или пророка. И вот пророки предвещают Мессию, Помазанника с большой буквы, того, кто принесет окончательное спасение от сил греха и зла. Установится вечный мир между народами: " И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. " (Ис.2:4) Под властью Мессии установится Царство, где даже хищные звери и ядовитые змеи не будут ни на кого нападать: " И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

http://pravoslavie.ru/71358.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святая Троица (греч. Αγα Τριδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по существу и троичный в Лицах ( Ипостасях ); Отец, Сын и Святой Дух. Бог Отец , Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях. Образы Святой Троицы в материальном мире Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму ( см. подробнее ). Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: Единая природа и три самосознания Будучи едиными по природе, Лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерождённость у Отца, рождение – у Сына, исхождение у Св. Духа. Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. Личные свойства Сына и Св. Духа указаны в  Символе веры : «от Отца  рожденного прежде всех век», «от Отца исходящего ». «Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени. Сами термины: «рождение», «исхождение», которые открывает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит св. Иоанн Дамаскин , «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим». В Боге три Личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь не применима, Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого. Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне ( Ин.14:10 ).

http://azbyka.ru/svyataya-troica

Закрыть itemscope itemtype="" > Нерусский дух «Калининградского Собора» О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 2 20.11.2018 1587 Время на чтение 31 минут Часть 1 III. «Кёнигсберщина» побеждает и в местном отделении ВРНС Выше изложены некоторые факты, объективно свидетельствующие о состоянии калининградской «гуманитарной сферы». Без их учёта невозможно понять причины абсолютной бездеятельности Калининградского отделения ВРНС . Имя Русского Собора многое «предполагает», но привлеченные по «кёнигсбергской моде» специфические кадры, совершенно «не располагают» к успеху благого дела. Возникновение Отделения ВРНС было провозглашено в 2015 г., но до 2018 г. о его активности известно не было. Наконец, как сообщили СМИ, сначала весной, а затем в сентябре сего года были проведены конференции. Никто из действующих патриотически-настроенных учёных и общественников к выступлению приглашен не был, зато прозвучал «кёнигсбергский» по духу доклад кандидата богословия Георгия Урбановича, священника, родом из поляков, руководителя церковного Духовно-просветительного центра . Доклад был сначала «выложен» на сайте Епархии, а затем удалён. Его мне довелось разобрать на страницах РНЛ в мае с.г. (см. три статьи: «Над русскою славой кружит вороньё» и т.д.) О. Георгий Урбанович воспринял «вдуваемый» в общество дух германизма с забвением русизма . В частности, отец священник усвоил сконструированное сепаратистское утверждение (тезу) о том, что в Калининградской области, как в бывшей германской Восточной Пруссии, якобы непреоборимо доминирует немецкое наследие , включая и « архитектурное наследие края » . Выходило, что Русская Православная Церковь для своего же блага должна осуществить рецепцию германизма. Немцы и проводники их влияния в БФУ, системе Минкульттуризма и СМИ за прошедшие десятилетия изрядно исказили сознание калининградцев прогерманской подменой собственного Русского наследия , заставив многих забыть, что Дух рождает свои формы и Не место красит человека . Как следствие, одухотворённая культура, самобытная по природе, принадлежит соответствующему народу , не являясь атрибутом трофейного камня или черепицы. У отца же Георгия, как и у германских кураторов «калининградского переформатирования» с их слугами принято считать, что в нашем крае доминирует некий фатум, германский «гений места», всё подминающий под себя, и поэтому для своего же блага калининградцы не должны ему противиться. Поэтому, утверждает священник, «Мы говорим о едином культурном наследии Калининградской области». Итак, по отцу Георгию, в Калининграде по определению не может и не должно быть торжества отечественной самобытной культуры в духе Русского наследия .

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 5. Различия православной, католической и протестантской антропологии Различия в учениях о человеке, которые характерны для трех самых многочисленных христианских конфессий (православие, католичество, протестантизм), в современном богословии исследованы еще недостаточно. Чаще всего в литературе обсуждаются отличия экклесиологического характера между католичеством и православием 16 . Говоря о различиях между православным вероучением и протестантизмом обсуждают практики благочестия, отношения к таинствам и другие проблемы церковных обычаев и вероучительных определений 17 . Между тем расхождения между тремя конфессиями весьма значительны, различия в догматике и даже в культе (богослужебной культуре) зависят от понимания центральных идей – сущности и бытия Бога, сущности и цели создания человека. Различия теологического характера очевидны: у католиков за счет введения в Символ веры вставки Filioque (и от Сына) Сущность Божия оказывается превалирующей над Ипостасями, началами Персональными: «…западная мысль в своем изложении тринитарного догмата чаще всего отправлялась от единой природы, чтобы прийти к Лицам, тогда как греческие отцы шли путем противоположным – от трех Лиц к единой природе» 131], в результате чего Ипостасные свойства растворяются в Божественной сущности. В Троицу вносятся признаки субординационизма, поскольку Бог Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына, согласно Filioque, т. е. Он получает не самостоятельное бытие, но зависимое от Отца и от Сына, чем нарушается с точки зрения восточнохристианского восприятия внутритроические отношения абсолютного равенства (равночестности) и любви. Для восточной теологии Бог Отец есть единый исток Божественного Бытия и начало единства Святой Троицы. От Отца превечно рождается Бог Сын и исходит Бог Дух Святой. В католическом толковании ипостасные свойства становятся модусами, а Бог Дух Святой приобретает признаки логической связки между Лицами Отца и Сына. Второе фундаментальное отличие состоит в том, что, согласно официальной концепции томизма, Бог есть Существо простое или чистый акт бытия, соответственно Его энергии, направленные к миру и человеку, признаются тварными, в то время как богословская мысль Востока признаёт энергии Божии нетварными, но непостижимо отличными от сущности Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вмешательство Бога в историю. Возвращаясь к основным принципам античной философии, византийские гуманисты, противники св. Григория, приняли, по крайней мере отчасти, греческую концепцию замкнутого мира. Воплощение не занимало в нем реального места, а в истолковании того, что проистекало из него как следствие (таинства Церкви, познание Бога), они склонялись к символизму. Как мы увидим, определенные доводы в пользу такого взгляда они нашли в произведениях человека, которого сам св. Григорий Палама не мог не называть «великим Дионисием». Что касается учителя безмолвия, то его учение строилось на утверждении решающего вмешательства Бога в историю посредством Воплощенного Своего Сына, после которого уже невозможно говорить об абсолютной «непознаваемости» Божией и неизбежно приходится учитывать изменение, которое Бог внес в Свои отношения с человеком, открывшись ему актом Своего всемогущества. Именно это коренное изменение и отрицал «философ» Варлаам, когда ограничивал познание Бога лишь косвенным пониманием, «исходящим от тварей»: «Философ, – пишет о нем св. Григорий, – сообщил нам, что он считает самым совершенным видением Бога знание, отправляющееся от тварей, и что каждый человек обладает им в полной мере, если знает все видимые части мира и его скрытые силы.» Значит, человеку достаточно углубить свое «научное» познание тварей, чтобы узреть Бога! Значит, это видение зависит лишь от человеческого усилия, а не от благодати, «и однако же мы все познали Сына по гласу Отца, свыше сообщившего нам это знание ( Мф. 3, 16–17 ), и Сам Дух Святый, Сам неизреченный свет показал нам, что это воистину Возлюбленный Сын Отца; и Сам Сын явил нам имя Отца Своего и обещал, восходя на небеса, ниспослать нам Духа Святого, дабы Он всегда пребывал с нами ( Ин. 14, 16 ); и Сам Святой Дух снизошел, вселился в Нас, объявил нам всякую истину и наставил нас в ней (ср.: Ин. 16, 13 )». «Если обожение, – пишет далее учитель безмолвия, – есть только состояние разумной природы… то Христос, придя в мир, даде область чадами Божиими быти не только тем, кто поверит во имя Его ( Ин. 1, 12 ). Значит, обожение было достоянием всех языков даже до Его пришествия». «До воплощения Сына Божия, – утверждает он в Физических главах, – царство небесное было от нас так далеко, как небо отстоит от земли (ср.: Пс. 103, 11 ); но когда Царь Небесный пришел обитать среди нас, когда Он соблаговолил соединиться с нами, приближися нам всем Царствие Небесное ( Мф. 3, 2; 4, 17 )». Утверждать после Воплощения, что Бог остался неведом человеку, или говорить, что Его действия не ставят нас в соприкосновение с реальностью Его нетварной жизни, – значит уничтожать тайну христианства, «отказываться от царства, пришедшего в силе в день Преображения, по слову Господа ( Мк. 9, 1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу. 13 июня 2011 года, в день Святого Духа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великом праздником — днем Святаго Духа! Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу. Бога не видел никто и никогда — так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений — и в Ветхом, и в Новом Завете — о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе — в образе старца, в образе царя… Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия. Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог — абсолютный Разум и абсолютная Сила — имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению. Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, — а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-slovo-...

«Если я упорствовал, он говорил: попробуй по-своему». Николай Бреев — о своем отце, любви и утрате Каким было последнее напутствие протоиерея Георгия Бреева 15 июня, 2020 Каким было последнее напутствие протоиерея Георгия Бреева Протоиерей Георгий Бреев, любимый многими батюшка, духовник священства Москвы, ушел из жизни 29 апреля 2020 года. Он остался в памяти своих многочисленных духовных чад. Его сын Николай Бреев — директор издательского дома «Никея», организатор медиапроектов, отец четверых детей — рассказал «Правмиру» о том, как умел воспитывать и направлять отец, почему родители не вмешивались в дела молодой семьи и чем его вдохновляют трудности книгоиздания. — Николай, читаю вас в социальных сетях, вижу широкий диапазон тем вашего издательства. Такая здоровая открытость к разным точкам зрения редко встречается в православии. Она была заложена у вас в семье? — Думаю, да. Это одна из установок моего отца — протоиерея Георгия Бреева. Он принимал всякого. Удивительно: среди его духовных чад могли быть и ультраконсервативные люди, и очень либеральные. Самое главное — смотреть, есть ли во всем этом дух Христов… А путь у каждого человека может быть абсолютно разным.  Наверное, эта установка отца Георгия и передалась «Никее». Мир очень большой, его вызовы и нововведения можно рассматривать как некую опасность. С другой стороны, мир можно рассматривать как явление Бога в многообразии форм. И через это увидеть промысл Божий. Его духовничество было легким — «Смотреть, есть ли в этом дух Христов»… Но мы же можем обманываться? В таких случаях привычнее пойти за советом к духовнику. — Мне очень близко то, что говорит Христос в Евангелии: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете». То есть погоду мы научились предсказывать, а Бога услышать не можем.  Многие христиане знают, что действительно существует личный опыт Богообщения. Он может проявляться по-разному, например, так, как  описано у митрополита Антония Сурожского: он читал Евангелие и явственно почувствовал Присутствие. Либо так, как рассказывал об обретении веры мой отец: он тоже прочел Евангелие и понял, что это действительно жизненно, истинно. Эту твердую уверенность, которая появилась у него в 18 лет, он пронес через всю жизнь. Она стала его фундаментом.

http://pravmir.ru/esli-ya-uporstvoval-on...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010