Что такое талмуд? Слово «талмуд», от еврейского глагола «ламад», значит «изучение», «наука». В раввинской литературе оно употребляется не в одинаковом смысле. Иногда им называется самый процесс изучения закона (Пеа.1.1), в каковом смысле «талмуд» противополагается «делу» (маасе), т.е. исполнению закона (Абот 4,13; Сифре 79 а:34). Весьма часто слово «талмуд» называется предмет изучения, т.е. Св. Писание (микра) или, в частности, закон (тора) Моисеев 1 . Но в общепринятом смысле «талмудом» называется сборник определений и рассуждений еврейских раввинов первых четырех веков христианской эры, имеющих своей целью регламентирование жизни и мировоззрения еврейского народа. В таком именно смысле употребляют это слово современные нам как христианские, так и еврейские ученые. Понимаемый в этом смысле. «талмуд» заключает в себе две составные части: мишну и гемару, из которых первая является основною и более древнюю, а вторая – добавочною и сравнительно более позднею по своему происхождению. После определения того, что называется талмудом, сам собою напрашивается вопрос: как и когда явился этот литературный памятник? Фактически талмуд явился значительно позже времени земной жизни Христа Спасителя, но вызвавшие его происхождение исторические условия относятся ко времени, гораздо более раннему, чем земная жизнь Христа Спасителя. А отчасти были современный ей. Происхождение мишны, основной и более древней части талмуда, обусловливалось главным образом следующими историческими факторами: во-первых, явившеюся у евреев, после возвращения из вавилонского плена, ревностью к изучению и исполнению Моисеева закона, во-вторых, возникшими в тоже время, некоторыми новыми формами жизни. Относительно ревности евреев того времени изучать и исполнять закон достаточно свидетельствуют книги Ездры, Неемии и Макавейские. В книге Ездры (9 и 10 гл.) говорится, что Ездра расторг браки многих (до 113) лиц, женатых на иноплеменницах, в числе которых было четверо из первосвященнической семьи и восемнадцать священников. Психологическим основанием такого во, можно сказать, необычного в еврейской истории явления было не иное что, как чувство уважения к закону, запрещавшему жениться на иноплеменницах ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), к которому апеллировал Ездра (9:12). В книге Неемии относительно празднования праздника кущей во время Ездры и Неемии говорится: « От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны израилевы» ( Неем.7:17 ). О благоговейном отношении народа к закону свидетельствует также поведение его во время чтения закона Ездрою. «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога Вышнего. И весь народ отвечал: аминь, аминь. Поднимая вверх руки свои, – и покланялись. И повергались пред Господом лицом до земли» ( Неем.7:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну ( Мф. 5:27, 28, 29 ). Заповедь сия, запрещающая смотреть на женщину, может казаться для другого светского человека странной. Как не смотреть на подобного себе человека? Да, смотреть можно, но без внутреннего вожделения, так как подобный взор вредить душе христианина – приводит ко греху. О важности сей заповеди излишним представляется говорить много; истину её сознает каждый христианин. Замечательно, что даже древние раввины руководили ею своих последователей, и не мало ими написано об этом. Вот что читаем в талмуде: «Бойся Израиль смотреть не только на чужую жену, но даже на свою, и особенно избегай лишнего разговора с женщиной, так как это ведет к падению – гибели души» (см. Пиркэ Абот – учение Отцов). В силу этой заповеди талмуда, евреи держатся всегда далеко от общения женщин; даже в синагоге они не сходятся вместе; те и другие имеют особые отделения, и все это ради избежания соблазна. Сама жизнь евреев подтверждает сказанное нами. Вы, читатель мой, не увидите, чтобы еврей много разговаривал с чужою женою на улице; никогда также не увидите, чтобы еврей и со своей женою прогуливался под руку; это считается весьма неприличным. Но если в одном заповедь талмуда сходится с заповедью Евангельской по отношению воздержания взора на женщину с целью соблюдения чистоты душевной, то в другом весьма далеко отстоит одна от другой, что сейчас увидим. Так в древнем законе сказано: если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную ( Втор. 24:1 ) и ( Мф. 5:31 ). Христос же учит: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ). Талмуд же, на основании приведенной заповеди Моисея, разрешает еврею за всякую безделицу дать жене развод; даже за то, если она ему не нравится, хотя это противно заповеди Моисея, которая не иначе дозволяет мужу разводиться с женою, если он заметит срамное дело за ней – порок – «эрво»; но еврей, следуя талмуду, объясняет слово Моисея «эрво» по своему и пороком называет даже и то, если ей нужно повторить дважды об одном и том же предмете, и это считается «эрво» – пороком, и за такой порок, он дает ей развод по своему соизволению во всякое время. Заметим между прочим, что развод не сложный, достаточно написать, что, я – Янкель, или Мошэ развожусь со своею женою за то-то, согласно Закона Моисея и талмуда, и процесс кончен. Зла от развода несть конца, не без причины Господь говорит: кто разводится с женою своею, подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

216 IV Ezr. III, 35–36 (у Ad. Hilgenfeld, Messias Judaeorum, p. 117–118, и O. Fr. Fritzsche, Libi V.T. pseudepigraghi selecti, p. 24): «... homines quidem invenies per nomina servasse mandata tua, gentes autem non invenies»; ср. сл. – русск. ( 3Ездр.3:35–36 ). 217 Cp. Pirke Abboth II, 7 (II, 9): «Je mehr Fleisch, desto mehr Würmer» (Aug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 3. S. 448; Е.Б. Левин, Пиркэ Абот, стр. 24). 219 См. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 204, 220 flg.=Jüdische Theologie, S. 211, 228 f., а для апокрифов ср. C. Clemen, Die christl. Lehre von der Sünde I, S. 184 flg. Сходно с этим и у Филона «телесность человека есть естественный и необходимый источник нечистоты, греха и раздора», ибо «уже сама по себе природа человеческая является грешной как в первом человеке, так и во всех других», почему «грех, равно как и добродетель, всегда рассматриваются у него, как одинаково необходимые и совершенно законные выражения осуществляющейся в мире божественной гармонии, которые поэтому стоят в вечном примирении с божественным разумом и волей». Проф. М.Д. Муретов , Философия Филона Александрийского, стр. 166, 167, 163. 220 Такова же – в существенном – и теория C. Clemen’a. Он не находит у Апостола связи между падением прародителей и греховностью их потомков (Die christl. Lehre von der Sünde I, S. 175:212), допуская только, что «Paulus gelegentlich den Sündenfall ebenso wie die späten Vergebungen auf das Fleisch zurückgeführt, aber nicht diese auf jenen» (S. 213). Скорее будет верно, что «das Fleisch ist in der That die Ursache der Sünde, nicht nur – was man allerdings vielfach nicht scharf genug unterscheidet – ihr Sitz» (S. 202), хотя «плоть ведет ко греху не необходимо» (S. 206), но «лишь в том случае, если ей уступают» (S. 208). В этом смысле «das Fleisch in den alttestamentlichen Hagiographen und fast dem ganzen neuen Testament als Anlass zur Sünde gilt, bei Paulus zur Sünde überhaupt» (S. 215. 213), когда на почве плотяной слабости (S. 212:207) возникает «ein Hang zur Sünde» (S. 177) в связи с тем, что «das Fleisch ist nicht nur Sitz der Sinnlichkeit, sonderm vor allem der Selbstsucht» (S. 209), почему и производит μαρτα в качестве «die Macht der Sünde» (S. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Расторгнем». Подразумевается: говоря, которое часто в такого рода разговорной речи опускается (см., например: Ис. 3, 6). Еврейское слово, выражение дает мысль об отвержении нечаянном, быстром, насильственном, соединенном со вредом и порчею вещи, отверженной по причине нетерпения ее или презрения к ней… Так расторг Сампсон верви как нити (см.: Суд. 16, 9—12; сличи: Иер. 2, 20; 5, 5; 30, 8; Наум. 1, 13; Пс. 106, 14). Из сих мест видно, что здесь разумеется крайняя дерзость народов и властей их против небесного учения, по которой, сговорившись будто, решили они не слушать его, подобно пленным, или осужденникам взбунтовавшимся, или диким коням, кои, сбросив всадника, несутся вперед и всё попирают по пути. «Узы их», то есть Господа и Христа Его, — правила, догматы и учреждения, коими отлучается безбожие и суеверие и нравы развращенные, страсти и все недобрые порядки жизни и заповедуется противоположное тому; чем связывается свободная воля, как узами какими, подобно тому, как сковывают диких зверей, чтобы не шатались по произволу и не вредили тем, кои спокойно живут в исправлении своих дел. Такого рода узы суть: самоотвержение, покорение «разума в послушание Христово» (ср.: 2Кор.10,5), отложение ветхого человека и облечение в нового, любовь от чистого сердца, «совести благия и веры непорочныя» (ср.: 1Тим. 1, 5). Сюда же принадлежит и страх Божий, коим удерживаются в пределах долга (см.: Иов. 30, 11; Мф. 11, 29). Употребленное здесь еврейское слово происходит от глагола: «иасар» — наказывать, чем указывается на Божию дисциплину, коею нарушители воли Его удерживаются в своем чине (см.: Пс. 106, 14; Иов. 39, 5; Иер. 5, 5; 2, 20; 27, 2; 30, 8; Наум. 1, 13. Кроме этих мест это слово еще не встречается). Отвергнем презрительно, с отвращением и нетерпением, с силою и напряжением (ср.: Пс.50, 13; Еккл. 3, 5—6)! «Иго их» (funes densos), туго стягивающее ярмо из вервей, то есть строгие правила веры и жизни, коими вяжут нашу совесть (religio от ligare— вязать). Врагам Христовым кажется несовместимым с высоким их о себе мнением позволить вязать себя такому учению, которое разуму представляется безумием, а плоти тяжелым и несносным игом; хотят свободы воли и нестесненности поведения. «Не хощем, да царствует над нами! « (ср.: Лк. 19, 14). «Отыди — путей Твоих ведети не хощем» (ср.: Иов. 21, 14). (Сличи по Еврейскому тексту: Лев. 23, 40; Неем. 8, 15; Иез. 20, 28; 19, 11; 31, 3, 6, 14; Исх. 28, 14, 22; 39, 15; Мих. 7, 3. Также: Ис. 5, 18; Пс. 128, 4; Иов. 39, 10; Иез. 3, 25; 4, 8; Суд. 15, 13—14; 16, 12; Исх. 28, 24, 14; 39, 17—18.) Из мест сих видно, что сказанным словом («абот–ей») означается властвование твердое, всестороннее, обязывающее к повиновению, сильное и тяжелое и для нечестивых нестерпимое; почему они и не хотят ему подчиняться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

4-е. Вывесть мечтающего Израиля из ложной уверенности, что он свят и угоден Богу, как исполнитель Его святого закона, и что-де поэтому весь мир ему принадлежит. Так гласит Талмуд о праведности иудейской: «все сыны Израиля имеют наследие в будущем – в царствии Божием, писано бо есть: еш-ло-эм хелек леойлом габу», (см. кн. Пирке Абот). В силу этого весь мир и все, что есть в мире т. е. достояние гоев-язычников христиан, принадлежит по Талмуду св. Израилю, и еврей может себе спокойно обобрать гоя, взять у него все, как собственность свою. Истинному израильтянину не трудно будет убедиться в лживости раввинского учения, что все иудеи праведники, почему они одни наследуют Царствие Божие. Не то говорить нам Божественное писание об Израиле. Так у Пророка Исаии читаем: «Слыши небо, и внуши земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене. Позна вол стяжавшаго, и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша. Увы язык грешный, людие исполнены грехов, семя лукавое, сынове беззаконий, остависте Господа, и разгневаете Святаго Израиля " (Христа Мессию). 117 Слова пророка, как нельзя лучше, показывают, каковы праведные евреи, называя их: «семя лукавое, сынове беззаконии», добавляя к этому: «и аще не бы Господь, Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом " ( Ис. 1:9 ). Каковы чада Израиля?! И чем дальше, народ иудейский не исправлялся, но впадал в беззакония. Дошло до того, что когда Иоанн Креститель явился, то лучшие из сынов израилевых, сознавая грехи свои, приходили к Нему, прося крестить их, чтобы сим омыть беззакония свои. И Креститель встретил их таким словом, каким они были по жизни: «порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф. 3:7, 8 ). Евангелиста Матфей знал, что гордость Израиля, считающего себя праведным, происходит от того, что они чада Авраама, почему и говорит: Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Мф. 3:9 ). Однако Иоанн, внемля просьбе приходящих к Нему иудеев, крестил их. Достойно заметить, что тут высказал Креститель иудеям о Христе «Я крещу в воде в покаяние; но идущий за мною сильные меня, я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

По возвращении из плена, среди евреев было много лиц, знакомых с ремеслами. При построении второго храма и стене Иерусалима они обходятся собственными силами и не обращаются к иноземным мастерам. С течением времени обучение ремеслам составило одно из требований хорошего воспитания, так что мишна повелевает каждому еврею, вместе с изучением закона, изучать также какое-либо ремесло (Киддушин IV, 14; Пирке абот, 2, 2) 84 . Многие знаменитые раввины были знакомы с тем или иным ремеслом 85 . Апостол Павел, получивший первоначальное образование в школе Гамалиила, был строителем палаток; Иосиф Обручник был плотником ( Мф. 13:55 ); Симон, в доме которого жил ап. Петр в Яффе, был кожевником ( Деян. 9:43; 10:32 ); упоминаемый у ап. Павла во 2-м послании к Тимофею ( 2Тим. 4:14 ) иудей Александр был медник и др. Разные ремесла у евреев пользовались неодинаковым почетом. В основе такого различия лежали, с одной стороны, постановления закона Моисеева касательно чистого и нечистого», с другой – взгляд евреев на обстоятельства и условия исполнения того или иного ремесла. К нечистым ремеслам относились такие, в исполнении которых приходилось иметь дело с нечистыми предметами, как-то: выделка и дубление кож, собирание мусора, вывоз нечистот и подобное. Выделка кож по талмуду считалась столь нечистым ремеслом, что жена занимавшегося этим делом лица имела право требовать себе развода. Место, в котором производилась обработка кож, по талмуду должно было отстоять от селения не менее, как на 50 стадий. Равным образом к ремеслам дурной репутации относились те, в исполнении которых работали лица разного пола, например, добывание золота, расческа шерсти и под., а также те, при исполнении которых было возможно дурное обращение с чужою собственностью. Так, талмуд говорит, что никто не пожелает, чтобы его сын был погонщиком ослов; в другом месте талмуд погонщиков ослов называет безбожниками. В первое время развития ремесел у евреев не было деления ремесленников на цехи, но впоследствии это деление явилось. Так, александрийские евреи занимали места в александрийской синагоге по цехам. Отдельные ремесла, с которыми евреи были знакомы и о которых упоминается в Св. Писании, относились к исполнению изделий из металла, стекла, дерева, камня, глины, пряжи и теста. а) Обработка металла и стекла. Выделкой металлов начали заниматься сперва потомки Каина. Тувал-Каин, сын Ламеха, потомка Каина, был ковачем всех орудий из меди и железа ( Быт. 4:22 ). Таким образом ковачество (хораш) было известно людям еще до потопа. Евреи весьма рано познакомились с выделкой металлов. Так, уже в книге Иова ( Иов. 28:1–2 и др.) упоминается о добывании и чистке металлов. Из употреблявшихся у них на изготовление разных изделий металлов им были известны: золото, серебро, медь, бронза, олово и свинец. В книге прор. Наума, II, ст. 4, упоминается также «пеладот», что многие принимают за сталь, к ней же относят упоминание Иер. 15о «северном железе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

431 Аф. Вел. 1. cit. ср. Василия Вел. кн. 5 на Евномия «о Духе» в изд. 1857 ч. 3 стр. 135 и сл. Ср. еще Иоанна Златоуста на второе посл. к Коринф. в изд. 1851 стр. 110 и сл., и его же на Иоанна Богосл. ч. 1, стр. 176. 439 Westcott in Speaker’s Bible in loco и ссылка его на трактат Абот 1 § 5 в Lex Rabbin. Буксторфа р. 1146. Мы со своей стороны указываем на Талмуд в выписках, изданный в Лондоне Гершоном Genesis with a Talm. Comm. Lond. 1883) см. стр. 321; 322 и мн. др. о презрении к женщинам. Французский Еврей Сальвадор старается ослабить впечатление, производимое талмудом в кн. 7, гл. 1 и 2 его сочинения о законах Моисея (см. в немец. изд. 1836 Gesch. der Mosaishen Jnstitut ionen ss. 258–284) но он явно идеализирует практическое выполнение Моисеевых великих законов, дух которых был забыт. 441 Сихем назывался в это время Flavia Neapolis, как о том упоминает сам святой мученник в первой Апологии гл. I. 443 В своей Apologia Secunda с. 12 св. Иустин говорит о впечатлении, произведенном на него мученическою кончиною христиаина; а в Александрии он был уже по-видимому христианином, (см. доказ. Собран. Ios: Means in Smith’s dict of Biography). 448 Плавый, изжелта белый, золотистый, зрелый, (Академ, словарь). Но слово это нам уже недостаточно ясно ибо значение его несколько забыто. 454 Мы не можем здесь дать обзор этого Божественного законодательства, но ср. Втор. 4и см. комментарии на Пятикнижие. 464 Флавий Иосиф (напр. de Bell. Iud. 1:11) называет базиликосами всех придворных или приближенных к царю. 465 " Да снидет« гов. слав. Текст, как греческий να καταβ; это потому, что Кана, отстоящая довольно далеко от берега озера находится в относительно высокой местности. Капернаум же лежал внизу на самом берегу озера (к северо-востоку от Каны). 473 Так переводит русское Евангелие υς σουζ; Biblia Sacrä filius tuus vivit. (жив есть) Перевод жив есть точнее, и в нем та мысль, что Господь дарует жизнь сыну царедворца. Читать далее Источник: Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова : в двух томах/Георгия Властова. - Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1887./Т. 1. - 460 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1, отд. 2; гл. III, отд. 2. 3. 4) и о трех отцах (гл. VI, отд. 1. 3), и наконец, что эти три суть едино, суще­ствующее само собой (гл. VI, отд. 3) (V. Drach., De 1 " harmonie entro l’egl. et la synag., tom. 1, p. 438–445, Paris. 1844). В Зогаре, второй по древности из частей Талмуда, при объяснении слов Моисеевых: слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ( Втор. 6:4 ), замечается: “существуют два, с которыми соединен еще один, и они суть три, и будучи тремя, суть не более, как едино. Эти два означены в стихе чрез два “Гос­подь,” а к ним присовокупляется еще “Бог наш”. И так как они соединены вместе, то и составляют совершенное единство” (Drach., ibid. p. 314. 414–420). А в Талмуде толкуются в пользу учения о Пресвятой Троице ст. 26 и 27 первой гл. Бытия (Drach. ibid. p. 429). 444 Свидетельства иудейские касательно Сына, или обетованного Мессии, мы уже приводили прежде (“Введение в правосл. Богословие” § 84). Касательно же Святого Духа вот что свидетельствует, от лица всех своих предшественников, один из знаменитейших раввинов, Илия Левит: “блаженные учители наши называли Святого Духа Шехиною: потому что Он почивает на Пророках” (V. apud Herman. Witzium, dissert. de Trinit. pag. 99, Lugd. Batavor. 1736), – что, дей­ствительно, и подкрепляется многими местами из Талмуда (V. apud Dansium, de Schekina cap. XVIII, fol. 709 et sequ.) Но имя Шехины (от шахан – почи­вать), как известно из Талмуда же, и как сознаются сами иудеи, раввины их усвояли исключительно одному Богу (см. в Талмуд. трактат Абот раввина Натана, гл. 34). 445 “Творения святых Отцов” III, стр. 126. Тоже говорит – Епифаний (haeres. LXXIV, α. 10), Августин (in Quaest. ex Nov. Test. cap. 86) и Новациан: gradatim et per incrementa fragilitas humana nutriri debuit, quippe periculosa sunt, quae magna sunt, si repentina sunt. Nam etiam lux solis subita post tenebras, splendore nimio inavetis ocnlis non ostendet diem, sed potius faciet coecitatem (De Trinitate cap. 26). 446 Lib. de curat. Graecarum affect.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1Пар. 24:33 : «и начальники отечеств священнических и Левитских: патриархи Аарона (Альд. – πατριρχαι Ααρν), якоже и братия его и юноши» (и глав семейств священнических и Левитских: глава семейства наравне с меньшим братом своим). Πατριρχαι – этим словом во 2Цар. 19:8; 26:12 у LXX переводится еврейское выражение раше-абот. Это другой перевод того же выражения, которое в 1Пар. 24:31 переведено словами ρχοντες των πατριων (начальники отечеств), соответствующему тому выражению и во множестве других мест. Тождество значений двух указанных греческих переводов одного и того же еврейского выражения очевидно. Замечательно, однако же, что в рассматриваемом месте 1 Пар. выражение πατριρχαι Ααρν по-еврейски соответствует выражению абот гарош, отличающееся от раше-абот лишь тем, что слово тем, что слово рош, поставлено на втором месте и притом в единственном, а не во множественном числе. Возможно, что это различие чтений возникло в еврейском тексте лишь случайно, но что первоначальное чтение и здесь, как во множестве других случаев было гарош абот. Есть, однако же, данные, указывающие на то, что первоначальное чтение LXX следовало уже масоретскому. Мы видим это первоначальное чтение LXX в А. списке – πατρια ρς. Переводчика, как видно, затрудняло выражение, единственное в своем роде, и он вышел из затруднения, оставив слово гарош без перевода, как имя собственное. 58 Понятно, однако, что выражение πατρια ρς возбуждало недоумение в читателях, и могло повести кого-либо к догадке, что абот гарош по смыслу тождественно с гарош абот, или даже с раше-абот. Была ли эта догадка основано на самостоятельном изучении еврейского текста Ветхого Завета, или, как мы более склонны думать, была основана на каком-нибудь из древних греческих, независимых от LXX, переводов, во всяком случае, мы приобретаем возможность понять, что на полях рукописи явилось слово πατριαρχαι, в параллель словам текста – πατρια ρς. Что при неясности знаков, сопровождавших приписку, слово πατριρχαι вошло в текст, вытеснив собой оттуда только одно слово – πατρια, мы не будем считать этого невозможным после примеров, указанных в начале этой главы наших исследований. Примеры превращения собственных имен, с которыми мы познакомились в первой главе этих исследований, пояснят нам также, как ρς, представляющееся именем лица, ни почему другому неизвестного, перешло в имя лица, весьма известного в ветхозаветной истории – Аарона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Как ясно из приведённых свидетельств, представления талмудистов, по крайней мере некоторых, относительно возможности сношения с загробным миром, были весьма близки к представлениям современных спиритов. Нравственные воззрения талмудистов изложены главным образом в трактате «Пирке Абот» (изречения отцов), которые поэтому обыкновенно печатаются в приложении к еврейским молитвословам. Основу нравственного мировоззрения талмудистов, с формальной стороны, составляет истина свободы человеческой воли и существования нравственного миропорядка. «Все происходит от руки неба, кроме страха Божия», говорит р. Ханина (Берахотъ, f. 33: b). Все предвидено, но дана свобода, мир судится по доброте, и всякий по величию дела (Пирке Аиот, 3:19). На трёх вещах держится мир, говорит р. Шимон, с. Гамалиила: на истине, суде и мире (Пирке Абот, 1:18). Тот же раввин говорил: «есть три венца; венец закона, венец священства и венец царский, но венец доброго имени выше их» (Пирке Абот, 4:17). Добродетельная жизнь, по воззрениями талмудистов, должна вести за собою благоденствие, а грешная – бедственное положение человека. «Мы не сподобились, говорит р. Яннай, понять ни причины благополучия нечестивых, ни причины страданий праведников» (Пирке Абот, 4:19). «Семь родов бедствий постигают мир за семь главных преступлений», говорят раввины (Пирке Абот, 5:11). «Кто направляет большинство к добродетели, тот сам не впадает в грех; а кто ведёт большинство ко греху, тот не достигает покаяния (Пирке Абот, 5:21). Раба сказал; «Иерусалим не был разрушен дотоле, пока не оскудели в нём праведники» (Хагига, f. 14: b). Что касается нравственного учения талмуда с материальной стороны то оно в общем представляет подробное раскрытие тех же обязанностей, какие указаны в законодательстве Моисея: обязанностей к самому себе, к Богу и к ближнему. Эти обязанности подводятся под 613 заповедей, из которых 248 имеют характер положительный и 365 – отрицательный. В частности, в определении содержания обязанностей к ближнему в талмуде иногда приближается к евангелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010