2) Личные особенности Божественных Ипостасей 2 и их единосущие Личная особенность Бога Отца та, что Он не рождается ни от Кого и не исходит, потому именуется безначальным, безвиновным (υατος), виною или причиною Бога Сына и Бога Духа Святого. Личная особенность Бога Сына та, что он рождается от Отца, почему и именуется Сыном; в отличие от Ангелов и людей – Сыном Единородным ( Ин. 1, 14 ). В понятие рождения не должно быть вносимо условие времени, как вообще при мысли о Боге в Самом Себе; Сын Божий именуется Словом Отца (Λγος),– в том смысле, что Он, как Образ Бога Отца от вечности обладает всей полнотой Божественных совершенств. Наименование второго Лица Пресв. Троицы Единородным Сыном указывает на единосущие Его с Богом Отцом, наименование Словом – на непосредственную близость Его к Отцу. Единосущие Его с Отцом утверждается в словах Иисуса Христа: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10:30 ). «Аз во Отце и Отец во Мне есть» (14:10). Личная особенность Бога Духа Святого та, что Он исходит от Отца. Классическое место Св. Писания об этом догмате, заключающее в себе формулу его: «егда же придет Утешитель, Его же Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). Термин «исхождение» означает не только происхождение, но и самый способ происхождения – по аналогии с дыханием, так же, как и термин, «рождение» Бога Сына от Бога Отца по аналогии с рождением человеческим. О Единосущии Духа Святого с Богом-Отцом и Богом-Сыном свидетельствует отношение Его к Существу Божию, самое близкое и непосредственное: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ); о Единосущии Его с другими Лицами Пресв. Троицы свидетельствует совершеннейшее знание глубины Божией ( 1Кор. 2:10 ), как знание Бога о Себе 3 . Из учения об особенностях и единосущии Божественных Лиц следует: во-первых, что каждому из Божественных Лиц равно и совместно принадлежат все совершенства Божеского существа, например: безусловное и бесконечно совершенное бытие, вечность, вездесущие, всеведение, премудрость, всемогущество, святость, правосудие, благость и пр., а потому каждая Божественная Ипостась есть Бог в собственном смысле: в каком смысле Отец есть Бог , в том же самом смысле и Сын Божий и Дух Святой; во-вторых, следует, что при единосущии Божественных Лиц, Св. Троица есть неслиянная, всегда сохраняет личные особенности, Св. Троица имеет единое Божеское Существо; иными словами: Бог един по существу, но троичен в Лицах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Потом Иоанн опять благовествует: вся «Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин.1:3). И Павел пишет: «един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1Кор.8:6); и в другом месте: «яко о Нем создана быша всяческая» (Кол.1:16). Где же возьмут они смелости, или, лучше сказать, какой должны потерпеть стыд, противясь изречениям святых и утверждая, что Создатель всего есть произведение, и Тот, Кем все получило бытие и существует, есть тварь? Не остается им в оправдание даже и человеческой какой-либо благочестивой мысли. Ибо какой человек, эллин ли или варвар, решится сказать, что исповедуемый им Бог есть тварь? Или — что не было Его, пока не получил бытия? Или какой человек, — слыша, как Тот, Кто по его верованию единый есть Бог, говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17), и: «отрыгну сердце Мое Слово благо» (Пс.44:2), — осмелится сказать, что Слово, отрыгнутое Божиим сердцем, произошло из несущего, или — Сын есть тварь, а не собственное рождение Именующего Его Сыном? И еще: кто, — слыша, как Тот, Кто по его верованию есть Господь и Спаситель, говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:10), и: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30), — решится разделять, что Он соединил и соблюл нераздельным? 3. И сами они, усматривая это и не смея положиться на свои умствования, лгут на благочестивых. Но, поелику они во всем скудны, и сами за собою видят, что предлагаемыми отовсюду вопросами приводятся в совершенное недоумение и изумление; то надлежало бы им лучше — раскаяться, уклонившись с пути заблуждения, а не причислять к себе тех, кого не знают, чтобы, когда и эти обличат, не понести большего стыда. Впрочем, может быть, и никогда не захотят они отстать от такого коварства. Ибо и в этом поревновали они бывшим с Каиафою, как у них же научились и тому, чтобы отречься от Христа. И те, — когда Господь совершил столько дел, которыми давал уразуметь, что Он есть Христос, Сын Бога живого, — обличаемые Им, о всем рассуждали и все говорили вопреки Писаниям, и, будучи не в силах хотя на несколько времени смело выдержать обличения, прибегли к Патриарху, говоря: «Отца имамы Авраама» (Мф.3:9), и думали, что могут прикрыть этим свое неразумие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2557...

Собственно, мы живем так, как думаем. Думы, образ мыслей или теория определяют нашу практику. Следовательно, любящие христиански, чтобы быть «домами, основанными на камне» (ср. Лк.6:48 ), должны утверждать свое настроение на какой-то незыблемой догме. Так и практикуется в Церкви. Здесь православный Символ веры с отдельными догматическими истинами, или своими членами, основополагает характер и строй христианской любви. Он проповедует: а) о Боге – первообразе любви, б) о Церкви – школе любви, в) о Таинствах – средствах излияния на верующих силы любви, г) об отражении в телах воскресения или самоотверженной любви, или самолюбия, д) о жизни будущего века либо в радости любви, либо в муках без нее. Правда, в самый Символ веры идея любви заложена сокровенно – implicite, но ее наличие здесь подробно и широко открывают и освещают Библия, святые отцы и пастыри Церкви. По толкованию их, связь каждого догмата веры с идеей любви можно представить в следующих чертах. а) Пред нами первою встает центральная догматическая истина о Триединстве Божества. Святой апостол Иоанн Богослов внутреннюю жизнь Пресвятой Троицы определяет понятием «любовь». «Бог – любовь есть» (ср. 1Ин.4:8 ). Три Божественных Лица в Существе Божием от вечности бесконечно любят Друг Друга. На бедном человеческом языке это бесконечное единение выразимо лишь словами: «В Боге Три Лица – одно». «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин.17:21 ). «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). Так у земных матерей, остановивших все свое внимание на течении жизни любимых детей, предмет самосознания из «я» переходит в «мы». «Я» детей становится у любящих матерей их личным «я». Потому они страдания детей чувствуют своими и, например, во дни голода радуются насыщению своих детей, забывая о своей нужде в пище. Высочайший образец любви для нас дан в отношении Друг к Другу Трех Лиц Божества. Но содержание человеческой любви выясняют собственно действия в мире Триединой любви Божества, которые создают в людях угодное Богу настроение. В Существе Божием любовь Пресвятой Троицы непостижима и неподражаема. Ее уместно назвать формой внутреннейшего бытия Божия. Но свойства ее мировых, промыслительных и спасающих проявлений несколько уловимы человеческим разумом, и, что характерно, они имеют целью воспламенить в разумном творении сознательную любовь. На основании библейских данных мы, созерцая действия в человечестве Святой Троицы, видим в Боге Отце Ревнителя нашей чистоты, изумляемся смирению до Креста Сына Божия и усматриваем в излиянии на людей благодати елей милующей силы Духа Святого. Здесь с поразительной неожиданностью открывается состав нашего личного настроения любви – именно в выражениях смирения, милосердия и ревнования о чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

«Савле, Савле, почто Мене гониши?» ( Деян. 9:4 ) «Какое богатство Я у тебя отнял? Какой славы обнажил? Какого первенства лишил? Разве Я затворил тебе вход в рай? Разве из-за Меня ты оделся листьями смоковницы? Разве Я явился виновником твоего возвращения в землю? Разве из-за Меня ты отпал от начальства, повредил свой жребий, уменьшил свой образ?» «Савле, Савле, почто Мене гониши? Ты имел закон, Я же, как Благой, приложил благодать. Ты служил букве, Я же явил Дух. Несли скорбь тени, и придя, Я показал истину. Ты претыкался об образы, Я же единое врачевство принес за многих, бессребренное – за сребролюбивых. Я, изъяснив тебе субботу, прославил ее, Я остановил язву обрезания, Я освободил алтарь от стенаний и показал вместо многостонных жертв вечнорадостную и бесстонную». «Савле, Савле, почто гониши Мене? Постыдись скинии Авраама ( Быт. 18:1 ) и вспомни об алтаре Исаака ( Быт. 22 ) и восприими в память борьбу Иакова ( Быт. 32, 24–30 )! Почему ты предал забвению сны Иосифа? ( Быт. 37:6–10 ) Как ты не постыдился жезла Моисея ( Исх. 14:16 ), милоти Илии ( 4Цар. 2:13 ), мужества Елисея? Ведь это Мои прообразы, их пророчества относятся ко Мне!» «Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Иеремии миндальный жезл ( Иер. 1:11–12 ). Я живописал Захарии золотой светильник! ( Зах. 4:2 ) Я показал Даниилу несекомый камень ( Дан. 2:34 ). Я расширил чрево кита для Ионы! ( Ион. 2:1 ). Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий ( Иез. 1:26–27 ). Аз есмь многоплачевная овца Исаии» ( Ис. 53:7 ). «Савле, Савле, почто Мене гониши? Внимай, против Кого ты лук напрягаешь. Мне небо – престол, а земля – подножие. Куда ты стрелы посылаешь? “Я во Отце, и Отецво Мне” ( Ин. 14:10 ). Против Кого ты бросаешь камни? Я “измерил рукою воду и ладонью небо и дланию – всю землю” ( Ис. 40:12 ). Против Кого ты язык вооружаешь? Я уясняю язык гугнивых, Я создал слабослышащего и глухого, Я вылепил зрячего и слепого. Смотри, Кого ты называешь обманщиком? Я видения умножил ( Ос. 12:11 ) и руками пророков являл подобия».

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Такой попечительности Бога всяческих сподобитесь вы, что все огорчительное, касающееся вас, почитать будет касающимся зеницы ока Его, не потому что обложен телом и делится на члены (бесплотен и неописуем Бог всяческих), но человекообразно выражает сим то расположение, какое имеет к вам. Сей попечительности испрашивает у Него и блаженный Давид: «сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс.16:8 ). Посему-то, говорит Бог , всех, которые грабили и расхищали вас, сделаю подвластными их же подданным, и потерпят от них то же самое, что заставляли терпеть вас. И истину словес Божиих дознайте из самых событий. Но с Иудеями сбылось сие прообразовательно, истина же пророчества точнейшее исполнение возымела на нас; потому что Владыка Христос, низложив демонов, которые расхищали нас, в собственность свою обратили наш ум, поработили себе все члены тела нашего, – сделал их подвластными святым рабам Своим. И сие яснее выразил устами богомудрого Исаии, взывая: «ихже боястеся, возопиют от вас: вестницы бо послани будут горце плачущеся, просяще мира: опустеют бо сих путие» ( Ис.33:7–8 ). Так демоны вопияли: «что нам и Тебе Иисусе Сыне Божий? Пришел еси прежде времене мучити нас» ( Мф.8:29 ); и еще: «заклинаю Тя, не мучи мене» ( Мк.5:7 ). Так и в Филиппах имевшая в себе пытливого духа вопияла: «сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения» ( Деян.16:17 ). Так демоны и пред победоносными мучениками доныне вопиют, и невольно провозглашают их победу, изобличают же свою немощь. Посему их, обкравших нас древле, как некую добычу предал обкраденным Посланный в след славы, чтобы древнюю славу, которую погубил обольстившись родоначальник Адам, снова приобрело естество наше, и познали мы благодетеля и Спасителя душ наших и пославшего Его по человеколюбию Отца. Послан же Он, не как Бог, но как человек; потому что, как Бог, равночестен Родшему. " Аз, – говорит Он, – во Отце, и Отец во Мне»; и: «Отец во Мне пребываяй, Той творит дела» ( Ин.14:10 ); и: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ); и: «видевый Мене виде Отца» ( Ин.14:9 ). Посылается же, как человек, исполняя домостроительство о нас, но не умаляя Божеского естества. Ибо «во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил, зрак раба приим» ( Флп.2:6–7 ). Посему, Пророк показал нам не двойственность только, но и равночестность Лиц. «Зане сице глаголет Господь Вседержитель: в след славы посла Мя», и, показывая, кто пославший, присовокупляет: «и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла Мя». Поэтому, и Пославший – Господь Вседержитель, и Посланный – Господь Вседержитель, и нет никакого различия в достоинствах. Послан же, как сказано, по человечеству, а не по Божеству, исполняя домостроительство о нас. И Посланный имеет в Себе пославшего Отца; ибо говорит: «Отец Мой во Мне пребываяй, Той творит дела». Вслед за сим Пророк присовокупляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

То, почему Иисус Христос сознавал Себя чужим миру, была божественная жизнь, которую Он имел в Себе. Понять лицо Иисуса Христа – это значит научиться видеть в Нем, в Его человеческой жизни, Отца Небесного 24 : Его делом было то, что Он в Себе показал нам Отца ( Ин. 14:79 ). Это Он мог сделать потому, что Он Сам переживал божественную жизнь, что Он, будучи по виду человеком, жил Отцом Небесным (κγ ζ δι τν πατρα – Ин.6:57 ): божественную жизнь Он сознавал Своею жизнью. Между Его человеческою жизнью и жизнью Отца Небесного не было никакого посредства: жизнь Отца, истинную вечную жизнь Он имел в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Поэтому Он имел такое опытное познание божественной жизни, познание Отца Небесного, какого никто из людей не имел и не мог иметь: это не было внешнее «со стороны», или умственное, восприятие божественной истины, но Его богопознание совпадало с самопознанием. «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). «Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня» ( Ин. 7:29 ). Он знал Своего Отца, как каждый знает себя, и даже не мог не знать Его, как не может каждый не знать себя. «Если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» ( Ин.9:55 ). Он один только из всех людей мог сказать о Себе: «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ): небо Он носил в Себе Самом. Подобное знание Духа истины имели Его ученики, когда приняли Его Духа в себя и Он пребывал в них ( Ин.14:17 ). Поэтому, далее, Его слова были не Его словами, и Его дела были не Его делами, но были словами и делами Его Отца. Он говорил не Сам от Себя. «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» ( Ин. 7:1617 ); «Я ничего не делаю от Себя; но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин.8:28 ); «Я говорю не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» ( Ин.12:49–50 ); «Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Слово, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин.10:28 ). И, собственно, дела Его были делами Божиими (τ ργα το θεο – Ин.9:3 ), делами Отца Небесного (τ ργα το πατρς μο – Ин.10:37 ), в Своей деятельности Он показывал дела от Своего Отца ( Ин.10:32 ). Как Он не мог не знать Своего Отца, так Он не мог не творить дел Отца Своего, ничего не мог творить Сам от Себя ( Ин.5:30 ). Не в смысле только послушания воле Отца, но в собственном смысле единства Его жизни с жизнью Отца Небесного Он говорил о Себе: «Я и Отец одно», «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.10:30 ; Ин.14:10 и др.). § 10. Откровение во Христе божественной жизни для всех людей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Равным образом и тогда, когда говорит, что «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), Он указывает нам на равенство. Ему следовало бы со всей силой опровергнуть это, если бы Он был меньше, и решительно никогда не говорить: «Я в Отце и Отец во Мне», или: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), или: «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). А между тем Он, когда у Него была речь о силе, говорил: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), и когда была речь о власти, опять говорил: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Но этого Он не мог бы делать, если бы был другого существа; а если бы и мог, то Ему не следовало бы этого говорить, чтобы не подумали, что (у Них) одно и тоже существо. Если для того, чтобы не считали Его противником Богу, Он часто говорит и то, что Ему несвойственно, то тем более следовало (поступить так) в том случае. Но Он и словами: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин.5:23 ), и словами: дела, «что творит Он», и Я также творю ( Ин.5:19 ), и тем, что называет Себя воскрешением и жизнью ( Ин.11:25 ) и светом миру ( Ин.8:12 ), – показывает, что Он равен Родившему, и утверждает то предположение, какое составили себе иудеи. Видишь ли, как много Он говорил, чтобы защитить Себя в том, что Он не разоряет закона? А мнение о равенстве Своем с Отцом не только не опровергает, но и утверждает. Так и в то время когда они сказали: ты говоришь хулу, потому что творишь Себя Богом ( Ин.10:33 ), Он подтвердил это, указав на равенство дел. 2. Но зачем я говорю о том, что Сын так поступал (говорил о Себе уничиженно), когда и Отец, не восприявший плоти, делает тоже самое? И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного. Так слова: «воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» ( Быт.3:9 ), и: «посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них» ( Быт.18:21 ), и: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт.22:12 ), и: «будут ли они слушать, или не будут» ( Иез.3:11 ), и: «о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» ( Втор.5:29 ) сего народа, и также: «нет между богами, как Ты, Господи» ( Пс.85:8 ), – это и многое другое подобное, встречающееся в ветхом завете, очевидно недостойно величества Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Всех единомышленников Ария, распространяющих такое нечестивое учение, равно как и тех, которые им благоприятствуют, мы, собравшись вместе с епископами Египта и Ливии, числом около ста, предали анафеме. Напротив держащиеся стороны Евсевия приняли их к себе, и усиливаются смешать ложь с истиною, нечестие с благочестием. Но они не успеют в своем предприятии; истина всегда одерживает верх, и нет никакого общения света со тьмою и согласия между Христом и велиаром (2 Кор. 6:14). Слыхал ли кто когда–нибудь подобное? Или, услышав это ныне, кто не изумится, и не закроет своего слуха, чтобы не осквернить его такими нечистыми словами? Кто, слыша слова Иоанна: в начале бе Слово (Ин. 1:1), не осудить тех, которые говорят, что было время, когда Его не было? Или, кто, читая в евангелии; единородный Сын и вся Тем быша (Ин. 1:3; 18), не возненавидит утверждающих, будто Сын есть одно из творений? В самом деле, как Он может быть одним из тех, которые чрез Него получили бытие? Или, как будет Он единородный, когда, сообразно с их мнением, включим Его в ряд всех прочих существ? Как выйдет, что Он произошел из не сущего, когда Отец говорить: отрыгну сердце мое Слово благо (Пс. 44:1), и: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс.109:3). Или, как Он не подобен сущности Отца, когда Он есть совершенный образ и сияние Отца (Евр. 1:3), и когда Сам говорит: видевый Мене веде Отца (Ин. 14:9)? Если Сын Божий есть Слово и мудрость Божия, то как могло быть время, когда Его не было. Это значило бы тоже, как если бы они сказали, что Бог некогда был без Слова и мудрости. Справедливо ли утверждать, что Он превратен и изменчив, когда сам же о себе говорит Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:10) и: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30), или чрез пророка: видите, яко Аз есмь и неизменяюся (Мал. 3:6)? Правда, слова эти можно относить и к самому Отцу, но гораздо естественнее полагать, что здесь говорится о Слове, и именно то, что Оно, и вочеловечившись, не изменилось, а, как сказал апостол, Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки (Евр. 13:8). Какая причина заставляет еще говорить, что Он получил было ради нас, когда Павел пишет: Ею же ради всяческая, и Им же всяческая (Евр. 2:10)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Хочешь изобразить на Иконе Отца, изображай Меня; хочешь Отцу покланяться – покланяйся Мне; хочешь молиться – молись Мне; ибо Аз во Отце и Отец во Мне (ин.14:11) есть“ кто спросит: „покажи мне Отца?“ ( Ин.14:8 ) показывай на Меня, ибо Я и Отец одно и тоже: Аз и Отец едино есьма ( Ин.10:30 ). Я человек, Я и Бог, Бог и человек, имеющий душу и тело; Божество соединилось с человечеством нераздельно и не слитно; а Отец небесный от вечности соединен со Мною с Сыном Своим – тоже нераздельно и не слитно; никто же взыдет на небо, токмо Мною; Бога не видал никто и никогда, – Я единородный Его Сын, сущий, находившийся от вечности, в недре Отчем, принял на себя плоть человеческую и знаю Бога Отца, и Отец знает Меня; в Себе – в лице своем, во плоти Своей – открыл Я вам, явил очам вашим Себя и Бога Отца“; Слово Христос, которое было от вечности у Бога-Отца – явилось на земле во образе человека – и Показало, Открыло – каков на самом деле Бог? Сего-то Бога Святые Апостолы и тысячи верующих христиан видели своими очами на земле, и осязали своими руками и говорили с Ним и вкушали с Ним пищу. Сколько же после этого безумны мудрецы мира сего, которые носятся разумом своим под небесами и ищут Бога, и доказывают Его бытие, – и говорят: „не знаем Бога, каков Он“! Ты, христианин, укажи им на Святую Икону Спасителя Небесного, и скажи: вот Истинный Бог, Ему веруй, Его люби всею душою; Он на Небе и на земле, и на всяком месте, где ты Его призовешь, где ты Ему помолишься“. О! сколь блаженны мы, христиане, что веруем во единого Бога-Отца, Вседержителя Творца, – в Бога Сына и в Бога Духа Святого – в Пресвятую и Живоначальную Троицу, – что мы любим Ее всею душою, всем сердцем, и всем помышлением. Да будет Ей слава и держава во веки веков. Аминь. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!( Лк.2:14 ) Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Церковь, Тело Христово, становится причастно этой троичной божественной любви: «и Мы приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Любовь Божия, Отца к Сыну и Сына ко Отцу, не есть простое свойство или отношение, но она сама имеет личное бытие, ипостасна. Она есть Дух Св., от Отца исходящий к Сыну, на Нем почивающий. В Духе Св. Сын, рождаемый Отцом, существует для Него как рожденный и возлюбленный, на Котором все Его благоволение, и Сын в любви Отчей познает Родителя как любящего Отца и любит Его ответною любовию. В Духе Св. радость любви и взаимного ведения Отца и Сына, его свершение. Сын для Отца существует лишь в почивающем на нем Духе, как и Отец для Сына открывается в любви Своей Духом Св., Который есть единство жизни Отца и Сына. И сам Дух Св., будучи Любовию Двух, соответственно самой природе любви, в Своем личном бытии существует как бы лишь вне Себя самого, в Других, в Отце и Сыне. Такова любовь: она живет умирая, и умирает живя, для нее быть значит не быть в себе и для себя, но быть в других и другими. Она делает Свой ипостасный лик прозрачным для других и как бы скрывается сама в то время, когда проявляет наибольшую силу. Таково место Духа Св. во Св. Троице. Сын существует, как Сын, лишь нераздельно от почивающего на Нем Духа Св. И как говорит Он: Аз и Отец едино есьмы (Ин. 10:30), так и это ипостасное единство Их есть Дух Св., на Него сходящий, на Нем почивающий, Его помазующий. Ибо Иисус есть Христос, помазанник Духа Св.: «Дух Господень на Мне, ибо Он помаза Мя». Церковь, как Тело Христово, живущее жизнью Христовою, есть тем самым область действия и присутствия Св. Духа. Больше того, Церковь есть жизнь Духом Святым в силу того, что она есть Тело Христово, ибо во Св. Троице Сын не имеет собственной жизни, жертвенно ее истощаваясь в рождении от Отца, но получает ее от Отца, и это есть Дух Св., животворящий, предвечно на нем почивающий. Дух Св. есть жизнь Сына, подаваемая Ему от Отца, и другой жизни, Своей собственной, Он не имеет. В этом заключается характер двоицы Сына и Духа Св., открывающей Отца: это двойство выражается в тожественности Их жизни при различии Их ипостасей. Но это-то тожество жизни и раскрывается в Церкви как Теле Христовом, имеющем в себе жизнь Христову: это есть жизнь во Христе и, следовательно, Духом Св., или, наоборот, благодатная жизнь в Духе Св. и в силу этого во Христе: «кто не имеет Духа Христова (т. е. Духа Св.), той несть Его» (Рим. 8:9). На этом основании Церковь можно рассматривать прямо как благодатную жизнь в Духе Св. или, по встречающемуся иногда выражению, она есть Дух Св., живущий в человечестве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010