В условиях политической раздробленности обострилось противостояние между архиепископством Гнезно (Вел. Польша) и Краковским еп-ством (М. Польша), отразившееся в лит-ре. Краковские агиографы критиковали династию Пястов, покровителем которой считался св. Адальберт. В Житии св. Станислава впервые изложено предание об основании Адальбертом Гнезненского архиеп-ства (Vita minor S. Stanislai. 19). Между 1260 и 1292 гг. был составлен Сборник чудес сщмч. Адальберта, в котором ранние Жития дополнены легендарными сведениями, представляющими святого как просветителя Венгрии и Польши, основателя митрополии Гнезно. Военные успехи и благополучие Польши при Болеславе I, ее независимость от Германской империи связываются с небесным покровительством Адальберта. В Сборнике чудес сщмч. Адальберта упоминается и св. Станислав, после его убийства рухнуло Польское королевство, созданное молитвами Адальберта. Одновременно была составлена рифмованная служба святому. В это время в Плоцке, принадлежавшем к Мазовецкому княжеству, предпринимались попытки начать канонизационный процесс еп. Вернера, к-рый был убит в 1170 или 1172 г., защищая имущественные права Церкви. Плоцкий еп. Петр Нидлих (1261-1270) призвал к почитанию гробницы Вернера в кафедральном соборе и поручил декану собора Иоанну составить его Житие. Это краткое произведение представляет собой смесь скудных сведений о жизни еп. Вернера, посмертных явлениях и чудесах. В 1-й пол. XIII в. в Польше начали деятельность нищенствующие монашеские ордена, к-рые принесли новое представление об идеале христ. жизни в миру, отразившееся в Ж. л. Тогда же было составлено Житие св. Ядвиги, вдовы Силезского герц. Генриха, принявшей постриг в цистерцианском монастыре в Тшебнице (канонизирована в 1267). Житие разделено на главы, повествующие о добродетелях святой - воздержании, смирении, набожности, аскетизме и милосердии, а также о ее чудесах и даре провидения. Произведение завершается описанием многочисленных исцелений у ее гробницы. По такому же принципу (за исключением описаний чудес) построено и краткое Житие св. Ядвиги. Аналогичные мотивы, во многом почерпнутые из агиографической традиции католич. св. Елизаветы Тюрингской, присутствуют в кратком Житии св. Анны Силезской, а также в Житиях св. Саломеи, кор. Галицкой, и Кунигунды (Кинги), вдовы князя Краковского (все эти Жития были составлены на рубеже XIII и XIV вв.). Более традиц. по содержанию произведением является Житие и Чудеса св. Гиакинфа, составленное, вероятно, в 50-х гг. XIV в. доминиканцем Станиславом из Кракова. Гиакинф (Яцек Одровонж; ок. 1183-1257) был основателем первых доминиканских мон-рей в Польше, а также мон-ря в Киеве. В XVI в. был сделан ряд добавлений к Житию: об открытии мощей, о новых чудесах и об освящении во имя католич. святого капеллы в доминиканском мон-ре в Кракове.

http://pravenc.ru/text/182317.html

На основании вышеизложеннаго еще раз осмеливаюсь всеусерднейше просить Московскую Святейшаго Синода контору, приняв во внимание приведенные мотивы, при разсмотрении моей просьбы, в связи с преждеподанным донесением, разрешить постричь в иночество указных послушников Ивасюка и Соснина, как вполне достойных сего, так и в виду существующей нужды в сих будущих иноках для блага вверенной моему управлению обители. Настоятель архимандрит Борис. 21 апреля 1908 года». РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 16–17.  Здесь и далее в кавычках представлены цитаты из документальных источников.  Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 15, 1–2.  Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 230. Оп. 3. Д. 2575; Оп. 2. Д. 3937. Л. 19 об.  Ярославские Епархиальные ведомости (ЯЕВ). 1895. Часть офиц. 31. С. 246.  ЯЕВ. 1897. Часть офиц. 27. С. 405.  РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 729. Л. 15 об.  Существует некоторая вероятность, что на военной службе он только числился, при условии, что ему удалось каким-то образом обеспечить себе замену.  В воинском послужном списке, выписанном на имя Дмитрия Соснина, указано, что он военное «мастерство не знает, в кампании не был, медали и отличия не имеет, штрафован не был».  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 3, 3б, 15, 1–2.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 1–2, 14.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 19. Военное прошлое Дмитрия Соснина не могло быть препятствием. В силу циркулярного указа Синода от 11 июля 1886 г. 16 «лица, состоящие в ополчении, могут быть безпрепятственно принимаемы в монастыри», при условии уведомления местных воинских властей, что в его случае было сделано.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 15–15 об.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 16–17 об.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 19.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1908. Д. 12. Л. 20.  РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1911 Д. 47, 117; Оп. 1/1914. Д. 62, 82.  РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 729. Л. 15 об. – 16; РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1/1910. Д. 66.

http://pravoslavie.ru/137349.html

Обучая не ведующих, исповедуя кающихся, помогая бедным, посещая больных, утешая скорбящих и молясь за всех, Яцек являлся другом страждущего человечества. Но главная его забота сосредоточивалась на тех, кто не принадлежал к католичеству и в обращении кого в своё вероисповедание он находил удовлетворение как своим собственным потребностям, так и потребностям лихорадочной пропаганды Римской Церкви, думавшей во время и в лице Иннокентия III осуществить идею всемирного господства папства. Удовлетворить Яцка могла не частная, не известная и скромная миссия, но обширная, та, которая соответствовала бы его широким замыслам и неутолимой деятельности. Яцек, по описанию его биографов и панегиристов, сходился с тем взглядом на проповедничество, по которому значение миссионерского дела определяется не столько прочностью и благотворностью христианских убеждений в новообращённых, сколько количеством последних. Таким образом Русь была тогда (в начале XIII века) единственною страною, где могла развернуться и принести многие плоды деятельность Яцка, – та Русь, за обращение которой в католичество ещё прежде обещалась слава, большая той, какой достигли Орфей и Амфион. Начало русской миссии Яцка относят ко второй четверти XIII века – времени, когда папы завязали усиленные сношения с русскими князьями. Яцек, по сказанию его биографов, отправился в Русь по поручению папы Григория IX, в качестве комиссара, или даже легата апостольского седалища, для насаждения католичества в пределах России. Здесь Яцек крестил великое множество неверных и бесчисленное множество схизматиков обратил в недра римской церкви, словом, делом истреблял господствовавшее будто даже в Киеве язычество; успеху его проповеди помогал особенно дар чудотворения; так, Яцек ходил по водам, заставлял трепетать демонов, изгонял их из истуканов, которым язычники поклонялись как божеству, беседовали с небожителями, исцелял больных, так что редко кому давалась такая чудесная сила, после апостолов, как пресловутому Яцку. Вообще миссия Яцка в России приписывают много успеха; почитатели Яцка выражаются, что во время папы Григория (1227–1241 годы) умножались на Руси латиняне, что орден Доминикан, руководимый ревностью Яцка, много способствовал к насаждению на Руси католичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Этого мало. Желание представить дело по-своему удалило почитателей Бруно от смысла второстепенных, самих по себе сомнительных сведений о миссии этого проповедника. Ссылка их на Дамиани, как описателя деяний Бруно-Бонифация в житии Ромуальда (основателя латинского ордена командулов), опровергается свидетельством этого биографа, по которому Бруно не мог явиться на проповедь русским в 986 году и не мог крестить русского царя в 990 году, – время, в которое Бруно-Бонифаций подвизался на Западе и только приготовлялся на проповедь к язычникам, и к которому приспособляют успешную миссию проповедника на Руси. Дамиани не называет русского царя, обращённого будто бы Бонифацием чудесным образом в латинство, ни Владимиром, ни как-либо иначе. Слабость и ложность доводов тенденциозных латинских писателей обличили сами латинские монахи, заметив, что это не мог быть Владимир, крестившийся гораздо прежде, а был царь или князь, вероятно, какого-либо скифского или другого народа. Можно думать, что Бруно обратил (если только обратил) какого-либо князя из руссийцев, живших по балтийскому прибережью в стране, которая не редко называлась Русью 45 , куда он и вступил проповедовать, как преемник и продолжатель начатого Адальбертом миссионерского дела 46 . Итак, Бруно-Бонифаций ложно называется апостолом земли Русской. в) Несправедливо также называют апостолом русским другого латинского миссионера, подвизавшегося в России будто бы гораздо позже Бруно-Бонифация. Миссионер этот Гиацинт, или Яцек Одровонж. В целой повести об Яцке представлены черты доминиканского латинского ордена, цель которого состояла в распространении римско-католического учения среди схизматиков и неверных. Этот орден стал известен в Польше с XIII века. Выражением духа и стремлений этого ордена представлен Яцек, соединяющий в своей личности и деятельности всё то, что заслуживало тогда похвалу, удивление и подражание, и что было славою и гордостью ордена. С аскетизмом, как идеалом тогдашнего нравственного духовного совершенства, Яцек (по представлении повести о нём) соединял неутомимую проповедническую и служебную деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

– Тише, тише, ты чего? – зашептал солдат, опасливо озираясь по сторонам. – Охрана услышит, и сразу тебя, глупого… ай-яй-яй, грех-то какой, – обняв плачущего мальчика, продолжал солдат, – на Боженьку-то роптать! Родной ты мой, да ведь сестрёнка твоя сейчас с ангелами песенки поёт в райском садике! Мамочка, папочка твои там слушают её и радуются, и ягодки райские собирают Боженьке, о тебе молятся, а ты унываешь. Вытри слёзки, родной, вытри, а то совсем заслабнешь. Яцек, всё ещё всхлипывая, вытерся грязным рукавом. – Ну, вот и молодец, вот и умничка, а теперь пойдём, я тебе кое-что покажу, – сказал Василий и заговорщически прошептал: – Чудо расчудесное! Выйдя из барака, Василий повёл Яцека налево и, пройдя несколько ветхих, продуваемых насквозь построек, свернул в узкий проход, заканчивавшийся стеной склада, на котором немцы хранили вещи заключённых, снятые с них перед кремированием. Сквозь завалы гнилых досок они пробрались в самый конец, где оказалось небольшое, очищенное от мусора пространство, в углу которого росла… роза! Самая настоящая роза с маленькими красными бутончиками! Маленькая и хрупкая, росла она в тени, словно робкая красавица, протянув ручки-веточки навстречу скудным лучам солнца, едва доходившим до того места. Он стоял и завороженно смотрел на цветок, каким-то чудом выросший среди мусора У Яцека, вот уже 8 месяцев не видевшего ничего, кроме вшей, грязи и постоянно дымящей трубы крематория, перехватило дыхание. Он стоял и завороженно смотрел на цветок, каким-то чудом выросший среди мусора. – Вот видишь, родной, – сказал солдат и, опустившись на колени, начал нежно гладить маленькие зелёные листики, – грязь, сырость, а цветочек всё равно растёт, славит Господа, благоухает. А Господь смотрит и радуется. И тебе радостно и тепло на сердце, и мне при виде красоты такой. Вот так и нам нужно жить. Как цветы. Яцек тоже опустился на колени, закрыл глаза, вдохнул запах розы и... вспомнил он родной сад, увидел сидящего на скамейке и читающего газету отца в соломенной шляпе с полями, увидел мать, выходящую из двери кухни с подносом ароматных румяных, только что приготовленных булочек, услышал радостный смех сестрёнки, бегущей ему навстречу, на душе у него стало как-то легко и радостно, и, впервые за 8 месяцев, Яцек улыбнулся.

http://pravoslavie.ru/153481.html

– Милый ты мой! – радостно сказал Василий и поцеловал его в макушку, – вот, помни: так и мы должны, как цветы… Посидев ещё немного перед розой, они вернулись в барак. Весь день Яцек ходил радостный и всё воспринимал как-то по-новому. Уже не вселяли в него ужас немецкие солдаты, не казалось безнадёжным положение, и чувствовал он, словно что-то новое появилось у него в душе, как будто и там распустился цветок. А вечером Василия забрали. Когда весь барак разлёгся на нарах, пришли двое солдат и, заломив ему руки, с руганью куда-то увели. Проходя около нар Яцека, он улыбнулся ему и, подмигнув, одними губами произнёс: – С Богом. А вечером Василия забрали. Пришли двое солдат и, заломив ему руки, с руганью куда-то увели Мальчик долго ворочался, прислушиваясь, не ведут ли его обратно, но ослабевший организм взял своё, и через несколько часов он всё же уснул. И увидел, как они с Василием, радостно смеясь, летят высоко над землёй в голубом небе, рядом проплывают маленькие белые тучки, а под ними – красные от роз поля. Они опускаются всё ниже и ниже – и видят его сестрёнку, бегущую по полю навстречу папе с мамой, обнимающим друг друга, и … – Steh auf! – бок Яцека пронзила острая боль. – Steh auf, habe ich gesagt! Яцек открыл глаза и увидел свирепое лицо немецкого солдата. Мальчик, кое-как поднявшись с постели, тут же скорчился от жестокого кашля. Во рту почувствовался привкус крови. Немец, больше не обращая на него внимания, пнул кого-то на соседних нарах. Откашлявшись и держась за бок, Яцек огляделся. В бараке творилось что-то из ряда вон выходящее: немецкие солдаты бегали и поднимали всех, строя в линейку. Какой-то охранник, дав ему подзатыльник, толкнул к другим заключённым. За бараком тоже слышались крики и звуки выстрелов. Тем временем немцы, построив всех в шеренгу, встали напротив, щёлкнули предохранителями автоматов и нажали курки. – Боженька, помоги! – только и успел подумать мальчик, что-то обожгло его шею, и он потерял сознание. «Боженька, помоги!» – только и успел подумать мальчик и потерял сознание»

http://pravoslavie.ru/153481.html

Последние византийские войска покидают Италию в 1158. 1157 Смерть Синджара, последнего выдающегося султана сельджуков. 1158-1161 Серия походов византийцев против сельджуков. Сельджуки признают сюзеренитет Византии. 1161-1164 Соединенные силы византийцев из Киликии и латинян из Иерусалима и Антиохии действуют в Сирии до победы над ними Нур ад-Дина из Алеппо в сражении при Артахе. 1163-1168 Иерусалимские крестоносцы трижды неудачно вторгаются в Египет. 1165-1167 Война между Византией и Венгрией. В результате победы византийцев при Семлине (1167) они возвращают Далмацию и Боснию. 1169 Саладин захватывает Египет. Провал соединенной византийско-латинской экспедиции против Дамиетты. 1171-1177 Война Венеции с Византией, последовавшая за арестом Мануилом I всех венецианцев на его землях. Венецианцы овладевают Рагузой в 1171 и занимают Хиос 1171-1172, пока не выбиты византийским флотом. Совместное венециано-сицилийское нападение на вассальную Византии Анкону в 1173 также отбито. Боевые действия безрезультатно оканчиваются в 1177, мир не заключен вплоть до 1183. 1172 Восстание сербов жестоко подавлено византийцами. 1174 Смерть Нур-ал-Дина; Саладин захватывает Дамаск. 1176 Сельджуки наносят жестокое поражение византийцам Мануила I при Мариокефалоне. Значительная часть Анатолии потеряна византийцами, несмотря на ряд успехов в 1176-1180. 1181-1183 Ряд восстаний, окончившихся гибелью Мануила I. 1182-1183 Рено де Шатийон разоряет побережье Красного моря. 1183 Саладин захватывает Алеппо. 1184 Кипр отделяется от Византии под властью губернатора и самозваного императора Исаака Комнина. 1185 Сицилийские норманны разоряют Дураццо и Фессалонику, второй по величине город Византии, но затем разбиты. Сицилийцы также помогают Исааку Кипрскому отбить византийский поход с целью подчинить остров. 1186 Болгария и Сербия отделяются от Византии. 1187 Саладин наносит поражение войску крестоносных государств при Хаттине; он овладевает Иерусалимом, но терпит неудачу при попытке взять Тир. 1189-1191 Осада и взятие Акры третьим крестовым походом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таковы, по признанию учёных, свидетельства об Яцке, относящиеся к XVI веку, и обставившие его миссионерскую деятельность целым рядом чудесных картин и событий, умолчавши об источниках, откуда заимствованы невероятные рассказы об Яцке. Первое из видных чудес Яцка состояло в переходе Яцка по воде через Днепр и переправе через него братьев-спутников Яцка на его мантии. Второе чудо состояло в том, что Яцек выгнал беса из священного дуба, который стоял на острове и которому киевляне поклонялись и приносили жертвы, как месту присутствия божества. Когда ужасный бес выскочил из повалившегося дуба (от удара Яцком) и стал уходить по воде, тогда Яцек стал гонять беса по Днепру и бил, пока не прогнал его от острова, не омочив при этим ног 54 . Третьим чудом Яцка было исцеление (молитвою Яцка) от слепоты дочери киевского князя Владимира Рюриковича и исцеление одной знатной киевлянки Бессонны через возложение на неё руки Яцка, следствием чего было обращение Владимира Рюриковича, его семейства и Бессоаны в латинство. Последний рассказ о чуде прямо противоречит взгляду и отношению к латинской пропаганде Владимира, который, по словам Длугоша (защитника мнения католичества России), в 1233 году изгнал доминикан из Киева, боясь вреда от них православию 55 . Бездоказательность и невероятность первых двух рассказов о чудесах Яцка очевидны и вытекают из предыдущих соображений: если не доказано существование Яцка, то есть основание отвергать и всё то, что с ним тесно соединяется. Рассказы о чудесах Яцка разделяются не всеми из почитателей пресловутой миссии в России; умалчивается даже теми, кто был в них заинтересован. Так, папа Климент VIII в изданной в 1594 году булле, по случаю канонизации Яцка, не упоминает в ней ни об одном из киевских чудес, упомянуть о которых папе было гораздо благо временнее и выгоднее для целей новой пропаганды на Руси, чем о многих других чудесах Яцка, исчисляемых папою; видно, что папа мало придавал значения тому источнику, откуда заимствованы рассказы о киевских чудесах Яцка; незнание папою этих чудес, которое трудно допустить, говорит, с другой стороны, не в пользу их, как вымышленных и мало известных.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Росту популярности миноритов в обществе способствовало решение И. П. о предоставлении жертвователям ордена права быть похороненными на францисканских кладбищах (5 апр. 1250 привилегия подтверждена буллой Иннокентия IV «Cum tamquam veri»). Стремясь сгладить противоречия между итал. и заальпийскими провинциями ордена, И. П. ввел правило, согласно к-рому генеральные капитулы должны были проводиться попеременно в Италии и за ее пределами. В 1250 г. минориты получили от Иннокентия IV привилегию, позволяющую министрам орденских провинций преследовать и помещать в тюрьму самовольно покинувших орден братьев, даже если они к тому времени вступили в др. конгрегации. Также И. П. добился права обращаться к светским властям за помощью в поимке отступников и не замедлил им воспользоваться: вскоре после посещения им Англии король Генрих III приказал схватить всех известных беглых францисканцев. И. П. интересовался учением Иоахима Флорского († 1202). Из-за сочувствия иоахимизму И. П. приписывалось авторство соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Вечное Евангелие), в действительности созданного в 1254 г. францисканцем Герардо из Борго-Сан-Доннино и осужденного папской комиссией в Ананьи в 1255 г. (см. «Евангелие вечное» ). В 1257 г. под давлением папы Александра IV И. П. был вынужден оставить пост генерала ордена. Капитул, собравшийся в Риме, 2 февр. 1257 г. избрал новым генералом Бонавентуру (его кандидатура была предложена И. П.). В 1262 г. в Читта-делла-Пьеве по инициативе Бонавентуры был начат процесс против И. П., к-рого обвиняли в приверженности иоахимизму. Бывш. генерала францисканцев приговорили к пожизненному заключению; от наказания его спасло вмешательство кардинала-протектора ордена Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V ), к-рый настоял на том, чтобы И. П. разрешили удалиться в Греччо. В 1288/89 г. И. П. вновь совершил путешествие в Византийскую империю как миссионер и легат папы Александра IV . И. П. внес вклад в развитие францисканской литургии, способствовав созданию «Ordinationes Divini Officii» (Чины Божественной Литургии, также «Ceremoniale Ordinis Minorum vetustissimum»). Чины были утверждены на генеральном капитуле в Риме в 1257 г.

http://pravenc.ru/text/471427.html

лет. Папа Иннокентий IV 17 июля 1245 г. на Соборе в Лионе при поддержке франц. кор. Людовика IX Святого отлучил герм. императора от Церкви и низложил его, призвав князей избрать нового герм. короля. С 1246 г. стороны перешли к активным военным действиям, шедшим с переменным успехом; борьба сопровождалась полемикой имп. и папских сторонников, стремившихся в памфлетах склонить на свою сторону европ. государей. Сторонникам папы в 1246 г. удалось провести избрание антикоролем герц. Тюрингского Генриха Распе, а после его смерти в 1247 г.- гр. Вильгельма Голландского. Заговоры, подготовленные против императора в Италии, были неудачными. После неожиданной смерти Фридриха II (13 дек. 1250) в Италии Конрад IV в 1251 г. отправился на Сицилию, его престолоблюститель герцог Баварский умер в 1253 г., и позиции Штауфенов в Г. были серьезно подорваны. Принятый в историографии термин «Interregnum» (междуцарствие) для обозначения периода, когда твердая центральная власть в Г. отсутствовала (1250-1273), употреблялся в XIII в. сторонниками Штауфенов, отказывавшимися признавать легитимность избираемых пропапской партией кандидатов. После отъезда Конрада IV из Г. сыновья Фридриха II вели борьбу в основном в Италии. Антикоролю Вильгельму Голландскому (1247-1256), не имевшему тех больших владений (в Швабии), к-рые были у Штауфенов, удалось отвоевать у сторонников Штауфенов земли вдоль Рейна, став во главе союза рейнских городов, образованного в 1254 г. для защиты «Божия мира» и обеспечения безопасности торговли. Коллегия князей-курфюрстов, выборщиков императора, разделилась и в 1257 г. избрала 2 герм. королей - Альфонса X, кор. Кастилии (1257-1273), и Ричарда Корнуоллского (1257-1272), брата англ. кор. Генриха III. Оба претендента были в родстве со Штауфенами и для обоих герм. корона была лишь средством вступить в борьбу за имперские владения в Италии и за Сицилийское королевство. Кастильский король никогда не был в Г., Ричард Корнуоллский посетил левобережье Рейна 4 раза. После смерти Фридриха II большое влияние приобрел чеш.

http://pravenc.ru/text/164803.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010