По мнению совр. исследователей, иконография М. и., вероятно, имеет столичное происхождение. Не исключено, что образ подобного извода почитали в Москве (позже он мог быть на некоторое время забытым). Появление итал. протографов таких рус. икон, как иконы Божией Матери Муромская, Яхромская, Ярославская, относят к тому времени, когда женой вел. кн. Московского Иоанна III становится София Палеолог (с 1472), племянница последнего визант. имп. Константина XI, итальянка по матери ( Комашко. Подписные иконы. 2003. С. 84, 87; Святые образы. 2006. С. 369; Кочетков. 1994. С. 74). По особенностям иконографии М. и. не вписывается в формальную классификацию основных типов Богородичных образов и не соответствует строго ни одному из них. М. и. причисляют к типу «Одигитрия», с которым ее связывают благословляющий жест Младенца, а также наличие свитка в Его левой руке. Однако по иконографии она сильно отличается от этого торжественного и строгого изображения Божией Матери с Младенцем Христом, Которые обращены взором прямо к зрителю. М. и. относится к тому виду Богородичных образов, где в иконографии отражено «общение» Матери и Дитя. Взгляды Их обращены друг к другу; Мать удерживает лежащего Младенца обеими руками, чуть склонив к Нему голову. Младенец, несколько приподнявшись, смотрит на Нее и касается Ее подбородка (либо шеи) благословляющими перстами правой руки; Его левая рука со свитком откинута вниз. Данными иконографическими особенностями объясняются встречающиеся обозначения М. и. как «Умиление» (Елеуса) и даже «Взыграние». Но с этими иконографическими типами формально она также не вполне соотносится. Ключом к раскрытию символического смысла, заложенного в иконографическом типе М. и., является поза лежащего Младенца, указывающая на Него как на евхаристическую Жертву. Эту мысль подтверждает панагиар монастыря св. вмч. Пантелеимона, характер изображения Божией Матери с Младенцем на котором «недвусмысленно указывает на литургическое осмысление подобных образов» («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. С. 174). М. и. в агиографических источниках муромского круга

http://pravenc.ru/text/2564376.html

В 1863 г. игуменом Наумом в монастыре заведено училище на 40 крестьянских мальчиков. В 1879 г. настоятелем монастыря определён игумен Мисаил (Смирнов, в 1883 г. возведён в сан архимандрита). В это время в монастыре было братии: казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Корпус келий надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине. В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре проводилось торжественное богослужение Божией Матери и преподобному Косьме. У стен монастыря открывалась ярмарка. В 1689 г. игумен монастыря Сергий отправил на имя патриарха Иоакима прошение о том, чтобы освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход, стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено, церковь сожжена и уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино. В советское время монастырь закрыт и разорён, разрушена часовня над колодцем, ископанным преподобным Косьмой. Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир, 2005, стр. 143-145 Успенский Косьмин монастырь, 3 класса, в 40 верстах от Владимира, близ села Лыкова, на реке Яхроме. Основан в 1482 году преподобным Космою (см. 18 февраля), мощи которого почивают под спудом в соборном храме монастыря; здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромскою, явившаяся в 1482 году пр. Косме. В 1666 — 1675 годах здесь был игуменом святой Митрофан Воронежский, с собственноручной надписью которого в монастыре хранится Евангелие. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Косьмин Яхромский монастырь основан между 1483 и 1494 гг. неким Космой, уроженцем селения Зернова, близ села Рожново Суздальской земли, - на том месте, где он ещё в детстве обрёл на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которую и поместил этот явившийся ему образ. Имя прп. Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Известно, что в отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.

http://sobory.ru/article/?object=00205

«Меня также поражают на фотографиях лица православных священников-японцев — у них в глазах появляется то же выражение, что и у коренных русаков», — добавил священник. Он рассказал о том, как во время войны под сводами представленного на экспозиции собора «Николай-до» спасалось множество людей, в том числе неправославных: американские летчики не бомбили собор, потому что он служил удобным ориентиром. Отвечая на вопрос, почему масштабным выставочным проектом, посвященным юбилею со дня рождения Николая Японского, занялся именно храм святой мученицы Татьяны, настоятель отметил, что рядом находится не только факультет журналистики, но и Институт стран Азии и Африки, для преподавателей и студентов которого «это интересно и актуально». По его словам, с 24 октября выставку посетили уже около тысячи человек, и она открыта до конца года для всех желающих. Основу экспозиции составили редкие фотографии конца XIX — начала ХХ века. На одном из пожелтевших снимков — первая, деревянная православная церковь Японии, построенная при русском консульстве в 1859 году. На другом фото — большой каменный храм, возвышающийся сегодня на этом месте. Некоторые православные храмы Японии внешним видом напоминают пагоды, а многочисленные прихожане одеты в кимоно. С одного из снимков периода Русско-Японской войны в пространство выставочного зала словно вливается бескрайняя толпа русских военнопленных. В экспозицию вошли православные иконы с иероглифическими подписями, в том числе принадлежащие японским иконописцам, копии самых известных икон святителя Николая, написанные в России и США, а также портреты святителя разных лет. Уникальны икона Богородицы Умиление (Яхромская), вытканная в Киото на парче (дар епископа Сэндайского Серафима Цудзиэ), образ Троицы и Смоленская икона Божией Матери, выполненные на керамике японкой Евгенией Сираиси. На выставке можно увидеть свитки молитв (например, молитву Святому Духу) на японском языке. Представлены японские переводы Евангелия, Апостола, богослужебных книг и молитвословов, жизнеописания святителя Николая на японском языке, а также предметы культа и быта православных японцев, пасхальные яйца и другие дары.

http://patriarchia.ru/db/text/159207.htm...

В 1833 г. в южной части здания устроен придел во имя прп. Космы. В XVII-XX вв. в Успенском соборе хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Божией Матери, а также мощи прп. Космы Яхромского. Вот как описывал в XIX в. современник главную Успенскую церковь обители - каменная о пяти главах. Основной объём по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарём и трапезной длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 1/2 саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решётками. Стены и своды в основном храме, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки. Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, со шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный. В 1606 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление. В 1665 г. по просьбе братии митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумены Космина монастыря инок Золотниковской пустыни Суздальского уезда Митрофан (будущий святитель Митрофан воронежский). За девять лет его игуменства (1666-1675) Косьмин монастырь превратился в процветающий духовный центр Владимиро-Суздальской земли. В обители строится тёплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его Образа (взамен ветхого деревянного), и снабжается всей необходимой церковной утварью. В Успенском соборе обновляются святые образа, строятся каменные игуменские кельи, одноэтажные настоятельский и братский корпуса. В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана, над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж. Снова обратимся к современнику, описавшему Спасский храм - церковь Спаса Нерукотворного Образа - тёплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол в честь Нерукотворного Образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Свт. Митрофан Воронежский и прп. Косма Яхренский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Космин Яхренский мон-рь) Некоторое время, согласно Житию, К. пребывал в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), в к-ром святой «преспеваше… разумом в подвизех простираяся и в пощении» ( Усачев. Житие. 2011. С. 96-97, 99-100). Возмужав, К. вернулся на Яхрень и здесь по Божию знамению («лучю божественую сияющу») «поставил церковь Божию и проименова ю во имя пренепорочныя Божия Матере честнаго и славнаго Ея Успения по образу явльшемуся» (Там же. С. 100). Точная дата основания мон-ря не установлена. Известно лишь, что между 1464 и 1473 гг. обитель уже существовала. Этим временем датируется наиболее ранний документ, относящийся к этому мон-рю,- меновая грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича и митр. Филиппа I. В ней среди митрополичьих владений, отходивших вел. князю, упомянуто «сельцо» «у Кузьмина монастыря» во Владимирском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 131-132. 149; Ефимова. 2002. С. 247). Поскольку в грамоте фигурирует «Кузьмин» мон-рь, можно предположить, что скорее всего К. ко времени составления документа уже не было в живых. По нек-рым поздним источникам (напр., в перечне рус. святых XIX в.), К. скончался в 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 118), однако ранние источники точных дат не содержат. Поэтому кончину К. можно отнести к периоду не ранее сер. 3-й четв. XV в. ( Усачев. 2010). В любом случае его кончина относится ко времени не позднее 1477 г.: под этим годом в качестве игумена Космина мон-ря упоминается Пахомий; ему, вероятно, наследовал Протасий, о котором сообщается под 1500 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 683). Т. о., можно предположить, что К. жил (и соответственно основал Космин мон-рь) не позднее 70-х гг. XV в. Согласно преданию XIX в., К. был удостоен дважды чудесного явления иконы Божией Матери: в обители праздновали явление иконы Успения (9-я пятница по Пасхе) и явление Яхромской иконы Божией Матери (14 окт.). Опись нач. XX в. среди древних святынь Яхренского мон-ря первой называет икону Успения длиной 9 вершков (ок. 40,5 см) и шириной 6 вершков (ок. 27 см), вставленную в ростовую икону XIX в. с изображениями К. и свт. Митрофана Воронежского (не сохр.). Второй образ, названный в описи «Яхромская Богоматерь»,- изображение Пресв. Богородицы с Младенцем по типу «Умиление» на серебряном ковчеге-мощевике (Владимиро-Суздальский музей-заповедник) под литым окладом, к-рый, по мнению исследователей, вместе с окладом был выполнен в кон. XV-XVI в.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Сколько раз впоследствии вспоминал он этот момент, и ничто и никогда более не могло сравниться с тем чувством, которое наполнило его в то мгновение! Ничто и никогда! Даже принятие пострига в Печерской обители, которому суждено было случиться несколькими месяцами позднее! Этой радостью и бесконечным счастьем следовало, конечно же, поделиться с господином: он, больной, обеспамятевший от мучительных колик в животе, еще не знает, ему нужно рассказать! Косма, трепетно сжимая икону в руках, хочет рассказать господину о радостной вести, однако с изумлением замечает, что тот, только что натужно дышавший, заснул впервые за много дней крепким, здоровым сном. Тогда юноша, мгновение поколебавшись, возложил икону Богородицы на утробу господина: «Это самое больное место, Владычице, – с рачением усердного ходатая пояснил юноша, – господин очень болен и устал терпеть, помоги же ему, он ведь очень почитает Тебя». И Косма видит, как опухоль под легким бременем Богоматерней иконы тает, изменяется и вконец исчезает. Икона Божией Матери Яхромская Рука господина, сжатая в кулак, упала на землю и блаженно разомкнулась. Косма не верил своим глазам: столь юным, столь прекрасным собой, столь возвышенно благородным своего опекуна он еще не видел. Юноша очень доволен, он никак не ожидал столь скорого исцеления и теперь с нетерпением ждал пробуждения господина, чтобы со слезами радости прижать его к своему сердцу. Но голос от иконы говорит ему, что время для объятий истекло, что он свято исполнил долг любви и заботы и что теперь наступает время уклоняться от объятий. Богородица говорит, что ему надлежит идти в Киев, в обитель преподобных Антония и Феодосия. Там будет ждать его игумен и подвиги монашеского жития. Она велит принести Свою икону в дар братии и исполнить все, что будет велено ему старцами святой Лавры… Там он пробудет столько-то лет в посте и молитве, там он научится смирению и чистоте душевной, без которой невозможно узреть Бога. Пойми, тебе уже давно, искони было определено место в величавом здании Божественного домостроительства! Иди же! Иди и молись! После, много лет спустя, когда игумен вполне уверится в твоей благонадежности, проси у него благословения на одинокую жизнь во владимирских лесах.

http://pravoslavie.ru/111176.html

В XIII в. сродник св. Константина, князь Георгий Ярославич, возобновил сей храм, существовавший после того более 300 лет; но иноческой обители тогда при нем еще не было. – Царь Иоанн Васильевич, проходя, в 1553 г., с войском под Казань, и молясь в этой церкви, произнес при гробах Муромских князей обет создать тут, по благополучном возвращении, монастырь. В следствие чего, в 1555, приступлено к перестройке ветхой Благовещенской церкви; при чем найдены мощи сих святых нетленными; а в 1563, Царь, исполняя обещание, устроил на свой кошт обитель, и церковь сделал соборной, в которой и почивают мощи св. Князей Муромских Константина и чад его Михаила и Феодора, в одной раке. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Юрьеве-Польском; находится под управлением архимандрита. Монастырь этот в конце XIII века уже существовал; когда ж именно основан, точных сведений нет. В нем 6 церквей каменных, старинной архитектуры, из которых: 1) соб. Архангела Михаила, с приделом Пророка Илии; она построена, вместо древней, в 1560 году, здесь почивают под спудом мощи князя Димитрия Святославича Юрьево-Польского 1 , сына В. К. Святослава III ; он скончался в иноч. и схиме , в 1269 году. 2) Знамения Богородицы, теплая. 3) Иоанна Богослова, над святыми вратами. Сверх того, в 1 версте от обители, деревянная церковь Апостолов Петра и Павла, бывшая некогда соборною в отдельном монастыре (см. Петропавловской Юрьево-Польский мон.). УСПЕНСКИЙ-КОЗЬМИН, муж. 3 класса, в Юрьево-Польском уезде, на реке Яхроме, в 40 верстах от Владимира, на урочище, называемом в древности Хвахматица; находится под управлением игумена. Он основан около 1482 года Преподобным Козьмой, который и был здесь первым игуменом; мощи его почивают под спудом в Успенской соборной церкви сего монастыря. В этом храме находится явившаяся Препод. Козьме, в 1482 году, Чудотворная икона Божией Матери, называемая Яхромскою; празднество которой совершается 14 Октября. В числе преемников св. Козьмы известны: инок Илларион, муж добродетельный, который здесь и погребен, и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Москва. Церковь Спаса Преображения в Богородском. Карта и ближайшие объекты Район получил своё имя от бывшего села Богородское, расположенного на левом берегу реки Яузы. Вошло село в черту города Москва в 1902 году. Преображенский храм один из немногих сохранившихся деревянных храмов Москвы. Ему повезло - его никогда не закрывали и не подвергали разграблению в лихие годины большевизма, как бы этого ни хотела советская власть. Построен храм был в 1880 году, в дачной местности, вошедшей в черту Москвы в начале XX века, в селе Богородское, на месте древнего, обветшавшего, который задолго до этого был разобран. Позднее пристроена западная галерея. 15.VI.1897 освящён южный придел Тихвинской иконы Божией Матери. Приделы (с севера) Илии Пророка и святителя Алексия, митрополита Московского освящён 12.VI.1898. Выдержан храм в стиле эклектики с элементами древних новгородских построек: круглый шатер с двумя ярусами сводчатых полукружий, одноглавый, четырехугольный в плане, бревенчатый на кирпичном фундаменте, с луковичной главкой. Колокольня над трапезной с семью колоколами шатровая, с открытым звоном. В 1922 в храме состоялась последняя служба Патриарха Тихона перед его арестом. Храму повезло - его никогда не закрывали и не подвергали разграблению в лихие годины большевизма, как бы этого не хотела советская власть. В 1930-е рабочие соседней фабрики «Красный богатырь» решительно выступили за его сохранение. Храм неоднократно горел. В 1954 внутри вспыхнул пожар. Погибло все убранство и иконы, кроме чудесно уцелевших Тихвинской иконы Божией Матери (из одноименного придела) и иконы святого Николая Чудотворца. Новые иконостасы и образа были переданы из хранилищ Свято-Троице-Сергиевой Лавры. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I новый позолоченный иконостас перенесен из села Переделкино. Последний пожар случился в храме в 2004 году. Святыни: особо чтимые иконы Божией Матери Тихвинская, Смоленская, Иерусалимская, «Всех скорбящих Радость», иконы пророка Илии, препп. Сергия и Серафима, свт. Николая Чудотворца с житием (в алтаре), преп. Серафима Саровского, Пресвятой Троицы, Яхромская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=03334

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Яхромская (Яхремская, Ахренская) " Считается, что название " Ахренская " (встречающееся, в основном, в старых дореволюционных книгах) - это искаженное " Яхремская " или " Яхромская " , хотя на некоторых сайтах об этом не упоминается, и может создаться ошибочное впечатление, что существовали две разные иконы - Ахренская и Яхромская. Описания иконы Описание иконы Яхромская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Яхромская икона Божией Матери явилась отроку Косме (память 18 февраля), сопровождавшему больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и возрос для самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ. Преподобный Косма соорудил храм в честь Успения Божией Матери, в котором поставил Яхромскую икону. Впоследствии там образовалась обитель. Икона Яхромская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника, неподалёку от реки Яхрома (Яхрена), в сорока километрах от Владимира. Утомлённые долгим переходом, путники задремали. Вдруг отрок Косма, сопровождавший болящего старца, был пробуждён видением необыкновенного света и увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Взяв икону, отрок отнёс её старцу, который, приложившись к ней, тут же исцелился от своих недугов. Явление иконы произошло 14 октября 1482 года. Впоследствии инок Косма построил на месте явления иконы храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, святыней которого стала Яхромская икона Божией Матери. Сам инок Косма, преставившийся 18 февраля 1492 года, был причислен к лику святых с именем преподобный Косма Яхромский (память 18 февраля по старому стилю). Примечательно, что, согласно преданию, странники обнаружили икону «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» , потому и храм был освящён в честь этой иконы, но до[...]

http://pravicon.com/icon-364

Свято-Успенский Космин мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Козьмин монастырь в селе Небылое был основан монахом Киево-Печерской Лавры Косьмой на месте, где ему явилась икона Божией Матери, получившая впоследствии название Яхромской (так как явилась при истоке реки Яхромы). Содержание История [ править править код ] Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. В XV—XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое. В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор — самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. В 1665 году по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни Митрофан, будущий епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь — надвратный храм во имя Святителя Николая. В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. После революции, в 1918 году, часть послушников покинула монастырь. В 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010