Православная вера 1. Православная вера. Краткое изложение книги «Православное Исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере... В книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение... исповедание правое и чистое», – так писал в 1662 г. Патриарх святого города Иерусалима и всей Палестины Нектарий в своей сопроводительной грамоте к «Православному Исповеданию веры КафолическоСоборной – ред. и Апостольской Церкви Восточной», составленному под руководством и при деятельном участии святого митрополита Киевского Петра Могилы (1596–1647) 1 . Поводом к появлению «Православного Исповедания...» послужили следующие обстоятельства. «Святитель Петр Могила , как только вступил на Киевскую кафедру, нашёл, – свидетельствует Патриарх Нектарий, – паству свою, заражённую некоторыми новыми мнениями неправоверных» (по преимуществу, католиков) (5). Как ревностный защитник святой Православной веры, он сразу же предпринял меры к полному восстановлению изначальной чистоты учения. В деяниях святителя Петра Могилы усматривается архипастырская мудрость, степенность, тщательность. Предвидя трудности в должном исполнении задуманного мероприятия, он вызвал в свой кафедральный город просвещённых мужей митрополии и подчинённых ему трёх епископов – Черниговского, Переяславского и Могилёвского, чтобы сообща определить план деяний. На общем совете и решили подготовить краткое изложение Православной веры. Вскоре оно – под названием «Изложение Российской веры» – было написано и в 1643 г. принято на Ясском соборе. Вслед за этим книга с Исповеданием веры была доставлена четырём восточным православным Патриархам, которые вместе с другими, находившимися при них иерархами, одобрили её, «как содержащую в себе истинное и правое учение, и ни в чём не отступающую от Кафолической и Православной веры Греческой, единогласно объявили всем её чистоту и неложность... назвали её Православной верой не россиян только, но и всех греков» (слова Патриарха Нектария) (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I Старый [Старец; греч. Παρθνιος] († 8.09.1646), патриарх К-польский (1639-1644). Род. в г. Янина. В 1632 г. стал митрополитом Навпактским, однако вскоре переведен на Янинскую кафедру, которую занимал до 1633 г. Через 2 года после избрания П. на Патриаший престол к нему обратился господарь Молдавии Василе Лупу (1634-1653) с просьбой разрешить вопрос о соответствии правосл. учению «Исповедания веры», написанного патриархом Кириллом I Лукарисом († 1638) и считавшегося многими кальвинистским по содержанию. На К-польском Соборе, проходившем под председательством П. в мае 1642 г., ряд положений, содержавшихся в «Исповедании веры», были осуждены как еретические; среди них - учение Кирилла о Евхаристии , которую он мыслил как «простой образ» Тела и Крови Христовых. Под постановлениями Собора стоят подписи 45 епископов и др. клириков, в т. ч. свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского. Соборные деяния были доставлены в Яссы, где в сент.-окт. 1642 г. состоялся Собор, принявший с изменениями «Православное исповедание» свт. Петра, в к-ром, в частности, употреблялся термин «пресуществление». 11 марта 1643 г. в К-поле прошли заседания Собора под председательством П. и при участии др. восточных патриархов, на нем были одобрены решения Ясского Собора (подробнее см. в статьях Евхаристия , Катехизис , Константинопольские Соборы ). Кроме того, П. был вовлечен в конфликт между насельниками Екатерины Великомученицы монастыря на Синае и патриархом Александрийским Никифором Кларонцаном (1639-1645). Конфликт начался еще в первые годы XVII в., когда синайские монахи открыли в Каире свое подворье Джувания. Сюда прибывало большое число верующих, что приводило к уменьшению доходов Александрийских патриархов. В авг. 1643 г. П. подтвердил право монахов на совершение богослужений в храме подворья. В 1644 г. патриарх составил послание, адресованное франц. кор. Людовику XIV (1643-1715), к-рое затрагивало вопросы, связанные с предполагаемой унией Восточной и Западной Церквей. По всей видимости, переговоры по данному вопросу начались по инициативе Людовика XIII (1610-1643). В послании выражена благодарность королевской власти за эту инициативу, однако указано, что есть препятствие к осуществлению унии - позиция тур. властей. К посланию был приложен текст с осуждением Кирилла I Лукариса, одобренный на Ясском Соборе (издание и коммент.: Μανοσακας. 1993). Письмо было доставлено во Францию посланником П., иером. Афанасием, лишь через несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2579096.html

Иосиф Кононович-Горбацкий , епископ витебский, мстиславский, оршанский и могилевский (1650 –1653 г.). О времени и месте происхождения, а также образования и первоначального служения И. К.-Г. точных сведений не имеется. И. К.– Г. впервые делается известным, как профессор риторики в Киево-Могилянской коллегии в 1635 – 1636 г. Впоследствии (1639 – 1642 г.) он преподавал в той же коллегии философию, причем сохранился и самый философский курс, читанный им с некоторыми автобиографическими заметками его. Один старинный памятник характеризует И. К.-Г., как «добре подвизавшегося о учении в школах» профессора. В мае 1642 г. мы видим И. К.-Г. уже в сане. игумена Киево-Братского Богоявленского монастыря и ректора коллегии на Ясском православном соборе, где он является одним из самых деятельных представителей западно-русской церкви. Ректором коллегии и вместе профессором философии в ней И. К.-Г. оставался до 5 – 15 марта 1645 г., когда он получил королевскую привилегию на Киево-Михайловское игуменство, данное ему, без сомнения, в награду за ревностную и полезную службу его в должности ректорской. 29 мая 1645 г. И. К.-Г. был уже введен в должность игумена Киево-Михайловского монастыря. Во второй половине 1649 г. И. К.-Г. был избран кандидатом на мстиславскую (теперь могилевскую) епархию, остававшуюся пред тем вакантною в течении около 2 с половиной лет, после избрания епископа ее Сильвестра Коссова на киевскую митрополию (25 февраля 1647 г.). В самом начале 1650 г. И. К.-Г. получил (лично) королевскую привилегию, а между 25 апреля и 27 июня того же года был хиротонисан во епископа, вероятно, в Киеве м. Сильвестром Коссовым Управление И. К.-Г. мстиславской (могилевской) епархией продолжалось около трех лет. Оно ознаменовано горячей борьбой И. К.-Г. с латино-униатской партией, причем для большего успеха этой борьбы он отправлялся лично на сеймы. Борьба И. К.-Г. с латино-униатами сопровождалась отобранием некоторых церквей, прежде того насильственно превращенных на унию. С той же целью, т. е. для большей успешности борьбы с латино-униатами, И. К.-Г., видимо, заботился или, по крайней мере, покровительствовал умножению в Белорусском крае братств и улучшению здесь монашеского общежития. От его времени сохранился, между прочим, устав «младенческого братства» при полоцкой братской Богоявленской церкви. Кажется, И. К.-Г. был утвержден для того же полоцкого братского монастыря и другой устав иноческого общежития, равно как известны его мероприятия, направленные к улучшению иноческой жизни в борисовском монастыре. И. К.-Г. умер 25 февраля 1653 г. Извещая об этом Белорусское православное духовенство, наместник витебской епархии Игнатий Иовлевич так писал: «угасла лампа, которая светила благочестием, святостью, примерной жизнью и всеми, приличными для пастыря, добродетелями всей православной церкви и особенно Белорусскому краю».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Архимандрит Василе (Василаке) Архимандрит Василе (Василаке) родился 29 января 1909 года в Румынии в благочестивой семье. И отец, священник, и мать были из родов потомственных священников. В 1921–1929 годах учился в Хушской православной семинарии, в 1929–1933 – на Бухарестском богословском факультете, в 1933–1936 – в докторантуре Кишиневского богословского факультета, где защитил диссертацию на тему «Проповедь в средние века». В 1936 году принял монашеский постриг в Нямецком монастыре, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха и стал служить в Ясском митрополичьем соборе. В 1940 году переведен в Бухарест, где становится архимандритом, секретарем патриарха Никодима и проповедником Патриаршего кафедрального собора, откуда велась прямая радиотрансляция на всю страну; здесь отец Василе произнес более 400 проповедей. В 1948 году архимандрит Василе (Василаке) был назначен настоятелем столичного монастыря Антим, где при его покровительстве возникает знаменитое духовное движение «Неопалимая купина» («Rugul aprins»), объединившее ведущих интеллектуалов и духовных лиц страны. В 1948 году движение было запрещено, отец Василе отстранен от настоятельства и изгнан из столицы. Долго не мог найти места для служения и лишь в 1949 году стал игуменом скита Покров. Однако на Пасху 1959 года был издан указ об его изгнании из скита, и в том же году он был арестован и осужден на 8 лет заключения. Срок отбывал в самых суровых тюрьмах Румынии. В 1964 году вышел на волю по всеобщей амнистии политзаключенных, но едва смог устроиться обычным сельским батюшкой. В 1969 году, в 60-летнем возрасте, получил приглашение от румынской диаспоры в США, уехал на Запад и стал викарием Румынской архиепископии США и Канады. В этих странах прослужил на разных приходах 34 года, до самой кончины, в том числе последние 19 лет – в Свято-Николаевском храме г. Нью-Йорка, который сам и основал. В 1996 году 87-летний старец был приглашен с визитом на свою родину, в Румынию, где был удостоен права ношения митры, архиерейской мантии и посоха. Преставился ко Господу на 94-м году жизни 6 января 2003 года.

http://pravoslavie.ru/137341.html

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1642-1643 - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1642-1643 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 1642-1643 годов , вновь осудивший " Православное исповедание " Кирилла Лукариса и утвердивший исправленный вариант " Православного исповедания " митр. Петра (Могилы) На карте: Яндекс.Карта , Google-kapma (нет точных координат) Около  1638 года митр. Петр (Могила)  замыслил написать новый, сравнимый с " Изложением православной веры " прп. Иоанна Дамаскина компендиум православного вероучения, чтобы избавить православную Церковь от упрека в ереси и ответить на вызов католиков и протестантов, поскольку сомнения в православности Кирилла Лукариса было невозможно подавить. У митр. Петра была также личная причина для составления подобного катехизиса против Кирилла Лукариса, поскольку после получения им Киевской кафедры именно Кирилл Лукарис утвердил его патриаршим экзархом, в связи с чем митр. Петра (Могилу) постоянно порицали католики. С целью придать " Православному исповеданию " митр. Петра (Могилы) официальный статус оно было рассмотрено на поместном Ясском Соборе 1642 года , который был созван по инициативе митр. Петра господарем Молдавии и Валахии Василе Лупу. Работа Ясского Собора началась еще в декабре 1641 года. Василе Лупу обратился к Константинопольскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии православию " Православного исповедания " Кирилла Лукариса. В связи с этим в мае 1642 года патриарх Парфений созвал Собор, Деяния которого содержат 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев " Исповедание " Кирилла Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое православной вере и предал анафеме всех, кто почитают его за истинное и благочестивое .

http://drevo-info.ru/articles/13679610.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ III ( 24.03.1657, по др. данным, 1.04.1657), сщмч. (пам. 24 марта), патриарх К-польский (с 26 июля 1656). Происходил из г. Митилини на о-ве Лесбос. Упоминается в источниках как митрополит Хиосский с нояб. 1639 г. На Патриаршем престоле П. продолжал церковную политику патриарха Кирилла I Лукариса . При нем состоялось торжественное перезахоронение мощей патриарха. П. созвал в К-поле Собор, к-рый осудил как прокатолическое исповедание веры свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского, принятое на Поместном Ясском Соборе 1642 г. и (в исправленной версии) на К-польском Соборе 1643 г., при патриархе Парфении I . Согласно «Церковной истории» Мелетия, митр. Афинского, П. был оклеветан татар. ханом перед султаном Мехмедом IV. Поводом для обвинения в измене стали послания в Россию, в к-рых П. просил о помощи Вселенскому Патриархату. Султан убедился в невиновности П., но тем не менее распорядился казнить его. Патриарх был повешен в К-поле у городских ворот Пармак-капы, его тело провисело 3 дня, а затем было брошено в море. Христиане нашли его и похоронили в мон-ре Пресв. Богородицы Камариотиссы на о-ве Халки. Мученичество П. было включено в «Новый Мартирологион» прп. Никодима Святогорца. В этом тексте отмечено, что после вынесения приговора П. предложили принять ислам и этим избавить себя от смерти, но он отказался. Ист.: Εκκλησιαστικ στορα Μελετου Μητροπολτου Αθηνν/Εκδ. Γ. Βενδτης. Βιννη, 1784. Τ. 3. Σ. 465-466; Νικδημος Αγιορετης. Νον μαρτυρολγιον τν νεοφανν μαρτρων. Βενετα, 1799. Σ. 73-74. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 585-586; ΘΗΕ. 1967. Τ. 10. Σ. 57-58; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 344-346; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 1. P. 11, 209; Podskalsky. Griechische Theologie. 1988. S. 399; Vaporis N. M. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period, 1437-1860. N. Y., 2000. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2579101.html

Постоянным же предметом занятий Паисия в Румынских странах, конечно, было обучение в училище ясском. Ибо к этому времени должно отнести показание грека Димитрия Прокопиева в его «записи об ученых греках XVII, и отчасти XVIII в.» 7 . Ученый Димитрий, признавая Паисия «образованным во всех науках и превосходно знакомым с Божественными писаниями,» вместе называет его дидаскалом ясскаго училища. Это училище заведено было тогдашним воеводою Василием Лупулом, по письму патриарха константинопольскаго Парфения, вместе с возстановлением прав над церковию молдавскою престола константинопольскаго, тогда как доселе, со времен собора флорентийскаго, церковь молдавская признавала над собою власть патриарха ахридскаго 8 . В каком отношении к православию стоял Паисий в этом периоде своей жизни? – В ясском училище, сколько можно судить по тогдашним делам, не было преданных римской церкви. В известном споре о православии патриарха константинопольскаго Кирилла Лукаря, котораго латинская партия старалась представить решительным протестантом, ясские ученые не последовали такому суждению о нем; и на соборе ясском, хотя учение, выдаваемое за Кириллово, было осуждено, как противное восточной церкви, но не подвергнуто осуждению имя Кирилла. – Паисий Лигарид умел прилаживаться ко всякому образу мыслей. В православном училище он умел казаться православным, но не прерывал сношений с своими прежними товарищами по училищу римскому, выставляя себя пред ними приверженцем римских убеждений. Примечательно в этом отношении письмо его к соотечественнику своему, Льву Аллацию, где он сообщает разсказ о чуде, котораго не мог совершить православный русский Священник, но которое будто бы совершил униатский архиерей Иоасафат Кунцевич. Дело представляется в таком виде: «призван был русский священник для разрешения одного умершаго в отлучении от церкви, котораго тело, в следствие того, найдено было не разлагающимся в земле. Священник будто бы начал свою разрешительную молитву таким образом: если мы правильно разсуждаем, гнушаясь азимитов и латиномудрствующих, Господи Боже наш, то... и проч. Но никакого чуда не последовало. Приглашен был Иосафат Кунцевич. Он молился так: если мы правильно веруем, что Дух Св. исходит от Отца и Сына, что архиепископ древняго Рима, по исповеданию флорентийскаго собора, – есть отец и учитель всех христиан и наместник Христов, и веруем так, как он верует то ... и проч. – Едва окончил он эту молитву, – пишет Лигарид, – как труп разрешился», и пр. Этот отрывок из письма ясно показывает, на какой стороне были сочувствия Лигарида. Прибавим к сему, что письмо это принадлежит еще Панталеону, а не Паисию, Лигариду 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Наконец, митрополита Петра (Могилу) побудило к составлению книги и то, что католики и униаты начали издавать на польском и русском языках так называемые «православные» книги, содержание которых вводило простой народ в заблуждение. Поэтому и была составлена книга «Православное исповедание», которая в XVIII в. в подражание Западу стала называться «символической книгой». Ее главным составителем был первый ректор Киевской коллегии игумен Исайя (Трофимович-Козловский), но он работал в постоянном сотрудничестве с митрополитом Петром (Могилой). В 1640 г. проект вероучительной книги был готов, и тогда же митрополит Петр (Могила) «Окружным посланием» пригласил духовенство южнорусской Церкви на Собор в Киев для совещания о ее нуждах и делах. Собор, созванный в Киеве 8 сентября 1640 г. в Софийском кафедральном соборе, одобрил содержание «Православного исповедания». Принятый с некоторыми поправками, текст книги был отправлен для рассмотрения и утверждения Патриарху Константинопольскому Парфению, который, понимая исключительное значение этого документа для всей Восточной Церкви, передал его на рассмотрение более представительного церковного Собора в Яссах (1642 г.). На нем присутствовали представители не только юго-западной Православной Церкви, но также Греческой и Молдаво-Влахийской Церквей. На Ясском Соборе киевское «Православное исповедание веры» подверглось критике греческого богослова протосинкелла Мелетия Сирига, учившегося в Падуе в Италии, и некоторых других соборных отцов. После дебатов участники Собора очистили текст вероизложения от неясных формулировок и, как писал потом Патриарх Иерусалимский Нектарий, «по многих восстязаниях и толкованиях к концу благому приведоша, восчистивше тую хартию от всяких чуждых мыслей и новшеств». В окончательной редакции «Исповедание», или «Катихизис», митрополита Петра (Могилы) был представлен Патриарху Константинопольскому Парфению и другим Восточным Патриархам (Александрийскому Иоанникию, Антиохийскому Макарию и Иерусалимскому Паисию), которые нашли «Православное исповедание веры» митрополита Петра (Могилы) правильным, содержащим истинные догматы Православной Кафолической Церкви, признали его исповеданием не только русских, но и всех православных христиан и утвердили его своими подписями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436390/

После смерти Феофана IV в Стамбуле 15 дек. 1644 г. выборы его преемника прошли в Яссах при участии игуменов молдав. святогробских подворий, господаря Василе Лупу и экзарха, присланного от К-польского патриарха Парфения II . Влияние Василе предрешило избрание на Патриарший престол П., давно связанного с молдавским воеводой (в лит-ре встречаются сообщения о том, что выдвигались и др. кандидаты на Патриаршество: Мелетий Охридский и бывш. митр. Скопье Симеон, более предпочтительный для Москвы). Избрание патриарха Св. града в Молдавии было беспрецедентным событием в истории ИПЦ, отражающим не только доминирование греч. духовенства в Патриархате, но и перемещение его центра силы в Дунайские княжества. Епископская хиротония и поставление П. на Патриаршество прошли 23 марта 1645 г. в ясском кафедральном соборе Трех святителей; церемонию возглавляли к-польский экзарх Григорий, митр. Ларисы, и Молдавский митр. Варлаам (Моцок) . Уже через 3 дня П. поставил свою подпись под грамотой Александрийского патриарха Никифора Кларонцана рус. царю Михаилу Феодоровичу (Там же. Оп. 2. 232; доставлена в Москву зимой 1645/46). 18 июля был издан султанский берат, подтверждавший полномочия новоизбранного патриарха. В частности, оговаривалось главенство П. над всеми правосл. монашескими общинами в Палестине (греками, сербами и грузинами), а также над коптами . В тот же день П. отправил в Москву известительную грамоту о своем избрании на Патриарший престол (Там же. 239 - см.: Греческо-русские связи. 1991. 32; рус. пер.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 7154 г. Д. 6. Л. 15-16). Ранее Иерусалимские патриархи не имели такой традиции, однако П., рассчитывая на рус. милостыню, стремился поддерживать как можно более тесные связи с Москвой. 21 сент. он направил новую грамоту с соболезнованиями по поводу кончины царя Михаила Феодоровича и просьбами о милостыне. По словам П., в это время он находился в Стамбуле, где решал финансово-адм. вопросы, связанные с соперничеством христ. исповеданий за обладание св. местами. В дек. 1644 г. арм. община Иерусалима добилась выделения ей участка в вифлеемской Пещере Рождества, но в февр. 1645 г. святогробцы смогли получить султанский фирман, к-рый аннулировал уступки, сделанные армянам.

http://pravenc.ru/text/2578659.html

Деяния Константинопольского Собора 1642 года были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом , вероятным автором постановлений Соборов 1638 и 1642 годов, и митр. Никейским Порфирием . На Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдавии и Валахии и три представителя Константинопольского патриарха от Киевской митрополии. Силами Мелетия Сирига в " Православное исповедание " были внесены изменения и дополнения с целью удаления следов католического влияния, противоречащих учению Церкви, и сделан его перевод на новогреческий язык. Собор принял исправленную версию и направил на утверждение восточным патриархам, которое состоялось 11 марта 1643 года на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали также патриархи Александрийский Иоанникий Киприот , Антиохийский Макарий (?)  , Иерусалимский Паисий , 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви . Латинский оригинал " Православного исповедания " был утерян, и поэтому невозможно точно определить все изменения и дополнения, внесенные Мелетием Сиригом. Однако, по всей видимости, правка коснулась обсуждавшихся Киевским Собором в 1640 году вопросов о форме Евхаристии , о местонахождении душ праведников до Страшного Суда , о частном суде и о чистилище . По сообщению очевидца Скогарди, личного врача господаря Василе Лупу, во время обсуждения " Православного исповедания " Ясским Собором румыны согласились внести соответствующее исправление Мелетия Сирига лишь с целью получения утверждения  " Православного исповедания " у Константинопольского патриарха . Использованные материалы " Константинопольские Соборы "http:// Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343 http://www.pravenc.ru/text/2057126.html#part_65   текст см.: Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 658-661   Так по тексту ПЭ, однако до 1647 года Антиохийский престол занимал Евфимий III   Подробнее о Константинопольском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании» см.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; Malvy, Viller. 1927; Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 655-672

http://drevo-info.ru/articles/13679610.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010