Летом 1677 г. Д. побывал в Новодворском Успенском мон-ре в Пинском у. для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским. Затем Д. посетил Вильно, 6 дек. 1677 г. поселился в слуцком в честь Преображения Господня мон-ре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана И. Самойловича, лично знавшего Д. и высоко ценившего его, Д. в янв. 1679 г. вернулся в Чернигов, вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. В марте 1681 г. Д. был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского мон-ря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая жен. мон-ря в Батурине. 26 окт. 1683 г. Д. оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) , избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , переехал в Киев, 23 апр. 1684 г. поселился в Киево-Печерском мон-ре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архим. Варлаама Д. приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля) , архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнослав. Четьих-Миней. В Киеве Д. познакомился с игум. (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. Монашеский постриг Даниила Савича. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове. Нач. XIX в. В нач. 1686 г. Д. по убеждению нового Киевского митр. Гедеона (Святополка-Четвертинского) и гетмана Самойловича вновь принял игуменство в Батуринском мон-ре. Святитель не оставлял работу над «Книгой житий...». Митр. Гедеон и гетман Самойлович, по-видимому, обратились в Москву с просьбой прислать список Великих Четьих-Миней митр. св. Макария из кремлевского Успенского собора. Книги были высланы. Однако в нач. 1688 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

Местная канонизация Н. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Н. прославляется в 4-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание Н. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные месяцесловы. При посещении имп. Александром I Павловичем 9 сент. 1816 г. Киево-Печерской лавры ее наместник архим. Антоний (Смирницкий) (впосл. святитель, архиепископ Воронежский и Задонский), сопровождавший государя, обратил его внимание среди прочих святых Дальних пещер, и на Н. Прозвище святого заинтересовало императора: «Там (т. е. в Ближних пещерах) был летописец, отец истории... Некнижный, значит не знал грамоты?» - «Так, Ваше Величество,- отвечал архимандрит Антоний,- он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней...»». Александр I сказал, обращаясь к сопровождавшему его кн. Волконскому: «Угодник Божий не имел суетного просвещения: но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самим делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут Государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», потом приложился к его руке»» ( Савостьянов Н. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852. С. 21-22). В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56-57). День памяти Н., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Первоначально, судя по «Полному христианскому месяцеслову» (К., 1875), это было 28 окт. (см. также: Барсуков). Однако уже к кон. XIX в., как и в наст. время, память Н. чтилась и днем раньше (см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 193), совпадая с днями памяти мч. Нестора Солунского и прп. Нестора Летописца.

http://pravenc.ru/text/2565116.html

Архим. Леонид (Кавелин) относил М. к Печерским святым, к-рые «почивают открыто или видимо в Антониевых пещерах»; он также предполагал, что М. умер «в нашествие Батыево в 1239 г.» ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13), 1239 г. датировал кончину М. и архиеп. Сергий (Спасский) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 293). Но по достоверным историческим сведениям Смоленск Батыем не осаждался; пострадали только некоторые местности Смоленского княжества. Вероятно, кончина М. относилась церковными авторами XIX в. к 1239 г. из-за параллельно существовавшего почитания св. Меркурия Смоленского, по позднейшей «Повести о Меркурии Смоленском» (списки не ранее XVI в.) воина, погибшего при защите Смоленской земли от монголо-татарского войска. В «Словаре историческом о русских святых» указано, что память М. «совершается в Киево-Печерской лавре 27 августа» (СИСПРЦ. 1836. С. 181); архиеп. Филарет (Гумилевский), однако, отмечал, что особого дня памяти М. не имел, его память празднуется одновременно с памятью всех святых, почивающих в Антониевых (Ближних) пещерах, в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня ( Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 527); митр. Евгений (Болховитинов) и еп. Димитрий (Самбикин) указывали день его памяти 24 нояб., она праздновалась одновременно с днем памяти мч. Меркурия Смоленского и прп. Меркурия Киево-Печерского, почивающего в Дальних пещерах (Описание Киево-Печерской лавры. С. 109; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 128). Празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня было установлено в 1684-1690 гг. при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

В 1704 г., во время Северной войны, в к-рой Речь Посполита была союзницей России, И. с частью братии оставил Почаевский мон-рь и переселился на земли, находившиеся под рус. властью. И. рассчитывал вернуться в Почаев, временным настоятелем обители он назначил игумена Подлесецкого мон-ря Антония (Максимовича). Впосл. в челобитной царю Петру I Алексеевичу , имеющей автобиографический характер, И. писал, что «с братиею тамошнею едино от нашествия неприятельского шведского, а другое от неуставаемаго в том краю (на Волыни.- Авт.) гонения на благочестие, переехав с Волыни, получил себе пристанище в державе православного монарха русского». И. взял с собой часть имущества обители, к-рое отдал на хранение в Черниговский архиерейский дом, монастырские деньги он передал гетману И. С. Мазепе (и вещи и деньги были утрачены). По благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) И. стал настоятелем козелецких монастырей во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия (см. Георгия Победоносца великомученика монастырь в с. Даневка Черниговской обл., Украина). И. пользовался расположением влиятельных киевских полковников Волынского и Танского, много сделавших для обустройства козелецких мон-рей. В 1706 г. после личного вмешательства царя И. вернулся на должность игумена Почаевского монастыря, благодаря чему на нек-рое время польские власти прекратили принуждать братию к переходу в унию. И. пытался вывести свою обитель вместе с приписанными к ней Иоанна Милостивого святителя Загаецким монастырем (ныне в с. Загайцы Тернопольской обл., Украина) и Стракловским Рождество-Богородицким мужским монастырем (существовал в с. Страклов, ныне в черте г. Дубно Ровненской обл., Украина) из-под власти униат. Луцкого епископа. И. хотел добиться ставропигиального статуса для Почаевского мон-ря и подчинить его непосредственно Московскому патриарху. 25 февр. 1712 г. И. написал Петру I челобитную. Грамотой от 12 марта царь «повелел оную обитель с принадлежащими к нему монастырями Загаецким и Стракловским, которые издавна к той обители належат, превратить к престолу ставропигии святейшего Московского Патриарха, над которым дабы митрополиты и епископы и прочие чины разных епархий власти не имели и не вступались». Обители предписывалось подчиняться Киевскому митр. Иоасафу (Кроковскому) . Вместе с грамотой царь издал указ «российскому послу, находящемуся в Польше, о чинении оному монастырю всякого в нуждах вспоможения» (цит. по: Зелинский. 2000. С. 74). Очевидно, именно это событие отразилось в записанном в сер. XIX в. народном предании о посещении Почаевского мон-ря Петром Великим, богато одарившим настоятеля.

http://pravenc.ru/text/578545.html

В марте 1681 г. свт. Димитрий был избран и поставлен игуменом Максаковского Преображенского монастыря, через год избран игуменом Крупицкого во имя свт. Николая женского монастыря в Батурине. Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил свт. Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых. 23 апр. 1684 г. Димитрий поселился в Киево-Печерском монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства. В мае-июне по благословению архимандрита Варлаама приступил к работе над «Книгой житий святых», что стало продолжением усилий свт. Петра (Могилы) , архим. Иннокентия (Гизеля), архиеп. Лазаря (Барановича), Варлаама (Ясинского) по составлению церковнославянских Четьих-Миней. В Киеве Димитрий познакомился с игуменом (впосл. митрополит) Стефаном (Яворским) , вскоре ставшим его ближайшим другом. В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, свт. Димитрий вновь возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения. 4 февр. 1692 г. свт. Димитрий оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский монастырь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го тома «Книги житий...» (изд. в 1695). В середине 1694 г. свт. Димитрий был избран игуменом глуховского Петропавловского монастыря. За 1-й том своего труда он удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й части «Книги житий...». В 1699 г. свт. Димитрий был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь. Святительское служение В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В «Слове о затворнике Никите» (см. Никита , свт., еп. Новгородский) 13 монахов, в т. ч. О., называемый прозорливцем, явились к молодому мон. Никите, ушедшему в затвор и увлекшемуся там изучением ВЗ, к-рому начал отдавать предпочтение перед НЗ, и отогнали от него беса ( Абрамович. 1931. С. 126; Древнерус. патерики. 1999. С. 38). Данное событие относится к периоду настоятельства в обители прп. Никона Великого , т. е. к 1078-1088 гг. Очевидно, что и сам О. уже тогда пользовался авторитетом в Печерском мон-ре. Встречающаяся в лит-ре дата преставления О.- 1148 г. (см., напр.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 625; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 48) недостаточно обоснованна. Мощи О. почивают открыто в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Биохимические и медико-антропологические исследования мощей показали, что они относятся к XII-XIII вв., человеку на момент кончины было 45-50 лет (Дива. 1997. С. 91, 93). О. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах; рядом с его мощами указаны мощи прп. Спиридона (см.: [ Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 289). О. назван блаженным, «предвидевый вся и предъвещая ясне», вместе с Киево-Печерскими преподобными Иеремией и Матфеем прозорливыми во 2-м тропаре 3-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива. 1997. С. 146). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору. С 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. О.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти О. был установлен не позднее 1836 г.

http://pravenc.ru/text/2578431.html

Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. прославляется вместе с прп. Аммоном в 3-м тропаре 7-й песни канона. Общецерковное почитание М. было установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 65). День памяти М., как и мн. др. св. отцов Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 136. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 112, 288, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 352; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 21-22, 64-65; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 661; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 112; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описание М. представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовский подлинник) кон. XVIII в. (без указания памяти, в Соборе Киево-Печерских святых). В стандартной характеристике святых этого Собора М. выделяется жестом, к-рый, впрочем, не свойственен для затворнического подвига преподобного; «Сед, плешив аки Никола (свт. Николай Чудотворец.- Авт.), на плечах клобук черн, риза преподобническия, испод дичь, в правой руке персты вверх» (БАН. Строг. 66. Л. 17 об.- «левыя страны», 35-й).

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Местная канонизация М. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры (1684-1690; впосл. митрополит Киевский), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. прославляется в 6-м тропаре 7-й песни канона. Общецерковное почитание М. установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено издавать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные месяцесловы. С 1843 г. началось празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропарь и кондак М. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 70). Введение дня памяти М., как и многих др. святых отцов Дальних пещер, приходится на период между 1868 и 1875 гг. (впервые указан в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875)). Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 137. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 180; [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 111, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 358; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 25, 70; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22-23; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 661; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 166-167; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 71, 137, 138; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 475. М. В. П. Иконография В Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) кон. XVIII в. описание облика М. включено в Собор Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): «В стихаре, кадило в правой руке, левая молебна, рус, власы и брада Никиты мученика, косы на правом плече, стихарь бакан, испод лазорь, зрит назад, уларь (орарь) на левом плече» (БАН. Строг. 66. Л. 313 об.- «правая страна», 43-й).

http://pravenc.ru/text/2562458.html

Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как блаженный «воздержания рачитель» в 3-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., в соответствии с которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Там же. С. 55-56). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, установлен между 1868 и 1875 гг. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 134. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 223; Описание Киево-Печерской лавры. С. 112; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 18853. С. 15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261, 295; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 74; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 94; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 347-348. М. В. П. Иконография Описание облика П. содержится в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на плечах клабук черн, риза преподобническая дичь, испод бакан, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны», 32-й; то же в т.

http://pravenc.ru/text/2581807.html

Мощи Н. С. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Согласно результатам медико-антропологических исследований, проводившихся в 1988-1990 гг., Н. С. преставился в возрасте приблизительно 60-65 лет, имел рост 166 см (Дива печер лаврських. 1997. С. 93). Имя Н. С. указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 289); он также упоминается в 4-м тропаре 6-й песни составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Канона преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. 1997. С. 147). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. имя Н. С.) в общецерковные московские Месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Н. С. был установлен не позднее 1836 г. Для Н. С. составлена особая служба ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 106); кроме того, он упоминается в 6-м тропаре 4-й песни «Службы Собору преподобных отцов Печерских, их же нетленные мощи в Ближней пещере почивают» (Минея (МП). Сент. 2003. Ч. 1. С. 824; см. также: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763). Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 108-110; Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик, Волоколамский патерик. М., 1999. С. 25-27.

http://pravenc.ru/text/2577577.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010