Можайское. Казанской иконы Божией Матери, моленная (1995), Древлеправославная Поморская Церковь Нижнемарьино. Николая Чудотворца, старообрядческая моленная (2011), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Прогорелое. Казанской иконы Божией Матери, церковь (1910), Петропавловское благочиние Старая Криуша. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (1863), Петропавловское благочиние Забайкальский край Доно. Николая Чудотворца, церковь (1851), РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Харагун. Андрея Первозванного, церковь (2014), Читинское благочиние Черемхово. Николая Чудотворца, церковь (1910), утрачена . Чита. Аввакума протопопа, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Ивановская область Вичуга. Николая Чудотворца в Новой Гольчихе, церковь (1868), утрачена . Вишня. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Золотилово. Василия Великого, церковь (1895), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Золотилово. Василия Великого (старая), церковь (1914), утрачена . Кинешма. Неизвестная моленная (1798), утрачена . Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1904), Монастырское благочиние Пестяки. Троицы Живоначальной, церковь (1905), утрачена . Приволжск. Казанской иконы Божией Матери, часовня (1882), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1880), Единоверческие храмы Шуя. Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь (1906), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Иркутская область Иркутск. Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне), церковь , Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (1906), утрачена . Моты. Симеона, Киприана и Иосифа, святых мучеников Иргенских со дружиною, часовня (2013), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Моты. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковь (2015), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Казахстан Бобровка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (1994), Белокриницкое согласие

http://sobory.ru/oldbelief/

А. А. Романова Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий ) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское ( Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/468877.html

Файл 28779.jpg:   Размер: 1346x1346, 1.81 MPix, 518 Kb. Дата: 2017-02-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (237) , (4) . Описание: Богоматерь с младенцем на троне. XIX век. - Поморский храм Знамения Пресвятой Богородицы, С.-Петербург. " «Богоматерь с младенцем на троне», часто в описях именуемая «Печерской», что, впрочем, не совсем верно, находилась в центральной части. " Файл 31816.jpg:   Размер: 436x640, 0.28 MPix, 115 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (0) . Описание: Богоматерь тронная в раме с 20 клеймами истории иконы Период создания: XVIII в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: Вертикальный размер: 63. Горизонтальный размер: 48,5, рама 200 х 103 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 16964015 Номер по ГИК (КП): ЯХМ-53403/1260 Инвентарный номер: И-1405 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " В среднике Богоматерь в красном мафории и си[...] Файл 33842.jpg:   Размер: 404x800, 0.32 MPix, 68 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (130) , (2) . Описание: 23 июня — празднуется память перенесения списка с чудотворной иконы Божией Матери «Печерская» в город Череповец. Краткая история появления образа со списка чудотворной Печерской иконы Божией Матери в г. Череповце: в 1829 году крестьянской вдовой из с. Степановского был сделан список с чудотворной иконы Божией Матери «Печерская». Его доставили из г. Ярославля в д. Матурино, а затем 10 июня по старому стилю (23 июня по новому стилю) 1830 года (мое замечание: Ярославская прославлена в 1823 г.) [...] Файл 34421.jpg:   Размер: 768x1024, 0.79 MPix, 168 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (92) , (2) . Описание: г. Череповец список с чудотворной иконы Божией Матери «Печерская». Многие череповчане стали совершать паломничества в Ярославль, где, прикладываясь к чудотворному образу, получали исцеление от мучивших их недугов. В числе этих паломников оказалась и крестьянская вдова Татьяна из села Степановского, которая в 1829 году заказала список с чудотворного образа. Причем сделала это «по обещанию», т.е. скорее всего женщина получила или надеялась получить помощь от Царицы Небесной после молитвы пер[...]

http://pravicon.com/icon-250

Ист.: Крылов А. Село Смоленское на Бору, что прежде Смоленский муж. мон-рь//Ярославские ЕВ. 1860. 24. Ч. неофиц. С. 214-220 (отд. изд.: Ярославль, 1860); Владимирский Г., свящ. Повесть о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери, называемой Одигитрии, и о создании мон-ря, в трех верстах от г. Ярославля, за Волгою рекою во имя Ея//Там же. 1877. 6. Ч. неофиц. С. 41-46; Сказание о иконе Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Одигитрия, иже обыче нарицатися Смоленския, и о создании мон-ря во имя Ея//Там же. 1892. 20. Ч. неофиц. Стб. 310-317; Руди Т. Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, мон-ря под Ярославлем//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 378-383. Лит.: Лествицын В. И. Романовские моленные часовни, с гробницей Онуфрия юродивого, в 1739 г.//Ярославские ГВ. 1871. 51. Ч. неофиц.; Мизеров А., свящ. [Могила Романовского юродивого Онуфрия блаженного]//Ярославские ЕВ. 1879. 42. Ч. неофиц. С. 336; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. Стб. 569; Горшкова В. В. Иконы Толгской Богоматери со «Сказанием» в музейных коллекциях Ярославля//СРМ. 1993. Вып. 5. С. 92-95; Христианство: ЭС. 1995. Т. 3. С. 660; Шабасова О. И. Культурные и ист. традиции Толгского мон-ря по мат-лам ярославской книжности XVII-XVIII вв.//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство: Ст., реф., публ. СПб., 1997. Вып. 1. С. 38-47; Руди Т. Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, мон-ря под Ярославлем//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 359-384. Т. Р. Руди Иконография Изображение О. в настоящее время известно только на клеймах уникальной выносной иконы XVIII в. (ЯИАМЗ. ЯМЗ-40907), к-рая происходит, вероятно, из Смоленского, что на Бору, мон-ря, находившегося под Ярославлем (сведений о происхождении иконы в учетных документах музея нет). В центре лицевой стороны - прямоугольная выемка для вставки иконы (не сохр.); по сторонам предстоят на облаках архангелы Михаил и Гавриил; вверху - образ Св. Троицы (Сопрестолие). Навершие иконы декорировано орнаментом с Голгофским крестом. На оборотной стороне помещен образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни.

http://pravenc.ru/text/2578459.html

Угличский Воскресенский муж. мон-рь, преобразован из прихода в 1999 г. Наместник — иером. Димитрий (Горбатюк). 4 насельника. 152615, Ярославская обл., г. Углич, Советская пл., 4. Тел.: (08532) 2-22-50; Ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь, основан в 1610 г., закрыт в 1918 г., возрожден в 1998 г. Святыни: мощи свт. Агафангела (Преображенского), чудотворная Ярославская Казанская икона Божией Матери. Настоятельнца — игум. Михаила (Сафонова). 17 насельниц. 150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, 19а. Тел.: (0852) 72-77-51. Учебные заведения: Ярославское духовное училище, открыто в 1994 г., переведено в 2003 г. в г. Ростов Великий, ректор — прот. Елеферий Колодезный, трехлетнее обучение, 150 учащихся. 152150, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44; православная гимназия, г. Ярославль; 45 воскресных школ. Церковные СМИ: газета «Ярославские епархиальные ведомости», ежемесячная, 3 тыс. экз.; телепрограмма «Свеча», ежемесячная, ГТРК «Ярославия»; радиопрограмма «Родник», ГТРК «Ярославия». Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл В миру – Наконечный Михаил Васильевич. Родился 15 мая 1961 г. в пос. Верхнечусовские Городки Чусовского р-на Пермской обл. в семье рабочих. В 1978 г. окончил среднюю школу. 25 октября 1980 г. пострижен в монашество, 26 октября рукоположен во иеродиакона, 6 мая 1981 г.— во иеромонаха. С 26 октября 1980 г. служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира, с 6 мая 1981 г.— в Троицком соборе г. Александрова Владимирской обл., с 1 июня 1982 по 29 марта 1984 г.— настоятелем в Никольском храме г. Киржача и благочинным Киржачского округа Владимирской епархии. 7 апреля 1984 г. возведен в сан архимандрита. В 1986 г. заочно окончил МДС. С 29 марта 1984 г. настоятель Успенского кафедрального собора Владимира, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинный Владимирского округа, с 10 июня 1987 г. настоятель Феодоро-Тироновского кафедрального собора г. Кишинёва, секретарь митрополита Кишинёвского и Молдавского, благочинный Кишинёвского округа, с 7 июля 1989 г. секретарь митрополита Тульского и Белёвского, благочинный Тульского городского округа. С 9 октября 1995 г. настоятель Никольского храма в Туле.

http://sedmitza.ru/text/814538.html

Файл 32530.jpg:   Размер: 594x624, 0.37 MPix, 68 Kb. Дата: 2018-08-30, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (76) , 1 (1) . Описание: Чудотворный образ Святогоровой Казанской иконы Божией Матери также см. http://pravicon.com/image-29097 http://pravicon.com/image-32530 Файл 32849.jpg:   Размер: 567x725, 0.41 MPix, 159 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (70) , 1 (1) . Описание: Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни г. Всеволожска " 26 марта 2017 года, по окончании Божественной литургии, в нашем храме произошло замечательно событие. Глава МО «Город Всеволожск» Гармаш С.А. передал для поклонения верующих Казанскую икону Божьей Матери, которая более 200 лет хранилась в семье основателей нашего города – князей Всеволожских. Эта икона была поспешно вывезена во времена лихолетья, и все эти годы хранилась во Франции у их потомков. Осенью прошлого года она была во[...] Файл 32850.jpg:   Размер: 2448x3264, 7.99 MPix, 4064 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (100) , 1 (1) . Описание: в кафедральный храм Воскресения Христова посёлка Умба. Североморская епархия. История этого двухсотлетнего образа началась в Ярославской губернии, где почти столетие он был одной из почитаемых святынь неизвестного нам храма. В годы советского лихолетья, когда церкви повсеместно закрывались и разрушались, образ Пречистой оказался в одной богобоязненной крестьянской семье. Боясь потери святыни в ходе «раскулачивания», благочестивые хранители вынуждены были закопать икону в огороде, где она прол[...] Файл 33123.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 411 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (71) , 1 (2) . Описание: история обретения старооскольского списка Казанской иконы Божией Матери. В Свято-Троицком храме находится самый старинный и почитаемый в Старом Осколе список иконы Казанской Божией Матери. Да и сам храм относится к наиболее древним на Белгородчине. В этом году ему исполнилось 275 лет. В первой половине XIX века к храму был пристроен придел и возведена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. До революции с иконой постоянно совершались крестные ходы, а прихожане настолько часто просили п[...]

http://pravicon.com/icon-137-photo

Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве - образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери. Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).

http://pravenc.ru/text/187063.html

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. Полтавская битва В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки . В 1721 году царь Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург , где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре , а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте . В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор . Отечественная война В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. Утрата и списки До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре . В ночь на 29 июня 1904 года чтимый образ был украден из обители. Известие потрясло Россию и явилось предзнаменованием предстоящих испытаний. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждения. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев .

http://drevo-info.ru/articles/7646.html

Не решая вопроса о ее принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре. Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах. С переносом царского дворца на новое место в 60-е г.г. XVIII в. церковь становится приходским храмом Коломенского. В советское время в 1941-1942 г.г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались. 27 июля 2012 г. состоялось освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Державная». http://kolomenskoe.prihod.ru/category/o-xrame/ Храм Казанской иконы Божией Матери - бесстолпный, пятиглавый храм середины XVII в. Расположен на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Коломенское», в районе Нагатинский Затон, в бывшем подмосковном селе Коломенском. Южный придел освящен в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, северный - великомученика Димитрия Солунского. Главная святыня - икона Божией Матери «Державная». В 1649 г. в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича (первый сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской) было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце. Есть все основания предполагать, что строительство деревянного храма было начато в 1649 г. и окончено около 1650 г. Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года. Можно с уверенностью говорить, что к 1671 г. именно каменный, сохранившийся до наших дней, Казанский храм уже был построен и освящен, действовал и переход к нему из царского дворца. С большой долей вероятности в качестве времени постройки кирпичного здания Казанского храма можно принять период с 1662 по 1670 г., а датой освящения храма полагать 27 ноября 1670 г.

http://sobory.ru/article/?object=03299

Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда. Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона. Феодоровская летняя церковь Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…». Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.

http://sobory.ru/article/?object=05715

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010