Сутковцы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм-крепость Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1467. Адрес: Украина, Хмельницкая обл., Ярмолинецкий р-н, с. Сутковцы Координаты: 49.176835, 26.932136 Проезд:От шоссе Хмельницкий - Черновцы по указателю на церковь Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покровская церковь-замок, XIV-XV, XVIII вв. Построена как оборонительное сооружение. В 1476 г. перестроено под церковь с устройством в первом ярусе кирпичных сводов на нервюрах и готических щипцов над вторым ярусом центрального объема. Во второй половине XVIII в. над притвором была поставлена двухъярусная деревянная колокольня с барочной главкой. В 1894 г. сооружение подверглось переделке с разборкой щипцов, после чего утратило древние готические и барочные формы. По объемно-планировочному решению относится к типу четырехконховых сооружений: с центральным объемом (10X11 м) и четырьмя примыкающими к нему полукружиями. Западное полукружие по фасаду и на всю высоту стен раскреповано прямым участком в 3,8 м. Стены каменные толщиной 1,5-1,6 м. Перекрытия над первым ярусом представляют собой систему кирпичных коробовых и конховых сводов с распалубками на нервюрах. В центральном объеме они опираются на столб, образуя по его углам пучок расходящихся нервюр; в полукружиях, отделенных от центрального объема подпружными арками, подобие звездчатого свода. В местах опирания нервюр заложены консольные блоки различного рисунка, в шелыге — замковые камни с геральдическими щитами. Лестница на второй этаж внутристенная, каменная. Фасады первоначально были покрыты затиркой охристого цвета с добавкой толченого кирпича. Памятник является произведением строительного искусстве XIV-XVIII вв., не имеющим аналогов по своему архитектурно-планировочному решению. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 233-234, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г. " В 1407 году, - пишет Г.Г. Павлуцкий в своём исследовании " Деревянные и каменные храмы " (1905), - великий князь Витовт пожаловал венгерскому выходцу Хотьку Кроату Ярмолинцы с окружающими сёлами, в числе которых были Сутковцы; принадлеже имения между наследниками...

http://sobory.ru/article/?object=04842

С 1975 года, с приходом на Винницкую кафедру епископа Агафангела (Саввина), в Подолии начинается духовное возрождение - оживляется деятельность приходов, рукополагаются во священнический сан более 200 человек, открывается более 200 новых храмов. С благословения епископа в 1989 году в Хмельницком начинается и строительство нового Свято-Покровского собора. В 1990 году Хмельницкая епархия вновь обретает собственного архиерея и включает в себя всю Хмельницкую область. 22 июня 1993 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви из Хмельницкой епархии была выделена самостоятельная Каменец-Подольская. По мере укрепления церковной жизни и умножения приходов вскоре было решено вновь разделить епархию. Так, синодальным решением от 31 мая 2007 года из состав Хмельницкой была выделена самостоятельная Шепетовская епархия, а Виньковецкий и Ярмолинецкий районы Хмельницкой области из Каменец-Подольской были переведны в Хмельницкую епархию. После этого переустойства епархия объединила приходы и монастыри на территории Виньковецкого, Волочисского, Деражнянского, Красиловского, Летичевского, Староконстантиновского, Старосинявского, Хмельницкого и Ярмолинецкого районов Хмельницкой области. Населённые пункты [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Преображенский женский монастырь (Головчинцы) [ править править код ] Преображенский женский монастырь По местному преданию, монастырь основали иноки-пустынники, поселившиеся здесь в землянках. Под 1540 г. обитель впервые упоминается в исторических документах. Из-за близкого расположения к Меджибожу монастырь часто называли Меджибожским. В XVIII в. он стал униатским, в 1795 г. был возвращен православным. В кон. XVIII в. обитель выгорела при пожаре, погиб известный с 1760 г. деревянный храм Преображения Господня, вместо которого в 1809 г. был построен одноименный каменный. В 1922-1924 гг. обитель закрыли и отвели под детдом. Затем разобрали колокольню. Часть монашествующих оставались здесь до 1935 г. За месяц до их изгнания, в здании, известном как «дом священника» и уцелевшем доныне, был крещен младенец Виктор Сабодан из соседнего с. Марковцы – будущий Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В 1941 г. в обитель вернулись инокини, но в 1944 г. ее вновь закрыли. В 1944 г. попаданием снаряда были разрушены остатки храма свт. Николая. В том же году на территории монастыря появилась могила погибших советских воинов. После войны здесь разместился детский специнтернат, соорудивший в 1980-х гг. ряд новых строений.

http://azbyka.ru/palomnik/Хмельницкая_об...

деятельности в регионе был каменец-подольский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . В нач. XVII в. в ходе борьбы против унии в Подолье были учреждены новые обители: в частности, в 1616 г. в Виннице был создан Преображенский муж. мон-рь. К нач. XX в. в Подолье сохранялись древнейшие правосл. храмы: Иоанно-Предтеченская (кон. XVI в.) и Петропавловская (1580, сохр. до наст. времени) церкви в Каменце-Подольском, Покровская ц. (кон. XV в., сохр. до наст. времени) в с. Сутковцы совр. Ярмолинецкого р-на Хмельницкой обл., Троицкая ц. (1521) в мест. Зиньков (ныне село Виньковецкого р-на Хмельницкой обл.), Иоанно-Богословская ц. (1659) в с. Щедрова (ныне пос. Летичев Хмельницкой обл.), ц. вмц. Параскевы (1675) в с. Паланка (ныне Томашпольского р-на Винницкой обл.). Не позднее 1618 г. в унию перешли правосл. священники Матфей и Андрей из Шаргорода, грамоту с осуждением деятельности к-рых 30 сент. этого года издал Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В авг. 1621 г. казаки убили шаргородского униатского протопопа Матфея, после его смерти униат. протопопия продолжала существовать. В 1626 г. в Шаргороде служил протопоп-униат Андрей Копытинский, тогда же в городе жили 2 правосл. священника, так что полного отпадения Шаргородской протопопии в унию не было, хотя униатам покровительствовал местный магнат Т. Замойский, который грамотой от 3 авг. 1622 г. освободил принявших унию жителей Шаргорода от всех налогов и повинностей. В др. частях Подолья священники и прихожане исповедовали Православие. Митр. Иов (Борецкий) , управлявший церквами Брацлавщины, 9 нояб. 1626 г. учредил Воскресенское братство в Немирове. В XVII в. в Каменце были известны правосл. братства: при кафедральной Троицкой ц. (с 1603), при Иоанно-Предтеченской ц. (с 1606), при Покровской ц. (с 1672). 2 апр. 1635 г. кор. Владислав IV Ваза дал грамоту шляхтичу М. Кропивницкому на основание в Виннице правосл. Благовещенского жен. мон-ря. При обители была учреждена школа, к-рая в 1639 г. была выведена из Винницы по требованию иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В Каменце-Подольском еп. Дамаскина приняли дружелюбно, архиерей обсудил с гебитскомиссаром и председателем городской управы вопросы устройства кафедры. Местные власти и духовенство помогли найти помещение для консистории. 1 июля 1942 г. консистория начала работу, в нее входили священники Г. Радкевич, М. Карашевич, С. Либацкий и бухгалтер К. Демкевич. Первым делом консистории стал подбор священников на приходы, каждый иерей должен был окормлять 5-6 приходов. Важнейшей задачей стало противодействие униат. экспансии в регионе, униатам удалось захватить все храмы пос. Сатанов и ряд церквей Сатановского р-на. В первую очередь необходимо было назначить правосл. иереев на приходы по р. Збруч - на границе между правосл. и униат. Церквами. Туда набирались опытные священники, способные вести миссионерскую работу. К кон. 1942 г. в Каменец-Подольской обл. не осталось ни одного униат. священника. Для подготовки священнослужителей Каменец-Подольская консистория организовала 6-месячные курсы, на к-рых учились 35 слушателей. Разрешение на открытие курсов еп. Дамаскин получил в сент. 1942 г. По благословению еп. Дамаскина в 1942 г. были возрождены жен. мон-ри: городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Сатановский Свято-Троицкий. В нач. 1942 г. еп. Дамаскин обратился в администрацию генерал-комиссара с планом автономии Каменец-Подольской епархии в составе автономной УПЦ. Действия еп. Дамаскина стали ответом на попытки Поликарпа (Сикорского) создать в Каменце-Подольском епархию УАПЦ. План еп. Дамаскина был поддержан главой автономной УПЦ митр. Алексием (Громадским), с которым Каменец-Подольский епископ состоял в переписке. В мае 1942 г. по распоряжению гебитскомиссара Райндля еп. Дамаскин созвал съезд духовенства Подольской епархии, на заседания были приглашены 120 священников, 60 диаконов, 11 псаломщиков, 34 представителя общественности и органов власти. К тому времени приходами епархии руководили 11 благочинных: Сергий Петропавловский (Виньковецкий р-н), Павел Заболотный (Миньковецкий р-н), Филарет Калицкий (Сатановский р-н), Иоанн Кислевич (Орининский р-н), Андрей Наконечный (Барский р-н), Сергий Лисак (Михалпольский р-н), Владимир Ходацкий (Новоушицкий р-н), Евфимий Марчук (Ярмолинецкий р-н), Дамиан Черкасский (Чемеровецкий р-н), Василий Левицкий (Дунаевецкий р-н) и настоятель каменец-подольского кафедрального собора прот.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Кармелитский костел в честь Девы Марии в Каменце-Подольском. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В 1717 г. еп. Стефан Рупневский разделил епархию на 4 деканата (Дунаевецкий, Язловецкий, Меджибожский и Сатановский). В 1758-1765 гг. в Подолье было насильственно переведено из униатства в лат. обряд свыше 1 тыс. чел. В 1793 г. в Подолье насчитывалось 1442 униат. прихода и 5 мон-рей, а также 102 римско-католич. прихода, 27 муж. и жен. монастырей. Наиболее крупными являлись католич. мон-ри в Каменце: доминиканский (кон. XIV в.), францисканский (кон. XIV в.), иезуитский (1611), кармелитов босых (1653), бонифратров (1667), тринитариев (1699). Имелись католич. мон-ри и в др. городах Подолья: доминиканские - Барский (1598), Летичевский (1606), Шаравский (Шаровский, 1607), Тывровский (1612), Мурафский (1612), Черленковский (1624), Тульчинский (1636), Пилявский (1640), Соколецкий (1723), тринитариев - Брацлавский (1730), Браиловский (1744), капуцинов - Збрижский в Каменецком у. (1744), Винницкий (1745), Дунаевецкий (1751), а также Городокский монастырь сестер милосердия (шариток) (1754), Барский кармелитский мон-рь (1759), Ярмолинецкий бернардинский мон-рь в Каменецком у. (1762). Наибольшее число католич. приходов и мон-рей действовали в зап. Подолье, в Каменецком, Проскуровском, Ушицком уездах. Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) Армянская икона Божией Матери. Гравюра. 1895 г. (ГПИБ) В 1795 г. указом имп. Екатерины II Каменец-Подольский католич. диоцез был ликвидирован, почти все католич. мон-ри закрыты, образована католич. Летичевская епархия. Римский папа не признал это преобразование, и в 1798 г. имп. Павел I восстановил католич. Каменец-Подольскую епархию в составе Могилёвской митрополии. Несмотря на меры правительства по ограничению присутствия католич. Церкви в Подолье, количество лат. приходов здесь увеличилось, по-видимому за счет перехода в лат. обряд униатов. В 1800 г. в Каменце-Подольском для новообращенных был построен костел на польск. кладбище. В 1811 г. римо-католики отдали не имевшей храма униат. общине Каменца армяно-католич. Благовещенскую часовню, которая в 1811-1839 гг. действовала как униат. Никольский храм.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Николаевская ц. в Каменце-Подольском. Гравюра А. Зубчанинова. 1895 г. (ГПИБ) Николаевская ц. в Каменце-Подольском. Гравюра А. Зубчанинова. 1895 г. (ГПИБ) Решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. в результате разделения Хмельницкой и Каменец-Подольской епархии была основана К.-П. и Г. е., к-рую возглавил архиеп. Никанор (Юхимюк) . При учреждении епархии ее территория была больше современной: она включала Виньковецкий и Ярмолинецкий районы, которые в 2007 г. были переданы Хмельницкой кафедре. В 1993 г. в Каменце-Подольском была закончена реставрация кафедрального собора во имя вмч. Георгия на Польских фольварках. В дек. 1994 г. власти передали епархиальному управлению бывш. архиерейский дом и Успенский храм (в постройках францисканского мон-ря, упраздненного в 1799). В 1995 г. в Каменце-Подольском отмечалось 200-летие Подольской епархии при участии митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) , к-рый освятил крест на месте разрушенного в 1935 г. собора во имя св. кн. Александра Невского; возведение нового Александро-Невского собора закончилось в 2011 г. После кончины архиеп. Никанора 4 апр. 1997 г. на Каменец-Подольскую кафедру 15 апр. был назначен еп. Феодор (Гаюн). В честь 2000-летия Рождества Христова были построены храмы: во имя прп. Иова Почаевского и в честь Воскресения Христова в Каменце-Подольском, в честь Почаевской иконы Божией Матери в Городке. В 1993-2011 гг. в епархиальном центре было возведено 11 храмов, в Каменец-Подольском р-не - свыше 60 храмов. В 2002 г. епархию вновь посетил митр. Владимир (Сабодан). В 2004 г. в Каменец-Подольский со Св. Горы Афон был принесен список чудотворной Иверской иконы Божией Матери, выполненный по заказу еп. Феодора. С 2009 г. епархиальное управление издает ж. «Православный взгляд». В епархии действует правосл. братство во имя свт. Николая Чудотворца. Расколы на территории К.-П. и Г. е. На территории епархии действуют приходы УАПЦ (3 общины в Каменце-Подольском, 2 прихода в районе) и УПЦ КП (7 приходов в Каменце-Подольском, 2 прихода в районе). 23 июня 1991 г. во «епископа Каменец-Подольского и Хмельницкого» УАПЦ был «хиротонисан» Антоний (Фиалко) , в следующем году он вернулся в УПЦ и стал управляющим Хмельницкой епархией. До 2010 г. Каменец-Подольский был 2-м кафедральным городом одного из «архиереев» УАПЦ - Романа Балащука, имевшего титул «митрополит Винницкий и Хмельницкий». С 2011 г. консисторию в Каменце-Подольском имеет «епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский» УАПЦ Адриан Кулик. Часть общин УАПЦ в регионе перешла в «обновленную УАПЦ» (основана в 2005) во главе с «архиепископом» Ю. А. Исиченко.

http://pravenc.ru/text/1470091.html