Санкт-Петербург. Собор Воздвижения Креста Господня. Казачий Крестовоздвиженский собор; Ямская Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь - по названию одного из приделов храма. В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века. Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный - во имя Святителя Николая Чудотворца и южный - во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви - во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены - во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга - важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

http://sobory.ru/article/?object=01671

809 ...в мсто, еже нын зовомо Старая Рязань... – В 1237 г. во время Батыева нашествия столица Рязанского княжества – город Рязань – был разгромлен. В середине XIV в. столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который в 1778 г. был переименован в Рязань. В настоящее время на месте Старой Рязани, на высоком берегу реки Оки, в пятидесяти километрах юго-восточнее современного города Рязани, находится городище. 810 Князь же рязанский Олег... – В истории Рязани было два князя с этим именем: Олег Игоревич, который правил в Рязани в 1252–1258 гг., и Олег Иванович (1350–1402). 811 ...тако пребысть мурамская епископья в Рязани; нарицает же ся и по днесь Борисоглбская. – Рязанская епископия была учреждена в начале XIII в. и находилась всегда в Рязани. Епископской кафедры в Муроме, откуда якобы Василий был изгнан, на самом деле никогда не было. Муром входил в Рязанскую епископию до 1764 г., когда был переведен во владимирскую епархию. Борисо-Глебский собор был выстроен в Старой Рязани еще в XII в. (очевидно, в 1112–1115 гг.), что позднее и послужило отчасти основанием назвать рязанскую епархию – Борисоглебской. Ни в одном историческом источнике не упоминается о существовании в самом Муроме Борисо-Глебской церкви. Известен только Борисо-Глебский монастырь, находившийся в семнадцати км от города. 814 ...овогда бо оброки дающе сребром, овогда же ямская собраниа... – К середине XVI в. в России денежный оброк был наиболее обременительной формой ренты, размеры которой все возрастали. Ямская повинность была основным налогом, который поступал в царскую казну. В Русском государстве существовала ямская повинность тяглового сельского и городского населения по обеспечению перевозок администрации, послов, государственных грузов. Ямская повинность была в деньгах и в натуральной форме. По мнению Ермолая, ямскую повинность должны были бы нести те городские жители, которые занимаются торговлей. 815 ...егда б Иосиф вь Египте, строяше все Фараона-царя бытие... И емляше у жнущих жита пятую часть... Иосиф бо, пишется, продан бысть в Египет на тридесять сребреник во образ Господень. – Иосиф, сын Иакова от Рахили, согласно Библии, был продан братьями в рабство за двадцать серебреников ( Быт. 37, 28 ; Ермолай, видимо, по ошибке назвал тридцать серебреников). Впоследствии Иосиф по поручению фараона стал фактическим правителем Египта ( Быт. 41 ). Ермолай, предлагая ввести натуральную ренту для крестьян в одну пятую часть урожая, как на образец ссылается на библейский рассказ об Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долгое время Никольский храм стоял заброшенный и заколоченный. С годами он всё больше ветшал и разрушался. В 1992 году Николо-Ямская церковь была возвращена Рязанской епархии в фактически полуразрушенном состоянии. Необходимо было делать срочный ремонт, который затянулся на несколько лет. 30 октября 2004 года в Николо-Ямском храме состоялось освящение и поднятие колоколов. После Литургии при большом стечении верующих был свершен крестный ход, а потом отслужен молебен с чином освящения колоколов для церковной колокольни. Главный колокол, весом 6 тонн, отлитый из сплава меди и олова на одном из Уральских заводов с иконой святителя Николая на средней части колокола является на сегодня самым большим в Рязани. На нем написаны имена благотворителей, способствовавших возрождению Николо-Ямского храма. Всего же звонница состоит из одиннадцати колоколов. С ноября 2009 года Николо-Ямской храм является архиерейским подворьем. В здании церкви располагаются: православная библиотека, читальный зал, епархиальные учреждения. В  Николо-Ямской церкви почивают мощи блаженной Любушки Рязанской, поклониться которым едут паломники со всей России, там же находятся две особо почитаемые чудотворные иконы: образ Божией Матери " Корчемная " и святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Старинная Никольская церковь вновь стала местом молитвы для всех верующих. По материалам церковных изданий http://www.ryazan-hram.ru/node/178 В 1788 году построена каменная пятиглавая с колокольней Новоямская Никольская церковь, в народе «Николо-Ямская», с главным престолом в честь святого Николая Чудотворца. В храме было ещё три придела: преподобного Мирона; в середине в арке над дверьми в церковь - придел во имя святого Григория Просветителя Великой Армении. В 1822 году была построена колокольня. Николо-Ямская церковь, сама по себе очень высокая, - своими пятью главками и колокольней с православным крестом видна была за несколько вёрст, даже с реки Оки. После 1917 года главки Николо-Ямской церкви, колокольня и старинный иконостас были разрушены. Колокола, иконы и вся церковная утварь реквизированы новыми властями. В святом храме устроен и долго действовал пивоваренный завод. В 1992 году, очень поврежденная, Николо-Ямская церковь возвращена Рязанской епархии. Было начато восстановление. Храм являлся подворьем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=07114

Из этих документов видно, что в царствование Михаила Феодоровича (†1614–1645 г.) в Тверской-Ямской слободе была церковь во имя Св. Василия Кесарийского „деревянная“ с ,,колокольницей“. При церкви жил причт церковный, и находилось еще 12 бобыльских келий. Далее – от церкви простиралась Ямская слобода (в одну линию – без боковых улиц), в которой кром ямщиков, жили царские „охотники“ и „прикащики“ (торговцы). Всего дворов было здесь 61, а „людей“ в них 230. По обоим сторонам слободы находились огороды и земля пахотная, принадлежащая ямщикам и охотникам и „Государственная“ (казенная), – а за слободою по обеим сторонам Тверской дороги была ямская земля пахотная, луговая и покрытая лесом 38 . В деле патриарших приказов под годом (7)145 (1637) Марта 7 записана еще следующая памятка, относящаяся к нашей церкви: „Ямские Тверские слободы – Васильевскому попу Федору на молебен 10 денег дано; пел молебен у себяж в слободе, у прикащика у Саввы Рогозинина в доме от нечистого духа“. 9) 39 . 29 Бобыль – крестьянин, без собственной земли, – человек неимеющий своего, живущий в чужом доме. (См. Ист. опис. ц. Рожд. Богор., въ Бутырк. Прот. А. Ансерова, стр. 10). 30 Л. 373 об. Тверская-Ямская слобода. Храм во имя Василия Кисарейского, под ним церковной земли кладбища в длину 24 сажени, поперег 15 сажень. Двор попа Федора в длину 7 саж., огороду длина 6 саж. и всего двору и огороду длина 13 саж. поперег 8 саж. Двор дьячка Ивашка Яковлева (374 л.) в длину 5 саж., огороду длина 12 саж. поперег 6 саж. Двор проскурницы Овдотицы в длину 3 саж. с полусаженью огороду длина 8 саж. и всего двора и огорода длина 11 саж. с полусаженью, поперег 4 саж. с полусаженью. Дворъ понамаря Трофима в длину 5 саж., поперек 4 сажени. Двор на церковной земле бобыля (374 об.) Гришки пастуха в длину 5 саж. с полусаженью, огорода длина 7 сажень с полусаженью, и всего двора и огорода длина 13 саж. поперек 5 саж. Двор бобыля Аникейка на поповской земле на пашенной в длину 7 саж. с полусаженью, поперек 3 саж. с полусаженью“. . (Опись 34 Викторова, А» дела 1161. Моск. Отд. Общ. Архива Мин. Импер. Двора).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Церкви, пусть с благоговением прочтется, по крайней мере, в течение св. четыредесятницы.    Преподобный и Богоносный отче наш Иоанне! Моли Христа Бога, да пошлет Он нам силы и ревность шествовать вслед за тобою по степеням духовной лествицы, возводящей на небо, шествовать особенно в настоящие дни поста и покаяния. Аминь. Слово в неделю пятую Великого поста, сказанное в Предтеченск...     «Образ покаяния тебе имуще, всепреподобная Марие, Христа моли, во времени поста, сему нам дароватися» (Светилен).    Мы видели образ поста и молитвенных подвигов, нам близкий и доступный, в лице преподобного Иоанна Лествичника. Ныне пред нами образ покаяния так же близкий и доступный, в лице преподобной Марии Египетской. Кто не знает дивной жизни этой дивной жены? Кто не знает, в какую глубину зол она низошла, на какую высоту добродетелей потом взошла и как совершился этот поразительный переход? Не станем же разсказывать то, что известно всем, а изложим только, какия главныя истины, относящияся к подвигу покаяния, напоминает нам эта поучительная жизнь.    Первая истина та, что покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы ни долго уже мы служили беззаконию, как бы ни укоренились и ни застарели во зле, — мы всегда можем очувствоваться и обратиться к Богу с молитвою о помиловании. Семнадцать, самых свежих и цветущих, лет своей жизни Мария предавалась грехам нераскаянно. И как предавалась? Каким грехам? Казалось, она потеряла всякий стыд; казалось, она совершенно изгнала из сердца своего страх Божий, совершенно заглушила в себе голос совести. Имя Марии было покрыто всеобщим позором. Однакож и эта, повидимому, погибшая душа могла покаяться: отчего же не покаяться и нам? Может быть, наши грехи менее грехов Марии: тем легче для нас покаяние. А если даже не менее, если даже более? Мария пришла в себя и начала каяться, когда стремилась в храм, чтобы поклониться животворящему древу креста Господня: св. крестъ — этот якорь спасения для грешных всегда с нами; «кровь» Иисуса Христа, распятого на кресте, способна очистить нас «от всякого греха» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Наступление части русских войск, и отступление неприятеля осуществлялось по Старой Смоленской дороге. В черте города она проходила от Московской заставы по улице Большой Московской, выходившей на Торговую площадь. С площади за мостом через реку Вязьму она переходила в Смоленскую улицу, шедшую до Смоленской заставы у границы города. После боя, в ночь с 22 на 23 октября на опушке леса у Смоленской заставы стали лагерем наши войска. В настоящее время деревни Ямская Слобода и Плетниковка, между которыми находилась Смоленская застава, вошли в состав города. Сохранилась каменная церковь в честь Рождества Христова (Ямская) построенная в 1763 году иждивением прихожан на собственной земле. Имела два придела: северный во имя великомученика Димитрия Солунского и южный - преподобного Нила Столбенского. В настоящее время в ней размещается Вяземский филиал Смоленского государственного архива. (19) В своих дневниковых записях Арман де Коленкур, адъютант и сподвижник Наполеона отмечал, что при переправе через реку Вязьму пехотинцы 1-го корпуса устроили беспорядок, сильно помешавший отступлению. И с этого времени началась дезорганизация французской армии и все ее несчастья. (20) Вяземское сражение продолжалось с шести часов утра до семи часов вечера. В нем участвовало около 25 тысяч русских войск против 37 тысяч французов. Неприятель потерял в бою убитыми и раненными до 6 тысяч человек. С русской стороны убито 800 человек и 1500 ранено. Взято в плен 2500 французов, в том числе генерал артиллерии Пелетье, 3 полковника (среди них Морат - начальник главного штаба маршала Даву) и более 30 офицеров. В числе трофеев были 3 орудия, 2 знамени и большое количество обоза. Известны фамилии и имена нескольких военных священников, находившиеся в составе полков и соединений Русской армии во время Вяземского сражения. (21) Свидетелями сражения были сохранившиеся в Вязьме до нашего времени: Предтечев и Аркадиевский монастыри, Троицкий собор, Преображенская, Введенская и Екатерининская церкви. " Просвещенные " европейцы в 1812 году в Вязьме: сожгли 4, разорили 17 церквей, 56 домов и построек духовенства; в Вяземском уезде: повредили 56 церквей, из них - сожгли 3, разорили 38, 128 церковных домов. В " Смоленских губернских ведомостях " за 1846 год приведены данные об ущербе, понесенном городом. " При нашествии в 1812 году неприятеля, истреблены были в Вязьме все местные архивы, а с ними вместе и все источники к новейшей ея истории. Известно, что Вязьма обращена была почти в пепел. Здесь сожжено, как видно из официальных документов того времени, домов: каменных 127 деревянных 937; лавок каменных 320, деревянных 116, и сверх того 17 заводов и 40 каменных кузниц. Вообще жители претерпели разорения более чем на 5 миллионов рублей " . (22)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Прежде чем утвердить окончательную приписку Никольского прихода к Троицкому собору, сделано было предложение об этом Никольским прихожанам, которые, видя бедственное положение своей церкви и причта изъявили на это свое согласие. 3. Ямская Крестовоздвиженская церковь Ямская Крестовоздвиженская, или Предтеченская, а также и существующая при ней церковь Тихфинская, находятся в 2-м участке александро-невской части, у Воздвиженского моста, при пересечении Лигова канала Обводным. Лигов канал протекает с западной, а Обводный – с южной стороны церковной ограды. От Лигова канала ограда отделяется площадкою и набережного, а от Обводного – шоссейного дорогою и бичевником. На северной стороне, за переулком, находятся старые церковные дома, а на восточной – часть церковной ограды, арендуемая дровяным двором. За этим участком расположена Предтеченская, прежде, Моховая-Каретная улица, а потом – дома обывателей. Площадь церковной ограды, в 7,610 квадр. саж. называется, у местных жителей, погостом, на память о бывшем здесь кладбище. Ямщики, поселенные Петром I в новой столице и расположенные по берегу Лиговой, в старину «Черной» речки, сначала не имели ни храма, ни церк. причта и потому «чрез выборных своих людей, ямщиков Василья Федотова и Петра Кусова, с товарищами», просили Феодосия архимандрита Александро-Невского, заведывавшего дух. делами Петербурга, о разрешении построить, в слободе их, церковь во имя св. Иоанна Предтечи «на сборную сумму». Разрешение дано и для записи сбора на церковь , выдана тетрадь, за подписью Феодосия. По сборе денег церковь построена и, в 1719 гому, освящена наместником Александро-Невского монастыря, иеромонахом Варлаамом Голенковским. Церковь была деревянная. В 1730 г., 16-го октября, она сгорела со всею утварью. Между тем подле церкви, по указу Петра I, образовалось кладбище для жителей Московской стороны. По сему церковь была вдвойне необходима. В том же 1730 году, ноября 12, ямские священники Андрей и Ефрем Ивановы, с выборными от ямщиков Федором Леонтьевым, Степаном Карповым и Петром Нуцким, писали в Петербургское дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

38 Вот как можно представить себе состояние ямской слободы (при царе Михаиле Феодоровиче): „Выехав из ворот Земляного города по Тверской, путешественник, покидавший Москву, попадал в Тверскую-Ямскую слободу, состоявшую (при царе Михаиле Феодоровиче) из 60 дворов „ямских охотников“ т.-е. ямщиков, содержавших сообщение между Москвою и Тверью для надобностей Московского правительства. В слободе была своя церковь , вблизи которой стояли дворы причта; ямского прикащика и церковных бобылей, мелких ремесленников, живших на церковной земле. Все ямские дворы занимали совершенно одинаковое пространство по 15 сажен, в длину и ширину, да в „огороде и в огуменнике“ 25 сажен по длиннику и 15– в поперечнике. Ямская слобода была настоящей деревней. Ямские дворы были окружены пашней, занимавшей под самой слободой „и с тем, что под новой слободой меж старой Дмитровской и новой дороги“ 192 десятины. Влево ямская земля простиралась в перемежку с огородами московских обывателей до Кудринской слободы или „оселка“ и Волоцкой дороги, как называли в то время нынешнюю Большую Пресню“.,. (Окрестности до Петровской Москвы. Пр – доц. Ю. В. Готье, стр. 29. Москва в ея прошлом и настоящем. 1909 г.) 39 Что означает эта памятка? Духовенство москов. соборов, монастырей и некоторых приходских храмов пользовалось правом в дни своих храмовых праздников, по случаю освящения церквей и приделов в них, являться к Патриарху с крестом и св. водою, и получатъ деньги из казенного приказа так наз. праздничные или молебные деньги, обыкновенно в размере гривны. Но были оклады и в 6 денег. Оклад в 10 денег– это была милостивая дача (см. описание документов и бумаг, хранящихся в Моск. Архиве Минист. Юстиции. М. 1894 г. Кн. 9 л., стр. 241). Иногда Патриарх приезжал в приходские церкви, для обозрения их, при чем духовенством служился молебен, и получались „молебные деньги“. Но случая, надобного указанному в памятке, чтобы духовенство получало деньги за молебен, совершенный не в присутствии Патриарха, – мы не встретили нигде в делах патриарших приказов. Редкий случа, о котором говорится в памятке, можно представить себе в таком виде: служивший при нашей церкви (с 1632– 1642 г.) иерей Феодор донес патриарху о необычных проявлениях действия „духа нечистого“ в доме приказчика Саввы Рогозинина. Патриарх назначил совершение молебна, и может быть по особому чину. Засим, по получении донесения о совершенном молебствии, он и повелел выдать в награду за усердно выполненное о. Феодором его распоряжение, милостивую дачу из своей казны

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Женский, упразднённый. Находился в городе Суздали. Построен он по завещанию Преп. Евфросинии Суздальской, для пристанища женщинам и вдовицам. От него осталась одна пятиглавая церковь двухэтажная с папертями. В верхнем этаже – храм во имя Живоначальной Троицы, и при нём в южной паперти придел во имя Пресвятой Богородицы Печерская. В нижнем этаже – храм во имя Успения Пресвятой. Богородицы. Церковь сия сооружена Суздальскими именитыми гражданами Лихониными. Близ неё – колокольня. Ограда с восточной стороны каменная, а с прочих сторон деревянная, построена купцом Суздальским Осипом Изюмовым, в 1754 году умершим, потом иждивением Преосвященного Тихона, Епископа Суздальского, к каменной ограде пристроены богадельни. Троицкий Телегов монастырь См. Телегов Троицкий. Троицкий Туруханский монастырь См. Мангазейский Троицкий и Туруханский. Троицкий Тюменский монастырь См. Тюменский Троицкий. Троицкий Устьшехонский монастырь См. Устьшехонский Троицкий. Троицкий Филиппопранский монастырь См. Филиппопранская Троицкая пустынь. Троицкий Холуйский монастырь См. Холуйский Троицкий. Троицкий Царевококшайский монастырь См. Царевококшайский Троицкий. Троицкий Царевосанчурский монастырь См. Царевосанчурский. Троицкий Царицынский монастырь См. Царицынский Троицкий. Троицкий Чебоксарский монастырь См. Чебоксарский Троицкий. Троицкий Чигиринский монастырь См. Чигиринский Троицкий. Троицкий Шенкурский монастырь См. Шенкурский Троицкий. Троицкий Шуйский монастырь См. Шуйский Троицкий. Троицкий Яблонов монастырь См. Яблонов Троицкий. Троицкий Фёдоровский монастырь См. Фёдоровский Троицкий. Тропский Николаевский монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в Ярославской Епархии в Пошехонском уезде. Крестьян было за ним 483 души. Он упоминается ещё и в 1672 году. Трубчевская Ямская Предтечева пустынь См. Ямская Трубчевская Предтечева. Трубчевский Ильинский монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в Орловской Епархии в уездном городе Трубчевске и принадлежал к Синодальной области. Крестьян было за ним 66 душ. Трубчевский Спасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ямская Слобода. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1865. Называется и автор - малоизвестный архитектор Сверчков, и главный спонсор строительства - петроградский купец I гильдии Василий Федорович Мартынов. В храме было освящено 5 престолов (3 - в холодной церкви, 2 - в теплой): в холодной церкви - в честь Святой Троицы, Архистратига Божьего Михаила и трех Вселенских учителей и святителей Св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в теплой - в честь Великомученика Никиты и Смоленской иконы Божьей Матери. Иконы для церкви были подарены различными церквями Крестецкого уезда, который делился на три благочинных округа. К 1919 г. в них насчитывалось 39 храмов. При церкви существовала библиотека и церковно-приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки. http://krestcy.h1.ru/index.html Собор Святой Троицы. Его замечаешь сразу, как только въезжаешь в Ямскую слободу, а ныне улицу Ямскую в Крестцах. Невозможно не заметить этот величественный храм, как будто парящий над посёлком. Его видно отовсюду. С местом, на котором построен собор Святой Троицы, связана любопытная легенда. Неизвестно, насколько она правдива, но местные старожилы рассказывают, что якобы убили на этом месте юродивого. Кто убил и за что, легенда не донесла, а вот что место это особенное, " заговорённое " , жители помнят. Из-за этого, будто, и судьба у собора несчастливая. А история его такова. В 15 веке велением Ивана III по всему тракту Москва-Новгород через каждые 20-25 вёрст были учреждены станции - ямы. Появились на " государевой " дороге ямы в Валдае, Едрове, Яжелбицах, Крестцах, Зайцеве. Позднее в наиболее крупных ямах стали возникать слободки ямщиков. Появилась такая слобода и в Крестцах. Здесь же была построена и деревянная церковь. В 1862-1865 годах в Ямской слободе рядом с деревянной церковью был построен каменный собор Святой Троицы. На собранные деньги был нанят малоизвестный архитектор Сверчков. Сведений о нём практически нет, ничего построенного им в Новгородской области не сохранилось. Архитектор выбрал традиционную композицию четырёхстолпного пятиугольного здания с тремя алтарными выступами. С западной стороны к храму примыкает колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00326

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010