55 Лука (Земсков Яков Савельевич) род. в 1880 г. в Ярославской губ., в 1905 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1909 г. определён в послушники, в 1912 г. пострижен в монашество, в 1917 г. рукоположен во иеродиакона, в 1922 г. посвящён во иеромонаха; заведывал монастырской гостиницей, в 1926 г. во время календарных гонений Финляндским Церковным управлением лишён права священнослужения, в 1935 г. принёс покаяние, в 1942 г. назначен ризничим, в 1957 г. переехал в Псково-Печерский монастырь, где и скончался в 1968 г.;1968 г.ий монастырь, скончался вырь, почил о Гоннослужении, , нтролем Финляндии.ней Советско-финнской войныть финский и Инлянди перед смертью несколько дней причащался Святых Христовых Тайн. 56 Отец Марк (Леонид Леонтьевич Шавыкин) род. в 1910 г. в дачном селении Райвола на Карельском перешейке. В 1927 г. окончил реальное училище, продолжил образование в Хельсинки (Гельсингфорсе), приехал в монастырь в 1931 г., был принят на послушание, в 1934 г. пострижен в монашество игуменом Харитоном, был его келейником; в 1942 г. посвящён во иеромонаха; с 1954 г. проходил церковное служение в США, в 1956 г. возведён в сан игумена, в 1960 г. — архимандрита, в 1969 г. в Свято-Николаевском храме г. Нью-Йорка хиротонисан во епископа Сан-Францисского, в 1970 г. освобождён от управления епархией, становится титулярным епископом Ладожским; в 1983 г., согласно прошению, уволен на покой; скончался в 1989 г., погребён на кладбище Нового Валаама рядом с могилой игумена Харитона. 57 Выдержки из писем иеродиакона Сергия опубликованы: Т. Шевченко. Письма Нового Валаама//Альфа и Омега. 2008. 3(53). 58 См.: Записки настоятеля Валаамского монастыря игумена Харитона (Дуна­ева) о воссоединении монастыря с Московской Патриархией в: Шевченко Т. И. Валаамское охранительство: финляндский период//Вестник ПСТГУ (II). 2008. 3. С. 91–100. 59 Митрополит Григорий (Чуков) посетил переселившееся в Папинниеми Валаамское братство осенью 1945 г. и присоединил Валаамский монастырь в каноническое послушание Московской Патриархии. В административном отношении, однако, монастырь остался в ведении Финляндского Церковного управления. Митрополит пообещал, что в скором времени монахам будет разрешено перебраться на Старый Валаам, в чём оказались незаинтересованы советские власти — монахи так и не вернулись на свой остров.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Смерть старца была тяжелая. Во-первых, он за несколько дней чувствовал удушье, нехватку кислорода. Ему приносили в подушке кислород. Выносили его на террасу. Но все это мало помогало. Перед смертью его посещали монахи, читали Евангелие... Старец умирал тяжело, видимо, потому, что был духовником всю жизнь. Все эти грехи, что разрешал, принимал к сердцу, как бы искуплял своими страданиями». В воскресенье утром, 15 апреля, причастившись Святых Христовых Таин, старец скончался. Вечером его тело перенесли в Сретенский собор. Как в келье, так и в храме над гробом непрерывно читалось Евангелие. Во вторник, 17 апреля, было совершено отпевание иеросхимонаха Михаила по монашескому чину, которое возглавил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов), после чего гроб с телом почившего, при пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель» был обнесен вокруг Сретенского храма. Погребен старец в пещерах Псково-Печерской обители. Монах есть земной ангел, и жизнь его должна быть ангельской Схиигумен Лука (Земсков) (1880–1968) Схиигумен Лука (в миру Иаков Савельевич Земсков) родился 28 сентября 1880 г. в селе Годеново Ростовского уезда Ярославской губернии. Родители его были крестьянами. Будучи глубоко верующими людьми, они воспитали сына в христианском духе, привили ему любовь к Богу и людям. Иаков окончил церковно-приходскую школу. По состоянию здоровья юноша не был призван в армию и в возрасте 25 лет, решив посвятить себя монашеской жизни, с благословения родителей отправился в Валаамский монастырь. Архивные документы сообщают нам, что 13 июня 1905 г. Иаков Земсков поступил в обитель, а 14 февраля 1909 г. определен в послушники. Окончил курс монастырской богословской школы по старшему отделению. Заметим, что в труде «У “пещер Богом зданных”» говорится об отсутствии сведений о продолжительности времени пребывания Иакова в монастыре до пострига. Другие издания, как, например, «Валаам Христовой Руси» или статья-некролог в журнале Московской Патриархии, упоминают о семилетием строгом испытании в звании послушника. Опираясь на материалы АФВМ (в которых указывается точная дата пострига – 23 июня 1912 г.), можно констатировать, что послушником будущий старец пробыл всего три года. О семи годах можно говорить как обо всем времени его пребывания в монастыре до принятия ангельского образа. В монашество Иаков был пострижен одновременно с сорока тремя другими послушниками игуменом Маврикием (Барановым). Имя он получил в честь святого апостола и евангелиста Луки. «Вот меня и одели в мантию, – вспоминал старец, – раньше других... за то, что я был келейником наместника. А остальных постригали не раньше десяти лет жизни в обители. Это хорошо. Каждый проверит себя, и его проверит начальствующий в обители».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последняя, – говорит критик-библиограф, – в особенности замечательна по многим занимательным подробностям о Никоне, которые могут служить дополнительными чертами для его характеристики. Г. Савельев, пересказывая содержание «Путешествия» своими словами, приводит некоторые выдержки из наиболее любопытных мест: о делах малороссийских и о войне с поляками, о Хмельницком, которого архидиакон называет Ихмилем [что г. Савельев изъясняет духом арабского языка], о положении иноземных купцов в России, о пребывании п. Макария в Москве, о его представлении царю и обеде у него с Никоном, о Лобанах, Татарах и проч. «Надеемся, – говорится в заключение библиографической заметки, – что г. Савельев ознакомит нас и с последнею сего занимательного путешествия. Эта часть дневника будет тем замечательнее, что в ней изложено о важнейшем происшествии, которого Макарий был свидетелем – низложения Никона» 35 . Оказывается, автор имел под руками только первые пять выпусков «Путешествия», которых всего было девять, и ожидал в дальнейших выпусках найти описание суда над патриархом Никоном . Таким образом, видно, что уже в начале г. Савельев впал в заблуждение, смешав первое путешествие со вторым. «Известно, что антиохийский патриарх Макарий приглашен был в Москву вместе с Паисием, патриархом Александрии, для составления Вселенского Собора, долженствовавшего осудить Никона 36 . Но этот сирийский святитель, говорит г. Савельев, отправился в путь из своей иерархии совсем для другой цели, и получил приглашение царя Алексея к собору, когда уже находился в России. «Необходимость собрать подаяния благочестивых для уплаты податей и долгов Антиохийской патриаршей церкви понудила его отправиться в отдаленные христианские земли православной веры». Сказанным определяется вполне ясно значение и ценность труда г. Савельева. Значительно позднее предпринял перевод о. Благово. Он приступил к переводу «Путешествия» в семидесятых годах. О. Благово не хвалит своего предшественника, г. Савельева, свидетельствуя, что труд его не перевод, а переделка, иногда даже с извращением исторических фактов 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секретарь правления Виктор Константинович Савельев был едва ли не самой типичной фигурой между старцами университета. Несомненно, это был очень даровитый человек, хотя и не получивший образования, но добившийся самоучкою очень многого. Он был страстный нумизмат, имел большие коллекции преимущественно восточных монет и, после известного Френа, считался, как кажется, весьма авторитетным знатоком по этой части, вновь установившим по монетам немало новых исторических данных о династиях Болгар, Куфы, Бухары, Самарканда. Другая особенность «дедушки Савельева» была неудержимая его привычка говорить рифмами, что, при его постоянном благодушии, веселости, несомненном уме и быстрой находчивости, иногда делало его даже и интересным в самых разнообразных обществах, начиная с собравшихся на уличной прогулке и кончая ученым или служебным заседанием. Савельев, нисколько не стесняясь, делал рифмами устные доклады начальству, распекал рифмами же своих подчиненных, а в веселом дружеском кругу даже и удивлял своею находчивостью, иной раз весьма остроумною и изящно выраженною. Конечно, не все рифмы удавались, но иные были известны многим чуть не в ранге пословиц, ходивших по городу либо про кого-нибудь, либо про что-нибудь. Развеселившись, седой длиннобородый «дедушка Савельев» иной раз так и сыпал направо и налево свои рифмы без всякой остановки, иногда жестоко продергивая героев дня или неосторожных с ним собеседников. Как-то за картами у Николая Ивановича Ильминского Савельев, игравший с кем-то в ералаш, маркировал бубновую масть и не получил ответа от партнера, а Николай Иванович подвел короля у Савельева; этого было довольно, чтобы, видя побитого короля, Савельев тут же наградил всех троих партнеров, из которых последний был профессор академии: «Кабы ты был умен, так ходил бы с бубен, а то вот господин Ильминский подвел меня под поступок свинский! Смотри, как этот, чуть не монах, бьет короля: трах, тарарах; уж именно в академии духовной живет народ греховный; хоть и профессор, а почтенья к королям не имея, бьет их без страха, чуть не по шее» и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Спустя четыре года от усиленных занятий в школе у меня совершенно пропал голос — это побудило меня опять обратиться к дорогому батюшке, и в тот день, в который он получил моё письмо и вознёс свои молитвы о мне грешном, в тот день я совершенно поправился здоровьем. По чувству глубокой благодарности к батюшке отцу Иоанну в мае 1899 г. я поехал к нему в Кронштадт, чтобы лично его поблагодарить и просить его благословения и указания на избрание рода жизни. Батюшка благословил меня направить жизненные стопы на Валаам и оставаться там во всю долготу моего земнаго жития. Вот почему аз грешный так горячо благоговею к святой памяти батюшки отца Иоанна Кронштадтского, имевшего в моей грешной жизни такое великое значение. Вот почему мне так отрадно слышать от Вас что Вы так свято и глубоко почитаете сего величайшего пастыря нашего времени. Отец Иероним уже приступил к исполнению обязанностей настоятеля 124 . Ждём теперь указаний от Митрополита Григория — где он пожелает посвятить его в сан игумена: у себя в Ленинграде или здесь у нас, если только он пожелает прибыть к нам. Лентульские инокини ждут Вашего светлого посещения их обители. Если это правда, то не откажите посетить и нас грешных. Это в свою очередь даст мне счастливую возможность ублаготворить Вас свято-отеческой литературой, по личному Вашему выбору и желанию Земно кланяюсь Вам, досточтимейший Алексей Васильевич, и многократно благодарю Вас за всё и за вся, что Вы с такой Христовой любовью предоставляете мне, недостойному и грешному; только простите, Бога ради, что запаздываю ответом, так как в настоящее время у нас начались летние работы в поле, огороде и лесу, в исполнении которых приходится принимать (участие) и Вашему покорнейшему слуге С искренним к Вам почтением и любовью о Господе, Вашего боголюбия недостойный и непотребный слуга, грешный инок монах Иувиан. Письма иеромонаха Луки (Земского) князю А. В. Оболенскому 125 Автор писем — валаамский постриженник иеромонах Лука (в миру Яков Земсков) родился 28 сентября 1880 г. в семье небогатых крестьян села Годеново Ростовского уезда Ярославской губернии, окончил церковно-приходскую школу, по состоянию здоровья не был призван в армию и решил посвятить свою жизнь Богу. В Валаамский монастырь будущий отец Лука поступил в 1905 г. при игумене Пафнутии. Только в 1909 г. Яков Земсков был зачислен в послушники. Он был удостоен монашеского пострига 29 июня 1912 г. с именем святого апостола и евангелиста Луки, в 1917 г. был рукоположен во иеродиакона, а посвящён во иеромонаха в 1922 г., окончил курс монастырской богословской школы по старшему отделению. В формулярной ведомости монастыря записано: знал Чтение, Священную Историю, Катехизис. Проходил послушание при гостинице монастыря, заведовал ею, состоял при келлиях настоятеля и нёс чреду богослужений.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Obrašenie к uastnikam sessii Sovešatel " nogo komiteta prodoloenija rabot ChMK v Sofii, in: MP 1966,12,49 . Otvety na voprosy korrespondenta Agentstva Peati Novosti, in: MP 1967,1,4–5. Otvety na voprosy korrespondenta ital. gazety «Corriere della sera» v Moskve, in: MP 1967,3,2–3. Paschalnoe poslanie..., in: MP 1967,4,1. Poslanie к 40-letiju Patriaršich Prav. obšin v Finljandii, in: MP 1957,5,6. Re na prieme v est’ d-ra Ju.K. Blejka, in: MP 1967,5,8–9. Poslanie Predstojatel’ju Konstantinopol’skoj Cerkvi, in: MP 1967,6,3–4. Otvety na voprosy pol’skogo urnalista J. Stojnovskogo, in: MP 1967, 6,4–7. Obrašenie к uastnikam Zasedenija raboego komiteta ChMK in: MP 1967,8,3–4. Ob otnošenii к Mitropoli’emu okrugu v Amerike – Patr. Afinagoru, in: MP 1967,9,2. Poslanie s svjazi s 50-letiem Velikoj Oktjabr’skoj Soc. Revolucii, in: MP 1967,11,1–4. Rozdestvenskoe poslanie..., in: MP 1968,1,1–2. Obmen poslanijami.. Pape Pavlu VI., in: MP 1968,2,1–2. Paschal‘noe poslanie..., in: MP 1968,4,1–2. Obrašenie к III Vsechristianskomu Mirnomu Kongressu, in:MP 1968,5,1–2. Pis’mo d-ru I. Gromadke, in: MP 1968,5,5. Privestsvennoe slovo... vo vremja priema predstavitelej bogosl. Konsul’tacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej, in: МР 1968,5,9. Poslanie predsedatelju Central’nogo Komiteta VSC g-nu M.M. Tomasu, in: MP 1968,10,1–2. Poslanie D-ru I. Gromadke, in: МР 1968,10,2. Rozdestvenskoe poslanie..., in: МР 1968,12,1. Otvetnoe poslanie Nikolaju VI Pape i Patriarchu Aleksandrijskomu i vsej Afriki, in: MP 1968,12,4. Interv’ju korrespondentu gazety «Golos Rodiny», in: MP 1969 ,2 ,2–3. V ustremlenii к sotrudniestvu i miru. Privetsvennoe slovo, in: MP 1969,2,39,40. Paschal’noe poslanie..., in: MP 1969,4,1–2. Poslanie v svjazi s poloeniem na Svjatoj Gore... g-nu G. Papadopulosu, in: MP 1969,5,2–3. Poslanie к prazdnovaniju 1100-letiju so dnja bl. koniny Sv. Ravnoap. Kirilla, in: MP 1969,6,1–2. Poslanie... Patr. Bolgarskomu Kirillu..., in: MP 1969,6,3–4 Poslanie Moskovskim Duchovnym Školam..., in: MP 1969,8,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

46.    “Le Gloria in excelsis du début de offices maronites,” OS 12 (1967) 117-121. 47.    “The Origins of the Divine Office,” Worship 41 (1967) 477-485. 48.      “Trois recueils anciens de Prooemia syriens,” OCP 33 (1967) 457-482. 49.    “Évolution historique de la liturgie de S. Jean Chrysostome. Deuxième partie. Le chant du trisagion et la session à l’abside,” POC 17 (1967) 141-176. 1968 50.    Salmos. Traducción de Luis Alonso Schökel, Juan Mateos y José María Valverde. Introducciones y notas de Luis Alonso Schökel (Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 51.    Isaías. Traducción de Luis Alonso Schökel y Juan Mateos. Revisión literaria de José María Valverde. Revisión exegética de Ernesto Vogt. Comentario de Luis Alonso Schökel (LS 6, Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 52.    Proverbios y Eclesiástico. Traducción de Luis Alonso Schökel, revisada por José María Valverde y Juan Mateos. Comentario de Luis Alonso Schökel (LS 11, Madrid: Ediciones Cristiandad 1968). 53.    Oración de la tarde , preparada por Juan Mateos, melodias por Jose Maria Alcacer (Madrid: Selecciones graficas 1968). 54.    The Morning and Evening Office,” Worship 42 (1968) 31-47. 55.    “Prières syriennes d’absolution du VII e -IX e siècles,” OCP 34 (1968) 252-280. 56.     “Évolution historique de la Liturgie de S. Jean Chrysostome. Deuxième partie §2. Les lectures,” POC 18 (1968) 305-325. 57.    “Les origines de l’office divin,” in id., De Officio matutino et vespertino in ritibus orientalibus (pro manuscripto) (Rome: Pontificio Ateneo Sant’Anselmo 1968) 5-16. 58.    “Modes d’execution de la psalmodie dans le rite byzantin,” ibid. 17-48. 59.    “Anciennes descriptions de l’office du soir,” ibid. 49-59. 60.    “Le ram‰o maronite,” ibid. 60-69. 61.    Рецензия : Enrica Follieri, Initia hymnorum Ecclesiae Graecae, vols. 1-5bis (ST 211-215bis, Vatican City : Biblioteca Apostolica Vaticana 19601966), OCP  34 (1968) 431-432. 1969 62.    De  Liturgia Sancti Ioannis Chrysostomi (pro manuscripto, Rome: PIO 1969).

http://bogoslov.ru/person/525657

Но о. Яков, низко наклонив голову, сказал ей: — Господь всё видит — простит. А я сам в грехах весь… В четверг большая церковь была полна причастниками. Праздничные красные рубахи, красные и синие платья, яркие платки колыхались, залитые весенним солнцем. Мальчик, сторож и псаломщик не успевали подавать поминанья. Староста с напомаженными волосами взошёл в алтарь и спросил: «Хватит ли вина для теплоты или откупорить новую бутылку?» Все суетились по-праздничному. О. Яков облачился. Подошёл к престолу. Долго стоял неподвижно. — О. Яков, — сказал псаломщик, — матушка записку прислала. — Не надо. После. И вдруг о. Яков быстро повернулся, подошёл к ризнице и начал снимать с себя облачение. — Разве голубую наденете? — удивился псаломщик. Но о. Яков молча взглянул на него и в одном сереньком полукафтане вышел на амвон. — Братья мои, сестры мои, простите меня ради Христа! — громко сказал о. Яков и поклонился земным поклоном. Вся церковь как один человек поклонилась ему в ноги. — Нас прости… Прости Христа ради… — как вздох пронеслось со всех сторон. Никто ещё не понимал, в чём дело. — Я больше не священник, — громко и отчётливо произнёс о. Яков, — хочу служить Христу, в духе и истине. Простите за всё ради Христа! Не верю я, что Господу надо всё то, что мы делаем. Душу надо Ему отдать, любовь нужна Ему и молитва. А мы… За всё простите. А вам спасибо за любовь и за добро ваше. Теперь пойду. Как Господу угодно, пусть так и будет. О. Яков сошёл с амвона. В церкви было тихо. Всё замерло. Только под самым куполом бился залетевший голубь. — Яша!.. Яшенька!.. — пронёсся вдруг нечеловеческий крик по церкви. И разом заволновалось всё, загудело, заплакало, десятки рук потянулись к о. Якову со всех сторон. Старухи кланялись ему в ноги, с плачем хватали за края подрясника. — Милый ты наш… — Не ходи… — Батюшка, родной, заступник… По лицу о. Якова текли слёзы, но лицо было спокойное и радостное. Он твёрдо шёл к выходу, и толпа медленно расступалась перед ним… Побег Во время работ в порту бежал арестант-горец Андрей Аркизов.

http://azbyka.ru/fiction/bog-ili-car-sve...

Православные праздники в апреле: именины Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение, или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля. 1 апреля, 2011 Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение, или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля. Православные праздники в апреле: как назвать ребёнка, родившегося в четвёртый месяц года? Об этом Вы можете узнать из нашей познавательной статьи! Календарь православных женских и мужских имен апреля Именины в апреле: 1 — Дарья, Дмитрий, Иван, Иннокентий, Матрона, София. 2 — Александра, Василий, Виктор, Виссарион, Герман, Иван, Клавдия, Максим, Мария, Мирон, Никита, Прасковья, Светлана, Севастьян, Сергей. 3 — Владимир, Кирилл, Пахом, Серафим, Филимон, Фома, Яков. 4 — Аполлинария, Василий, Василиса, Дарья, Ефим, Таисия. 5 — Алексей, Анастасия, Варвара, Василий, Георгий, Илья, Лидия, Лука, Макар, Никон, Пелагея, Сергей, Степан, Феодосия. 6 — Артемий, Владимир, Захар, Петр, Степан, Яков. 7 — Савва, Тихон. 8 — Алла, Анна, Василий, Гавриил, Лариса, Прасковья, Степан. 9 — Александр, Ефрем, Иван, Кондратий, Макар, Матрона, Павел. 10 — Василий, Иван, Иларион, Илья, Иона, Лазарь, Николай, Савва, Спиридон, Степан. 11 — Иван, Иона, Кирилл, Марк, Михаил. 12 — Иван, Софроний. 13 — Анна, Вениамин, Влас, Иван, Иннокентий, Иона, Иосиф, Яков. 14 — Авраам, Ефим, Иван, Макар, Мария, Сергей. 15 — Георгий, Григорий, Ефим, Поликарп, Савва, Тит. 16 — Никита, Феодосия. 17 — Адриан, Вениамин, Георгий, Иван, Иосиф, Зосима, Мария, Никита, Никифор, Николай, Федор, Яков. 18 — Алексей, Георгий, Марк, Николай, Платон, Семен. 19 — Григорий, Еремей, Иван, Мефодий, Павел, Севастьян, Яков. 20 — Аркадий, Георгий, Даниил, Евдокия, Петр, Прокоп. 21 — Иван, Лука, Сергей, Яков. 22 — Вадим, Гавриил. 23 — Александр, Григорий, Дмитрий, Максим, Терентий, Федор, Яков. 24 — Антип, Ефим, Иван, Николай, Петр, Прохор, Харитон, Яков. 25 — Василий, Давид, Иван, Мария, Марфа, Сергей. 26 — Георгий, Дмитрий, Марфа, Феодосий. 27 — Александр, Антон, Иван, Мартин, Христофор.

http://pravmir.ru/imeniny-v-aprele/

Милосердие – короткий путь ко спасению» (528–529). Милостыня может проявиться и в кротости, прощении ближнего. Поучителен в этом отношении диалог между духовным чадом и старцем: «Я отвечаю: «Нет у меня ни милости, ни милостыни». А он говорит:«„Кто даст тебе по шапке, а ты поблагодари его – вот тебе и милостыня»» (схиархим. Агапий (Агапов). – 164). И ещё небольшое добавление: «Кто в семье живёт, тому спасение и от семейных добродетелей» (иеросхим. Симеон (Желнин). – 98). А вот что гласит народная мудрость: «Милостыня – сухарь на дальнюю дорогу... Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их... Оденем нагих, обуем босых, накормим алчущих, напоим жаждущих, проводим мёртвых – заслужим Царство Небесное... Кто сирых питает – тот Бога знает... Дающего рука не оскудеет... Нет милости не давшему милости...» («Печерская тетрадь». – 530). И, наконец, та же мудрость как бы подводит итог служению ближнему: «Люди радовались, когда ты родился; живи так, чтобы они плакали, когда ты умрёшь» (530). Глава V. Слово к инокам В словах старцев к инокам обрисовывается их духовный облик, показывается, кто такой инок, каким он должен быть, что свойственно его служению и чего он должен остерегаться... На вопрос: «Кто такой монах?» Даётся достаточно пространный ответ, хотя и разными старцами. «Монах есть земной ангел, и жизнь его должна быть ангельской. Он каждую минуту должен славить Господа» (схииг. Лука (Земсков). – 243). «Монашество есть роза на груди христианства». Потому в Церкви установился «обычай брать епископов из среды монахов» (митр. Вениамин (Федченков) . – 347). «Монах не имеет своей воли» (архим. Серафим (Розенберг). – 483). «Инок – это тот подвижник, который обязан считать каждый день своей жизни последним. Вставая утром, думать, что вечером, может быть, будет лежать во гробе. Ложась спать – думать, что, может быть, уже не увидит завтрашнего дня. Помнить, что, сколько бы ни жил, часа смертного не избежит. Может быть, он отстоит от него на несколько недель, а может быть, даже и на несколько дней. При каждом деле думать, что это дело он совершает последний раз» (схииг. Лука (Земсков) – 246–247. В последней цитате глаголы первого лица поставлены в третьем). Монашество – это «покаянное житие» (о нём так говорится у святых Отцов и в канонах святой Церкви. – Митр. Вениамин (Федченков) . – 340, 347); это подвиг целожизненной борьбы со страстями, с падшей человеческой природой. «Это во многом суровый и поистине мученический образ жизни. Это к тому же и мирские беды и скорби, приносимые в монастырь паломниками, с упованием на исцеление своих «душ и телес» (иеросхим. Симеон (Желнин). – 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010