Судьба храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково в ХХ столетии была не столь трагичной, как судьба многих других церквей, хотя ее состояние к 1923 году считалось аварийным. Именно в этом году, из-за необходимости неотложной реставрации (в стенах образовались сквозные трещины, грозившие обрушением храма), по настоянию Петра Дмитриевича Барановского в ней прекратилось богослужение. В этом же году церковь перешла в ведение музея Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали (см. выше). Богослужения в дьяковском храме возобновились в 1992 году, и сейчас он находится в совместном ведении музея и церковной общины. Библиография: Кавельмахер В.В. К истории постройки именной церкви Иоанна Грозного в селе Дьякове. М., 1990. С.:27 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 132, 142, 172, 202, 205, 209, 210, 213, 242, 248; Он же. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове//Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. М., 1998. Вып. 9. С.: 220- 239 Снегирев И.М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1852. С.: 98; Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества. М., 1850. Вып. 2. С.: 6; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М., 1980. С.: 57; Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т. II. С.:34; Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков. М., 1936. С.: 256-258; Новиков И.И. Выдающиеся произведение русской архитектуры – церковь в селе Дьякове//Ежегодник ГИМ. М., 1962. С.: 162-163

http://sobory.ru/article/?object=03286

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2016 21 мин., 18.01.2016 1-я страница обложки – дорожный знак с изображением трех путников на верблюдах и надписью: «ВНИМАНИЕ! ВОЛХВЫ!» (фото в коллаже на обложке PhotoXPress). См. в разделе «Вера» материал: Протоиерей Павел Великанов, Владимир Легойда «Мир в яслях переворачивается» (С.20-29).   Пролог (на заставке фото Jessica Neuwerth)   Юрий Поплавский. «Рождество расцветает. Река наводняет предместья…» Стихотворение. 1930//Фома. - – январь 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда. # Рождество # игрушки # радость. Письмо из детства . Ил.: Утро Нового года. Александр Левченков. 1999//Фома. - – январь 2016. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Сергей Проскурин , главный          дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра//     Фома. - – январь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Интервью номера : Кэри-Хироюки, он же Пантелеимон. 8 мыслей японца об американском прошлом и русском настоящем. Подготовила Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Кадры из фильмов: 1. «Пёрл-Харбор». Режиссер Майкл Бэй. Год 2001. Роль: командир Минору Гэнда; 2. «Последний император». Год Роль: Чанг; 3. «Хатико: самый верный друг». Режиссер Лассе Халльстрём. Год 2010. Роль: Кен Фудзиёси; 4. «Иерей-сан». Режиссер: Егор Баранов. Год 2014. Роль: священник Николай Накамура//Фома. - – январь 2016. – С.6-9. – (рубрика « Интервью номера »). В журнале опечатка: Год 1887 (надо 1987) См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Сергей Проскурин , главный          дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра//     Фома. - – январь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: Зачем Бог создал ТАКИХ людей? Письмо в редакцию/ Никита ; На вопрос отвечают: Александр Ткаченко ; Иеромонах Константин ( Симон ). Подготовила Дарья Баринова //Фома. - – январь 2016. – С.10-18. – (рубрика « Вопрос номера »). Рубрику составили следующие материалы:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-153-...

Это место зачатия Предтечи в прологе Евангелия от Луки находит себе полную параллель в Евангелии от Иоанна, где, непосредственно после небесного пролога, — пролог земных событий открывается так: «Был человек, посланный от Бога, имя ему: Иоанн» (Ин. 1,16). В Евангелии от Иоанна не говорится ни о рождестве Христовом, ни о рождестве Предтечи, а только об явлении миру Господа с Его Предтечей. Поэтому послание выражает в обобщенном виде все повествование св. Луки, удерживая вместе с тем то место, которое занимает оно в общем плане повествования. Рассказ Ев. от Луки начинается хронологическим указанием: «во дни Ирода царя Иудейского» (1, 5). В Евангелии от Матфея, которое, в отличие от Луки, начинается прямо с рождества Христова, такое же указание отнесено к этому последнему: Иисусу, «родившемуся в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя» (2). Это хронологическое указание, конечно, увеличивает важность повествуемого. Евангелист указует имя отца (и матери) Предте–чевых: иерей Захария из чреды Авиани. Давидом было установлено 24 чреды, из которых восьмая была Авиева (1 Пар. 24, 10 ср. Неем. 12, 17), для очередного исполнения богослужения. Имя Захария означает: вспомянутый Богом. О Захарии в Евангелии вне главы первой Ев. от Луки более не сообщается ничего. Но церковное Предание сохраняет о нем еще другие сведения. Прежде всего, оно почитает его первосвященником, а не священником . Иереем в Писании иногда называется и архиерей (Исх. 35, 1, Деян. 5, 24). В службе св. Захарии он прямо называется архиереем: «Кидарь положися на главе твоей, о пророче в начертании имущ истинное божественное священие». «Радуется тварь рождеством твоим, архиерее: ты бо прозябл еси покаяния проповедника» (Канон, п. 5, тропарь 1,2). «Егда кадило служения приносил еси архиерей, тогда Предтечи приял еси провозвещение» (п. 3, тр. 1). Предание изображает его тем первосвященником, который встречал Деву Марию при введении в храм, так именует его св. Церковь в службе Введения во Храм. На всем протяжении службы предпразднества (20 ноября) и праздника Введения во Храм (21 ноября) говорится о Захарии, как о священнике, вводящем Деву Марию, причем он именуется «Захария великий архиерей» (на мал. веч. ст. на Гос. Воз.), «Захария старец, родитель Предте–чев» (на литии стих, слава и ныне).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Баталов А.Л. Традиция строительства Успенских храмов в XVI веке//Русское искусство позднего средневековья. XVI век. Спб., 2000. С.: 3-4 Лифшиц Л. Что Тя наречем! София Премудрость Божия в русской иконе//Наше наследие. 65/2003. С.28 Великие Минеи Четьи. Сентябрь. Дни 14-24. Спб., 1869. С.: 1358, 1367; Там же. Октябрь. Дни 4-18. Спб., 1814. С.: 830 ПСРЛ. Спб., 1914. Т. 20, часть 2. Львовская летопись (свод 1518 года). С.: 419-420 Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Каталог выставки. М., 2003. С.: 286-287 Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008 Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С.: 98 -109 Паспорт на памятник «Усадьба Коломенское. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове, середина XVI века». Архив музея-заповедника «Коломенское». Оп.2,дело 183. Л. 11 Барановский П.Д. Описание церкви Ивана Предтечи 1529 года в Дьяковском приселке села Коломенское. 1 мая 1923 года. ГНИМА им. А.И. Щусева. Фонд П.Д. Барановского ГНИМА им. А.В. Щусева. Фототека. Раздел «Уникальные фото», коллекция И.Ф. Барщевского; Негативы: МРА 0245, МРА 0246, МРА 0248 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2 Ильина М.Н. Деятельность Петра Дмитриевича Барановского по созданию и становлению музея в Коломенском//Коломенское: Материалы и исследования. М., 2002. Вып. 7. С.: 60-102 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 26-31; 70, 71 Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 168, 169; Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942 Орфинский В.П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79//Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85 Соболев Н. Проекты реконструкции памятника архитектуры – храм Василия Блаженного в Москве//Архитектура СССР. 1977. С.: 44 Москвичева Ю.В. Московский колокололитейный завод Ассона Петровича Струговщикова//Сайт Общества церковных звонарей: zvon.ru Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Закона ради Господня/во главу усекновен был еси,/о всесвятый Иоанне!/Обличил еси царя злочестива, беззаконновавша/дерзновением непорочным./Темже дивятся тебе воинства ангельская,/славят тя лицы апостол и мученик./Чтим твою и мы летнюю память, всеславне,/славяще Святую Троицу,/тебе венчавшую, Предтече блаженне. За Закон Господень/главу тебе отсекли,/о всесвятой Иоанн!/Ты царя нечестивого, беззаконие совершившего/обличил с дерзновением непорочным./Потому удивляются тебе воинства Ангелов,/славят тебя сонмы Апостолов и мучеников./Чтим и мы твою ежегодную память, всеславный,/прославляя Святую Троицу,/увенчавшую тебя, Предтеча блаженный. Стих: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Иже от пророка пророк/и болий пророков быв,/из чрева матерня освященный в служение Господне,/днесь от беззаконна царя в главу усекновен бысть,/и безчестно плясавшую отроковицу,/ясно и прежде усекновения и по усекновении обличив,/посрами греха полк./И сего ради возопием:/Крестителю Иоанне,/яко имея дерзновение,/прилежно молися о душах наших. От пророка рожденный пророк/и большим всех пророков ставший,/от чрева матери освященный на служение Господу,/в сей день беззаконным царем был обезглавлен,/и непристойно плясавшую девицу/ясно и до отсечения главы и по отсечении обличив,/посрамил полчище греха./И потому мы взываем: “Креститель Иоанн,/как имеющий дерзновение,/усердно моли о душах наших!” Слава, глас 8: Предтече Спасов,/ты царя изобличил еси беззакония не делати./Темже играние беззаконныя жены/повину Ирода отсещи твою главу,/и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое./Дерзновение имея ко Господу,/прилежно моли спастися душам нашим. Слава, глас 8: Предтеча Спасителя! Ты царя обличал,/убеждая его беззакония не делать./Вот почему беззаконной жены игра/побудила Ирода отсечь твою главу;/но из-за того от востока солнца до запада/восхваляется имя твое./Дерзновение имеющий пред Господом,/усердно моли о спасении душ наших! И ныне, Богородичен: Безневестная Дево,/Яже Бога неизреченно заченши плотию,/Мати Бога Вышняго,/Твоих рабов мольбы приими Всенепорочная,/всем подающи очищение прегрешений:/ныне наша моления приемлющи,/моли спастися всем нам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Прах царской семьи//Наша Страна. 1993, январь, 2219. Kurth Peter. The Mysterry of Romanov Bones//Vanity Fair. 1993, январь. Корнеев А. Жертвенный убой... царя?//Русский Союз. 1993, январь, 1 (4). Онуфриев А. Кровь и чернила//Русский Союз. 1993, январь, 1 (4). Росциус Юрий. Впередсмотрящий: Расстрел царской семьи предсказан более чем за век?//Техника молодежи. 1993, 1. Обухова Ольга. Их всех должны были казнить. Князь Дмитрий Романов, праправнук российского императора Николая I, вспоминает предков и рассказывает о своей сегодняшней жизни//Независимая газета. 02.02.1993. Мешавкин Ярослав. А потом " будут хихикать, потирая руки "http://Балтийский курьер. 03.02.1993, 4 (13). Очень трудно дать правильный ответ//Уральский рабочий. 05.02.1993. Мелхиседек, архиепископ Екатеринбургский и Курганский. Оскорбляющий дар//Советская Россия. 06.02.1993, 15 (10878). Плотников Сергей. У каждого в шкафу свои скелеты (беседа с А.Авдониным)//На смену! 10.02.1993. Елкин Анатолий. Тайна " Императрицы Марии " . История одного поиска. М., Андреевский флаг, 1993. Подписано в печать 12.02.1993. Государь: Наша скорбь и наша надежда//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Позднышев С. Заветы отца (Печатается по кн.: Позднышев С. Распни Его. Париж, 1952, с. 43-45)//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего Царя//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Пророчества Дому Романовых//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Розанов В.В. Бог и смертные//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Игумен Серафим. Оклеветанная семья//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Воейков В.Н. После переворота//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993. Судьба Царя – судьба России//Литературная учеба. 1993, январь-февраль, 1. Подписано в печать 17.02.1993.

http://religare.ru/2_47504.html

З акона ради Господня во главу усекновен был еси, о, всесвятый Иоанне! Обличил еси царя злочестива, беззаконновавша дерзновением непорочным. Темже дивятся тебе воинства Ангельская, славят тя лицы Апостол и мученик. Чтим твою и мы летнюю память, всеславне, славяще Святую Троицу, тебе Венчавшую, Предтече преславне. Стих: В озвеселится праведник о Господе и уповает на Него. И же от пророков пророк и болий пророков быв, из чрева матерня освященный в служение Господне, днесь от беззаконна царя во главу усекновен бысть, и безчестно плясавшую отроковицу, ясно и прежде усекновения и по усекновении обличив, посрами греха полк. И сего ради возопием: Крестителю Иоанне, яко имея дерзновение, прилежно молися о душах наших. Слава, глас 8-й: П редтече Спасов, ты царя изобличил еси беззакония не делати. Темже играние беззаконныя жены повину Ирода отсещи твою главу, и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое. Дерзновение имея ко Господу, прилежно моли спастися душам нашим. И ныне, глас тойже. Богородичен: Б езневестная Дево, Яже Бога неизреченно заченши плотию, Мати Бога Вышняго, Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, всем подающи очищение прегрешений: ныне наша моления приемлюще, моли спастися всем нам. На благословении хлебов, тропарь дважды [писан на малей вечерни], и Б огородице Дево , единожды: и чтение. На утрени, По 1-й стихологии седален, глас 5: Подобен: С обезначальное Слово: Х одатая согласно закона и благодати, вернии сошедшеся восхвалим: яко покаяние нам проповеда, и Ирода яве обличив дерзновенне, в главу свою усечен бысть. и ныне со ангелы живущи, Христу молится спастися нам. Слава, глас 4. Подобен: Я вился еси днесь: С ветлую твою память днесь творяще, Спаса и Господа молити прилежно, тя молим, Предтече, всем дати согрешений прощение. И ныне, Богородичен: Подобен: Т еплое Заступление сущым в бедах, и Помощницу нашу, и к Богу пременение, Еюже тли избавихомся, Богородицу вернии ублажаем. По 2-м стихословии седален, глас 5: Подобен: С обезначальное Слово:

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-svya...

  Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – январь 2016. – С.52-53. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Таня и Саша. Видеопаспорта 71 s 0, 783 k (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы любим). – С.52,53;   Даниил. Видеопаспор m 6 vgg (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С. 52,53; Куда обращаться будущим родителям Тани, Саши и Дани (брата и сестер можно забирать в семью только вместе) . – С.53. Семейный совет: Дневник приемной мамы. Отрывки из дневника приемной мамы Анны Малакеевой //Фома. - - январь 2016. – С.53. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). 400 приемных семей прислали дневники-рассказы о своем опыте приемного родительства на конкурс «Наши истории», который проводил Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Ника Батхен , писатель, журналист, мама двоих детей. Спасти нечитайку. Ребенок не любит читать: кто виноват, что делать? Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – январь 2016. – С.54-59. – (раздел « Люди »). Школа «Фомы». Праздники:   Крещение Господне . [Дата. Статус. Событие. История. Икона праздника. Освящение воды]/Автор Дмитрий Володихин. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - – январь 2016. – С.60-61. – (раздел « Люди », рубрика « Школа “Фомы”. Праздники »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.62-94.   6 фильмов для рождественских дней. Семейный кинотеатр с Марией Свешниковой . Фото Анны Гальпериной и фото «РИА Новости». Ил.: Кадры из представленных в подборке фильмов//Фома. - – январь 2016. – С.62-68. – (раздел « Культура »). Материал включает развернутые заметки о шести кинофильмах: Реклама : С.69. Школа «Фомы». Суть вещей: Рождественский вертеп [Устройство вертепного театра ; Другие формы вертепа; Сюжет; История; Персонажи]//Фома. - – январь 2016. – С.70-71. - (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »). вертеп (вертеп - старорусск. «пещера») – композиция,      воспроизводящая сцену Рождества Господа Иисуса Христа в пещере (вертепе)     и выраженная в разных творческих формах.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-153-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26 февраля (11 марта) Священномученик Сергий Воскресенский Священномученик Сергий родился 29 июля 1890 года в селе Дьякове Московского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Воскресенского и его супруги Евдокии Сергеевны. Священник Сергий был настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в селе Дьякове. При нем была сооружена церковная ограда, устроена мостовая от храма до моста через реку, построена церковноприходская школа, но открыть ее уже не успели: произошла революция и начались гонения на Русскую Православную Церковь. Сергей был крещен в день своего появления на свет священником храма Казанской иконы Божией Матери Симеоном Наумовым в присутствии диакона Василия Смирнова и псаломщика Иоанна Нарциссова. В 1907 году Сергей поступил в Перервинское духовное училище, по его окончании – в Московскую Духовную семинарию. Окончив семинарию в 1915 году, он поступил учителем словесности в школу при женском Князе-Владимирском монастыре в Подольском уезде. Обитель была основана в 1890 году при селе Филимонках в живописном, возвышенном месте, среди густого елового леса. В 1916 году Сергей Сергеевич женился на девице Александре, дочери священника Николая Никольского, служившего в Подольске. В том же году Сергей Сергеевич был рукоположен во диакона и до 1920 года служил в монастыре. В 1920 году скончался его отец, и диакон Сергий был рукоположен во священника ко храму Иоанна Предтечи в селе Дьякове. В 1918 году власти издали декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», который послужил поводом для закрытия многих храмов и, в частности, храмов в расположенных рядом селах Коломенское и Дьяково. 21 июня 1923 года комиссия под председательством Н.И. Троцкой и в составе П.Д. Барановского и Н.Ф. Левинсона составила акт о закрытии храма Иоанна Предтечи и передачи его музейному отделу Главнауки.

http://fond.ru/kalendar/280/sergiy/

Штросмайер был действительно человеком замечательным  . Он участвовал в хорватском национальном движении 1848 г. и в 1850 г. был рукоположен в епископы; он считал себя преемником св. Ме–фодия, паннонско–сремского архиепископа, и, благодаря его влиянию, папа Лев XIII издал в 1881 г. энциклику, которая вводила св. Кирилла и Мефодия в лик святых католической церкви. Он пламенно любил Россию, называл ее «святая Русь» и верил в ее великую историческую миссию. На Ватиканском соборе 1870 года он смело выступил против нового догмата папской непогрешимости. Впоследствии, впрочем, он торжественно его признал, но продолжал бороться против латинизации славянских церквей: ввел славянский язык в богослужение и энергично отстаивал восточный обряд. Воссоединение церквей и единение славян были заветной целью его жизни; он писал, что «акт примирения был бы величайшим делом последних десяти столетий и православная церковь приобрела бы те жизненные силы, на отсутствие которых жалуются теперь умнейшие государственные деятели России». В Дьякове Соловьев был встречен как долгожданный гость, как выразитель новой «русской идеи», нового православного сознания. Епископ проводил с ним долгие часы в тайных беседах в своей опочивальне (in ipsius cubicule diutius commorari), познакомил со своим окружением, ласкал и чествовал. «Милый друг, — пишет Соловьев брату, — в Дьякове я имел много неожиданно–приятного и утешительного, новые важные знакомства… Я почти ничего не делал эти 18 дней, которые провел в Дьякове. Это был постоянный праздник с бесконечными обедами, спичами, пением и т. д.». Штросмайер просит его составить небольшую записку об условиях соединения церквей, и Соловьев, вернувшись в Загреб, посылает ему оттуда свою «промемо–рию». В сопроводительном письме он пишет: «Покинув Вас в действительности, я не переставал каждую ночь видеть Вас во сне…» Он уверен, что епископ находится под особым покровительством добрых ангелов («sous une surveillance spéciale des bons anges»), но все же просит его позаботиться о своем здоровье, так как, по русской пословице, «береженого Бог бережет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010