Иконописный подлинник. С. 35; Строев. Списки иерархов. Стб. 483; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 421; Григоров Д. А. Русский иконописный подлинник//ЗРАО. СПб., 1887. Т. 3. Вып. 1. С. 43, 53; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. С. 122. 486; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 318; Т. 3. С. 427. Прил. 3. С. 570; Добровольский И. Тверской епарх. стат. сб. Тв., 1901; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов; он же. Тверской патерик. Каз., 1908. С. 32-34; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 6, 8, 32-34; Симсон П.Ф. Из истории Ржева: сост. по архивным мат-лам. Тверь, 1916. С. 23-24; Большаков. Подлинник иконописный. С. 38; Тверской патерик. Тверь, 1991. С. Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 191; Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-147. Cat. 52, 53; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 99-103, 390; Тверской мирянин. 2008. 1. С. 8; Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143; Гадалова Г. С. Тырновский агиогр. цикл в Стишном прологе XVI в. из колл. Рукоп. книг Гос. архива Тверской обл.//Търново и идеята за християнския универсализъм XII-XV век: Девети междунар. симпозиум. Вел. Търново, 15-17 окт. 2009 г. Вел. Търново, 2011. С. 15-25. (Търновска книжовна школа; 9); она же. Прп. Параскева Ржевская: миф или реальность?//Православие в истории России: Мат-лы IX Торопецкой Св.-Тихоновской правосл. конф. «Пастырь добрый»: г. Торопец, 9 окт. 2012 г. Тверь, 2013. С. 41-44; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34; Воробьев В. М., Гадалова Г. С. Указатель приделов, церквей и часовен св. вмц. Параскевы, наречённой Пятница, в Тверской епархии//Актуальные проблемы правосл. теологии. Тверь, 2013. Вып. 2. С. 87-94; Юхименко Е. М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 167-174; Образы рус. святых в собр. Исторического музея.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

13. Иоанн (Картушин), архиепископ Московский и всея России Белокриницкой иерархии//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 408–410 ( в соавторстве с В. В. Боченковым ). 14. Корнилий Выговский//Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010. С. 333–334. 14. Лазарь [священник, деятель раннего старообрядчества, писатель]//Большая российская энциклопедия. Т. 16. М., 2010. С. 587–588. 15. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV—XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия. СПб., 2010 ( в соавторстве с М. Г. Бабалык, В. М. Быковой, А. Б. Ипполитовой, Е. Н. Кутьковой, Ф. В. Панченко, А. В. Пигиным, Е. В. Плетневой, Н. В. Савельевой, Л. С. Харебовой ). 16. Кирнозе З. Пьер Паскаль. Протопоп Аввакум и начало раскола//Вопросы литературы. 2012. 2 ( рецензия ). 17. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. М., 2011 ( автор текста, составитель ). 18. Старообрядческий храм у Тверской заставы//На память будущему: Альманах. М., 2011. С. 70–80. 19. Четии Минеи братьев Денисовых. Новые находки//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации/Отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2011. С. 302–308. 20. Купцы Царские и их вклад в историю старообрядчества и культуры// Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X международной конференции, проходившей в Москве-Боровске 15 – 17 ноября 2011 г. Т. 1. М.; Боровск, 2011. С. 271–284. 21. «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» [Текст]: Собрание Григория Лепса. М., 2012 ( в соавторстве с В. В. Горшковой ). 22. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. Изд. 2, испр. и доп. М., 2012 . 23 . Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские. М., 2012 ( составитель, перевод, автор вступ. статьи ). 24 . История старообрядчества и пути миграции сторонников старой веры//Дни в Романовке: Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-х – 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., 2012. С. 14–39.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

XVII в./Вступ. ст.: Л. А. Дмитриев. Л., 1980; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995; Петров А. Е. Лицевые списки «Сказания о Мамаевом побоище» XVII-XIX вв.//Филевские чт.: Тез. 4-й междунар. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 69-73; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000; Преображенский А. С. Архиерейский проскинесис: Спас митр. Киприана и ктиторская иконография XIV в.//Russia Medaevalis. Münch., 2001. T. 10/1. S. 76-106; он же. «Подножие ног Его»: О вотивных надписях на рус. иконах Спаса на престоле XIV в.//Искусствознание. М., 2007. Вып. 1/2. С. 25-53; он же. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2010; он же. Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле XIV в.: аналогии и прототипы//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новгород, 2011. Вып. 4. С. 116-141; Фёдорова И. В. Икона «Святители Киприан и Фотий» кон. XVIII в. (1796?)//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 291-296; Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери//ПЭ. 2005. Т. 9. С. 8-38; она же. Великая святыня России: Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» в рус. истории. М., 2010; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконы Успенского собора Моск. Кремля: XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. ГРМ. СПб., 2008; Юхименко Е. М. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех святых российских чудотворцев//XIV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2010. С. 152-167; она же. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Лит.: Лебедев А. Н. Описание Троицкого Колязина муж. 1-кл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник новгор. ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 710; Кн. 4. С. 764-765; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 340-343; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1887. Вып. 5; 1911. Вып. 11; Иванов И. А. «Кормовая книга» Колязина мон-ря//Тверские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. 17, 19, 24; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895; Павел (Крылов), иером. Троицкий Калязин 1-кл. муж. мон-рь. Калязин, 1897; Архангелов С. А., прот. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. Тверь, 1899; Колоколов И. Ф., свящ. Очерк истории с. Капшина Калязинского у. Тверской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменского мон-ря. Калязин, 1900; Виноградов И. А. Археол. экскурсия в с. Кожино и г. Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901; Завьялов И. И., свящ. Мат-лы для ист. и археол. по г. Кашину. Тверь, 1901; Успенский А., ред. Церк.-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверч. мон-ря в Москве: Иконописный подлинник. М., 1904, 1997п. С. 22, 52; Титов А. А. Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахромееву. М., 1906. Вып. 5; Крылов Л. И., свящ. Мат-лы для истории церквей и мон-рей г. Калязина и сел Калязинского у. Калязин, 1908. С. 21; Russische Heilige in Ikonen/Hrsg. F. Ullrich. Recklinghausen, 1988; Платонов В. Г. Об одном сюжете старообр. поморской иконописи (образ Всех Святых Российских чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 43-53; она же. Иконописный подлинник как источник сведений о почитании тверских святых//Там же. 2013. 2(52). С. 75-85; она же. Роль иноков Троице-Сергиева мон-ря в прославлении прп. Макария Калязинского//Прп. Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. 27-28 мая 2014 г./Сост. и науч. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2015. С. 194-200; СПАМИР: Тверская обл. М., 2006. Ч. 2; 2015. Ч. 4; Чертовских Е. В. Калязин. М., 2006; Pforte des Himmels/Hrsg. E. Haustein-Bartsch. Bielefeld; Lpz., 2008; Святые земли Русской. СПб., 2010; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012; Шаблова Т. И. Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. СПб., 2014.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Московские святители. Фрагмент иконы «Образ всех святых Российских чудотворцев». XVIII в. (МИИРК) Московские святители. Фрагмент иконы «Образ всех святых Российских чудотворцев». XVIII в. (МИИРК) В церковном искусстве Нового времени К. известен по неск. ансамблям, вероятно возникшим в старообрядческой среде и восходящим к произведениям царских и «строгановских» иконописцев: по минеям со сценой преставления К. под 16 сент. и со сценой перенесения мощей К., Фотия и Ионы под 27 мая (1-я пол. XIX в., частное собрание, см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 135. 1, 135. 9), по минейной иконе на сент. из частного собрания ( Бенчев. 2007. С. 287), а также по мстёрской сентябрьской Минее рубежа XIX и XX вв., где святитель изображен без шапки и в несвойственной его иконографии фелони ( Юхименко, Горшкова. 2012. Кат. 121); в шапке и фелони - на иконе избранных святых XIX в. ( Бенчев. 2007. С. 301). Чаще К. изображался в составе композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и распространенной среди старообрядцев-беспоповцев ( Платонов В. Г. Об одном сюжете старообрядческой поморской иконописи (образ Всех Святых Российских Чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Юхименко. Агиологические разыскания. 2010; Она же. «Слово воспоминательное». 2010); память К. под 16 сент. была включена в богослужебный устав Выговской обители ( Она же. Агиологические разыскания. 2010. С. 153). На таких иконах (известны 6 - по 2 в ГРМ, в ГТГ, по одной - в МИИРК, в частном собрании) К. представлен среди Московских митрополитов, как правило между Филиппом (Колычевым) и Фотием. Его образ с длинной седой бородой и в архиерейской шапке ориентирован на произведения XVII в. и иконописные подлинники ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 228. С.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Они вошли в состав композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и довольно широко распространившейся среди старообрядцев-беспоповцев ( Платонов В. Г. Об одном сюжете старообр. поморской иконописи (образ всех святых Российских чудотворцев)//Старообрядчество: история, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Юхименко Е. М. Агиологические разыскания выговских старообрядцев и образ всех святых российских чудотворцев//XIV науч. чт. пам. И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2010. С. 152-167; Она же. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 329-344; Она же. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//Там же. 2014. Т. 62. С. 167-174). На таких иконах, к-рых к наст. времени сохранилось более 10 (3 иконы - в ГРМ и ГТГ; по 2 - в ГТГ и в зарубежных частных собраниях; в рижской старообрядческой Гребенщиковской общине; по одной - в ГИМ, МИИРК, в собрании Г. Лепса, в российской частной коллекции), Н. (кроме иконы из ГТГ, инв. ДР-563) представлен в верхней части композиции, слева, во главе одного из 2 рядов с фигурами праведных и юродивых, рядом с устюжскими святыми и новгородскими праведниками (Иоанном и Лонгином Яренгскими, Иаковом Боровичским, Артемием Веркольским); образ блж. Феодора Новгородского в таких произведениях отсутствует, но в том же ряду изображен «блаженный Георгий Новгородский», в к-ром можно видеть прав. Георгия Шенкурского (см. икону 1814 г. письма Петра Тимофеева (ГРМ) и др. памятники: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 230. С. 460-461; Святые Земли Русской. 2010. Кат. 311, 312; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. N 52, 53; Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. Кат. 34; Образы рус. святых в собр. Ист. музея. М., 2015. Кат. 93). Вариант этой программы представлен комплектом из 3 икон русских и избранных Вселенских святых из старообрядческой моленной в Казани (XIX в., ГМИИРТ; см.: Древнерусское искусство: Собр.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

(2008, мастер В. С. Соколов), его поясной образ (седовласый старец с высоким лбом и впалыми щеками, борода длинная, острая на конце) - в одном из медальонов в Троицком соборе Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря (2000-2005, мастер А. В. Алёшин). Ист.: Переписная книга Галичского Паисиевского мон-ря и разных церквей в Галиче, 1701-1702 гг.//РГАДА. Ф. 237 (Монастырский приказ). Оп. 1. Д. 23. Л. 53 об.- 55, 63, 70; Паисин Успенский мон-рь Галичского у. 1766 г.//РГАДА. Ф. 280 (Коллегия экономии). Оп. 3. Д. 440. Л. 7 об. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 201, 226, 253; Т. 2. С. 190; Icônes russes: Les saints/Fondation P. Gianadda. Lausanne, 2000. P. 142-147. Cat. 52, 53; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Костромская икона XIII-XIX вв./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 621. Кат. 283. Ил. 442; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 176-184. Рис. 5-14; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдо-шина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 91, 100, 103; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34; Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33. (Художественные сокровища Татарстана); Образы рус. святых в собр. Исторического музея/Авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 390-399. Кат. 93; «Сияше светильник учения его…»: Прп. Иосиф Волоцкий в рус. духовной культуре/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2019. С. 330, 333. Кат. 173, 175. А. Г. Авдеев, Э. П. И. Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

457; Образы и символы. 2008. Кат. 62, 70; Icônes russes. 2000. N 52, 53; Юхименко, Горшкова. 2012. Кат. 34). Фронтальные фигуры К. и митр. Фотия помещены на 3-створчатом складне, сходном по программе, но ином по композиции (1-я пол. XIX в., ГМИИРТ). Интерес к образам местночтимых Московских святителей был характерен и для представителей др. течений старообрядчества, как показывает программа гравированных изображений на утраченном окладе 1-й пол.- сер. XIX в., к-рый украшал образ «Положение ризы Господней», принадлежавший Антонию (Шутову) , архиеп. Московскому и Владимирскому, выходцу из беспоповской среды (Покровский собор при Рогожском кладбище, см.: Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. Кат. 82; оклад опубл.: Снимки древних икон и старообрядческих храмов Рогожского кладбища в Москве. М., 1913. Табл. 65; Борин В. Древнее изображение Положения ризы Господней//Светильник. М., 1914. 11-12. С. 35-41; Муратов П. П. Эпоха Михаила Феодоровича// Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., 1914. Т. 6. С. 389). На дробницах оклада К. был представлен вместе с др. Московскими св. митрополитами и патриархами. По старообрядческому заказу скорее всего была создана икона «Святители Киприан, Фотий и Филипп» мстёрского письма (1890, ГИМ, см.: Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Сент. М., 2003. С. 371), возможно парная аналогичному по композиции образу святителей Петра, Алексия и Ионы. Святители Киприан и Фотий. Икона. XVIII в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Святители Киприан и Фотий. Икона. XVIII в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Почитание К. в московском Успенском соборе также нашло отражение в памятниках XVIII-XIX вв.: на гравюре с видом Успенского собора и образами Московских святых К. представлен в правой группе вместе со святителями Алексием, Филиппом и Фотием (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

68. Древние памятники Троице-Сергиева монастыря и полемика вокруг церковной реформы середины XVII в.//Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции. Материалы международной научной конференции. Москва. Государственный исторический музей. 27–28 мая 2014 г. М., 2015. С. 233–246 (Труды ГИМ. Вып. 202) ( составитель и науч. редактор ). 69. Литература Выговского старообрядческого общежительства//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 19: XVIII век. СПб., 2015. С. 5–13. 70. Корнилий Выговский//Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 137–138. 71. Красный устав//Там же. С. 481–482 ( в соавторстве с Е. А. Агеевой ). 72. Лазарь//Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. С. 689–693. 73. Рогожское кладбище//Большая российская энциклопедия. Т. 28. М., 2015. С. 573–574. 74. Соловецкое восстание 1668–1676//Большая российская энциклопедия. Т. 30. М., 2015. С. 662. 75. Старообрядчество: История и культура. М., 2016. 76. Идеальный образ русского модерна [Текст]: Иконы в окладах из собрания С. Ю. Николаева: [альбом] М., 2016 ( составитель, в соавторстве с В. В. Горшковой, В. В. Игошевым ). 77. Блаженный Иоанн Козмич, московский юродивый и иконописец М., 2016 ( вступ. статья, подготовка текста ). 78. Два тома Выговских Четиих Миней из собрания БАН в контексте истории уникального книжного свода начала XVIII в.//Современные проблемы археографии. Вып. 2. СПб., 2016. С. 467–475. 79. Московская филипповская община и ее книжное собрание//Пятые Лихачевские чтения. Русская культура: история и экология. Материалы международной научной конференции. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2016. С. 49–60. 80. «Учитель премудрый, наставник всеизрядный» (к 70-летию Натальи Владимировны Понырко)//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 64. СПб., 2016. С. 5–14. 81. К истории Дьяконовых ответов: Новая атрибуция одного из посланий Андрея Денисова//Там же. С. 422–434. 82. Неизвестный памятник старообрядческой литературы XIX в. — Житие иконописца и юродивого Иоанна Козмича//Там же. С. 554–575.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

N 706; 2012. N 517). Мн. иконописцы-старообрядцы ориентировались на подлинники, где облик М. уподоблялся облику сщмч. Власия Севастийского. Той же традиции следовал и И. С. Чириков, в кон. XIX в. написавший единоличный образ М. на пейзажном фоне, входивший в состав обширного цикла минейных икон рус. святых, который был исполнен мастерами мстёрского происхождения для церкви с.-петербургского Мраморного дворца (ГМИР; Бусева-Давыдова И. Л. Иконопись и монументальная церк. живопись//История рус. искусства. М., 2014. Т. 17. Ил. 323. С. 307). Однако существовали образы, соответствовавшие общепринятому облику святого,- напр., М. на поле оплечного образа Христа Вседержителя 1875 г., работы московского иконописца, старообрядца белокриницкого согласия И. Д. Краузова ( Юхименко, Горшкова. 2012. Кат. 59). Среди поздних образов преподобного традиц. стилистики следует выделить икону из собрания Н. П. Лихачёва, к-рая, по свидетельству собирателя, была написана иконописцем Н. С. Рачейсковым († 1886), принадлежавшим к филипповскому согласию (ГРМ, ДРЖ-2382; Из колл. акад. Н. П. Лихачёва. СПб., 1993. С. 268. 135/2802). Образ М. присутствует в сложных многофигурных произведениях с изображениями рус. святых, исполненных в разных старообрядческих центрах, включая Романов-Борисоглебск (ныне Тутаев) и пос. Невьянский Завод (ныне Невьянск) (3-створчатые складни и створка киота посл. четв.- кон. XVIII в., ГРМ; Святые земли Русской. 2010. Кат. 305, 306, 310). Он входит в состав композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и довольно широко распространившейся среди старообрядцев-беспоповцев. На таких иконах, к-рых сохранилось не менее 8 (по 2 иконы в собраниях ГРМ и ГТГ, икона в МИИРК, образ в собрании Г. В. Лепса, 2 иконы в зарубежных частных собраниях), М. представлен среди рус. преподобных. Его образ с короткой округлой бородой повторяет традиц. иконографию, но в нек-рых случаях (икона письма П. Тимофеева, 1814, ГРМ) отличается от большинства древних произведений тем, что голова преподобного покрыта куколем, а на иконе из собрания Лепса святой показан с длинной бородой ( Маркелов.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

  001     002    003