Юлиан Отступник (361-363) А.А.Васильев. История Византийской империи С именем Юлиана тесно связана последняя попытка восстановить язычество в империи. Юлиан представляет собой в высшей степени интересную личность, которая давно уже останавливала на себе внимание ученых и литераторов и продолжает увлекать их до настоящего времени. Литература о Юлиане очень обширна. Дошедшие до нас сочинения самого Юлиана дают богатый материал для суждения о нем. Главная цель исследователей была разгадать и понять этого увлеченного " эллина " , который, с полным убеждением в правоте и успехе своего дела, задумал во второй половине IV века возродить и оживить язычество и поставить его в основу религиозной жизни государства. Юлиан потерял родителей в очень юном возрасте: его мать " умерла через несколько месяцев после его рождения, его отец умер, когда ему было шесть лет. Юлиан получил для своего времени хорошее образование. Евнух Мардоний, по происхождению скиф, знаток греческой литературы и философии, обучавший мать Юлиана поэмам Гомера и Гесиода, перешел в качестве воспитателя и наставника к ее сыну. В то время как Мардоний знакомил юного Юлиана с античной литературой, Евсевий, епископ Никомедийский и потом Константинопольский, убежденный арианин, или окружавшие его представители духовенства вводили Юлиана в изучение Священного Писания. Таким образом, Юлиан, по словам одного историка, получил сразу два различных воспитания, которые поместились в нем одно возле другого, но так, что не касались друг друга. Юлиан был крещен. Впоследствии он вспоминал об этом времени, как о мраке, который нужно забыть. Юные годы Юлиана прошли в большой тревоге, так как Констанций, видевший в нем своего возможного соперника и подозревавший его в честолюбивых замыслах, держал его то в провинции, как бы в ссылке, то призывал в столицу, чтобы иметь его на глазах. Зная о насильственной смерти многих родственников, павших от руки Констанция, Юлиан ежедневно должен был бояться за свою жизнь. После вынужденного пребывания в течение нескольких лет в Каппадокии, где он продолжал под руководством сопровождавшего его Мардония изучение древних авторов и где, по всей вероятности, он хорошо познакомился с Библией и Евангелием, Юлиан для окончания образования был переведен сначала в Константинополь, затем в Никомедию, где у него и появилось первое серьезное влечение к язычеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/434241/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВИАН (Флавий Клавдий Иовиан; лат. Flavius Claudius Iovianus) (330/1, Сингидун, ныне Белград, Сербия - 17.02.364, Дадастана, М. Азия), рим. имп. (с 26/27 июня 363). Род. в семье комита доместиков Варрониана, к-рый в 30-х гг. IV в. был командующим гвардией имп. Константина II (337-340). Скорее всего И. принял крещение в юном возрасте, так же как Юлиан Отступник , поскольку при имп. дворе в 30-50-х гг. IV в. принадлежность к христианству была необходимым условием развития карьеры. Как и его отец, И. посвятил жизнь военной службе. При имп. Констанции II (337-361), вероятно с сер. 50-х гг. IV в., занимал пост протектора-доместика в имп. гвардии. После смерти имп. Констанция II в нояб. 361 г. сопровождал его тело из Киликии в К-поль. При имп. Юлиане Отступнике (361-363) И. получил пост примикерия доместиков (начальник имп. гвардии). Ряд христианских авторов позднеантичной и византийской эпох упоминали, что И. был уволен со службы имп. Юлианом за верность христианству ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 22; Oros. Hist. adv. pag. 1967. VII 31); эти сведения следует признать легендарными. С весны 363 г. И. участвовал в походе имп. Юлиана против Персии в качестве примикерия доместиков. И. был избран императором на совещании командиров рим. армии в лагере в Сев. Месопотамии (восточнее совр. Самарры, Ирак) в ночь на 27 июня 363 г., сразу после гибели имп. Юлиана. Скорее всего И. представлял собой компромиссную фигуру, пребывание к-рой на престоле устраивало большинство группировок внутри рим. армии (офицеров-язычников и христиан, выходцев из разных провинций и т. п.). Так или иначе, его избрание не вызвало к.-л. серьезного противодействия как в армии, так и в гос-ве. Ввиду краткости периода правления И. сложно говорить о его политической программе. Основные мероприятия его правления были связаны с преодолением последствий и возможным сокращением ущерба для Римской империи от неудачного Персидского похода имп.

http://pravenc.ru/text/Иовиан.html

Скачать epub pdf Любовь к Богу См. также: Кончина праведника . 344; Мученичество . 572; Отречение от монашества . 692; Родители . 955, 957; Свет Божественный . 995; Твердость . 1125. 404. Авва Антоний больше аввы Аммуна любил Бога, и поэтому его имя больше прославлялось между людьми Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: “Я больше тебя тружусь, почему же твое имя больше прославилось между людьми, чем мое?” Авва Антоний ответил: “Потому, что я больше люблю Бога, чем ты” (Достопамятные сказания. С. 42. 1). 405. Непоколебимость женщины с ребенком, желавшей умереть за Христа, побудили военачальника отказаться от исполнения приказа Юлиана См. также: Мученичество ; Непоколебимость ; Смерть за Христа ; Твердость ; Христианин истинный . При императоре Юлиане Отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человеком добрым и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем рано утром увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник повелел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил: “Убогая жена, куда так рано спешишь?” Она отвечала: “В поле, где христиане собираются.” Начальник сказал: “Да разве ты не слышала, что туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?” – “Слышала, – отвечала женщина, – потому и спешу, чтобы умереть за Христа.” – “Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?” – “Затем и несу, – отвечала она, – чтобы и он мучения сподобился.” Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: “Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан не могу.” И рассказал о своей встрече с женщиной. (Прот. В. Гурьев . Пролог). 406. Из-за любви к Богу юноша-ювелир добавил своего золота в крест, изготовленный им по заказу вельможи; когда вельможа узнал об этом, то усыновил его

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Филипп Шафф (протестант) Глава II. Литературная победа христианства над греческим и римским язычеством §8. Языческая полемика. Новые возражения I. См. источники в §4 и 5, особенно произведения Юлиана Отступника κατ Χριστιανν и Либания πρ των ιερν. Также см.: Псевдо–Лукиан : Philopatris (эпохи Юлиана или позже, включено в труды Лукиана). Прокл (412 – 487): xviii πιχειρματα Χριστιανν (сохранилось в труде Joh. Philoponus: De aeternitate mundi, ed. Venet., 1535). Также исторические труды Евнапия и Зосимы . II. Marqu. D " Argens : Defense du paganisme par Vemper. Julien en Grec et en Franc, (собрано из фрагментов, приведенных у Кирилла), avec des dissertât. Berl., 1764, второе издание, расширенное, 1767. После выхода этого необычного труда вышло еще два, против него: G. Fr. Meier , Halle, 1764, и W. Crichton, Halle, 1765, в которых аргументы Юлиана были снова опровергнуты. Nath. Lardner в своем ученом сборнике древних языческих свидетельств в пользу достоверности евангельской истории много говорит о Юлиане. См. сборник его произведений: ed. Dr. Kippis, Lond., 1838, vol. vii, p. 581–652. Schröckh : vi, 354–385. Neander : iii, 77 sqq. (английский перевод Torrey, ii, 84–93). Внутренний конфликт между язычеством и христианством позволяет нам наблюдать тот же распад с одной стороны и осознанную силу с другой. В этом никейская эпоха пожала плоды, посеянные более ранними апологетами, которые умело и бесстрашно защищали истинную религию и опровергали заблуждения идолопоклонников среди гонений 110 . Литературная оппозиция христианству по сути истощила свои доводы и по причине перемены обстоятельств превратилась в апологию язычества; христианская же апология теперь стала триумфальной полемикой. Последним врагом была неоплатоническая философия, особенно преподаваемая в школах Александрии и Афин вплоть до V века. Однако, как мы уже замечали 111 , эта философия уже больше не была продуктом чистого, непосредственного язычества, а стала искусственным синкретизмом из элементов языческих и христианских, восточных и эллинистических, теоретических и теургических, что свидетельствовало лишь о возрастающей слабости старой религии и непреодолимой силе новой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Часть 7 Часть 9 Скачать epub pdf Оригинал: pdf 20 Мб «Рецензия на книгу: История христианской Церкви. I Выпуск второй. Эпоха Вселенских соборов и разделения Церквей (313–1054). 339 Предназначая свой труд, первый выпуск которого вышел в 1909 г., 340 для учебных целей, автор руководствовался и при составлении появившегося ныне второго выпуска той же изданной Учебным Комитетом при Св. Синоде программой (или точнее – проектом программы, не устранявшим и ранее существовавшей программы), которой определялись содержание и план первого выпуска. В предисловии он указывает и обосновывает некоторые отступления от этой программы, состоящие частью в перемещении рубрик, частью в дополнениях (введены сведения о лжеучениях Маркелла Анкирского, Фотина и Аполлинария, о св. Епифании Кипрском , о сочинениях, известных с именем св. Дионисия Ареопагита ). В отличие от сухого изложения в учебнике Ε. Смирнова, автор имел в виду сообщить обозрению эпохи Вселенских соборов больше живости, полноты и округленности, в частности особое внимание обратил на патрологический отдел, неудовлетворительно изложенный в книге Смирнова, дал также новую обработку, например, очеркам о христианской жизни в рассматриваемую эпоху, о разделении Церквей. В оправдание получившегося отсюда увеличения объема книги в сравнении с курсом Смирнова для той же эпохи (215 страницам учебника Смирнова по изданию 1895 г., меньшего формата, но более убористой печати, соответствуют здесь 293 страницы) указывается особая важность излагаемой эпохи. Между прочим, автор сам признает слишком большой для учебника размер трактата о Юлиане Отступнике в своей книге (С. 11–22), но объясняет свое особое внимание к его личности дидактическими и апологетическими соображениями. В конце книги приложены алфавитный указатель географических названий с пояснениями и карта, изображающая: 1) древнехристианский мир в целом, за исключением большей части Египта с Эфиопией и Нубией и Аравии, 2) Египет, 3) Палестину и 4) Малую Азию с Сирией. Карта заимствована из: AppelH. Kurzgefasste Kirchengeschichte fur Studierende. Т. I. Alte Kirchengeschichte. Leipzig, 1909, но в ней сделаны при этом некоторые изменения, частью опущения, главным же образом дополнения. Книга посвящается духовенству Тульской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕМИЛИАН [греч. Αμιλιανς; лат. Aemilianus] († 362), мч. Доростольский (пам. 18 июля). Пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Был сыном Савватиана, префекта г. Доростол (лат. Дуростор, ныне Силистра, Болгария). Первое упоминание о Е. у церковных писателей кон. IV-V в.- в продолжении «Хроники» Евсевия Кесарийского, написанном блж. Иеронимом Стридонским, к-рый кратко сообщает: «Эмилиан за разрушение алтарей в Доросторе сожжен викарием». Это событие Иероним датирует 3-м годом 285-й олимпиады и 2-м годом правления Юлиана Отступника (с нояб. 362 по июль 363). Проспер Аквитанский , переработавший в сер. V в. «Хронику» Евсевия-Иеронима, относит кончину Е. к консульству Мамертина и Невитты (362). Свт. Амвросий Медиоланский в письме от 389 г. ( Ambros. Mediol. Ep. 40//PL. 16. Col. 1154-1155), не называя ни имени Е., ни места страдания, сообщает, что некий христианин, осужденный за разрушение языческих алтарей и разбрасывание приготовленных жертвоприношений, претерпел мученическую кончину при имп. Юлиане. Среди греч. авторов о Е. впервые упоминает блж. Феодорит Кирский ( Theodoret. Hist. eccl. III 7); он лишь уточняет сообщения латинских хронистов, добавляя, что Е. был сожжен по приказу начальника всей Фракии, т. е. викария этого диоцеза. В данной форме это сообщение перешло в Пасхальную хронику и далее - в «Хронографию» прп. Феофана Исповедника . В этих 2 источниках Е. именуется воином. Сохранилось Мученичество Е., составленное, по-видимому, не позднее кон. VI - нач. VII в. Судя по ряду топографических указаний, оно было создано скорее в Доростоле или Придунайском регионе, чем в К-поле. Мученичество содержит вполне достоверный рассказ о кончине Е., не противоречащий свидетельствам более ранних источников. Хотя в Мученичестве не упоминается о перенесении мощей Е. в К-поль и это событие нигде точно не датируется, оно имело место до составления Пасхальной хроники (1-я пол. VII в.), т. к. в ней идет речь о ц. во имя Е. и об одноименных воротах в зап. к-польском квартале Равд (Ρβδος). Наряду с преданием в основу Мученичества Е. легли подлинные документы допроса святого. На это указывают приведенные точные сведения о времени (3-й ч. дня 16 июля) и месте (10-й квартал Клавдия) ареста Е., а также имена произведших его воинов (Валериан и Максентий). Мученичество

http://pravenc.ru/text/189945.html

Беседа 8. Сардийская Церковь. О богатстве земном и мертвости духовной. Не ленись! О сватовстве. Как чистить сердце. Итак, сегодня продолжаются наши занятия воскресной школы для взрослых, и мы с вами изучаем по-прежнему Книгу Откровения Иоанна Богослова. И сегодня – послание Ангелу Сардийской Церкви, 3 глава с 1 стиха и ниже. САРДИС. В древности был очень крупным и богатым центром, это была столица могучего Лидийского царства. Известна пословица: «Богат как Крез». Крез жил в 560-м году до Рождества Христова, был царем этого могущественного государства и обладал всеми его богатствами. Сей царь хвастался своими богатствами, но один мудрец, Солон, сказал ему: «Не называй никого счастливым, пока он не умер». И хотя царь Крез был очень богатый человек и его царство процветало, на них неожиданно напали враги, и Сардийский царь всё потерял. И более того, он был приговорен к сожжению на костре. Жители Сардийского царства были обращены в рабство, и язычники, покорившие их, запрещали им заниматься воинскими искусствами, а, напротив, поощряли и мужчин и женщин к занятиям ткацким ремеслом. Сардийская шерсть была известна по всему Ближнему Востоку. Некоторые специалисты говорят, что Сардия – это первое место, где шерсть стали красить в разные цвета. Захватчики Сардии повелели, чтобы юношей и девиц обучали бы танцам, поэзии, литературе, но чтобы никакого отношения к воинскому искусству они не имели. Позже Сардия была захвачена Александром Македонским, а потом римлянами – и пришла в упадок. Проф. Глубоковский, пишет: «Христианство там распространилось довольно рано, и епископ Сардийский Мелитон (II век от Р.Х.) был одним из замечательнейших древних церковных писателей. Епископ Сардийский присутствовал и на I Вселенском Соборе (325 г.) в Никее. В настоящий момент Сардия – это маленький город под властью мусульман, в котором христиан практически нет. У архиепископа Аверкия мы находим такое пояснение: «Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне – это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города. Он быстро возвратился к идолопоклонству, за это и постигла его кара Божия – он уничтожен был до основания».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Можно ли молиться за царя Ирода? 28.10.2018 1506 Время на чтение 11 минут Стало известно о событии, в вероятность которого просто не верится: в Санкт-Петербурге в Князь-Владимирском соборе в синодик об упокоении наряду с митрополитами, епископами, священниками и монахами, древнерусскими князьями и царями, российскими императорами и губернаторами, а также покойными клириками и прихожанами собора включены руководители Советского государства и " правители " Петрограда и Ленинг рада советских времен - Троцкий, Зиновьев, Свердлов, Киров, Жданов, Калинин, Микоян и другие. Настоятель собора не видит в этом ничего предосудительного. Редакция обратилась за комментарием к известному священнослужителю - протоиерею Александру Шаргунову, настоятелю Свято-Никольского храма в Пыжах. Прот. Александр Шаргунов: " Мой знакомый священник говорит, что всё больше событий происходит в последнее десятилетие в мире, и не только в мире, которые подходят под рубрику «Не может быть». Недавно на официальном сайте Князь-Владимирского собора Петербурга обнаружился так называемый «синодик», в котором поименованы все руководители Ленинграда и советского государства, включая Троцкого, Зиновьева, Свердлова, Каменева, Кирова, Андропова и т.д. Все эти красные сатанисты, изображения их фотографические даны рядом с иконами, это особенно мерзко. В предисловии к «синодику» дается пояснение, что составлен он для сохранения исторической памяти, в целях укрепления духовных связей в преемстве поколений, во исполнение древней традиции поминать всех поименно. В 2014 году к 225-летию освящения главного престола Святого Равноапостольного князя Владимира создан синодик Владимирского собора города Санкт-Петербурга усердием настоятеля протоиерея Владимира Сорокина. Заметим, что он является одновременно профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В таком случае, как справедливо заметил обозреватель одного из православных сайтов, может быть для сохранения исторической памяти нам нужно совершать молитвы об Иуде Искариоте, Ироде, Юлиане Отступнике, Арии и прочих врагах Церкви, им же несть числа.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/29/m...

Лжедимитрий как Антихрист Образ Самозванца в литературных памятниках первой трети XVII века Диакон Владимир Василик Нельзя сказать, что образ Самозванца (проходимца, выдававшего себя за чудом уцелевшего царевича Димитрия) обойден вниманием исследователей древнерусской литературы : упомянем имена Л.В. Черепнина, Я.Г. Солодкина, О.В. Творогова, М.Г. Лазуткиной, Р.Г. Скрынникова . И все же данная тема является по-своему неисчерпаемой – не только в силу своей глубины: новые повороты ее открываются, если при анализе памятников использовать метод библейских тематических ключей, разработанный Рикардо Пиккио . Тему Самозванца и самозванства в той или иной мере затрагивает целый ряд памятников: «Извет» старца Варлаама, «Житие царевича Димитрия Угличского», «Иное сказание», «Сказание» Авраамия Палицына, «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства», «Временник» Ивана Тимофеева, «Повесть…» И.М. Катырева-Ростовского, «Сказание о Гришке Отрепьеве», «Словеса дней и царей и святителей Московских» Ивана Хворостинина, «Новый летописец», «Хронограф» 1617 года, «Летописная книга» С.И. Шаховского . Из данных этих источников мы можем составить следующий образ. Самозванец сравнивается с Юлианом Отступником : «Глаголаша же о нем мнози, яко по всему уподобитися ему нравом и делы скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Иулиану…»; «…царю Иулиану, иже с бесы». И это не случайно. На Руси так называемую «Повесть о Юлиане» знали. Образ Отступника применительно к Самозванцу был весьма актуален: с точки зрения древнерусских авторов, Самозванец совершает тройное отступничество – от своего священного сана (пусть и скромного диаконского), от монашества и от православной веры . Характерно, что в текстах присутствуют разные варианты его вероотступничества: если в «Житии царевича Димитрия Угличского», «Сказании» и других памятниках Самозванец обвиняется в латинстве («И своя богомерзкая папежская учинити» ), то автор «Плача о пленении и конечном разорении Московского государства» говорит о его приверженности «Люторовой ереси» – очевидно, его автор обладал достаточной осведомленностью и знал о засилье лютеран в окружении Лжедимитрия .

http://pravoslavie.ru/57152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНКИРА [греч. ρδβλθυοτεΑγκυρα; Ангора, совр. Анкара], г. в центральной части Анатолийского плоскогорья, расположенный у слияния рек Чубук и Анкара, совр. Турция. Легендарным основателем А. считается фригийский царь Мидас, но уверенно о существовании города можно говорить лишь с эллинистической эпохи (III в. до Р. Х.). Город, находившийся на перекрестке важных путей сообщения, поочередно входил в состав Лидии, Персидской державы Ахеменидов , гос-ва Селевкидов , Галатии. В 25 г. до Р. Х. присоединен к Римской империи. После 381 г. А. стала центром рим. пров. Галатия I. В 620 г. город был захвачен и разрушен персами; в VII, IX и Х вв. неоднократно подвергался нападениям арабов. После адм. реформ VII-VIII вв. А. входила в состав визант. фемы Опсикий, в X в. стала столицей фемы Вукеллариев. В XI в. город был завоеван сельджуками. С сер. XIV в. А. вошла в состав гос-ва османов. В 1919 г. Анкара стала резиденцией правительства Кемаля Ататюрка, с 1923 г.- столица Турецкой Республики. Большую часть населения составляют турки; в городе проживают также греки и армяне. Церковная история Хотя первые упоминания о появлении христианства в А. относятся ко II в. по Р. Х., христ. община существовала здесь, вероятно, уже в апостольские времена. В Галатии проповедовали апостолы Павел, Петр и Андрей. Во II в. в А. была распространена монтанистская ересь ( Евсевий. Церк. ист. V 16. 4). В IV в. здесь проходили Анкирские Соборы . В А. прославились многие святые, одним из первых был сщмч. Крискент (нач. II в.), при имп. Траяне (98-117) - мученики Прокл и Иларий, при Александре Севере (222-235) - мц. Феодотия и пресвитер Сократ, при Аврелиане (270-275) - мч. Филумен , при Диоклетиане и Максимиане (286-305) - сщмч. Климент и др., а также мч. Платон , сщмч. Евстохий , мч. Гаий , Феодот и 7 дев , при Ликинии (308-324) - пресвитер Юлиан и 42 др., Ипатий Гангрский и воин Евстафий, при Юлиане Отступнике (361-363) - мученики Меласипп , Кассиния и Антонин ; пресвитер Василий, мученики Вусирис и Гемелл .

http://pravenc.ru/text/Анкире.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010