Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации. Территория: 169,1 тыс. кв. км. Центр: г. Барнаул. География: край расположен в пределах Западно-Сибирской равнины, входит в Западно-Сибирский экономический р-н. А. к. граничит на севере с Новосибирской обл. , на северо-востоке с Кемеровской обл. , на юго-востоке с Республикой Алтай , на юго-западе с Республикой Казахстан . Территорию А. к. делит на 2 части р. Обь. Крупные озера - Кулундинское и Кучукское. Население: 2664,8 тыс. чел. (1999). В крае проживает 90,3% русских, 4,78% немцев, 2,38% украинцев, 2,54% представителей др. национальностей (1994). Адм. устройство: А. к. образован 28 сент. 1937 г., до 1991 г. включал в себя Горно-Алтайскую АО (с 1991 Республика Алтай). Край делится на 60 адм. районов. Религия В А. к. зарегистрированы 218 религ. объединений (2000). Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (XIX - нач. XX в.) в А. к. сильны правосл. традиции. Существует значительное число старообрядческих общин разных толков. Католичество исповедуют поляки, немцы и русские (ок. 2,3 тыс. чел.). Лютеранство распространено преимущественно среди немцев. Ислам исповедуют татары, казахи, афганцы и выходцы из Кавказского региона. В 90-х гг. XX в. в А. к., как и в др. регионах Сибири, активизировались новые религ. движения - неоязычники, оккультисты, последователи учения Рерихов , различные псевдорелиг. учения. Русская Православная Церковь. Территория А. к. (вместе с территорией Республики Алтай) входит в Барнаульскую и Алтайскую епархию РПЦ, образованную 24 февр. 1994 г. Епархиальный центр - Барнаул. В 2000 г. в А. к. было 17 благочиннических округов, 172 прихода, 6 мон-рей и 1 скит. Первые деревянные церкви Алтая, появившиеся в 1-й пол. XVIII в., после вхождения Алтая в состав Российской империи, подчинялись Кузнецкому заказу Тобольской епархии : ц. Петра и Павла в Белоярской крепости, ц. Воскресения Христова в поселке Колыванского завода (1735), ц. Петра и Павла в Барнауле (1750). Первый каменный храм - Петропавловский собор в Барнауле - построен в 1774 г. В 1750 г. учреждено Барнаульское духовное правление, в ведомстве к-рого в 1752 г. состояло 12 церквей, в 1763-м - 16, в 1798-м - 29, в 1844-м - 189, в 1886-м - 118, в 1910 г.- 379 церквей. В 1834 г. территория Алтая вошла в состав новообразованной Томской епархии . В 1908 г. учреждено Барнаульское вик-ство Томской епархии, но еп. Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи находились в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии, в 1930 г. было преобразовано в самостоятельную Барнаульскую епархию с назначением на кафедру еп. Александра (Бялозора) . В 1938 г. в связи с гонениями на Церковь и недостатком архиереев Барнаульская епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

http://pravenc.ru/text/115126.html

Каменец-Подольская Основана 05.1681. 1814 Упразднена в 1691 г. Возобновлена 12.04.1795. Минское викариатство. Самостоятельная с 1799 г. Территория епархии образована из частей Львовской и Екатеринославской епархий, а также из части Минской епархии, потребовавшей разукрупнения после присоединения к ней территорий, отошедших к России по 3-му разделу Польши (представлявших собою весь западный край империи). «... В 1793 году... совершилось воссоединение Подолии, Брацлавщины и Волыни с единоверной и единокровной Россией. ... Императрица Екатерина... воссоединив юго-западный край с своей державой из бывших Подольского и Брацлавского воеводств образовала Брацлавскую губернию, подчинив ее в иерархическом отношении архиепископу Виктору Садковскому (1793–1795), который, проживая в Слуцке, был архипастырем кроме Брацлавской, еще Изяславской и Минской губернии, составлявших тогда его обширную епархию и носил титул архиепископа Минского, Изяславского и Брацлавского.... В указе от 12.04.1795 г. Синоду между прочим говорилось: «...признали мы за нужное учредить на первое время одного местного архиерея под названием Брацлавского и Подольского, с содержанием, какое положено для второклассной епархии...» ... Скоро епископ новоучрежденной епархии получил титул Подольского и Брацлавского; вместе с ним и епархия претерпевала незначительные изменения в границах своих, то расширяясь, то уменьшаясь, пока не получила окончательный свой вид в самом конце протекшего столетия (16 октября 1799 г.) и не совпала в границах своих с Подольской губернией... (в 1804 г. 19 июля)». (Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. С. 1–2). Кафедра находилась: в Каменец-Подольске (1681–1691, с 1799 г.), в Николаевском монастыре у местечка Шаргород (1795–1799 гг.) (Н.Д. Иерархия... С. 240). Архиепископия с 1801 г. Возобновлена 09(22)06.1993 (выделена из Хмельницкой епархии). Именовалась: в 1681–1691 гг. – Каменец-Подольская; с 12.04.1795 – Брацлавская и Подольская; с 16.10.1799 – Подольская и Брацлавская; Каменец-Подольская и Брацлавская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александра Боровик Редактор " Журнала Московской Патриархии " . Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Александра Боровик 28 октября 2012 г. Открытие уникальной образовательной программы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялось 18 октября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где были представлены первые стипендиаты проекта. Александра Боровик 18 октября 2012 г. 15:45 Улица Шоссейная, расположенная в районе " Южное Бутово " Параскево-Пятницкого благочиния Юго-Западного викариатства Москвы, теперь будет носить имя протоиерея Николая Сироткина, который служил здесь, в знаменском храме, до 1920 года. Такое решение принято 9 октября на заседании правительства города. Александра Боровик 10 октября 2012 г. 18:00 Фрагмент папируса IV века стал темой доклада профессора Гарварда Карен Кинг на международном конгрессе коптских исследований 18 сентября в Риме. “Иисус сказал им: Моя жена… ”, — такие слова можно разобрать на плохо сохранившейся реликвии, принадлежащей частному лицу. Александра Боровик 21 сентября 2012 г. 14:40 " Для того, чтобы понять роль отца Сергия и общины прихода на Маросейке в церковной жизни того времени, прежде всего нужно подвести итоги, а для этого — постараться собрать и систематизировать опыт этой общины. Именно такую задачу мы перед собой и ставили " , — поделились создатели нового 2-томника. Александра Боровик 17 сентября 2012 г. 09:00 В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры 5 сентября служили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Новгородский и Старорусский Лев, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, епископы Выборгский Назарий, Петергофский Маркелл и Лодейнопольский Мстислав. Александра Боровик 6 сентября 2012 г. 17:00 Защиты первых докторских диссертаций состоялись 4 сентября в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Успешными соискателями на ученую степень доктора богословия стали докторанты аспирантуры игумен Арсений (Соколов) и Владимир Катасонов.

http://e-vestnik.ru/persons/aleksandra_b...

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Святой старец Николай Гурьянов говорил: «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай!» Он также пояснял, что не Богу, а нам самим нужно прославление и почитание святых: «У Бога - они святы. Это нужно для нашей души, для нашего покаяния и исправления, для нравственного совершенства и духовного прозрения». Архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов) в статье «Путь царский», написанной им к 400-летию Дома Романовых отмечает: «Слава Богу, сегодня из забвения восстали многие факты жизни святого Царя-Страстотерпца и ужасающие преступления его гонителей. Русские люди начинают правильно оценивать историю своей Родины». Архиепископ указывает на то, что известный в императорской России историк И.Е.Забелин уделял большое внимание историческим принципам древних греков и римлян, которые умели изображать в своих летописях лучших государственных деятелей не только в их фактической, но и в поэтической правде: «Они умели отличать в заслугах героев не только реальную, так называемую полезную сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполнения долга и подвига, что возвышало характер героя до идеала». «Судьбы и деяния царей из рода Романовых, - продолжает он, - невозможно оценить только в реальных, видимых сущностях. Именно видение только видимого позволяет нам отрицать и обличать сегодня свою историю. Созерцание же идеальных основ исторических событий обеспечивает проникновение в те глубины, где находятся общечеловеческие идеи и идеалы, которыми руководствовались в своих поступках светлые и высоконравственные созидатели жизни. История (...) дает много свидетельств тому, что народ и страна преображаются, получают новые силы в восстановлении нарушенной гармонии путем исполнении Божиих заповедей и предначертаний». Словно в подтверждение этих слов в конце апреля 2018 года в Ясеневе состоялось торжественное освящение малого храма в честь святых Царственных страстотерпцев. Храм освятил епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского монастыря Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством. С этого дня в Царском храме еженедельно совершается Божественная Литургия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/11/st...

В Москве прошел I Форум православной молодежи Юго-Западного округа 25 февраля 2012 г. 11:15 24 февраля в столичном центре культуры и искусства «Меридиан» состоялся I Форум православной молодежи Юго-Западного округа, организованный молодежными движениями округа при поддержке Синодального отдела по делам молодежи по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках международной программы «Вера и дело». Форум собрал свыше 1200 человек, среди которых были не только молодежь и студенты, но также духовенство округа, представители районных и муниципальных властей. В мероприятии приняли участие: епископ Красногорский Иринарх , управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы; епископ Бронницкий Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи; С.А. Агапцов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации; В.С. Фуер, первый заместитель префекта ЮЗАО; А.Г. Забелин, ректор Московского финансово-юридического университета. В фойе на первом и втором этажах ЦКИ «Меридиан» была размещена выставка, рассказывающая о деятельности православных молодежных организаций округа. «Форум во многом способствует решению важнейших для молодежи задач, объединяя и тех молодых людей, кто уже сообразует свою жизнь с православной верой, и тех, кто только начинает задумываться о смысле своего бытия», — подчеркнул в своем выступлении епископ Красногорский Иринарх. В рамках форума было принято решение о создании постоянно действующего Совета православной молодежи Юго-Западного округа. Такой совет сможет объединить усилия всех активистов молодежной работы приходов одного из самых динамично развивающихся и массовых с точки зрения молодежного служения столичных округов — Юго-Западного викариатства. «Создание Советов молодежи по округам — чрезвычайно актуальное и перспективное начинание, — отметил, обращаясь к участникам форума, епископ Бронницкий Игнатий. — Очень правильно и логично доверять молодым людям, поощрять их благие начинания и гражданскую активность». Глава Синодального отдела подчеркнул, что создание координационных советов православной молодежи на уровне административных округов позволит упростить взаимодействие в области молодежной работы между Церковью, органами власти и образовательными структурами, и выразил надежду, что в ближайшем будущем подобные советы будут созданы в каждом столичном округе.

http://patriarchia.ru/db/text/2035329.ht...

Первый форум православной молодежи ЮЗАО 26 февраля 2012 г. 01:00 " Вера и дело " для московских студентов В Юго-Западном округе столицы создана православная общественная организация, которая поможет объединить приходскую молодежь и студентов ведущих московских вузов. Такое решение принято на прошедшем в пятницу в культурном центре " Меридиан " Первом окружном форуме православной молодежи. В празднике приняли участие около полутора тысяч человек: прихожане и духовенство московских храмов, а также просто заинтересованная молодежь, которые проголосовали за создание Совета православной молодежи и приняли устав организации. По словам епископа Бронницкого Игнатия, главы Синодального отдела по делам молодежи, форум объединил " активных людей, готовых не просто проводить время вместе, но и вместе трудиться на благо нашего Отечества, вместе размышлять над проблемами, которые сегодня ставит перед нами жизнь " . Владыка напомнил, что " добровольчество – это наиболее характерная для нашей страны форма воспитания молодых людей, исторически всегда игравшая большую роль " . Поэтому, по его мнению, только полноценное возрождение этой традиции может помочь справиться " с так трудно преодолеваемым сегодня духовным кризисом в обществе " . Епископ Игнатий отметил, что, оценивая разные инициативы, которые предлагает сама молодежь, становится " очевидно, что они – это отнюдь не потерянное поколение " и призвал к соработничеству районных и окружных властей с Церковью, чтобы была возможность дать полноценную возможность молодежи проявить себя. Главу Синодального отдела по делам молодежи поддержал и епископ Красногорский Иринарх, управляющим викариатством в границах Юго-Западного административного округа столицы. Он подчеркнул, что участникам приходских молодежных движений округа удалось " перейти от слова к делу " , что свидетельствует о добрых плодах евангельской проповеди среди молодежи. Совет православной молодежи, по мнению его создателей, сможет более эффективно претворять в жизнь социальные и просветительские проекты в округе, проводить факультативные лекции о православии в учебных заведениях, разрабатывать образовательные программы и методики. Кроме того, планируется проводить различные молодежные встречи и форумы. Они, по словам одного из организаторов СПМ, протоиерея Алексия Ладыгина, настоятеля строящегося храма преподобной Евфросинии Московской, " должны дать современной молодежи так необходимую им интересную и, в то же время, нравственную среду для личного общения, которой сегодня не хватает " .

http://e-vestnik.ru/reports/vera_i_delo_...

Во время совещания в президиуме 6 марта 2013 г. 14:39 В московских школах родителям учащихся разрешат сменить образовательный модуль в курсе ОРКСЭ В московских школах завершается подготовка к обязательному преподаванию курса Основ религиозных культур и светской этики. С 1 сентября этот предмет в объеме одного часа в неделю начнут изучать все четвероклассники (курс рассчитан на учебный год). А к 1 апреля родители нынешних третьеклассников должны выбрать, на какой из шести модулей (основы светской этики, основы мировых религиозных культур либо основы культур одной из четырех традиционных для России конфессий — православия, мусульманства, иудаизма, буддизма) определить ребенка. Как показывает опыт, «выборы» происходят гладко далеко не везде. Этой проблеме было посвящено прошедшее вчера в столичном Департаменте образования совещание, в котором принял участие глава профильного синодального отдела митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Сотрудники аппаратов московских викариатств привели несколько вопиющих фактов нарушения разработанного департаментом регламента родительского анкетирования. Так, по словам ответственного за преподавание курса Основ православной культуры (ОПК) по Сергиевскому благочинию (Северо-Восточное викариатство) Ивана Приходько, в некоторых окружных школах до сих пор не в курсе, что предстоит проводить родительское собрание (а 3-я четверть меж тем на исходе). «Не было собрания в 1987-й школе (район Марьино), - встревожен ответственный по Юго-Восточному викариатству священник Михаил Сергеев. - Заявления там родителям раздали в декабре, никакого протокола до сих пор нет». Чудовищные примеры озвучил ответственный по Успенскому благочинию (Северо-Западное викариатство) протоиерей Георгий Крылов. «Из 37 наших школ в 24 собраний еще не было, в две нас категорически отказались пускать, а из остальных в каждой второй родительское волеизъявление саботируют, - рассказал о. Георгий. - Так, в кадетском корпусе 1700 накоплен богатый опыт преподавания основ православной культуры, есть прекрасный учебный кабинет по этому предмету. Но сменился директор, и новый руководитель, собрав завучей и учителей, открытым текстом приказал: " Выбираем светскую этику " . Взбунтовались, к счастью, родители, и только после их открытого протеста собрание удалось провести. Но выбравших ОПК оказалось меньше по сравнению с добровольно изучавшими этот предмет в прежние годы...»

http://e-vestnik.ru/society/moduli_orkse...

Куратор Программы-200: Священноначалие не давало благословения на молебны на ул. Молодежной 8 апреля, 2013. Редакция " Правмира " Пресс-служба Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» разъясняет ситуацию, сложившуюся вокруг площадки, которая ранее предлагалась под строительство храма на улице Молодежной. Патриарший куратор Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископ Подольский Тихон напоминает о необходимости соблюдать мир и согласие вокруг проекта, направленного на консолидацию здравых сил общества, и исполнение которого невозможно в обстановке какого бы то ни было противостояния. Пресс-служба Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы» разъясняет ситуацию, сложившуюся вокруг площадки, которая ранее предлагалась под строительство храма на улице Молодежной. Участок пока не передан под строительство храма. Священник, совершавший молебные пения, не имел на это разрешения и не является штатным клириком Юго-Западного викариатства. Куратор от Правительства Москвы Владимир Ресин заявляет «Против воли людей строить не будем». Префект ЮЗАО Олег Волков подчеркивает, что разумное решение, учитывающее интересы всех сторон, будет найдено. Участок на улице Молодежной был предложен на первоначальное рассмотрение Церкви, но в связи с тем, что в префектуру стали поступать многочисленные жалобы жителей близлежащих домов, светскими властями было дано заключение о нецелесообразности строительства на нем храма. В связи с этим, все дальнейшие работы по планированию строительства приостановлены, в префектуру направлен запрос на предоставление альтернативного участка. Ответственный за строительство священник назначен не был, так как участок пока не включен в Программу из-за возражений жителей. В сложившейся непростой ситуации следует взвешенно выбирать место и время проведения каких бы то ни было публичных акций, и в обязательном порядке предварительно согласовывать их с местной администрацией. Молебны, где бы то ни было, должны совершаться с благословения с священноначалия. На улице Молодежной такого благословения не было, а самостоятельные действия активистов вызвали раздор и скандал, которые не приличествуют христианскому образу жизни.

http://pravmir.ru/kurator-programmy-200-...

поиск:   разделы   рассылка Мир и согласие – главные условия Программы " 200 храмов " Заявление в связи с инцидентом на Молодежной улице Пресс-служба Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы выступила с заявлением в связи с инцидентом на Молодежной улице Патриарший куратор Программы строительства 200 новых храмов в Москве епископ Подольский Тихон напоминает о необходимости соблюдать мир и согласие вокруг проекта, направленного на консолидацию здравых сил общества, и исполнение которого невозможно в обстановке какого бы то ни было противостояния. Пресс-служба Фонда " Поддержки строительства храмов г. Москвы " разъясняет ситуацию, сложившуюся вокруг площадки, которая ранее предлагалась под строительство храма на улице Молодежной. Участок пока не передан под строительство храма. Священник, совершавший молебные пения, не имел на это разрешения и не является штатным клириком Юго-Западного викариатства. Куратор от Правительства Москвы Владимир Ресин заявляет " Против воли людей строить не будем " . Префект ЮЗАО Олег Волков подчеркивает, что разумное решение, учитывающее интересы всех сторон, будет найдено. Участок на улице Молодежной был предложен на первоначальное рассмотрение Церкви, но в связи с тем, что в префектуру стали поступать многочисленные жалобы жителей близлежащих домов, светскими властями было дано заключение о нецелесообразности строительства на нем храма. В связи с этим, все дальнейшие работы по планированию строительства приостановлены, в префектуру направлен запрос на предоставление альтернативного участка. Ответственный за строительство священник назначен не был, так как участок пока не включен в Программу из-за возражений жителей. В сложившейся непростой ситуации следует взвешенно выбирать место и время проведения каких бы то ни было публичных акций, и в обязательном порядке предварительно согласовывать их с местной администрацией. Молебны, где бы то ни было, должны совершаться с благословения священноначалия. На улице Молодежной такого благословения не было, а самостоятельные действия активистов вызвали раздор и скандал, которые не приличествуют христианскому образу жизни.

http://religare.ru/2_100775.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010