прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец Глава 1. Православие в Эстонии до учреждения Рижского викариатства (1836) Славяне и прибалтийский край Историки и археологи считают, что древние эстонские племена находились, в общем, на одной ступени развития со славянскими племенами, которые обитали в Верхнем Поволжье и Приднепровье и с которыми у них существовали постоянные связи, в середине 1-го тысячелетия после Рождества Христова славяне из верховьев Днепра стали продвигаться к северу, в район реки Великой и Псковского озера. Кривичи заселили территорию, которая вклинивалась на юго-востоке современной территории Эстонии в районы, населенные племенами эстов, что способствовало более тесному их сближению со славянами. На территории между современными городами Тарту, Выру и Ватга найдены каменные захоронения эстонского тина и славянские курганы, распространенные в Псковской области. Эти курганные насыпи встречаются рядом с древнеэстонскими каменными могильниками и в районе Пыльвы, Урвасте, Выру, Рыуге, в них найдены предметы обихода и искусства как славянских, так и эстонских образцов – свидетельства того, что на этих территориях жило бок о бок славянское и эстонское население по крайней мере с середины 1-го тысячелетия после Рождества Христова, то есть с момента, когда в юго-восточной Эстонии появились смешанные поселения 1 . Укрепление и развитие феодальных государственных начал, материальной и духовной культуры у славян шло значительно быстрее, чем у эстов. Одним из основных и решающих факторов, способствовавших этому процессу, было Крещение Руси в 988 г. святым равноапостольным великим князем Владимиром. Вслед за этим событием на Русь пришли священники и монахи из Византии, имевшей высокий уровень развития материальной и христианской духовной культуры. Монахи помимо проповеди Слова Божия несли грамотность, искусство землепашества и огородничества, строительства и ремесел. Православие быстро распространялось на Руси и способствовало укреплению страны. Духовенство, как правило, было грамотнее и выше по уровню развития, чем мирские правители, поэтому играло весьма важную роль советников князей в делах не только веры, но и политики и торговли. Все это в какой-то мере способствовало усилению влияния славян на Прибалтийский край.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы 12 марта 2023 г. 14:35 12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы (Влахернское благочиние Юго-Восточного викариатства Московской епархии ) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Были освящены два престола: центральный — в честь Сретения Господня, южный — в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством столицы; архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы; иерей Марк Кравченко, и.о. настоятеля храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине, войсковой священник Центрального казачьего войска в составе Коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством ; протоиерей Вячеслав Горобец, клирик храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине; иеромонах Ермоген (Бурыгин) , и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Сретения Господня в Жулебине под управлением Е.А. Кудрявцевой. В храме присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; префект Юго-Восточного административного округа г. Москвы А.В. Цыбин; глава управы района Выхино-Жулебино г. Москвы С.В. Никитин; и.о. командира 4-й Гвардейской танковой дивизии подполковник А.А. Рыжак.

http://patriarchia.ru/db/text/6009416.ht...

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моно - значит один 23.10.2012 621 Время на чтение 8 минут ВИЗИТКА: Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич) Родился 10 мая 1980 г. в Перми. В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию. 27 ноября 2001 г. митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха. В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. С 8 октября 2009 года наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. С 22 марта 2011 г. является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы . 11 июля 2011 г. - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 2011 г. окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы. О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой. - Кто такие монахи? Вот, монах - от «моно» - один, однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему? - «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги - «сопряжены», соединены вместе, а монах - один. - А почему, когда приходят в монастырь, то живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному? - Есть некие степени в монашестве. Есть степень трудника, который приходит в монастырь просто пожить, потрудиться и присмотреться. Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по нескольку человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую О проекте документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков» 28.10.2013 470 Время на чтение 13 минут Священник Павел Гумеров 17 октября сего года в Петропавловском благочинии г. Москвы прошло обсуждение документов Межсоборного присутствия. Мне было поручено подготовить доклад о проекте документа «Упорядочение практики совершения браков» на собрании Юго-Восточного викариатства. В докладе я постарался выразить не только и не столько свои мысли, но мнение священнослужителей нашего благочиния, среди которых много весьма опытных и мудрых как в пастырской, так и в семейной жизни отцов. В целом все отцы выразили согласие с изложенными в этом документе положениями, но были высказаны пожелания и предложения внести определенные дополнения. Я думаю, нет нужды останавливаться подробно на всем тексте документа и полностью его приводить, многие уже ознакомились с ним, к тому же проект документа «Упорядочение практики совершения браков» можно легко найти в интернете. Рассмотрим лишь некоторые детали. В пункте 2 данного проекта говорится: «Венчание совершается после государственной регистрации брака». Хотелось бы, чтобы этот очень правильный пункт был усилен. Например: «только после государственной регистрации...» И еще: «священник, венчающий брак без наличия государственной регистрации, совершает антиканоническое деяние». Брак христиан кроме духовной стороны имеет еще и правовую, гражданскую. Апологет II века святой Афинагор Афинский говорит: «Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам» (здесь и далее выделено мной. - свящ. П.Г. ). «Апостольские постановления», документ IV века, предписывает христианам «заключать брак в согласии с законом». С самых первых веков христианства в Римской империи благословению брака в Церкви предшествовало его заключение на государственном уровне. Подписывался специальный брачный документ в присутствии свидетелей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Участники представят 6 храмов Юго-восточного московского викариатства. Победитель будет награжден кубком епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского монастыря. 18 апреля. ПРАВМИР. В Светлую субботу, 21 апреля, в 10:00, в спорт-комплексе при МВА им. Скрябина пройдут спортивные соревнования «Георгиевские игры» среди православных молодёжных команд ЮВАО Юноши и девушки примут участие в таких состязаниях, как эстафета, перетягивание каната, мини-футбол и волейбол. В Юго-восточном московском викариатстве такие соревнования состоятся в первый раз. В этом году в них примут участие 6 команд. Участники представят 6 храмов Юго-восточного московского викариатства. Победитель будет награжден кубком епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского монастыря. Мероприятие проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Юго-Восточного Московского викариатства, Синодального отдела по работе с молодёжью и центра физкультуры и спорта ЮВАО. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/georgievskie-igry-proj...

Во время совещания в президиуме 6 марта 2013 г. 14:39 В московских школах родителям учащихся разрешат сменить образовательный модуль в курсе ОРКСЭ В московских школах завершается подготовка к обязательному преподаванию курса Основ религиозных культур и светской этики. С 1 сентября этот предмет в объеме одного часа в неделю начнут изучать все четвероклассники (курс рассчитан на учебный год). А к 1 апреля родители нынешних третьеклассников должны выбрать, на какой из шести модулей (основы светской этики, основы мировых религиозных культур либо основы культур одной из четырех традиционных для России конфессий — православия, мусульманства, иудаизма, буддизма) определить ребенка. Как показывает опыт, «выборы» происходят гладко далеко не везде. Этой проблеме было посвящено прошедшее вчера в столичном Департаменте образования совещание, в котором принял участие глава профильного синодального отдела митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Сотрудники аппаратов московских викариатств привели несколько вопиющих фактов нарушения разработанного департаментом регламента родительского анкетирования. Так, по словам ответственного за преподавание курса Основ православной культуры (ОПК) по Сергиевскому благочинию (Северо-Восточное викариатство) Ивана Приходько, в некоторых окружных школах до сих пор не в курсе, что предстоит проводить родительское собрание (а 3-я четверть меж тем на исходе). «Не было собрания в 1987-й школе (район Марьино), - встревожен ответственный по Юго-Восточному викариатству священник Михаил Сергеев. - Заявления там родителям раздали в декабре, никакого протокола до сих пор нет». Чудовищные примеры озвучил ответственный по Успенскому благочинию (Северо-Западное викариатство) протоиерей Георгий Крылов. «Из 37 наших школ в 24 собраний еще не было, в две нас категорически отказались пускать, а из остальных в каждой второй родительское волеизъявление саботируют, - рассказал о. Георгий. - Так, в кадетском корпусе 1700 накоплен богатый опыт преподавания основ православной культуры, есть прекрасный учебный кабинет по этому предмету. Но сменился директор, и новый руководитель, собрав завучей и учителей, открытым текстом приказал: " Выбираем светскую этику " . Взбунтовались, к счастью, родители, и только после их открытого протеста собрание удалось провести. Но выбравших ОПК оказалось меньше по сравнению с добровольно изучавшими этот предмет в прежние годы...»

http://e-vestnik.ru/society/moduli_orkse...

Новости Сегодня в Москве проектируется более 50 церквей В храме Христа Спасителя прошло совещание, посвященное " Программе-200 " 29.03.2019 12:53 Москва, 29 марта. Совещание, посвященное проектированию храмов и храмовых комплексов в рамках Программы строительства православных храмов в Москве, прошло 27 марта в храме Христа Спасителя, сообщает сайт Финансово-хозяйственного управления РПЦ . Совещание возглавил Советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Ресин. В совещании приняли участие председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, депутат Государственной Думы ФС РФ, испытатель отряда центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ Елена Серова, помощники председателя ФХУ иеромонах Никандр (Пилишин) и иерей Александр Привалов, руководитель рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Юревич, начальник Отдела советника Мэра Москвы Владимира Ресина Михаил Саженов, начальник Отдела по строительству православных храмов ФХУ Дмитрий Ткаченко, ответственные за реализацию Программы строительства православных храмов в Западном викариатстве — иеромонах Иона (Голов), в Юго-Западном викариатстве — протоиерей Сергий Тришкин, в Северо-Западном викариатстве — протоиерей Александр Горбунов, в Юго-Восточном викариатстве — иерей Виталий Ульянов, в викариатстве Новых территорий — Николай Анохин, помощник ответственного за реализацию Программы в Южном викариатстве Сергей Балашов, сотрудники ФХУ, представители префектур и городских структур, настоятели строящихся храмов, строители, проектировщики и другие ответственные лица. На встрече были рассмотрены 52 объекта. За восемь лет реализации Программы было спроектировано около сотни храмов. За это время сформировался определенный круг архитекторов, с которыми у Финансово-хозяйственного управления сложились партнерские отношения. Одним из них является Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Международной Академии архитектуры Андрей Анисимов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Детская литургия состоится в храме Юго-восточного московского викариатства 12 февраля, 2014. Новостная служба После Божественной литургии детей ждёт праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества и началу масленицы. 12 февраля, ПРАВМИР. По благословению епископа Воскресенского Саввы, викария Патриарха Московского и всея Руси, 23 февраля в 9.00 в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино состоится Божественная литургия с участием воспитанников воскресных школ Юго-Восточного викариатства г. Москвы, сообщили в  пресс-службе викариатства . На этом богослужении пономарями, чтецами, певчими будут ученики воскресных школ. После Божественной литургии детей ждёт праздничная программа, посвященная Дню защитника Отечества и началу масленицы. На автостоянке возле храма состоится театрализованное представление и многочисленные состязания, викторины, ярмарка, мастер-класс. Для участия в дружинных состязаниях заявки с количеством участников присылать по адресу:  a-gerego@ya.ru  до 14 февраля. В соревнованиях могут принять участие как мальчики, так и девочки. По окончании праздника всех ждет угощение и чаепитие. Храм «Утоли моя печали» в Марьино построен в 1996 г., первое богослужение совершено 5 января 1997 г. Основной (каменный) храм был заложен 2 сентября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 сентября, 2016 17 января, 2016 25 июля, 2021 23 февраля, 2020 22 февраля, 2018 22 февраля, 2018 24 февраля, 2017 23 февраля, 2017 23 февраля, 2017 4 сентября, 2016 17 января, 2016 25 июля, 2021 23 февраля, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/detskaya-liturgiya-sos...

Им стал митрополит Вологодский и Кирилловский Савва 20 ноября. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на сегодняшнем заседании поручил временное управление Великоустюжской епархией митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Савве ( журнал 92 ). Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский (Михеев Александр Евгеньевич), родился 10 мая 1980 года в Перми, в семье рабочих. Окончил Московскую духовную семинарию, позже — Московскую духовную академию, а также Рязанский госуниверситет им. С.А. Есенина по специальности «теология» и Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Доктор богословия. Работал в Рязанском духовном училище преподавателем литургики и гомилетики, старшим помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной работе. 27 ноября 2001 года в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона, 4 декабря в сан иеромонаха. С 2005 года нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова). Одновременно исполнял различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря. С 2007 года работал в Ярославской духовной семинарии: помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной и воспитательной работе, первым проректором. В 2009 году возведен в сан игумена, назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма Ярославля, затем стал наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. В 2010 году определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района. В 2011 году назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы. В том же году избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 28 июня 2011 года возведен в сан архимандрита, 10 июля наречен во епископа. С 2011 года окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа Москвы (Петропавловское благочиние). В 2011-2018 годах был управляющим Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий Москвы.

http://pravmir.ru/sinod-naznachil-vremen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010