Митрополит Ювеналий (Тарасов) в годы служения на Курской кафедре ЖМП 2 февраль 2013 /  15 января 2013 г. 01:00 Схимитрополит Ювеналий: Вера в Бога и доброе отношение к людям — это и есть высшая правда и высшее состояние души 29.04.1929 — 13.01.2013 13 января на 84-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу схимитрополит Ювеналий, долгие годы подвизавшийся в усердном епископском служении. Родился владыка Ювеналий (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) 29 апреля 1929 года в крестьянской казачьей семье на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области. У Алексея и Ульяны Тарасовых уже подрастали трое сыновей — Николай, Михаил и Андрей. Вскоре после рождения близнецов, Спиридона и Вениамина, семья переехала в город Шахты Ростовской области. На лето мальчишек отправляли к бабушке на хутор. Жнитва, заготовка сена в колхозе не обходились без младших Тарасовых. Они и скирдовали, и помогали хлеба обмолачивать, и зерно на ток возили. В октябре 1937 года старшего Тарасова — проходчика шахты — арестовали, а четверых младших его сыновей как детей врага народа исключили из школы. Так, накануне зимы они оказались на хуторе у бабушки. Татьяна Андреевна пела в церковном хоре, у неё был красивый голос. Восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме. В 1939 году этот храм закрыли, а потом снесли. Но Спиридон из Церкви не ушел, подвизался келейником у настоятеля храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Шахты архимандрита Порфирия (Давиденко), который был рукоположен во священника самим Патриархом Тихоном. «Арестовали и расстреляли моего отца, — вспоминал впоследствии владыка. — Мать осталась одна с пятью детьми на руках. На хуторе нельзя было жить и пришлось переехать в Шахты. Я помню, как учителя на уроках толковали об атеизме, а потом просили, чтобы я отвел их ночью к священнику причаститься. Я помню войну, как отступали наши войска. Помню наших солдат, в каком тяжелом состоянии они были, как жалобно просили хлеба. И помню, как возвращались наши солдаты-освободители. Это было грозное воинство. Они говорили: мы теперь победим, потому что открыли наши церкви, и Господь помогает нам».

http://e-vestnik.ru/obituaries/shimitrop...

13 января 2019 года исполняется 6 лет с того дня, когда отошел ко Господу схимитрополит Ювеналий (Тарасов). Начиная с середины 70-х годов владыка-подвижник возглавлял епископские кафедры в Воронеже, Иркутске и затем более 20 лет возрождал Православие на древней Курской земле. При нем здесь были открыты монастыри (4 мужских, 3 женских,), храмы (более 200), а в 300 общеообразовательных школах был введен курс «Основы православной культуры». Как прошел свой земной путь человек, чья жизнь вместила в себя и эпоху гонений на Церковь, и расцвет после атеистического мракобесия? Какие уроки мы можем извлечь, знакомясь с личностью старца-исповедника, который жил в непрестанных трудах и молитвах и не уставал повторять: «Господь нас без нас переменить не сможет»? Невзгоды и допросы не сломили его Много тяжелых моментов пришлось пережить будущему архипастырю за 83 с небольшим года жизни. Об одном из них, особенно страшном, владыка вспоминал и в разговорах со священнослужителями, которых рукополагал, и в беседах со студентами. (С молодежью он часто встречался, а в начале 2000-х на протяжении трех лет каждые две недели проводил «архиерейские вторники» в Курском государственном университете во время учебного года, собирая большую аудиторию и отвечая на многочисленные вопросы будущих педагогов). Вспоминал он о том событии в своей жизни в историческом контексте. Ему хотелось, чтобы собеседники из первых уст услышали, до какого неистовства доходила безбожная власть, воспринимая Церковь как врага, потому что та имела особое влияние на души и сознание людей в России. Например, его, молодого священника Спиридона Тарасова, арестовали и посадили в тюрьму, где целый месяц изо дня в день, по 12 часов подряд, следователи, сменяя друг друга, допрашивали его. Требовали отречения от сана и, разумеется, от веры. Причем это было не в кровавом 37-м году, а в период так называемой «хрущевской оттепели», ознаменовавшейся закрытием православных приходов и монастырей, репрессиями против духовенства. «В те дни мне казалось, что я сойду с ума», – говорил владыка, мысленно возвращаясь к допросам в тюремных застенках.

http://pravoslavie.ru/118540.html

Дом счастливых монахинь Беседа с игуменией монастыря в честь преподобного Алексия, человека Божия 30 марта, 2014 Беседа с игуменией монастыря в честь преподобного Алексия, человека Божия Монастыри и монашество в России любят. Их еще в древности с уважением нарекли оплотом православия, пристанью спасения. Монастырь Алексия, человека Божия в Золотухино не только появился как из сказки, но и продолжает производить впечатление мира почти волшебного, загадочного, притягивающего благородной тишиной и закрытостью. И как спокойно и радостно становится на душе, когда ты знаешь, что где-то там, на Курской земле, стоит этот островок свободы, в котором в труде и смирении спасаются известные и неизвестные нам иноки, чьими молитвами мы держимся, и держится земля наша! Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия, появился на Курской земле в маленьком районном центре Золотухино, можно сказать, как из сказки. На этом месте никогда, даже до революции, не было не только православной обители, но и самого обычного приходского храма. Совсем недавно это был заброшенный земельный участок с административными и хозяйственными постройками, которые когда-то принадлежали местному совхозу. В 1997 году ныне покойный архиепископ Курский и Рыльский схимитрополит Ювеналий (Тарасов) решил приобрести эту землю, чтобы создать на ней монашескую обитель в честь преподобного Алексия, человека Божия — небесного покровителя его отца Алексея Тарасова, который был расстрелян во время репрессий в 1937 году. Случилось самое настоящее чудо: за полтора года были построены (приготовьтесь, перечислять буду долго!): храм Рождества Иоанна Предтечи, сестринский корпус с кельями, здание трапезной и воскресной школы, крестильня, настоятельский дом, а также коровник, птичник, гараж и овощехранилище. В 2009 годув двух шагах от монастыря был благоустроен и освящен источник в честь священномученика Дамиана Курского. Рядышком построена часовня и благоустроены удобные купальни. В преддверии престольного праздника обители — дня памяти Алексия, человека Божия — мы задали несколько вопросов о монастыре и монашеской жизни игумении Елисавете (Семеновой).

http://pravmir.ru/dom-schastlivyih-monah...

Самое верное учение РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_33036.html 29 сентября 2006 Светлана Солодовник Самое верное учение Источник:  http://www.ej.ru Ежедневный Журнал Продолжающаяся почти 10 лет война из-за основ православной культуры, кажется, вступает в свою завершающую фазу. Война эта с самого начала носила довольно странный характер. При том что сторонники ОПК, представители церкви и православные активисты, постоянно обвиняли в противодействии злокозненных чиновников, чиновники-то как раз им никак особенно не мешали. Бывший министр образования Владимир Филиппов подписал письмо, легализирующее факультативное преподавание предмета в школах, еще в 1993 году. В регионах потихоньку создавалась инфраструктура, готовившая преподавателей, писались программы. Единственное, на что не соглашалось государство в лице министерства, так это сделать предмет обязательным (что противоречило бы всем законам) и заняться изготовлением учебника. По сути в баталиях столкнулись интересы двух частей общества, это был (и есть) вечный спор между славянофилами и западниками. Но поскольку одна часть общества что-то делала, а другая только говорила решительное " нет " , теперь накопленная энергия и инерция явно работают на сторонников ОПК. На них же работает и политическая конъюнктура: идея православия как идеологии, цементирующей государство и нацию, ранее вдохновлявшая лидеров довольно узкого политического спектра, находит все большее распространение на всех уровнях власти и соответственно во всех сферах подотчетной этой самой власти жизни. Самым активным сторонником этой идеи был и ушедший теперь на покой митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов), по сути одним из первых, еще в начале 90-х, заговоривший о необходимости школьного православия и инициировавший этот проект в своей епархии в 1996 году. Этим летом руководство двух областей, Белгородской и Брянской, объявило о решении сделать уроки ОПК обязательными для местной общеобразовательной школы.

http://religare.ru/2_33036_1_21.html

Архив Пн Преставился ко Господу схимитрополит Ювеналий (Тарасов) 13 января 2013 г. 15:25 Рано утром 13 января 2013 года после тяжелой продолжительной болезни на 84-м году жизни отошел ко Господу схимитрополит Ювеналий (Тарасов) . Сегодня вечером гроб с телом почившего будет установлен для прощания в Знаменском кафедральном соборе Курска. Отпевание состоится 15 января после Божественной литургии в соборе. Владыка Ювеналий родился 29 апреля 1929 года на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области в благочестивой казачьей семье Алексея и Ульяны Тарасовых. Окончив школу рабочей молодежи, в 1949 году он поступил в Саратовскую духовную семинарию. 2 августа 1953 года митрополит Ростовский Вениамин (Федченков) рукоположил выпускника семинарии Спиридона Тарасова во диакона, а через два дня — во пресвитера, направив на пастырское служение в Михаило-Архангельский молитвенный дом г. Шахты. В марте 1958 года отец Спиридон был назначен настоятелем Вознесенского молитвенного дома г. Шахты. В 1966 году окончил учебу на заочном секторе Московской духовной академии со степенью кандидата богословия. 26 июня 1968 года в Троице-Сергиевой лавре архимандритом Платоном отец Спиридон был пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. В начале 1970 года был назначен настоятелем Успенского кафедрального собора г. Пензы, членом епархиального совета и благочинным церквей I округа. В ноябре 1975 года был возведен в сан архимандрита. 16 ноября 1975 года за Божественной литургией в соборе Александро-Невской лавры митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) возглавил хиротонию архимандрита Ювеналия во епископа Воронежского и Липецкого. 16 июля 1982 года был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Читинскую кафедру. С 26 декабря 1984 года — архиепископ Курский и Белгородский. За 20 лет архиерейского служения на Курской и Белгородской кафедре (в 1984-2004 гг.) владыка Ювеналий открыл десятки православных храмов, возродил жизнь во многих древних монастырях, основал новые обители. Его усилиями Православной Церкви был возвращен Знаменский кафедральный собор г. Курска; восстановлен мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь, основанный на месте явления чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение»; в начале 1990-х годов возрожден крестный ход с Курской-Коренной иконой Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/2707575.ht...

На Курской кафедре при владыке были возрождены все древние обители и основаны две новые, открыты сотни храмов, возрождена Курская духовная семинария, открыта православная гимназия, впервые в России в курских школах началось преподавание Основ православной культуры. 13 января. ПРАВМИР. Сегодня утром после тяжелой продолжительной болезни на 84 году жизни отошел ко Господу схимитрополит Ювеналий (Тарасов), бывший Курский и Рыльский. В миру Тарасов Спиридон Алексеевич, родился 29 апреля 1929 г. на хуторе Большом Мечетном Семикаракорского района Ростовской области в благочестивой казачьей семье. После школы окончил семинарию, и 1953 году митрополитом Ростовским и Новочеркасским Вениамином рукоположен во диакона, а через день — во пресвитера и назначен в город Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому. Служил священником в разных населенных пунктах Ростовской епархии. В 1966 году окончил Московскую духовную академию по заочному сектору со степенью кандидата богословия. 26 июня 1968 года в Троице-Сергиевой Лавре наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество. 4 января 1970 года назначен настоятелем Успенского кафедрального собора Пензы, членом епархиального совета и благочинным церквей 1 округа. В ноябре 1975 года возведён в сан архимандрита. 11 ноября 1975 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Воронежским и Липецким. 16 ноября того же года за Божественной литургией состоялась архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. 16 июля 1982 года постановлением Священного Синода назначен архиепископом Иркутским и Читинским, временно управляющим Хабаровской епархией. 26 декабря 1984 года постановлением Священного Синода назначен архиепископом Курским и Белгородским. С 22-23 февраля 1993 года именуется «Курский и Рыльский». Указом от 25 февраля 2000 года патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведён в сан митрополита. На Курской кафедре при владыке были возрождены все древние обители: Курская Коренная пустынь, Рыльский Свято-Николаевский, Горнальский Свято-Николаевский, Свято-Троицкий монастыри, открыты сотни храмов, основаны обитель в честь Казанской иконы Божией Матери и Золотухинский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия. Владыке Ювеналию удалось возродить Курскую духовную семинарию, открыть православную гимназию. Впервые в России в курских школах началось преподавание Основ православной культуры, а по радио стали транслироваться архипастырские выступления, беседы с радиослушателями в прямом эфире.

http://pravmir.ru/pochil-sximitropolit-y...

Архив Пн В Русской Православной Церкви несут служение 290 архипастырей 2 февраля 2013 г. 15:53 Оглашая 2 февраля 2013 года на Архиерейском Соборе в Храме Христа Спасителя данные по количеству совершенных за два года епископских хиротоний, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Образование новых епархий предполагает и увеличение числа епископов». «За межсоборный период Священный Синод избрал, а я совместно с собратьями архипастырями рукоположил 73 архиерея. Кроме того, по избранию Синода Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и украинские Преосвященные рукоположили 14 архиереев. Со времени Архиерейского Собора 2011 года наше архиерейское братство увеличилось на 75 архиереев», — сообщил Святейший Владыка. Таким образом, говорится в Патриаршем докладе, «сегодня в Русской Православной Церкви несут свое служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них — 225 правящих». Всего же со времени Поместного Собора 2009 года «было совершено 108 хиротоний, из них 88 при участии Патриарха». Число епархиальных и викарных архипастырей Русской Православной Церкви за это же время увеличилось на 89 архиереев. В 2011-2012 годах скончались митрополит Харьковский и Богодуховской Никодим, схимитрополит Ювеналий (Тарасов), архиепископ Людиновский Георгий, архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископ Кременчугский и Лубенский Тихон. Патриарх Кирилл пригласил участников Собора помянуть почивших. Присутствующие в Зале церковных соборов пропели «Вечную память». «О большинстве избранных за истекшие два года епископах следует сказать, что это архипастыри, которые не побоялись трудностей, ожидавших их при назначении на новообразованные кафедры, часто расположенные в самых отдаленных регионах», — сказал затем Святейший Патриарх Кирилл. «Отбор новых епископов осуществлялся посредством пристального изучения личных дел, письменных и устных характеристик с мест учебы и служения, а также собеседований, в ходе которых многие кандидаты отсеялись. О сложности это процесса свидетельствует то, что на сегодняшний день 13 недавно образованных кафедр еще не замещены», — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2769779.ht...

В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в столичном храме «Большое Вознесение» 13 июня 2013 г. 17:56 13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня ( «Большое Вознесение» ) в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Булатникова)  во епископа Клинцовского и Трубчевского ( Брянская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Брянский и Севский Александр ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Смоленский и Вяземский Исидор ; архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле; протоиерей Владимир Диваков , настоятель храма «Большое Вознесение», секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа столицы; протоиерей Павел Чикалин, секретарь  Брянской епархии , настоятель Преображенского храма г. Брянска; духовенство Брянской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовали вице-губернатор Брянской области А.И. Касацкий, помощник губернатора по делам религий С.А. Гавриков, глава г. Клинцы В.В. Беляй, глава администрации г. Клинцы А.В. Белаш, и.о. главы Трубчевского района Брянской области И.В. Обыденов и глава управы Пресненского района г. Москвы А.С. Тарасов. Пел хор храма «Большое Вознесение» (регент — Е.Н. Тарасова). На малом входе в связи с образованием Брянской митрополии Предстоятель Русской Православной Церкви возвел в сан митрополита епископа Брянского и Севского Александра.

http://patriarchia.ru/db/text/3042310.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Васин), митр. Липецкий и Задонский. Фотография. 2017 г. (Васин Николай Иванович; род. 1.01.1942, Липецк), схимитрополит бывш. Липецкий и Задонский. Из семьи рабочего. Во время Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Сибирь. В 1957 г. окончил 8-летнюю школу 32 в Липецке. С 1959 по 1961 г. был рабочим на Липецком металлургическом заводе «Свободный сокол». В 1961-1964 гг. проходил срочную военную службу. В 1965 г. продолжил работу на заводе, одновременно учился в вечерней школе 4 Липецка, к-рую окончил в 1967 г. Первой духовной наставницей Николая Васина стала схим. Антония (Овечкина; 1902-1972), проживавшая в то время в с. Мордове Тамбовской обл. Под ее влиянием он отправился в паломничество по святым местам: посетил Троице-Сергиеву лавру, Пюхтицкий и Псково-Печерский мон-ри, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, где подвизался трудником. В Вознесенском храме с. Бурдина Липецкой обл. Николай Васин познакомился с воспитанником Глинской пуст. схиархим. Виталием (Сидоренко; 1928-1992), общение с к-рым утвердило его в выборе служения Богу в монашеском звании. В 1973 г. поступил на 2-й курс Одесской ДС, к-рую окончил с отличием в 1976 г. В том же году оставил работу на заводе. 9 сент. 1976 г. Воронежский и Липецкий еп. Ювеналий (Тарасов ; впосл. схимитрополит) рукоположил Николая Васина целибатом во диакона, на следующий день - во иерея. Свящ. Николай Васин был назначен настоятелем Покровской церкви в с. Павловка Добринского р-на Липецкой обл. Служа в Павловке, он практически каждый месяц ездил к схиархим. Виталию в Тбилиси, где подвизался на приходе Александро-Невского храма. Там состоялось его знакомство с митр. Серафимом (впосл. схимитр. св. Зиновий (Мажуга) ; канонизирован в Соборе преподобных отцов Глинской пуст.). Все свободное время свящ. Николай отдавал на восстановление приходского храма: писал иконы, перекрывал кровлю, чинил полы, сделал резной иконостас и расписал стены храма. Павловский Покровский храм оставался одним из немногих действующих в области. В 1978 г. свящ. Николай Васин поступил заочно в МДА, к-рую окончил в 1983 г., защитив дипломную работу «Сущность покаяния по учению святого Иоанна Лествичника». 21 марта 1980 г. еп. Ювеналием (Тарасовым) он был пострижен в монашество с именем в честь прп. Никона Киево-Печерского. В 1982 г. Н. возведен в сан игумена, в 1990 г.- архимандрита. 31 окт. того же года переведен в Воронеж и назначен духовником вновь открытого Акатова во имя святителя Алексия женского монастыря . Одновременно был духовником Воронежской епархии, преподавал нравственное богословие в Воронежской ДС. Являлся членом епархиального совета Воронежской епархии (до 7 мая 2003). 1 июля 1991 г. по благословению Воронежского и Липецкого митр. Мефодия (Немцова) Н. был назначен наместником Задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 26 авг. 1991 г. в обитель были возвращены мощи свт. Тихона Задонского.

http://pravenc.ru/text/2577543.html

«Правда о религии в России» МП, 1942, стр.269, 413. «Рус. Прав. Церковь », стр.8–10, 22–23, 35–36. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия», стр.25, 43. М. Pol’skij, Novye mueniki II, 45, schreibt: «In Poltavaverwaltete in dieser Zeit, seit 1930, В Sergij (Grišin) die Eparchie, ein junger Bischof, aus den dem M Sergij von Moskau nahen Kreisen. BSergij erfüllte widerspruchslos alle Forderungen der Bolschewiki und protestierte nicht gegen ihre Einmischung in kirchliche Angelegenheiten.» Nach BAfanasij (Sacharov) wurde EB Sergij am 18.4.1936 verhaftet, in: Vest.russ.chr.dv. 81(1966)111,15. Regel’son 434, 555. Mit dem Kreuz am Klobuk wurde er bei der Übernahme des Kiever Bischofssitzes ausgezeichnet. Dieser Kathedrale wegen besaß er auch die Auszeichnungen der Kiever Metropoliten: zwei Panhagien und das Vortragskreuz. All dies wurde ihm bereits 1932 verliehen. Mit der Ernennung zum EB von Char " kov hatte er also eine zweite Panhagia und das Vortragskreuz nicht mehr nötig. Nach Char " kov ist er nicht vor 1935 gekommen, da dort noch der wiederernannte M Konstantin (D " jakov) von Kiev amtierte. Obwohl Sergij schon am 15./28.7.1934 dort inthronisiert worden ist, lebte und diente er weiter in Kiev, an der Nikolaj-Kirche am Askol " dgrab mit dem Titel EB von Char " kov und Achtyrka. EB von Vyšegorod ist er nie gewesen. Von Kiev fuhr er direkt nach Vladimir an der Kljaz‘ma, da bei Ankunft des M Konstantin in Kiev seine Versetzung von Char " kov nach Vladimir schon Vorgelegen hat. In Kiev war er beim ganzen Volk beliebt. Er zelebrierte sehr oft, einige Male in der Woche; bei seinen Gottesdiensten standen die Gläubigen bis zu den Altarschranken. Er war mit Auszeichnungen für die Geistlichkeit überaus freigebig. (N.B., Moskau) F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 116, 121. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010