А что такое крест? Это пересечение вертикального и горизонтального измерений. Вертикальное измерение — это внутреннее измерение человека: человек и Бог. А горизонтальное — это участие человека в общественной жизни. Поэтому ни в коем случае нельзя входить в индивидуалистический морализм и говорить: " Все, что касается общества, нас не интересует — мы только человеком занимаемся " ; как нельзя говорить и другое, что сегодня нередко присутствует в мировом христианстве: " Мы занимаемся общественными проблемами, а личная жизнь — это личная жизнь человека; там его свобода, там он сам все определяет " «Вокруг понятия " демократия " в последнее время что только не сказано, само это слово становится каким-то идеологическим жупелом, индикатором верности или неверности западной системе ценностей: мол, демократ — это плюс, а недемократ — минус. А что такое на самом деле демократия? Убежден, что демократия — это способ гармонизации разнонаправленных интересов внутри общества. В свое время этой гармонизацией занимались монархи, порой и авторитарно. Кто не гармонизировался, того упекали в башню или в подземелье... А потом люди пришли к другому способу гармонизации: договариваться в контексте работы каких-то групп людей, которые представляют общество. Если это способ гармонизации, то нужно его использовать. Но когда в борьбе за демократию одна группа людей практически лишает всяких прав другую группу, когда одна историософия, одна политическая доктрина, доказывая свою правоту, использует оружие, то это уже не демократия. И добиваться демократии таким образом — значит надолго отбивать у людей всякую способность принимать решения демократическим Право Развитием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., стал документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» . Этот документ, также разработанный под руководством нынешнего Патриарха Кирилла, был принят на Архиерейском Соборе 2008 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5487112.ht...

21 авг. 1997 г. ОВЦС был реорганизован: вместо секторов, отвечавших за определенные узкие направления деятельности, были образованы секретариаты по межправославным связям и загранучреждениям РПЦ, по межхрист. связям, по взаимоотношениям Церкви и общества и административно-финансовый секретариат. В 1994 г. на базе ОВЦС была создана Синодальная рабочая группа, подготовившая «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» . Также ОВЦС принимал деятельное участие в подготовке документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», определяющего характер взаимодействия с РКЦ, протестант. деноминациями и дохалкидонскими Церквами. Оба документа были приняты Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Также в ОВЦС был подготовлен документ «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека», принятый на Архиерейском Соборе РПЦ 2008 г. Синод определением от 31 марта 2009 г. назначил председателем ОВЦС Волоколамского еп. Илариона (Алфеева). Путем выделения из ОВЦС был образован Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества (см. ст. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ). Зарубежные учреждения и епархии были подчинены непосредственно Патриарху, для управления ими создан Секретариат по зарубежным учреждениям под рук. еп. Марка (Головкова), в 2010 г. преобразованный в Управление по зарубежным учреждениям. В ОВЦС был образован Секретариат по делам дальнего зарубежья, из состава к-рого в 2015 г. выделен Секретариат по межрелигиозным отношениям, занимавшийся поддержанием и развитием контактов с нехрист. традиц. религ. объединениями в России и за рубежом, с межрелиг. советами России и СНГ, с международными орг-циями, участвовавшими во встречах-диалогах с РПЦ. В сферу ответственности Секретариата также входили вопросы, касающиеся положения христиан, подвергающихся гонениям. Заместителями председателя стали прот. Н. Балашов и игум. Филипп (Рябых), с 2011 г.- архим. Филарет (Булеков). Организация церковной жизни за рубежом

http://pravenc.ru/text/2581695.html

– Ваше Святейшество, еще недавно было модно говорить о так называемой " " протестантской этике " " в бизнесе. Есть ли у Русской Церкви свой взгляд на вопросы предпринимательской этики? В чем другие конфессии расходятся с православными по этому вопросу? – Хозяйственная деятельность не должна отделяться от истинных и вечных нравственных законов. В этом суть этики любого предпринимателя, если он в действительности является христианином, к какой бы конфессии он ни принадлежал. Зачастую обольщение деловым успехом и материальными благами ведет к видимому торжеству человека, в то время как его душа все больше удаляется от Творца. Именно подобные устремления сейчас, как правило, ассоциируются с пресловутой " " протестантской этикой " " в интерпретации Макса Вебера, которую сами современные протестанты, к слову сказать, во многом не разделяют. С христианской точки зрения предпринимательская деятельность, как и всякий труд, сама по себе не является безусловной ценностью. Она ценна, когда являет собой соработничество Господу, способствует исполнению Божественного замысла о мире и человеке. Если же эта деятельность направлена на служение эгоистическим интересам личности, на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти, то она по сути своей разрушительна, даже если приносит временные земные блага. Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу обозначена, в частности, в Основах ее социальной концепции, принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. В этом документе сказано, что экономическая этика должна базироваться на двух основных принципах: понимании того, что материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым, и представлении о нравственных побуждениях к экономической деятельности: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Предпринимательская деятельность не должна сводиться к погоне за богатством, которая пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к нравственной деградации личности. Господь Иисус Христос предупреждает: “Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Лк. 12. 15).

http://sedmitza.ru/text/444510.html

Отдельный интерес представляет октябрьское интервью Патриарха Кирилла журналу Forbes France. Говоря об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — а в разработке этого документа он, как известно, принимал самое активное участие, — глава Церкви указал на расхождение духа этого документа с идеей «естественного эгоизма человека» и подчеркнул, что «стремление к самообогащению как высшей цели жизни» противно христианскому мировоззрению», но стимулируют эти стремления «финансово-экономические элиты, транснациональные корпорации», а не «экономическая наука». Сегодня независимые западные ученые все чаще признают: деградация системы образования и культурных институтов на Западе — это сознательная политика ради достижения чисто экономических целей. Активно слушая Баха или читая Данте, человек становится менее активным покупателем, отчего страдает рыночное общество и прибыли его бенефициаров. А это, в свою очередь, толкает правящие элиты на позиции воинствующего антиинтеллектуализма. Итог такой тенденции, по мысли Предстоятеля нашей Церкви, — «нравственная деградация обезбоженного общества». По мнению Патриарха Кирилла, экономика — составная часть социально-нравственного целого и решение экономических вопросов в отрыве от нравственных и социальных невозможно. В качестве иллюстрации этого тезиса он справедливо ссылается на опыт православных монастырей. Вполне очевидно, что там отсутствовало, к примеру, частное присвоение ссудного процента в отличие от опыта финансово-биржевого капитализма. Вред от «средневекового ростовщичества времен Фомы Аквинского», говорит Патриарх, сравним с «сегодняшним разрушительным влиянием микрофинансовых организаций» и «так называемых коллекторских агентств». Также, по мнению Патриарха Кирилла, для экономики критически важен такой фактор, как институт семьи. «Капитализму, который не умеет " производить людей " , поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения», — завершает Предстоятель Русской Православной Церкви свою мысль.

http://75.patriarchia.ru/db/text/5863681...

- Я никакую контрреволюционную клевету не распространял и виновным себя в этом не признаю. - Следствию известно, что Вы неодобрительно отзывались по вопросу Конституции, опошляя ее, клеветнически выражаясь, что это одна писанина и пыль в глаза пускают массам. Признаете себя в этом виновным? - Нет, я так не говорил и виновным себя не признаю. - Следствие располагает материалами, что вы распространяли контрреволюционную клевету по адресу вождя народа, обвиняя в неправильном руководстве, а сожалели о врагах народа Зиновьева и Каменева и восхваляли их контрреволюционную деятельность. Признаете себя виновным? - Никогда я ничего не говорил против и виновным себя не признаю. - Вы следствию даете ложные показания, следствие требует от Вас правдивых показаний по существу дела. - Я все показываю следствию сущую правду и виновность свою отрицаю. 22 ноября 1937 года начальником Павлово–Посадского районного отделения УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Пелькеном было составлено обвинительное заключение по следственному делу священника Крымзина, в котором отцу Иоасафу инкриминировалось то, что он будучи исключительно враждебно настроенным к советскому строю и к проводимым мероприятиям партией и правительством, вел систематическую открытую антисоветскую и контрреволюционную агитацию, направленную против коллективизации, против расстрела врагов народа и т.д. 25 ноября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Иоасафа к расстрелу за " систематическую антисоветскую контрреволюционную агитацию, направленную против коллективизации " . 2 декабря 1937 года игумен Иоасаф и иеромонах Петр (Мамонтов) были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Молитвы Тропарь, глас 4 Многотрудное иноческое житие измлада избравый и благое иго Христово возлюбивый, прещения слуг велиаровых мужески презрел еси, верность Владыце всех показуя. Темже ныне в невечернем свете присно наслаждаешися, к сонму святых Божиих сопричтенный. Моли о нас Бога, преподобне Иоасафе, отче наш.

http://drevo-info.ru/articles/6568.html

Милиционеры знали, что Н.- ушедший за штат архиерей, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Верующие обращались к нему как к прозорливому старцу. Жил в крайней бедности, юродствовал. Духовные дети помогали ему материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. 13 окт. 1937 г. Н. был арестован в Орехово-Зуеве и доставлен в Таганскую тюрьму в Москве. Обвинялся в том, что «являлся нелегальным бродячим епископом, проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью». Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 17 нояб. 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен там в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 263; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19180. Соч.: Николаевский жен. мон-рь в г. Переславле, Владимирской губ. М., 1904; Нафанаил (Бачкало), иером. [музыка], Делекторский Ф., свящ. [слова]. Юбилейный гимн: На столетие Имп. МДА: 1814-1914. М., 1915. Лит.: Владимирские ЕВ. 1898. 15; 1907. 42, 43; Журналы собр. Совета МДА за 1911 г.//БВ. 1912. 4. С. 431-432 (4-я паг.); То же за 1915 г.//Там же. 1916. 10/12. С. 542 (4-я паг.); Пермские ЕВ. 1917. 1. С. 5; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 84; Дамаскин. Кн. 5. С. 337-340; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 77-82; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 157. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ Платонович Преображенский (1882-1937), прот., сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Никиты ...

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Соч.: Правила Власьевского Казанского общества трезвости//К Свету. 1910. 41. С. 21-26; Шинки - как пособие обеднения и деморализации нашей деревни и борьба с ними//Там же. 1910. 17. С. 12-16; 18. С. 11-14; 20/21. С. 27-31; 23/24. С. 19-22; Пастырство и кооперация//Там же. 1912. 16. С. 29-33; Как я спасся от дымной привычки//Там же. 1916. 2. С. 15-16; К настоящему моменту: (К вопросу о выборах в Учредительное Собрание)//Там же. 1917. 32-34. С. 11-13. Арх.: ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 29654-С; ГАТвО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 3092; Ф. Р-2260. Оп. 1. Д. 1-6 (личный фонд Н.). Лит.: Тверские ЕВ. 1903. 7-8; 1906. 1; 1907. 18. 21; 1908. 45; 1909. 7. 11-12; 1910. 10; 1913. 2; К Свету. 1910. 1; 1913. 1; ЦВед. 1916. 18-19; Дамаскин. Кн. 5. С. 169-208. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ Андреевич Порецкий (1865-1933), прот., священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Яковлевич Постников (1856-1931), прот., священноисп. (пам. 28 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МИХАИЛ Иванович Викторов (1871-1933), прот., священноисп. (пам. 29 марта, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Виноградов (1870-1948), прот., священноисп. (пам. 18 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Петрович Розов ( 1879-1941), прот., священноисп. (пам. 25 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565922.html

Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 60-х гг. ХХ в. в связи с реконструкцией подъездных путей железной дороги большая часть старого Владыкинского кладбища была снесена. Часть останков из вскрытых могил перенесли на Долгопрудненское кладбище, однако могила М. в их описи не значится. Точное место ее захоронения остается неизвестным. М. была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии резолюцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 апр. 1999 г. Прославлена для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 10719; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Оп. 245б. Д. 69; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. Р-5. Оп. 2. Вн. 1. Д. 5, 146. Лит.: Житие св. блж. Матроны Анемнясевской/Сост.: свящ. Н. Правдолюбов, В. Правдолюбов. М., 1999; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в. Рязань, 2002. С. 169-187; ЖНИР. Июнь. С. 404-407; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 189-200. Игум. Дамаскин (Орловский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/Матроны ...

Справка: В 1977 году Определением Священного Синода был прославлен святитель Иннокентий (Вениаминов; + 1879), на Поместном Соборе 1988 года — святитель Московский Макарий (+1563), на Архиерейском Соборе 1989 года — святители Иов (+1607) и Тихон (+1925), на Архиерейском Соборе 1994 года — святитель Филарет (Дроздов; +1867), на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученик Петр (Полянский; +1937), Местоблюститель Патриаршего престола, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — святитель Макарий (Невский; +1926), просветитель Алтая. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви Патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. 2. Поручить Синодальной Богослужебной Комиссии внести дополнения в службу Собору Московских святителей. ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О приближающейся дате 20-летия Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2006 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Памятуя о скорбной дате, считать важным воздать долг памяти жертвам Чернобыльской катастрофы и тем, кто ценой своей жизни преодолевал ее последствия. Призвать общество к помощи ныне живущим жертвам и ветеранам Чернобыля. 2. Совершить в Фомину неделю 30 апреля 2006 года (ближайшее воскресенье после 26 апреля) в храмах Русской Православной Церкви сугубую молитву о почивших ликвидаторах и жертвах аварии, о здравии ныне живущих участников ликвидации ее последствий, о тех, кто пострадал из-за нее. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о деятельности Церковно-научного Центра «Православная энциклопедия» по изданию многотомной «Православной энциклопедии» и распространению этого издания в епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Издание «Православной энциклопедии» начато в 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ознаменование 2000-летия Рождества Христова специально созданным Церковно-научным центром — учреждением Русской Православной Церкви. Издание Православной энциклопедии» осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под личным патронатом Президента Российской Федерации В.В. Путина.

http://sedmitza.ru/text/449481.html

По окончании приема Святейший Патриарх Алексий и сопровождавшие его лица отбыли в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: Сообщение принять к сведению. Благодарить Президента Республики Молдова В.Н. Воронина и митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира за гостеприимство, оказанное Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и сопровождавшей его делегации. С удовлетворением отметить положительное значение состоявшегося визита для укрепления братских взаимоотношений между народом Молдовы и народами других стран, окормляемыми Русской Православной Церковью. Считать весьма важным дальнейшее развитие и укрепление братских связей между народами наших государств.   ЖУРНАЛ 94 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о внесении в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имен святых Предстоятелей Русской Православной Церкви, прославленных за период с 1977 по 2000 годы. Справка: В 1977 году Определением Священного Синода был прославлен святитель Иннокентий (Вениаминов; +1879), на Поместном Соборе 1988 года — святитель Московский Макарий (+1563), на Архиерейском Соборе 1989 года — святители Иов (+1607) и Тихон (+1925), на Архиерейском Соборе 1994 года — святитель Филарет (Дроздов; +1867), на Архиерейском Соборе 1997 года — священномученик Петр (Полянский; +1937), Местоблюститель Патриаршего престола, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — святитель Макарий (Невский; +1926), просветитель Алтая. ПОСТАНОВИЛИ: Включить в Собор Московских святителей, празднуемый 5/18 октября, имена святых Предстоятелей Русской Православной Церкви патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра. Поручить Синодальной Богослужебной комиссии внести дополнения в службу Собору Московских святителей.   ЖУРНАЛ 95 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О приближающейся дате 20-летия Чернобыльской катастрофы (26 апреля 2006 года).

http://patriarchia.ru/db/text/1501491.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010