Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРАШАМБ [мон-рь Сурб-Степанос Нахавка (св. Стефана Первомученика), Магардаванк], арм. монастырь в исторической обл. Васпуракан, на севере совр. Ирана (остан Вост. Азербайджан). Расположен в 18 км к западу от г. Джульфа, на правом берегу р. Аракс, вблизи покинутого сел. Дарашамб. Согласно хронике Михаила Сирийца (XII в.), был основан ап. Варфоломеем; арм. источники содержат сведения о нем начиная с X в., когда уже существовали и до XV в. сохранялись 3 его церкви. Мон-рь, имевший скрипторий, достиг расцвета в XIV в. Новый расцвет Д. пришелся на сер. XVII в. В 1643-1655 гг. настоятель Акоб Джугаеци (с 1655 католикос Армянской Апостольской Церкви) на месте снесенной им церкви св. Степаноса возвел новую, в стиле арм. позднесредневек. зодчества. До 1662 г. в мон-ре были построены колокольня, трапезная, др. сооружения. Д. пострадал от землетрясения в 1759 и 1840 гг., неоднократно восстанавливался. В 1917-1921 гг. четырежды подвергался набегам турок, сгорела б-ка. В 1983 г. монастырь был отреставрирован иран. гос. предприятием «Культурное наследие» при финансовой поддержке иран. армян и орг-ции «Еркир ев мшакуйт» (Мир и культура, Париж). Строения мон-ря группируются вокруг 2 прямоугольных дворов и в целом ограничены крепостными стенами. Посреди сев. двора расположена ц. Сурб-Степанос с примыкающими к ней сводчатой ц. Сурб-Погос-Петрос (св. апостолов Петра и Павла) и колокольней. Церковь Сурб-Степанос построена из желтоватого фельзита в виде вписанного в прямоугольный периметр триконха с приделами, расположенными по углам в 2 ярусах. Богатством и совершенством исполнения отличается глава церкви с 16-гранным барабаном и зонтичным куполом. Декор барабана восходит к декору Эчмиадзинского собора: аркатура на витых колонках и рельефы под каждой аркой. В отличие от образца, где на 12-гранном барабане размещены рельефные образы апостолов в медальонах (ок. 620), в Д. апостолы представлены в прямоугольных рамах на 12 гранях, на 4 осевых гранях - образы Христа и евангелистов, Богоматери, Иоанна Крестителя, сщмч. Григория Просветителя. Под щипцами основного объема помещены рельефные сцены Распятия (зап.), Воскресения (сев.), Избиения Стефана Первомученика (вост.) и образ Богоматери с Младенцем (юж. сторона). На юж. стене колокольни изображены Богоматерь на троне с 2 ангелами (нижний ярус) и Благовещение (верхний ярус). Т. о., в целом представлен христологический цикл, дополненный отдельными образами и сюжетами на тему принятия и распространения христианства. Церковь изнутри расписывалась в XVII в. и в 1826 г.

http://pravenc.ru/text/171370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католикос всех армян Геворг VI (Чеорекчян; 2.12.1868, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону - 9.05.1954, мон-рь Эчмиадзин), Верховный Патриарх и Католикос всех армян с 22 июня 1945 г. Род. в семье слесаря, учился в Нахичевано-Бессарабской ДС (с 1876), а в 1879-1889 гг.- в Эчмиадзинской ДА. 17 июля 1889 г. принял монашество и вскоре был посвящен в сан архидиакона. Пользуясь поддержкой Католикоса Макара I, в 1890-1894 гг. Г. учился в Лейпцигском ун-те на фак-тах теологии и философии; одновременно в Лейпциге окончил консерваторию по классу композиции. С 1894 по 1913 г. преподавал историю Церкви, этику и музыку в Нахичевано-Бессарабской ДС. В июне 1913 г. Г. был призван католикосом Геворгом V в Эчмиадзин, посвящен во архимандрита и назначен викарием Нор-Нахичеванской епархии Армянской Церкви. Во время первой мировой войны был членом Комитета братской помощи беженцам, с 1915 г. спасавшимся от резни в Османской империи; с 1916 г. Г.- председатель этого комитета. 17 мая того же года стал членом Свящ. Синода Армянской Апостольской Церкви, переехал в Эчмиадзин. В 1917 г. рукоположен во епископа. В 1921-1927 гг. Г.- экзарх ААЦ в Грузии. После преобразования в 1924 г. Свящ. Синода ААЦ в Верховный Духовный Совет Г. стал его членом. В 1926 г. возведен в сан архиепископа. В 1931 г. Г. выдвигался на выборах на пост Католикоса всех армян, но не был избран. В 1937 г. католикос Хорен I назначил Г. своим заместителем - Местоблюстителем Первосвятительского престола св. Георгия. После трагической кончины католикоса Хорена I Г. в 1938-1945 гг. руководил делами Армянской Церкви; с апр. 1941 г. носил титул Генерального викария Эчмиадзинского Католикосата, утвержденный Национальным церковным собранием. В годы второй мировой войны среди арм. диаспоры католикос организовал сбор пожертвований на создание танковых колонн «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян» (1944). В апр. 1945 г., во время встречи с И.

http://pravenc.ru/text/161829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТАЗ [арм. ], арм. мон-рь в честь ап. Фаддея (Сурб Тадеиванк), в обл. Артаз пров. Васпуракан Армянского царства (совр. Иран, пров. Зап. Азербайджан). По преданию, основан в I в. на месте мученичества ап. Фаддея (см. Иуда Иаковлев ). Первые исторические сведения об А. относятся к V в. А. пережил многократные разграбления, сильно пострадал от землетрясения 1319 г., перестраивался в период между XIII-XVII вв., в 1680-1685 гг. (при настоятеле Сааке Макуеци) и в 1811-1820 гг. (при настоятеле Симеоне). В период средневековья в А. располагался крупный скрипторий. Наиболее ранняя из сохранившихся построек - крестово-купольная церковь, к-рая датируется XII-XIV вв. В ее юго-вост. пастофории находится усыпальница ап. Фаддея. В результате перестроек XIX в. церковь составила вост. часть нового собора, представляющего собой четырехстолпный крестово-купольный зал с вынесенными апсидами,- уменьшенную копию Эчмиадзинского кафедрала. Купол храма имеет пирамидальное покрытие, опирается на двенадцатиугольный снаружи барабан; апсида перекрыта сомкнутым сводом, украшенным большим рельефным крестом. Необычным для позднесредневек. арм. архитектуры является богатое убранство фасадов храма с развитой структурой декоративных поясов. Нижний пояс составляет сплошная аркатура с изящными орнаментальными композициями в поле каждой арки. В аркатуре верхнего пояса представлены изображения святых, сюжеты из ВЗ и НЗ, а также сцены из иран. поэм (Фирдоуси, Низами) и кавк. мифологии. В рельефных сюжетах А. заметна аналогия с памятниками Ахтамара и стилистическое воздействие позднеиран. искусства. В кладке стен, в скульптурных композициях на фасаде использовано сочетание серого туфа с белым камнем - метод, характерный для XVII в. Мон-рь обнесен мощной крепостной стеной, имеет развитую структуру жилых и хозяйственных построек. В 70-х гг. XX в. в мон-ре проводились реставрационные работы. Лит.: Kleiss W. , Seihoun St. S. Thadei " vank. Mil., 1971. (Documenti di architettura armena; 4); Ахназарян А. Монастырь св. Фаддея//Эчмиадзин, 1985. С. 53-58 (на арм. яз.); Thierry J. -M. , Donabedian P. , Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987. P. 493. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИЧ [Аричаванк; арм. (?)(?), (?)(?)], арм. мон-рь, расположенный на высоком плато на склоне горы Арагац, в с. Арич (обл. Ширак, Республика Армения). Центр монастырского комплекса составляют 2 церкви и гавит (притвор), к северу от к-рых находятся жилые и хозяйственные постройки. На кладбище сохранились руины однонефной церкви V в. и стелы с раннехрист. сюжетными рельефами (ныне в ЕГИМА). Древнейшая из сохранившихся построек мон-ря - ц. Сурб Григор (2-я пол. VII в.) - тетраконх с широким купольным квадратом, миниатюрная копия храма в Мастаре (с 4-го ряда кладки перестроена в X в., купол XIX в.). Благодаря опеке князей Захаре и Иване Закаридов (Захаридов) положение мон-ря в кон. XII - нач. XIII в. во многом улучшилось. В 1201 г. была построена ц. Аствацацин (Богородицы), крестово-купольный храм с 4 двухэтажными приделами. Стройные пропорции интерьера подчеркнуты пучковыми подкупольными пилястрами. Верхние зап. помещения открываются в наос трехарочными проемами. Фасады декорированы стилизованными большими крестами из профилированных тяг, что характерно для архитектуры груз. храмов, но выполнено с большей строгостью, на вост. фасаде скульптурная группа из князей, ктиторов храма, поддерживает орнаментированную раму с ониксовой иконой Богородицы (XIX в.), вставленной на то место, где была установлена древняя модель храма. Двадцатигранный барабан храма с тройными колонками на гранях и розетками в простенках напоминает рипиды (развито в храме Гандзасара, 1216-1230). Храм венчает зонтичный шатер, восстановленный в 80-х гг. XX в., на зап. щипце помещен каменный макет храма. Четырехколонный притвор, отличающийся оригинальными сводами и порталом, богато украшенным резьбой, построен до 1224 г. В А. со 2-й пол. XIX в. неоднократно производились реставрационные и строительные работы. С 1850 г. А.- летняя резиденция Эчмиадзинского католикоса. Лит.: Мхитареанц А. История монастыря Арич. Тифлис, 1856; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 263-315; Джалалян А. Архитектурный комплекс Арича//ИФЖ. 1986. 2. С. 81-93; Cuneo P. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Vol. 1. P. 248-253. А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВОРГ V (Суренянц Тпхисеци) (28.08.1846, Тифлис, ныне Тбилиси - 8.05.1930, мон-рь Эчмиадзин), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 13 дек. 1911; посвящен 1 июля 1912). Род. в дворянской семье. Учился в Тифлисе, в школе К. Белахяна, затем в пансионе Д. Арзамяна, в 1868 г. окончил Тифлисскую гимназию. В 1871 г. в Эчмиадзине был посвящен в сан иеромонаха. C 1872 г. архимандрит. В 1874-1875 гг. был преподавателем в новооткрывшейся Эчмиадзинской ДА; в 1875 г. назначен викарием Арцахской епархии и инспектором арм. ДС в Шуше. С 1877 г. настоятель мон-ря св. ап. Фомы в Агулисе; с 1878 г. викарий Александропольской епархии. В Александрополе (ныне Гюмри) основал школу и ц. Сурб-Аствацацин (Пресв. Богородицы). С 1881 г. викарий Ереванской епархии. 9 мая 1882 г. Католикосом Геворгом IV рукоположен во епископа. С 1886 г. епископ Астраханский. В 1894-1904 гг. епископ Тифлисский и экзарх Грузии. С янв. 1895 г. архиепископ. Г. начал свою деятельность в Тифлисе с восстановления и строительства новых церквей. Его усилиями были открыты новые школы, учебные заведения, было основано Братство армянских священников Тифлиса. Г. покровительствовал М. Екмаляну и ввел в церковный обиход обработанную им 4-голосную литургию, организовал ее издание. С 1906 г. Г.- постоянный член Свящ. Синода в Эчмиадзине. В 1907 г., после смерти Католикоса Мкртича I, Г. был назначен Генеральным викарием Эчмиадзинского Католикосата. При материальной поддержке благотворителя А. Манташяна Г. завершил благоустройство кафедрального собора в Эчмиадзине. После смерти католикоса Маттеоса II избран Католикосом всех армян. В 1912 г. Г. выдвинул инициативу формирования арм. национальной делегации во главе с П. Нубар-пашой, к-рая должна была 2 окт. 1912 г. представить требования армян правительствам европ. гос-в. Г. обратился к правительству России с просьбой о вмешательстве и содействии в решении вопроса о реформах в зап. (тур.) части Армении. В годы первой мировой войны, понимая, что от победы России зависит судьба зап. армян, Г. обращался за помощью к имп. Николаю II. В мае 1918 г. он организовывал сопротивление арм. народа тур. интервенции. После установления советской власти в Армении (дек. 1920) Г. в энцикликах призывал всех армян стать опорой правительству в деле возрождения родины. По указу Г. с 1 янв. 1924 г. Армянская Церковь перешла на григорианский календарь. Г. похоронен во дворе кафедрального собора в Эчмиадзине. В. Деврикян Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161826.html

В нач. XVII в. иран. шах Аббас I велел разобрать собор Эчмиадзина и перевезти его в Исфахан, чтобы прервать нити, связывавшие с родиной тысячи армян-переселенцев, вывезенных в Иран. Мероприятие оказалось непосильным, что спасло храм от гибели. Католикос Мовсес III Татеваци (1629-1632) начал восстановление разоренных святынь В., монастырских и гражданских сооружений. С запада от собора была возведена монументальная арка, «Трдатовы ворота», под к-рыми ныне проходит процессия от католикосата в храм и обратно. Крупные работы по обустройству Эчмиадзинского мон-ря и реставрации храмов святых Рипсимии и Гаиании были произведены при католикосе Пилипосе I Албакеци (1633-1655), с 1640 г. воссоздана Эчмиадзинская школа, получившая название Вардапетаран, в 1653-1658 гг. построена колокольня кафедрального собора. В кон. XVII в. собор Эчмиадзинского мон-ря был расписан изнутри. В 1694 г. на средства кн. Агамала Шоротеци был возведен мон-рь Шогакат (арм. - лучезарное сияние) в память о явлении, описанном в Видении свт. Григория Просветителя и первоначально ассоциировавшимся с кафедральным собором. Церковь мон-ря имела вид купольного зала. При католикосе Абрааме III Кретаци, в 1735 г., город получил нек-рые привилегии от Надир-шаха Афшара, посетившего В., в течение XVIII в. активизировались культурная жизнь и монументальное строительство, изменилась планировка центра города, территория мон-ря Эчмиадзин была окружена по периметру стенами (275 ´ 235 м) с 4 арочными воротами на каждой стороне. Приглашенный в В. Овнатан Овнатанян в 1769 г. вновь расписал собор. В 1776 г. в В. основано первое бумажное производство. В. пострадал во время русско-персид. войны 1804-1813 гг. При отступлении в 1804 г. армии ген. П. Д. Цицианова Эчмиадзин и В. были разграблены, посетивший В. неск. дней спустя шах Фатали привел в порядок мон-рь и освободил В. от податей. После присоединения Вост. Армении к России, в 1828 г., В. по-прежнему считался монастырским владением, Церковь способствовала развитию городского хозяйства. В 1833 г. в мон-ре был установлен памятник рус. воинам, павшим в Ошаканском сражении 1827 г. Католикос Геворг IV в 1869 г. пристроил с востока к зданию собора обширную ризницу, превратившуюся затем в музей, в 1871-1874 гг. возвел здание духовной семинарии Геворгян (за пределами монастырской ограды, к востоку от собора). В отличие от памятников XVII в., в архитектуре к-рых присутствуют элементы древневост., иран. зодчества, этим сооружениям свойственно соединение национальных особенностей зодчества с европ., в т. ч. рус., элементами.

http://pravenc.ru/text/153815.html

Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Эпоха араб. завоеваний (с сер. VII в.) положила начало упорной борьбе ислама и христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили албан. католикосов в зависимость от монофизитской Армянской Церкви (с 20-х гг. VIII в.). В период политической раздробленности (IX-XII вв.) монофизитский Албанский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX-X вв. пребывали в мон-ре Хамши (обл. Миапор); центрами церковной жизни были Арцах (XI в.) и Кахи-Закаталы (XII в.). С 1240 г. возросла роль епископов Гандзасарских из рода Хасан-Джалалянов. В кон. XIV - нач. XV в. мон-рь Гандзасар , фактически являвшийся духовным и политическим центром Арцахского меликства, стал кафедрой Албанских католикосов. После присоединения в нач. XIX в. Сев. Азербайджана к Российской империи Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 г. упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и вик-ство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви. Албанские католикосы (на основе списка из АрмСЭ. Т. 1. С. 263): Абас (551-595); Виро (595-629); Захария (629-644); Иоанн (644-671); Ухтанес (671-683); Елиазар (683-689); Нерсес (689-706); Симеон (706-707); Микаел (707-744); Анастас (744-748); Овсеп (748-765); Давит (765-769); Давит (769-778); Матте (778-779); Мовсес (779-781); Аарон (781-784); Соломон (784); Теодорос (784-788); Соломон (788-799); Ованнес (799-824); Мовсес (824); Давит (824-852); Овсеп (852-877); Самуел (877-894); Ховнан (894-902); Симеон (902-923); Давит (923-929); Саак (929-947); Гагик (947-958); Давит (958-965); Давит (965-971); Петрос (971-987); Мовсес (987-993); Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079); Ованнес (1079-1121); Степанос (1129-1131); Григорос (ок.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Хоругвь св. Григория Просветителя. 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзин) Хоругвь св. Григория Просветителя. 1448 г. (Музей-сокровищница Эчмиадзин) В позднее средневековье керамические изделия изготавливаются гл. обр. в Кютахье (Кутине) и Нор-Джуге. Роль Кютахьи (в XVII в. здесь были 3 арм. церкви и 3 квартала) возрастает в 1648 г., после упадка производства в Никее. Из Кютахьи происходит древнейшее фаянсовое изделие Анатолии - литургическая чаша с указанием на арм. языке имени мастера (Абраам Кютаеци) и даты создания - 1510 г. На др. чаше в виде пиалы с внешней стороны изображен храм с куполами, с внутренней - апостолы (Афинский музей). Литургическая утварь из Кютахьи широко использовалась в церквах Армянского патриархата в Иерусалиме. Др. направлением мастерских Кютахьи и Нор-Джуги было изготовление для церквей панно из расписных облицовочных плиток (ц. Аствацацин в Нор-Джуге, 1651-1666), истоки к-рых восходят к тур. и иран. искусству, к керамике Закавказья XIII-XIV вв., а также в трактовке религ. сцен - к арм. миниатюрной живописи. Тайная вечеря. Изразец. 1720 г. (?). Кютахья (Эчмиадзинский мон-рь) Тайная вечеря. Изразец. 1720 г. (?). Кютахья (Эчмиадзинский мон-рь) Наиболее ранние сохранившиеся образцы искусства резьбы по дереву относятся к X в.: капители притвора ц. Аствацацин мон-ря Севан (2 в ЕГИМА; 2 с растительным орнаментом и изображением птиц по сторонам древа в ГЭ) и Распятие из обители мон-ря Авуц-тар (ЕГИМА). Интересен изготовленный из цельного куска дерева аналой 1161 г. из Ани, украшенный, как и большинство др. (1272, из Ани; 1678, из ц. Сурб Геворг в Нахичевани), изображением крестов, плетенкой, растительным орнаментом. Аналой из Севастии украшен изображениями переплетенных змей, летящих птиц, всадников и медведей. Резьбой также украшались деревянные двери храмов, напр., из ц. Аракелоц в Муше (мастера Торос, Григор и Лукас. 1134. ЕГИМА) покрыта ковровым орнаментом, верхняя планка наличника украшена изображениями всадников (иллюстрация эпоса «Давид Сасунский»), боковые части - изображениями животных и фантастических существ. Ряд резных дверей повторяет композицию хачкара со сплошной геометрической резьбой и изображением креста в центре (1176, из ц. Аракелоц мон-ря Севан; 1253, из Татева - все в ЕГИМА). Изображение креста на двери из ц. Аракелоц мон-ря Севан (1557, ЕГИМА) заменено сценой «Сошествие Св. Духа», над к-рой представлена композиция «Вознесение». Художественную ценность представляют двери ц. Рождества Христова в Вифлееме, XIII в., с арм. и араб. эпиграфикой; арм. собора св. Акоба (Иакова) в Иерусалиме, 1370 г., с трехстрочной арм. надписью; ц. св. Иоанна Предтечи в Муше, XII-XIII вв., мастеров Саака и Киракоса; двери из церквей Феодосии, 1330 и 1336 гг.; царские врата иконостаса 1720 г. собора Эчмиадзин, богато инкрустированные перламутром, и др. Архитектура и изобразительное искусство 2-й пол. XIX-XX в.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Аменапркич. Хачкар из Марца. 1285 г. (Эчмиадзинский мон-рь) Аменапркич. Хачкар из Марца. 1285 г. (Эчмиадзинский мон-рь) В арм. монументальной живописи позднего средневековья прослеживается связь между центрами исторической А. и арм. поселениями, особенно в Нор-Джуге (Нов. Джульфа) под Исфаханом (Иран), в Сурхате (Крым), в Тифлисе. Росписи церквей XVII-XVIII вв. в Нор-Джуге отражают воздействие европ. (иконография) и иран. (орнаментика, вост. тип персонажей) живописи. В интерьерах храмов появляется живопись маслом на холсте, реже на шелке и на досках. Черты новоджульфинской школы присутствуют в декоре арм. церквей Иерусалима, Тбилиси, с этой школой связано искусство настенной живописи Нахичевана. В рамках нахичеванской школы, приобретшей большую известность благодаря работе династии Овнатанянов, выделяются художественные центры Агулиса, Шорота, Астапата. К XVIII в. относятся роспись в орнаментальных формах собора Эчмиадзин (художники Степанос Лехаци и Овнатан Овнатанян). Кафедральный собор Эчмиадзин. Роспись интерьера. XVII в. Кафедральный собор Эчмиадзин. Роспись интерьера. XVII в. Новое развитие получило скульптурное убранство фасадов, испытавшее персид. влияние (колокольня и барабан купола собора Эчмиадзин, мон-рь Тадеиванк в Артазе, 1819-1830). Резьбе на хачкарах свойственна большая глубина, рельефы Ст. Джульфы (XVII в.) отличаются сюжетным разнообразием. В XIV-XVII вв. в рельефах надгробных плит нашло отражение соединение христ. и светских сюжетов (особенно в Сюнике), напоминающих саркофаги, нередки надгробные памятники в виде скульптурного изображения животного (конь, баран). Развитие искусства в кон. XIX - нач. XX в. было связано с ростом городов и носило в основном светский характер, а со времени включения Вост. А. в состав Российской империи (1828) в основном развивалось в рамках европ. культуры. Искусство армян-халкидонитов Первый этап развития искусства армян-халкидонитов (кон. VI - нач. VIII в.) происходил на фоне формирования национальной традиции арм. культуры. Большинство памятников этого периода было создано армянами-халкидонитами, но соединение в них визант. влияния и типических черт местной архитектуры делает невозможным их выделение из общекультурной арм. среды (об этом см. выше разд. «Архитектура и монументальное искусство»).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Одзунский монумент. VI–VII вв. Фрагмент Одзунский монумент. VI–VII вв. Фрагмент В мон-рях с X в. начали формироваться композиции притворов - гавитов , имеющих церковный, мемориальный и светский (школы, залы собраний) характер и реализующих в камне архитектурные особенности жилого дома (четырехколонный гавит Оромоса, 1038, и др.). В монастырских комплексах возводились школы (галерея Магистроса в Санаине, 2-я пол. XI в.), книгохранилища (Санаин, 1063), залы-реликварии (Оромос, 1229, 1277) и др. сооружения. Новое развитие получило мемориальное зодчество, на смену рельефным стелам пришли хачкары - плоские вертикально устанавливаемые памятники на пьедесталах, лицевая сторона к-рых имела рельефное изображение «процветшего» креста. Мемориальные постройки этой эпохи отличаются типологическим разнообразием: качающийся столб в Татеве, нач. X в.; двухъярусная церковь-мавзолей в Цахац-каре, 1041 г.; триумфальная арка у мон-ря Оромос, до XI в. фланкированная 2 башнями, верхние ярусы к-рых - центральнокупольные часовни. Хачкар. IX в. Макенис (Эчмиадзинский мон-рь) Хачкар. IX в. Макенис (Эчмиадзинский мон-рь) Однако основным достижением IX-XI вв. следует считать стилистическое совершенствование архитектурных форм. Интерьеры церквей приобрели большую компактность и устремленность вверх; сечение внутренних опор уменьшилось, арки сузились и приобрели стрельчатую форму. Полукружия апсид в отдельных случаях оформляли «хорами» - стройной аркатурой с нишами, фасадные стенки резко повысившихся алтарных возвышений украшали орнаментальными плитами с тонкой резьбой. Храмам, связанным со столичной традицией зодчества, свойственны изящество и элегантность оформления фасадов аркатурой. Более декоративную роль стали играть фасадные ниши, иногда вписываемые в аркатуры. Характерные для багратидской эпохи пучковые столпы и пилястры, стрельчатые арки, перспективные порталы, по мнению исследователей (Й. Стржиговский, Ю. Балтрушайтис), предвосхитили позднероманский и готический стиль в Европе. В убранстве и структуре порталов с горизонтальным орнаментированным сандриком сказывается влияние эллинистических мотивов.

http://pravenc.ru/text/76104.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010