Священные таинства нашей Православной Церкви носят освящающий и преображающий характер в земной жизни человека. Так же и брак, будучи «тайной великой» (Эф. 5:32), является проявлением и осуществлением любви внутри Церкви. В Таинстве брака, через единение мужчины и женщины, «Церковь являет дар «вечной жизни» (1 Тим. 6:19). Отношения супругов становятся церковным событием, которое реализуется главным образом в Церкви. Можно сказать, что это опыт участия в общении Святых. Не случайно, сопоставление брачного союза с Церковью стало с самого начала общим учением в Священном предании нашей Церкви. По этой причине и сам брак, или семья, характеризуется как «домашняя церковь» (см. Рим. 16:5, 1 Кор. 16:19, Кол. 4:15). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не малая добродетель – созидать домашнюю церковь» (PG. 61:376). Принятие брака и осознание его святости относилось к духовенству с момента основания Церкви. Все мы знаем, что среди Св. Апостолов были и состоящие в браке (ср. Мф.8:14, Деян.21:9). Поэтому в нашей Православной Церкви не применяется принцип обязательного безбрачия для духовенства, который мы, к сожалению, наблюдаем у еретиков-папистов. Напротив, Первое правило Гангрского Собораанафематствует тех, кто гнушается брака (Свод правил, 3:100), а по Четвертому правилу этого же Собораанафеме подлежит тот, кто осуждает женатых священников и предпочитает безбрачных как более чистых (там же, 103. Также см. Гангр.10). Здесь необходимо подчеркнуть, что безбрачие в монашеской жизни – это особый дар, который дается от Бога по желанию стремящегося стать монахом. Сам Господь сказал нам: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф.19:11). Апостол Павел четко проясняет вопрос о браке духовенства. Он пишет в послании к Тимофею: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1 Тим.3:2). [Прим.: Когда епископов начали выбирать из числа монахов, для них было приостановлено действие предписания об однобрачии]. В продолжение Апостол говорит нам: «Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим.3:12). Подобным образом он наставляет Тита: «(Чтобы ты) поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6).

http://pravoslavie.ru/117942.html

Пасхальное посланиес Собора епископов Польской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Пасхальное посланиес Собора епископов Польской Православной Церкви Воскресение Христово дает нам возможность прочувствовать то, что есть добро, постоянство и добродетель, а также то, что таинственным образом связано с жертвой и самопожертвованием ради добра. Наша земная жизнь полна усилий и трудов. Таким путем правда, основывающаяся на Христовом Воскресении помогает нам глубже понять нашу собственную жизнь. Досточтимому духовенству, преподобному монашеству и всем любящим Бога Его детям Христос воскресе! [! «Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки» > ] (Пасхальный канон, Песнь 8) С такими словами обращается к нам сегодня наша Мать, святая Православная Церковь. Церковь торжествует, славит и радуется, встречая духовно и празднуя наполненный Светом день Святой Пасхи Христовой, восстания из мертвых Христа, Подателя Жизни — нашего Спасителя. Господь наш Христос через свое восстание из мертвых возродил нас от смерти духовной и привел к воскресению, к жизни вечной в селениях небесных. Святая Церковь призывает: « О...Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего» (Пасхальный канон, Песнь 9). Означает это, что одновременно с Воскресением Христовым началась новая вечная жизнь и побеждены были тяготевшие над родом человеческим грех и смерть, «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним...» (Эф 2. 5-6). Таким образом, мы, будучи Сынами Божьими, становимся достойны вступления в полную святости жизнь, где длится царство бесконечной любви, радости, мира и счастья. «Я живу, – говорит Христос тем, кто следует за ним, – и вы будете жить» (Ин 14. 19), а Апостол Павел добавляет: «...Христос воскрес из мертвых... И как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15. 20, 22-23).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Рождественское Послание Священного Собора Епископов Польской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Рождественское Послание Священного Собора Епископов Польской Православной Церкви Братия и Сёстры! Будем помнить, что когда люди отказываются от Христа, тогда в мире поселяется самолюбие и алчность, а за ними идёт зависть, озлобление и ненависть. Когда нет любви во Христе, то отвергается и братство людей. Тогда объявляется борьба, право признаётся за теми, кто сильнее, а жизнь для слабого становится всё тяжелее, нехватает справедливости, мира и любви в обществе. Всё меньше становится справедливых, добрых и честных людей. Это реальность нашего времени. Досточтимому духовенству, преподобному монашеству и всем любящим Бога Его детям Христос воскресе! [! «Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки» > ] (Пасхальный канон, Песнь 8) С такими словами обращается к нам сегодня наша Мать, святая Православная Церковь. Церковь торжествует, славит и радуется, встречая духовно и празднуя наполненный Светом день Святой Пасхи Христовой, восстания из мертвых Христа, Подателя Жизни — нашего Спасителя. Господь наш Христос через свое восстание из мертвых возродил нас от смерти духовной и привел к воскресению, к жизни вечной в селениях небесных. Святая Церковь призывает: « О...Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего» (Пасхальный канон, Песнь 9). Означает это, что одновременно с Воскресением Христовым началась новая вечная жизнь и побеждены были тяготевшие над родом человеческим грех и смерть, «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним...» (Эф 2. 5-6). Таким образом, мы, будучи Сынами Божьими, становимся достойны вступления в полную святости жизнь, где длится царство бесконечной любви, радости, мира и счастья. «Я живу, – говорит Христос тем, кто следует за ним, – и вы будете жить» (Ин 14. 19), а Апостол Павел добавляет: «...Христос воскрес из мертвых... И как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор 15. 20, 22-23).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Начало сб. «Кэрэллос». XVII в. (?) (ИВР РАН. Эф. 74. Л. 2а) [Керэллос; эфиоп.    ], догматический сборник на языке геэз , основополагающий для богословия Эфиопской Церкви ; включает произведения патристики антинесторианской направленности, гл. обр. свт. Кирилла Александрийского, по имени к-рого и был назван, а также др. отцов Церкви и видных церковных мыслителей, чья деятельность связана с Вселенским III Собором (Эфесским, 431). Попытка критического издания «К.», предпринятая Б. М. Вайшером, не была доведена до конца и не может быть признана удовлетворительной с т. зр. отобранных им рукописей. Так, оба списка «К.», хранящиеся в Ин-те вост. рукописей РАН (Эф. 74 и Эф. 11), не были им использованы, при том что 1-й из них, датируемый на основании палеографии XVII в., является одним из старейших для рукописной традиции данного сборника. Всего же из 33 списков «К.» еще 2 восходят к XVII в., 1 - к XV в., 2 фрагментарных из собрания Матенадарана - к XIV и XV вв., остальные датируются XVIII-XX вв. Совр. исследователи выделяют в составе «К.» 3 части. В 1-ю входят 17 сочинений, посвященных христологическим вопросам, которые рассматривались на Эфесском Соборе. Открывает сборник наиболее пространное из них, составленное из 2 «представлений» (προσφωνητικο) свт. Кирилла Александрийского: «О правой вере к императору Феодосию» (CPG, N 5218) и «О правой вере к царевнам» (CPG, N 5219). Большинство исследователей, от Б. А. Тураева до А. Баузи, упустили из виду, что в эфиопской традиции они были восприняты как одно произведение. Так, в Эф. 74 (Л. 15 об. Стб. 2. 4) 2-е из них обозначено как раздел (    ) единого христологического трактата. За ним следует диалог того же автора «О том, что Христос один» (CPG, N 5228). Далее помещены 15 сравнительно коротких гомилий и посланий: гомилии, принадлежащие Феодоту Анкирскому (CPG, N 6127) и Кириллу Александрийскому (CPG, N 5246); 9 гомилий, произнесенных в воскресенье, 5 июля 431 г., в ходе Эфесского Собора, Севиром Синнадским (CPG, N 6145; сохр. только на геэзе), Акакием Мелитинским (CPG, N 5792), Иувеналием Иерусалимским (CPG, N 6712), Кириллом Александрийским (2: CPG, N 5249-5250), Ригином Кипрским (CPG, N 6486), Евсевием Ираклийским (CPG, N 6143), Феодотом Анкирским (CPG, N 6132), Фирмом из Кесарии Каппадокийской (CPG, N 6121; сохр. только на геэзе); синодальное послание (Эфесского Собора) к Иоанну I Антиохийскому (не сохр. по-гречески); гомилия свт. Кирилла Александрийского, обращенная к александрийскому народу в воскресенье, 23 апр. 433 г., в ц. св. Иоанна Крестителя по случаю достижения согласия между Александрийской и Антиохийской Церквами (16-я гомилия в общепринятом списке его творений; CPG, N 5260); послание Иоанна Антиохийского к Кириллу Александрийскому (CPG, N 6310) и ответное послание свт. Кирилла (CPG, N 5339).

http://pravenc.ru/text/2462385.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

Библейские текстологические исследования (G. Dalman 4 , W. Bousset 5 , W. W. Baudissin 6 , J. A. Fitzmyer 7 , L. W. Hurtado 8 , G. Quell 9 , H. Bietenhard 10 и др.) доподлинно установили, что Господом Иисуса Христа уже в самом начале I века именовали и палестинские христиане, и ранние грекоязычные иудео-христиане, подчёркивая именно его божественное происхождение и противопоставляя всем иным «господам»: «… последовательное употребление термина kyrios в Евангелиях как до, так и после смерти и Воскресения отражает веру общины в единство личности исторического Иисуса и воскресшего Господа. Использование термина kyrios в религиозном значении, несомненно, воспринималось как указание на божественность Иисуса, особенно в восточных областях Римской империи и в языческой среде. Изученные нами данные подтверждают, что высокая христология ранней христианской Церкви не была следствием развития, наступившего лишь в конце I в. н.э.» 11 . В посланиях апостола Павла именование Иисуса Господом маркирует именно религиозный контекст этого словоупотребления (Эф. 4:5). В послании коринфянам он называет общину верующих «призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте» ( 1Кор.1:2 ). Призывание имени – типичная для ветхозаветного богослужения формула сакральной инвокации. В данном случае использование этой формулы указывает на молитвенное поклонение Иисусу Христу как Богу. Примером молитвенного призывания Иисуса Христа является в этом послании сохранённое апостолом без перевода арамейское выражение marana tha [маранафа], означающее «приди Господи!» (или «Господь пришёл!») ( 1Кор. 16:22 , ср. Отк. 22:20 ): «Можно предложить три основных способа понимания оборота marana tha: 1) “Господи, приди”; 2) “Наш Господь пришёл” и 3) пророческий перфект, “Господь придёт”» [Там же]. На произношение тетраграмматона уже к I веку был наложен строжайший запрет (четырёхбуквенное имя мог произносить только первосвященник в Иерусалимском Храме, в Святая Святых, один раз в году на праздник Йом-Кипур – «День искупления» (‏ ‏‎)). Поэтому при чтении и общении у евреев было принято использовать иноименный заместитель – Адонаи (, т.е. Господь мой) (на арамейском языке –«Mara» (сир. måryå) [Марэ], на греческом – Κριος).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imenovan...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Вот и выходит,  что Господь взывает к нам: «Изменитесь для Царствия Небесного!». Он хочет, чтобы все люди стали гражданами этого будущего Царства всеобщей любви и гармонии. Но от апостола Павла мы узнаем, что: «никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога … истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности  и святости истины» (Эф. 5,5; 4,21-24).  Это означает, что пока мы не изменимся по образу такого нового человека, человека будущего века, то останемся чужды жизни в Царствии Небесном. Поэтому-то и жизнь временная на земле  дана нам для этого покаяния-изменения. «Вся наша земная жизнь должна составлять собою поприще покаяния», - пишет свт. Игнатий Брянчанинов. Всю жизнь человек должен уметь не доверять себе, быть очень внимательным к своим помыслам, которые могут себя воплотить в неблаговидные поступки. Ведь естество наше до такой степени изменчиво, что даже и на смертном одре человек, расслабившись и потеряв контроль над собой, может пасть и лишиться наследия Божия. Если по-другому посмотреть, то можно сказать, что покаяние это курс лечения человека длиною в жизнь. Мы уже рождаемся смертельно больными по наследству от грехопадения первых людей, рождаемся зараженными удобопреклонностью  ко греху, лишающему нас жизни вечной. Но пришел Небесный Врач, Иисус Христос, говорящий: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9,12-13). Он основал духовную лечебницу – Свою Церковь – где каждый человек, осознавший свои грехи как болезни души, прибегает к исцеляющим Таинствам Исповеди и Причащения. В данном отношении потрясают душу слова преп. Симеона Нового Богослова: «В Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи». После  этих слов святого привычная  беспечность и нераскаянность многих жителей Земли воспринимается как массовое безумие.

http://radonezh.ru/analytics/glavnoe-del...

Вот и выходит, что Господь взывает к нам: «Изменитесь для Царствия Небесного!». Он хочет, чтобы все люди стали гражданами этого будущего Царства всеобщей любви и гармонии. Но от апостола Павла мы узнаем, что: «никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога … истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Эф. 5,5; 4,21-24). Это означает, что пока мы не изменимся по образу такого нового человека, человека будущего века, то останемся чужды жизни в Царствии Небесном. Поэтому-то и жизнь временная на земле дана нам для этого покаяния-изменения. «Вся наша земная жизнь должна составлять собою поприще покаяния», - пишет свт. Игнатий Брянчанинов. Всю жизнь человек должен уметь не доверять себе, быть очень внимательным к своим помыслам, которые могут себя воплотить в неблаговидные поступки. Ведь естество наше до такой степени изменчиво, что даже и на смертном одре человек, расслабившись и потеряв контроль над собой, может пасть и лишиться наследия Божия. Если по-другому посмотреть, то можно сказать, что покаяние это курс лечения человека длиною в жизнь. Мы уже рождаемся смертельно больными по наследству от грехопадения первых людей, рождаемся зараженными удобопреклонностью ко греху, лишающему нас жизни вечной. Но пришел Небесный Врач, Иисус Христос, говорящий: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9,12-13). Он основал духовную лечебницу – Свою Церковь – где каждый человек, осознавший свои грехи как болезни души, прибегает к исцеляющим Таинствам Исповеди и Причащения. В данном отношении потрясают душу слова преп. Симеона Нового Богослова: «В Царствие Небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи». После этих слов святого привычная беспечность и нераскаянность многих жителей Земли воспринимается как массовое безумие.

http://pravoslavie.ru/78260.html

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010