прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 224 2008 г. 16 мая. – Сообщение службы коммуникации Отдела внешних церковных связей о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 265 26 марта 2008 г. в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 г. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими поместными православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных поместных православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. Участие представителей Московского Патриархата в работе смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. «О положении православной Церкви в Эстонии», пункт 3 которого гласит: «Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от т. н. Автономной Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года 16 травня 2008 р. 11:38 Сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года. 26 марта 2008 года в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных Поместных Православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. Участие представителей Московского Патриархата в работе Смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года «О положении Православной Церкви в Эстонии», п. 3 которого гласит: Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от так называемой «Автономной Эстонской Православной Церкви» Константинопольского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207506...

Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 18 января 2009 г. 06:52 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей.   2. Утвердить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1992 года о предоставлении самостоятельности Православной Церкви в Молдове в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Утвердить Устав Православной Церкви в Молдове.   3. Одобрить решения Священного Синода, направленные на упорядочение внутреннего управления епархиями Русской Православной Церкви и восстановление самостоятельного управления следующими епархиями: Волгоградской, Ижевской, Новгородской, Петрозаводской, Ульяновской, Хабаровской, Челябинской, а также епархиями Украинской Православной Церкви: Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Хмельницкой, Луганской и Сумской.   4. Утвердить следующие решения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании новых епархий: от 31 января 1991 года — об образовании Владивостокской, Магаданской, Уральской и Чимкентской епархий; от 19 февраля 1992 года — о восстановлении Гродненской и Новогрудской епархий, входящих в состав Белорусского Экзархата; от 11 июня 1992 года — об образовании Кемеровской и Йошкар-Олинской епархий; от 23 февраля 1993 года — об образовании Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской и Петропавловской епархий; от 28 декабря 1993 года — об образовании Благовещенской епархии; от 26 февраля 1994 года — об образовании Брянской, Барнаульской и Майкопской епархий; от 21 апреля 1994 года — об образовании Читинской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Предисловие Ведомым и неведомым труженикам-подвижникам на поприще Святого Православия в пределах нынешней Таллинской епархии посвящает автор свой скромный труд. История православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви. Православие никогда не было здесь главенствующей религией, но значение его далеко выходит за рамки, ограниченные, казалось бы, неумолимой статистикой. Определяющим стало не число верующих, а то глубокое, поистине удивительное воздействие, которое оказало православие на духовный склад эстонцев, независимо от их нынешнего вероисповедания. Православию принадлежит особое место в исторических судьбах всего Прибалтийского края, где оно вступило в прямое соприкосновение и борьбу с католичеством и протестантством и где три христианские вероисповедания проявили себя в одних и тех же жизненных ситуациях и в реальном взаимоотношении друг с другом. Здесь в течение нескольких веков решались многие вопросы, которые в наши дни приобрели особую актуальность и остроту, но уже в масштабе всей ойкумены. К сожалению, нужно признать, что история православия в Прибалтике изучена мало и не было даже попыток кратко обобщить эту проблему. Есть несколько работ добросовестных исследователей, изучивших отдельные периоды истории, в особенности в Латвии. Следует отметить таких тружеников на этой ниве, как протоиереи Н. Лейсман, А. Поммер, К. Тизик, С. Сахаров. Период возникновения христианства в Прибалтийском крае подробно рассматривается Г. Трусманом. Его книга «Введение христианства в Лифляндии» хотя и содержит много спорных оценок, тем не менее дает богатый фактический материал. Фундаментальные исследования отдельных периодов XIX в. принадлежат перу известных эстонских историков Х. Круусу и Х. Яннау . В то же время авторы многих исторических исследований, особенно прибалтийские немцы, как в прошлом столетии, так и в наше время затратили много сил, чтобы оправдать неприглядную роль немецкого рыцарства и дворянства, а также западных религий в истории края. Католицизм и лютеранство в огромной степени способствовали многовековому угнетению и порабощению прибалтийских народов, проповедуя покорность, католические священники и пасторы часто брали в руки плеть и меч вместо креста. Однако многие зарубежные исследователи в своих работах пытаются представить католичество и лютеранство в виде основных сил, способствовавших приобщению прибалтийских народов к западной культуре. Они никогда не упускают случая лишний раз подчеркнуть, что православие в Прибалтике способствовало лишь русификации края, насаждению «варварской восточной» культуры и веры, чуждых, по их утверждению, местному населению.

http://sedmitza.ru/lib/text/430046/

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 191 2001 г. 16 июля. – Письмо митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия президенту Эстонской Республики Л. Мери 229 Ваше Высокопревосходительство, глубокоуважаемый господин президент! Прискорбные обстоятельства взаимоотношений, сложившихся между возглавляемой мною Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и возглавляемым Вами эстонским государством, вынуждают меня снова обратиться к Вам, еще раз попытаться достучаться до Вашей души. На заре церковного конфликта я писал Вам, господин президент, как гаранту Конституции, в надежде на справедливое решение вопроса. Но надежды наши не только не оправдались, но были, фактически, попраны. Как нам известно, в 1994 г. премьер-министр Март Лаар, занимавший тогда это кресло в первый раз, взял на себя смелость обратиться к Патриарху Варфоломею с просьбой принять ЭАПЦ в свою юрисдикцию, утверждая, что большинство православных Эстонии хотят подчиниться Константинополю, и это будет поддерживаться правительством. Поступок премьер-министра выглядел бы как самоуправство, если бы в 1995 г. аналогичное письмо Патриарху Варфоломею не направили бы и Вы, Господин президент, а затем и евроминистр Эндель Липмаа, что недвусмысленно показало, что государство не пытается создать хотя бы видимости нейтралитета к нашим внутрицерковным спорам и откровенно поддерживает одну из сторон. В коммюнике синода Константинопольского Патриарха от 20 февраля 1996 г. прямо говорится, что Вселенский Патриарх решил принять в свою юрисдикцию отколовшиеся от нашей ЭПЦ приходы «внимая настоятельным просьбам эстонского правительства». С тех пор нами было предпринято много шагов для преодоления конфликта. Было расторжение молитвенного общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, были переговоры, на которых стороны восстановили это общение, подписав соглашение о равноправном размежевании, попеременном служении на «спорных» приходах и т. д. Мы выполнили все условия, противная сторона – ни одного! Ради братской любви, мы пошли на компромисс, согласившись, чтобы у церковной структуры Константинопольского Патриархата были равные с нами права, хотя каноны не предусматривают деятельности двух автономных православных Церквей на одной территории. Теперь же, добившись этой уступки и злоупотребив нашим доверием, они настаивают на «канонической правде».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 189 2001 г. 22 июня. – Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Константинопольскому Варфоломею 227 Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно приветствуем Вас с пожеланием крепкого здоровья, мира и духовной радости о Христе Спасителе нашем. Получив Ваше письмо 249 от 29 марта с. г., посвященное эстонской церковной проблеме, Мы после тщательного его изучения хотели бы обратить внимание Вашего Святейшества на некоторые спорные положения, содержащиеся в данном письме. Прежде всего, мы не можем согласиться с утверждением, что каноническим митрополитом в Эстонии является глава Константинопольской юрисдикции в этой стране митрополит Стефан, в то время как Высокопреосвященный митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий таковым не является, поскольку его избрание и поставление не соответствовало порядку, закрепленному в Томосе Патриарха Мелетия, данного им Эстонской Церкви в июне 1923 г. Как известно, причина, по которой Ваш приснопамятный предшественник издал этот Томос, изложена в самом тексте данного документа: «...в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений православная Церковь в Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости которой она до сих пор состояла...» Мы не будем сейчас подробно рассматривать, насколько правомерным было данное деяние Патриарха Мелетия в отношении Эстонской Церкви, уже имевшей автономию на основании постановления Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 10 мая 1920 г. за 183, тем более что действие Томоса прекратилось с устранением вызвавшей его причины, что и было подтверждено определением Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 г.), гласящим, что «Патриарший и Синодальный Томос 1923 г. относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Церковью, в которой раньше и состояла православная Церковь в Эстонии». Таким образом, ссылка на Томос 1923 г. в данном случае совершенно безосновательна, и потому не может быть никаких сомнений в том, что к моменту возникновения эстонской проблемы, то есть к 1996 г., Преосвященный Корнилий являлся единственным каноническим правящим епископом Эстонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 97 1995 г. 29 мая. – Обращение Патриарха Константинопольского Варфоломея к представителям православных верующих Эстонии 129 Возлюбленные чада о Господе, принимавшие участие в совместном евхаристическом литургическом праздновании. Здесь, на мирной земле Финляндии, с душевным волнением и отеческой любовью мы приветствуем наших возлюбленных чад из соседней Эстонии, которая мосле пятидесятилетней советской оккупации теперь вновь свободна. Находясь среди финского народа, родственного и дружественного вам и всегдашнего нашего союзника, через вас мы посылаем Христово приветствие и наше Патриаршее благословение всем православным приходам Эстонии, которые в феврале минувшего года просили нас о восстановлении автономной канонической зависимости Эстонской Православной Церкви от Вселенского Патриархата. Таков был статус Эстонской Церкви, пока Эстония была свободной, начиная с 1923 г., до насильственного присоединения вашей родины к Советскому Союзу. Захвату вашей страны Красной Армией, в соответствии с соглашением между Гитлером и Сталиным, и ликвидации национальной свободы эстонцев сталинской тиранией сопутствовало также упразднение автономии Эстонской Православной Церкви и насильственное прекращение ее общения со Святейшим Вселенским престолом. Поэтому ясно, что в восстановившей свободу Эстонии само собой разумеется и восстановление старого канонического порядка в Эстонской Православной Церкви в таком виде, как он был согласован в Томосе Патриарха и Синода от 1923 г., который был ответом нашей святой Матери Церкви на общее требование всех эстонцев и русских в свободной Эстонии. Даже русские православные верующие, проживавшие в Эстонии, не признавали более своей зависимости от Русского Патриархата, который находился в атеистическом Советском Союзе. К тому же никто не может отрицать, что отмену церковной автономии предопределила чужая, оккупационная власть в Эстонии. Так решили не православные верующие Эстонии, но это было совершено насильственной советской диктатурой, отнюдь не каноническим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 203 2002 г. 4 октября. – Из протокола о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Апостольской Православной Церковью 242 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем: протокол) подписан 4 октября 2002 в г. Таллинне для декларирования и достижения совместных целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем: Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и выданной по распоряжению правительства Республики доверенности министр внутренних дел Айн Сеппик, и Эстонская Апостольская Православная Церковь , регистрационный номер 01800116 (в дальнейшем ЭАПЦ), которую представляют митрополит Таллинна и всея Эстонии Стефан и председатель Синода – протоиерей Ардалион (Ардо) Кесккюла (в дальнейшем отдельно или время от времени вместе именуемые сторона или стороны), – учитывая, что ЭАПЦ является самостоятельно действующей в Эстонии Церковью в каноническом ведении Вселенского Константинопольского Патриархата, зарегистрированной в регистре церквей, приходов и союзов приходов Эстонии, которая по решению Таллиннского городского суда от 14 сентября 1993 г. признана правомочным субъектом реформы собственности в отношении противоправно отчужденного у нее во время советской оккупации имущества; – учитывая, что в регистре церквей, приходов и союзов приходов Эстонии зарегистрирована самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (в дальнейшем ЭПЦ МП) в каноническом ведении Московского Патриархата и ее приходы, которые в настоящее время фактически владеют и частично пользуются тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, т. е. является по закону лицом, имеющим право требования возврата или компенсации имущества; – учитывая, что ЭАПЦ в целях конструктивного разрешения разногласий, возникших по имущественным вопросам между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем время от времени именуются вместе Церкви), согласна на принципах, изложенных в настоящем протоколе, отказаться от осуществления права требования возврата имущества, принадлежащего ЭАПЦ как правомочному субъекту реформы собственности, которое находится в фактическом владении и пользовании ЭПЦ МП и ее приходов и указано в Приложении 1 к протоколу, акцептировать оставление этого имущества в собственности государства и передать государству имущество, указанное в Приложении 2, для последующей передачи ЭПЦ МП и ее приходам на условиях и в порядке, которые предусмотрены в протоколе и изложены в заключаемых в дальнейшем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 204 2002 г. 4 октября. Протокол о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата 243 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем протокол) подписан 4 октября 2002 г. в г. Таллинне для декларирования и достижения общих целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и распоряжения правительства Республики от 2 октября 2002 г. 644-к, министр внутренних дел Айн Сенник, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, с регистрационным номером 01801009 (в дальнейшем ЭПЦ МП), которую представляет митрополит Корпилий (в миру Вячеслав Якобс), именуемые в дальнейшем отдельно или вместе Сторона или Стороны, – учитывая, что ЭПЦ МП является Церковью, самостоятельно действующей в Эстонии, находящейся в каноническом подчинении Московского Патриархата, и зарегистрированной в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов; – учитывая, что в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов зарегистрирована находящаяся в каноническом подчинении Константинопольского Патриархата и самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Апостольская Православная Церковь (в дальнейшем ЭАПЦ), которая признана решением Таллиннского городского суда от 14.09.1993 г. правомочным субъектом в отношении имущества, противоправно отчужденного от нее; – учитывая, что ЭПЦ МП и ее приходы владеют и пользуются частично тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, то есть лицом, имеющим по закону право требовать возврата имущества или право на его компенсацию, и желают для продолжения своей деятельности иметь в отношении этого имущества законное право пользования и/или собственности; – учитывая, что ЭАПЦ выразила согласие в целях конструктивного решения возникших между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем Церкви) имущественных вопросов отказаться от осуществления в отношении имущества, находящегося фактически во владении и пользовании ЭПЦ МП и его приходов и упомянутого в Приложении 1 и в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом права требования возврата этого имущества, и согласиться с оставлением в собственности государства этого имущества и передать государству имущество, упомянутое в Приложении 2, для его дальнейшей передачи ЭПЦ МП и его приходам на условиях и порядке, содержащихся в заключаемых в будущем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010