прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 224 2008 г. 16 мая. – Сообщение службы коммуникации Отдела внешних церковных связей о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 265 26 марта 2008 г. в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 г. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими поместными православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных поместных православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. Участие представителей Московского Патриархата в работе смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. «О положении православной Церкви в Эстонии», пункт 3 которого гласит: «Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от т. н. Автономной Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года 16 травня 2008 р. 11:38 Сообщение Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года. 26 марта 2008 года в Цюрихе (Швейцария) прошли переговоры между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов. Темой обсуждения являлись разногласия по вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии, приведшие к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года. Причиной стало приглашение для участия в этом заседании представителя константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии в качестве участника от автономной Эстонской Православной Церкви, не признанной в этом каноническом статусе Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами. Приглашение было направлено православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Константинопольский Патриархат) без согласования с представителями остальных Поместных Православных Церквей. В связи с запросами, поступившими от средств массовой информации, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата публикует нижеследующий меморандум, отражающий представленную на прошедших в Цюрихе переговорах позицию Русской Православной Церкви. Участие представителей Московского Патриархата в работе Смешанной комиссии в Равенне стало невозможным в результате односторонних действий со стороны Константинопольского Патриархата. Эти действия носили характер преднамеренного игнорирования позиции Московского Патриархата, поскольку Константинопольской Церкви известно определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года «О положении Православной Церкви в Эстонии», п. 3 которого гласит: Считать неприемлемым участие представителей Русской Православной Церкви в межправославных форумах, где официально представлены участники от так называемой «Автономной Эстонской Православной Церкви» Константинопольского Патриархата.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207506...

Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 18 января 2009 г. 06:52 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей.   2. Утвердить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1992 года о предоставлении самостоятельности Православной Церкви в Молдове в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Утвердить Устав Православной Церкви в Молдове.   3. Одобрить решения Священного Синода, направленные на упорядочение внутреннего управления епархиями Русской Православной Церкви и восстановление самостоятельного управления следующими епархиями: Волгоградской, Ижевской, Новгородской, Петрозаводской, Ульяновской, Хабаровской, Челябинской, а также епархиями Украинской Православной Церкви: Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Хмельницкой, Луганской и Сумской.   4. Утвердить следующие решения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании новых епархий: от 31 января 1991 года — об образовании Владивостокской, Магаданской, Уральской и Чимкентской епархий; от 19 февраля 1992 года — о восстановлении Гродненской и Новогрудской епархий, входящих в состав Белорусского Экзархата; от 11 июня 1992 года — об образовании Кемеровской и Йошкар-Олинской епархий; от 23 февраля 1993 года — об образовании Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской и Петропавловской епархий; от 28 декабря 1993 года — об образовании Благовещенской епархии; от 26 февраля 1994 года — об образовании Брянской, Барнаульской и Майкопской епархий; от 21 апреля 1994 года — об образовании Читинской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Такая она «демократия» по-эстонски МВД Эстонии намерено аннулировать вид на жительство митрополиту Таллинскому Евгению за недостаточное осуждение Патриарха Кирилла 05.10.2022 1393 Время на чтение 5 минут Фото: из свободных источников Интернета Как сообщалось , эстонская националистическая партия «Отечество» потребовала от властей прекратить деятельность Эстонской православной церкви Московского Патриархата, потому что она, по мнению партии, оправдывает военные действия России на Украине. Глава отдела по делам религий министерства внутренних дел Эстонии Ильмо Ау поддержал русофобский и антихристианский порыв эстонских национал-радикалов и заявил, что нельзя исключать отзыва вида на жительство митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения, который ныне пребывает в России, сообщает ERR. «При наличии законных оснований для аннулирования и в случае необходимости вид на жительство может быть аннулирован в любое время, независимо от физического местонахождения его владельца», — сказал Ильмо Ау. Есть ли законные основания? Ну если к делу отнестись «творчески», то найдутся. Например, как сказал Ау, вид на жительство может быть аннулирован на основании статьи 135 Закона об иностранцах. А там есть где «разгуляться». Статья 135 закона предусматривает, что вид на жительство будет аннулирован, если действия иностранца представляют угрозу общественному порядку или национальной безопасности. Например, если есть основания полагать, что «иностранец разжигает или будет разжигать расовую, религиозную или политическую ненависть и насилие». А доказать это в нынешней Эстонии, как говорится, «проще пареной репы». Власти Эстонии требуют, чтобы митрополит Евгений выступил против Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и публично прокомментировал его слова о специальной военной операции России на Донбассе. С этой целью на прошлой неделе митрополита вызвали на встречу с заместителем министра внутренних дел Эстонии Райво Кюйтом. Поскольку Владыки в то время не было в Эстонии, на встрече присутствовали викарный епископ Сергий и протоиерей Ювеналий.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ta...

Предисловие Ведомым и неведомым труженикам-подвижникам на поприще Святого Православия в пределах нынешней Таллинской епархии посвящает автор свой скромный труд. История православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви. Православие никогда не было здесь главенствующей религией, но значение его далеко выходит за рамки, ограниченные, казалось бы, неумолимой статистикой. Определяющим стало не число верующих, а то глубокое, поистине удивительное воздействие, которое оказало православие на духовный склад эстонцев, независимо от их нынешнего вероисповедания. Православию принадлежит особое место в исторических судьбах всего Прибалтийского края, где оно вступило в прямое соприкосновение и борьбу с католичеством и протестантством и где три христианские вероисповедания проявили себя в одних и тех же жизненных ситуациях и в реальном взаимоотношении друг с другом. Здесь в течение нескольких веков решались многие вопросы, которые в наши дни приобрели особую актуальность и остроту, но уже в масштабе всей ойкумены. К сожалению, нужно признать, что история православия в Прибалтике изучена мало и не было даже попыток кратко обобщить эту проблему. Есть несколько работ добросовестных исследователей, изучивших отдельные периоды истории, в особенности в Латвии. Следует отметить таких тружеников на этой ниве, как протоиереи Н. Лейсман, А. Поммер, К. Тизик, С. Сахаров. Период возникновения христианства в Прибалтийском крае подробно рассматривается Г. Трусманом. Его книга «Введение христианства в Лифляндии» хотя и содержит много спорных оценок, тем не менее дает богатый фактический материал. Фундаментальные исследования отдельных периодов XIX в. принадлежат перу известных эстонских историков Х. Круусу и Х. Яннау . В то же время авторы многих исторических исследований, особенно прибалтийские немцы, как в прошлом столетии, так и в наше время затратили много сил, чтобы оправдать неприглядную роль немецкого рыцарства и дворянства, а также западных религий в истории края. Католицизм и лютеранство в огромной степени способствовали многовековому угнетению и порабощению прибалтийских народов, проповедуя покорность, католические священники и пасторы часто брали в руки плеть и меч вместо креста. Однако многие зарубежные исследователи в своих работах пытаются представить католичество и лютеранство в виде основных сил, способствовавших приобщению прибалтийских народов к западной культуре. Они никогда не упускают случая лишний раз подчеркнуть, что православие в Прибалтике способствовало лишь русификации края, насаждению «варварской восточной» культуры и веры, чуждых, по их утверждению, местному населению.

http://sedmitza.ru/lib/text/430046/

Сортировать по Исключить новости Когда задумываешься и немножечко почитаешь, что творится, становится понятно, что побудительные мотивы далеки от стремления к очищению и освобождению. Своим мнением по поводу сноса памятников Ленина делится клирик Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Игорь Прекуп. Сразу скажу без всякого пафоса и без преувеличения — на сегодняшний день памятники убийцам и насильникам России (как и Украины) – средоточие темных начал, тех самых начал, которые побуждали людей к извращенному стремлению к яркому, светлому будущему. Почему стремление извращенное? В основе его лежит дух продажности. Причем продажности не в низменном смысле, а когда человек продает вечное ради будущего. Вот именно этот дух, дух продажи и символизируют эти памятники. Пока эти памятники стоят и их воспринимают не просто как скульптуру (мы и, правда, не воспринимаем их как скульптуры Аполлона?), а как символ определенной целостной системы, до тех пор они представляют действительно реальную угрозу духовному состоянию поколений. Мне кажется, основным мотивом свержению памятников должно быть стремление освободиться от проклятого прошлого.. Это может восприниматься как акт свержения мерзости, символическое освобождение от наследия прошлого и очищение территории. Избавление территории от мерзости, которая, можно сказать, мистически, влияет на происходящее. Однако не вдохновляет меня «ленинопад». Почему? Казалось бы, наконец-то, хоть кто-то! Особенно на фоне разговоров про восстановление Железного Феликса… Возвращаемся к побудительным мотивам свержения памятников. Не будем даже трогать цели, они весьма смутные, а вот побудительные мотивы можно попробовать разобрать – что людей побуждает к тому, чтобы свергать эти памятники? Когда задумываешься и немножечко почитаешь, что творится, становится понятно, что побудительные мотивы далеки от стремления к очищению и освобождению. Почему? Делается всё это в том же совершенно духе, в большевистском. Вот этот большевистский дух во всем, что делается, как бы против символов большевизма. И сразу же, конечно, вспоминаешь эти слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Мф 23:29-32). Первая мысль, естественно, возникает — в чем Он их обвиняет? Хорошо, замечательно, они осознали, что их отцы поступили плохо, теперь они почтили память пророков. В чем дело? А в том, что эти наследники, таким образом, пытаются отмежеваться от своих отцов, но не нравственно, а как бы снять с себя вину за то, что делали отцы, и как бы показать, что «не-не-не, мы не такие», «не-не-не, мы другие».

http://pravmir.ru/protoierey-igor-prekup...

Сортировать по Исключить новости «Мама, я дежурный по апрелю…» 26 апреля, 2017 Заштатный клирик Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Игорь Прекуп — о событиях 10-летней давности в Таллине. Один достаточно известный психотерапевт на одной из встреч со слушателями своих курсов как-то выразил предположение, что, если бы кому-то пришло в голову пустить сквозь толпу в «Бронзовую ночь» микроавтобус, из которого доносились бы слова песни Булата Окуджавы «Дежурный по апрелю», атмосфера могла бы разрядиться полностью. Представляете: накал страстей, страх, злость, отчаяние, чувство бессилия в сочетании с желанием «показать», жгучая жажда отстоять нечто важное, при полном непонимании, как это сделать – и вдруг: «…Мама, мама, это я дежурю, я — дежурный по апрелю!» Вряд ли это предотвратило бы погром, но кого-то, возможно, отрезвило бы. Уж очень много глупостей и мерзостей совершаются в угаре чувства собственной значимости, порождаемого пафосом сопричастности великому делу и высокой идее. По идее, наоборот, указанная сопричастность высокой цели должна побуждать с особой тщательностью выбирать средства, но практика показывает, что где-то в подсознании у нас закодировано: достойная цель делает достойными любые способы ее достижения. А потому все, что сделано под знаменем борьбы за высшие ценности, не подлежит критике и осуждению. Максимум – восхвалению и прославлению, минимум – оправданию и замалчиванию. Именно в этом наблюдалось единство противоборствующих сторон. Да, символы и, соответственно, отстаиваемые ценности были разные. Но то, что впоследствии одни, начиная с высших госчиновников, на голубом глазу отрицали грубейшие нарушения прав человека, а другие оправдывали погром, не отличая горящих негодованием, но все же мирных демонстрантов от провокаторов, называя воров и хулиганов «нашими мальчиками» и в упор не желая видеть в их действиях уголовщины, показывало какое-то глубинное внутреннее родство немалой части конфликтующих по обе стороны условных баррикад. Демократические поползновения

http://pravmir.ru/mama-ya-dezhurnyiy-po-...

Его Высокопреосвященству сослужили: председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений , епископ Нарвский и Причудский Лазарь , викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий , а также представители духовенства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Латвийской Православной Церкви  и Финляндской Автономной Православной Церкви . По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен, на котором были вознесены молитвы всем святым земли Эстонской и святому благоверному князю Александру Невскому. Затем архиепископ Верейский Евгений огласил постановление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о награждении митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия правом ношения второй панагии. Награждение было произведено в соответствии с пунктом 2.2.4  Положения о наградах Русской Православной Церкви , которое было  принято  на прошедшем Архиерейском Соборе, гласящим: «Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви». Наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) от имени  митрополита Псковского и Порховского Евсевия поздравил митрополита Корнилия и всех членов Эстонской Православной Церкви с праздником. Поздравление митрополита Рижского и всея Латвии Александра огласил председатель Отдела по делам молодежи Синода Латвийской Православной Церкви протоиерей Артемий Кучинский. В ответном слове митрополит Корнилий рассказал об истории Эстонской Православной Церкви в ХХ веке и поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за награду. Накануне, 5 декабря, в Центре русской культуры Таллина состоялось открытие фотовыставки «История Православия Эстонии в фотографиях», посвященной 100-летию основания Таллинской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083245...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 189 2001 г. 22 июня. – Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Константинопольскому Варфоломею 227 Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Сердечно приветствуем Вас с пожеланием крепкого здоровья, мира и духовной радости о Христе Спасителе нашем. Получив Ваше письмо 249 от 29 марта с. г., посвященное эстонской церковной проблеме, Мы после тщательного его изучения хотели бы обратить внимание Вашего Святейшества на некоторые спорные положения, содержащиеся в данном письме. Прежде всего, мы не можем согласиться с утверждением, что каноническим митрополитом в Эстонии является глава Константинопольской юрисдикции в этой стране митрополит Стефан, в то время как Высокопреосвященный митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий таковым не является, поскольку его избрание и поставление не соответствовало порядку, закрепленному в Томосе Патриарха Мелетия, данного им Эстонской Церкви в июне 1923 г. Как известно, причина, по которой Ваш приснопамятный предшественник издал этот Томос, изложена в самом тексте данного документа: «...в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений православная Церковь в Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости которой она до сих пор состояла...» Мы не будем сейчас подробно рассматривать, насколько правомерным было данное деяние Патриарха Мелетия в отношении Эстонской Церкви, уже имевшей автономию на основании постановления Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 10 мая 1920 г. за 183, тем более что действие Томоса прекратилось с устранением вызвавшей его причины, что и было подтверждено определением Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 г.), гласящим, что «Патриарший и Синодальный Томос 1923 г. относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Церковью, в которой раньше и состояла православная Церковь в Эстонии». Таким образом, ссылка на Томос 1923 г. в данном случае совершенно безосновательна, и потому не может быть никаких сомнений в том, что к моменту возникновения эстонской проблемы, то есть к 1996 г., Преосвященный Корнилий являлся единственным каноническим правящим епископом Эстонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010