На зап. стене, в люнете и на склонах арки над входом,- «Сошествие Св. Духа на апостолов». Не сохранилась, но определяется по фрагментам сцена «Успение Богоматери» в нижней части стены юж. рукава креста (симметричная композиция на сев. стене утрачена). Остальные поверхности заняты изображениями святых мучеников и воинов, а также орнаментальным декором. Стиль живописи с преобладанием гармоничных сочетаний розовых, голубых, коричневых тонов, естественностью поз, выразительными ликами, богатым орнаментом ориентирован на визант. образцы. Сер. X в. Эль-Назар-килисе (Гёреме 1) расположена в отдельно стоящем конусе. Храм типа свободного креста, рукава к-рого перекрыты цилиндрическими сводами, с куполом на барабане над средокрестием и 3 апсидами. Сев.-зап. часть обрушена. После продолжительных реставрационных работ храм открыт для посещения в 1999 г. Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. Живопись сильно разрушена, в центральной апсиде сохранилась лишь в своде и доходит до уровня ниш. В конхе изображена Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам - фигуры 2 архангелов в лоратных одеждах и 2 неизвестных святых, возможно пророка и диакона ( Jolivet-Levy. P. 84). В зените конхи - божественная десница. В юж. апсиде - фрагменты изображения Христа на троне, по сторонам - 2 ангела. Росписи сев. апсиды не сохранились. Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. Ангел. Фрагмент композиции «Вознесение». Роспись Эль-Назар-килисе. Сер. Х в. В куполе и барабане - сцена «Вознесение». Восседающего на радуге Христа во славе несут 4 ангела. Ниже - Богоматерь «Оранта» в окружении 12 апостолов. В парусах - погрудные изображения евангелистов в медальонах. Склоны подпружных арок, а также центральные части сводов рукавов креста заняты изображениями пророков и мучеников в медальонах. В рукавах креста представлены композиции евангельского цикла: в южном - от «Благовещения» до «Рождества Христова» (на вост. склоне свода - «Елисавета, скрывающаяся в горе»,- сюжет, основанный на Протоевангелии Иакова); в северном - «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскрешение Лазаря» (не сохр.), «Сошествие во ад», под к-рым 3 фигуры в рост (в центре - с посохом и крестом, возможно, св. Иоанн Предтеча); в западном - «Преображение», святые равноапостольные Константин и Елена, «Крещение».

http://pravenc.ru/text/164937.html

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Следует отметить, что Эль Рой – это не имя, которое Бог открыл Аврааму, а так нарекла (Агарь) Ягве, Который говорил к ней. Эль Рой, Бог Видящий – это человеческое представление о Боге. Эль Шаддай Однако и Бог говорит о Себе. Аврам был девяносто девяти лет, и Ягве явился Авраму и сказал ему: Я Эль Шаддай (Бог Всемогущий)... ( Быт. 17:1 ). В шестом Богоявлении Аврааму, когда Бог дает ему обрезание как знамение завета с ним, Бог именует Себя: (Эль Шаддай), что значит «Бог Всемогущий». Это, пожалуй, основное имя Бога Авраамова, сообщенное ему не через Мелхиседека и тем более не через служанку Агарь, но Богом Самим. Эль Шаддай – Бог Всемогущий, Бог, Который и девяносто девятилетнему Авраму может дать сына и через него великое благословенное потомство. Своеобразно предположение современного исследователя конфуцианства протоиерея Георгия Персианова о том, что верховное Божество китайцев Шан-ди («верховный владыка», «высший предок», «высшее Божество») есть Тот Самый Шаддай (Эль Шаддай) Авраама. У греков и у славян удвоенное «γγ», «ГГ» читается как «нг». Нельзя ли предположить, что и еврейское («дд») было произнесено китайцами, как «нд». И тогда Бог Шаддай Авраама не есть ли Божество Шан-ди китайцев? Ведь и Шан-ди – это именно верховное Божество в представлении древних китайцев (II тыс. до Р.Х.). Европейские миссионеры, появившись в Китае, при переводе Библии на китайский язык слово Бог переводили именно как Шан-ди. Так не отголоски ли откровения о Боге Авраама звучат в имени китайского Божества Шан-ди?.. Эль Олам В Вирсавии, в южных пределах Святой Земли заключили между собой союз Авраам и царь Герарский Авимелех. Тогда насадил (Авраам) при Вирсавии рощу, и призвал там имя Ягве, Эль Олама (Бога Вечного) ( Быт. 21:33 ). (Эль Олам) – Бог Вечный. Праотец призывает Вечного – Того, Кто неизменен в Своих решениях, Того, Чья воля будет исполняться всегда, потому что Он не перестанет быть, не исчезнет, как исчезает в веках всё. Он – Вечный. Эль, Элогим – Бог, изначально открывшийся Адаму, Бог праоткровения. Едва ли есть возможность определить доказательно – Сам ли Бог наименовал Себя таким образом, или человек этим словом говорил о своем Создателе. Производные же имена: Эль Элион, Эль Рой, Эль Шаддай, Эль Олам на страницах Св. Писания появляются впервые в истории праотца Авраама. Это имена Бога Авраамова, Единого и Истинного. Эль Шаддай явился Аврааму в Уре Халдейском, Ему поверил праотец и за Ним пошел. Эль, Элогим, Элоаг – единый Бог всех монотеистов на земле. Бог Авраама, Эль Шаддай, явился позднее Моисею, послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа, а потом, хотя и со многими заблуждениями, уверовал в Него Мухаммед.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Назар шептал: – Боже Милостивый! Как хорошо людям, которые эти святые дни перед Пасхой проводят по-христиански… Назару припомнилось, как, бывало, в их семье к обедне ходили. Батюшка у них был старенький, служил тихо, но как-то проникновенно. Не помнит Назар, что тогда читали и пели. Одно осталось в его памяти: певчие уж больно жалобно выводили: «Благообразный Иосиф»… Эту песнь затянул тихонько Назар и прослезился. Ему показалось, что вместе с другими он хоронит Христа. Господь умер за грехи наши, за грехи всех блудников, воров и разбойников. Своей смертью Спаситель хочет оживить людей и открыть им Царство Божие…Слышишь, Назар? И за тебя Господь умер, и тебя Он спасет, а ты бродишь по трущобам, разбойничаешь и скрываешься от Лика Божия! Назар теперь ясно понял, что он – злодей, он убил больного старика, который ему ничего дурного не сделал. – О, Господи! – взмолился Назар, – Я недостоин Твоей милости. Он заплакал и продолжил рыться в воспоминаниях. – Вот Плащаница Христова. Прихожане со слезами подходят целовать ее. Они ужасаются, смотря на страдальческий Лик Господень. Они со страхом думают о том, сколько мучений претерпел Он, чтобы сделать нас хорошими людьми… Не помнит Назар, в каких словах батюшка говорил проповедь у Плащаницы, но общий смысл этих поучений глубоко запал ему в сердце. Батюшка говаривал, что грехи людские перед пришествием Христовым дошли до края. Люди гибли в пороках и никак сами собой не могли остепениться. Вот и явился Господь, чтобы избавить их от власти демонской… – Что же нам радоваться? – спрашивал батюшка. И отвечал: – Да, радоваться, благодарить Бога за избавление нужно, но и плакать. Плакать о злобе людской, которая не пощадила Самого Господа; плакать об окаянстве нашем, о том, что мы, вытащенные из грязи греховной, опять лезем в нее добровольно. Мы опять с наслаждением пьянствуем, сквернословим, развратничаем, крадем, убиваем… – Ох, Господи! – вздохнул Назар. – Не попусти меня, окаянного, погибнуть… Он зарыдал. Теперь он не заботился о том, что подумают про него товарищи-оборванцы. Он дал волю своему тоскующему сердцу и плакал радостно. Отчаяния не было в слезах его. Он вспомнил и просто уцепился за евангельский рассказ о разбойнике благоразумном. Он говорил себе:

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Одной из особенностей каппадокийских росписей, связанных с литургическим значением поминальных мон-рей, является размещение композиции Деисус в главной алтарной апсиде. Деисус, известный в визант. искусстве с VI в. (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае), не имеет строго определенного места в росписи и чаще помещается на границе вимы или у основания конхи апсиды или на арке или своде вимы. Литургическое значение Деисус имеет и на эпистилиях темплонов. Из темы Деисуса развилась тема моленного образа. Эти изображения, часто встречающиеся в погребальных капеллах, в X-XI вв. получили особое место в росписях храмов К. и Грузии, где Деисус преимущественно располагался в главных алтарных апсидах. В иконографических программах храмов К. встречается только 3-фигурный Деисус, в к-ром по сторонам Иисуса Христа, сидящего на троне, изображены Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены 2 ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно сев. помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси - в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив сев. стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определенной связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего встречается арх. Михаил. В Каранлык-килисе он изображен с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Хиндер. На попечении сестер-кармелиток находится единственная в стране католическая школа св. Иосифа в Абу-Даби. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь в ОАЭ представлена 2 капелланствами, входящими в состав диоцеза Кипра и стран Персидского зал. Епископальной Церкви Иерусалима и Ср. Востока. Капелланство Абу-Даби объединяет церкви св. Андрея в Абу-Даби и св. Фомы в Эль-Айне. Кроме того, в Абу-Даби ведется строительство крупнейшей в регионе англикан. ц. Всех святых. Капелланство Дубая, Шарджи и Сев. Эмиратов включает церкви Св. Троицы в Дубае, Христа в Джебель-Али, св. Мартина в Шардже, св. Луки в Рас-эль-Хайме и св. Николая в Эль-Фуджайре. Многие англикан. церкви, напр. ц. св. Андрея в Абу-Даби, ц. Св. Троицы в Дубае, ц. Христа в Джебель-Али, являются межденоминационными: в них имеют возможность проводить службы представители др. христ. конфессий. Кроме того, в ОАЭ представлены следующие протестантские конгрегации: Христианские братья, Коптская евангельская церковь, Церковь евангелического альянса, Арабская евангельская церковь в Дубае, Дубайская городская церковь Братство Эмиратов, Дубайская объединенная христианская церковь. Общее число протестантов в ОАЭ составляет до 4% населения. Ислам Гос. религию - суннитский ислам - исповедуют 85% граждан ОАЭ, исторически принадлежащих к различным мазхабам : в приморских районах эмиратов Абу-Даби и Дубай и в эмиратах Аджман и Умм-эль-Кайвайн доминируют маликиты (исторически - среди племен конфедерации хинави); в пустынных районах тех же эмиратов (в т. ч. в оазисной зоне Эль-Бурайми) и в эмиратах Шарджа и Рас-эль-Хайма значительно присутствие ханбалитов (исторически - среди племен конфедерации гафири), учение к-рых (в форме ваххабизма ) возобладало среди правящих домов большинства княжеств; немногочисленные сообщества шафиитов, крупнейшая группа к-рых (исторически - племя шиху) сосредоточена в Эль-Батине, разбросаны по эмиратам Абу-Даби и Дубай. 15% граждан ОАЭ - приверженцы шиизма , включая имамитов, компактно проживающих помимо городов Абу-Даби и Дубай в эмирате Эль-Фуджайра (в основном потомки выходцев из Ирана), и исмаилитов (ответвления ходжа), населяющих Умм-эль-Кайвайн (в основном потомки выходцев из Британской Индии, носители языка синдхи). Мусульмане - сунниты и шииты (включая зайдитов среди йеменцев и друзов среди ливанцев) - преобладают и среди иммигрантов (ок. 55%). Хариджиты (ибадитского толка) проживают в прилегающих к оманской границе районах, прежде всего в оазисе Эль-Бурайми и в целом на востоке эмиратов Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Эль-Фуджайра и Рас-эль-Хайма; хариджизма придерживаются также большинство выходцев из Омана. Деятельность суфийских братств (тарик) носит ограниченный характер. Другие религии

http://pravenc.ru/text/2578117.html

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Хеврон – Эль -Халиль хижина-хаймэ хлыст -курбач хлеб -хубёс холм -телль холод -берд холодный – берд хорошо-тайиб хороший-таиб худо-муштайиб цирульник -хылляк цистерна-бирке в церкви -филь -кенизе цыновка-хасира чернила-хабер Человек, мужчина – рад- жиль (мн. ч. риджаль ), се- ль ме. черный-асвад черепаха – фекрун честный-амин четвертый-раби четверг -ём-эль-хамис четверть -руб четыре-арбаа четырнадцать -арбааташ чистый-надиф чулки-чораб Шакал – диб шесть -ситти шестнадцать -ситташ шестьдесят – ситтин шляпа-бурнета Этот -хада Юбка-джуббэ юг -кыбль ящерица-намус ехать верхом -рикаб, эркаб. Яичница-беид-маккели яйца вкрутую – беида-беид-брухт яйца всмятку – беид-брист III. Русско-арабские разговоры. Аптека: Есть ли здесь аптека? Фи эджаханэ? Есть ли здесь аптекарь ? Фи иджзаи? Время : Который час ? Каддэйш эс-саа? Час, два часа. Эсса вахди, эсса тнайн. Половина шестого. Хамсе У нусф. Четыре часа с четвертью. Арбаа уруба. Три четверти шестого. Эс – саа ситти иля рубаа Эль -камар тиль а. Дорога . Это дорога в Рамле? Хон эд-дерб эр-Рамле? Это дорога в Хеврон? Хон эд-дерб эль-Халиль? Это дорога в Иерусалим? Хон эд-дерб эль -Кудс? Как пройти к Св. Гробу? Мнэн нерух аляль Кияме? Все прямо. Дугри. Направо или налево? Аляль эмин ау аляш-шемаль? Иди назад, вернись. Эрджа лявара. Ты ошибся дорогой. Тухетт’ан дарб. Я еду в Саиду. Ана раих аля Саида. Я еду из Херусалима. Ана джаи мин эль –Кудс. Через гору. Фок эль –джебель. Вдоль ручья. Аля туль эс- сейль. На морском берегу. Аля шатт эль-бахр. Всторону от долины. Бинезелет эль-уади. Далеко ли до того ме ста? Кам эль-боад мин хина иля хинак? Хороша ли дорога? Эль-дарб таиб? Это широкая улица. Эд- дарб васиа. Это плохая тропинка. Тарик аатле. Хочешь проводить меня? Битрид тевассельни? Я дам тебе на чай. Баатик бакшиш. Есть там разбойники? Фи херракине? В городе. Филь-медине. В деревне. Филь-белед. В развалинах. Филь-хербе. В церкви. Филь -кенисе. Покажи мне этот дом. Фарджи-ни гэль дар. Покажи мне этот монастырь. Фарджи-ни гель дейр. Покажи мнй эту мельницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Юсуф-Коч-килисеси фигуры св. воинов Прокопия, Димитрия, конных Георгия и Феодора написаны в традиции иконы. В ц. св. Георгия (XIII в.) ктиторы стоят рядом со св. воином, к-рый, как змееборец, представлен еще раз в люнете над дверью. Почитание св. воинов, небесных архистратигов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила и др. и в одном ряду с ними великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Меркурия, Прокопия и Георгия Победоносца занимает в К. особо важное место, что нашло отражение в росписях. Фрески К. выделяются по количеству и значению этих образов в системе храмовой декорации (Эльмалы-килисе, Юсуф-Коч-килисе, Каранлык-килисе) среди др. визант. памятников этого времени. Чаще других изображается особо почитавшийся здесь вмч. Георгий Победоносец, который, согласно Житию, родился в К. В целом тема воинского и мученического подвига приобрела в К., часто бывшей ареной военных действий, особую актуальность. Изображения конных св. воинов известны с ранневизант. времени. Они восходят к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции символизировали победу над злом, воплощенным в образе дракона или воина. При этом фигуры побежденного врага не всегда присутствуют в композициях. Изображения св. всадников часто размещались на наружных стенах храмов, имея охранительное, а возможно, и патрональное значение. Конные воины, защитники веры, изображаются и в нартексах, и в наосах храмов (Кызылчукур-килисе, Чаклы-килисе в Гёреме, Кыркдамалты-килисеси в Белисырме), и на алтарной преграде (Дериндере-килисеси), и в алтаре (св. Василия в Гёреме). Христос Пантократор с предстоящими архангелами. Роспись конхи алтаря Бахаттин-Саманлыгы-килисе близ Белисырмы. 2-я пол. X — нач. XI в. Вблизи Белисырмы, в левой стороне долины Ыхлара, находится Бахаттин-Саманлыгы-килисеси («Церковь гумна Бахаттина», освященная во имя св. Константина (?), 2-я пол. X - нач. XI в.). Церковь имеет один неф, завершающийся алтарной апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, который опирается на плоскую аркаду с пилястрами, образующую в стенах неглубокие ниши.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010