М.В. Шкаровский Элладская Православная Церковь в 1917–1940-х гг Одна из важнейших Православных Поместных ЦерквейЭлладская была провозглашена автокефальной вскоре после создания независимого греческого государства – в августе 1833 г. Легализация этой автокефалии произошла согласно томосу Константинопольского Патриарха, обнародованному 29 июня 1850 г. С этого времени Афинский митрополит являлся пожизненным председателем Священного Синода. В 1852 г. данные изменения признало греческое государство: был издан закон «О епархиях, епископах и подчиненном им духовенстве», разделивший страну на 24 епархии: одну митрополию – Афинскую, 10 архиепископий и 13 епископий. В 1899–1900 гг. в Греции количество епархий было увеличено до 32, и по-прежнему только один Афинский архиерей сохранил статус митрополита 327 . В завершающий период Первой мировой войны Элладская Православная Церковь официально имела 37 епархий в так называемых «старых землях»: одну митрополию – Афинскую, 17 архиепископий и 19 епископий. Элладская Церковь была государственной Церковью, представлявшей свыше 90 % четырехмиллионного населения Греции. Из-за децентрализованной административной структуры и традиционной практики автономии в Элладской Церкви на местном, региональном и национальном уровне важную руководящую роль играли не только Афинский митрополит, но и являвшиеся членами Священного Синода другие архиереи. В 1902–1917 гг. Афинскую кафедру занимал митрополит Феоклит (Феоклитос) I (Минопулос). Хотя он почти не обладал административной или духовной властью вне пределов своей епархии, его пост имел важное значение для контактов с руководителями греческого государства. Со стороны государства Церковь контролировал особый Департамент по делам религии. Однако на развитие церковной жизни в это время сильное влияние оказывала сложная политическая ситуация, в которой оказалась страна. 10 июня 1917 г. ввиду нежелания зятя бывшего немецкого канцлера Бисмарка греческого короля Константина нарушать нейтралитет и переходить на сторону Антанты, верховный комиссар держав Жоннар после совещания в Салониках с бывшим премьер-министром Греции Элефтериосом (Елевферием) Венизелосом (1864–1936) и командующим союзными войсками генералом Саррайлем потребовал в 24 часа отречения короля Константина от престола. 12 июня Константин под давлением Антанты отрекся от престола в пользу своего младшего сына Александра и вскоре уехал в Швейцарию 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть О семенах украинского раскола в Элладской церкви Что будет с Русской церковью Святой Животворящей Троицы в Афинах? 16.07.2020 517 Время на чтение 6 минут Как известно , ещё 17 октября 2019 г. синод Русской православной церкви принял заявление о ситуации, сложившейся в Элладской церкви в связи с украинским расколом. В этом заявлении, в частности, говорилось : «Прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ». Предложение иерархов Элладской церкви «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики» (читай: признать украинские раскольничьи сообщества) не могло не привести к нестроениям. И нестроения разрастаются. Как сообщила греческая интернет-газета «Русские Афины», в июне в Русской церкви Святой Животворящей Троицы в Афинах (русская православная община этого храма в 1924 году перешла под юрисдикцию Элладской церкви) прошла служба с митрополитом Андруским Константиносом, ранее служившим вместе с раскольниками из ПЦУ. Приверженцы ПЦУ на Афоне Перед этим с должности настоятеля храма был отстранён русский священник, протопресвитер Александр Носевич, прослуживший в Афинах около полутора десятка лет, выпускник Духовной академии в Москве и богословского факультета Афинского университета. «Новый настоятель развил бурную деятельность, из-за которой в церковной общине возникло резкое недовольство, вылившееся в открытую конфронтацию, – пишет газета «Русские Афины». – Последовавшие за этим многочисленные жалобы в Афинскую архиепископию не привели к видимым результатам... Не последнюю роль в возмущении прихожан сыграло самовольное решение нового настоятеля переименовать на картах Google церковь Святой Животворящей Троицы, с припиской русская, в Сотира Ликодимуто» (старое название храма до того, как в 1855 году он получил название Святой Троицы и статус Посольской церкви). Русская церковь Святой Троицы в Афинах

http://ruskline.ru/opp/2020/07/16/o_seme...

Блаженнейший Архиепископ Иероним положил начало изменениям в жизни Элладской Православной Церкви Афины, 18 марта 2008 г. Скромная жизнь, богословский, а не политический язык, отказ от личной охраны на время совершения литургии, сближение с левыми, установление контактов с Фанаром, диалог в спокойном тоне с деятелями культуры…  Взгляды Архиепископа завоевали поддержку большей части политиков  В начале было слово... И слово у руководства Элладской Церкви изменилось. Из политического оно стало богословским. Речь идет о первой крупной отмене того, что было действительностью для центрального руководства Церкви в последнее десятилетие, а за ней последуют и другие. Открытые шаги навстречу деятелем культуры, с некоторыми из которых в последнее десятилетие церковное священноначалие находилось в конфликте, закрытие бреши, образовавшейся в отношениях между Вселенским Патриархатом и Элладской Церковью, умеренный тон и сближение с центристскими и левыми партиями - вот лишь несколько примеров тех изменений, которые желает произвести Архиепископ Иероним II в новую для Элладской Церкви эпоху.  Месяц спустя после выборов Архиепископ пытается установить новый порядок вещей, показывая для начала умеренность «своей жизни», как это охарактеризовал сам Предстоятель, избегая дорогих автомобилей, расшитых золотом облачений, драгоценных панагий, крестов и запонок. «Я живу просто, и хочу, чтобы и вы заняли такую же позицию», - заявил Блаженнейший Иероним, обращаясь к пятистам священникам, служащим в Афинской Архиепископии, с которыми он встречался недавно в Афинском кафедральном соборе.  «Мы не политики, а люди Церкви. Мы являемся по благодати и по долгу носителями и выразителями пророческого дара священства. А это означает, что Церковь обязана высказывать свое мнение, не ставя под сомнения институты или вмешиваясь в политическое и межпартийное противостояние, но выражать свою обеспокоенность тогда, когда она ощущает, что в результате нравственного падения создается угроза для будущего народа Божия, когда пренебрегают его существенными жизненными потребностями», - подчеркнул Блаженнейший Иероним в присутствие политического руководства страны месяц назад, во время интронизации на Архиепископский Престол. И, как отмечают клирики из его окружения, он воплотил на практике свои взгляды в двух случаях: во-первых, открыто выразив свою позицию в отношении вопроса о Скопье (о том, как должна официально называться соседняя республика Македония, чтобы удовлетворить греческое общественное мнение. В названии «Македония» заложена скрытая угроза территориальной целостности Греции, как считает ряд государственных, общественных и церковных деятелей страны - прим. пер.), при этом четко дистанцируясь от взглядов митрополита Фессалоникийского Анфима, добивавшегося организации демонстраций.  

http://pravoslavie.ru/26106.html

Элладская Православная Церковь: Архиепископ Иероним предлагает реформировать управление. 15 октября, 2009. Редакция " Правмира " Не успела Элладская Православная Церковь прийти в себя после недавнего нагоняя и отставки полусотни афинских клириков, как Архиепископ Иероним выступил с новым громким заявлением. Отметив, что греческое общество все больше отступается от истинного Предания, архипастырь предложил внести изменения в систему нынешнего управления Церковью Не успела Элладская Православная Церковь прийти в себя после недавнего нагоняя и отставки полусотни афинских клириков, как Архиепископ Иероним выступил с новым громким заявлением. Отметив, что греческое общество все больше отступается от истинного Предания, архипастырь предложил внести изменения в систему нынешнего управления Церковью, сообщает Седмица.Ru , цитируя сообщение с « Greek.ru «. В частности, Предстоятель Элладской Церкви заявил: «Весьма заметно уже и в нашей стране старание и стремление определенных кругов отвратить греческое общество от Христа, сделать чуждым для него отеческое Предание. Наши противники уже не во вне и не далече от нас. Они — внутри наших стен. Поэтому первостепенной задачей становится повторная евангелизация нашего народа. Было бы несправедливо утверждать, что в этой области ничего не делается. Однако необходимо делать большее и с большей методичностью». Затем Архиепископ обратился к теме избрания архиереев, сообщив, что этот вопрос его волновал еще в те годы, когда он возглавлял Фиванскую митрополию. «Состояние дел в Церкви, — сказал он, — показало, что мы должны пересмотреть способ организации и управления церковными вопросами, обязательно с ориентацией на священные каноны, Предание, наш опыт и действующие положения «без чуждого вмешательства». Настало время крайне внимательно изучить возможность оптимизации процедуры избрания архиереев». Кроме того, Архиепископом была поднята проблема эксгумации мертвых по истечении срока аренды могилы на кладбище как поступка, не соответствующего христианскому духу. Как известно, в Греции из-за недостатка места, пригодного для захоронений — особенно в больших городах — в случае непродления родственниками 5-летней аренды, мертвых эксгумируют и сжигают, а их прах развеивают; на освободившемся же месте хоронят новопреставленного «арендатора».

http://pravmir.ru/elladskaya-pravoslavna...

В то же самое время была предпринята попытка склонить к расколу некоторых иерархов Элладской Православной Церкви, сочувствующих старостильному движению. Взор пал на митрополита Димитриадского Германа (Мавромматиса), известного своими посланиями к Синоду 1929 и в 1933 годов, в которых содержался призыв к отмене реформы времяисчисления. Поскольку митрополит Герман в то время являлся вторым по старшинству архиереем в Элладской Церкви после архиепископа Хризостома (Пападопулоса) 214 , вполне возможным становится предположение того, что он вступил в оппозицию политике Первоиерарха, движимый собственными амбициозными притязаниями на церковное главенство. К сожалению, помимо него, ещё два греческих иерарха не явили собой пример твёрдого церковного сознания и приняли предложение старокалендаристов. Получив 12/25 мая 1935 года приглашение возглавить ГРОИПХ, уже 13/26 мая митрополиты Герман (Мавромматис) Димитриадский 215 , Хризостом (Кавуридис) Флоренский 216 и Хризостом (Димитриу) Закинфский совершили литургию в храме Успения Богородицы в Колоне (городской квартал Афин), где в это время собралось около 20.000 приверженцев старого календаря 217 . По окончании богослужения иерархи заявили о своём присоединении к организации противников календарной реформы. Митрополит Флоринский Хризостом огласил «Послание к благочестивому греческому православному народу» («Διγγελμα πρς τν Εσεβ ρθδοξον λληνικν Λαν»), в котором говорилось о том, что Церковь Эллады введением нового стиля разделила греческий народ, нарушила церковное предание и посягнула на догмат о единстве Церкви. Новоюлианский календарь был охарактеризован следующими словами: «Новый папский календарь является злославным новшеством, не только попирающим многие каноны церковного Пидалиона (т. е. канонического права – С.А.В.),но и догматы Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, разрывающим её единство на старостильников и новостильников» 218 . Послание провозгласило всех последователей григорианского календаря неправославными. В этот же день взбунтовавшиеся иерархи обнародовали Послание к Священному Синоду Элладской Православной Церкви, в котором высказали надежду, что их поступок послужит импульсом к возвращению старого календарного стиля к церковному употреблению 219 . Следует особо подчеркнуть, что старостильная оппозиция в лице ГРОИПХ, несмотря на противоположное мнение Священного Синода, вплоть до раскола троих иерархов не прекращала именовать себя частью Элладской Православной Церкви, о чём неоднократно свидетельствовала в своих официальных заявлениях 220 . Уход вышеназванных митрополитов в старостильничество был импульсом, трансформировавшим острое церковное противостояние в церковный раскол и породившим альтернативную канонической Церкви псевдоцерковную структуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Половинчатое, туманное решение Эллады Элладскую Православную Церковь вынуждают признать «автокефалию» т. н. «ПЦУ»; греки тянут время 29.08.2019 1326 Время на чтение 4 минуты Постоянный Синод Элладской Православной Церкви не стал обсуждать проблему предоставления «автокефалии» т. н. «ПЦУ», передав вопрос на рассмотрение Синода Иерархов, запланированного на октябрь, передает РИА Новости. «По докладам Синодальных комиссий по догматическим и правовым вопросам и православным и межхристианским отношениям по украинскому вопросу, Синод признает каноническое право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию, так же как и прерогативу Предстоятеля Греческой Церкви продолжать заниматься вопросом признания церкви Украины», - говорится в информационном сообщении Элладской Церкви. Право Константинопольского патриарха на предоставление автокефалии должно было обсуждаться на Всеправославном Соборе на Крите в 2016 году, но из-за отсутствия Русской Православной Церкви вопрос не рассматривался. Комиссии Элладской Церкви выступили против т. н. «ПЦУ», сообщил источник РИА Новости. Скоро и Киев откажется ее признавать, считает религиовед Роман Силантьев. Он высказал свое мнение в эфире радио Sputnik. Как сообщил РИА Новости церковный источник, в докладах обеих комиссий Греческой Православной Церкви были высказаны возражения против признания «новой украинской церкви». Одним из главных препятствий стало то, что «священники» «ПЦУ» не были рукоположены. Агентство церковных новостей Romfea.gr сообщает, что обсуждение проходило в спокойной обстановке, все члены Синода высказали свое мнение и признали привилегию Архиепископа Афинского и всей Греции заняться решением этого вопроса. «В другом случае не потребовалось бы мнения Иерархии для признания автокефалии, как в случае с другими автокефальными церквями на Балканах. Но здесь у нас есть своеобразный случай с не имеющими хиротонии, с раскольниками и отлученными от церкви», - цитирует агентство иерарха. Сам Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним поблагодарил иерархов за поддержку и признание его привилегий, но счёл невозможным взять на себя ответственность по столь сложному вопросу. «Я не могу взять на себя один такую ответственность, я пойду на Синод Иерархов, чтобы он решил», - сказал Предстоятель Элладской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/29/po...

17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу. В заявлении отмечено было, что, поскольку «возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране». А также, что «необходимость спешного и одностороннего признания неканонического раскольнического сообщества Блаженнейший Архиепископ Иероним основывает на ряде ошибочных и ложных аргументов, неоднократно опровергнутых не только иерархами, учеными и богословами Русской Православной Церкви, но также многими видными архипастырями, пастырями и богословами Элладской Православной Церкви». Участники заседания Священного Синода терпеливо (в -дцатый раз) перечисляют эти аргументы и опровержения, но мы этого уже делать не будем – сколько ж можно-то. В заявлении Священного Синода отмечено также, что «Положение Элладской Церкви, существенно ограниченной в своем автокефальном устройстве, осложняется двойной юрисдикцией значительной части ее епископата, канонически зависящей от Константинополя: этим иерархам, например, рассылались циркуляры из Константинопольской Патриархии с требованием немедленно признать новосозданную псевдо-церковную структуру. Тем, кто нашел в себе смелость открыто обличать заблуждения Константинопольского Патриарха и вступать в дискуссию с ним, угрожали, к ним требовали применить дисциплинарные меры, их обвиняли в предательстве и недостатке патриотизма». Это уж не говоря о кампании в светской прессе, когда публикуются статьи с фотографиями (в стиле «их разыскивает полиция») архиереев, не поддерживающих Константинополь – вот посмотрите, это и есть «агенты России». Поскольку практически половина епископата Элладской Церкви – архиереи «северных территорий» поминают за богослужением Константинопольского патриарха и позиционируют себя как епископат Константинопольского Патриархата, положение остальных, ну, очень непростое.

http://radonezh.ru/2019/10/23/ob-interes...

Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу РИА Новости / Патриархия.ру В кафедральном соборе греческой столицы в четверг утром прошло отпевание Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. На службу в собор собралось политическое руководство Греции, включая президента Каролоса Папульяса, премьер-министра Костаса Караманлиса, лидеров политических партий. На погребение иерарха приехали предстоятели нескольких Поместных и автономных Православных Церквей, в том числе Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Димитрий, архиепископ Критский Ириней. На отпевании присутствовали посланники Ватикана, Англиканской Церкви, Армянской Апостольской Церкви, представители мусульманской общины Греции и Всемирного совета церквей. Русскую Православную Церковь представлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Чин отпевания совершил Константинопольский Патриарх Варфоломей. Службу пропели византийскими напевами клирики Константинопольской и Элладской Церквей. История взаимоотношений покойного Архиепископа Христодула и Патриарха Варфоломея была исключительно непростой, отмечает греческая пресса. Они познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений Христодула и Варфоломея связывала дружба. Трения начались после того, как епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской Церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли точки открытого противостояния. Поводом послужило избрание Синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский Патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась самостоятельность Элладской Церкви. Отношения между двумя Церквями оказались на грани разрыва, однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский Патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с Архиепископом Христодулом.

http://pravmir.ru/greciya-prostilas-s-ar...

Одновременно с этим были сделаны попытки склонить к расколу некоторых иерархов Элладской Церкви, сочувствующих старостильному движению. Взор пал на митрополита Димитриадского Германа (Мавромматиса), известного своими апелляциями к Синоду в 1929 и в 1933 гг. об отмене календарного нововведения. Поскольку митрополит Герман в то время являлся вторым по старшинству архиереем в Элладской Церкви после архиепископа Хризостома (Пападопулоса) 229 , возможным становится предположение того, что он вступил в оппозицию политике Первоиерарха, движимый собственными амбициозными притязаниями на церковное главенство. К сожалению, помимо него, еще двое из греческих архиереев не явили собой пример твердого церковного сознания и приняли предложение схизматиков. Получив 12/25 мая 1935 г. приглашение возглавить ГРОИПХ, уже 13/26 мая митрополиты Герман (Мавромматис) Димитриадский 230 , Хризостом (Кавуридис) Флоринский 231  и Хризостом (Димитриу) Закинфский совершили литургию в храме Успения Богородицы в Колоне (городской квартал Афин), где в это время собралось около 20 000 приверженцев «старого календаря» 232 . По окончании богослужения иерархи заявили о своем присоединении к старостильническому сообществу. Митрополит Флоринский Хризостом огласил «Послание Греческому Православному народу», в котором говорилось о том, что Церковь Эллады введением «нового стиля» разделила греческий народ, нарушила церковное предание и посягнула на догмат о единстве Церкви. Кроме этого, Послание провозгласило всех последователей григорианского календаря неправославными. В этот же день взбунтовавшиеся иерархи обнародовали Послание к Священному Синоду Элладской Церкви, в котором высказали надежду, что их поступок послужит импульсом к возвращению старого календарного стиля к церковному употреблению 233 . Следует особо подчеркнуть, что старостильная оппозиция в лице ГРОИПХ вплоть до раскола трех иерархов не прекращала отождествлять себя Элладской Церковью, о чем неоднократно свидетельствовала в своих официальных заявлениях 234 . Уход вышеназванных митрополитов в старостильничество был импульсом, трансформировавшим острое церковное противостояние в церковный раскол и породившим альтернативную канонической Церкви псевдоцерковную структуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава VI. Элладская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Элладской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Элладской Православной Церкви: распространение христианства; епископии в Коринфе и Солуни; введение Элладской Церкви в юрисдикцию Константинополя 2. Церковь во времена владычества на Востоке латинян, после их изгнания из Константинополя и при турецком правлении; борьба греков за политическую и церковную самостоятельность; роль Церкви в освободительной борьбе 3. Церковь в возрожденной Греции: объявление церковной автокефалии; декларация 1833 года; признание автокефалии Константинополем; законы 1852 года (об устройстве Синода и др.) 4. Присоединение к Элладской Православной Церкви паствы Ионических островов 5. Движение греческого духовенства после Первой мировой войны за освобождение Церкви от государственной опеки 6. Афинские Архиепископы 7. Ученые церковные деятели 8. Элладская Православная Церковь в последние десятилетия: конфликт иерархии с правительством из-за «метафетона»; положение Церкви после военного переворота 1967 года; взгляд Патриарха Алексия I, митрополита Никодима и всего Священного Синода Русской Православной Церкви на майские события 1967 года; новый военный переворот в Греции в 1973 году; уход с поста Предстоятеля Архиепископа Иеронима; правительственный закон 1974 года «Об определении способа избрания Предстоятеля Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел»; избрание нынешнего Предстоятеля Церкви 9. Современное состояние Элладской Православной Церкви: положение Церкви в государстве; иерархи в «Старой Греции» и в «Нэон Хорон»; высшая церковная власть; система церковной организации и администрации (Апостольская Диакония и др.); просветительная деятельность (духовные школы, журналы); монастыри, храмы; благотворительная деятельность Церкви; материальное положение 10. Отношение Элладской Православной Церкви к инославию 11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем Греческая «Церковь истинных православных христиан»

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010