Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе. Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине. – Как оградиться от суеверий? Иерей Алексий Колосов:  – Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» ( Рим.8:28 ). Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд… Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной. – Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода… Иерей Михаил Михайлов: – Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

http://sueverie.net/ot-sueveriya-rozhdae...

Вопрос о том, что именно составляет «образ и подобие Божие» в человеке породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т.д. Но ближайший контекст, т.е. сам текст Библии, как указывали уже древние экзегеты (напр. Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле. (Быт 1:26) Ту же идею, но в поэтическом оформлении мы можем видеть в 8-ом псалме: Ты поставил его владыкою над делами рук Твоих; Все положил под ноги его: Овец и волов всех И также полевых зверей Птиц небесных И рыб морских Всё, преходящее морскими стезями. (Пс 8:7-9) И в литературе премудрости: Она (Премудрость Божия) сохраняла первозданного отца мира… Она дала ему силу владычествовать над всем. (Прем 10:1-2). Адам – владыка, имеющий власть над всеми делами Божьими. Власть возвышает его над прочим творением, и власть сближает его с Богом. Божественное установление власти настолько существенно, что апостол Павел берется утверждать: «нет власти не от Бога… посему противящиеся власти противятся Божию установлению» (Рим 13:1-2). Власть (владычество) – ключевое слово, характеризующее богоподобие «первозданного отца мира». Но если Библия, повторяя одно и то же слово, акцентирует на нем наше внимание, то это может значить лишь то, что данное слово таит в себе возможность более глубокого понимания: власть предполагает ответственность, а ответственность, в свою очередь, – свободное произволение, свобода – наличие разума, разум – слово. Не только разум, или желание, но и власть может являть себя в слове: «где слова царя, – там власть» (Эккл 8:4). Адам сотворен как царь, увенчанный славою (Пс 8:6) и наделенный властью и словом. На закате формирования ветхозаветного канона тема творения, устремленного от безвидного вещества к образу Божьему, в целом ряде писаний получает одно довольно интересное преломление. Безвидность начального вещества интерпретируется не в плане отсутствия зрительного образа, воспринимаемого глазом, но как безмолвие, т.е. опять же отсутствие образа, но на сей раз образа звукового.

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Рост " свидетелей " увеличился драматически, когда в 1966 г. Франц в своем произведении " Вечная жизнь в свободе Божьих сынов " установил, что " седьмой период тысячелетней человеческой истории " начнется в 1975 г. Это сообщение приобрело характер экзальтированного ожидания Армагеддона и очередного установления Христова Царства на земле. В 1974 г. многие " свидетели " продали свое имущество и дома в ожидании события. Но, как и все другие даты, установленные " Сторожевой башней " , 1975 г. пришел и ушел без выполнения предсказания. Несмотря на эти неудачи в их пророческой кредитоспособности, " свидетели " возросли численно до 12 млн. человек в 216 странах мира. Из их Бруклинского штаба, известно как Bethel руководство возымело абсолютную власть над " слугами " и популяризовало свою доктрину через массовое распространение журналов " Сторожевая Башня " и " Пробудись! " Агрессивный прозелитизм " свидетелей " часто рассматривается с завистью многими идейными христианами. Но более пристальный взгляд на их доктрины обнаруживает фатальные трещины в их отшлифованной внешности. О душе " Кровь есть душа " (Втор. 12:23) Иеговисты: Душа личности есть неотделимая часть тела, поэтому, когда личность умирает, душа перестает существовать (Мэйк Шур, Ол Тсинг. 1953. С. 349). Библия: Христос и апостолы учили, что есть жизнь после смерти (Лк. 16:19-31. Мф. 17:3. Деян. 2:31. 2 Кор. 4:16; 5:8. Флп. 1:23. Евр. 12:23. 1 Пет. 3:18-19; 4:6. Иов 24:12. Откр. 6:9-10). Иеговисты: Доктрина о бессмертии души — сатанинский вымысел от дней Адама, когда также было произнесено: " Нет, не умрете " (Быт. 3:4) (Лэт Тод Би Тру. 2-е изд. С. 75). Библия: Бессмертие души — есть Боговдохновенная правда (Эккл. 12:7. 2 Кор. 5:1-6). Иеговисты: Так как нет бытия души после смерти, Свидетели Иеговы, которые умрут, будут восстановлены из праха по банку информации у Иеговы, чтобы обитать в Его Царстве (Майк Шур Ов Тсингс. 1953. С. 311). Библия: Воскресение — это возвращение бессмертной души (которую иеговисты не при знают) в ее тело (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Влияния Комментаторы ведут спор о влиянии, которое оказала литература других народов (Месопотамии, Египта и Греции) на книгу Кохелета. 723 Но что уж точно не должно вызывать сомнений, так это – еврейский образ мышления Кохслста. К.К. Форман утверждает, что «в вопросах природы и предназначения человека, характера человеческого существования и факта присутствия Бога, первые главы Бытия повлияли на книгу Экклезиаста больше, чем какая-либо другая литература». 724 Обратите внимание на следующие точки соприкосновения между книгами Бытие и Экклезиаст. Таблица 20. Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста «И создал Господь Бог человека из пыли земной» ( Быт.2 :7а) «Все уходит туда же: из пыли земной все явилось и все возвращается в пыль» (Эккл.3:20) «А тогда то, что от пыли земной, вернется в землю, дух же вернется к Богу, который его дал» (Эккл.12:7). «И увидел Господь, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены к злу» ( Быт.6:5 ) «Нет на земле праведника, который бы делал лишь добро и не грешил вовсе» (Эккл.7:20) «Уразумел я только: Бог создал человека праведным, но тот слишком многого ищет» (Эккл.7:29 ср. 8:11, 9:3). «Радуйся жизни с любимой женою» (Эккл.9:9 ср. 4:912). «Что дают человеку его труды и устремления сердца, ради которых он трудится под солнцем? Все дни его – скорбь, работа – горесть, и по ночам неспокойно его сердце. Также и это – пустое» (Эккл.2:2223). Использование в литургии Книги Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст и Эсфирь объединены в собрание под названием «Свитки». Эти пять книг применялись для богослужебного чтения на пяти основных праздниках иудаизма: Пасху (Песнь Песней), Праздник Седьмиц (Руфь), Девятое Ав (Плач), Кущи (Экклезиаст) и Пурим (Эсфирь). Праздник Кущей продолжался в течение семи дней и отмечал окончание сельскохозяйственного года ( Втор.16:13 ). В то же время, он напоминал народу о странствованиях Израиля в пустыне ( Лев.23:4243 ). Барри Веб заметил, как чтение Экклезиаста во время праздника соответствовало идее праздника. «Ибо в пустыне израильтяне познали мимолетность человеческого бытия: их жизни были все лишь простым дыханием и страх Божий и исполнение Его заповедей составляло для них смысл существования. Этот урок им следовало еще раз прослушать в контексте празднования очередного урожая, чтобы возможность есть и пить и видеть доброе в своем труде воспринималось ими не как собственное достижение, а как Божий дар, приближая их к Богу». 725 Женоненавистничество (Мизогиния)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Уже в Ветхом Завете, почти в каждой библейской книге, упоминается о всепроникающей природе человеческого греха. Книга Бытия утверждает, что грех не происходит от Бога, но от людей, ибо Бог сотворил всё и увидел, что оно благо (ср. Быт.1:31 ). С момента, в который род человеческий начал преумножаться на земле, Бог сталкивается с греховностью человеческих существ: «И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт.6:5–7 ). Но и потом не изменил человеческой склонности ко греху: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). Авторы ветхозаветных текстов были убеждены, что грех распространен и глубоко укоренен в человечестве (ср. Прит.20:9 ; Эккл.7:20, 29). Поэтому в Библии столь многочисленны мольбы к Богу о помиловании. «Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих», – говорит Псалом ( Пс.142:2 ). «Когда они согрешат пред Тобою – ибо нет человека, который не грешил бы, [...] и когда они обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею [...], тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их [...], и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою» – читаем мы в молитве Соломона ( 3Цар.8:46, 48–50 ). В некоторых текстах человек именуется грешником с момента рождения. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», – взывает Псалмопевец ( Пс.50:7 ). В книге Иова, Елифаз утверждает: «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?» (ср. Иов.15:14 ; ср. 25:4). Тем самым он подтверждает убеждение самого Иова (ср. Иов.14:1,4 ) и библейских авторов (ср. Пс.57:4 ; Ис.48:8 ). В книгах Премудрости начинается подлинное размышление о последствиях греха прародителей, Адама и Евы, для всего рода человеческого: «Но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:24 ); «От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем» ( Сир.25:27 ) 740 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

14:27 Букв.: общины; то же в ст. 35. 1050 14:30 Букв.: ( обещал) поднимая руку Свою. 1051 14:34 И ли: когда Я врагом вашим стану. 1052 15:4 Эфа — мера объема сыпучих тел, равная 22 л; гин — мера объема жидких тел, равная 4 литрам. 1053 15:15 Букв.: для собрания вашего. 1054 15:16 Или: суд. 1055 15:30 Букв.: действует с ( дерзко) поднятой рукой – это выражение означает, что человек своим действием бросает вызов Богу и Его народу, совершая преднамеренный грех. 1056 15:33 Букв.: заставшие его. 1057 15:38 Евр. цици т – пучок из нитей, кисточка, эти кисти пришивались на углах сшитого из одного куска ткани одеяния. 1058 а 16:1 Букв.: взял; вероятное значение евр. глагола — «предпринял, задумал заговор». 1059 б 16:1 Е вр. Ко рах. 1060 в 16:1 Е вр. Дата н и Авира м. 1061 16:30 Шеол – место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10). 1062 16:35 Букв.: изошел огонь от Господа. 1063 16:38 Букв.: знаком/ знамением. 1064 16:40 Букв.: чужак. 1065 16:44 Т ак в LXX и Пешитте. 1066 16:48 Сам Аарон и все израильтяне с ним должны были увидеть, что восстановление мира и единения с Богом происходит посредством учрежденного Им священнодействия — вызванное грехом истребление людей было остановлено. 1067 17:3  Букв.: перед свидетельством; см. примеч. к Исх 16:34. 1068 18:1 И ли (ближе к букв.): понесете грех/ вину Святилища, т. е. священники тем самым представляют весь народ, порабощенный грехом, совершая ходатайственное служение. 1069 18:2 Е вр. ве–йиллаву, игра слов – имя (евр.) Леви созвучно выражению «будет привлечен» (см. Быт 29:34). 1070 а 18:8 Евр. терумот, обычно переводимое как «возносимые приношения», в этой главе используется в самом широком смысле, включая все те приношения Богу, которые не сжигались в огне. 1071 б 18:8 О значении слов «святыня» и «великая святыня» см. примеч. к Лев 21:22. 1072 18:14 Е вр. херем («посвященное/заклятое») применимо к предметам или личностям, которые безвозвратно отданы Господу; ср. Лев 27:28. 1073

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Уже Л. Леви интерпретировал диалогические элементы книги как «подражание стилю кинико-стоической диатрибы» (59). Точно так же А. Альгайер (Allgeier) полагает, что форма книги напоминает диатрибу, «где точно так же, как в Эккл, чередуются речь и ответная речь, причем часто тоже таким образом, что внешне отсутствуют признаки того, когда заканчивается одна речь и начинается ответ на нее» (Das Buch des Predigers oder Kohelet, Bonn 1925, 11). В последнее время попытки понять форму книги исходя из диатрибы предпринимались Н. Лофинком и Л. Швинхорст-Шёнбергером. У истоков такого способа высказывания стоит школьная лекция. В диатрибе различные темы рассматриваются исходя из некой общей основной идеи. Такая основная идея зачастую бывает программно заявлена в начале произведения, а затем применяется к различным ситуациям повседневной жизни и проигрывается на материале множества тем и мотивов, заданных традицией. Подобным образом Экклезиаст в общих чертах излагает в первой части (1:3–3:22) свою философию счастья. Во второй части (4:1–6:9) она разъясняется и углубляется в диалоге с дофилософским пониманием счастья, в третьей части (6:10–8:17) она защищается в фиктивном диалоге с оппонентами, а в четвертой (9:1–12:8) Экклезиаст призывает своих учеников принять это учение. На таком фоне приходится скептически расценивать попытки основать историю возникновения книги на литературной критике или биографии автора. Даже подозрения Д. Михеля, что, возможно, призывы к страху перед Богом (3:6b; 7:18b) следует рассматривать как вторичные литературные добавления, были отклонены Н. Лофинком, Ф. Бакхаузом и Л. Швинхорст-Шёнбергером . 2.2 Послесловия 12:9–11 и 12:12–14 Большинство исследователей отстаивают тот тезис, что 12:9–11 и 12:12–14 представляют собой послесловия, написанные двумя разными издателями. В соответствии с этой теорией 12:9–11 суть стихи, добавленные первым издателем, бывшим, вероятно, учеником Экклезиаста. Он делает своего учителя «классиком». Вероятно, 12:12–14 созданы вторым издателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

29:5 Внутри речи Моисея в ст. 4 и 5 приведены слова Самого Господа. 1324 29:9 Букв.: исполняйте все слова. 1325 29:19 Это один из возможных переводов заключительной части этого стиха. 1326 а 29:20 Букв.: Его ревность. 1327 б 29:20 Букв.: на него (т. е. на того человека); то же и в ст. 28, где стоит местоимение они. 1328 29:21 И ли: в этом свитке Наставления; см. примеч. к 1:5; то же и в ст. 29. 1329 30:4 Букв.: до края небес. 1330 30:6 См. примеч. к 10:16. 1331 30:10 Или: в свитке Наставления; см. примеч. к 1:5. 1332 30:11 Букв.: заповедь; то же и в ст. 12; см. примеч. к 6:1. 1333 30:16 LXX: если будешь послушен заповедям Господа, которые даю тебе ныне. 1334 31:1 Т ак в друг. древн. пер.; масоретский текст: Моисей пошел и говорил эти слова. 1335 31:2 Букв.: выходить и входить. 1336 31:9 Или: это Наставление; см. примеч. к 1:5; то же в ст. 11–13 и 24. 1337 31:16 Букв.: возляжешь с праотцами своими – эвфемизм, означающий «умереть». 1338 32:3 И ли (ближе к букв.): Имя Господа прославляю – концепция личных имен в ВЗ, как правило, включает в себя такие смыслы, как существование, характер и присущие той или иной личности черты (1 Цар 25:25). 1339 32:8 Так в Кумранских рукописях и в большинстве рукописей LXX; масоретский текст: сынов Израилевых. 1340 32:15 Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу; то же в 33:5, 26. 1341 32:21 Ближе к букв.: вызвали во Мне ревность – «ревность» Бога – это не мелочные придирки, побуждаемые неуверенностью и подозрительностью, а праведное негодование, вызываемое неверностью Его народа. В ВЗ о Боге нередко говорится как о Муже Израиля. Он – Бог, не терпящий измены (Исх 20:5), и слово «ревность» применительно к Богу может лишь образно показать, а не представить в действительности переживаемые Им чувства. 1342 32:22 Шеол – место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10). 1343

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Впрочем, кое-какие мелочи отмечу чуть ниже. Мне нравится РВ вот с какой точки зрения. Зощенко зафиксировал в языке некое начало, а Радостная Весть блестяще отразила завершение процесса, последний вздох, все то, что осталось в русском языке после 70-ти лет насилия над ним. Открываю страницу: «упорная битва», «мужество в сердцах», «нерушимые узы», «полнота убежденности», «сплоченность», «единение», «сердце, переполненное благодарностью» (Кол. 2: 1-7). Ничего не напоминает? Еще одна черта современности: пренебрежение стилистическими тонкостями. По всему тексту РВ: «Царство Небес». Калька с «Поля Чудес»? Сколько нужно небес, чтобы составить царство? Царство – не бес? 1Фесс. 4:1: «... чтобы быть приятными Богу». Доставлять приятности? 1Кор. 1:28: «...так сказать, ничто, чтобы обратить в ничто то, что для мира что-то значит». Павел спотыкался в речи, но не до такой же степени. Наконец, случай, когда Сатана грозится нащупать у супругов «слабое место», если они станут избегать друг друга в постели (1Кор. 7:5). В целом мне нравится перевод РВ, но, как это ни парадоксально звучит, он недостаточно современен. Это язык прошлого столетия, тень газетной лексики 70-80-х годов, хорошо знакомой зрелому поколению того времени. Как говорится, «не вина, а беда». Пусть не покажется, что для меня тут все не так. Множество примеров есть прекрасных, приведу только один маленький: «Иисус вошел, стал перед ними и сказал: “Мир вам”. А потом говорит Фоме: “Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи ее в рану на боку! Перестань сомневаться...”». Хороший кинаматографический сценарий. Отмечу случаи некоторой невнимательности в ветхозаветной части. Царь говорит о себе: «Великие дела сотворил я». И какие же это великие дела? «Построил себе дома, насадил виноградники... купил рабов и рабынь... приобрел... певцов и певиц...» (Эккл. 2:4-8). Ну, в то время... Да, но читатель-то современный человек, и ему это может показаться смешным. Нас не убудет если мы заменим слово. Ведь речь-то на самом деле идет не о великих делах, а о великом богатстве.

http://bogoslov.ru/article/1737359

Есть в книгах Ветхого Завета одна черта, которая изумляет любого читателя Священного Писания, и которая при этом не позволяет навязать Библии кармическое ее прочтение. Эта странная, пожалуй, даже шокирующая черта Писания — готовность его святых авторов вступать в полемику с Творцом. Издалека кажется, что единственное дело псалмопевца и иных библейских авторов — воспевать Бога, всевозможно прославлять Его и благоговеть перед Его величием. Тем неожиданнее оказывается реальность, тем неожиданнее бывает открыть — насколько же неелеен язык Ветхого Завета. И по своему опыту, и по рассказам других людей я знаю, насколько неожиданно оказывается при приближении к Библии обнаружить в ней гневные людские недоумения. Нам, приученным к жесткой цензуре (и самоцензуре) тем более странно видеть столь разительную, порой граничащую с кощунством честность библейских пророков. Они дерзают выражать свое непонимание путей Промысла: «Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно: я сказал, что Он губит и непорочного, и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмеивается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?» (Иов. 9, 21-24). «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них» (Иов. 21, 7-9). Кроме Иова о том же плачет Иеремия: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии; почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?.. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях — сохнуть?» (Иер. 12, 1-4). Тот же вопрос срывается с уст и других пророков: «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного» (Пс. 9, 22-23). «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93, 3). «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам… Потому туда же обращается народ Его, и говорят: как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего? И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (Пс. 72, 2-14). «Есть и такая суета на свете: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Эккл. 8, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010