Луи Дюшен (католик) Том 2 Содержание Предисловие к русскому изданию 1912 года Предисловие автора  Глава I. Римская империя, как родина христианства  Глава II. Первобытная церковь в Иерусалиме  Глава III. Антиохия и миссионерство апостола Павла  Глава IV. Христианство апостольских времен  Глава V. Происхождение Римской церкви  Глава VI. Первые ереси  Глава VII. Епископская власть  Глава VIII. Христианство и государство  Глава IX. Распадение иудействующего христианства  Глава X. Произведения христианской литературы Глава XI. Гносис и маркионизм  1.  Симон и простонародный гносис 2. Валентин, Василид, Карпократ  3. Гностическое учение 4. Маркион 5. Церковь и гносис Глава XII. Распространение и апология христианства во II веке  Глава XIII. Римская церковь от Нерона до Коммода Глава XIV. Местные церкви во II веке  Глава XV. Монтанизм Глава XVI. Вопрос о праздновании Пасхи  Глава XVII. Распри в Риме. – Ипполит  Глава XVIII. Христианская александрийская школа  XIX. Церковь и государство в III веке 1. Эпоха Северов 2. Гонения Деция (250–251) 3. Гонение Валериана 4. Общинная собственность христианских церквей XX. Христианская Африка и римская церковь в половине III века. – Киприан 1. Африканские области 2. Появление христианства. – Тертуллиан 3. Св. Киприан и гонения Деция 5. Спор о крещении XXI. Христианство на Востоке до Деция 1. Горные страны Малой Азии 2. Антиохия 3. Эдесса 4. Южная Сирия XXII. Павел Самосатский XXIII. Дионисий Александрийский XXIV. Восточное богословие после Оригена и Павла Самосатского XXV. Христианские нравы и обряды XXVI. Христианская община XXVII. Противники христианства в конце III века 1. Культ Митры 2. Неоплатонизм 3. Манихейство 4. Иудейство     Предисловие к русскому изданию 1912 года Аббат Л. Дюшен, книга которого предлагается вниманию русских читателей в настоящем переводе, является одним из самых выдающихся историков церкви с католической стороны. Его имя произносится с равным уважением учеными всех исповеданий. Но в России он не пользуется большой известностью, вероятно вследствие специального характера своих главных ученых трудов. Поэтому нелишним представляется дать несколько кратких сведений о личности этого неутомимого исследователя и его заслугах пред наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

5. Индия Как писал богослов Евсевий, а также другие известные в этой области авторы, христианство в Индию принесли апостолы Фома и Варфоломей. Легенды гласят, что индо-парфянский царь Гондофар принял христианскую веру благодаря святому Фоме, после чего последний продолжил свой миссионерский путь до юга Индии а, возможно, и дальше – до Поднебесной и до Малайзии. Кстати, как указывает сирийский труд «Деяния Фомы» (начало III века), сначала ученик Христа не хотел отправляться служить в эти края, но однажды ночью Господь явился ему во сне и велел сопроводить индийского торговца Хаббана в его родное селение, на северо-запад Индии. Так, не смея отказать Богу, Фома отправился в путь и в итоге оказался на службе у индо-парфянского царя, в результате чего христианство приняли и правитель, и его брат, и множество других местных жителей. Фома привнес христианство и на юг Индии, в штат Керала, где в 52 году обратил в эту веру большое количество браминов (древняя каста Намбудири). На юго-востоке Индии он также обратил в христианство местного короля, его поданных и простых жителей. В Индии Фома основал множество христианских церквей, но здесь же он, увы, встретил и свою смерть: его убили, сначала забив камнями, а затем заколов копьём. 6. Месопотамия и Парфянское царство Древний город Верхней Месопотамии Эдесса (ныне – турецкий город Шанлыурфа) еще с апостольских времен считался главным центром сирийского христианства. В период гонений на первых христиан некоторые из них переселились в Эдессу, где стали проповедовать. Иными словами, Церковь Эдессана ведет свою историю еще от апостольских времен. На некоторое время христианство здесь даже становилось государственной религией. В Верхней Месопотамии, которая располагалась на территории между Парфянской и Римской империями, образовалась Ассирийская Церковь Востока. Долгое время (с 250 г. до н.э. по 640 г. н.э.) здесь наблюдалась религиозная терпимость к христианам, однако постепенно начала набирать обороты религия зороастризма. После того как эти края были завоеваны мусульманами (в VII столетии), христиан гонениями не подвергали, однако обложили высокими налогами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В III в. в Эдесской Церкви распространилась легенда, что ее основал один из 72 учеников, Аддай, посланный Христом в Эдессу в ответ на письмо, направленное ему царем Абгаром (Авгарем) Черным (9–46 по Р.Х.). Они даже показывали ответ Иисуса, где обещалось, что Эдесса никогда не будет завоевана. Переписка между Христом и Абгаром сделалась народным амулетом: слова из нее надписывали на домах, чтобы предохраниться от зла. Самые ранние сохранившиеся образцы этой надписи, датируемые V в., были обнаружены в Малой Азии. Завоевание Эдессы Римом и включение ее в Империю принесло одну серьезную перемену в жизнь христиан Междуречья: хотя у них были ранние сирские переводы четырех Евангелий (они были сделаны около 150 г.), они стали использовать Диатессерон Татиана. Лишь в IV-V вв. Диатессерон был замещен стандартной сирской версией Писания Пешитто (Пешитта), т.е. «простой», «верный» перевод. Время происхождения его неизвестно, однако мы можем с уверенностью сказать, что после Септуагинты это самый древний библейский перевод. Апокрифическое писание III в. «Деяния Фомы» сообщает о распространении христианства не только в Персии , но и в Индии , на Малабарском побережье. Однако о раннем индийском христианстве мы практически ничего не знаем. Но все-таки основное направление христианизации шло на Запад. Тот факт, что апостол Павел избрал направление к Италии и далее к Испании, оказался судьбоносным для будущего отождествления христианства с европейской культурой. Во время написания «Послания к римлянам» в Риме уже была значительная Церковь . Вскоре последовало и распространение христианства среди других итальянских городов. В уничтоженной извержением Везувия в 79 г. Помпее была найдена такая надпись в форме квадрата: R O T A S O P E R A T E N E T A R E P O S A T O R Если эти буквы переставить определенным образом, получится PATER NOSTER. Таким образом, весьма вероятно, что это христианская криптограмма, и, следовательно, в Помпее могли быть христиане еще до 79 г. К 250 г. в Италии было около 100 епископских кафедр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба апостола Фаддея проповедовали также в Армении. Сперва прибыл сюда Фаддей от семидесяти к эдесскому владельцу Авгарю, управлявшему Армениею. Этот владелец еще во дни земной жизни Спасителя, услышавши о совершаемых Им чудесных исцелениях всякого рода болезней, отправлял к Нему послов просить себе уврачевания от неисцелимой проказы и удостоился получить от Господа, вместе с нерукотворенным Его образом, обетование, что вскоре к нему прислан будет один из апостолов, который дарует ему совершенное здравие не только телесное, но и духовное. Вот вследствие сего-то обетования и приходил в Армению святой Фаддей, который, действительно, исцеливши Авгаря, крестил его со всем его домом, а вслед за тем, многими другими чудесами обратив ко Христу всех жителей Эдессы и утвердив между ними благочестие, отошел в Месопотамию, Сирию и Киликию, где и почил о Господе 249 . Явно, что этот апостол, которого армяне единодушно называют своим первым апостолом, не проникал собственно в Армению и особенно в ту часть ее, которая находится ныне в пределах нашего отечества, ибо город Эдесса лежал не в самой Армении, а в верхней Сирии, или Месопотамии, принадлежавшей только тогда к Армении. Разве принять за достоверное известие армянских летописцев, которые уверяют, что Фаддей от семидесяти проповедовал целые 18 лет (с 32 г. по 49-й) в самой Армении, Великой и Малой, что здесь он и скончался, здесь и погребен в области Шаваршан, в деревне Артаз и что на могиле его здесь устроен даже монастырь. Спустя несколько времени, при третьем армянском царе Санатруке, племяннике Авгаревом, после многотрудных своих путешествий во Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии и Месопотамии достиг наконец в Армению со своею проповедию и другой апостол Фаддей, известный под именем Иуды Левия. Он был уже не в одной только Эдессе, но проходил в самую глубь Армении и в стране Араратской, просветивши многих святою верою в продолжение трех лет с 66 по 69 г., подобно апостолу Варфоломею, подвизавшемуся здесь около сего же времени, скончался мученически на древе крестном 250 . Этот Фаддей действительно есть апостол самой Армении, и даже той, которая лежит в наших пределах 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В ходе военных кампаний имп. Септимия Севера против Парфии (195 и 197-198) О. была подчинена Риму ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXV 1-2; Scr. hist. Aug. Septimius Severus. XVIII 1), причем ее территория была разделена на провинцию Осроена, к-рая вошла в состав Римской империи, и полунезависимое Эдесское царство. Последним продолжал править Авгарь VIII, принявший тогда же рим имя - Луций Элий Септимий. По всей видимости, в состав царства Авгаря входили территории, непосредственно примыкавшие к Эдессе. Септимий способствовал развитию тесных отношений между Эдесским царством и провинцией О., причем оба указанных политических образования должны были служить форпостом рим. влияния на Востоке. В 214/6 г. имп. Каракалла присоединил Эдесское царство к провинции О.; Эдесса получила статус рим. колонии. Династия Авгарей была сохранена, однако ее представители, видимо, не обладали реальной властью. Номинальная независимость О. была ликвидирована в 244/9 г. В 260 г. Эдессу и Карры на нек-рое время захватили войска персид. шаха Шапура I, однако вскоре О. перешла под контроль правителя Пальмиры Луция Септимия Одената (ок. 250-266/7). После гибели Одената его 2-я жена, Зенобия , исполнявшая обязанности регента, начала военную кампанию против Рима, к-рая завершилась победой имп. Аврелиана (270-275) и пленением Зенобии. С этого времени вплоть до арабских завоеваний в сер. VII в. О. оставалась римской (византийской) провинцией. Ист.: Plin. Sen. Natur. Hist. Vol. 1; Dio Cassius. Hist. Rom. XL 20-23; LXX 1-2; Plut. Vitae; Chron. Edess.; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 1. P. 50-131 [textus]; P. 40-98 [versio]. Лит.: Segal J. B. Edessa, «The Blessed City». Oxf., 1970; idem. Abgar//EIran. 1985. Vol. 1. Fasc. 2. P. 210-213; Shah î d I. Rome and the Arabs: A Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs. Wash., 1984; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 803-813; Абрамзон М. Г. Осроена в рим. вост. политике в I в. до н. э.- III в. н. э.//Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск; Новосиб., 2005. Вып. 15. С. 111-119; Baum W. König Abgar bar Manu (ca. 177-212) und die Frage nach dem «christlichen» Staat Edessa//Der Christliche Orient und seine Umwelt: Gesammelte Studien zu Ehren J. Tubach anlässlich seines 60. Geburtstags/Hrsg. S. G. Vashalomidze, L. Greisiger. Wiesbaden, 2007. S. 99-116; TIB. 2014. Bd. 15; Заболотный Е. А. История конфес. разделения сир. христианства и развитие христологии в IV-VIII вв.: Дис. М., 2016. С. 60-66.

http://pravenc.ru/text/2581647.html

Современные историки считают, что для иудея I века было вполне обычно и даже не составляло большого труда отправиться на корабле в Индию . Мофетт идет еще дальше: «Вполне возможно в первые два века христианства Индия была гораздо более открыта для прямых контактов с Западом, чем за всю остальную историю до прибытия туда португальцев спустя пятнадцать столетий... Возможно, около 50 года нашей эры один из таких кораблей привез в Индию христианского миссионера из Иудеи, плотника, поскольку документы того времени говорят о том, что плотники пользовались на Востоке большим спросом. Например, для постройки царского дворца в южном тамильском королевстве Чола». Святые отцы Церкви об апостольской миссии Св. Фомы в Индию Существует множество святоотеческих указаний о пребывании св. Фомы в Индии. Вот самые известные из них: Didascalia Apostolorum (Эдесса, 250 г н.э.) сообщает: «Индия и все ее территории, и все что к ним прилегает до самого дальнего моря, получило апостольское священство из рук самого апостола Иуды Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую он здесь построил». Св. Григорий Богослов (329-390) ссылается на Фому, а также на других апостолов в Слове 33, против ариан: «Что же апостолы? Разве не чужеземцы были для многих народов и городов, по которым они разделились, чтобы повсюду пронеслось Евангелие, чтобы все было озарено Троичным Светом, просвещено истиной, так чтобы и для сидящих во тьме и сени смертной рассеялся мрак неведения? Сказано: да мы во языки, они же во обрезание (Гал. 2:9). Слышишь, это говорит Павел! Пусть Петру Иудея; что же общего у Павла с язычниками, у Луки с Ахаией, у Андрея с Епиром, у Иоанна с Ефесом, у Фомы с Индией, у Марка с Италией, - что у всех (не говоря о каждом порознь) общего с теми, к которым они ходили проповедовать?» («Слово 33 против ариан и самом себе») Святой Амвросий Медиоланский (333-397): «...Как дошло до того, что, утомившись от гражданских войн, верховное Римское командование передали Юлию Августу, и так междоусобные раздоры были прекращены. Это в свою очередь позволило апостолам без промедления отправится по слову Господа Иисуса: «Идите, учите все народы». Даже государства закрытые непроходимыми горами стали им доступны, Фоме Индия, Матфею Персия. Также это (внутренний мир) расширило власть Римской империи по всей земле и смягчило распри и разногласия среди народов, укрепляя мир, давая апостолам возможность у истоков Церкви путешествовать во многие земли.

http://sedmitza.ru/text/832083.html

Современные историки считают, что для иудея I века было вполне обычно и даже не составляло большого труда отправиться на корабле в Индию. Мофетт идет еще дальше: «Вполне возможно в первые два века христианства Индия была гораздо более открыта для прямых контактов с Западом, чем за всю остальную историю до прибытия туда португальцев спустя пятнадцать столетий… Возможно, около 50 года нашей эры один из таких кораблей привез в Индию христианского миссионера из Иудеи, плотника, поскольку документы того времени говорят о том, что плотники пользовались на Востоке большим спросом. Например, для постройки царского дворца в южном тамильском королевстве Чола». Святые отцы Церкви об апостольской миссии Св. Фомы в Индию Существует множество святоотеческих указаний о пребывании св. Фомы в Индии. Вот самые известные из них: Didascalia Apostolorum (Эдесса, 250 г н.э.) сообщает: «Индия и все ее территории, и все что к ним прилегает до самого дальнего моря, получило апостольское священство из рук самого апостола Иуды Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую он здесь построил». Св. Григорий Богослов (329-390) ссылается на Фому, а также на других апостолов в Слове 33, против ариан: «Что же апостолы? Разве не чужеземцы были для многих народов и городов, по которым они разделились, чтобы повсюду пронеслось Евангелие, чтобы все было озарено Троичным Светом, просвещено истиной, так чтобы и для сидящих во тьме и сени смертной рассеялся мрак неведения? Сказано: да мы во языки, они же во обрезание (Гал. 2:9). Слышишь, это говорит Павел! Пусть Петру Иудея; что же общего у Павла с язычниками, у Луки с Ахаией, у Андрея с Епиром, у Иоанна с Ефесом, у Фомы с Индией, у Марка с Италией, — что у всех (не говоря о каждом порознь) общего с теми, к которым они ходили проповедовать?» («Слово 33 против ариан и самом себе») Святой Амвросий Медиоланский (333-397): «…Как дошло до того, что, утомившись от гражданских войн, верховное Римское командование передали Юлию Августу, и так междоусобные раздоры были прекращены. Это в свою очередь позволило апостолам без промедления отправится по слову Господа Иисуса: «Идите, учите все народы». Даже государства закрытые непроходимыми горами стали им доступны, Фоме Индия, Матфею Персия. Также это (внутренний мир) расширило власть Римской империи по всей земле и смягчило распри и разногласия среди народов, укрепляя мир, давая апостолам возможность у истоков Церкви путешествовать во многие земли.

http://sedmitza.ru/text/414374.html

Современные историки считают, что для иудея I века было вполне обычно и даже не составляло большого труда отправиться на корабле в Индию . Мофетт идет еще дальше: «Вполне возможно, в первые два века христианства Индия была гораздо более открыта для прямых контактов с Западом, чем за всю остальную историю до прибытия туда португальцев спустя пятнадцать столетий… Возможно, около 50 года нашей эры один из таких кораблей привез в Индию христианского миссионера из Иудеи, плотника, поскольку документы того времени говорят о том, что плотники пользовались на Востоке большим спросом. Например, для постройки царского дворца в южном тамильском королевстве Чола». Святые отцы Церкви об апостольской миссии святого Фомы в Индию Существует множество святоотеческих указаний о пребывании святого Фомы в Индии. Вот самые известные из них: Didascalia Apostolorum (Эдесса, 250 г. н.э.) сообщает: «Индия и все ее территории, и все, что к ним прилегает до самого дальнего моря, получило апостольское священство из рук самого апостола Иуды Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую он здесь построил». Святой Григорий Богослов (329-390) ссылается на Фому, а также на других апостолов в Слове 33, против ариан: «Что же апостолы? Разве не чужеземцы были для многих народов и городов, по которым они разделились, чтобы повсюду пронеслось Евангелие, чтобы все было озарено Троичным Светом, просвещено истиной, так чтобы и для сидящих во тьме и сени смертной рассеялся мрак неведения? Сказано: да мы во языки, они же во обрезание (Гал. 2:9). Слышишь, это говорит Павел! Пусть Петру Иудея; что же общего у Павла с язычниками, у Луки с Ахаией, у Андрея с Епиром, у Иоанна с Ефесом, у Фомы с Индией, у Марка с Италией, — что у всех (не говоря о каждом порознь) общего с теми, к которым они ходили проповедовать?» («Слово 33 против ариан и о самом себе») Святой Амвросий Медиоланский (333-397): «…Как дошло до того, что, утомившись от гражданских войн, верховное Римское командование передали Юлию Августу, и так междоусобные раздоры были прекращены. Это в свою очередь позволило апостолам без промедления отправиться по слову Господа Иисуса: «Идите, учите все народы». Даже государства, закрытые непроходимыми горами, стали им доступны, Фоме Индия, Матфею Персия. Также это (внутренний мир) расширило власть Римской империи по всей земле и смягчило распри и разногласия среди народов, укрепляя мир, давая апостолам возможность у истоков Церкви путешествовать во многие земли.

http://pravmir.ru/udivitelnye-fakty-preb...

N. Y., 1983; Schoedel W. R. Ignatius of Antioch: A Commentary on the letters of Ignatius of Antioch. Phil., 1985; idem. Ignatius von Antiochien//ThRE. Bd. 16. S. 40-45; Djobadze W. Archeological Investigations in the Region West of Antioch-on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Hierarchia Ecclesiastica Orientalis/A cura di G. Feldato. Padova, 1988 (Ser. Episcoporum Ecclesiarum Christianarum Orientalium; T. 2); Aydin H. Die syrisch-orthodoxe Kirche von Antiochien. Glane; Losser, 1990; Fiey J. M. Oriens Christanus Novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut, 1993; Skaff E. B. The Place of Antioch in Church History. Camb. (Mass.), 1993; Syrien von den Aposteln zu den Kalifen/Hrsg. v. M. Ruprechtsberger. Mainz, 1993; Dick I. Les Melkites: Grecs-Orthodoxes et Grecs-Catholiques des Patriarcats d " Antioche, d " Alexandrie et de Jérusalem. Turnhout, 1994; Religionsgeschichte Syriens von der Frühzeit bis zur Gegenwart/Hrsg. v. P. W. Haider, M. Hutter, S. Kreuzer. Stuttg.; B.; Köln, 1996; Das Entstehen der einer Christenheit (250-430)/Hrsg. v. Ch. und L. Pietri. Freiburg; Basel; W., 1996. (GChr; 2.). S. 55-119, 281-285, 300-302, 321-325, 408-411, 448-450, 614-616, 830-835, 1033-1050. И. С. Чичуров С сер. VII в. до османского завоевания Период араб. владычества (634-969) В 30-х гг. VII в. Византия пережила крупнейшую катастрофу в своей истории, когда ее вост. провинции подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией - исламом - на борьбу за мировое владычество. Военные и экономические ресурсы империи были истощены длительным противоборством с сасанидским Ираном; духовное единство страны было подорвано монофизитской схизмой и 2-вековыми попытками ее преодоления. В результате Восток стал легкой добычей арабов. Не более 5 лет прошло между 1-м вторжением мусульман в визант. пределы (взятие Бостры в нач. 634) и полным покорением Сирии (в авг. 638 пала Антиохия, в 639 - Эдесса). Единственным островком христ. владений оставался Горный Ливан, окончательно подчиненный халифату только в нач.

http://pravenc.ru/text/Антиохийская ...

Второй епископ Милитены Акакий управлял митрополией до 250–251 г. (Fedalto 1988. P. 39). В 1-й «Нотиции» Константинопольской Церкви упоминается на 18-м месте (Darrouzès 1981. P. 204). 185 Самосата – епископия, подчинявшаяся Иераполю в составе Евфратской про-винции Антиохийской Церкви (III–X вв.), в 8-й «Нотиции» упоминается на 57-м месте (с ошибочным надписанием το σμωστου или σμσατον с разночтением Σαμοσατον V (224a. Valicellanus C 11). Darrouzès 1981. P. 292). Во времена Стифата в городе существовала только иерархия Западно-сирийской яковитской церкви (кон. VI b.–XII в.) (Fedalto 1988. P. 796–798). 186 В тексте, скорее всего, ошибочная форма, у Г. Федальто и Ж. Даррузеса – Камах (Κμαχος), митрополия Армении. Округ Камаха был частью Колонии, которую Лев VI соединил с округом Келтзини для того, чтобы создать новую фему Месопотамии: тогда Камах был возведен в ранг митрополии с 5-ю зависимыми епископами. Первый упоминаемый епископ – Георгий (681–691), последний – Даниил (с 1294 г.) (Fedalto 1988. P. 844–845). В 7-й «Нотиции» Константинопольской Церкви, составленной патриархом Николаем Мистиком (во время второго патриаршества с 15 мая 912 по 15 мая 925 (?)), Камах впервые упоминается на 46-м месте (Darrouzès 1981. P. 272). 187 Эдесса – митрополия провинции Осроэны Антиохийской Церкви. По преда-нию, первым епископом Едессы был апостол Фаддей (Eus. Hist. eccl. 1, 13, 4:4–5/Éd. par G. Bardy. Paris, 1952. SC 31. P. 41. TLG 2018/2). Второй епископ Барсимей претерпел мученическую кончину в 106 или 112 г. В 216 г. Эдесса стала римской колонией, в 363 г. сдалась персам, в 640 г. захвачена арабами, в 944 г. на время отвоевана византийцами. Во времена полемики Стифата с армянами оккупирована турками-сельджуками (с 1040 г.), позднее, с 1098 по 1144 г., стала столицей королевства крестоносцев с латинской иерархией. Время жизни последнего епископа Византийской Церкви приходится на 2-ю пол. XIV в. С 542 г. Эдесса стала центром Западно-сирийской яковитской церкви, а с 590 по 1144/1145 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010