Глава VI. Элладская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Элладской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Элладской Православной Церкви: распространение христианства; епископии в Коринфе и Солуни; введение Элладской Церкви в юрисдикцию Константинополя 2. Церковь во времена владычества на Востоке латинян, после их изгнания из Константинополя и при турецком правлении; борьба греков за политическую и церковную самостоятельность; роль Церкви в освободительной борьбе 3. Церковь в возрожденной Греции: объявление церковной автокефалии; декларация 1833 года; признание автокефалии Константинополем; законы 1852 года (об устройстве Синода и др.) 4. Присоединение к Элладской Православной Церкви паствы Ионических островов 5. Движение греческого духовенства после Первой мировой войны за освобождение Церкви от государственной опеки 6. Афинские Архиепископы 7. Ученые церковные деятели 8. Элладская Православная Церковь в последние десятилетия: конфликт иерархии с правительством из-за «метафетона»; положение Церкви после военного переворота 1967 года; взгляд Патриарха Алексия I, митрополита Никодима и всего Священного Синода Русской Православной Церкви на майские события 1967 года; новый военный переворот в Греции в 1973 году; уход с поста Предстоятеля Архиепископа Иеронима; правительственный закон 1974 года «Об определении способа избрания Предстоятеля Церкви и приведения в порядок некоторых церковных дел»; избрание нынешнего Предстоятеля Церкви 9. Современное состояние Элладской Православной Церкви: положение Церкви в государстве; иерархи в «Старой Греции» и в «Нэон Хорон»; высшая церковная власть; система церковной организации и администрации (Апостольская Диакония и др.); просветительная деятельность (духовные школы, журналы); монастыри, храмы; благотворительная деятельность Церкви; материальное положение 10. Отношение Элладской Православной Церкви к инославию 11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем Греческая «Церковь истинных православных христиан»

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

Документы Заявление внеочередного Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября 2019 года 17.10.2019 16:13 17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу (журнал 125). Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2019 года, в частности, с коммюнике Собора и c докладом Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима «Автокефалия Церкви Украины», в котором предлагается «признать… автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики». Поскольку возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране. Ранее Константинопольский Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял о признании митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви в Украине (последнее такое заявление было сделано им во всеуслышание на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей в январе 2016 года). Однако в конце 2018 года Патриарх Варфоломей изменил своим прежним заявлениям и, не имея на то канонических полномочий, «восстановил в сане» без покаяния и отречения от раскола тех, кто был из него извержен, предан анафеме или же никогда не имел ни канонической хиротонии, ни даже формального апостольского преемства. Главой новосозданной структуры стал человек, получивший свое «рукоположение» от изверженного из сана и отлученного от Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета. Последний был также «восстановлен» в «архиерейском достоинстве» Константинопольским Патриархом, но вскоре после этого покинул новоучрежденную «церковь» и заявил о восстановлении своего прежнего раскольнического сообщества, которое он именует «Киевским патриархатом».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Уставное положение «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях» 14 сентября 2014 Вниманию читателей предлагается перевод положения «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях» Элладской Православной Церкви. Публикация осуществлена в рамках дискуссии «Положения о монастырях и монашестве» Межсоборного присутствия РПЦ МП. Статья УСТАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 39 «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях» Статья 1. Определение и цель 1) Монастырь является духовным учреждением для молитвы и труда, в котором проживает православная христианская община мужчин или женщин, посвятивших себя Богу и принесших обеты проводить свою жизнь в чистоте, нестяжании и послушании игумену и Элладской Православной Восточной Церкви. 2) Целью каждого монастыря, согласно Преданию Православной Церкви, является: - непрестанное в общежительной жизни славословие в Троице покланяемого Бога; - посредством литургических и личных молитв, постоянного подвига ради Бога и через исполнение святых послушаний умерщвление страстей проживающих в монастыре - и полное переживание ими таинственной жизни во Христе, ведущей их души ко спасению и обожению. Статья 2. Учреждение монастыря 1) Для учреждения монастыря необходимо прошение греческих граждан, либо безбрачных клириков или монахов, либо безбрачных или пребывающих во вдовстве мирян к местному епископу, в области которого они желают создать монастырь. К прошению, содержащему обещание ими целожизненного посвящения себя Богу и соблюдения трех монашеских обетов, прилагается копия заверенного нотариусом документа, свидетельствующего о том, что некое физическое или юридическое лицо предоставляет для учреждения монастыря количество земли, со строениями или без, достаточное для элементарного проживания на ней братства. Архиерей, приняв это прошение и рассмотрев его в свете св. канонов, если склоняется к учреждению монастыря, излагает свои доводы в пользу его учреждения в собственном документе в адрес Св. Синода. Последний, если одобряет учреждение, обращается в Министерство Народного Образования и Религии за выдачей распоряжения об учреждении монастыря.

http://bogoslov.ru/article/4173663

Афины, 7 декабря. Завершению 35-го апостольского визита Папы Франциска, в ходе которого он посетил Кипр и Грецию, предшествовало несколько событий, передает « Сибирская католическая газета ». Воскресным вечером 5 декабря Папа принял в здании Апостольской нунциатуры с визитом вежливости предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Иеронима II. Как Папа, так и Архиепископ оставили записи в Книге почетных гостей дипломатического представительства Святого Престола в Греции. В частности, Блаженнейший Иероним написал, что пришел в нунциатуру, «чтобы поблагодарить брата Франциска за его визит в Грецию», а Папа, со своей стороны, поблагодарил «возлюбленного брата Иеронима II» за его «братское расположение, кротость и терпение», призвав затем благословение Божие «на наши две Церкви-Сестры», как и помощь Матери Божией. Архиепископ Афин подарил понтифику две книги – о покаянной практике малоазиатских греков в начале XX столетия и о жертвах национальной революции в Греции, а также икону Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Глава Католической Церкви подарил Предстоятелю Элладской Церкви памятную медаль, отбитую в честь его визита в Грецию и на Кипр; книгу о состоявшейся 27 марта 2020 г. на площади Святого Петра молитве о прекращении пандемии; и образ, исполненный современным иконописцем, католиком греко-византийского обряда, по мотивам знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». В понедельник 6 декабря утром Папа Франциск отслужил мессу в часовне нунциатуры, после чего дал аудиенцию спикеру Парламента Греции Константиносу Тасуласу. Перед тем как окончательно попрощаться с гостеприимным домом нунциатуры, понтифик побеседовал с группой молодых беженцев из Сирии, находящихся под опекой действующего в Греции Ординариата Армянской Католической Церкви. Заключительным же событием 35-го Апостольского визита Папы Франциска стала его встреча с молодежью в афинской школе Святого Дионисия, опекаемой сестрами-урсулинками, сообщает Vatican News . Отвечая девушке по имени Катерина, написавшей о своих сомнениях в вере, Папа пояснил, что их не нужно бояться, поскольку это не означает, что вера сомневающегося человека в чем-то ущербна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подчинение Автономной Православной Церкви в Эстонии юрисдикции Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. на Константинопольский патриарший престол был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис), сторонник антитурецкого политического курса премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса. Патриарх Мелетий IV прибыл в оккупированный в то время войсками Антанты Стамбул на корабле под византийским желтым флагом с черным орлом. Высокая Порта решительно опротестовала это избрание. Патриарх Мелетий IV занимал Константинопольскую кафедру около двух лет (до 20 сентября 1923 г.). Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной Поместной Православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Став Патриархом Константинопольским, Мелетий IV в декабре 1921 г. на конференции православных епископов Америки заявил о праве Константинопольского Патриарха на юрисдикцию над всей православной диаспорой, в том числе и над Алеутской и Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном (Рождественским). Вольно или невольно, но наибольший ущерб внешняя деятельность Святейшего Патриарха Мелетия IV причинила Русской Православной Церкви. 1 марта 1922 г. по инициативе своего председателя Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в пределах которых пребывают Поместные Православные Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи на открытии Съезда православной молодежи ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи на открытии Съезда православной молодежи См. также: Материалы Съезда православной молодежи Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры ! Сердечно приветствую всех участников и гостей Съезда православной молодежи. Сегодня в своем вступительном пастырском слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий дал ясную характеристику того положения, в котором ныне пребывают наши дети и наша молодежь. Думаю, не ошибусь, если скажу, что главной темой выступления Святейшего Патриарха был призыв ко всем, кто стремится воспитывать молодежь на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия, объединить свои усилия. Святейший Патриарх неоднократно указывал на необходимость вести серьезную, кропотливую работу с молодежью. На открытии V Международных Рождественских чтений Святейший подчеркивал: " Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело, а в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца " . Эти слова стали руководством к действию для всех, кто поднял на себя крест служения молодежи. Мы глубоко благодарны Святейшему Патриарху за постоянную, искреннюю заботу о детях и молодежи. Хотел бы произнести искренние слова благодарности и Предстоятелю Элладской Православной Церкви Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Христодулу, мудрому архипастырю, который имеет богатый опыт работы с молодежью. Драгоценные частицы этого опыта Владыка Архиепископ донес сегодня до наших сердец.

http://zavet.ru/molszd1.htm

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Критика теории первенства чести и власти с точки зрения православной экклесиологии Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, профессор Московской духовной академии, руководитель Аспирантуры Московской духовной академии Одностороннее решение не имеет силы τ κατ μονομρειαν σχν οκ χει Святитель Афанасий Александрийский¹ В настоящее время вопрос о первенстве Константинопольского Патриарха как первенстве чести или как первенстве чести и власти особо актуален. От решения этого вопроса зависит единство мирового Православия, которое уже вступило на тернистый путь споров и разделений. Элладская Православная Церковь в октябре 2019 года поддержала решение Константинопольской Православной Церкви о «даровании автокефалии» так называемой Православной церкви Украины. Это привело к переосмыслению ряда явлений, событий, возможностей в греческом мире, а также к возможности попытаться понять, о чем думают современные богословы, канонисты, которые занимаются продвижением теории первенства чести и власти Константинопольского Патриархата с такими большими и катастрофичными последствиями. Критике этой теории и посвящена представленная статья. Теория первенства чести и власти поддерживается в современном мире ее сторонниками – канонистами, богословами, политиками, журналистами. Она приобретает такой удельный вес в современном информационном пространстве, что кажется, как будто все очень серьезно, как будто «аргументы» этой теории имеют право на существование. Суть ее заключается в том, что Константинопольский Патриарх считает себя первым среди предстоятелей Поместных Церквей не только по чести, но и по власти. Последнее первенство – первенство по власти – предполагает обладание правом высшей судебной инстанции, которая может принимать апелляции от спорящих сторон не только в пределах, но и за пределами своей юрисдикции. Данной инстанции в порядке исключения приписывается «экстерриториальная юрисдикция» (περρια δικαιοδοσα).

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иорданский Собор и восточный папизм Патриарх Варфоломей и архиепископы Элладский Иероним и Кипрский Хризостом отказались участвовать в собрании Предстоятелей в Иордании 05.01.2020 3394 Время на чтение 5 минут Константинопольский патриарх Варфоломей «строго ответил» на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила с предложением собрать Предстоятелей всех Православных Церквей, передает РИА Новости со ссылкой на блог «Свет Фанара». Блог освещает деятельность Фанара. Напомним, что Иерусалимский Патриарх предложил Предстоятелям Поместных Церквей собраться в Иордании для решения проблемы раскола православного мира. Данная инициатива была озвучена во время его визита в Москву в ноябре 2019 года. Аналогичное предложение высказали и глава Албанской Церкви архиепископ Анастасий , а также ряд иерархов Элладской и Кипрской Церквей. 17 декабря 2019 года в Праге состоялось заседание Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии, на котором было поддержано предложение Иерусалимского Патриарха Феофила провести встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Иордании в феврале 2020 года. Профанарский блог «Свет Фанара» утверждает, что Патриарх Феофил направил письмо «по указанию Московского патриархата», и сообщает: «Согласно журналистским источникам, письмо Вселенскому патриарху и другим греко-говорящим предстоятелям написано на английском языке, что происходит впервые. Вселенский патриарх Варфоломей ответил на письмо Феофила Иерусалимского по-гречески и в строгом тоне, считая патриарха Иерусалимского абсолютно некомпетентным делать такого рода действия». По его данным, ответ будет опубликован. «Свет Фанара» заявляет, что инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила якобы не получает положительного отклика от большинства православных священников, даже тех, кто высказался против украинской автокефалии. Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом решил не отвечать на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила о созыве встречи Предстоятелей Поместных Церквей, передает ТАСС со ссылкой всё на тот же блог «Свет Фанара».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/03/io...

Закрыть itemscope itemtype="" > Киево-Печерская лавра – русский Иерусалим Беседа сербского писателя с греческим дипломатом и экономистом 27.02.2023 1110 Время на чтение 13 минут Вопрос: Скажите пожалуйста, какие причины побудили РПЦ, как крупнейшую православную церковь мира, сегодня бороться за защиту своей святыни – Киево-Печерской Лавры? Ответ на этот вопрос кроется в неканонических действиях Патриарха Варфоломея I, который после очередного заседания Священного Архиерейского Синода Вселенского Патриархата в 2018 году заявил, что начался процесс предоставление независимости «Церкви в Украине в отношении к Русской Православной Церкви». В том же сообщении говорится, что «решение от 1686 года, по которому Киевская митрополия была передана Московскому Патриархату, отменено». Справедливости ради необходимо указать, что на основании грамот тогдашнего Константинопольского Патриарха Дионисия IV от 1686 г., указов его преемников, из официальных и с тех пор регулярно публикуемых «тактиконов», «синтагмаций», «диптихов», «календарей» и «летописей», издаваемых самой Константинопольской Патриархией, Киевская митрополия передана в ведение Московской Патриархии, по ходатайству Константинопольского Патриарха, в связи с экзистенциальнной угрозой со стороны Османской империи. Каноническая юрисдикция Московского Патриархата над Киевской митрополией уже более 300 лет признается всем православным миром, в том числе и Элладской Православной Церковью. Также необходимо указать как непреложный факт, что в соответствии со святыми канонами Церкви, дискуссии о территориальной юрисдикции не могут продолжаться по истечении тридцатилетнего срока с момента принятия решения (VI Вселенский Собор, 25). Точно так же полную неискренность и неправдивость в высказываниях Патриарха Варфоломея видно из того, что за полгода до начала Критского Собора, т.е. в январе 2016 года в присутствии Глав Православных Церквей Патриарх Варфоломей убедил присутствующих, что Святая Константинопольская Церковь не намерена осуществлять какие-либо действия относительно церковной жизни на Украине, как на Святом и Великом Соборах, так и после него. Только тогда РПЦ согласилась снять вопрос об автокефалии с повестки дня критского собора.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

Монашеский форум возглавил Святейший Патриарх Кирилл 14 декабря 2016 г. 12:55 Тайна послушания, доступная каждому ИГУМЕНЫ И ИГУМЕНИИ ОСБУДИЛИ НАСУЩЫНЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОГО РУКОВОДСТВА БРАТИЕЙ С 20 по 24 сентября в Москве в рамках празднования 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон прошли торжества, ставшие кульминационным событием юбилейного года. Они вобрали в себя собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, научную конференцию «Русь и Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», выставку архивных материалов «Русь и Афон» и праздничный концерт духовных произведений «Пристань спасения». Наследие Афона На время юбилейных торжеств в Москву был принесен ковчег со святой главой преподобного Силуана Афонского. Это историческое событие, приуроченное к 150-летию со дня рождения святого, вкупе с патриаршими богослужениями при встрече и проводах святой главы придали особую значимость празднованию, стали видимым свидетельством благословения Святой горы и живой связи святогорских традиций с устроением и развитием монашеской жизни в Русской Церкви. На торжества приехали свыше шести сотен монашествующих: Преосвященных архиереев, архимандритов и игуменов, игумений монастырей из 192 епархий России, ближнего и дальнего зарубежья. Почетными гостями стали архиереи, архимандриты, игумены и игумении, представители Святой горы Афон и братских Поместных Церквей: Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Польской, Православной Церкви в Америке. Отдельную категорию слушателей составили представители научного сообщества, преподаватели и студенты духовных учебных заведений (более восьми сотен участников). Научная конференция, посвященная русскому присутствию на Афоне, открылась в первый день форума в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и продолжилась в стенах Троице-Сергиевой лавры . С результатами своих серьезных научных исследований, раскрывающих духовную связь России со Святой горой, выступили не только российские ученые (д.и.н. византолог Михаил Бибиков, д.и.н., главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский, профессор Института философии РАН Сергей Хоружий), но и зарубежные гости: доктор богословия Жан-Клод Ларше (Франция), профессор Македонского университета Константинос Нихоритис (Греция), профессор университета в городе Сибиу Киприан Стреза (Румыния) и др. Работа конференции «Русь и Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» завершилась принятием итогового документа, в котором, в частности, подчеркнута важность дальнейшего изучения истории святогорских монастырей, афонской святости и святынь не только в церковных научных и учебных заведениях, но и силами научного сообщества.

http://e-vestnik.ru/church/tayna_poslush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010