Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Александр (Щукин), еп. Лысковский, вик. Нижегородской епархии (Щукин; 13.05.1891, Рига - 30.10.1937, близ г. Семипалатинска), сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Семипалатинский. Род. в семье священника, с детских лет стремился к служению Церкви в священном сане. В 1915 г. окончил МДА со степенью канд. богословия и поступил преподавателем в Нижегородскую ДС. В 1917 г., получив благословение отца, принял монашеский постриг в ТСЛ с именем А. в честь прп. Александра Свирского . После рукоположения во иеромонаха служил вместе с отцом. 23 авг. 1923 г. в Москве хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии. Часто паломничал в мон-рь Старые Мары Нижегородской епархии, где находилась чтимая икона Божией Матери «Троеручица», служил в Макарьевском Желтоводском мон-ре . В Макарьеве А. организовал преподавание Закона Божия детям, что продолжалось около года, а затем было запрещено властями. 21 нояб. 1928 г. А. арестован и заключен в нижегородскую тюрьму, 11 янв. 1929 г. был обвинен в том, что «как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению». 26 апр. приговорен к 3 годам заключения в СЛОН, где работал сторожем, затем бухгалтером. После окончания срока заключения А. было запрещено служить в Нижегородской епархии, и митр. Сергий (Страгородский) 31 дек. 1931 г. назначил его епископом Болховским, викарием Орловской епархии, а 27 июля 1932 г.- епископом Орловским. 3 янв. 1934 г. А. был возведен в сан архиепископа. Получив предупреждение о готовящемся аресте по ложному обвинению в поджогах, он уехал в Нижегородскую обл. и поселился в с. Семёновском. В сент. 1936 г. назначен на Семипалатинскую кафедру, в авг. 1937 г. арестован в Семипалатинской обл. Несмотря на пытки, А. не подписал предъявленные ему обвинения в шпионаже и контрреволюционной агитации. 28 окт. 1937 г. А. был приговорен и через 2 дня расстрелян в окрестностях Семипалатинска, похоронен в общей могиле. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/82608.html

Матушка игумения была отправлена на поселение в Узбекистан, где через доверенных людей смогла наладить переписку со своими родственниками, живущими в Алма-Ате. В последний месяц своего исповеднического подвига она успела известить родственников о явленной к ней Божией милости чрез великую угодницу святую великомученицу Варвару. Перед смертью матушка игумения желала причаститься и собороваться, но в те годы служащих священников было очень трудно найти, тем более для нее, находящейся в ссылке и под наблюдением «уполномоченных органов»! Сестры обители.      Игумения Екатерина стала сердечно молиться святой великомученице Варваре, чтобы святая не дала ей умереть без покаяния и причастия. Во время сугубой и покаянной молитвы ей явилась сама великомученица Варвара со святой Чашей и причастила умирающую. Сестры на полевых работах.      Этот дивный случай всегда помнили в семье. В сложных обстоятельствах все, включая маленьких детей, особо молились великомученице Варваре и всегда получали помощь и утешение. По Промыслу Божиему отец Павел прослужил в Свято-Никольском соборе города Алма-Аты ровно 45 лет – с 1946 по 1991 годы. Один из приделов собора был посвящен великомученице Варваре. Каждую неделю перед иконой великомученицы читали молебен с акафистом. Отец Павел знал акафист наизусть и всегда с особым усердием молился святой: «О многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуия». Николай Солнцев Отрывок из готовящейся к печати книги Н.В.Солнцева «Под сенью креста Твоего…», посвященной исповеднической жизни отца Павла Милованова 17 декабря 2013 г.   Александр, архиепископ Семипалатинский  (1891–1937), в миру Щукин Александр Иванович, родился в городе Риге в многодетной семье священника. Рос тихим, скромным, послушным воле родителей, с детства мечтал стать священником и стремился подражать древним подвижникам.

http://pravoslavie.ru/66756.html

— Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом? — Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывалось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился. — Расскажите, когда и кому вы рассказывали, как крестьянин посетил председателя ВЦИК товарища Калинина, и в чем заключался их разговор о темпах. — Году в 1935–м, а может быть, в 1934–м, точно я не помню, я шел по селу Поречье и встретившийся мне около казенки выпивший мужчина стал рассказывать что–то о темпах, но я его слушать не стал и ушел, я лично о разговорах товарища Калинина с крестьянином никому ничего не рассказывал. — В чем заключалась ваша инициатива в постройке ограды вокруг часовни в деревне Степаньково? — В деревне Степаньково я бывал очень часто, потому что в данной деревне проживает церковная староста, к которой мне по церковным надобностям приходилось часто ходить, но инициативы в постройке ограды у часовни я не проявлял, по чьей инициативе состоялась постройка ограды, мне неизвестно. На этом допрос был окончен. 25 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (память 17 октября по старому стилю) С вященномученик Александр, архиепископ Семипалатинский (в миру Щукин Александр Иванович) родился 13 мая 1891 года в городе Риге в многодетной семье священника. Рос он тихим, скромным, послушным воле родителей, с детства мечтал быть священником и стремился подражать древним подвижникам. Любил запираться в комнате отца и молиться. В 1915 году он окончил М. Д. А. со степенью кандидата богословия и был назначен на должность преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии. В 1917 году принимает постриг в мантию в Троице–Сергиевой Лавре и вскоре рукополагается в иеромонаха. С 1918 по 1923 годы служит в церкви села Лысково Нижегородской епархии вместе со своим отцом. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Н. Отголоски. По поводу «Записок отшельника»//Свет. 1891. 14 марта. А-т Заблуждение отшельника//Новое время. 1891. 20 марта. Дневник//Гражданин. 1891. 24 марта. Шевелев А. М. Н. Катков//Московские ведомости. 1891. 20 июля. Розанов В. В. (1856–1919). Европейская культура и наше отношение к ней//Московские ведомости. 1891. (Лернер). Ю. Н.: Ю. Н. Говоруха-Отрок. Несколько слов по поводу кончины К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Языков Дим.: Д. Д. (1850–1918), библиограф. Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Некролог//Новое время. 1891. 14 нояб. Субботин Н.И., профессор Москов. Духовной академии. К. Н. Л. – Из Сергиева Посада//Московские ведомости 1891. 316, 319. Vox. Маленькие заметки//Московские ведомости. 1891. 319, 326. Заметка в «Московском иллюстр. газете». 1891. 304. Заметка в «Московском листке». 1891. 317, 320. А.А. К. Н. Л.//Московская иллюстр. газета. 1891. 21 нояб. Н. Отголоски//Свет. 1891. 22 нояб. Памяти К. Н. Л.//Гражданин. 1891. 317. Южный: М. Г. Зельманов//Гражданин. 1891. 320. Ф. Ч.: Ф. П. Чуфрин. Последние дни К. Н. Л. в Троице-Сергиевом Посаде//Гражданин. 1891. 322. Заметки в «Московских церковных ведомостях». 1891. 47 и 48. Заметка в «Русском вестнике». 1891. 112. Заметка в «Церковных ведомостях». 1891. 49, прибавл., с. 1768–1769. Райский: Н. Г. Вучетич (?) (1845–1912) 988 . Поэт-воин//Гражданин. 1891. 332. Александров А. А. (1861–1930). Заметка о Л. в журнале «Нива», 2 (Лернер). Соловьев Вл. С. Памяти К. Н. Л.//Русское обозрение. 1892. I. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории//Русский вестник. 1892. II. Теория исторического прогресса . Там же. II и III. Архимандрит Антоний (Храповицкий, 1863–1936), позднее митрополит. Как относится служение общественному благу к спасении собственной души//Вопросы философии и психологии. 1892. III. . Согласно христианскому взгляду, спасение души нельзя отделять от душевной и деятельной любви к людям, как это делает Л. Архим. Антоний также упрекает Л. в незнании Св. Писания – так, он приводит несуществующее изречение апостола: начало премудрости Божией – страх Божий, а плод его – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Максим Исповедник (1993a) «Главы о любви». Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 1). С. 96–145. Максим Исповедник (1993б) «Главы о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия». Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. Пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова . М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 1). С. 215–256. Максим Исповедник (1994) Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопросы I–LV. Пер. и коммент. С. Л. Епифановича , А. И. Сидорова . М.: Мартис (Святоотеческое наследие. Т. 2). Максим Исповедник (1999) «Преподобный Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX». Пер. и прим. А. И. Сидорова . Альфа и Омега. 1 (19). С. 48–71. Максим Исповедник (2010) Вопросы и недоумения. Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова; сост., предисл., комм. и науч. ред. Г. И. Беневича. М.; Святая гора Афон: Никея; Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (Византийская философия. Т. 6; Smaragdos Philocalias). Михаил Пселл (1998) Богословские сочинения. Пер. с греч., предисл. и примеч. архим. Амвросия (А. Погодина). СПб.: Изд. РХГИ, Летний Сад, Журнал «Нева». Щукин Т. А. (2011) «Триадология Иоанна Дамаскина в интерпретации Михаила Пселла (на примере 1й главы трактата “О всеобщем учении”)». Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 12. 4. С. 262–266. Щукин Т. А. (2013) «“Православный” богослов Михаил Пселл и его учение о Троице». EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. 1/2. С. 389–406. Щукин Т. А. (2015) «Задача с неизвестными: исторический контекст “Богословских слов” Симеона Нового Богослова ». EINAI:Npoблeмы философии и теологии. Т. 4. 1/2. С. 446–458. Щукин Т. А. (2017). «О возрождении интереса к учению Максима Исповедника в Византии». Научная сессия ГУАП: сборник докладов: в 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП. С. 93–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

(Щукин 2017, 94, – прим. 1 Д. С. Макарова)). Возможно, поэтому Михаил Пселл предложил альтернативу толкованиям «монаха Максима» на сложные места из Григория Богослова (они собраны современными издателями в двухтомнике Theologica (Gautier 1989; Westerink, Duffy 2002). При всей их общепризнанности, упроченной авторитетом традиции, именно в XI в. получили новую интерпретацию и сочинения Григория Богослова , и Ареопагитский корпус, и «Источник знания» Иоанна Дамаскина . Михаил Пселл , как сказано выше, предпринял толкование проблемных мест из сочинений епископа Назианза, а также составил компендиум «О всеобщем учении», в котором критически переработал главный труд Дамаскина (изд.: Westerink 1948; Щукин 2011, Щукин 2013). Новой рецепции подвергся и Ареопагитский корпус: Никита Стифат исследовал Ареопагитики как внимательный читатель и комментатор, на их основе создавая свои оригинальные тексты (Лауритцен 2013). Однако интерпретировали Дионисия и в противоположном лагере: до нас дошли соответствующие толкования Михаила Пселла (Theologica 112; Gautier 1989, 439–441) и Иоанна Итала (Rigo 2006). 2. Почему именно Песн. 2:6? Это есть те правая и левая руки, о которых говорится в Книге Притчей в связи с Премудростью: Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава (Пр. 3:16)… Ибо как тот, кто себя называет любителем красоты премудрости, показывает, что природное вожделение любви, которое есть в нем, подвигает его к постижению премудрости, так и эта невеста или душа или Церковь умоляет, чтобы Жених ее, который есть Слово Божие, левой рукой своей поддержал ее голову, а правой рукой своей объял бы все остальное в ней и скрепил тело… Какие же имеет богатства Церковь и какую славу, если не те, которые восприняла от Того, Кто, будучи богатым, сделался нищим, так что нищетой Его Церковь обогатилась. Что же есть слава? Она, без сомнения, есть то, о чем сказано: Отче! Прославь Сына Твоего ( Ин 17:1 ), конечно, с указанием на славу страстей. Следовательно, вера в страсти Христовы есть богатство и слава Церкви, которые в левой руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

Олесницкого окажется уже устаревшим. Конечно, не многие богословы простирают так далеко приспособление христианской морали к существующим порядкам. Однако очень многие рискуют оказаться в подобном положении… 2) В.В. Щукин. Основы христианской эстетической жизни. (Вера и Церковь, кн. 8–10). Статья г. Щукина может считаться знамением времени в том отношении, что автор до известной степени примыкает к модной точке зрения современного эстетизма. Известно, что представители этого направления, выбросив за борт непосильную для изношенных натур мораль служения ближним, ищут высшего смысла жизни в эстетике, в наслаждении прекрасным, в изящном вкусе, причём в центре внимания, вместо ближних, как требует старая общественная мораль, оказывается собственное «я» – с его эстетическими ощущениями, восторгами и упоениями. Таким образом, эстетизм естественно сливается с индивидуализмом, который стремится заменить собой альтруистическую этику. Конечно г. Щукин далёк от того, чтобы пропагандировать эстетизм и индивидуализм в том виде, как их проповедуют современные декаденты и ницшианцы, но в его статье нельзя не распознать попытки приладить модные точки зрения к христианству. – В основе жизни и деятельности человека, рассуждает г. Щукин, лежит стремление к счастью. Проблема счастья является основным вопросом религии, философии науки, эстетики. Понятно, что и христианство есть, прежде всего, разрешение вопроса о счастье. Полагая высшее блаженство человека в единение с Богом, которое наступит лишь в будущей жизни, христианство не исключает возможности приближения к будущему счастью уже здесь на земле, но оно не указывает для этого опре- делённого пути, давая лишь общие начала, при помощи которых христианин должен «сам отыскать и определить истинный смысл земной счастливой жизни». Эту задачу и принимает на себя г. Щукин. Существует будто бы два направления в решении данного вопроса – идеалистическое и материалистическое; первое рекомендует человеку исключительно умственные удовольствия, второе – исключительно чувственные, физиологические (типичнейшим представителем его оказывается у автора Ницше! Вообще историческая классификация у г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1891 году: «Святая Русь» или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до века. Справочная книга по русской агиографии. (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письм., т. 97); «Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского», составленное в 1820-х годах П. М. Строевым (там же, т. 98); «Рукописи сербского письма XIII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «О родине и происхождении глаголицы и о ее отношении к кириллице» (Сборник отд. русского яз. Академии Наук, т. 53). – Отдельно: СПб. 1891 г.; «Заметка о слове «искоуриловице» («Русский Филолог. Вестник», 1891 г., кн. I); «Эпиграмма на Сенковского», сороковых годов («Русский Архив», кн. VII); «Житие св. Феодора, архиепископа Ростовского», по синодальному списку 1723 года («Душеполезное Чтение», кн. V–VII). Отдельный оттиск, М., 1891 г. После же смерти архимандрита Леонида были напечатаны следующие его труды: «Слово о житии преп. Афанасия Высоцкого», Кариона Истомина («Душеполезное Чтение», 1892 г., книги 1, 6, 8, 9); «Памятные записи пятнадцатого века» («Русский Архив», 1894 г., кн. 6); во 2-й кн. «Христианского Чтения» за 1900 г. напечатано «Письмо архим. Леонида к московскому митрополиту Филарету», от 20 августа 1866 года. И. Корсунский , «Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид» («Душеполезное Чтение», 1892 г., 1 и 7). – Д. Корсаков, «Архимандрит Леонид (Кавелин) » («Журнал М. Н. Пр», 1891 г., декабрь, 126–146 стр.). – М. И. Семевский, «Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по России в 1888 году», гл. III. «Троицкая лавра» («Русская Старина», 1889 г., кн. 5, стр. 498–502). – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц», вып. XI, стр. 91–116. – «Исторический Вестник», 1891 г., кн. 12, стр. 861–862. – «Новое Время», 1891 г., 5624. – «Московские Ведомости» 1891 г., 293, 295, 296, 301, 306. – «Русский Вестник» 1891 г., кн. 12, стр. 358. – «Церковные Ведомости» 1891 г., 44. – «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 46. – «Душеполезное Чтение» 1891 г., 12. – «Московский Листок» 1892 г., 81. – «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос.»,1892 г., кн. II. – «Московская Иллюстрированная газета», 1891 г., 296–298. – «Библиографические Записки» 1892 г., 1, 2, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. 15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Труды Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов. Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова »). Литература «Церк. Вед.» 1891, 20, стр. 170. 1892, 9, стр. 80 «Приб. к „ЦВ“» 1888, 4, стр. 88. 1891, 16–17, стр. 542–960. 1891, 37, стр. 1257. 1893, 8, стр. 327. 1896, 37, стр. 1343–1345. 1896, 46, стр. 17–17–1718. 1900, 14, стр. 575–584. 1900, 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966 «Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321 «Изв. Каз. Еп.» 1867, 20, стр. 545. 1869, 4, стр. 98. 1884, 2, стр. 33. 1887, 12, стр. 285 «Церковн. Вестн.» 1891, 14, стр. 222–223. 1891, 21, стр. 332. 1891, 29, стр. 449–450. 1891, 37, стр. 588. 1891, 39, стр. 621. 1891, 46, стр. 729 «Самар.Еп. Вед.» 1886, 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, 10, стр. 199–208 «Русск. Архив» 1910, 1, кн. 1, стр. 107 «Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177 «Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18 «Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551 «Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67 «Воскреси. День» 1890, 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский» «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49 «Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, 402, стр. 57 Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902 Булгаков стр. 1416–1417 т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215 т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235 т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 17 (30) Священномученик   Александр (Щукин) архиепископ Семипалатинский Архиепископ Александр Щукин родился в 1891 году в Риге в семье священника о. Иоанна Щукина и рабы Божией Елизаветы. Дед его – Василий Щукин – служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую Духовную академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была воз­ложена обязанность преподавания латинского и греческого языков. У о. Иоанна и Елизаветы было семеро детей. Дочь о. Иоанна вспомина­ла, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но он и не понуж­дал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свое сво­бодное время отдавал молитве. Также и жена его Елизавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием играли, лишь один Александр не принимал в играх участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры иг­рали, он запирался в комнате отца и молился. Когда братья начинали шу­меть, он выходил и останавливал их: – Так нельзя, потише, пожалуйста. Он не был от природы угрюмого нрава, но сердце его было расположено подражать древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзо­сти и греховной нечистоты. Он хотел быть священником. Александр учился в Московской Духовной академии, которую окончил в 1915 году. С началом первой мировой войны о. Иоанн переехал вместе с семьей в Нижний Новгород, куда к нему после окончания академии приехал сын Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую семинарию. Наступил 1917 год, для Православной Церкви пришел час испытаний. Как испытываемое огнем злато, Церковь выковывалась в огне мирской злобы и мятежей. Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолив­шись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву Лавру. Постриг он принял с именем преподобного Александра Свирского.

http://fond.ru/foto/1036/Aleksandr/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010