Свт. Григорий подробно разработал тему мистического восхождения Моисея на гору Синай, оставленную Оригеном без внимания. Акцент на типологическом толковании событий, описанных в кн. Исход, вновь делает Евсевий Кесарийский, усматривая в истории Моисея ряд новых по сравнению с уже известными из НЗ типологических параллелей с евангельскими рассказами о жизни Христа ( Euseb. Praep. evang.; I dem. Demonstr.). В соч. «О пасхальном торжестве» ( Idem. De solemn. pasch.- CPG, N 3479) Евсевий применяет к христ. жизни установления о праздновании иудейской пасхи. Также в трактате «Ономастикон» он приводит сведения об упомянутых в кн. Исход топонимах ( Euseb. Onomast.). В творениях свт. Иоанна Златоуста встречается более чем 300 отсылок к кн. Исход ( Kannengiesser. 2006. P. 765), отдельные отрывки его трудов посвящены христ. прообразовательному истолкованию событий И. (такие, напр., как: Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 9-10; I dem. In Act. 16-17; I dem. In Psalm. 135; I dem. In Matth. 1; 82; I dem. In Hebr. 32). Сохранились отрывки комментария Прокопия Газского на кн. Исход в соч. «Катены на Восьмикнижие» ( Procop. Gaz. Catena in Oct.- CPG, N 7430), большая часть к-рых дошла в лат. переводе XVI в. и только небольшое число - в греч. оригинале. Комментарии на кн. Исход Дидима Александрийского сохранились во фрагментах в катенах или в кратких цитатах у древних авторов, преимущественно у блж. Иеронима (CPG, N 2546). Отрывки толкований из сочинений Диодора Тарсийского на кн. Исход дошли в греч. катенах или в лат. переводах (CPG, N 3815, 3817). Критическое издание фрагментов комментариев на кн. Исход Евсевия Эмесского (CPG, N 3532), Диодора Тарсийского (CPG, N 3817), Феодора Мопсуестийского (CPG, N 3828) и Севира Антиохийского (CPG, N 7080. 1) было подготовлено и издано Р. Девресом ( Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois: (Fragments tirés des chaînes). Vat., 1959. P. 187-201. (ST; 201)). Феодор Мопсуестийский приводит прообразовательное истолкование отдельных сюжетов кн.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Исход § 60. Название книги в еврейской и греческой Библиях. – У евреев эта книга озаглавливается первым словом ее: Веэлле шемот – «и вот имена». У LXX-mu – ξοδος, что значит «исход»: потому что в ней описываются исшествие Израильтян из Египта и приключения во время странствования их до горы Синая. § 61. Период времени, обнимаемый содержанием книги «Исход». – В книге Исход описывается история Евреев от смерти Иосифа до построения скинии при Синае, что обнимает период времени в 145 лет. Такое вычисление времени можно сделать следующим образом: по определению ап. Павла, времени от призвания Авраама до синайского законодательства протекло 430 лет ( Гал.3:16–18 ср. Исх.12:40): Авраам же призван был 75 лет ( Быт.12:3–4 ), чрез 25 лет родился у него Исаак ( Быт.21:5 ). у Исаака чрез 60 лет родился Иаков (25:26), у Иакова чрез 91 год родился Иосиф ( Быт.47:9 ср. 41:46 и 47 и д.). умер же Иосиф 110 лет ( Быт.50:20 ), следовательно от призвания Авраама до смерти Иосифа (25+60+91+110) прошло 286 лет; по вычете этих лет (286) из всего числа 430 для времени от смерти Иосифа до синайского законодательства останется 144 года: кроме того у Синая до освящения скинии Евреи пробыли около гола, и так период времени, обнимаемый содержанием книги Исход, будет равняться почти 145 годам. § 62. Время, место и цель написания книги. – Книга «Исход» написана после книги «Бытие», и полагают на основании самого содержания книги не в одно время, а постепенно, по мере того, как Моисей получал от Бога многоразличные законы. Из книги мы видим. что сам Бог не раз повелевал Моисею записывать в книгу получаемые им законы ( Исх.17:14; 24:4; 34:27 и др.). Местом же записания закоков этой книги, конечно, была пустыня синайская. Последняя же редакция описания заключающихся в этой книге событий была произведена Моисеем при конце своей жизни, когда Евреи стояли станом у Иордана (см. Исх.16:35 ). Цель написания книги Исход в 1-х та, чтобы сохранить для верующих память об истории конечного устроения Церкви подзаконной ветхозаветной, в 2-х та, чтобы дать Церкви и народу Еврейскому кодекс законов, определяющих жизнь церковную и нравственную, граждански-государственную и общественную (феократию).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Таблица 4 Глава Продолжительность Ссылка 1 2–15:21 15:22–19:2 19:3–40:38 400 лет 80 лет 3 месяца 11 месяцев Моисей как младенец и как беглец (1:2) Мы не можем не заметить разницы между концовкой Книги Бытие и первыми несколькими стихами в Книге Исход в отношении Божьей деятельности. В то время как его жизнь была в опасности, Иосиф свидетельствовал о Божьей защите в своей жизни. Это повествование в такой же степени о Боге, как и об Иосифе. Далее следуют первые семь стихов Книги Исход – период, охватывающий не менее четырехсот лет. Во время этого пробела действия Бога не упоминаются (не считая того, что подразумевается в словах о сохранении Израиля и росте его населения в Египте, 1:7). Не появляется никакой великой личности, на которую было бы направлено внимание Писания. Это четыре столетия, мимо которых Писание проходит в молчании. Эту пропасть можно сравнить с периодом времени между Ноем и Авраамом. Есть время, когда Бог близко ( Ис.55:6 ), и время, когда Его присутствие завуалировано. Сохранение Богом Тем не менее, мы не должны проходить мимо первых семи стихов Книги Исход слишком быстро. Интересно, что Исход (1:1) начинается не там, где закончилось Бытие (50:26). Вместо этого лента повествования перемотана, и читатель Книги Исход (1:1) возвращается назад к Книге Бытие (46:8): «Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет. Обе генеалогии представляют сынов Иакова как «сынов Израиля», а не как сынов Иакова. Линия завета отражена через новое имя завета, которое Иаков получил в Пенуэле. Те, кто умножается в Египте, являются скорее израильтянами, чем иаковлянами. Этот четырехсотлетний период является временем, в который Божьи обетования патриархам движутся навстречу исполнению, особенно обетование о многочисленном потомстве. В Египте сыны Израилевы «расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно» ( Исх.1:7 ). Сейчас в Египте появился не только новый царь, который не знал Иосифа, но также и множество израильтян, которые не знали Иосифа, по крайней мере, как современника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Опираясь на тексты НЗ, свт. Кирилл предлагает символическое и аллегорическое истолкование закона Моисея, который соблюдался христианами духовным образом и нашел отражение в установлениях Церкви. Автор стремился показать, что повествование Пятикнижия, как и установления закона, необходимо понимать в свете откровения Христова. В др. сочинении свт. Кирилла, дополняющем первое, «Глафиры, или Искусные истолкования на избранные места из Пятикнижия Моисеева» ( Суг. Alex. Glaph. in Pent.- CPG, N 5201), толкование текста Свящ. Писания представлено в виде небольших эссе на отдельные темы, связанные с христологическим пониманием событий ВЗ. В этом сочинении свт. Кирилл уделяет больше внимания особенностям текста Писания, нежели в предыдущем труде. Толкованию отдельных текстов кн. Исход посвящены 3 книги свт. Кирилла ( Суг. Alex. Glaphirorum in Exodum//PG. 69. Col. 386-538), к-рые содержат разбор 13 тем. В «Комментарии на Евангелие от Иоанна» кратко пересказана история И. с акцентом на прообразовательном значении манны ( Суг. Alex. In Ioan. III 6 [на Ин 6. 32-37]). Др. автором большого комментария на кн. Исход является Феодорит Кирский. Он составил последовательный комментарий в жанре вопросоответов «Вопросы на Восьмикнижие» ( Theodoret. Quaest. in Oct.- CPG, N 6200), в составе к-рого кн. Исход посвящен разбор 72 вопросов ( Theodoret. Quaest. in Ex.//PG. 80. Col. 225-298), преимущественно связанных с истолкованием буквального и нравственно-назидательного характера текста и с христологической типологией кн. Исход. Мистическое и таинственное истолкование кн. Исход широко представлено в творении свт. Григория Нисского «Жизнь Моисея» ( Greg. Nyss. De vita Moys.). Он описал восхождение христианской души к совершенству с помощью образов из жизни Моисея. Первая часть книги, получившая название στορα, содержит пересказ буквального содержания книг Исход и Числа, включая отрывки внебиблейских преданий из агадических источников. Вторая часть - θεωρα истолковывает жизнь Моисея как символ мистического странствия и восхождения души к Богу.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Подобное понимание темы И. как прообраза уединенной жизни подвижника можно встретить и у свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. Ep. 27. 1-3; 28. 1-8; Idem. De fuga sec. 222). Более подробно, чем свт. Амвросий, блж. Иероним писал об И. как о символе совершенной жизни тех, которые себя посвятили Богу и оставили семьи, друзей и должности ( Hieron. Ep. 22. 24; 64. 4). Те же самые представления, но в более широкой перспективе излагаются свт. Григорием Великим, который проблемы духовной жизни сопоставляет с сюжетами кн. Исход ( Greg. Magn. Moral. XXVI 13. 20-21//PL. 76. Col. 359-360). Интерпретация Исх 20. 21 (где описывается вступление Моисея в божественный мрак на горе Синай) становится основанием для развития системы мистического богословия древней Церкви, излагаемого в апофатических категориях теории продвижения души к созерцанию закрытого, недоступного посредством понимания Бога. Свт. Григорий Нисский, интерпретируя Исх 20. 21, писал о том, что вступление Моисея во мрак (т. е. «проникновение в неисповедность Божественного тайноводства») должно научить желающего достигнуть единения с Богом, «выйти из всего видимого, напрягая разумение свое к Незримому и Непостижимому, как бы к некой вершине горы, уверовать, что Божество - там, куда не восходит понятие» ( Greg. Nyss. De vita Moys. 1. 125; 2. 162-169). В корпусе Дионисия Ареопагита говорится, что познание Бога совершается «путем освобождения от всякого знания» и вступлением «в поистине таинственный мрак непознаваемости, откуда исключается всякое научное постижение» (Areop. MT. 3), при этом уточняется, что Моисей видел не Самого Бога, а лишь место, где Он стоял (Ibid.), а божественный мрак понимается как «неприступный свет» ( Areop. Ep. 5. 1). Тема И. в православном богослужении. Многочисленные типологические параллели событий кн. Исход с евангельскими событиями и ее важное значение для богословия таинств древней Церкви объясняют ее распространенность в богослужебной традиции. Текст книги широко используется в правосл. богослужении. Прежде всего это проявляется в паремийных чтениях, где кн. Исход читается на вечерне Великой субботы (Исх 12. 1-11; 13. 20 - 14. 31) и Богоявления (Исх 14. 15-18, 21-23, 27-29; 15. 22-27; 16. 1; 2. 5-10), на Сретение Господне (составное чтение из Исх 12, 13), на Благовещение (Исх 3. 1b - 8a), на Преображение Господне (Исх 24. 12-18; 33. 11 - 34. 8), на Крестовоздвижение (Исх 15. 22 - 16. 1a), на Введение во храм Пресв. Богородицы (Исх 40. 1-3, 4-10, 16, 34-35), в дни Страстной седмицы. Длина и состав перикоп из кн. Исход по древним Паремийникам могли варьироваться (см.: Пичхадзе А. А. Типология паремийных чтений книги Исход//Palaeobulgarica. 1986. T. 10. Ч. 1. С. 20-34).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

На лат. языке сохранилась приписываемая поэту V в. свящ. Киприану Галльскому поэма «Семикнижие», написанная гекзаметром ( Cyprianus Gallus. Heptateuchos - CPL, N 1423). 1338 ее стихов посвящены пересказу содержания кн. Исход (за исключением Исх 26-31; 35-40). Автор поэмы цитирует как античных авторов (Вергилия, Лукреция, Овидия), так и христ. поэтов (св. Павлина Ноланского и Пруденция), к-рые обращались к поэтическому переложению отдельных частей кн. Исход. Иларий Пиктавийский в «Трактате о таинствах» ( Hilar. Pict. De myster.- CPL, N 427) последовательно истолковывает события И. прежде всего по отношению ко Христу и к Церкви, а затем уже и к духовному состоянию христианина. К тому же направлению следует отнести комментарий Зенона Веронского, который в проповедях (или в т. н. трактате) показывает актуальность И. как реального события, к-рое переживает каждый христианин ( Zeno Veron. Tract. II 38, 54, 63//PL. 11. Col. 483-485, 509-510, 518-519). Григорий Эльвирский в «Трактате о книгах Писания» дает подробное аллегорическое истолкование событий И. на основании комментария Оригена ( Greg. Illiber. Tract. Script.//PLS. 1. Col. 405, 410, 411, 428-429). В собрании проповедей Кесария, еп. Арелатского, истолкованию кн. Исход посвящена 21 проповедь ( Caes. Arel. Serm. 95-116). Их текст основан на переработанном Кесарием комментарии Оригена или др. авторов, таких как блж. Иероним и свт. Амвросий Медиоланский. Сирийские экзегеты продолжают общее направление истолкования кн. Исход в древней Церкви. Так, еп. Афраат комментировал переход евреев через море как образ таинства Крещения и применил к жизни христиан установления относительно пасхи ( Aphr. Demonstr. 11-12). Сохранившиеся комментарии прп. Ефрема Сирина на книги Бытие и Исход, написанные на сир. языке, считаются аутентичными ( Ephraem Syr. In Exod.). Ефрем Сирин не разбирал последовательно каждый стих, уделял внимание типологической интерпретации наиболее важных, по его мнению, отрывков, особенно обращался к христологическому прочтению образа Моисея. Иаков Саругский в гомилии, посвященной прообразовательному истолкованию покрывала на лице Моисея ( Jacques de Saroug. Homélie sur le voile de Moïse/Trad. O. Rousseau//La Vie Spirituelle. P., 1954. Vol. 91. P. 142-156), приводит мн. др. прообразовательных истолкований событий И. Филоксен Маббугский использовал в гомилиях тему И. для описания духовного странствия души христианина ( Philox è ne de Mabboug. Hom. 9//SC. 44. P. 263-266).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Израиль является народом-странником. Проникаясь культурой народов, среди которых ему суждено было жить, израильтяне тем не менее не теряют своего собственного лица, духовного облика и веры в свое призвание. Израильская культура была тем горнилом, в котором сплавлялись воедино духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Вавилоне, Египте, в Ханаанских государствах, в Греции, нашло свое воплощение в ветхозаветном религиозном культе. Призвание Израиля было делом великим и ответственным. Это была ответственность не только перед собой, но и перед всем миром. Вся ветхозаветная история проходит под знаком исхода. Исход Авраама в Харран из Ура Халдейского; исход из рабства египетского в Землю обетованную; исход из плена вавилонского в Святую Землю и построение храма. Исход из обрядовой религиозности в духовное созерцание грядущего Мессии. Как говорит историк Ахерн, величайшим исходом был исход Израиля в христианство , который совершила лишь часть народа («Исход в вечность», Цюрих, 1955). Наш известный философ и религиозный деятель о. Сергий Булгаков называет еврейскую историю осью мировой истории. «Народ Христа, – говорит он, – есть особый народ. Не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился как бы представителем всего человечества перед Богом и именно как представитель всего человечества он несет на себе весь комплекс противоречивых начал: универсализм пророков, национальную узость законников, апостольское благовестие и бездуховный рационализм». Историей великих еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова начинается история еврейского народа, история религии Ветхого Завета, приведшей к порогу Евангелия. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12:1–3 ). Вот великое обетование, данное Аврааму при первом явлении ему Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В законодательной части дается общая установка Синайского законодательства (гл. 19), а так же свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет (союз) с Богом (гл. 20–25). Далее идет свод церковно—богослужебных законов — об устройстве скинии и священства (гл. 25–31). Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены Апостолами на соборе в Иерусалиме (см. 15-гл. «Деяний св. Апостолов»). Значение книги Второй книгой Моисеевой сохраняется на вечные времена память о таком великом событии, как исход из Египта. Значение этого события усматривается из того, что в память его, по Божию повелению, установлен был праздник Пасхи, самый великий из праздников еврейских, сопровождавшийся по закону — такими обрядами, которые наглядно должны были говорить евреям о значении празднуемого события; оно показало человечеству благость Господа в Его промышлении об избранном народе, Его любовь и верность Своим обетованием. В особенности же должен был увековечен закон, данный на Синае, который лег в основу церковной, общественной и семейной жизни евреев. Закон этот, скрепленный установлением Завета, поставившего еврейский народ в отношении к Богу, как Отцу своему несравним не с какими законами древности по чистоте предписываемой им нравственности, по мудрости, простоте, достоинству и силе. Не менее высокое и важное значение книга Исход имеет и для нас. Правда, в этой книге нет прямых обетовании и пророчеств о Спасителе мира, какие есть в книге Бытия, но зато вся ее историческая часть имеет преобразовательное значение, так что слова святого апостола Павла о том, что закон был «сенью» грядущих благ (то есть тению спасения во Христе — Евр. 10:11), относятся и к событиям, описанным в книге Исход. Прообразы Иисуса Христа в книге Исход

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Израиль является народом-странником. Проникаясь культурой народов, среди которых ему суждено было жить, израильтяне тем не менее не теряют своего собственного лица, духовного облика и веры в свое призвание. Израильская культура была тем горнилом, в котором сплавлялись воедино духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Вавилоне, Египте, в Ханаанских государствах, в Греции, нашло свое воплощение в ветхозаветном религиозном культе. Призвание Израиля было делом великим и ответственным. Это была ответственность не только перед собой, но и перед всем миром. Вся ветхозаветная история проходит под знаком исхода. Исход Авраама в Харран из Ура Халдейского; исход из рабства египетского в Землю обетованную; исход из плена вавилонского в Святую Землю и построение храма. Исход из обрядовой религиозности в духовное созерцание грядущего Мессии. Как говорит историк Ахерн, величайшим исходом был исход Израиля в христианство, который совершила лишь часть народа («Исход в вечность», Цюрих, 1955). Наш известный философ и религиозный деятель о. Сергий Булгаков называет еврейскую историю осью мировой истории. «Народ Христа, — говорит он, — есть особый народ. Не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился как бы представителем всего человечества перед Богом и именно как представитель всего человечества он несет на себе весь комплекс противоречивых начал: универсализм пророков, национальную узость законников, апостольское благовестие и бездуховный рационализм». Историей великих еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова начинается история еврейского народа, история религии Ветхого Завета, приведшей к порогу Евангелия. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3). Вот великое обетование, данное Аврааму при первом явлении ему Господа.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Авторы Нового Завета преднамеренно переходят от агнца – к Агнцу, от типа – к прообразу, поскольку это является полнотой Божьего плана. Тюрьмой сейчас является царство тьмы, а не рабство в Египте. Пленником, который получает освобождение, является не Израиль, а весь мир. Искупление является скорее этической, а не географической переменой. Так же как и у агнца в Египте ( Исх.12:46 ), ни одна из костей Агнца Иисуса не была сокрушена ( Ин.19:36 ). Две ясные ссылки в эпистолярной литературе Нового Завета на Христа как пасхального Агнца находятся в Первом Послании к Коринфянам (5:7) («Пасха наша, Христос») и в Первом Послании Петра (1:19) («непорочный и чистый агнец»). В этих отрывках интересно то, что оба, и Павел, и Петр, больше обеспокоены значением искупления, совершенного Агнцем для святой жизни, чем богословскими размышлениями по сотериологии. То есть апостолы выходят за пределы спасения и переходят к освящению. Сразу после Пасхи Моисей передал израильтянам дальнейшие указания относительно праздника опресноков (13:3–10) и посвящения Господу первенцев (13:11–16). Каждый из этих двух разделов подчеркивает, что Божье искупление является как из, так и в. Это искупление из Египта, но в землю ханаанскую (ст. 5:11). Обладание Израилем их новой землей будет исполнением Божьих обетовании отцам. Внезапно читатель переносится назад к Книге Бытие (12:7). Но, когда они придут в эту землю, Израиль должен будет делиться своим свидетельством с сынами, которых Бог даст им (ст. 8:14). Божья верность отражена в трех периодах: прошлое – ваши отцы; настоящее – вы; будущее – ваши сыновья. Исход (13:17–15:21) Книга Исход (12:37) сообщает нам, что 600 000 мужчин, не считая женщин и детей, покинули Египет. Общее количество израильтян, покидавших Египет, должно было превышать два миллиона. По существу то же самое число повторяется в Книгах Исход (38:26) и Числа (1:46; 2:32; 26:51). Что же делать с таким астрономическим числом? Исход (23:29:30) предполагает, что Бог будет выгонять жителей Ханаана постепенно, поскольку населения Израиля недостаточно, чтобы вновь заселить Ханаан: «Мало по малу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься» (курс, авт.). (См. также таблицу 12, с. 292.) Население Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010