Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери написана была в 1655 году, по сказанию древней, хранящейся при соборе, летописи, по следующему поводу: в означенном году, по Божию попущению, свирепствовала в Шуе страшная моровая язва, от которой умирало множество народа, так что не только дома, но и целые улицы оставались без обитателей. Чтобы умилостивить разгневанного Господа, одни благочестивый Шуйский гражданин предложил, в это ужасное время, прихожанам Воскресенской церкви написать новую икону Смоленской Божией Матери. Предложение было принято с радостию. Икону поручили написать славившемуся благочестием, Шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову, который тотчас и принялся за это дело с великим усердием и благоговением. Сделав очерк иконы, Иконников на другой день увидел собственное начертание иконы измененным и вовсе не похожим на подлинник: правая нога и прочее положение Богомладенца Иисуса оказались не в том виде, как он начертывал их. Считая такое изменение своею ошибкою, он исправил начертание. Но и на третий день увидел тот же самоначертанный образ Господа Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправлять его, он счел это чудом и явным действием Промысла Божия и донес о сем начальству и гражданам. Народ приведен был в страх этим чудом и с благоговением прославлял Бога. Начертание сие имеет такой вид: вместо обеих простертых ног (как видим на иконе Смоленской Одигитрии) правая ступень Богомладенца Иисуса стоит на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Его; правая рука, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колене так, что свиток находится против Лика Предвечного Младенца. Дивное начертание сей иконы было первым от Нее чудом, вслед за которым произошли и другие, именно: по принесении иконы в церковь , просиял от нее необыкновенный свет. Третьим чудом было то. что вскоре, по написании иконы, моровая язва прекратилась, сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. Этими тремя чудотворениями не окончились все благодеяния, начавшие изливаться от чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. С 16 апреля 1066 г. по 7 октября 1667 г. от сей иконы было еще 103 чуда. Всех же записанных чудес было 109. Священник Воскресенской церкви, прочее городское духовенство и граждане о совершившихся чудесах довели в 1667 году до сведения царя Алексее Михайловича и патриарха Иоасафа. Для исследования столь важных обстоятельств была прислана от царя и патриарха особая комиссия, состоявшая из 5 архимандритов, двух игуменов и протоиерея. Комиссия была под главным управлением Суздальского и Тарусского Архиепископа Стефана. Истина чудес подтверждена и описана в хранящихся при соборе двух грамотах и в особом рукописном сказании. С тех пор чудотворная икона стала именоваться Шуйско-Смоленской, а Воскресенская церковь , в которой икона находилась, переименована была из приходской в соборную.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Можайское. Казанской иконы Божией Матери, моленная (1995), Древлеправославная Поморская Церковь Нижнемарьино. Николая Чудотворца, старообрядческая моленная (2011), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Прогорелое. Казанской иконы Божией Матери, церковь (1910), Петропавловское благочиние Старая Криуша. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (1863), Петропавловское благочиние Забайкальский край Доно. Николая Чудотворца, церковь (1851), РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Харагун. Андрея Первозванного, церковь (2014), Читинское благочиние Черемхово. Николая Чудотворца, церковь (1910), утрачена . Чита. Аввакума протопопа, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Ивановская область Вичуга. Николая Чудотворца в Новой Гольчихе, церковь (1868), утрачена . Вишня. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Золотилово. Василия Великого, церковь (1895), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Золотилово. Василия Великого (старая), церковь (1914), утрачена . Кинешма. Неизвестная моленная (1798), утрачена . Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1904), Монастырское благочиние Пестяки. Троицы Живоначальной, церковь (1905), утрачена . Приволжск. Казанской иконы Божией Матери, часовня (1882), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1880), Единоверческие храмы Шуя. Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь (1906), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Иркутская область Иркутск. Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне), церковь , Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (1906), утрачена . Моты. Симеона, Киприана и Иосифа, святых мучеников Иргенских со дружиною, часовня (2013), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Моты. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковь (2015), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Казахстан Бобровка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (1994), Белокриницкое согласие

http://sobory.ru/oldbelief/

В январе 1991 года впервые за многие десятилетия епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. 18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии. В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища. Святыни монастыря: чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери; частица Ризы Господней; частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского. По информации с сайтов: www.kostroma-eparhia.ru и kostroma-eparhiy.narod.ru При Троицком соборном храме до последнего времени были два боковых придела: один в северной галерее собора, в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, а другой - в южной, во имя преподобного Михаила Малеина. Прежде в предолтарии Троицкого собора был ещё придел во имя священномученика Ипатия, который упразднен 22 ноября 1862 г., с устройством в архиерейском доме малой крестовой церкви во имя этого святого. Из вышеназванных первых двух приделов придел в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, помещавшийся с 1879 года в северной галерее собора, в 1912 г. перенесен в так называемую " зеленую " башню, а северная галерея собора таким образом получила свое первоначальное назначение. Придел во имя преподобного Михаила Малеина весьма незначителен по своим размерам, так как большая часть южной галереи собора, в которой он находится, обращена в ризничную палату, и сравнительно более прост по внутренней своей отделке и украшению, чем другие части Троицкого соборного храма, украшенные фресковой настенной живописью. Придел во имя преподобного Михаила Малеина устроен по просьбе архимандрита Ипатьевского монастыря Кирилла с братиею и соизволению царя Михаила Феодоровича вскоре по вступлении его на престол. Св. иконы в иконостасе и алтаре придела все писаны были на золоте и украшены серебряными вызолоченными венцами и жемчугом. В 1649 г. этот придел сильно пострадал от взрыва пороха под соборным храмом. Но уже в следующем 1650 году, по грамоте царя Алексея Михайловича от 25 марта того же года на имя архимандрита Ипатьевского монастыря Гермогена, он, по прежнему, был устроен с " великим благолепием " .

http://sobory.ru/article/?object=05167

Его тесть, благодаря своей энергичной деятельности, занимал в то время видное положение среди духовенства города. Он был действительным членом Православного миссионерского общества и устроителем публичных религиозно-нравственных народных чтений. Он написал историю Шуйского духовного училища со времени его основания в 1816 году, а также книгу «Описание города Шуи и шуйских церквей с приложением сказания о чудесах от чудотворной иконы Шуйской-Смоленской Божией Матери» и, будучи автором многих публикаций во «Владимирских губернских ведомостях», был признан родоначальником церковного краеведения в Шуе. Главной святыней Воскресенского собора была чудотворная икона Шуйской-Смоленской Божией Матери, написанная в 1655 году шуйским иконописцем Герасимом Иконниковым, когда в Шуе свирепствовала моровая язва. С принесением иконы в храм эпидемия прекратилась – сначала в приходе Воскресенского собора, а затем и во всем городе. У отца Павла и Софии Евлампиевны родилось восемь детей. София Евлампиевна скончалась в 1906 году, и священнику пришлось воспитывать оставшихся без матери малолетних детей. В 1906 году отец Павел был награжден наперсным крестом; 8 апреля 1907 года возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского собора в связи с уходом его тестя за штат. С 1907 года протоиерей Павел стал благочинным и председателем Шуйского уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета, с того же года он представлял духовенство на земских собраниях, а с 1908 года – в заседаниях Шуйской городской думы. Протоиерей Павел, кроме преподавания в мужской гимназии, был учителем в женской гимназии и законоучителем в воскресной церковноприходской школе. После прихода к власти безбожников и опубликования ими закона об отделении Церкви от государства, запрещающего преподавать Закон Божий в общеобразовательных общественных учреждениях, отец Павел перенес эти уроки в Воскресенский собор. Протоиерей Павел был одним из самых известных священников в городе как по масштабу своей деятельности, так и из-за своих выдающихся проповедей, и представители советской власти сразу же обратили на него внимание и стали искать повод для его ареста. Для осуществления надзора за жизнью священника к нему в дом вселили осведомительницу Швецову.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/403/Serg...

Николаевская церковь погоста Веретева в окладных патриаршего казенного приказа книгах 1628 года записана так: « церковь Николы чудотворца в Талшеской волости в Веретеи на погосте в вотчине Покровскаго девича монастыря, что в Суздале, дани двадцать деветь алтын пять денег»; а под 1653 годом в тех же книгах имеются следующие сведения о состоянии прихода: «161 г. у Николаевской церкви на погосте Веретеневе дв. попов, дв. пономарев, дв. просвирницын, крестьянских 108 дв., бобыльских 21 дв., пашни церковныя паханыя середния земли 14 чети в поле, а в дву по тому ж, сена промеж поль и по речке по Вотемке 20 копен». «По новому дозору 164 г. положено на Николаевскую церковь дани 2 рубля 26 алтын 3 денги заезда гривна»; в этом размере, как показывают записи в указанных книгах, церковь платила дань до 1746 года 45 . Николаевская холодная и Ильинская теплая церкви, зданием деревянные, существовали в погосте до 1802 года; а в этом году за ветхостию были разобраны и, вместо них, усердием прихожан построена ныне существующая каменная двухэтажная церковь и освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. При церкви колокольня, ограда и сторожка каменные же. В церкви три престола: в холодном верхнем этаже – в честь Смоленской иконы Божией Матери и придельный престол – во имя Св. Пророка Илии, в теплом низшем этаже престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1825 г. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – также хранится в церкви. Земли при церкви имеется 145 десятин 1,075 кв. саж., из коих усадебной 3 десятины, пахотной 38 десятин, сенокосной 34 десятины и под лесом и кустарником 70 десятин. Документы на землю имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: проценты с капитала в 2,445 руб., за требоисправления 948 руб., от земли 50 руб., от сборов хлебом 12 руб. и дров из церковного леса на 40 руб., а всего в год до 1,050 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 года Иоаким представлен вместе с прав. Григорием Китовским на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. Иоаким - старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское . На иконе Л. С. Узловой Иоаким показан в рост, вполоборота влево, на фоне монастыря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ прп. Иоакима помещен в нише сев. стены в росписи церкви Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском монастыре (2008). Литература Федоров, Анания, " Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале, " Временник Московского общества истории и древностей Российских, кн. 22, М., 1855, Материалы: 189. 11. Толстой, М., Путевые письма из древней Суздальской области, М., 1889, 79. Успенский, 1913–1916, т. 4, 181. Алексеев С. В. Иконописцы Св. Руси: Духовные основы древнерус. иконописи. СПб., 2008. Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 116; он же. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. С. 27-28; Толстой М. В. Путевые письма из древней Суздальской обл. М., 1869. С. 79; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241-242; Миловский Н., свящ. Неканонизированные святые города Шуи Владимирской губ., XVII в. // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. IV. C. 5-17; Березин Е., Добронравов В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский у. С. 59-66; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 99-100; Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 69-70; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 302. Использованные материалы А. А. Романова. Иоаким Шартомский // Православная энциклопедия, т. 23, с. 137-138 http://www.pravenc.ru/text/468877.html Маштафаров, А. В., " ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "http:// Православная энциклопедия, т. 10, 143-144: http://www.pravenc.ru/text/161155.html

http://drevo-info.ru/articles/21186.html

Воскресенский собор был прежде приходскою Воскресенскою церковию. Когда была основана эта церковь , неизвестно. Нужно полагать, что основание ее относится ко временам, не отдаленным от основания самого города. Ясно же упоминается ο ней в 1629 году. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков в описи города Шуи, составленной им в сказанном году, говорит, что деревянная и весьма бедная Воскресенская церковь , с приделом Святителя Чудотворца Николая, была приходскою. Соборною церковию до 1667 года была Покровская церковь, находившаяся внутри городского кремля, обнесенного тогда валами и деревянною стеною. Но в этом году собором сделана была церковь Воскресенская, а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором. Причиною переименования Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые в то время, по милости Царицы Небесной, стали совершаться от находившейся в той церкви новописанной Смоленской иконы Божией Матери, с тех пор именуемой Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери. Вскоре после переименования в соборную, вместо прежней деревянной церкви, усердием граждан был воздвигнут пятиглавый каменный Воскресенский собор. В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, о Шуйском соборе сказано следующее: «да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятые Владычицы Шуйския, да церковь Великого Чудотворца Николая, каменныя». Обе сии церкви во время пожара, бывшего 12 мая 1770 года, были разрушены. После того собор был вновь отстроен, а спустя 22 года был, за ветхостию, сломан. В 1792 году стал воздвигаться усердием граждан ныне существующий Воскресенский собор. Строился он 6 лет и был освящен Виктором, епископом Владимирским и Суздальским, 19 сентября 1798 года. Вскоре после освящения собор был украшен хорошею греческою живописью, а иконостас резьбою и позолотою, стоившими 12,000 рублей. Собор увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченными чрез огонь. Кресты на главах осмиконечные из такого же металла и вызолочены также чрез огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

С этого года церковь существовала до 30-х гг. XIX ст. В этих годах Спасские прихожане решили дать храму более благолепный вид и расширить его, так как теплый храм был очень тесен. Придел был разобран и к главному Спасскому храму пристроены были новые каменные, вместо одного, два теплых придела: во имя Владимирской Божией Матери и во имя Божией Матери Боголюбивой, которые и были освящены 7 и 8 ноября 1833 г., что видно из надписи на храмозданном кресте. Приделы устроены усердием купца П.А. Волкова. После устройства приделов приступлено было к переустройству и главного Спасского храма, который окончательно устроен в 1847 г. и 6 июля того же года был освящен. Св. иконы в церкви, утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями. На северной стороне церкви находится входная каменная часовня, крытая железом; купол на ней украшен накладными вызолоченными звездами; глава же и крест вызолочены через огонь червонным золотом. Наверху, над входом в часовню, живописное изображение Нерукотворенного образа Спасителя. По сторонам его, на стенах, следующая надпись: «Поставша Животворящий Крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворенного Образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящего во храме Воскресения Христова, что в Новом Иерусалиме, из трех составных древ: кедра, кипариса, а вместо певга (сосны), мужжевеля от усердия жителей в лето от Р. Х. 1654 г. Во дни Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича…, при великом святейшем Патриархе Никоне бысть смертоносная язва в городе Шуе, от 1 сентября по 12 день октября. В течение сего времени померло 560 человек, а осталось 610. Отныне поставлен сей крест Господень на предбудущие веки Христианскому роду, и для того установлено молебное пение о спасении города Шуи на память Симеона Столпника и матери его Марфы». Самая часовня была устроена в 1654 г. при храме по тому же случаю, т.е. в благодарность Господу Богу за избавление города Шуи от моровой язвы. С древних времен в часовню совершаем был из Воскресенского собора, с чудотворною иконою ШуйскойСмоленской Божией Матери, крестный ход каждогодно в 1 день сентября.

http://sobory.ru/article/?object=27998

А. А. Романова Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий ) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское ( Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/468877.html

В 1398 г. во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери Витовт благословил дочь свою Софию – супругу великого князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Жители столицы оказывали святыне великое благоговение. Через 58 лет, в 1456 г., в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного, при митрополите Ионе, Мисаил, епископ Смоленский, и тамошний наместник со многими сановниками города, прибывшие в свите от Польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить икону их в Смоленск. Князь советовался с митрополитом, архиереями и боярами, и наконец решился вручить жителям Смоленска Смоленскую икону Одигитрии, повелев снять с неё список, для поставления его на месте её, и ежедневно совершал перед ним молебствие. На отпущение иконы совершили празднество. После литургии митрополит и прочие духовные столицы с крестным ходом, в сопровождении великого князя, детей его, бояр, войска и многочисленного народа, проводили за город две версты до бывшего тогда в предместии Москвы Саввина монастыря и, по совершении молебствия, со слезами отпустили икону Владычицы. На месте молебствия, в 1524 году, при великом князе Василии Иоанновиче, построен Ново-Девичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре в 1525 году поставили икону, списанную с Смоленской Одигитрии, и 28 июля назначили празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери, с крестным ходом, который и доныне отправляется в Москве в Новодевичий монастырь, в возблагодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1812 году икона Смоленской Одигитрии взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль Смоленским епископом (Фальковским). В Смоленске пребывает и другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010