Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание УПЦ, учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. с названием Глуховская и Конотопская, отделена от Сумской епархии (см. Сумская и Ахтырская епархия ). Территорию Глуховской епархии составили сев. районы Сумской обл. Украины: Бурынский, Глуховский, Конотопский, Кролевецкий, Путивльский, Середино-Будский, Шосткинский, Ямпольский. В 1998 г. епархия была переименована в К. и Г. е. В сент. 2013 г. приходы Бурынского р-на перешли в новообразованную Роменскую и Бурынскую епархию УПЦ. К. и Г. е. разделена на 7 благочиннических округов, совпадающих с границами соответствующих районов Сумской обл. Кафедральные соборы: в честь Вознесения Господня в Конотопе, Анастасиевский (во имя мучениц Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы, прп. Анастасии Сербской) в Глухове. Правящий архиерей - еп. Роман (Кимович ; с 22 июля 2012). К 2015 г. в епархии действовали 125 приходов, 2 мон-ря (мужской и женский), служили 95 священников, 8 диаконов. На территории епархии находится ставропигиальная Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь , настоятелем к-рой является митрополит Киевский и всея Украины. История Территория К. и Г. е. входила в Черниговскую епархию (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). Древнейшим известным храмом на территории К. и Г. е. была Вознесенская ц. в детинце Путивля, разоренная в 1146 г., во время княжеских междоусобиц (ПСРЛ. М., 1998. Т. 2. Стб. 334). в 1959 г. на путивльском «Городке» (детинце) археологи обнаружили остатки каменного храма, построенного ок. 1237 г., перед монгольским нашествием. Глухов впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1152 г. В окт. 1239 г., после разгрома Чернигова татарами, Черниговский епископ был приведен монголами в Глухов. В сер. XIII в. Глухов стал центром удельного княжества, полностью зависимого от Золотой Орды. Епископская кафедра переместилась в Брянск, куда в 1246 г. переехал черниговский кн. Роман Михайлович.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

В последние годы царствования императора Александра II заметно и в обществе и в духовенстве общее сомнение в близости этого разрешения. Духовенство, наученное опытом, не стало уже обольщать себя надеждами на скорое легкое избавление из своего бедственного материального положения и по-видимому снова помирилось с своей незавидной и неизбежной участью сословия, принужденного терпеть материальные нужды и лишения в своей жизни. 17 Число посторонних лиц, поступавших в духовное звание, ни за один год не превышало 91, а за некоторые годы и совсем не было случая поступления в духовное звание постороннего лица. 51 Архив Св. Синода. Опись дел. Выс. учр. прис. 104, ч. 1. Свод мнений епарх. начальств по вопросу об открытии дет. дух. путей для обеспеч. своего существ. на всех попр. гражд. деят. Мнения преосвящ. Владимирск., Воронежск., Вятск. и др.; комитетов: нижегородск., с.-петербургск., московск. и общего собрания благочин. Рижской епархии. 52 Там же, мнение преосв. Екатериносл., Кишиневск., Псковск. Тверск., и комит. Нижегородск. и Новгородск. 53 Там же, мнение преосвящ. Екатеринославск., Волынского; комит. Костромского и общего собрания благочин. Рижской епархии. 66 Напр., мнен. преосв. Вятского, Волынского, Рязанского дух. комит. Таврического, Нижегородского и др. 70 Мнен. преосв. Вятского, Симбирского, Тверского, Херсонского, Курганского, Пензенского, Псковского и др. 102 В своем кратком очерке мы не намерены рассматривать всех мнений по означенному вопросу, высказанных в тогдашней периодической печати, а коснемся только главных: этого совершенно достаточно, так как все они решают вопрос в том или ином смысле, указанном нами в нашем разборе, и изложение всех их было бы только лишним повторением одного и того же. 104 Впоследствии, с появлением полемической статьи в Православном Обозрении «Моск. Ведом.», заявляли, что им ложно приписаны мысли о закрытии дух. академий, что они только выражали желание, чтобы дух. академии примкнули к университетам в качестве богословских факультетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стараниями помещика Алексея Тимофеевича Якубинского. Каменная, с деревянной колокольней, оштукатурена внутри и снаружи, ограда вокруг церкви каменная построена вместе с церковью. Расстояние до Харькова 129 в. от ближайшего почтово-телеграфного отделения с. Тростянец - 4 версты. Земли пахотной 33 десятины. прихожан м.п 375 д. и ж.п. 370 д. Священник по штату не положен, обслуживает приход священник Благовещенской церкви с. Тростянец, школы и попечителей нет, к церкви относится хутор Машково. Церковный староста крестьянин Иван Крупчан с 1903 г. В нынешнем храме хранится: Евангелие Л.п. 1650 г., цветная Триодь Ч п. 1685 г., Молитвослов М.п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митрополита киевского», Л.п. 1699 г., Октоих М.п. 1727 г., Часослов К.п. 1742 г. В ней один престол по имени Архангела Михаила, праздновался 8 ноября. До 1914 г. была приписана к Благовещенской церкви села Тростянец. Указом Синода от 12 сентября 1914 г. за No 15310 обращена в самостоятельную. По штату принадлежит священник и псаломщик. Зарплата священника 300 руб., псаломщика 100 руб. Пахотные земли сдаются в аренду за получаемый доход в 250 руб. в год. Церкви принадлежит деревянная, обложенная кирпичом, сторожка в ограде церкви и каменный дом священника, построен Юлием Леопольдовичем Кенигом, что также принадлежит церкви. В 1914 г. в храме священник Евгений Петрович Архангельский, псаломщик Иван Васильевич Капустянский, староста Ермолай Данилович Таран. На 1914 г. прихожан из Радомли и хутора Машково - 995 душ. Священники Архангело Михайловской церкви: 1732 г.- Макарий Иванов; 1753 г.- Афанасий Якубович; 1807 г. - Ладенков Гаврил Емельянович; 1848 г.- Григорий Левицкий; 1858 г. - Михаил Гнедич; 1898 г.- Федоров Василий Александрович, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с. Тростянец; 1898 г. - Яновский Александр Васильевич, Архангело-Михайловская церковь с. Радомля, Ахтырского у., 2-й благочин. округ. Священник приписан к Благовещенской церкви с.

http://sobory.ru/article/?object=58989

Син. 1862 г. март. 2 дн.). ß) Кроме обычных крестных ходов, устроять вновь без разрешения епархиального начальства запрещается (Инстр. Благочин. § 21) 172 . Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиной, чтением и пением приятным и пр., вообще как всякое богослужение, совершаемое в церкви (Уст. Дух. Конс. ст. 34 и 35). В крестных ходах запрещается священнослужителям разговаривать между собой и раскланиваться сс знакомыми (Ук. Син. 1830 г. апр. 28 дн.) 173 . γ) Молебные пения отправляются во всякое время в домах прихожан по их желанию, или в церкви в известное время и по известному случаю. Молебны по случаю рождений и тезоименитств членов императорского дома, кроме дней собственно императорских и государя наследника, могут быть отправляемы в ближайшие воскресные дни (Ук. Син. 1862 г. март. 2 дн.). Когда высокоторжественный день – восшествие государя императора падает на какой-либо из дней первой недели Великого поста, то молебствие о восшествии государя императора на престол должно быть отправляемо в неделю Православия и притом там, где совершается молебствие Православия, торжество православия должно быть отправляемо пред литургией, а молебствие о восшествий на престол – после литургии (Ук. Син. 1857 г. янв. 28 дн.). Равным образом, если день рождения государя императора приходится в Страстную седмицу, то празднование этого дня должно быть перенесено на понедельник Святой недели (Ук. Син. 1861 г. март. 18 дн.). Молебны по случаю особых событий в Императорской фамилии могут быть совершаемы и до получения указа Св. Синода, вследствие требования гражданского начальства, когда, последним получено будет извещение прежде; но в таких случаях гражданское начальство должно сообщать церковным причтам надлежаще засвидетельствованные копии с полученных ими телеграмм (Ук. Син. 1867 г. 23 февр. 10). При совершении молебнов в таких случаях, должно применяться к общей форме и событию, по которому совершается молебен (там же, пунк. 3). По получении потом указа Св. Синода об этом же событии, молебен не отправляется, если он был прежде отправлен. О затруднениях, могущих встретиться по поводу этого, немедленно доводится до сведения Св. Синода (там же пунк. 4 и 5). За опущение служения царского молебна в назначенный день, виновные подвергаются строгому или простому выговору (Ук. 1876 г. апр. 10 12618).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Отец (Акт. Истор. т. IV, 174). В конце XVII столетия, в 1674 году соборной грамотой патриарха Иоакима священные изображения, печатанные на бумажных листках, особенно сделанные неискусно, воспрещено было продавать на торгах и употреблять их вместо икон в домах или церквах (Истор. Акт. т. IV, 200). Иконопись представляла также предмет особых забот великого преобразователя русского Петра Первого. В 1722 году по его повелению Святейшим Синодом в конференции с Сенатом составлены были особые предположения о церковном письме. Предложено было: 1) епархиальным архиереям вменить в особую обязанность заботиться об улучшения иконописания и допускать в церковь только иконы хорошего и правильного письма; 2) учредить особого главного надзирателя, супер-интенданта, над всеми иконописцами, которые обязаны повсюду представлять этому надзирателю свои опыты и не иначе, как с его позволения, пускать их в продажу; 3) под начальством супер-интенданта по городам —61— поставить низших надзирателей для испытания иконописцев, без чего к иконописи не допускать; 4) запретить делать иконы резные и отливать из металлов, кроме распятий и барельефов, и то на высоких местах храма; 5) не дозволять писать одни символические изображения вместо лиц или изображаемых напр. агнца вместо Спасителя (Полн. собр. закон. 4079; ср. 4154). Указанные постановления несколько раз подтверждались и в настоящее время сохраняют за собой силу действующего права: не видно только, чтобы было исполнено предписание об учреждении главных и низших надзирателей за иконописцами, за которыми теперь должны наблюдать благочинные (Инструк. благочин., пункт 7-й). Надзор же за литографированием икон, по общему правилу, подлежит духовной цензуре. Здания, назначаемые для общественного христианского богослужения, делаются церквами или храмами только чрез особый акт – религиозное освящение. Закладка или основание церкви сопровождается особыми обрядами, молитвами и водружением креста под главной частью или алтарём; а само освящение состоит главным образом в помазании её стен снаружи и внутри св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Инстр. Благочин. подробно перечисляются книги, которыЙ должны быть при каждой церкви, как необходимые к руководству священникам и к наставлению прихожан, как-то: Библия , Православное Исповедание Петра Могилы , Грамматы об учреждении Св. Синода с исповеданием Веры Восточных патриархов, Творения Св. Отцов в русском переводе, Четьи-Минеи, Пролог, Катехизис пространный и краткий и книги, указываемые начальством, как полезные для увещания раскольников и обличения неправых раскольнических толков (Прим. к § 1). Для сей же цели Св. Синод при Указе от 15 февр. 1832 года разослал список книг, составленный преосвящ. Григорием архиеп. Тверским, с предписанием завести при каждой церкви библиотеки и выписать означенные в том списке книги. В списке этом поименовано 38 книг, именно: 1) Библия , 2) св. Амвросия Медиоланского о Должностях; 3) Его же о Покаянии и некоторые поучительнае слова; 4) Его же избранные поучительные слова; 5) Св. Василия В. Богоугодных трудов 4 части; 6) Св. Григория Назианзина поучительных слов 2 части; 7) Св. Ефрема Сирина разные поучительные слова; 8) Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Ев. Матфея и Иоанна, на кн. Деяний св. апостолов и на 14 Павловых посланий; 9) Св. Игпатия Богоносца послания к верующим во Христа; 10) Св. Иоанна Лествичика Лествица, возводящая на небо; 11) Св. Иоанна Дамаскина Богословие или Обстоятельное изложение прав. христ. веры; 12) Св. Иустина Мученика Разговор с Трифином иудеянином об истине христианского закона; 13) Св. Дионисия Ареопагита о Небесной Иерархии; 14) Его же о Церковном священноначалии; 15) Св. Кирилла Иерусалимского Огласительные и Тайноводственные поучения; 16) пр. Макария Египетского слова; 17) Его же Беседы о христианском совершенстве; 18) Бл. Августина Единособеседование души с Богом·, 19) Его же святые и душеспасительные размышления; 20) Его же Таинственное богословие; 21) Благовестник или толкование на 4 Еванг. Феофилакта Болгарского ; 22) Жития св. или Четьи-Минеи; 23) Пролог или Синаксарий; 24) Св. Димитрия Ростовского полное собрание сочинений; 25) Полное собрание сочинений Тихона Воронежского; 26) Собрание поучительных слов в св. четыредесятницу Илии Минятия ; 27) Православное исповедание веры Петра Могилы ; 28) Катехизис православно-восточной Греко-Российск. Церкви; 29) О должностям пресвитеров приходских; 30) Наставление правильно состязаться с раскольниками; 31) Увещание на раскольников; 32) Начертание церковно библейской истории; 33) Начертание церковной истории от библейских времен; 34) Ответы Никифора архиеп. Славенского на вопросы, предложенные ему старообрядцами; 35) Известие о возникшей в Польше Унии, соч. Каменского, 36) О служении и чиноположении православн. Церкви; 37) Кормчая книга и 38) Духовный Регламент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 в. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 г., годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района. В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также, что с 1839 по 1903 гг. при храме велись «исповеднические расписки». Интересно отметить годы служения протоиерея Феодора Потоцкого (1982-1989). При нём храм начал благоукрашаться, в 1988 г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо-Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира. Космо-Дамиановский храм. Памятник архитектуры 19 века (1897 г.). Архитектор Алексей Евгеньевич Эренберг. Церковь изначально имела три святых престола. Центральный – праздника Покрова Божией Матери, правый – Св. бессребреников Космы и Дамиана, левый – Святой Троицы. Святой престол в центральном алтаре освящён 12 апреля 1962 г., повторное после открытия, Архиепископа Феодосием (Погорским). Святой престол в правом алтаре освящён священническим чином, благочинным Кузнецкого округа протоиереем Авраамием Михайловым в 1947 г. Алтарь Святой Троицы восстановлен в 2005 г., канонического Престола пока нет. В период существования храма в нём служили и подвизались следующие священнослужители: свящ. Василий Пламеневский 1820-1870 гг., благочин. прот. Пётр Миронесицкий, свящ. Василий Студентов 1864-1930 гг., свящ. Николай Иваницкий 1932 г., монахиня Артемия Чебакова, миссионер свящ. Симеон Магнусев 1911 г., диак. Алексий Чистов 1920 г., монахиня Нектария Полежаева, благочинный прот. Авраамий Михайлов, монахиня Евдокия Акимова, свящ. Иоанн Троицкий, свящ. Николай Швербицкий, свящ. Николай Оболенский, свящ. Иоанн Работкин, прот. Ермолай Азрапкин, свящ. Николай Швед, свящ. Кирилл Палий, свящ. Леонид Евстратов, свящ. Николай Лентовский, свящ. Фёдор Потоцкий, свящ. Николай Путицев, свящ. Василий Уралев, свящ. Алексий Фадеев, прот. Николай Гудков (иеромонах Феофан), дьякон Макарий.

http://sobory.ru/article/?object=02701

—319— 1870 г. цов – старец примерно-благочестивый и в высшей степени кроткий и смиренный. о. Клодницкий в своей летописи изобразил это посещение в таких чертах: «17-го июня 1869 г. посетил Туржецкую церковь вновь назначенный еще в феврале месяце сего года Полоцкий Благочинный, священник Феодор Одинцов в качестве ревизии (?) Ревизия сия отбывалась следующим образом: в четверть одиннадцатого часа утра сказанного дня совершенно нечаянно (ибо предписания, оповещающего о ревизии не было и даже указ о назначении не был опубликован), прибыль в село Туржец и остановился в доме священника о. Благочинный. Зашедши в дом священника, о. Благочинный, после приветственных слов: «Христос посреде нас», дал приказание явиться всему причту. Причт явился в 25 минуть того же 11-го числа и, получивши веление идти в церковь , по получении благословения немедленно отправились и, ожидая Благочинного, стояли на клиросе. В 30-ть минут 11-го часа, Благочинный с тростью в руке, сопровождаемый священником, отправился в церковь, стоящую от дома священника в четырех саженях. Вошедши в церковь, о. Благочинный у дверей храма поставил трость, повеся на ней шляпу и, перекрестясь, начал осматривать иконостас, потом вошел в Святая Святых и, приложась к св. Престолу, без епитрахилия, стал прямо у него, поднял на св. антиминсе св. евангелие, и, как бы опомнясь, развертывая илитон, в котором лежит антиминс, приказал пономарю подать эпитрахилий. Эпптрахилий подан. – Благочинный, в полном величии духа, с горделивым взглядом, поспешно взял эпитрахилий и, ни ознаменовав ни себя крестным знамением, ни надлежащим благословением поданного эпитрахилия, небрежно набросил его на себя и начал рассматривать извне и внутрь св. антиминс. Осмотревши антиминсы, Благочинный отправился к дарохранительнице для осмотра св. Даров и, не положив земного поклона, ниже осенив себя крестным знамением, без всякого благоговения, вынул сосуд с св. Дарами и, посмотрев их, снова поставил на место, сохраняя ту же самую величественную гордую позу, в которой и приступал к столь великой Святыне. Такой парадокс, неассюрирующий (?) значению не только Благочин-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XII, уст. строит.). Причем на производство по церковно-строительству отчислять из церковно-строительных сумм, применительно к установившейся в Министерстве Внутренних Дел практике, на хозяйственное Управление при Св. Синоде по 7000 р. в год и по восьми духовн. консист. западного и привислянского края по 3000 р. в год на каждую. (Собр. узак. 1890 г. 89, Церк. Вед. 1890 г. 31, стр. 352). 5. Построение церквей в прибалтийском крае 36 . В 21 день ноября 1889 г. Высочайше утверждено мнение Государственного Совета, по представлению обер-прокурора Св. Синода вносить в течение шести лет, начиная с 1890 г. в финансовые сметы Святейшего Синода, по ст. 2 § 7 по семидесяти тысяч руб. на церковно-строительные надобности прибалтийского края. 6. О построении церквей на место сгоревших 37 . Если где церковь сгорит, то благочинный немедленно представляет о том епархиальному начальству (инструк. благоч. § 5). О пожарах в церквах, монастырях и в строениях духовному ведомству принадлежащих, священники, настоятели, и все, коим поручено было ведать погоревшее строение, обязаны уведомить о том подробно духовное начальство, которому с первою почтою и доносит о том в Св. Синод (ст. 90 строит. уст. т. XII. Свод. зак., изд. 1857 г.). 38 . В несчастном случае сгорения церкви епархиальное начальство, по донесении причта, сообщает гражданскому начальству для исследования о происшествии, распоряжается тогда же об охранении церковного имущества, оставшегося от пожара, также о месте для богослужения, если нет в том приходе другой церкви, и о всех таковых распоряжениях доносить Св. Синоду (уст. дух. конс. ст. 53). Благочинный озабочивает прихожан, чтобы они, немедля, старались вновь построить церковь , и просили бы на то дозволения; при том убеждает, чтобы строили церкви преимущественно каменные для прочности и для собственной же их пользы (инстр. благочин. § 5). Примечание. О содействии епархиального начальства к построению церквей на место сгоревших см. выше (§ § 29, 30 и 31). 7. О построении молитвенных домов и часовен 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это в основе... Непродуманность видим и в частностях проекта, и прежде всего в вопросе именно о важнейшей организации: о „приходе“. Преследуя свои цели, новое общество хочет „содействовать прихожанам к (в) определению (и) точных границ столичных и городских приходов согласно желанию прихожан, в силу синодального указа от 6 авг. 1890 г. (Ц. В. 1903. 82)“. Как возможно определить границы приходов согласно желанию прихожан? „Желание“ прихожан не определяется „границами“; а если „желанием“ определять границы, то они не могут быть „точными“. Расчертить город на приходы можно, но это фактически не разграничит прихожан: насильно нельзя заставить ходить в ту, а не в другую церковь . А если записывать по желанию, то может случиться, что пастырю придётся отыскивать овец по всем закоулкам города, а иному совсем остаться без пасомых... Естественная нужда разбивает народ на отдельные посёлки; ограничившись случайными границами, создаётся приход, которому волей-неволей приходится сплачиваться объединяться. Этих естественных границ в городе нет; там расчерчивают приходы консистория и благочин- —341— ный. Но слишком ли много заинтересована Церковь в охранении этого расписания? Если Церковь добивается жизни, а не мёртвого порядка, то зачем она будет требовать, чтобы люди сходились к пастырю-усыпителю душ и не смели пойти туда, где они чуют источник воды живой? Если приход действительно должен быть „ячейкой церковной жизни“, живым органом, то он должен определяться составляющими его силами любви и духа, а не разрисованным в консистории планом. Если приход есть церковь в миниатюре, то он всё равно должен носить на себе печать кафоличности, универсальности, а не совпадать непременно с известными земскими или полицейскими частями. Он живёт духом, им и определяется, а где дух, там и свобода... Приписать прихожан к определённому храму нужно: это может способствовать образованию и чисто-церковного прихода, но очевиднее всего эта внешняя мера может достичь только внешних результатов: разделение приходов нужно для целей и церковного управления, и общественно-юридического порядка. Так что хотя слово „приход“ может иногда означать и малую церковную общину, но главное и постоянное его значение, однако, не внутреннего духовного, а – внешнего характера, слишком близко существа церковной жизни не затрагивающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006