XVIII в.: Подрядные записи. М., 2004. Ч. 1-2; она же. Каменных дел подрядчик Григорий Емельянов сын Деменской: Заказы на строительные работы 1-й трети XVIII в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 337-357; Пуцко В. Г. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; Шорбан Е. А., Зубарев В. В. Церковное строительство «мосальских меценатов» Хлюстиных во 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 208-241; Днепровский-Орбелиани А. С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. Калуга, 2006 2; Единственная и неповторимая: Калуга в старой открытке. Владимир, 2006 2; Слезкин А. В. Два храма неорус. стиля в усадьбах Ширинских-Шихматовых//Рус. усадьба. М., 2006. Вып. 12(28). С. 663-676; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в. М., 2008; Легостаев В. В. Храмы Лихвинского у. Тула, 2008; Шорбан Е. А. «Нарышкинское барокко» в заброшенных местах Калужской обл.//Природа. М., 2008. 7. С. 56-62; она же. Неизвестный памятник московской архит. школы кон. XVIII в.- церковь с. Растворово в Калужской губ.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 465-483; она же. Церковь с. Богородское Тарусского у. и др. малоизвестные памятники каменного зодчества кон. XVII - 1-й трети XVIII в. в Калужской губ.//Х Филевские чт.: Тез. конф. 14-16 дек. 2010 г. М., 2010. С. 87-90; Лошкарева Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и монастыри г. Боровска. Калуга, 2009; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2009 3; Вдовиченко М. В. Церковь Одигитрии в Вязьме и многошатровые памятники XVII в.//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 33-58; Павлова А. Л. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл.: (По мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

К ряду храмов с несколько упрощенными композициями и декором относятся постройки крепостных архитекторов мосальского купца А. С. Хлюстина - Е. Е. Латышева и И. А. Каширина (ученик имп. АХ): Никольский собор (1806-1818, воссоздан в нач. XXI в.) в Мосальске, ц. Покрова (1809) в дер. Покровское, ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1808 - 20-е гг. XIX в.) в с. Быстром (все в Мосальском р-не), ц. Св. Троицы (1818) в Троицком (близ Кондрова Дзержинского р-на). Главные объемы, прямоугольные или крестообразные в нижней части, завершены высокими купольными ротондами с венчающей главкой на высоком барабане; 3-ярусные колокольни в каждом ярусе украшены ордерным декором ( Шорбан, Зубарев. 2005). Постройки Ясныгина или архитекторов его круга отличают подчеркнутая монументальность форм основного объема с портиками на боковых фасадах, несущего массивную световую купольную ротонду, пониженные апсида и трапезная; колокольня, как правило, 3-ярусная, завершается чрезвычайно высоким шпилем, напр.: Казанская ц. (1802-1820; утрачены верхние части здания) в г. Людинове, Печерская ц. (10-е гг. XIX в.) в селе Лопатиных Прудки, Казанская ц. (1817) в селе А. А. Долгова Дунине (обе в Медынском р-не), ц. Рождества Пресв. Богородицы (10-е гг. XIX в.- 1823) в усадьбе кн. Козловских Барятино (Борятино, Мещовский р-н). Важной частью архитектуры К. и Б. е. стало масштабное монастырское строительство. В Оптиной Свято-Введенской пуст. возвели ряд сооружений: 3-ярусную колокольню (1801-1804), Казанскую ц. (1805, 1815), больничную церковь с кельями (1809), ограду с башнями (1832-1839); в 1837 г. был значительно расширен Введенский собор 1771 г.; в 20-х гг. XIX в. создан комплекс Иоанно-Предтеченского скита, основанного в 1821 г. (комплекс Оптиной пуст. восстановлен в кон. XX - нач. XXI в.). В формах столичного ампира был построен Крестовский мон-рь (1827-1832, не сохр.) в Калуге. Разрушенный в 1812 г. Никольский Черноостровский мон-рь в Малоярославце был возведен по новому проекту (1825-1839): с высокой колокольней, величественным, близким к центричному в плане 2-этажным собором, жилыми и хозяйственными корпусами (авторство приписывается разным зодчим, в т. ч. А. Л. Витбергу, работы осуществлялись под надзором губ. архит. Н. Ф. Соколова, см.: Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 147; комплекс отреставрирован в 90-х гг. XX - нач. XXI в., см.: Там же. С. 148). Было возведено неск. ампирных храмов, близких по формам к образцовым проектам этого времени: Казанская ц. (1824) в с. Грибове (Медынский р-н), ц. вмч. Георгия (1828) в с. Георгиевском на Угре (Юхновский р-н), Спасская ц. в селе помещиков Щепочкиных Кондрове (ныне город, Дзержинский р-н). Особой аскетичностью форм обладает ц. Успения (20-е гг. XIX в.) в с. Богимове (Ферзиковский р-н). В формах столичного ампира с характерным лепным декором по проекту архит. В. П. Стасова была перестроена Никольская ц. нач. XVIII в. (в аварийном состоянии) в усадьбе Полторацких Авчурино (Ферзиковский р-н).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В храме переход от четверика к восьмерику (его диагональные грани гораздо уже) осуществляется посредством четырехступенчатых тромпов. Восьмерик завершен восьмилотковым сомкнутым сводом. Алтарь, в который ведут три арочных проема (заложены), перекрыт коробовым сводом, который расчленяется на три конхи. Пяты разделяющих конхи арок начинаются необычайно низко — на высоте одного метра от пола. Рошефор Н. И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии.//Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329; Преображенский М.Т. Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С. 99; Малинин Д. И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С. 26; Археологическая карта России: Калужская область/Сост. Ю. А. Краснов. М., 1992. С. 30; Земля Калужская — земля святая. Сост. М.Н. Алексахина, Н.В. Богатырева. М., 2003. С. 158; Шорбан Е. А. Неизвестные храмы Калужской земли.//“Собрание”, 2005, 1. С. 83-87; Шорбан Е. А. “Нарышкинское барокко” в заброшенных местах Калужской области. “Природа”. М., 2008, 7. С. 56-62.; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2205. Л. 257; Ф. Р3502. Оп. 1. Д. 63. Л. 113; ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2058. Текст: Шорбан Е. А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор «Свода памятников» по Калужской области. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10655

Шорбан. В XX веке на территории Российской Федерации было утрачено значительное число памятников архитектуры прошлых столетий. Точных статистических данных нет, но с уверенностью можно сказать, что в силу разных причин (борьбы с религией, военных действий, различных градостроительных мероприятий) было разрушено от 70 до 90% церковных зданий, до 80–90% загородных дворянских усадеб, от 50 до 70% жилой городской застройки. В последние годы, в связи со строительным бумом, потери исторических сооружений в городах увеличиваются. Одновременно подчеркнем, что далеко не все эти произведения зодчества прошлых эпох изучены или даже просто известны. Задача инициированной еще в 1967 году государственной программы «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» – выявление и сбор информации обо всех сохранившихся исторических зданиях, их подробное фотографирование, составление обмерных чертежей, написание детальных историко-архитектурных статей, а затем – издание энциклопедических томов «Свода» по каждой области РФ. Аналогичные программы «Регистров» или «Инвентарей» памятников архитектуры существуют во всех европейских странах. Филонова. По официальным данным, в России к 1917 году действовало около 80 тысяч православных храмов, а в 1986 г. их насчитывалось менее 7 тысяч. Какова судьба остальных? На этот вопрос и призван ответить интернет-проект «Храмы России». Мы пытаемся собрать воедино и систематизировать документальные сведения о храмах, существовавших на территории нынешней России к 1917 году и построенных после распада Советского Союза. Участники проекта – энтузиасты своего дела, уже много лет серьезно занимающиеся церковным краеведением. Работая в архивах и библиотеках, разыскивая по крупицам в старых книгах и епархиальных справочниках информацию о монастырях, церквах и часовнях, мы восстанавливаем память о них. – Екатерина Антоновна, вы сказали, что программы, аналогичные вашей, существуют и в Европе. Чем «Свод» отличается от них? Шорбан. Можно сказать, что по квалификации сотрудников и научному уровню проводимых работ российский «Свод» вполне соответствует зарубежной практике, но уступает по двум параметрам – количеству работников (в Отделе свода памятников Государственного института искусствознания меньше двадцати человек) и технической оснащенности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мои слова не стоит воспринимать как типичную жалобу российского бюджетника, у нас нет времени унывать и жаловаться. Работа «Свода» в какой-то степени напоминает работу «Скорой помощи», ведь сотни полуразрушенных и часто совершенно неизвестных церквей, усадеб, фабрик, домов ожидают приезда экспедиций. Если во многих случаях на обезлюдевших просторах страны нет надежды на их физическое спасение, то для истории – а порой и для будущего воссоздания или научной реставрации – необходимо собрать качественную информацию об этих сооружениях. Кроме «штатного» финансирования программы «Свода» Федеральным агентством по культуре и кинематографии, основная доля средств на экспедиционные и архивные работы поступает благодаря грантам Российского фонда фундаментальных исследований РАН РФ и Российского гуманитарного научного фонда. Без них было бы невозможно издание томов «Свода». – Однако тома «Свода» – издание академическое, малотиражное. Широкой публике оно не очень доступно... Шорбан. Безусловно, это так. Однако нам оказывают информационную поддержку печатные издания, теле- и радиостанции. Ежегодно по инициативе сотрудников «Свода» в различных регионах страны проходят фотовыставки на основе материалов экспедиций. Это необходимо как для популяризации самой программы, так и для того, чтобы люди вообще знали о проблеме спасения отечественного историко-художественного наследия. За прошедшие шесть лет таких выставок проведено уже двенадцать, они прошли в Москве, Калуге, Рязани, Твери. Намечен показ памятников в фотографиях «Свода» в Кашине, Калязине и Боровске. Эта форма «передвижных выставок» оказалась очень эффективной и востребованной, они вызывают живейший интерес и отклик. Никто не остается равнодушным, а многие, от школьников до пенсионеров, сами начинают работу по изучению местного архитектурного наследия. Это очень важно — постепенно люди перестают быть «не местными» на своей земле. – Интересно, что принципиально нового в деле «сохранения памяти» о храмах могут дать современные интернет-технологии?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым проемом в шелыге; апсиды – сферическими конхами, притворы – полуцилиндрическими сводами. В интерьере применены многочисленные выразительные архитектурные детали. В основании свода четверика помещен большого выноса карниз, а над ним перспективные арочки (соответствующие внешним закомарам). Поддерживающие подпружные арки четверика пилоны украшены врезанными в углы раскрепованных граней короткими «византийскими» колонками с одинаковыми кубоватыми базами и капителями. Над колонками помещены высокие отрезки антаблемента с лежачими филенками. На стенах боковых притворов группы из трех арочных окон выделены широким трехлопастным архивольтом и вставленными в простенки стройными трехчетвертными колонками с тонкими базами и капителями; над колонками проходит декоративный пояс антаблемента. На стенах западного притвора группы тройных окон, разделенных колонками, помещены в общие арочные ниши. Под колокольней и западным притвором здания устроены сводчатые подвалы с коробовыми сводами. Рошефор Н. И. де Опись церковных памятников Калужской губернии.//Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329 (Перемышльский уезд, 21); Булычев Н.И. Архивные сведения, касающиеся войны 1812 г. по Калужской губ. Калуга, 1910; Зеленов В.С. Земля Бабынинская. Калуга, 1999. С. 41-43; Пуцко В.Г. Иконостас русского сельского храма на рубеже XVIII – XIX вв.//Русское церковное искусство Нового времени. Отв. ред. А. В. Рындина. М., 2004. С. 87-88; Калужская энциклопедия. Изд. 2-е. Калуга, 2005. С. 70; ГАКО (Госархив Калуж обл). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2208. Л. 94; Ф. 33. Оп. 3. Д. 14. Л. 66-66об.; Ф. 33. Оп. 5. Д. 25; Ф. Р3501. Оп. 1. Д. 63. Л. 112; ИИМК РАН (Институт истории материальной культуры РАН). Текст составила: Шорбан Е. А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор «Свода памятников» по Калужской области. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10507

Филонова. Интернет в наше время – самое действенное средство распространения знаний, их популяризации. К сожалению, в России довольно обыденной является ситуация, когда жители того или иного города или села ничего не могут рассказать о церкви, чьи руины – неотъемлемая часть местного ландшафта. Старожилы, «хранители памяти», уходят. Память о храмах уходит вместе с ними. Разорвать этот порочный круг можно только одним способом – все собранные архивные сведения должны быть опубликованы в свободном доступе, чтобы любой заинтересовавшийся мог воспользоваться уже накопленными знаниями. Вся информация, представленная на сайте «Храмы России», строго структурирована. База данных содержит описательную информацию о храмах, составленную на основе архивных материалов, дореволюционных и современных публикаций. Учитываются все храмы и часовни, как сохранившиеся в советские годы и новопостроенные, так и уничтоженные в советский период. Доступ к записям осуществляется либо через «географическое дерево» – удобную структуру, наглядно отображающую административно-территориальное деление России, либо через развитую систему поиска. Значительная часть объектов иллюстрируется как современными, так и архивными фотографиями. Очень интересно бывает сравнивать фото одного и того же места, снятые практически с одной и той же точки, но со временным интервалом в несколько десятков лет. Серия таких снимков может наглядно продемонстрировать, например, былое величие храма и нынешние руины, лишь напоминающие о том самом величии. Или, напротив, фото могут свидетельствовать о том, что духовная жизнь в России возрождается вместе с реконструкцией церквей. У нас еще есть шанс не остаться «Иванами, не помнящими родства». – Действительно, сегодня некоторые храмы, в том числе и разрушенные в советское время, восстанавливаются. Какие проблемы при этом возникают? Какие советы можно дать реставраторам? Шорбан. «Вы что, реставрировать будете?» – вот типичный вопрос, который задают местные жители участникам экспедиции при подъезде к очередному полуразрушенному сельскому храму. На это следует наш, также типичный ответ, что мы реставрацией и ремонтом не занимаемся и что в нынешней ситуации само население, сами жители и должны свои храмы восстанавливать. А вот как восстанавливать – это вопрос очень непростой. Летняя пора – время строительных работ, и сейчас очень актуально об этом поговорить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сложной технической задачей является восстановление гидроизоляции в нижней части стен. Часто откапывают вросшие в землю стены, но при этом, как правило, получается еще хуже: вокруг здания образуется ров, заполненный водой. Такие рвы нужно выкапывать не рядом со стеной, а на расстоянии метра. Уклон земли должен быть направлен от стены ко рву. Вокруг стены желательно делать отмостку. – Не могли бы вы привести типичные ошибки, возникающие при реставрационных работах? Шорбан. Невысушенные стены кирпичных храмов подчас торопятся покрывать цементной штукатуркой. Проходит 2–3 года, и штукатурка опадает вместе со слоем кирпича. Кирпичный фасад вообще нельзя покрывать цементом, при перепадах температуры и влажности эти материалы ведут себя по-разному и поэтому плохо совместимы. В XVIII–XIX веках и ранее поступали иначе. Кирпичный фасад церкви покрывали тонким известковым раствором, так называемым «известковым молочком». Это – идеальный способ работы. Часто, встречаясь с неквалифицированным ремонтом церквей, мы сталкиваемся с тем, что весьма равнодушно (а иногда и просто варварски) обращаются с декором фасадов, выполненным из белого камня или кирпича. Предположим, что белокаменный или кирпичный декор частично утрачен. Если пока нет денег и мастеров на его грамотный ремонт, вычинку с помощью того же материала, то это вовсе не означает, что остатки белого камня или кирпича нужно выдирать из стен. А ведь такие действия, губительные для памятника, встречаются довольно часто. На вопрос, зачем это делается, обычно дают обескураживающий ответ: «Зато все будет гладенько!» И вот вместо краснокирпичного храма начала XVIII века с рельефными резными белокаменными деталями мы получаем здание с гладкими фасадами, покрытыми темно-серым цементом, а сверху выкрашенными ярко-синей или розовой краской. Вместо памятника эпохи «нарышкинского барокко» – сооружение, больше напоминающее буддийский, нежели православный храм. – Подобные действия – исключительно следствие некомпетентности реставраторов? Или есть другие причины?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В большинстве храмов 1-й трети XIX в. были характерные для эпохи классицизма архитектурные т. н. низкие иконостасы с ордерным декором, ныне утраченные. Одним из самых знаменитых был иконостас калужского Троицкого собора (не сохр.), выполненный по проекту М. Ф. Казакова ( Малинин. 1912, 2004. С. 97, 260), с повышенной полуротондой в центре, фланкированной выдвинутыми вперед ризалитами с колоннами коринфского ордера (Фототека ИИМК РАН. 0599/41). Мн. иконостасы нач. XIX в. были уничтожены в 1812 г. и заново создавались в 10-20-х гг. XIX в.: напр., сохранились скромный ампирный иконостас ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Рябушки под Боровском, плоскостный по рисунку главный иконостас ц. Покрова в с. Карижа под Малоярославцем, а также белые с позолоченными деталями иконостасы 10-х гг. XIX в. (позднее обновлялись) собора в Боровске - главный 5-ярусный, с коринфским ордером, и низкие придельные, каждый в центре коринфского ордера купольной полуротондой, обращенной полукружием наружу. Е. А. Шорбан Иконостас из ц. Покрова «под горой» в Боровске. 1912 г. Иконы XVIII — нач. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Иконостас из ц. Покрова «под горой» в Боровске. 1912 г. Иконы XVIII — нач. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца, пос. Кромы Орловской обл.) Основные сведения по иконостасам XVIII в. К. и Б. е. были собраны и проанализированы В. Г. Пуцко. Созданный ок. 1750 г. 4-ярусный иконостас в ц. Спаса Нерукотворного в с. Пятницком Бабынинского р-на можно охарактеризовать как позднее провинциальное «живоподобие», ориентированное на живопись барокко: «Писано разными красками и местами позлащено» (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Д. 14. Л. 7-8). Подобными были и центральные иконостасы в ряде церквей в К. и Б. е., построенных или обновленных в сер. XVIII в.: в ц. Всемилостивого Спаса в с. Орля (4 ряда), в Богородице-Рождественской ц. в дер. Слободка (4 ряда), в Никольской ц. в Ближней Борщёвке (ныне территория Калуги) (4 ряда), в Никольской ц. в с. Варнавине (ныне Муромцево) (4 ряда), в Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

От лика Христа сохранился лишь небольшой фрагмент, который, однако, дает представление о высококлассной академической живописи: тонкий рисунок, свежий колорит, мастерская светотеневая моделировка. Изображение Христа на престоле в алтаре ведет свое происхождение от иконографии Спасителя как Великого Архиерея, восседающего на Горнем месте. На внутренней, западной стене алтарной преграды по сторонам царских врат в полукруглых рамах были написаны в рост святители в богослужебных облачениях: с северной стороны – Василий Великий, если судить по форме темной длинной бороды, с южной – Иоанн Златоуст, от образа которого сохранилась часть подписи. Еще один неизвестный святитель изображен на северо-восточном выступе алтарной стены. Фигуры святителей, сослужащих Христу, дополняют традиционное для росписей в алтаре литургическое значение. В трапезной в основании пят распалубок – лепные импосты, над которыми уцелели фрагменты росписи – полуфигуры святых в круглых медальонах. Рошефор Н. И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии.//Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329 22, Перемышльский уезд); Археологическая карта России: Калужская область./Сост. Ю.А. Краснов. М., 1992. С. 32; Земля Калужская — земля святая. Сост. М. Н. Алексахина, Н. В. Богатырева. М., 2003. С. 157; Пуцко В. Г. Иконостас русского сельского храма на рубеже XVIII – XIX вв.//Русское церковное искусство Нового времени. - М., 2004. С. 82; Чижков А. Б., Зорин А. А. Калужские усадьбы. М., 2007. С. 17; Павлова А. Л. Монументальная живопись конца XVIII – начала ХХ в. в Калужской области (по материалам экспедиций 2004 – 2007 гг).//Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII – начала ХХ вв. Отв. ред. Е. Г. Щёболева. Москва, 2010 г. С. 549-550. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2205; Оп. 3. Д. 14. Л. 7-8; ИИМК РАН. Ф. Р. – III. Д. 2064. Текст: Шорбан Е. А., Павлова А. Л. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12679

  001     002    003