священномученик Симон (Шлеёв) (20.04.1873–18.08.1921) священномученик Симон (Шлеёв) Еди­но­вер­че­ский епи­скоп Уфим­ский. Видный деятель единоверческого движения, автор очерка «Единоверие в своем внутреннем развитии» - основного источника для исследования единоверческой философии. Биография В ми­ру - Шле­ев Си­ме­он Ива­но­вич, ро­дил­ся в 1873 го­ду в Сим­бир­ской гу­бер­нии. По окон­ча­нии Ни­же­го­род­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1899 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. 17 января 1900 года епископом Чистопольским Антонием (Храповицким) был рукоположён в сан священника и назначен настоятелем единоверческой церкви Казани во имя Четырёх Евангелистов. Назначен окружным миссионером Казанской епархии, награждён набедренником. В 1901 году издал в Санкт-Петербурге свою первую книгу — «Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви». С 1901 по 1904 год совершал миссионерские поездки по Уфимской епархии. Участник трудов Предсоборного Присутствия в 1906 году. Благочинный столичных единоверческих храмов. В 1906—1908 годах издавал в Санкт-Петербурге еженедельный единоверческий журнал «Правда православия». С 22 ноября 1907 года — настоятель Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга. Никольский единоверческий храм благодаря его выдающейся организаторской деятельности был крупнейшим единоверческим образовательным центром. При нём в 1908 году было открыто Братское реальное училище, директором и законоучителем в котором был отец Симеон. В 1912 году для училища было построено новое четырёхэтажное здание. В 1913 году при Никольской единоверческой церкви была открыта женская гимназия. Устроитель и yчacmhuk I Всероссийского единоверческого съезда, прошедшего с 22 по 30 января 1912 года в Санкт-Петербурге, избран почётным секретарём съезда. В 1916 году возведён в сан протоиерея. В том же году скончалась его супруга Екатерина Фёдоровна. В мае 1918 года пострижен в рясофор, а июне пострижен в мантию с возведением в сан архимандрита. 16 июня 1918 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан в единоверческого епископа Охтенского с подчинением митрополиту Петроградскому. С 1920 го­да он — еди­но­вер­че­ский епи­скоп Уфим­ский, а в фев­ра­ле 1921 го­да был на­зна­чен на ка­фед­ру в Уфу пра­вя­щим епи­ско­пом.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/

30 мая 1918 г. в Петрограде открылось епархиальное собрание, на котором тайным голосованием определили 3 кандидатов на Охтенскую кафедру: настоятеля петроградской Николаевской единоверческой ц. прот. Симеона Шлеёва (50 голосов), Кирилловского еп. сщмч. Варсонофия (Лебедева (6 голосов)), а также старосту Николаевской единоверческой ц., приват-доцента Петроградского ун-та и члена Поместного Собора А. А. Ухтомского (1 голос; впосл. его кандидатура заменена кандидатурой протоиерея петроградской Покровской единоверческой ц. Василия Боголюбова). 31 мая после литургии, совершённой митр. сщмч. Вениамином в Николаевской единоверческой ц., состоялись выборы Охтенского епископа, в к-рых участвовал 71 выборщик (8 отсутствовали). 61 голос получил прот. Симеон Шлеёв, 8 голосов - еп. сщмч. Варсонофий, 1 голос - прот. В. Боголюбов. 7 июня 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод, рассмотрев представление Петроградского митр. сщмч. Вениамина, постановили открыть О. в. «с местожительством для епископа в г. Петрограде». В нач. июня прот. Симеон Шлеёв был пострижен в мантию с именем Симон (см. ст. Симон (Шлеёв) , сщмч., еп.), затем возведен в сан архимандрита. 15 июня в Петрограде в храме Троицкого подворья патриарх свт. Тихон совершил наречение 1-го единоверческого епископа России сщмч. Симона, на следующий день в Троицком соборе Александро-Невской лавры патриарх возглавил его архиерейскую хиротонию, совершённую «по старопечатным книгам». Епископ Охтенский состоял «в зависимости» от Петроградского митрополита. «Главным среди других церквей, подведомственных епископу Охтенскому», являлся петроградский Николаевский единоверческий храм на Николаевской ул. (с 1918 ул. Марата). Еп. сщмч. Симон фактически остался его настоятелем и в архиерейском сане - он продолжал жить в квартире настоятеля и получал «положенное по сей должности содержание». Указом Синода от 11 июля 1919 г. Николаевской ц. присвоено «наименование соборного храма с правами уездных городских соборов». С весны 1920 г. еп. сщмч. Симон временно управлял Уфимской епархией с сохранением титула «Охтенский». Он был убит в Уфе 18 авг. 1921 г.

http://pravenc.ru/text/2581781.html

Однако из-за гражданской войны реализовать решения епархиального собрания не удалось. Осенью 1918 г. ввиду наступления Красной Армии и поступления сведений о расправах большевиков с представителями духовенства епархиальный совет был эвакуирован в Златоуст. 31 дек. Красная Армия заняла Уфу, в марте 1919 г. в город вошли части Белой Армии, а в июне в Уфимской губ. окончательно утвердилась советская власть. Еп. Андрей (Ухтомский) с мая 1919 г. находился за пределами своей епархии, 21 дек. 1919 г. он был впервые арестован и до 1922 г. лишен возможности возвратиться в Уфу из-за неоднократных арестов. В связи с его длительным отсутствием на кафедре временно управляющим Уфимской епархией весной 1920 г. был назначен единоверческий (см. Единоверие ) Охтенский еп. сщмч. Симон (Шлеёв) . Вновь возникший вопрос об открытии М. в. в новых условиях церковной жизни был продиктован уже не столько миссионерскими, сколько практическими соображениями: Мензелинск из-за отдаленности от Уфы и по причине затруднительного (особенно зимой) транспортного сообщения нуждался в собственном епископе. Вопрос приобрел дополнительную остроту после того, как 27 мая 1920 г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР Мензелинский у. из Уфимской губ. был передан в состав ТАССР как отдельная административно-территориальная единица - Мензелинский кантон. На собраниях верующих стали звучать предложения о присоединении кантона к Казанской епархии (см. Казанская и Татарстанская епархия ) или даже к Елабуге с образованием самостоятельной Елабужской и Мензелинской епархии. В июле 1921 г. еп. Симон выдвинул кандидатом во епископа Мензелинского овдовевшего настоятеля стерлитамакского собора в честь Казанской иконы Божией Матери прот. Николая Орлова, вызвал его в Уфу и поручил ему вести дела канцелярии Уфимского ЕУ. Тогда же еп. Симон ходатайствовал перед патриархом об учреждении М. в. От Синода последовало согласие с поручением изыскать средства на содержание новой кафедры. Однако гибель 18 авг. еп. Симона вновь отсрочила открытие М. в.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Иоанн Кочуров, Царскосельский, прот., сщмч. (1917); Иоанн Кронштадтский, прав. (1908); Иоанн Сарв, прот., сщмч. (1937); Иоанн Стеблин-Каменский, иерей, сщмч. (1930); Иоанникия (Кожевникова), игумения, прмц. (1937); Карп Эльб, прот., сщмч. (1937); Киприан Стороженский, прп. (после 1598); Кира Оболенская, мц. (1937); Кирилл (Смирнов), митр. Казанский, сщмч. (1937); Корнилий Паданский, прп. (после 1583); Ксения Петербургская, блж. (ок. 1803); Лев (Егоров), архим., прмч. (1937); Макарий Римлянин, Новгородский, прп. (XVI-XVII); Мария (Лелянова) Гатчинская, мон., прмц. (1932); Мария Николаевна, великая княжна, страст. (1918);Мартирий Зеленецкий, прп. (1603); Михаил Союзов, прот., исп. (1922); Михаил Чельцов, прот., сщмч. (1930); Никита Алмазов, протодиакон, сщмч. (1937); Николай Александрович, император Российский, страст. (1918); Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (1937); Николай Кулаков, иерей, сщмч. (1938); Николай Кулигин, прот., сщмч. (1937); Николай Орнатский, мч. (1918); Николай Покровский, прот., сщмч. (1937); Николай Розов, прот., сщмч. (1938); Николай Симо, прот., сщмч. (1931); Ольга Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Павел Брянцев, иерей, сщмч. (1938); Петр Скипетров, прот., сщмч. (1918); Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, сщмч. (1919); Серапион I, архиеп. Новгородский, свт. (1516); Серафим (Вавилов), архидиакон, прмч. (1938); Серафим Вырицкий, прп. (1949); Серафим (Чичагов), митр. Петроградский, сщмч. (1937); Сергий (Дружинин), еп. Нарвский, сщмч. (1937); Сергий и Варвара (Васса) Островские, схимонахи, прпп., родители прп. Александра Свирского (после 1474); Сергий (Шеин), архим., прмч. (1922); Симон (Шлеёв), еп. Уфимский, сщмч. (1921); Татиана Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Тихон, еп. Воронежский, Задонский, чудотворец, свт. (1783); Трифон Городецкий, Лужский, прмч. (ок. 1592); Феофил Омучский, прп. (ок. 1412); Философ Орнатский, прот., сщмч. (1918); Юрий Новицкий, мч. (1922). Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

Единоверцы, «суть чада Церкви», не абстрагировались от революции. Наоборот, время духовного упадка общества заставляло единоверцев предлагать свои решения проблемы, о чем они неоднократно писали как председателю Временного правительства Керенскому, так и лидеру октябристов Родзянко. В своих письмах делегаты съезда стояли на позициях необходимости возвращения к заветам святой старины, утверждая, что строительство государственной власти нужно начинать с возрождения древнерусского прихода. Хиротонию единоверческого епископа Симона совершил по старопечатным книгам сам патриарх Тихон Самой животрепещущей темой II съезда православных старообрядцев, который прошел с 23 по 29 июля 1917 года в Нижнем Новгороде, становится вопрос о епископстве. И уже через год, в разгар гражданской войны в России, 3 июня 1918 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершается хиротония во епископа архимандрита Симона (Шлеева). Хиротонию совершил по старопечатным книгам сам патриарх Тихон в сослужении нескольких архиереев. В истории единоверия и всей Русской Церкви это важнейшее событие. Отныне епископ Симон, несмотря на зависимость от Петроградского митрополита, окормлял все приходы православных старообрядцев России. А уже в 1920 году единоверческий епископ занимает Уфимскую общеправославную кафедру, заменив на этом посту архиепископа Андрея (Ухтомского). Безусловно, подобный шаг патриарха Тихона говорит не о чем ином, как о высочайшем доверии к епископу Симону. С началом гражданской войны на единоверцев уже не смотрели с опаской и подозрением, к ним относились как к равным, как к тем, на кого можно положиться в годину испытаний. Епископ Симон впоследствии засвидетельствует архиерейским служением и мученической кончиной свое христианство. 18 августа 1921 года, когда владыка возвращался домой из Воскресенского кафедрального собора Уфы, он был убит двумя выстрелами из револьвера. Симон (Шлеёв) Потеря духовного руководителя для единоверцев была невосполнимой. Вспомним, что тогда и многие активные деятели единоверия из московских и петербургских приходов, подвергнутые лишениям военного времени, не могли более принимать деятельного участия в делах православного старообрядчества. В сложившейся ситуации важную роль начинают играть единоверческие Поволжье и Урал. Из среды епископата православных старообрядцев выделяется епископ Керженский Павел (Волков), впоследствии избранный председателем III единоверческого съезда.

http://pravoslavie.ru/103005.html

Жаркие споры развернулись вокруг вопроса о епархиальном управлении. После продолжительных дебатов была выработана формула, что епархиальный архиерей «есть представитель местной церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян». Епископом можно было стать только после 35 лет либо из монашествующих, либо из белого духовенства, не состоящего в браке при непременном условии пострижения. В епархиях предписывалось организовать епархиальные собрания, избираемые из клириков и мирян на трехлетний срок. Из них составлялись епархиальный суд и епархиальный совет. При этом без согласия архиерея решения этих органов силы не имели. Было принято также определение о викарных епископах, которые либо являлись помощниками правящих архиереев, либо управляли отдельными частями больших епархий. Своего часа ждала еще одна проблема церковной жизни – введение единоверческого епископата. Единоверие зародилось в конце XVIII в., когда группа старообрядцев изъявила желание соединиться с Православной Церковью . В 1800 г. стараниями митрополита Московского Платона (Левшина) в Российской Церкви было введено единоверие – старообрядцы, стремившиеся к миру, присоединялись к ней, сохраняя дониконовские обряды. В течение XIX в. православные старообрядцы (единоверцы) просили поставить для них епископа. Этот вопрос, как и вопрос о снятии клятв со старых обрядов, обсуждался и на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Лидером православных старообрядцев на Соборе был протоиерей Симеон Шлеёв, выступавший за учреждение самостоятельных единоверческих кафедр. Однако часть делегатов усмотрела в этом нарушение канонического деления Церкви, так как на территории России в таком случае появились бы параллельные епархии. После долгих дебатов Собор принял компромиссное решение – учредить пять единоверческих викариатств. Первым единоверческим епископом с титулом «Охтинский» стал протоиерей Симеон Шлеёв, постриженный в монашество с именем Симон. В архиерейском сане святитель служил Церкви до своей мученической кончины, последовавшей от рук подосланных убийц 18 августа 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1899-1900 гг. под рук. Р. Ф. Катцера на площади был разбит сквер. С 1876 г. площадь стала местом проведения митингов и демонстраций, получивших название «Казанских» (1897, 1901, 1902). В 1935 г. в сквере перед зап. фасадом собора установлен фонтан (1809, архит. Тома де Томон), перенесенный с Киевского шоссе (ныне Пулковское). 1917-1989 гг. В нач. 1918 г. в ознаменование восстановления Патриаршества и в благодарность Господу за избавление митр. Вениамина (Казанского) от гибели при обстреле большевиками Московского Кремля (он спасался в подземной ц. во имя патриарха сщмч. Ермогена Чудова мон-ря) предстоятель Петроградской кафедры решил устроить в К. с. нижний «пещерный» зимний храм во имя патриарха сщмч. Ермогена (проект акад. В. А. Покровского, осуществлен под его руководством; освящен 18 янв. 1921). Патриарх свт. Тихон пожертвовал для храма частицу мощей сщмч. Ермогена и старинную Казанскую икону. Жертвами большевистского террора стали прот. Философ Орнатский, расстрелянный после 9 авг. 1918 г. с сыновьями Николаем и Борисом (канонизированы в 2000), прот. Алексий Азиатский, епархиальный наблюдатель церковноприходских школ, служивший с 1910 г. в К. с., и, вероятно, гр. Н. Ф. Гейден, бесследно пропавший в кон. дек. 1918 - нач. 1919 г. В соборе служились панихиды по погибшим от рук большевиков. В 1918 г. новым настоятелем собора стал прот. Николай Маренин, а с 1920 г.- прот. Николай Чуков (впосл. митр. Григорий). При нем в дом на Казанской ул., 4 было перенесено Богословско-пастырское уч-ще. Митр. Вениамин (Казанский) служил в 1919 г. в соборе на оба праздника Казанской иконы. На 1-м престольном празднике в числе сослужащих был буд. Патриарх Московский и всея Руси еп. Алексий (Симанский), на втором - буд. сщмч. Симон (Шлеёв), еп. Охтинский. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, был уничтожен серебряный иконостас храма и изъяты драгоценные предметы утвари (всего 129 пудов 37 фунтов 20 золотников серебра). 25 марта 1922 г. комиссия под председательством К.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Архипастыри православной Русской Церкви с течением времени старались было дать Единоверию более самостоятельное положение: дать кроме священников еще викарных епископов. Но такое расширение, ставившее Единоверие по-прежнему в приниженное положение по отношению к Православию, не отвечало запросам старообрядцев, оно говорило скорее о видах на Единоверие самого архипастырства, а потому, если бы осуществилось, не принесло бы пользы. Мы говорим о проекте митрополита Платона дать единоверцам викарных архиереев. Г-н Сенатов, а вместе с ним два-три десятка московских единоверцев (остальные единоверцы в Москве не согласны) решились подражать митрополиту Филарету. Они в своей петиции планируют, что единоверческие архиереи и в положении викария по отношению к православному областному удовлетворят старообрядцев, наметят путь, по которому можно дойти до единения с Австрийской иерархией. Митрополит Филарет сначала был действительно такого мнения, но потом сам же от него отказался, рекомендовав этим самым оставить свой план и его подражателям. Московский митрополит Филарет для противодействия возникшей Австрийской иерархии послал тогда первенствующему и прочим членам Св. Синода следующее предложение. Учредить в Московской епархии второго викария, с наименованием епископа Богородского (уездный г. Богородск имеет одну церковь со служением по чину единоверческому и наибольшее из всех уездов Московской епархии число раскольников). Поручить ему особенно единоверческие церкви Московской епархии. По усмотрению надобности и по удобству, можно поручить ему единоверческие церкви и некоторых ближайших епархий. Пребывание его основать при существующей, благолепно устроенной церкви единоверческого в Москве кладбища, при котором есть и два двухэтажных каменных здания. Здесь устроить архиерейский дом и вместе единоверческий монастырь, по подобию Чудова. Епископу Богородскому подчинить Богородское духовное правление, чтобы оно заменяло ему консисторию для единоверческих дел. Разрешить ему, в виде опыта, по желанию прихожан часовен Рогожского богадельного дома, с согласия Московского епархиального архиерея, от одного до трех из заштатных священников, честного поведения, по наставлении в чине церковного служения по старопечатным книгам допустить совершать в часовне Рогожского богаделенного дома вечерню, утреню, часы, молебные пения, таинства покаяния, крещения, миропомазания, брака, елеосвящения, погребение и поминовение усопших, а также и в домах означенных прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/k...

Таким образом, единоверческие священники по смыслу их избрания обязаны почитать обряд единоверцев, а по смыслу иерархической зависимости – подражать своему епископу. Во избежание противоречия, единоверческий священник ставится в необходимость быть единомысленным или со своими, избравшими его себе в пастыря духовными детьми, в таком случае в деле религиозного сознания быть тайным противником своему епископу, или же быть единомысленным епископу и в этом случае быть неискренним со своими духовными детьми, готовым в своей душе презирать и духовных детей, и их обряд. В обоих случаях священник, служитель Бога Вышнего, стоятель пред Его святым престолом, совершитель очистительных и освятительных тайн, ставится в недостойное положение, ставится притом законом, дозволившим открытое держание старого обряда и подчинившим это держание епископам, из которых некоторые не только не любят его, не только ополчены против него, но и в отношения свои к этому держанию вносят иной раз приемы той английской дипломатии, о которой начал говорить автор занимающей нас статьи. Все это ненормально, и где же – в практике и законах Церкви (в известной ее части), Церкви, которая есть хранительница истины, которая чиста, свята и непорочна, как невеста Пренебесного Жениха. Стремление во что бы то ни стало насильственно слить Единоверие с Православием и в обрядах и не давать, ввиду этого, особого при Св. Синоде единоверческого епископа имеет началом отрицание в пасомых прав иметь свои убеждения в делах веры и совести, а это с духом святой апостольской Церкви не вяжется. Что в иных приходах насильственным образом вводится исправленный обряд – об этом, к сожалению, говорят многочисленные факты. Пример тому Уральская область, самый г. Уральск. Говорим слово «к сожалению» потому, что Церковь не армия, чтобы от миллионов верующих требовать перемены в убеждениях своей совести с такою же готовностью, с какою полки по воле начальства принимают перемену в формах и приемах обучения. От миллионов верующих нельзя ждать такого же единообразия во всем, какое может быть достигнуто только в полковых формах. Да и полки имеют каждый свою форму, но эта разность единству армии не вредит нисколько. На основании исполненных духа Христова слов Казанского собора архипастырей 1885 г. пора принять за правило и основание, что единству Церкви не противоречит разность в церковном быте.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/k...

Посмотрите на церкви православные. Там вместо святой иконы часто встречается картина, льстящая чувственности; в пении слышится утонченность, имеющая целию не служение Богу, а услаждение слуха; в стоянии смешанность мужского пола с женским; вхождение, стояние и исхождение неблагочинное: перехождение с места на место, поглядывание во все стороны, откидывание то одной ноги, то другой, здравствование друг друга, осведомление о здоровье, о текущих делах и т. д. Называемый богомолец пришел в церковь , кивнул на иконы головой, помахал по пуговицам рукой, поглядывая по верхам и по сторонам, повернулся и вышел. Да и все вообще, услышав чтение или пение, по которому они знают близость конца службы, тотчас зашевелились и пошло брожение – одни еще молятся, а другие уже пускаются вспять, обращаясь спиной к священнику, в форме отпуста объявляющему благословение Божие предстоящим за поднятый ими труд стояния и за ту молитву веры, надежды и теплой любви, которую каждый из предстоящих, кроме, конечно, обратившего тыл, по мере дара принес Богу. Не то в церквах единоверческих. Здесь в иконных изображениях видится строгость форм, приличная святости и важности изображаемых предметов; в пении степенность, приличная служению Богу и вместе безыскусственность и задушевность; мужской пол и женский стоят отдельно; входящий в церковь , став на место и отдав положенные по чину поклоны и поклоном же приветствие на обе стороны, стоит, не сходя с места, не обращаясь ни вправо, ни влево, держа ноги вместе, руки на груди, а глаза, устремленные на святые иконы. Не говоря о мужчинах, женский пол, родственницы и знакомые, становясь друг подле друга, как бы не узнают одна другую и отлагают до конца службы здравствование, целование и расспросы, столь у них обязательные. До отпуста никто не выйдет из церкви. Поклоны делаются там, где и какие положены уставом, и делаются всей церковью вместе, где один, где три, где в пояс, где в землю. Крестное знамение изображается твердо, на лоб, на живот, правое плечо и левое, и затем уж поклонение головы. При выходе из церкви, вместе со священником сделав положенные поклоны и на прощальный поклон в пояс пастыря своей пастве ответив ему земным поклоном, тогда уже каждый раскланивается друг с другом, подают руки и с места трогаются все вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010