«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Школьное богословие «Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным учителям, и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей. Поэтому оказалось возможным совместить «методические» и «газетные» тексты и, на их основании, составить сборник, дающий более целостное представление о Православии. Но, чтобы с самого начала найти язык, который позволил бы перекинуть мостик из мира православного богословия в мир нашей повседневности, основной темой этого сборника я решил сделать детскую». В сборник «Школьное богословие» вошли следующие статьи о. Андрея Кураева: ЗАЧЕМ ЭТО НАДО ДЕТЯМ? ПАЛОМНИЧЕСТВО К ВЕРЕ ЕСЛИ БЫ ДИРЕКТОРОМ БЫЛ Я КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОСЛАВИЯ В ШКОЛЕ? «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ЭКСТРЕМИЗМА ПРИЛОЖЕНИЕ УРОК ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРОВЕДЕННЫЙ ЭКЗЮПЕРИ ОБ ИЗУЧЕНИИ В ШКОЛАХ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ИГРА В РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ ОСТОРОЖНО: ВАЛЕОЛОГИЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА: СДЕЛАНО В СЕКТЕ НЕ ВСЕ ТО, ЧТО СВЕРХУ — ОТ БОГА ТЕХНИКА РЕЛИГИОЗНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУЛЬТУРА КАК ЖЕМЧУЖИНА ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ ПЕРВЫЙ УРОК ТВОРЕНИЕ МИРА СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА АВЕЛЬ И КАИН ПОТОП ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ РОЖДЕНИЕ МАРИИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ О ХРИСТЕ В КАКОМ ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА РОДИЛСЯ ХРИСТОС? ВОЛХВЫ И ПАСТУХИ ПЕРЕПИСЬ СОЧЕЛЬНИК ИКОНА РОЖДЕСТВА ЧУДО ВСТРЕЧИ ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГОРЫ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГОРЫ: ГОЛГОФА ПАСХА: ПУТЬ ИЗ АДА ДУХОВ ДЕНЬ МЕЧТА О КОММУНИЗМЕ ЧЬЯ ВЛАСТЬ? РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Диакон Андрей Кураев ШКОЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ   Книга составлена на основании двух брошюр, которые мне довелось написать два года назад в помощь школьным и некоторых моих статей в светских газетах. И в том и в другом случаях приходилось писать для людей, чьи познания в области христианского богословия не следовало переоценивать. Для обычных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Пн Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского 13 лютого 2024 р. 14:26 Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях», хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? В  «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующей Научным центром истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктора церковной истории, доктора исторических наук, профессора, почетного доктора Санкт-Петербургской духовной академии Н.Ю. Суховой, посвященная пастырскому богословию кронштадтского пастыря ( 1, 2024 ,  PDF-bepcuя ). Реформы духовного образования в XIX веке Особое значение для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX века. В результате реформ 1797-1798 и 1808-1814 годов духовно-учебная система в России имела свой стабильный институт подготовки преподавателей. Однако решение ее было сопряжено с рядом проблем. Ни сама духовно-учебная деятельность, ставшая главной для большей части выпускников академий, ни подготовка к ней не были организованы в достаточной степени. В результате идеи реформы 1814 года — преодоление формально-схоластической ограниченности, построение научно-богословской и церковно-практической школы, создание активно действующих центров духовного просвещения — были реализованы лишь отчасти. Процесс развития и светских, и богословских наук к середине XIX века жестко поставил вопрос о подготовке в духовной школе преподавателей-специалистов, прежде всего для высшей духовной школы. Старая традиция назначения лучших выпускников бакалаврами на вакантные кафедры без учета склонностей или темы выпускного сочинения со всей очевидностью уже не работала. К тому же в середине XIX века при увеличении числа предметов и прежнем штатном составе преподавателям приходилось вести по два-три предмета, и это совмещение не способствовало повышению качества образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

иером. Симеон (Гаврильчик), Д. Гусев, иером. Пантелеимон О домостроительстве нашего спасения (Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов Православной Церкви) Иеромонах Симеон (Гаврильчик) (Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2000 г.) Христология является одной из самых центральных тем в системе православной догматики. Острота христологических споров за последнее время стала ясно вырисовываться в жизни Церкви в связи с диалогом с антихалкидонскими церквами. Возможно, что именно в свете этого затянувшегося диалога в системе изложения христологического догмата возникли серьезные искажения с уклонением в несторианство. В предлагаемом докладе нам предстоит затронуть вопросы, без разрешения которых невозможно иметь правильное и ясное представление о совершенном домостроительстве нашего спасения, а также решить некоторые проблемы, вызванные частыми дискуссиями в академической среде. Нужно заметить, что в начале XX столетия в стенах МДА возникла целая школа богословия в лице митрополита Антония (Храповицкого) , архиепископа Иллариона (Троицкого) Именно последователями этой школы тщательно велась работа по критике так называемого «школьного богословия», которое по своей сути как они считали, отлично от святоотеческой традиции. Но сторонники возвращения к отцам сами нередко допускали искажения основ православного вероучения о чем свидетельствуют труды архиепископа Серафима (Соболева) и архиепископа Феофана (Быстрова) Наше небольшое исследование не ставит перед собой цели анализировать критику юридической или нравственной теории искупления 367 . Тем не менее противостояние и разногласия возникшие в ходе споров вокруг «школьного богословия» и влияния на него схоластики оставили неизгладимый след в современной русской богословской науке. Отсутствие трезвого и беспристрастного подхода к той или иной теории нежелание увидеть реальные недостатки просчеты и ошибки прошлого сегодня приводят к тому что некоторые идеи прогрессируют и приобретают форм грубого противоречия святоотеческой традиции

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

митрополит Владимир (Сабодан) Глава I. Представление о Церкви на Руси от принятия христианства до начала школьного богословия Всякого, кто интересуется историей отечественной богословской мысли, с первого взгляда поражает отсутствие почти до половины XVII века, в отличие от Византии и Запада, оригинальных русских научных богословских трактатов и исследований догматического характера вообще и о Церкви в частности. Это отсутствие письменных богословских трудов породило на Западе, а под его влиянием отчасти и в самой Руси, мнение о застое или неразвитости русской богословской мысли, о религиозной дремоте и невежестве. Философ и историк Густав Шпет, например, характеризует всю допетровскую эпоху, как время «душного тумана всеобщего невегласия» 26 . Неосновательность такого мнения очевидна. Богословие, в широком смысле, есть функция Церкви. Поскольку Церковь на Руси существовала, то было и богословие, правда, не в словесных, а в иных формах. Негативное же восприятие Западом нашей истории объясняется, во-первых, особенностями самого западного метода мышления, пронизанного формально-схоластическим духом, слишком рационалистическим подходом к таинственно-глубокой религиозной теме, и, во-вторых, отсутствием должного проникновенно-любовного внимания к другим сторонам религиозной жизни русского народа. Дело не в отсталости или запоздалости нашего богословского развития. Ведь первый опыт переживания и осмысления Церкви был осуществлен русскими людьми еще на заре принятия христианства. Испытав через своих посланников все веры, русский человек только в православном храме, в молитвенном единении всех верующих во Христа почувствовал истинность новой религиозной жизни. В церкви он прикоснулся сердцем к небесной красоте и изведал сладость богообщения. «И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусил сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

«Если об особой роли Православия в истории России упоминает преамбула Закона «O свободе совести и о религиозных организациях», то почему об этой роли молчит школьная программа?» 22 июня 2005 г. 11:58 Москва, 22 июня. В своем интервью порталу «Интерфакс-Религия» Святейший Патриарх Алексий рассказывает о перспективах отношений с Ватиканом и Константинополем, излагает православную точку зрения на современные средства массовой коммуникации и делится собственным видением жизни монашеских общин будущего: — Ваше Святейшество! Нынешний папа публично критиковал решение Второго Ватиканского собора, где говорилось, что Православная и Католическая Церкви являются Церквами-сестрами, и считает Католическую Церковь Матерью, которая одна сохранила полноту истины и в лоно которой должна вернуться Церковь Православная. Как Вы относитесь к такой интерпретации учения о Церкви и как эта позиция папы может отразиться на православно-католических отношениях? — Второй Ватиканский Собор, при всем его стремлении к переменам, тем не менее не был отступлением от традиционного католического вероучения и, в частности, от основных положений католической экклезиологии. Это относится и к выражению «Церкви-сестры», которое встречается в документе «Доминус Йезус» и ноте о выражении «Церкви-сестры», подготовленных Конгрегацией по вопросам вероучения и одобренных покойным папой Иоанном Павлом II. В частности, в них утверждается, что Католическая Церковь является единственной Церковью Христа в полном смысле, а употребление выражения «Церкви-сестры» в диалоге с Православными Церквами необходимо значительно сократить или даже избегать, так как Католическая Церковь является «матерью и наставницей», а не сестрой всех остальных Церквей. Такая экклезиологическая позиция не является чем-то новым для Римско-Католической Церкви. Она озвучивалась католическими богословами и раньше. Мы не можем согласиться с этими положениями. Православная Церковь исповедует, что именно она в полноте и без изменений сохранила веру со времен Самого Христа и святых апостолов. В свою очередь история свидетельствует, что Римско-Католическая Церковь допустила ряд отступлений от веры и жизни древней неразделенной Церкви. В первую очередь это касается ряда догматических положений, которых древняя Церковь никогда не знала. В духовной жизни католическая традиция культивирует эмоциональность, которая на Востоке, стремящемся к духовному трезвению, всегда признавалась чрезвычайно опасной. Безусловно, все эти отличия отражаются на экклезиологии.

http://patriarchia.ru/db/text/26211.html

" Кавказ - это одна из первых областей христианской проповеди " Интервью проректора Ставропольской Духовной семинарии игумена Романа (Лукина) Игумен Роман (Лукин) - Отец Роман, расскажите, пожалуйста о жизни Ставропольской Духовной семинарии. - В ноябре нашей Духовной семинарии исполнилось сто пятьдесят восемь лет. Она появилась практически одновременно с учреждением Ставропольской епархии, которая тогда назвалась Кавказской и Черноморской. За время своего существования семинария претерпела два закрытия – в 1920 и в 1960 году. Из ее стен вышли несколько тысяч священнослужителей, несколько десятков иерархов и девять святых новомучеников и исповедников. Наиболее известный из них – священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Сто пятьдесят восьмую годовщину мы отметили уникальной акцией – пригласили провести уроки старейших священников епархии, выпускников нашей семинарии. На сегодняшний день семинария активно занимается богословскими исследованиями, научной, историко-архивной работой. У нас недавно был создан специальный музей, по аналогии с церковно-археологическими кабинетами, существующими в московских духовных школах. Каждый день в нем бывает по три-четыре группы школьников из Ставрополя и других городов области.  Экскурсии проводят студенты, практически ровесники этих школьников, и, конечно, поэтому их слова воспринимаются с гораздо большим интересом. Мы занимаемся подготовкой семинаристов к миссионерской работе. Вторая часть учебного дня воспитанников целенаправленно посвящена социальной работе и миссионерству. Мы стараемся пробудить в этих юношах ответственность за то великое дело православной проповеди, православной миссии, к которому они призваны. - Зачастую духовные школы дают большой объем теоретической подготовки,  уделяя мало внимания практическим сторонам приходского служения, к которому в первую очередь готовятся будущие священнослужители. Как с этим обстоит дело у вас? - В этом направлении мы делаем очень многое. В силу своего положения семинария у нас не оторвана от приходской церковной жизни: она находится в ограде кафедрального собора, рядом со зданием Епархиального управления.

http://pravoslavie.ru/4598.html

Новости Религиоведы Украины, Казахстана, Армении выступают за толерантность как основу изучения религий 04.04.2008 13:31 Москва, 4 апреля, Благовест-инфо. В сложных условиях поликонфессиональности, которые характерны для многих стран бывшего СССР, необходимо  положить принцип толерантности в основу  изучения религий в системе школьного и вузовского образования. Этот тезис был общим в докладах религиоведов из Украины, Армении и Казахстана, которые выступили на международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», состоявшейся недавно в РГГУ. Ситуация с изучением религий на Украине заметно отличается от российской. Как рассказал профессор Анатолий Колодный, руководитель Отделения религиоведения  Института философии Академии наук Украины,  в государственных вузах Украины предмет «Религиоведение» обязателен для всех; есть факультеты, где выпускник получает параллельно богословское и религиоведческое образование. Преподают в государственных вузах не только светские ученые, но и священнослужители. Отмечая снижение числа воскресных школ, ученый обнаруживает новую тенденцию: «Батюшки разленились, хотят прийти в готовые школьные классы и институтские аудитории». Докладчик также считает, что Церковь решает за счет светского образования проблему трудоустройства выпускников своих религиозных учебных заведений (а их на Украине всего 192, из них половина – протестантские, и лишь 40, но зато с половиной всех учащихся – православные). Что касается школьного преподавания религии, то общественная дискуссия о введении в школе курса по христианской этике только начинается, в отличие от России, где это обсуждение длится уже 10-12 лет. По словам А.Колодного, импульсом для дискуссии стало предложение президента Украины В.Ющенко ввести в школах предмет «Этика веры» -- сколь неожиданное, столь и неопределенное. В ответ был создан учебник «Христианской этики», в котором, по замечанию выступавшего, «плохо говорится о других религиях», а преподавание по нему «нарушает принцип светского образования». Наиболее активными сторонниками такого преподавания оказались представители Греко-Католической Церкви, которая, как считает А.Колодный, в некоторых районах, особенно в Галиции, уже превратилась в «тоталитарную церковь: охвачены детский сад, школа, уже капелланы в вузах есть, в армии». Исследователь негативно оценивает такое «хождение Церкви в школу», утверждая, что священнослужители используют эту возможность как «эффективное средство решения в свою пользу вопросов межцерковного противостояния».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Александр Кырлежев: Почему митрополит Антоний Сурожский не считал себя богословом «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. 16 июня, 2014 «Я не богослов»: почему владыка Антоний Сурожский так о себе говорил и можно ли найти у него особую антропологию, экклезиологию и т.п. Александр Кырлежев – член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, инициатор издания первой книги митрополита Антония в России. – Владыка Антоний часто говорил о себе: «Я не богослов». Как это понимать? – Я думаю, что он имел в виду совершенно конкретную вещь: у него не было специального богословского образования. Одно из значений термина «богослов» – человек, получивший систематическое богословское образование, в рамках которого освоил весь набор соответствующих дисциплин. В результате такой человек знает, чего он не знает в области богословской науки, но при этом владеет специальной терминологией. Митрополит Антоний не получил систематического религиозного образования, даже на уровне школьного курса закона Божия. Есть и другой – высокий аскетический – смысл термина «богослов»: это «тот, кто чисто молится», то есть обладает непосредственным духовным опытом. Думаю, что этого владыка Антоний не имел в виду, хотя, наверное, отрицал бы свою причастность к высокой степени аскетической духовности. Просто из скромности или, так сказать, по смирению. Например, он рассказывал, что когда, обратившись к вере, стал думать о священническом служении, то пришел к протоирею Георгию Флоровскому, а тот ему сказал: «Иди, читай святых отцов, придешь через 15 лет, и тогда посмотрим». И владыка говорил, что так и сделал – пошел и стал читать. Интересно, что сам протоиерей Георгий стал патрологом и богословом именно таким образом, поскольку тоже не имел богословского образования, хотя его отец был ректором семинарии и он сам с детства находился в церковной среде. Уже в эмиграции протоиерей Сергий Булгаков предложил ему читать патрологию во вновь созданном Богословском институте святого Сергия в Париже. У Флоровского были уникальные способности к освоению языков и вообще нового материала, что накладывалось на философскую и общегуманитарную подготовку. Он стал изучать святых отцов и патрологию, и в результате появились его знаменитые курсы 1930-х годов и он выступил с призывом к созданию так называемого «неопатристического синтеза». Таким образом, вполне можно богословствовать даже без минимального систематического богословского образования – просто через вхождение в церковную традицию.

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

Н.К. Гаврюшин Часть I. Очерки Силуэты духовных академий «Русское богословие, – писал в двадцатых годах прошлого века Н. Н. Глубоковский , – принадлежит новейшему времени и сосредоточивается по преимуществу около учено-академических центров, едва сто лет тому назад получивших научную организацию» 1 . Это суждение, по существу своему неоспоримое, все же вызывает неизбежный вопрос: а что было раньше? Неужели не оставил следа Век Просвещения, оказалась бесплодной Славяно-греко-латинская академия? Ответ достаточно прост. Школа в России была тогда фактически латинской – по языку преподавания… Удивительная страна, в которой спустя семь столетий после просвещения светом евангельской истины богословие начинают преподавать на чужом, мертвом языке! Какая глубокая ирония в этом факте! И с какой остротой вновь и вновь встает болезненный вопрос о преемственности с допетровской Русью… Фактическое двуязычие на Западе преодолевалось на протяжении многих столетий, а у нас между книжным и народным языком резких границ не было, и вдруг в одночасье они оказались воздвигнуты – вскоре после церковного раскола. Несомненно, связь времен сохранялась, но прежде всего на периферии, куда рука имперского чиновничества дотягивалась с трудом. Эта связь не могла выветриться и во внутреннем устроении души, воспринимавшей новые формы как нечто навязанное извне и условное. В самом деле, в преподавании философии и богословия на латинском языке неизбежно ощущается игровой и декоративный элемент, некая барочная причудливость, подчеркивающая удаленность этой деятельности от живой веры (хотя и в Древней Руси вера и книжное учение были нераздельны только в глубинном, архаическом смысле, отражающем ситуацию той эпохи, когда Евангелие читалось вслух – для большинства неграмотных). Но теперь между непосредственной верой и школьной ученостью образовалась пропасть. Введение гражданского шрифта еще более усилило разрыв с древнерусским кругом чтения, начавшийся в связи с церковным расколом XVII века. Русское богословие послепетровской поры имеет так же мало сходства с миром древнерусского книжника, как поздняя икона фряжского письма с фресками Дионисия и партесные концерты со знаменным распевом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

От издателей Митрополит Антоний родился в 1914 г. Раннее детство провел в Персии, где его отец был российским консулом. После революции семья несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антония был пострижен в 1943 г.. В годы немецкой оккупации – врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Великобританию. Епископ (1957), митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе (1966); освобожден от этой должности по собственному прошению в 1974 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестил о живом духовном опыте Церкви. В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь , в первую очередь – проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний – глубоко личностные (хотя не замкнутые в личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним «лицом к лицу» человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, предстает свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он «не богослов», не получил систематического «школьного» богословского образования, но его проповедь заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов – тот, кто чисто молится; богослов – тот, кто знает Бога Самого...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010