Древнегреческий язык в Сретенской духовной семинарии (2002–2011) Надежда Касимовна Малинаускене со студентами Сретенской духовной семинарии Значение древнегреческого языка для духовного образования . В системе духовного образования древнегреческому языку принадлежит немаловажная роль, поскольку это язык Нового Завета, Септуагинты, свято-отеческой литературы, богослужебных текстов и молитв. На древнегреческом языке вырабатывалась богословская терминология, складывались названия предметов церковного обихода. Древнегреческий и латинский языки — это главные языки Священного Писания и Священного Предания, истоков православной веры. Это ключ к пониманию памятников христианской письменности. Православная Церковь всегда понимала важность профессиональной подготовки богословов. По поводу древнегреческого языка старец Паисий Святогорец утверждал, что «никакой другой язык не может передать догматы нашей веры… Если кто-то, не зная древнегреческого языка, занимается догматикой, то он может впасть в заблуждение. А мы убрали древнегреческий язык из школьной программы! Пройдет еще немного времени, и в наши университеты станут приезжать немцы, чтобы учить нас древнегреческому. Тогда, став сперва посмешищем, наши интеллигенты по достоинству оценят значение древнегреческого языка и скажут: “Гляди-ка, значит, не зря Церковь сохранила древнегреческий!”» . В обстоятельной статье игумена Дионисия (Шлёнова) «Тернистый путь классических языков в московских духовных школах» на архивных материалах показано, что «в России в различные исторические эпохи по-разному относились к древним языкам: в XVII — первой трети XIX в. они были живыми языками преподавания, со второй трети XIX в. вплоть до революционных потрясений начала XX в. — мертвыми языками, на которых, тем не менее, осуществлялось глубочайшее приобщение духовной культуре прошлого, во второй половине XX в. им пришлось влачить жалкое существование в условиях временного торжества воинствующего атеизма, идеологи которого планомерно пытались уничтожить вместе с духовностью Православия и классическое образование» .

http://pravoslavie.ru/51856.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 137  голосов:  3.5 из  5) Оглавление Глава первая. Морской рог Светловолосый мальчик только что одолел последний спуск со скалы и теперь пробирался к лагуне. Школьный свитер он снял и волочил за собой, серая рубашечка на нем взмокла, и волосы налипли на лоб. Шрамом врезавшаяся в джунгли длинная полоса порушенного леса держала жару, как баня. Он спотыкался о лианы и стволы, когда какая-то птица желто-красной вспышкой взметнулась вверх, голося, как ведьма; и на ее крик эхом отозвался другой. – Эй, – был этот крик, – погоди-ка! Кусты возле просеки дрогнули, осыпая гремучий град капель. – Погоди-ка, – сказал голос. – Запутался я. Светловолосый мальчик остановился и подтянул гольфы автоматическим жестом, на секунду уподобившим джунгли окрестностям Лондона. Голос заговорил снова: – Двинуться не дают, ух и цопкие они! Тот, кому принадлежал голос, задом выбирался из кустов, с трудом выдирая у них свою грязную куртку. Пухлые голые ноги коленками застряли в шипах и были все расцарапаны. Он наклонился, осторожно отцепил шипы и повернулся. Он был ниже светлого и очень толстый. Сделал шаг, нащупав безопасную позицию, и глянул сквозь толстые очки. – А где же дядька, который с мегафоном? Светлый покачал головой: – Это остров. Так мне по крайней мере кажется. А там риф. Может, даже тут вообще взрослых нет. Толстый оторопел: – Был же летчик. Правда, не в пассажирском отсеке был, а впереди, в кабине. Светлый, сощурясь, озирал риф. – Ну, а ребята? – не унимался толстый. – Они же, некоторые-то, ведь спаслись? Ведь же правда? Да ведь? Светлый мальчик пошел к воде как можно непринужденней. Легко, без нажима он давал понять толстому, что разговор окончен. Но тот заспешил следом. – И взрослых, их тут совсем нету, да? – Вероятно. Светлый произнес это мрачно. Но тотчас его одолел восторг сбывшейся мечты. Он встал на голову посреди просеки и во весь рот улыбался опрокинутому толстому. – Без всяких взрослых! Толстый размышлял с минуту. – Летчик этот… Светлый сбросил ноги и сел на распаренную землю.

http://azbyka.ru/fiction/povelitel-muh-u...

Во-первых, даже с чисто научной точки зрения эволюционная теория представляется недоказанной. Прежде всего, господа эволюционисты, представьте-ка нам живого питекантропа, или синантропа, или австралопитека, или гейдельбергского человека, или хотя бы их полные скелеты. Теория эволюции скорее напоминает квазирелигиозный догмат материалистической антирелигии, чем нормальную научную теорию, основанную на опыте, на фактах. Она зародилась раньше своей эмпирической базы и для ее доказательства ее творцы не побрезговали прибегнуть к целому ряду натяжек, обманов и фальсификатов. Так, первооткрыватель питекантропа Дюбуа уже в конце жизни признался, что нашел крышку обезьяньего черепа в 15 метрах от человеческого бедра, из которого он и составил своего обезьяночеловека. Как в конструкторе «Сделай сам». Или, например, история о том, как сделали эоантропа, или питлдаунского человека - взяли свежую обезьянью челюсть, подкрасили и приставили к черепу древнего человека. Десятки диссертаций и сотни статей были написаны по этой фальшивке, пока обман не вскрылся. Но, увы, о ней предпочли особо не возвещать «граду и миру». Очень темная история с синантропом: есть свидетельства, что первоначально среди находок костей обезьяночеловека находились человеческие черепа, которые затем таинственно исчезли . Или, например, человек из Небраски - его восстановили по зубу, который, как оказалось, принадлежал... дикой свинье, до сих пор мирно проживающей в Парагвае. Известна также история о том, как биолог Эрнст Геккель подделал рисунки человеческих эмбрионов, представив нарождающиеся конечности в виде рыбьих жабр и изобразив переход человека от рыбы к человеку на эмбриональном уровне. На самом деле, как установили эмбриологи XIX в, ничего подобного не происходит, а генетические и эмбриологические исследования XX-XXI в. показывают, что человек является человеком на всех стадиях своего эмбрионального становления. Но фальшивые филогенетические ряды Геккеля до сих пор красуются во всех школьных учебниках. С другой стороны были проигнорированы находки, опровергающие эволюционную теорию - человеческие скелеты рядом с окаменелостями динозавра, отпечатки человеческих ступней рядом со следами динозавров, молоток в слоях мезозойского периода и т.д. До сих пор т.н. «академическая наука» (на самом деле - воинствующее материалистическое лобби) либо хранит об этом молчание, либо отделывается невнятными объяснениями. Оно и понятно: сколько карьер будет поломано, если эта теория окажется блефом!

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/06/...

Загадки для детей Лучшие загадки для детей 10 июня, 2012 Лучшие загадки для детей Подборки загадок для детей разного возраста. Содержание статьи Дети любят разгадывать загадки. Психологи утверждают, что загадки для детей — не только приятный досуг, но еще и отличный способ развить память, логическое мышление, качественно провести время с ребенком. Пытаясь найти решение загадки, дети систематизируют свои знания о мире, учатся делать выводы и просто весело проводят время. Мы собрали для вас лучшие загадки для детей, которые будут интересны малышам, дошкольникам и школьникам. Это загадки про природу, животных и об устройстве окружающего мира. Загадки для детей станут хорошим времяпровождением для всей семьи. Загадки для детей 3-4 лет Вот с иголками клубок. Подкатился на порог. Глаза-бусинки глядят, Молочка они хотят. Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко. (Жираф) Она хозяйственно жужжит, Быстрей к себе домой летит. Людям вкусный мед дала, А зовут ее… (Пчела) Шубка серая для лета, Для зимы — другого цвета. (Зайчик) Ночью он не любит спать, Ему хочется гулять. Молоко из плошки пьет, Это наш домашний… (Кот) Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала. (Лиса) Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос — Сладок мягкий… (Абрикос) Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда — Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох) С волосами я дружу Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа, А зовут меня… (Расчёска) На колесах едет ловко, если тянешь за веревку. (Машинка) Посмотрите-ка, подружки, Есть колеса у игрушки. Куколку в нее сажаю И по комнате катаю. Буду мамой понарошку, Буду я баюкать крошку. (Коляска) Выпекаю куличи Из песочка, без печи. Набиваю в те посудки Я песочек-тесто. И выходят рыбки, утки… Очень интересно! (Формочки) Тянет бабка, тянет дедка, Но она сидела крепко, А потом позвали внучку,

http://pravmir.ru/zagadki-dlja-detej/

Закрыть itemscope itemtype="" > Повсеместная пропаганда гламура даёт свои всходы 30.03.2015 1572 Время на чтение 5 минут Совсем недавно мне удалось побывать на концерте, приуроченном к Дню 8 Марта. Дело было во дворце культуры «Мечта» села Кулаково Тюменского района. Кроме номеров художественной самодеятельности зрителям был предложен конкурс среди девочек-школьниц от 10 до 14 лет, что-то среднее между «А ну-ка девушки» и «Конкурсом красавиц». Всё было довольно мило и замечательно: дети рассказывали стихи, что-то придумывали из элементов одежды, делали причёски, готовили салатики. Однако всё это лишь предыстория, вспомнить и рассказать о которой я хотел бы ради вот какого примечательного факта. Рассказывая текст-презентацию о себе самой, девочкам нужно было ответить на вопрос, кем я хочу стать во взрослой жизни. Четыре девочки из десяти ответили - визажистом, т.е. тем, кто может профессионально нанести макияж, расчесать волосы, подготовить женщину к парадному, так сказать, выходу. В возрасте 10 лет дети говорят о своих мечтах, которые не стеснены рамками реальности, и нам, взрослым совершенно понятно, что всё это сто раз переменится, да и представителей этой профессии в таком количестве не нужны ... Из этого наблюдения я лично сделал два вывода. Во-первых, повсеместная пропаганда гламура даёт свои всходы. В головах детей чётко отлагаются вот эти ориентиры на отдых, развлечения, эффектную «подачу себя». Эстрада, молодёжные сериалы, журналы, общая атмосфера балдежа и отрыва, внушаемая молодым людям и детям с самого раннего возраста, дезориентирует молодых людей, делая их беззащитными перед всё более сложной реальностью наших дней. В психику людей закладываются своеобразные мины замедленного действия, т.к. детей ждёт неминуемое разочарование и неизвестно, как неокрепшая психика ребёнка сможет эти разочарования перенести. Во-вторых, родители допускают опасный разброд в умах своих детей. Ведь кто как не родители, находясь в тесном и постоянном контакте со своими детьми, обязаны готовить их к взрослой жизни? Конечно же, они и должны в первую очередь объяснять детям, что сфера развлечений и отдыха не является всеобъемлющей, это лишь время заслуженного отдыха для тех, кто смог накануне поработать, заработать себе эти минуты отдохновения от труда. Делу время, потехе час! Вот что, на мой взгляд, должны внушать родители своим дочкам и сыночкам для того, чтобы они не вырастали потребителями. Дети должны быть твёрдо и честно предупреждены о перспективе трудной и подчас тяжелой трудовой деятельности.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Произошедшее произвело на всех присутствующих колоссальное впечатление» Филолог Владимир Аннушкин о первом съезде Общества русской словесности 27.05.2016 1221 Время на чтение 7 минут Полагаю, что произошло событие огромной важности: внимание всей России обращено к Слову, ибо предмет словесности как науки и искусства, речевой практики есть Слово… Слово было в начале, Слово есть Бог, словом наградил Господь своё любимое создание – человека, и «Слово человеческое подобно Слову Божию» (Св. Игнатий Брянчанинов). Но если бы мы знали и понимали, что человек ошибается и грешит более всего в слове - почитайте-ка перечень грехов в Вечерней молитве ко Святому Духу!.. «Словесный» и есть «божественный», безсловесный=греховный, ошибочный. Произошедшее в Колонном зале Дома союзов произвело на всех присутствующих колоссальное впечатление. Это не преувеличение: там, где собираются не двое и даже не трое, а почти тысяча людей во имя любви к родному слову, где «яблоку негде упасть», где весь филологический «бо монд», и эта научно-педагогическая элита страны ощущает своё единство, это многого стоит. Конечно, собрались люди, любящие русский язык и литературу по-разному, потому что и вкусы, и идеология у всех разные… Но все оказались объединены – без преувеличения – личностью и словом Святейшего Патриарха Кирилла, который уже в предуведомлении к началу работы съезда призвал «занять взвешенные, спокойные позиции, чтобы избежать противостояния». Доклад Патриарха , как всегда, содержит ряд афористических высказываний, которые стоят того, чтобы их привести: прежде всего, о главной цели Общества, призванного продолжить традиции прежнего, созданного в 1811 году Общества любителей русской словесности. Это – изучение и популяризация русского языка и литературы, «повышение роли филологических дисциплин на всех уровнях». Думаю, что это задача, плохо реализуемая нашим научно-педагогическим сообществом, потому что наш школьник, студент, взрослый человек плохо ощущают надобность нравственно-этичного, мудро-профессионального и эстетически совершенного слова. Иначе говоря, каков язык, такова жизнь. Стиль речи – стиль жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/27/pr...

Звуки небес, песни земли, или Противоречивый Лермонтов Трудно называть его Михаилом Юрьевичем. 26 лет к моменту смерти — всего лишь… 20 мая, 2014 Трудно называть его Михаилом Юрьевичем. 26 лет к моменту смерти — всего лишь… В 2014 году грядёт двухсотлетний юбилей Лермонтова. При всей хрестоматийности Лермонтов рождает удивительно свежий отклик в каждом новом поколении, и речь не об одних лишь стихах. Проза его — «Герой нашего времени», —по признанию учителей литературы, одна из самых читаемых книг в школьном списке. К написанному и сказанному о Лермонтове в этом году будет прибавлено немало… Помянем поэта и мы. Трудно называть его Михаилом Юрьевичем. 26 лет к моменту смерти — всего лишь… Корнями Лермонтов уходит к шотландцам, и, может статься, косвенно отослано к нему стихотворение Мандельштама: Я не слыхал рассказов Оссиана, Не пробовал старинного вина; Зачем же мне мерещится поляна, Шотландии кровавая луна? И перекличка ворона и арфы Мне чудится в зловещей тишине; И ветром развеваемые шарфы Дружинников мелькают при луне! Перекличку ворона и арфы Лермонтов не слышал, но что-то ему явно мерещилось, и не раз. В его роду, вроде бы, были барды, смотревшие на поэзию как на экстаз и озарение (разумеется, в языческом понимании). А на его родовом гербе написано: «SORS MEA JESUS», то есть: «Судьба моя Иисус». Если у человека кровь барда, а судьба его — Иисус, то без трагического разделения не обойтись. Таков он и есть, молодой человек Михаил Юрьевич, человек одновременно и гениальный, и трагически разделённый. Поэт раздвоенности — так можно его охарактеризовать. Вчитайтесь-ка в эти строки: Ни ангельский, ни демонский язык: Они таких не ведают тревог, В одном всё чисто, а в другом всё зло. Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого. Вот это диагноз! Вот это рентген! А ведь это строки из безымянного стихотворения, озаглавленного датой: 11 июня 1831 года. То есть автору ещё нет семнадцати! А между тем мы видим семя для будущей фразы Достоевского о борьбе рая и ада на поле души человеческой. «Лишь в человеке встретиться могло…» Такое прозрение вымучивается, дарится наперёд, даётся за что-то или для чего-то? Вопросов много. Ответов нет даже у самого Лермонтова. Он не врач. Он сам мучается.

http://pravmir.ru/zvuki-nebes-pesni-zeml...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ [копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину , еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру , патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний- саламов . Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.

http://pravenc.ru/text/1841199.html

«Плезиадацис». Фото из учебника биологии за 9-й класс под ред. профессора И.Н.Пономарёвой «Последняя капля» Намедни возвращается мой сын-старшеклассник из школы и заявляет: – Нас сегодня биологичка просвещала, что мы произошли от обезьяны. – От какой ещё обезьяны? – настораживаюсь я. – От насекомоядной такой обезьянки. Называется она «плезиадацис». – Смотри-ка! – удивляюсь. – Даже имя «предка» откуда-то узнали... – Ну, название придумали те, кто кости обезьянки откопал. По костям и определили, что это предок всех приматов, в том числе человека. Так нам учительница объяснила. – И ты ей что-то возразил? – заподозрил я неладное. – Конечно! Поднял руку и при всём классе сказал, что человек произошёл от человека. А обезьяна – это только гипотеза. – И она тебе пару влепила? Рассказывай, не стесняйся, за эту двойку ругать не буду. – Да нет же! – едва скрывая торжество, ответил сын. – Учительница согласилась, что написанное в учебнике – гипотеза. Но если б я не встрял... Она ведь так уверенно говорила про обезьяну, будто иначе быть не может. – А что значит «человек произошёл от человека»? Ты что имел в виду? – Ну, пап, не буду же я при всех говорить, что человека Бог сотворил. Я и так в классе как партизан... Сын достал из портфеля учебник биологии, показал на картинке плезиадациса. Очень похож на мышь – с узкой мордочкой, маленькими лапками и длинным лысым хвостом. Почему именно это ископаемое животное выбрали в предки? Не понять... Листая школьное пособие с красочными картинками «эволюционного отбора», пожалел я, что в конце нынешней зимы в Москве не купил для самообразования сына другой – альтернативный – учебник биологии, выпущенный впервые в нашей стране. А ведь была такая возможность... Объёмистая книга «Общая биология. 10-11 классы», помню, сразу бросилась мне в глаза. На столиках перед входом в конференц-зал лежали разные солидные, сугубо научные издания, и тут же – обыкновенный учебник средней школы. Как он сюда затесался? Был перерыв в научной конференции, и в холле перед книжным развалом собралось множество людей. Едва протолкнувшись к прилавку, расспрашиваю продавщицу, та меня отбривает: «Вы лучше с автором учебника поговорите, с Сергеем Юрьевичем Вертьяновым. Вон он стоит...»

http://pravoslavie.ru/36746.html

По своей структуре стихи Юркевича просты, лишены всего лишнего, искусственного, что могло бы отяжелить его поэзию и отвести мысли читателя в сторону. Но каждое стихотворение этого молодого поэта - точно разряд снаряда в ночи, или вспышка прожектора, внезапно заставляющая вас зажмуриться и задержать дыхание. Стихи Юркевича заставляют нас думать и вспоминать, а также помнить, потому что забывать некоторые вещи нашей истории мы просто не имеем права. Ни мы, ни дети, ни внуки наши; ибо память пережитого тех лет должна быть священной... для всех. Без дальнейших комментариев приведу ниже несколько стихов Евгения Юркевича, дабы сам читающий смог оценить их достоинства и недостатки. + + + О.П. Григорьеву Коптилка погасла, и хлеба - ни грамма, И нечем «буржуйку» уже растопить, А в комнате - мертвые папа и мама, И мне лишь немножко осталось прожить... Я чувствую - сердце колотится редко, И страх уж ушёл из замерзшей души... И вдруг в нашу комнату входит соседка, Подходит ко мне и меня тормошит: «Скорей одевайся! Без хлеба и в холод Ты выжить не сможешь один никогда. Ты помнишь свою музыкальную школу? Там детский приемник. Иди-ка туда». Я вышел, шатаясь от злобного ветра И спазмов голодных тягучих прыжков. От дома до школы - четыреста метров. А сколько же это ребячьих шажков? Короткий тот путь от могилы к спасенью Спокойно пройти не могу и теперь. Ввалился я, падая в школьные сени, С трудом распахнув тяжеленную дверь. И в чувства меня привели, накормили, Голодные сами, как я, доктора. Ах, как же страдальчески страшны мы были, Суровой блокадной поры детвора... Года пролетели, но пульс Ленинграда Стучит в моём сердце блокадной судьбой, Хоть внуки, великая жизни отрада, Уж старше, чем я той проклятой зимой... Но мысль мою душу предательски гложет, Саднит, будто в ране осколок стекла: А если б соседка пришла чуть попозже? А если бы школа чуть дальше была?.. Т.В. Новиковой Я мало помню: холод, тишина, Метель сухая завывает тонко. Блокада. Голод. Трупы. Снег. Война - Осколки зыбкой памяти ребёнка.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010