Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем Каталикоса Грузии. Давид IV Строитель сделал Шио-Мгвимскую обитель царским доменом и продиктовал правила (типикон) для монастыря (1123). Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Монастырь был опустошён вторжением (1614-1616) персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османская оккупация Грузии привела к еще одному разрушению Шио-Мгвимского монастыря. Монастырь восстановленый Амилахвари в 1733 году был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Во время советской власти монастырь был закрыт, но в настоящее время является действующим и привлекает много паломников и туристов. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Попасть в монастырь можно из Мцхеты - на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Пешком следует дойти от села Дзегви на трассе Мцхета-Кавтисхеви. Там есть мост через Куру и дальше вверх начинается дорога к Шиомгвиме. От Дзегви 4 километра. Можно попасть из Ксани. Можно добраться по бездорожью с севера через хребет, от села Чардахи в Мухранской долине через село Схалтба. Также 4 километра. При движении с севера вы попадаете прямо на край обрыва, откуда потрясающие виды на монастырь и окрестности, однако спуститься оттуда вниз сложно - придется идти по лесу.

http://azbyka.ru/palomnik/Шио-Мгвимский_...

В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской духовной академии. 4 ноября 1903 года уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) " вторым апостолом Абхазии " Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре. Оценки деятельности Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем " избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну " . Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

http://pravicon.com/info-3627

Современное состояние: не действует. История: построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г. Преображенский монастырь г. Тбилиси Время основания: XVIII век. Местонахождение: г. Тбилиси. Современное состояние: действующий женский монастырь. История: В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 - священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия. Ркони Время основания: VII век. Современное состояние: не действует. История: Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков. Самтавро Самтавро Время основания: XI век. Местонахождение: г. Мцхета. Современное состояние: действующий женский монастырь в честь Преображения Господня. Святыни: мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского. История: первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников. Сапара Время основания: XIII век. Местонахождение: в горах недалеко от Месхетии. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: основан святым Саввой в XIII веке. Тимотес Убани Время основания: XIII век. Местонахождение: неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Александр (Окропиридзе Александр Давидович), еп.Гурийско-Мингрельский Родился в 1824 году в семье священника Горийского уезда, Тифлисской губернии. В 1845 году окончил Тифлисскую Духовную Семинарию и в этом же году 8.VII был пострижен в монашество в Тифлисском Преображенском монастыре и причислен к братии этого монастыря. В 1846 в сане иеродиакона поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1849 г. 6 октября был рукоположен во иеромонаха. В 1850 году окончил Академию со степенью кандидата богословия. 15·II.1851 назначен преподавателем Тифлисской Духовной семинарии, а потом последовательно смотрителем Абхазского и Кутаисского духовных училищ. В 1854 и 1855 гг. исполнял должность настоятеля первоклассного Гаенатского монастыря. 12.II.1855 возведен в сан игумена при Абхазской архиерейской кафедре, а в следующем 1856 г. 16.II. – в сан архимандрита, с правом управления Абхазской епархией, т.к. епископ Герман был перемещен на Имеретинскую кафедру. 4.III.1862 хиротонисан во епископа Абхазского. Хиротония совершена в Тифлисском кафедральном соборе. 30.V.1869 по случаю увольнения Преосвящ.Геронтия на покой, был назначен на кафедру епископа Горийского, вик. Грузинской епархии. В 1893, будучи епископом Горийским, награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 20.III.1896 перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской Духовной Академии. 4.XI.1903 уволен на покой. Скончался 9.·ΧΙ.·1907 и похоронен в соборном храме ШиоМгвимского монастыря. Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем «избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну». Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Немало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно – Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв.Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в гор. Сухуми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский район, окрестности г. Карели, в конце дороги через Дзамское ущелье Координаты: 41.846318, 43.69726 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точное время возведения неизвестно, но, предположительно, это временной отрезок с VI до IX века. В комплекс входят пять строений. Основное и самое старое здание Введенской церкви выложено из обработанных плит базальта, на которых едва различимо сохранились очертания росписи с орнаментом из канклийского камня. Еще одно строение – церковь прп. Шио-Мгвимского - дошло до наших дней почти в первозданном виде. Церковь Всех святых сильно разрушена из-за постоянных набегов завоевателей. По этой же причине остальные два строения – в честь св. Георгия Победоносца и в честь Воскрешения Лазаря разрушены почти до основания. Согласно исследованиям Мегвинетхуцеси, Цицишвили и еще нескольких историков, создавших труды в прошлом и позапрошлом веках, комплекс занимал довольно большую территорию с кельями и хозяйственными постройками. Здесь даже был водопровод. Основной расцвет монастыря приходится на XIII век. Позже он еще долгое время имел существенное значение в духовной жизни региона. В семнадцатом веке монастырь постепенно пришел в упадок и даже на время опустел. В 1997 году монастырь возобновил свою работу по распоряжению митрополита Руисско-Урбнисского Иова (Акиашвили). В наше время в обители проживают около дюжины монахов и послушников. Вокруг комплекса частично сохранилась окружающая его стена, строительство которой предположительно датируют XIII веком. На территории комплекса есть подземный склеп, в котором хранятся останки монахов, погибших во времена вражеских набегов. На торце главного храма комплекса необычный крест: он выполнен из грубого камня, который меняет цвет в зависимости от температуры окружающей среды. На территории комплекса постоянно ведутся восстановительные работы, и монахи надеются вернуть монастырю былое величие. Стены храма заново расписывают, меняют крыши и расширяют посевные земли.

http://sobory.ru/article/?object=58675

Шио-Мгвимский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Шио-Мгвимский мужской монастырь Шио-Мгвимский монастырь (груз. ) — мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI веке. Монастырь находится неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси. Содержание История [ править править код ] Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560-580 годах). Это крестообразная в плане церковь , очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика. Трапезная построена между XII и XVII веками и соединена переходом с пещерой святого Шио. Небольшая часовня XII века, украшенная средневековыми фресками стоит отдельно на близлежащем холме. Монастырь был несколько изменен в XI и XVIII веках, но во многом сохранил свою первоначальную архитектуру. Археологическая экспедиция 1937 года показала, что воду монашеской общине поставлял 2 километровый водопровод протянутый из соседней деревни Схалтба и упомянутый в летописи 1202 года, как построенный епископом Антоном из Чкондиди, министром царицы Тамары.

http://azbyka.ru/palomnik/Шио-Мгвимский_...

Так, на Северном Кавказе, при количестве русского православного населения втрое больше, чем в Закавказье, насчитывается втрое меньше епископов и вдвое меньше приходов. Приходы, кроме того, нужно было открывать в Сибири, в Западном крае, в Остзейском крае и в Финляндии, и сюда главным образом направлялись заботы правительства. Впрочем, как сейчас замечено, Закавказье все-таки и в этом отношении не было забыто. Открытие новых приходов в Закавказье на казенные средства вызывалось исключительно присоединением к Православию абхазцев, айсоров и армян и отчасти естественным приростом русского населения и притоком его из внутренней России. Так, в 1882 году открыты приходы, обеспеченные казенными отпусками, в селах Адлер и Вуланском Черноморского округа, в г. Батум и в селе Игдырь Эриванской губернии; в 1885 г. увеличен состав причта в г. Батуме; в 1886 году открыт приход в г. Новобаязете, Эриванской губернии, ввиду присоединения армян к Православию, и в селе Урмии той же губернии, ввиду присоединения к Православию айсоров; в том же году учреждены приходы с казенным отпуском денег в г. Тифлисе для присоединившихся айсоров и в г. Казахе Елисаветпольской губернии; в 1893 году открыты приходы в Сухумской епархии в селе Саберио и в деревне Береговой. Таким образом, всех открытых приходов насчитывается в Грузинском экзархате до 13, и все они обеспечены казенным отпуском. Приходов, как видим, открыто немного; в новых приходах в общем и не было нужды, зато существующие приходы экзархата были щедро наделены казенными средствами. Что касается русского населения на Северном Кавказе, то здесь открыто было до 100 новых приходов, но казенных отпусков им не было назначаемо. Причты и приходы существовали и существуют там на местные средства. Вместе с открытием приходов шли заботы о благоустроении монастырей. В рассматриваемый период времени учреждены на Кавказе следующие монастыри: Драндский мужской в Абхазии (1883 г.), Михаило-Афонский в Кубанской области (1883 г.), Воскресенский Мамай-Маджарский в Ставропольской губернии (1884 г.), Мартвильский в Гурийско-Мингрельской епархии (1887 г.), женский Георгиевский в Терской области (1885 г.), Бодбийский женский монастырь в Сигнахском уезде Тифлисской губернии (1888– 1889). Кроме того, Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю разрешено устроить особые подворья в Петрограде (в 1886 г.). Вновь учреждены женские общины: Теклатская Имеретинской епархии (1884 г.), возникшая вместо существовавших в этой епархии Цатисского и Теклатского мужских монастырей, упраздненных за неимением братии; Джихетская в Гурийско-Мингрельской епархии (1892–1893) и Покровская в городе Владикавказе (1894 г.). В 1887 году Шио-Мгвимская пустынь Тифлисской губернии отчислена от Тифлисского Спасо-Преображенского мужского монастыря со всеми принадлежащими ей угодьями и имуществом и возведена в самостоятельный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Это повествование напоминает мне то, что рассказывают в храме рядом с моим домом. Дело происходило в начале богоборческого XX века. Жена одного верующего человека никак не могла поверить в Бога. Тяжело заболела ее мать – пришла из больницы, плачет: " Мама умирает " . – " Пойди к Иверской, попроси " . – " Да как, мне стыдно, я ничего не знаю " . – " Иди помолись от души... " В храм ее не пускала какая-то сила, но вошла, долго плакала и молилась, наутро мать выздоровела. Монастырь Шио Мгвимского Шиомгвиме, действующий мужской монастырь. Одним из катализаторов общественного движения в конце 80-х стала борьба за этот, основанный в VI в., монастырский комплекс, попавший в зону артиллерийского полигона Закавказского округа. Возобновлены богослужения, перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в. Со св. Шио у меня связаны особые чувства – частица его мощей лежит в нашем университетском храме св. мц. Татианы. А я никогда и ничего о нем не знала. Шио (грузинская форма имени Симеон) Мгвимский (пам. 9 М. и в четверток Сырной седмицы) из Антиохии вместе с миссией сирийских монахов прибыл в Иверию для того, чтобы подать пример аскетичекого жития ивирам. Ученики разошлись с мцхетского холма. Шио отправился в дремучие леса и непроходимые, полные дикий зверей и гадов к западу от Мцхеты. Там он жил в пещере и белый голубь приносил ему хлеб. Желая подражать его святой жизни, вокруг него стали собираться иноки. Как-то иноки пришли к святому и сказали, что звери причиняют им большой вред. Шио опечалился, потому что имел жалость, как к тем, так и к другим. Он стал молиться, чтобы звери собрались к нему. Окончив молитву, увидел их с детенышими сидящими у дверей келии: " Господь избрал эту пустыню для населения ее людьми, славословящими Его, поэтому ступайте и впредь не делайте вреда никому " . Один волк на верную службу остался пасти монастырские стада, в пищу из рук монахов он принимал хлеб. В 1617 г. шах Абасс, осквернивший и эту обитель приказал вынуть останки Шио из земли и увезти в Персию. Как только принесли в Персии, началась моровая язва – пришлось вернуть, да еще и с дарами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Грузия. Святыни Самтавийско-Горийской епархии ФОТОГАЛЕРЕЯ Самтависская и Горийская епархия Грузинской Православной Церкви была создана на соборе 1995 года, в нее входят две древние кафедры. Самтависская кафедра является одной из двенадцати древнейших, которые были основаны еще при святом царе Вахтанге Горгасале в VI веке. Горийская кафедра также имеет давнюю историю. Ее самый древний храм датируется VI веком. На территории епархии располагаются несколько исторических монастырей: Кватахевский монастырь, монастырь Атени Сиони, монастырь в Ркони, монастырь святого Георгия (Гориджвари), Самтависский монастырь, где упокоен преподобный Исидор Самтавийский, монастырь Тетратхеви. Уроженцами епархии были Грузинские Католикосы-Патриархи Кирион, Леонид и Ефрем, а также святой епископ Александр. В Гори действует духовная гимназия, являющаяся одним из старейших учебных заведений в Грузии. Правящим архиереем епархии является митрополит Андрей (Гвазава) . Фото: Шио Отарашвили /Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Кафедральный собор в честь Рождества Богородицы, Гори Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Духовная гимназия прп. Георгия святогорца Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фотография класса, в котором учился И. Джугашвили (Сталин) Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Здесь учился Католикос-Патриарх Кирион Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Директор гимназии о. Борис Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Братья Карбелашвили, которые собирали и записывали церковные песнопения Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Епархиальный центр культуры и духовного просвешения Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Шио Отарашвили/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/59077.html

О том, что архим. Шио (Дзидзава) был духовным чадом преподобного Алексия Сенакского (Шушания), свидетельствуют воспоминания очевидцев. Так, воспитанницы прп. Алексия – игум. Фавста и схимон. Акепсима (Шушания) – его двоюродные сестры не раз называли о. Шио «духовным чадом» Преподобного 82 . По их же воспоминаниям как то о. Шио длительное время не появлялся на людях, в связи с чем распространился слух о его смерти. Эта весть дошла до преподобного Алексия и он, поверив этой молве, приняв ее за правду, заочно его отпел, несмотря на то что пребывал в затворе 83 . Этот факт также свидетельствует об особой близости о. Шио (Дзидзава) с прп. Алексием Сенакским. Следующим свидетельством того, что о. Шио был духовным чадом Преподобного, является также рассказ ныне здравствующего восьмидесятилетнего архимандрита Иоакима (Асатиани). О. Иоаким со слов своего духовника, настоятеля Илорского монастыря и воспитанника прп. Алексия Сенакского архимандрита Иоакима (Шенгелая), свидетельствовал, что о. Шио был духовным чадом прп. Алексия 84 . Дополняет немногочисленные сведения об архим. Шио рассказ приснопамятного сенакского протоиерея Зураба Цхварадзе, услышанный им от самого о. Шио 85 : Как повествует о. Зураб, в 1937 году о. Шио схватили и вместе с большой группой (более 100 человек) подозреваемых в сопротивлении богоборческой власти, погрузив в вагоны, повезли на расстрел. Прибыв ночью в окрестности Сенаки, арестованных стали выводить отдельными группами и расстреливать. Все это происходило на глазах у отца Шио, который в ожидании своей участи молился и пел, славя Господа. Когда со всеми расправились и о. Шио уже был в полной уверенности, что пришла его очередь, ему неожиданно было объявлено: «Ты свободен, иди, занимайся своим делом, крести людей». В ответ измученный и изумленный о. Шио воскликнул: «Что же вы со мной делаете? Их отправили в Царствие Небесное, а меня оставляете здесь, в аду?!». Таким преднамеренно дерзким ответом он рассчитывал спровоцировать их на ответные крайние меры, чтобы разделить участь только что расстрелянных. Несмотря на это, его оставили в живых и отпустили 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010