К вопросу о «православном эволюционизме»//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1320432.html Буфеев Κ., прот. О кафолическом святоотеческом содержании креационного учения: ответ на статью священника Андрея Ромашко «О сектантском происхождении так называемого научного креационизма»//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http:// www.bogoslov.ru/text/417745.html Вечность//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 94–98. Время//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 517– 530. Григорий Палама , свт. Мир не вечен. Гл. 1–2//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16. Григорий Палама , свт. Небесная сфера. Гл. 3–7//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 16–25. Григорий Палама , свт. Земная сфера. Гл. 8–14//Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 25–30. Глущенко А., диак. Учение о логосах//Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88. Грилихес Л. , прот. Шестоднев в контексте Священного Писания//Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс]/URL: Грилихес Леонид , прот. Шестоднев в контексте Священного Писания//Альфа и Омега. 2005. (43). С. 14–28. Давыденков О. , свящ. Бог как Творец мира//Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005. С. 150–166. Десницкий А. С. «Новая герменевтика» и перспективы православной библеистики//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/492188.html Десницкий А. С. Вечное возвращение и библейский Исход//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/3962614/index.html Десницкий А. С. Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики?//Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/1240183.html Епифанович С.Л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Да веселятся небеса, И да торжествует земля, Да шумит море и что наполняет его, Да радуется поле и все, что на нем, И да ликуют все дерева дубравные Перед лицем Господа. (Пс 95:11-12) Творческое «да будет», которым Господь, повелевая, приводит мир в бытие, не доступно творению, но возможность нарекать имена – как подобие Божественного слова и знак власти над всякой тварью – предоставлена человеку. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым. (Быт 2:20) Итак, говоря о творении, мы подошли к тому, что выходит за рамки тварного. За пределами Шестоднева стоит еще один день – день седьмой. И хотя он не входит в число дней творения, он имеет самое решительное значение для жизни всего тварного мира. Все, что вершилось в течение шести дней, лишь подготовка к седьмому дню, который не просто выходит за рамки, но превосходит всякое творение. Совершенство седьмого дня подчеркивается в книге Бытия не только вербально, но и формально: уже в композиции повествования о седьмом дне мы можем увидеть, с одной стороны, решительное отличие этого дня от всех прочих, а с другой, указание на его абсолютное превосходство. Во-первых, прежде чем перейти к рассказу о субботе бытописатель подводит заключительную черту под историей творения: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт 2:1). Но действительно ли события седьмого дня не имеют никакого отношения к творению и указывают лишь на то, что Бог «почил в день седьмой от всех дел, которые делал» (Быт 2:2). В пятницу вечером, т.е. с наступлением субботы в ветхозаветном храме левиты пели следующий псалом (в Септуагинте он озаглавлен «В день предсубботний, когда населена земля. Хвалебная песнь Давида», из этого же псалма взяты стихи великого прокимна, которые возглашаются на субботней вечерни православного богослужения):

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Прав ли кто-то из сторонников упомянутых точек зрения? Или вообще все объясняется иначе? Попытка в этом разобраться - статья «Откровение и наука или две истории планеты Земля» на сайте http://www.rp-c.ru/information.php?id=55 Виктор 29 декабря 2010, 16:40 Спаси Бог! Очень хороший и нужный комментарий на статью А.В.Гоманькова. Несколько непонятно, почему такая спорная статья появилась в ЖМП - центральном официальном печатном органе нашей Церкви. р.Б. Сергий 28 декабря 2010, 22:20 Без этого, даже если экономическая ситуация в мире будет хуже в десять раз (примерно, как у нас), как можно преподавать Закон Божий в школе, если она учит очевидным и другим вещам? ... - А не мог быть весь этот мир, со всеми миллиардами лет и галактиками, развёрнут в одно мгновение (понятно, кем), после появления потенциального (богоподобного!) наблюдателя, после смещения точки зрения Адама, как бесконечное количество степеней умаления (мощь наоборот)форм мира Божия (Рая)? ... И ещё есть ощущение, что уплывал-то Ной с одной Земли, а приплыл на другую ... - Дерзость всё это, но отвечать Шестодневом на геологию как-то надо. р.Б. Сергий 28 декабря 2010, 22:16 Статья - очень хорошая, полезная. А тема, и правда, недостойная: цель у христианства не богословие, а практика, и в Священном Писании писании сказано столько, сколько нужно, не больше. Но проблема в том, что это " больше " (и вряд ли хорошими силами в умы учёных) через гонку вооружений и фундаментальную науку уже состоялось, как факт общественного сознания, сильно отгораживающий людей от учения церкви. Т.е. ситуация сейчас намного хуже, чем во всю предыдущую историю христианства. Борьбу с этой пеленой, сотканной из кусочков реального знания, вмонтированного в контекст лживых, " от мира сего " гипотез язык не поворачивается " богословием " называть. Это - наука с верой. Заходить ей далеко нельзя, да и не нужно, но какие-то фундаментальные и очевидные вещи должны быть объяснены в контексте Священного Писания: сотни тысяч лет-слоёв льда в Антарктиде и 7519-й год от сотворения мира, долблёные лодки под многотысячелетними слоями речных отложений и появление людей, отсутствие следов Потопа и т.п.

http://pravoslavie.ru/43713.html

424 . Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Рус. инок. – 1916. – 18. – С. 774:425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев ; Примеч. П. Флоренского ]//Богосл. вестн. – 1917. – 2/3. – С. 179–237:45 писем (1847–1859 гг.). 426 . Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. – Париж, 1952. – 10. – С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1970. – 2. – С. 12–14. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 428 . Из неизданных писем//Вестн. Рус. христиан, движения. – Париж, 1977. – 121. – С. 9–21; 123. – С. 5–10:11 писем, среди названных адресатов: игум. Иларий, игум. Варлаам, прп. Макарий Оптинский , монах Серафим. Одно письмо датировано 14 дек. 1847 г. 429. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1981. – 5–10. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 430 . Избранные высказывания из писем епископа Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 143–147. Без указания адресатов и дат. 431. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1982. – 1–2, 5–8. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 432 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 5. – С. 9–24:3 письма без адресатов, одно датировано 4 февр. 1848 г. 433 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 9. – С. 13–20. Без указания адресатов и дат. Письма к мирянам//Там же. – 1983. – 1, 3–6, 8:435. Неопубликованные письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к Валаамскому игумену Дамаскину и настоятелю Коневского монастыря архимандриту Израилю/Предисл. мон. Иувиана (Красноперова)//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1984. – С. 21–32. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 6 писем к игум. Дамаскину от 6 мая 1843 г., 30 нояб. 1846 г., 10 февр. 1848 г., 12 янв. 1857 г., 24 мая 1857 г., 21 июля 1858 г.; 4 письма к архим. Израилю от 28 апр. 1840 г., 31 июля 1865 г., 1 дек. 1865 г., б. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

597. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина [Текст]/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 61 с. То же 2015. 598. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 1/2. С. 67: портр. 599. Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 7/8. С. 8–10: портр. 600. О смирении [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 9/10. С. 8–9: портр. 601. Милости хочу, а не жертвы [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 11/12. С. 9: портр. 602. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 8–9: портр. 603. Притча о злых виноградарях [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. С. 8–9: портр. 604. О страхе апостолов и народа пред чудесами и словами Христовыми [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 19/20. С. 8–9: портр. 2011 605. Господня Пасха: проповеди, беседы во дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. 159 с. 606. Дух, душа, тело [Текст]/святитель Лука Войно-Ясенецкий . Москва: Образ; [Тула]: Тульская епархия, 2011. 128 с. 607. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Пробл. восстановит. медицины. 2011. 5–6. С. 59–64. 608. Духовное наследие святителя Луки. Проповеди 1944–1945 гг. [Текст]//Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Москва, 2011. Гл. VIII. С. 123–214. 609. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст]: о том, что такое пост и для чего он установлен/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Приход храма Святого Духа сошествия, 2011. 15 с. То же. 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

260. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1974. – 3. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 261. Из сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) : 1. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери; 2. Беседа о чудесах и знамениях; 3. Поучение о покаянии//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1976. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 262. О благодарении и славословии Бога//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, – 1978. – 12. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 263. Поучение в неделю Всех Святых//Там же. – 1978. – 6. 264. Поучение в неделю мясопустную: О Втором Пришествии Христовом//Там же. – 1978. – 2. 265. Поучение в неделю по Богоявлении. 1-е; Поучение в неделю по Богоявлении. 2-е; Поучение на Богоявление//Там же. – 1978. – 1. 266. Поучение в 1-ю неделю Великого Поста: О православии; Поучение во 2-ю неделю Великого Поста: Значение поста для человека; Поучение в 3-ю неделю Великого Поста: О крестоношении//Там же. – 1978. – 3. 267. Поучение во вторник 11-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 8. 268. Поучение на 54-е зачало Евангелия от Луки, читаемое во все праздники Божией Матери; Поучение в субботу 4-й недели по Пятидесятнице//Там же. – 1978. – 7. 269. Поучение о Закхее//Там же – 1978. – 1. 270. Поучение о лихоимстве//Там же. – 1978. – 11. 271. Слово в неделю о самарянине; Слово в неделю о слепорожденном//Там же. – 1978. – 5. 272. Слово 1-е в Неделю Цветоносную; Слово 2-е в Неделю Цветоносную//Там же. – 1978. – 4. 273. Бог – Помощник человека в скорбех его. Поучение в неделю 9-ю//Там же. – 1980. – 6. 274. В неделю 4-ю по Пасхе. О расслабленном. О наказаниях Божиих//Там же. – 1980. – 4. 275. Знамения и чудеса//Там же. – 1980. – 7. 276. О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю 13-ю//Там же. – 1980. – 8. 277. О Царстве Божием//Там же. – 1980. – 11. 278. Объяснение молитвы Господней//Там же. – 1980. – 9:279. Поучение в двадесять девятую неделю: О благодарении и славословии Бога//Там же. – 1980. – 12. – С. 9–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1057 “Премудро изъясняющий нам бытие мира, рассуждая о мире, весьма кстати присовокупил: в начале сотворил, т.е. в начале времени τοτ στιν, ν ρχ τατη τ κατ χρνον (См. Василий Великий , в Шестодн. бесед. 1, в “Творениях Святых Отцов,” V, стр. 9). Святой Амвросий также замечает: in principio itaque temporia coelum et terram Deus fecit. Tempus enim ab hoc mundo, non ante mundum: dies autem tomporis portio est, non principium (in Hexaëm. lib. 1, cap. 6). 1059 Cyrill. Alex., lib. 1 in Evangel. Joannis cap. 6; Gregor. Magn. lib. XVI Exposit. moral. Iob. cap. 21 et lib. XXVII, cap. 3. 1067 Также и в Богослужебных книгах, напрямер: 1) “Всесильный и превечный Боже наш, Отче Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, самый сый всему миру Творец, и всея твари благословение, призри милосердым своим оком на нас, смиренных и недостойных рабов Твоих”. – 2) “Христе Боже наш, иже мудростию вся содеявый и из несущих во еже быти приведый, благослови венец лета”... 3) “Святым Духом всяческая, еже быти имут, прежде бо всех Бог, всех господство, свет неприступен, живот всех”.. (Книг. молебн. пен. л. 124 на обор. М. 1814; Октоих, ч. II, л. 150 на обор. М. 1838; Мин. за Сент. л. 3 на обор. М. 1837). 1068 “Но как у Бога, замечает на этот текст святой Василий Великий , Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное; так у Бога Дух – не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но сила освя­щающая, самосущная, самобытная, самостоятельная” (против Евном. кн. V, в Творениях святых Отцов VII, стр. 181). 1069 “Слово: носился в переводе употреблено вместо слова: согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль, говорят, озна­чается сим словом и в настоящем месте. Дух носился, то есть, приготовлял водное естество к рождению живых тварей. Таким образом из сего до­статочно объясняется предлагаемый иными вопрос: без действия ли оставался Дух Святой в деле творешя?” ( Василий Великий на Шестодн. Бесед. 2, в “Творениях Святых Отцов,” V, стр. 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Миссия не стоит в стороне от этих процессов, на всех без исключения наших подворьях ведутся серьезные и дорогостоящие ремонтные и строительные работы: где-то меняем в храмах окна и ремонтируем кровлю, где-то перестраиваем паломнические дома и благоустраиваем территории, где-то возводим новые объекты и строим другие новые планы. Святая Земля устала от одиночества без богомольцев-паломников, а потому всё и вся здесь готовятся к новой жизни «после ковида». «Интерфакс-Религия» /Патриархия.ru за темою Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] закликали до негайного та припинення вогню у Газа В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) : та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в Начальник в день його з ключовими словами Свята земля – пандемия коронавируса – Руська духовна в   ihmepb " ю «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»? И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5870870...

610. Тумаченье великопосне молитве преподобног Jeфpeмa Сирина [Текст]/Свети Лука Кримски (Водно-Яасенецки) ; превела: Божана Х. Стсуанови. Превлака: Манастир Светог архангела Михаила, 2011. 70 с.: ил. 2012 611. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 11/12. С. 4–5: фот. 612. Не бойся, малое стадо! [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 2012. 10. С. 32–33: фот. 613. «Их жизнь была на небе, у престола Всевышнего» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 24. С. 6–7: портр. 614. «Имейте горячую любовь к небесным покровителям вашим» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп.и Крым. епархии. 2012. 20. С. 3: фот. 2013 615. Дух, душа, тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . Тула: Тульская епархия; Имидж принт, 2013. 128 с. 616. Дух, душа и тело [Текст] : избранные поучения/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиеп. Симферопол. и Крым. Изд. 4-е. Москва: Даръ, 2013. 318 с. (Библиотека паломника). То же. 2016. 617. Евангельское злато [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 336 с. То же 2016. 618. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст] : из проповедей свт. Луки Крымского /свт. Лука Крымский. Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2013. 16 с. 619. «Идите вслед за ним вместе со мною и все вы, братья и сестры мои» [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 1. С. 6–7: портр. Из проповеди святителя и исповедника Луки в день Рождества 1957 г. 620. Он пришёл открыть нам путь в Царство Небесное [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 2. С. 4: фот. Проповедь святителя Луки в день Крещения 1958 г. 621. Кротость и смирение ограждают от всяких напастей и мук [Текст]/В.Ф. Войно-Ясенецкий//Таврида Православная: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 4. С. 8: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

е. не только пришла в совершенно правильный и стройный вид монастыря, но и приобрела некоторые преимущества перед другими малыми монастырями. Один только Александр простой инок управлял обителью после освящения; за тем следует ряд игуменов до второй половины XIII века в следующем порядке: священно игумен Иринарх, умер в 1203 году, священно игумен схимник Александр, священно игумен Герасим, священно игумен Симеон, скончавшийся в 1220 году, священно игумен Варсонофий, священно игумен Иона, священно игумен Никанор, священно игумен Кирилл, священно игумен Исайя, умерший в 1240 году, священно игумен схимник Варлаам. Затем следуют три архимандрита: архимандрит Леонид, архимандрит Филарет, умерший в 1272 r., архимандрит Мефодий. Что было причиною возвышения настоятельского сана в это именно время в Старицкой обители, достоверно неизвестно. Не послужило ли поводом к такому возвышению, с одной стороны, личные достоинства настоятеля Леонида и следующих за ним двух настоятелей, с другой стороны, освящение храма похвалы Пресвятой Богородицы, который очень долго не был окончательно устроен и не ранее 1272 года освящен был епископом Сименоном, первым епископом Тверским, при благоверном великом князе Ярославе Тверском. В это, без сомнения, время обитель Успенская перешла из епархии Новгородской, к которой до сих пор она принадлежала, в епархию Тверскую; и новому епископу Тверскому естественно было возвысить сан настоятеля вновь приобретённой обители, тем более, что сам Симеон, по замечанию летописцев, по премного чтил иерейский и монашеский чин. Вместе с тем в Успенской обители и число братии постепенно увеличивалось; так после имени архимандрита Филарета в большом синодике перечислено 26 имён ноков, а после имени архимандрита Леванида написано 154 имени ноков и имя юродивого Симеона. Недолго впрочем, управляли Успенскою обителью Архимандриты; после архимандрита Мефодия следуют опять Игумены: Лаврентий, при котором дом пречистый сделался ветхим. Построенный в 1165 г., этот дом пречистый в конце XIII века естественно должен был прийти в ветхость, как деревянный, и требовал обновления и поправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010