Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Зарзмская икона Божией Матери Зарзмская икона Божией Матери также известна как Лаклакидзевская (47x35 см, с окладом - 80x64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 20-х гг. XI в. З. и. датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в нач. XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки 1-й четв. XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. З. и. была перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950-964; Каранлык-килисе, 1060-1061, и др.) З. и. принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление. В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Ее за шею. Богоматерь поддерживает Младенца правой рукой за ножки снизу, левой - за плечо. Персты Ее рук экспрессивно увеличены. Фон средника заполнен сплошь растительным орнаментом, в правой верхней части помещена органично сочетающаяся с лиственным узором надпись, выполненная асомтаврули: «Матерь Христа». Четкий обобщенный силуэт фигур, прекрасно переданные пластические формы, декоративная разработка поверхности придают образу спокойную величавость и монументальность. Широкие поля З. и. заполнены 15 рельефными сценами из жизни Христа и Богоматери (10 - праздничного цикла, 5 - детства Богородицы): «Распятие Господне», «Сошествие во ад», «Вознесение и Успение Пресв. Богородицы» (вверху), «Благовещение», «Сретение», «Преображение Господне» (слева), «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Рождество Господне» (справа), «Праведные Иоаким и Анна с первосвященником», «Прав. Анна у фонтана», «Прав. Иоаким в пустыне», «Рождество Богородицы», «Чудо жезла Иосифова» (внизу). В распределении сцен не соблюдена историческая последовательность событий.

http://pravicon.com/info-3748

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Зарзмская (Лаклакидзевская) " Описания иконы Зарзмская икона Божией Матери Источник: Сайт www.pravenc.ru Зарзмская икона Божией Матери также известна как Лаклакидзевская (47x35 см, с окладом - 80x64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 20-х гг. XI в. З. и. датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в нач. XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки 1-й четв. XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. З. и. была перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950-964; Каранлык-килисе, 1060-1061, и др.) З. и. принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление. В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Ее за шею. Б[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Фотография иконы Лаклакидзевской Богоматери. Цветом выделен фрагмент чеканного оклада иконы из собрания Эрмитажа (сцена " Успение Богоматери " ). Икона хранится в Государственном музее искусств Грузии (Тбилиси). Файл 34759.jpg:   Размер: 2425x2561, 6.21 MPix, 1615 Kb. Дата: 2020-04-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (52) , (0) . Описание: Успение Богоматери. Фрагмент оклада иконы Лаклакидзевская Богоматерь. Грузия, XI в. Материал: серебро. Техника: чеканка, золочение. 10,8х5,7 см. Поступил в 1924 г. Входила в состав собрания музея барона Штиглица. Государственный Эрмитаж. Файл 34760.jpg:   Размер: 841x1667, 1.4 MPix, 464 Kb. Дата: 2020-04-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (41) , (1) . Описание: Средник иконы Зарзмская (Лаклакидзевская) (Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - С. 169). Файл 35470.jpg:   Размер: 603x943, 0.57 MPix, 318 Kb. Дата: 2021-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (33) , (0) .

http://pravicon.com/icon-4005

В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв. Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода. Святыни Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171875.html

В 1980 г. он направил в Совет по делам религий ходатайство об открытии наиболее значительных для ГПЦ духовных центров: тбилисских церквей свт. Николая, вмч. Георгия, Джварисмама, Болниси, Метехи , Анчисхати , монастыря Лурджи и др., кафоликонов мон-рей Кватахеви , Шемокмеди , Шиомгвиме , Зарзма , Сапара , Гелати, Икалто , Мартвили , Давидгареджийского, храмов Ананури , Цаиши , Греми , Эртацминда, Самтависи , Кинцвиси , Цроми , Баракони, Болнисского Сиона , Атени Сиони, в Зугдиди и др. В Грузии действовали 5 монастырей (не все были зарегистрированы Отделом по делам религий): Бетаниа (мужской), Самтавро, Ольгинский , Джикети, Теклати (женские). И. писал Председателю Правительства Грузинской ССР: «Непонятно, почему не было принято во внимание то, что монастырь Шиомгвиме является действующим, у которого есть настоятель, и там не прекращалось богослужение? Ставится вопрос, причем в грузинском монастыре орган? Рассмотрим положение и других церквей: в Метехском храме, где погребена св. вмц. Шушаник (V в.),- молодежный театр, проводятся спектакли с танцами; в великолепном Пицундском храме, где была кафедра Католикоса-Патриарха в Западной Грузии, находится орган и проводятся концерты, церковь свт. Николая в Тбилиси превращена также в концертный зал, в Анчисхатской Патриаршей церкви - мастерская, в церкви Богородицы в Надзаладеви - баня, в Цхнетской церкви - пекарня. В городах и районах Грузии множество церквей и монастырей превращены в склады, в места общественных развлечений и отдыха». Уполномоченный Совета по делам религий Г. Майсурадзе в отчете от 9 нояб. 1987 г. вновь указывал, что ГПЦ особое влияние оказывает на молодежь, чему причиной «приход молодого, энергичного, более образованного, умного и гибкого Ильи II». Майсурадзе также отмечал, что, несмотря на ограниченные возможности ГПЦ издавать церковную лит-ру, «эта ситуация используется рационально... основным ориентирующим средством для верующих является настольный календарь в объеме 25-27 печатных листов». Вскоре стал выходить «Богословский сборник».

http://pravenc.ru/text/389389.html

Экзарх архиеп. Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882) пытался восстановить авторитет Г. Э., во многом утраченный в правление его предшественника архиеп. Евсевия. Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Тифлисской ДС было создано братство Андрея Первозванного (1880), преподавателям духовных школ были предоставлены нек-рые денежные льготы. Большое внимание экзарх уделял сохранению груз. церковных песнопений. Паства запомнила его как справедливого и оказывавшего благодеяния архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода экзарха Иоанникия из Грузии, груз. общественность послала ему в Киев в связи с 50-летием архиерейского служения поздравительную депешу (Могзаури. 1901. 4. Стб. 362). Экзархи Павел (Лебедев) и Палладий (Раев), как и архиеп. Евсевий, не снискали популярности в среде груз. духовенства и груз. общества. При экзархе Павле из Метехского храма пропала икона Божией Матери в золотом окладе (датировка неизв.), из тифлисского Сиони - чудотворная икона св. Нины (датировка неизв.); во дворе Тифлисской ДС были сожжены груз. книги, в т. ч. неск. древних груз. рукописей (см. воспоминания Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе) - Кекел. Л. ф. Католикоса Каллистрата (Цинцадзе). Ед. хр. 109. Л. 125). Экзарх Палладий пригласил из С.-Петербурга фотографа С. Сабин-Гуса, к-рый выдавал себя за художника. Исполняя поручения экзарха, он под предлогом реставрации вывез из церквей и монастырей Зап. Грузии (Джумати, Хоби, Мартвили, Шемокмеди) множество икон, к-рые были проданы в частные коллекции. Коллекционер А. В. Звенигородский с согласия экзарха вывез из Грузии неск. десятков драгоценных предметов церковной утвари. Знаменитые коллекции Боткина, Звенигородского и др. были созданы в основном за счет вывезенных из Грузии церковных святынь и реликвий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 63115. Л. 14). С большим уважением к груз. традициям относился экзарх сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898). По его инициативе был основан возглавленный им Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, назначены пенсии педагогам ОВПХК. Он выдвинул в Святейшем Синоде предложение о реорганизации Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одобрил направленный груз. общественностью в 1894 г. в Святейший Синод доклад, где указывалось на притеснения груз. духовенства со стороны церковных властей, а также на произвол церковных чиновников, превративших церковное имущество в источник личного обогащения. В докладе, так и оставшемся без ответа, выдвигались требования об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы, о назначении экзархом груз. архиерея, об увеличении количества епархий и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 62115. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

35 Вальсамон собора Константиноп. прав. II. Lata siquidem tempore sanctissimi Patriarchae magnae Antiochiae Petri synodali constitutione sancitum fuisse liberam esse ac principalem κα Ατοκφαλος Ecclesiam Iberiae, sed tamen Antiocheno Patriarchae subjectam. –Codicus in notit. Graec. Episcopatunurn p. 364 пишет: Quartus Sanctissimus et Apostolicus thronus Antiochiae et Patriarchicus – complectens versus ortum solis iter LXXXVI dierum – versus Iberiam et Abasgiam – Persas, Medos – comprehendit Iberiae, quam honoravit Antiochenae Synodi dijudicatio, cum illi antea fuit subjecta: horum enim Antistites a propriis Episcopis ordinati solebant. Mathei Mon. sive Blastaris Syntagma Alphabet, lit. E 36 Царь Вахтанг не мог поставить в Имеретии более двух Епископов, потому что ею владели Греки, и Греческие Патриархи сами снабжали Епископами те места, которые принадлежали их колониям по Колхиде и берегам Черного моря. Две Епархии, открытия Вахтангом в Имеретии, вероятно находились в нынешнем Рачинском округе и земле Лихов – горных частях Имеретии, пограничной с Карталинею, не подвластных владычеству Греков. В этих местах нет и следов памятникам существования Римлян или Греков. В конце IX и в начале X века, когда исчезло влияние Греков на Колхиду и цари Грузинские вошли в обладание всеми остатками памятников Греческой цивилизации, тогда вместо Епархий учрежденных Греками: Родополиса (ныне Варцихе), Петры (Учинари, бывшее укрепление Императора Юстиниана, построенное в 530) Фазиды (ныне Поти) и Зиганея (укрепление, находившееся может быть в Кобулете, всецело принадлежащей доныне Турции.) явились след. Епархии: 1. Дандарь. 2. Мокви.3. Белиа.4. Чаиши. 5. Челеши. 6. Мартвили.7. Тквачи.8. Иппурия.9. Хопп. 10. Севастополь.11. Анаклия.12. Цагери.13. Шемокмеди.14. Джумади.15. Джакви.16. Хони.17. Никорцминда.18. Генати.19. Кутаись и др. На соборе бывшем в Константинополе при Императоре Андронике Палеологе (1282–1328) присутствовал Василий Епископ Кавказский. Oriens Christ. tom. I. pag. 1325, указывающий на книгу Патриарха Иерусалимского Досифея de Patriarch. Hierosolym lib. XII. cap. II. paragr. 10. Где была кафедра Кавказского Епископа, до ныне еще не известно.Все эти Епархии, существовали до начала XVIII века. 33 Епископства существовавшие в Карталинии, Кахетии и Сомхитии причиной того, что христианская вера торжествовала мучениками и исповедниками при ужасных нападениях на нее Турок и Персов и что еще ужаснее, при соблазнах, которые представляли Грузинские цари волею и неволею изменявшие вере и под эгидою Ислама восходившие на престол сряду почти 900 лет в продолжение XVI и XVII веков. – Впрочем Имеретинские цари никогда не изменяли вере, хотя и были притесняемы Турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нотных рукописях с кон. XIX в. часто встречаются песнопения с определением «чрели», к-рые сложнее и объемнее по сравнению с другими. Колорирование и гармоническое варьирование песнопений особо развиты в западногруз. многоголосии. Сложная вариативность называется «гамшвенеба» (от «мшвениери» - прекрасный), что означает «украшение основного или простого (сада) распева». В отличие от гамшвенеба песнопения с ремаркой «чрели» сплетены из разных модусов, неоднородных по мелодико-гармоническому содержанию и красоте звучания. С этим, возможно, связано само название «чрели» (см. выше). Сложную природу чрели подтверждает комментарий игум. Евфимия (Кереселидзе) к записи стихов «Господи, воззвах»: «Те, кто не могут должным образом исполнить высокой природы чрели «Господи, воззвах» на восемь гласов, пусть не пытаются достичь сих, поскольку всякое высокое дело требует особо способного и опытного человека. Вместо этого пусть споют они «Господи, воззвах», записанное на шестой глас, предназначенный для отроков» (Кекел. Q 672. С. 62). Груз. певч. рукопись. XVII в. (Кут. 368. Л. 299) Груз. певч. рукопись. XVII в. (Кут. 368. Л. 299) Для обозначения простого пения, к-рое является основой груз. певч. традиции, используются термины «сада кило» (простой напев) и «килозе галоба» (пение на простой распев). Обучение певчих начинается с сада кило ( Евфимий (Кереселидзе), иером. Груз. церковные песнопения на литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященной//Кекел. Q 674. С. 186). Достигнув мастерства в сада кило, певчие осваивают виртуозное пение - гамшвенебули галоба, или гавардишебули галоба. Гамшвенеба (орнаментальное и гармоническое усложнение напева) не должно переходить за грань, где возникает угроза потери основы сада кило. В груз. церковном пении выделяются 2 основные ветви: восточная (карталино-кахетинская) и западная (имеретино-гурийская). Эти ветви объединили самобытные распевы, происходившие из певч. школ различных мон-рей: Гелати, Мартвили, Шемокмеди (Зап. Грузия), Давидгареджи (см. в ст. Гареджи ), Шиомгвиме (Вост. Грузия) и др. При наличии общей основы каждая монастырская певч. школа имела самобытные традиции. В дошедших до наст. времени песнопениях зап. ветви сохранились лучшие традиции гелатской и мартвильской певч. школ. Карталино-кахетинский распев представляет духовное наследие давидгареджийской, шиомгвимской и марткопской (мон-ря Марткопи) школ. Несмотря на многообразие, все эти распевы объединяет традиц. мелодия в верхнем из 3 голосов. Разнообразие песнопений в основном обусловлено вариантными изменениями сопутствующих голосов - среднего и баса, к-рые отражают особенности местных певч. школ.

http://pravenc.ru/text/168199.html