Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский июля/13 августа 1922 Прославлен в 1992 г. Память празднуется 31 июля/13 августа (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” ( Откр 1:5 ), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” ( Ин 18:37 ) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” ( 1Пет 1:19 ). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Попущением Божиим в наш век было воздвигнуто на Руси гонение на Церковь Христову. И вновь, как в древние века, свидетельствуя о победе Христовой, пролилась кровь мучеников. Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству, мужественно призывал ее разделить с ним чашу страданий: “Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, – благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”. Невозможно поименно исчислить всех новомучеников Церкви Российской ХХ века, однако мы выражаем упование, что предлагаемая канонизация первых свидетелей Истины, мученически изливших кровь свою за Христа, явится началом дальнейшего процесса общецерковного прославления многих исповедников православной веры в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:41 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 31 марта — 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в деяниях Собора участвовали 97 архиереев.   Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества.   В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске.   По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».   В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. Было установлено «празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного». Во главе Собора новомучеников и исповедников было поставлено имя ранее канонизированного Патриарха Московского и всея России Тихона.

http://patriarchia.ru/db/text/417596.htm...

Но вскоре явился к Смоленску новый король Владислав, с 35.000 вой­ска. Смоленск уже около 10 месяцев выдерживал осаду и готов был сдаться, потому что в нем было всего 2.400 человек, и те были сильно изнурены болезнями и голодом, как прибытие короля перевернуло весь ход дела. Ночью с 6-го на 7-е августа король пе­решел Днепр и в 3 часа утра атаковал генерала Маттиссона, который укрепился в Покровской Горе. Атака сделана для того, чтобы, отвлекши Русских от крепости, успеть провезти провиант к осажденным. Сделав это дело, король отступил в свой ла­герь. На следующий день он успел пресечь сообщение между двумя русскими корпусами Шеина и Прозоровского. 25 августа он отте­снил Русских от ворот крепости и вступил в нее. Тогда, обеспечив ретираду в случае нужды, король начал действовать решительнее и с большими усилиями. Русские сначала храбро выдер­жали нападение и, многократно отбивая неприятелей, не выходили из, своих твердых окопов. Но в конце августа Поляки вытеснили Прозоровского из его позиции; а 4 сентября вышли из своих укреплений и иностранные войска, бывшие в русской службе, и все соединились с Шеиным. Этим отступлением Смоленск освобож­ден от осады, и Шеин должен был уже принять оборонительное положение. Теснимый королем, он в половине октября вынужден был оставить свою позицию, отступил на значительное расстояние от крепости и укрепил лагерь на новом месте. Между тем ко­роль отправил отряд войска в Дорогобуж, где находились военные магазины Шеина. Город быль взять и Русские лишились своих запа­сов. Остаток октября и весь ноябрь прошли в мелких стычках и размене пленных. Шеин потерял уже много войска и требо­вал из Москвы подкрепления; к большему несчастию, между вой­сковыми начальниками возникло несогласие, которое дошло до того, что Лессли, в присутствии Шеина, застрелил английского генерала Сандерсона. Сами Поляки дивились образу действия, или лучше, без­действию Шеина. У него оставалось еще 50.000 войска, и он спокойно пребывал в своих окопах. Много солдат гибло от меткой стрельбы неприятельской; но главной причиной уменьшения вой­ска в стане Шеина было сделанное, по предварительному соглашению с королем вторжение в Украйну хана Крымского, который опусто­шил там многие города и селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Созван был земский собор. На нем решено было отомстить полякам за прежние неправды и отнять у них города, неправильно захваченные ими у русских. На жалованье ратным людям положено собрать по-прежнему с гостей и торговых людей пятую деньгу, а бояре, окольничьи и думные люди, стольники, дворяне и дети боярские, дьяки, архиереи и все монастырские власти обязались давать, смотря по своим пожиткам, вспоможение, которое называлось «запросными деньгами», и доставлять в скором времени в Москву князю Пожарскому с товарищами, которым поручен был этот сбор. Главное начальство над войском в 32000 человек поручено было боярину Михаилу Борисовичу Шеину и окольничьему Артемию Измайлову (всего войска было более 66000 и 158 орудий). Шеин и Измайлов должны были идти добывать Смоленск, а прочие воеводы-другие города. Дела пошли удачно для Московского государства; воеводы успели захватить несколько городов и посадов; сам Шеин окружил себя окопами под Смоленском на Покровской горе. Поляки в Смоленске отбивались 8 месяцев и уже, по недостатку припасов, готовились сдаться, как в августе 1633 года, в ту пору неожиданно, подошел к городу Владислав с 23 000 человек войска. В это время, по наущению Владислава, казаки и крымцы напали на украинные города Московского государства. Услыхали об этом служилые люди, помещики украинных городов, бывшие в войске Шеина, вообразили себе, как в их отсутствие враги станут убивать и брать в плен жен и детей, и стали разбегаться. Войско Шеина значительно уменьшилось; он не мог устоять против Владислава на Покровской горе, отступил и заперся вблизи в острожке. Поляки осадили его. Шеин выдерживал осаду до февраля 1634 года. Войско его страдало от цынги. Сделался мор, а из Москвы не посылали ему ни войска, ни денег. Царь, 28 января 1634 года, узнавши о бедственном состоянии Шеина, снова созвал земский собор и жаловался, что сбор запросных и пятинных денег шел хуже, чем в прежние годы, хотя русская земля с тех пор и поправилась. Собор постановил новый сбор запросных и пятинных денег, который и поручен был боярину Лыкову. Но пока могли быть собраны эти деньги и доставлено продовольствие Шеину, его войско под Смоленском пришло в крайнее положение. Между тем иностранцы, бывшие при Шеине, начали сноситься с королем. Это побудило наконец Шеина испросить у царя дозволение вступить в переговоры с поляками о перемирии. Шеин заключил условие, по которому русскому войску дозволялось беспрепятственно вернуться в отечество, с тем оружием, какое оно имело на себе, положивши все пушки и знамена перед королем, а желающим предоставлялось вступить в польскую службу: но из русских людей нашлось таких только 8 человек, а иноземцев перешло довольно. 2 004 человека больных воинов было оставлено под Смоленском. С Шейным ушло 8056 человек. Шеин с товарищами вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Другой сын Артемия Измайлова, Семен, бит кнутом и сослан в Сибирь в тюрьму за то, что, будучи под Смоленском, воровал, с литовскими людьми съезжался, говорил многие непригожие слова и литовских людей дарил. Тому же наказанью подвергся Гаврила Бакин за то, что, будучи в Можайске, хвалил литовского короля и литовских людей перед русскими, называя последних плюгавством; бит кнутом и сослан в Сибирь в тюрьму Любим Ананьев за то, что жил все во дворе у Шеина, был у него в шишах (шпионах) и подслушивал, кто что про него говорил, ссорил воеводу со многими знатными людьми. Тимофей Измайлов, родной брат Артемия, был у государева дела в Москве на казенном дворе, у большой казны в суде, и по государеву указу ему, Тимофею, на казенном дворе быть не велено, а велено его с женою и детьми для измены брата его Артемья сослать в Казань. Хронограф, который неблагосклонно отзывается о Филарете Никитиче, так объясняет причины неудачи Шеина: «Царь, по совету, или, лучше сказать, по приказанию патриархову, призывает из Датской и из других немецких земель на помощь себе полковников, именитых людей и храбрых, а с ними множество солдат, отверзает царские свои сокровища, жалует немецких людей нещадно и дает русских вольных людей немцам в научение ратному делу. Сам государь не изволил на поляков идти, потому что был муж милостивый, кроткий, крови нежелательный; если бы возложил упование на вседержителя Бога и пошел сам, то думаю, что успел бы в деле. Послали Шеина: тот брал города как птичьи гнезда, потому что поляки не ждали прихода русских людей. Но Шеина Бог наказал за то, что, отправляясь из плена, дал королю клятву не воевать против Литвы, и это было известно и царю, и патриарху. Когда боярин Михайла пришел к Смоленску, то поставил острожки близ самого города, туры перед пушками землею наполняет, всякие стенобитные козни устроивает, между воеводами и полковниками рассуждает и немало городской каменной стены из пушек пробивает; немецкие полковники подкопом городские стены взрывают, словом сказать, все к нашему строению делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В это время крымские татары, подкупленные поляками, напали на южные русские области (Украина), и многие ратные украинские помещики, узнавши о том, что татары разоряют их селения и грабят именье, ушли из русского лагеря для защиты своих земель. Шеин оказался в крайне стесненном положении; в войске среди наемных иностранцев начались раздоры; иностранные полковники нередко отказывались повиноваться главному воеводе Шеину. Вследствие этого последний должен был снять осаду Смоленска и заключился в обозе. Но тут он со всех сторон окружен был поляками, которые притом успели захватить Дорогобуж со складом провианта. В войске Шеина оказался недостаток в съестных припасах, и от этого и вследствие холода открылись страшные болезни и была большая смертность. При таких обстоятельствах державшийся однакоже более четырех месяцев Шеин, не надеясь пробиться сквозь полки поляков, ни получить помощь, решился вступить в переговоры с королем о перемирии. Владислав согласился 16 февраля 1634 года выпустить Шеина с условием, что последний оставит полякам свою артиллерию и весь обоз, отпустит иностранцев и выполнит унизительную церемонию преклонения русских знамен пред королем. По возвращении в Москву с остатками войска в 8056 человек Шеин вместе с товарищами – старшими воеводами был предан суду особой комиссии по обвинению в измене и 18 апреля приговорено им отрубить головы 1 , остальные подначальные были наказаны кнутом и сосланы в Сибирь. По следам отступившего Шеина с войском король Владислав теперь двинулся к самой Москве. Но его войско страдало также от холода и голода. Сверх того до Владислава дошли слухи, что к пределам Польши приближаются с юга турецкие войска; на севере истекал срок перемирия со Швецией; войско роптало на неуплату жалованья. Тогда Владислав при столь стеснительном своем положении поспешил заключить вечный мир с Московским государством во второй половине мая 1634 года при речке Поляновке (в Дорогобужском уезде Смоленской губернии) на условиях – совершенно отказаться от своих притязаний на московскую корону и подтвердить статьи Деулинского договора, при чем Смоленск опять остался за Польшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Поставлено также в вину строгое исполнение царского наказа, чтобы ратные люди не смели ничего брать даром и не обижали бы жителей Дорогобужского и Смоленского уездов: «которые служилые люди от великой скудости и от голоду езжали в Смоленский и Дорогобужский уезд для своих и конских кормов, тех ты приказывал бить кнутом без милости, а Смоленской и Дорогобужский уезды уберег Литовскому королю со всеми запасами». Когда пришел к Смоленску Владислав, то Ш. и Измайлов будто бы «над литовским королем и над литовскими людьми промыслу своего никоторого не показали и с литовским королем и с литовскими людьми не билися». Далее упоминается: о донесениях Шеина относительно желательности перемирия; о посылке к нему ответов, в которых велено ему дожидаться «подхожих» государевых ратных людей, для сопровождения денежной казны и пушечного наряда, и, наконец, об уступке Ш. польскому королю не только всего большого наряда и оружия, но даже и тех двенадцати пушек, которые король соглашался ему оставить. Возвратившись пятнадцать лет тому назад из польского плена, Ш., судя по приговору, утаил, что целовал крест королю Сигизмунду и королевичу Владиславу, а теперь, будучи под Смоленском, исполнил свое крестное целование литовскому королю, во всем ему «радел и добра хотел, а государю изменял». В «Хронографе», которым пользовался Соловьев, о походе Ш. под Смоленск и о его клятве королю читаем: «Послали Шеина: тот брал города как птичьи гнезда, потому что поляки не ждали прихода русских людей. Но Шеина Бог наказал за то, что отправляясь из плена, дал королю клятву не воевать против Литвы, и это было известно и царю, и патриарху… Бояре московские, уязвляемые завистью, начали клеветать на него, и Шеину дают знать в полки, что в Москве на него много наветов». – По прочтении обвинительного приговора, Ш. и Измайловы были казнены – им отсекли головы. Сопоставив обвинения боярского приговора с тем, что действительно было и о чем Ш. неоднократно доносил в Москву, мы увидим – беспристрастны ли и справедливы ли были судьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

– Соловьев в «Истории России» приводит следующее показание современного Ш. москвича о впечатлении, произведенном казнью Ш. и Измайлова: «когда на Москве Шеина и Измайлова казнили, и за это учинилась в людях рознь великая, да на Москве же были пожары большие, выгорела Москва мало не вся; в Можайске ратные люди так же погорели и разъехались». В настоящем кратком биографическом очерке М. Б. Шеина, одного из замечательнейших русских людей XVII в., не место, конечно, приводить разнообразные и прямо даже противоречивые отзывы историков XIX в. о его походе под Смоленск в 1632–1634 гг. и о его казни. С своей стороны заметим лишь, что большая разница: защищать или осаждать крепость. В 1609–1611 гг. Шеин и все смоленские «сидельцы» были у себя дома: они имели кров и надолго были обеспечены съестными и пушечными запасами; отбиваясь от поляков, они были уверены, что стоят за «православную веру и отечество». С лишком двадцать лет спустя, в 1631–1634 гг. Ш. должен был возвратить Московскому государству Смоленск, начальствуя над войском, состоявшим из великоруссов, южноруссов, казаков, татар и наемных иноземцев разных народностей. Если добавить к этому осеннее ненастье в начале похода, затем зимний холод, с трудом переносимый иноземцами, частый недостаток в съестных припасах, медлительность московского правительства и воевод, назначенных под Смоленск для выручки Ш. и всего войска, наконец, разницу в годах Ш. во время сиденья его в Смоленске в 1609–1611 гг., и во время осады 1632–1634 гг. – тогда будет если не извинительна, то, во всяком случае понятна не измена, а неудача, которая привела Шеина к смертной казни. Никоновская летопись (Русская летопись по Никонову списку). СПб. 1792 г., VIII, с. 62, 146, 162–163. – Новый летописец. М. 1853 г., с. 64, 124, 136, 185, 187. – Др. Рос. Вивл., 2-е изд., XIII, с. 150, 152, 157; XX, с. 82. – Собр. Госуд. Грам. и Договор. – тт. II и III. – А. А. Э., т. II и III. – Акты ист., тт. II и III. – Р. И. Б., изд. Археограф. Комиссии, тт. I, III, IX, XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

22 июня (5 июля) был оглашен приговор трибунала: «...Виновность Казанского (Вениамина), Новицкого, Ковшарова, Богоявленского, Чукова, Елачича, Чельцова, Огнева, Шеина (архимандрита Сергия), Плотникова (епископа Венедикта), Бычкова, Петровского установлена в том, что первый, являясь представителем Православной Русской Церкви Петроградской епархии, а последние - членами правления приходов в период проведения Советской властью Декрета об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 года... вошли в соглашение с Патриархом Тихоном для проведения одинаковой линии в вопросе изъятия церковных ценностей, в духе того нелегального воззвания Патриарха Тихона, распространенного им в феврале месяце сего года, призывавшего население Республики к возмущениям, с каковой целью... придали организации характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с Советской властью...» Трибунал приговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Н.К.Чукова, протоиерея Л.К.Новицкого, И.М.Ковшарова, профессора Н.Ф.Огнева, И.А.Елачича к расстрелу. Других обвиняемых, среди них - Бычкова, Парийского, Петровского, Толстопятова - к разным срокам лишения свободы, 22 человека, в том числе известный канонист профессор Бенешевич, были оправданы. Сразу после вынесения приговора петроградским трибуналом, обновленческое Высшее Церковное Управление оглашает свой «приговор» по тому же делу - документ изумительной низости и бесстыдства: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу..., лишить священного сана и монашества. Председателя и членов правления приходов Петроградской епархии Новицкого, Ковшарова, Елачича и Огнева... отлучить от Православной Церкви. Членов того же правления священнослужителей епископа Венедикта (Плотникова), протоиерея Богоявленского, Чукова, Чельцова, архимандрита Сергия (Шеина) уволить от должности и лишить священного сана...» Других осужденных священнослужителей Высшее Церковное Управление «запретило» в священнослужении, мирян, проходивших по делу, «отлучило» от причастия на разные сроки.

http://sedmitza.ru/text/407486.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010